Дворец Питти во Флоренции: история, музеи, билеты. Палаццо-питти

Адрес: Италия, Флоренция
Начало строительства: 1458 год
Окончание строительства: 1464 год
Архитектор: Филиппо Брунеллески, Лука Франчелли
Координаты: 43°45"54.4"N 11°15"00.7"E

История этого величественного и монументального флорентийского дворца, строительство которого было начато в 1400-хх годах, будет интересна абсолютно всем: и простым путешественникам, и людям, посвятившим свою жизнь изучению истории этого великолепного цветущего города.

Палаццо Питти с высоты птичьего полёта

Уже один тот факт, что палаццо Питти в разное время принадлежал великой династии Медичи, Лотарингским герцогам и итальянской королевской фамилии, говорит о том, что это архитектурное сооружение многие туристы неспроста называют «Великим Королевским Дворцом». Ниже в материале довольно часто будет упоминаться слово «палаццо», которое означает великолепный дом-дворец. Сегодня Питти представляет собой один из самых крупнейших и самых интереснейших музеев Флоренции . В его стенах размещены Музей Серебра и Музей Карет, Палатинская Галерея и Галерея современного искусства.

Палаццо Питти история строительства

Палаццо Питти гордо возвышается на склоне холма Боболи, на южном берегу флорентийской реки Арно. Согласно историческим документам, первоначально здание было построено Лукой Питти, который сразу после посвящения в рыцари за заслуги перед республикой, приступил к строительству роскошного и величественного здания. Однако кто был первым архитектором, сумевшим создать такое великолепие, доподлинно неизвестно. Очень многие специалисты считают, что Питти заказал разработать план и сделать чертежи дворца самому известному и знаменитому архитектору Филиппо Брунеллеско. Лука Питти желал во всем превзойти самого Медичи, в том числе, и в размерах здания, и в его роскоши. Он заказывает архитектору проект палаццо, в котором бы обязательными были огромные окна «такие же большие, как двери резиденции Медичи», внутренний двор «такой, чтобы в нем мог поместиться весь дворец Медичи на Виа Ларга».

Вид Палаццо Питти с башни Арнольфо

Специалист, выслушав Питти, действительно разработал проект поистине огромного дворца: здание имеет длину в 201 метр (!), а его высота немного превышает 37 метров. Причем, грандиозным в его понимании должно было быть все: одинаково высокие этажи, одинаковые пролеты порталов и окон, одинаковые карнизы и балконы, мощнейшие арки. Трехэтажный дворец, построенный из «обломков» горы (грубо высеченные камни золотого оттенка), практически лишен украшений фасада. Пожалуй, исключением можно назвать балюстраду, которая словно «струится» по самому верху огромного строения, и окна, выступающие вперед и поддерживаемые арками.

Как только строительство палаццо подходило к своему завершению, семейство Питти переехало во дворец. Однако им недолго довелось наслаждаться созданной роскошью и великолепием. В 1472-м году Лука Питти скоропостижно скончался, семья несла убытки, вследствие чего дворец был брошен и запущен. Спустя столетие дворец переходит во владение к герцогу Козимо I Медичи (впоследствии первого Великого герцога Тосканского), а если быть более точным, его супруги Элеоноре Толедской. Это период нового расцвета палаццо Питти. В те времена за его восстановление взялся архитектор Бартоломео Амманнати, внеся значительные изменения в первоначальную конструкцию Брунеллеско (?).

Вид фасада Палаццо Питти

По его задумке была построена большая широкая лестница, ведущая на второй этаж, две боковые двери были заменены на напольные окна, увеличена длина фасада за счет возведения боковых пристроек. Однако главным преобразованием, которое появилось в те времена и заслуживает особого внимания, является появление великолепного внутреннего дворика, который по праву считается классикой Ренессанса. Также ценители архитектурных стилей могут заметить и «присутствие» стиля маньеризма, который отображается в ионических, дорических и коринфских колоннах.

Внутренний двор, ведущий путешественников в парк, завершается небольшим фонтаном, террасой и амфитеатром, по форме напоминающим подкову. Сегодня можно лишь представить себе, какие пышные праздники проходили во дворе палаццо Питти, какие сложные представления показывали артисты перед своими зрителями. В некоторых источниках можно прочитать информацию о том, что для одного спектакля была даже специально затоплена вся площадь двора: артистам в те времена потребовалось разыграть морскую битву. До наших дней сохранилась уникальная фреска полукруглой формы, на которой изображен палаццо Питти конца 1500-х годов .

Новое преобразование дворца приходится на XVII век, когда у власти стоял Козимо II, а позже Фердинандо II. Палаццо Питти еще более увеличился в размерах, а коллекция картин была дополнена работами известнейших художников Европы . Кроме этого в палаццо была собрана коллекция монументальных алтарей Андреа дель Сарто, уникальные полотна Ван Дейка и Рубенса, незабываемые пейзажи Сальватора Розы.

Вид на внутренний двор Палаццо Питти

Последние наиболее важные изменения в архитектуре дворца произошли во времена правления герцогов Лоранских. Тогда Питти «получил» два боковых полукруглых крыла: Рондо Бахуса и Каретное Рондо. Кроме этого был построен, так называемый, Палаццина Меридиана, что в переводе на русский язык дословно звучит, как «маленький палаццо». Во флорентийском дворце Питти можно увидеть и следы влияния наполеоновской эпохи: в палаццо есть комнаты Марии Луизы Бурбон, ванная комната Наполеона и ванная Марии Луизы, спроектированные Джузепе Чачиалли, предпочитавшего стиль тосканского неоклассицизма.

Палаццо Питти в наши дни

Как уже было сказано выше, под крышей палаццо Питти объединены несколько музеев, которые ежедневно принимают у себя гостей из разных уголков планеты. Прежде всего, следует упомянуть Галерею Палатина, известную на весь мир своей уникальной коллекцией картин, среди которых невозможно не отметить работы Тициана и Рафаэля, Боттичелли и Караваджо, Веласкеса и Ван Дейка, Рубенса и Филиппо Липпи. Кроме этого в Питти открыта для посетителей Галерея Современного искусства, в которой представлены работы итальянских художников, творивших в XIX- XX веках. Музей Костюма знакомит путешественников с одеждой различных эпох. Кстати, это единственный музей Костюма, наиболее полно дающий представление об истории моды. В Музее Серебра находятся настоящие сокровища: драгоценные камни, изделия из золота, серебра и слоновой кости. Не может не восхитить и уникальная коллекции ваз: некогда собранных Лоренцо Великолепным, вазы империи Сасанидов (Венеция и Византия XIV в.), древнеримские амфоры.

Палаццо Питти – один из главных музейных комплексов Флоренции. Для горожан и гостей города открыто 140 залов общей площадью 32 тыс. м2. Палатинскую галерею, музей серебра, музей карет, музей фарфора, галерею современного искусства на площади Питти ежегодно посещает около 1 млн. человек.

Страницы истории

Строительство самого большого палаццо Флоренции стало результатом соперничества двух благородных семей города. Преуспевающий банкир и сторонник дома Медичи Л. Питти решился таким образом бросить вызов своему покровителю. Главным условием при заключении договора с архитектором Л. Франчелли в 1458 г. было, чтоб его новый дворец превзошел по масштабности и роскоши резиденцию дома Медичи палаццо Веккьо.

Для осуществления своей цели он не жалел никаких средств и не стеснялся в выборе методов, используя при строительстве труд осуждённых преступников. Вполне возможно, что его тщеславие стало одной из причин финансового краха семьи. Л. Питти так и не успел в полной мере удовлетворить свои амбиции: строительство палаццо завершилось в 1487 г. уже после его смерти.

Наследники банкира не имели возможности содержать грандиозное здание в порядке и почти век оно пребывало в полузаброшенном состоянии. Подлинной насмешкой судьбы над амбициозными планами Л. Патти стало то, что в XVI в палаццо перешёл в собственность представителей рода Медичи. В 1549 г. его приобрела у Б. Питти Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи I.

Новые владельцы не сразу сделали палаццо своим постоянным домом. По распоряжению герцога, он подвергся значительной перестройке. В 1558-1570 гг. Б. Амманати построил монументальную лестницу, ведущую к парадном входу дворца. Он же в эти годы почти в 2 раза увеличил размеры палаццо, выполнив проект пристроя со стороны двора в стиле маньеризма. В 1565 г. Д. Вазари закончил строительство крытой галереи, проходящей над рекой Арно и соединяющей палаццо Питти, Уффици и Веккьо.

В 1616 г. в облик дворца снова были внесены значительные изменения. Внуку Б. Амманати Д. Париджи было поручено увеличить площадь палаццо за счет строительства пристроя с северной стороны. В 1631 г. его сын архитектор А. Париджи выполнил аналогичную работу с южной стороны здания.

В 1737 г род Медичи пресёкся и права на палаццо перешли новому правителю Тосканы из лотарингской династии Франциску I Стефану. В 1828 г. с соизволения герцога Леопольда II часть залов палаццо с бесценными шедеврами живописи и скульптуры стали доступны для широкой публики.

Последний раз палаццо перестраивался в 1783-1820 гг. В эти годы по проектам архитекторов Д. Руджери, Г. М. Палеотти и П. Поччинати к зданию были добавлены два крыла-рондо, огибающие площадь.

В результате бурных событий Рисорджименто Флоренция на несколько лет становится столицей единой Италии, а палаццо Питти в 1865-1871 гг. было резиденцией её первого короля Виктора Эммануила I. В собственности савойской династии дворец и художественная коллекция оставались до 1919 г. В этом году по указу Виктора Эммануила III они были переданы государству и с этого момента начинается история современного музейного комплекса.

Архитектурный стиль палаццо

Внешний облик здания эпохи Ренессанса не вполне соответствует современным представлениям о дворцах. Рустованная кладка из грубо отёсанного флорентийского камня и почти полное отсутствие изящных архитектурных элементов декора создаёт ощущение монументальности, несокрушимой твердыни, свойственной скорее средневековому замку.

Высота здания составляет 38 м, а линия главного фасада превышает 200 м. Однако, первоначально палаццо был длиной всего 107 м. Это соответствует семи центральным окнам в трёхэтажной части здания. По всей линии фасада на уровне 2-го и 3-го этажей устроен балкон с каменной баллюстрадой.

Пилястры и полукруглые арки фасада подчеркивают его чёткую планировку. Немногочисленные декоративные украшения представлены только головами львов в герцогских коронах над окнами первого этажа.

Со стороны двора в отделке стен чередуется кладка из камня с ровной и грубо обработанной поверхностью. Неровная поверхность колонн, украшающих палаццо, напоминает стволы деревьев сада Боболи, тем самым подчеркивая близость искусства и природы. Левое и правое крылья палаццо, а также двухэтажные флигели, созданные в XVII и XVIII вв. гармонично сочетаются с основным объёмом здания.

Интерьер дворца

Убранство внутреннего пространства живо контрастирует с аскетичностью фасадов здания. Первоначальный интерьер палаццо сохранился лишь частично: то, что можно увидеть здесь сегодня создано в основном в XVII- XVIII вв. Его коридоры, залы и галереи в изобилии украшают лепные позолоченные орнаменты, мозаичные наборные паркеты, гобелены и многочисленные фрески.

В XVII в. по распоряжению герцога Фердинанда II Медичи была проведена перепланировка второго этажа. Его залы были объединены в барочную анфиладу и украшены фресками П. ди Кортона с сюжетами о жизни обитателей Олимпа: Марса, Аполлона, Юпитера, Сатурна и Венеры.

Не только этим, но и многим другим помещениям палаццо дали название сюжеты настенной живописи или имена выполнивших их в разное время живописцев. Зал Кастагноли носит имя художника, расписавшего потолок. Фрески на тему великого библейского потопа, выполненные Л. Адамоло, объясняют происхождение названия Зала ковчега.

Д. Колигнон украсил одно из помещений палаццо росписью, иллюстрирующей предания о Психее. Его же кисти принадлежит декоративное убранство на тему древнегреческого мифа Зала Прометея. Наконец, живопись на потолке зала Улисса кисти Г. Мартелини повествует о приключениях хитроумного царя Итаки.

Сады Боболи

Живописный парк площадью 4 га за палаццо на склоне холма по желанию Элеоноры Толедской. был создан трудами Н. Триболо в 1551 г. После его кончины в дальнейшем работу над его совершенствованием продолжили Д. Вазари и Б. Аммонати.

Главная аллея ведёт от амфитеатра в древнегреческом стиле к большому фонтану со статуей Нептуна. На сцене под открытым небом регулярно ставились спектакли по произведениям Публия Теренция Афра и Д. Б. Чини. Иногда здесь устраивались грандиозные зрелища, вроде морского сражения между 12 кораблями турецкого и христианского флотов, для чего перед амфитеатром был создан искусственный бассейн глубиной около 2 м.

Вдоль садовых аллей и около гротов Пещера Моисея и Большой пещеры, созданных по проекту Б. Буанталетти в 1583-1593 гг., установлено около 200 скульптур. Среди достопримечательностей выделяется древнеегипетский обелиск из Луксора, перенесённый сюда с римской виллы Медичи.

Парк был открыт для публики намного раньше палаццо, уже в 1766 г., и быстро стал популярным местом отдыха. Для русского человека особенно приятно, что этот уголок Флоренции был любимым местом неспешных прогулок Ф. М. Достоевского.

Михаил Малиновский

Палаццо Питти - самый большой дворец Флоренции. История его появления довольно интересна. Влиятельнейший человек своего времени банкир Козимо Медичи построил в центре Флоренции палаццо для своего семейства. Дворец в стиле раннего Ренессанса, сдержанный и одновременно роскошный, с внутренним двориком и залами, украшенными произведениями лучших итальянских художников и скульпторов, стал предметом зависти многих знатных горожан.

Однако они не решались строить палаццо, которые были бы лучше палаццо Медичи. Лишь Лука Питти, не менее влиятельный и жаждущий власти, затеял постройку дворца, который бы по всем статьям превзошел палаццо соперника.

Согласно легенде, Лука Питти распорядился, чтобы окна в его дворце были такими большими, как двери в палаццо Медичи, а внутренний двор палаццо Питти вмещал весь дворец Медичи.

Так это или нет, неизвестно, поскольку есть и другие сведения: Лука был другом Козимо Медичи, а Козимо - покровителем Луки. Впрочем, это не означает, что они не могли быть соперниками.

Предполагают, что архитектором палаццо Питти был не особо известный Лука Франчелли, поэтому дворец Питти превзошел дворец Медичи лишь своими размерами. Палаццо Питти начали строить в 1458 г., но сам Лука не дождался окончания строительства. После смерти Козимо Медичи его преследовали финансовые неудачи, а вскоре он умер сам.

Почти через сто лет потомок Питти продал палаццо семейству Медичи, которые его достроили, вдвое увеличив площадь. Длина фасада трехэтажного дворца составила 205 м, а высота - 38 м. Высота каждого этажа - более 10 м.

Был построен надземный коридор, шедший из старой резиденции Медичи в палаццо Питти. Вокруг были разбиты сады - знаменитые сады Боболи. Внутренний двор палаццо - самый красивый двор в ренессансном стиле.

Два века палаццо был резиденцией Медичи, пока не перешел к новым хозяевам: сначала к представителям Лотарингской, а затем Савойской династии.

В 1919 г. палаццо Питти национализировали. В нем разместились галереи искусств с мировыми шедеврами, приобретенными государством, и музеи. Для осмотра открыты 140 дворцовых комнат.

Как и палаццо Медичи-Риккарди, палаццо Питти облицован золотистым рустом, что придает ему значительность и некоторую мрачность. И так же, как интерьер палаццо Медичи, интерьер палаццо Питти поражает великолепием. Во дворце сохранились настенные и потолочные росписи, старинная мебель, гобелены работы лучших мастеров Тосканы.

Ныне в палаццо Питти открыта Палатинская галерея с коллекциями картин, в том числе Рафаэля и Тициана, Галерея современного искусства, Галерея костюма, посвященная истории моды, Музей серебра, Музей карет и Музей фарфора.

Полезная информация

Где находится

Адрес палаццо Питти (оригинальное название - Palazzo Pitti) следующий: Piazza de Pitti, 1, Флоренция , Италия .

Как добраться до палаццо Питти

Дворец Питти расположен на Piazza dei Pitti. Подъехать к нему можно автобусом № 11 или D.

Режим работы палаццо Питти

Палаццо открыт в любой день недели, кроме понедельника, с 8:15 до 18:50. Билетная касса закрывается в 17:00.

Палаццо Питти — большой дворец в Ольтрарно, через реку от исторического центра Флоренции. В течение долгого времени он был резиденцией флорентийских правителей, пока в 1919 году не перешел в собственность итальянского государства. С тех пор Палаццо Питти был превращен в музейный комплекс, коим является и по сей день.

В 1458 году могущественный флорентийский банкир Лука Питти решил построить дворец, чтобы конкурировать с правящей в то время семьей Медичи. В качестве места для палаццо он выбрал Ольтрарно — небольшой район Флоренции на берегу реки Арно. Дизайн палаццо принадлежит Филиппо Брунеллески, который умер за 12 лет до начала фактического строительства. Всем процессом руководил его ассистент Лука Фанчелли, а строительство велось до 1465 года.


В 1549 году потомки Питти столкнулись с финансовыми проблемами и продали дворец Элеоноре ди Толедо, испанской жене Великого Дюка Козимо Медичи. Она постоянно жаловалась на плохое здоровье и убедила Козимо, что атмосфера пригорода позитивно повлияет на ее самочувствие. Тем не менее, Ольтрарно располагался не так далеко от центра Флоренции и был довольно быстро заселен по мере разрастания города.


Спустя год семья Медичи переехала из Палаццо Веккьо в Палаццо Питти, сделав его главной резиденцией правителей Флоренции. Они привлекли архитектора Вазари к строительству коридора, соединяющего новую резиденцию с Уфицци и Веккьо. Это позволило членам семьи Медичи пересекать реку без необходимости выходить на улицу.


Вскоре после заселения, Медичи наняли Амманати для расширения Палаццо Питти. Амманати работал над дворцом с 1558 до 1570 года, создав несколько изысканных фонтанов, внутренний двор и ряд новых залов. Впечатляющий фонтан Артишок на террасе у внутреннего двора был построен в 1641 Джиованни Сусини, а Козимо I дал начало созданию легендарным Садам Боболи позади дворца.


После смерти последнего члена семьи Медичи к правлению пришли представители Дома Лоррейн. В 1828 году Палаццо Питти был снова расширен, добавлены два новых крыла и Пьяцца деи Питти — площадь перед зданием. Они также полностью обновили интерьеры дворца. Позже дворец находился во владении семейства Савой, Бурбонов и даже Наполеона. Последним владельцем был король Витторио Эмануэле III, открывший дворец для публики, и теперь это одна из самых посещаемых итальянских достопримечательностей .


Сегодня дворец стал домом для нескольких музеев Флоренции. Билеты для посещения Палаццо Питти можно приобрести вместе с билетами в Сады Боболи. Они также дают доступ к посещению двух музеев: Музея Фарфора в Касино дель Кавальере и Музея Серебра. Несколько дополнительных музеев находятся непосредственно внутри Палаццо.




Роскошные интерьеры Палаццо Питти служат прекрасным местом для музеев, включая королевские палаты и галерею Палатина с коллекцией картин эпохи Ренессанса и Барокко. Здесь также есть галерея костюмов, где демонстрируются одежды семейства Медичи и Дома Лоррейн. Не упустите шанс посетить также музей Современного Искусства с картинами ведущих мастеров от 18-20х веков.

Прогуляемся на левый берег реки Арно и прогуляемся до площади Питти, где расположен самый большой флорентийский дворец - палаццо Питти. В дворце находятся целых шесть музеев, а позади огромный цветущий сад Боболи

Ключевые слова: Что посмотреть во Флоренции, дворец Питти во Флоренции, сады Боболи, интересные маршруты по Флоренции, достопримечательности, Экскурсии по Флоренции, отзывы о Флоренции, Тоскана Италия .

Примерно в трёхстах метрах от Понте Векьо на левом берегу реки Арно прямо по улице Via de"Guicciardini находится огромная, по меркам Флоренции, покатая площадь Питти, где расположен самый большой флорентийский дворец - Палаццо Питти. Внешне не привлекательный, лишенный характерных для Флоренции того времени украшательств, дворец имеет действительно внушительные размеры, достойные не только Флоренции, но и самого Рима.


Строить это здание начал еще в 1458 году городской банкир Лука Питти, в качестве жилища для себя любимого и своей семьи. Назвать это грандиозное сооружение банкир планировал в свою честь - Палаццо Питти. Размеры были выбраны не случайно, Питти очень хотел превзойти размерами дворец собственного правителя - Медичи, а окна в своем доме он заказал размерами больше, чем двери в Палаццо Медичи. Но, увы, чуть позже его постигли финансовые трудности и Лука Питти умер в 1472 году так и не достроив собственный дворец.

Недостроенный дворец таки выкупили потомки Медичи и аж в 1570-х годах возобновилось строительство. Новые владельцы значительно видоизменили облик здания, руководил строительством архитектор Вазари. "Новые Медичи" пожелали расширить здание, так с тыльной стороны сооружения появилась габаритная пристройка, увеличившая площадь дворца в 2 раза. Также Вазари создал надземный переход (да-да, тот самый знаменитый "коридор Вазари"), который соединял дворец Питти, дворец Веккьо, мост Понте Веккьо и галерею Уффици. При помощи такого коридора члены властвующей семьи могли быстро и безопасно перемещаться из одного здания в другое.

Музеи Палаццо Питти

Современному туристу не приходится любоваться внегним видом дворца, но ни один турист не пройдет мимо палаццо Питти. Ныне здесь находятся несколько довольно интересных и занятных музеев, а за дворцом раскинулись роскошные Сады Боболи

Всего в палаццо Питти шесть музеев:

  • Галерея современного искусства;
  • Палатинская галерея;
  • Галерея костюма;
  • Музей фарфора;
  • Музей серебра;
  • Музей карет.

Основным считается Палатинская галерея, но только потому, что эта галерея представляет историю и убранство дворца. Вот так примерно выглядит интерьер Палаццо Питти.


Сады Боболи

Сразу за дворцом Питти находятся знаменитые сады Боболи. Здесь фотографий будет немного побольше, многие ведь приезжают во Флоренцию зимой, а большинство сомневается идти или не идти. Моё мнение - позволяют силы и время - идти обязательно!

Сады, как я уже говорил, начинаются прямо за палаццо Питти


Немного википедии:

Сады Боболи были заложены по указанию Элеоноры Толедской, супруги великого герцога Козимо I (Медичи). Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари.

Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В этом амфитеатре проходили самые первые оперные спектакли в мире.



Аллеи парка

Немного современного арта

Скульптуры фонтана


Прогуливаясь по парку можно встретить и аппетитные композиции:)


Можно выложить целую галерею фотографий, но лучше всё посмотреть воочию. Гулять здесь можно оооочень долго, территория парка более 4.5 гектаров. Для наглядности и оценки масштаба карта левобережной части Флоренции:


Ну что ж, после единения с природой можно вернуться и к искусству:)