Если человека похоронили а он живой. Похоронили, помянули, а он оказался живой — трагикомедия в Екатеринбурге

Как правило, очень сложно выяснить, от каких болезней умерли известные исторические фигуры. К примеру, для установки точной причины кончины великого композитора Фредерика Шопена понадобилось 150 лет. Он умер от редчайшего осложнения туберкулеза перикардита, который вызывает отек прилегающих к сердцу тканей. Причина была найдена благодаря тому, что сердце великого композитора было сохранено в специальном сосуде.

Страхи великих людей

Да, вы все правильно поняли. Сердце Шопена тщательно хранили с момента его смерти в 1849 году. Перед своей кончиной он попросил, чтобы его сердце было вырезано и похоронено в Польше - стране, где он родился. Исторической фразой, произнесенной великим человеком, стало: «Поклянитесь, что вы заставите вскрыть меня, чтобы я не был похоронен живым».

Шопен страдал фобией быть похороненным заживо. Великий композитор был далеко не единственной знаменитой личностью, страдющей от подобного страха. На самом деле тафефобия была довольно распространенным явлением для того времени.

Джордж Вашингтон настолько боялся быть похороненным заживо, что хотел, чтобы его мертвое тело пролежало три дня, прежде чем будет погребено. «Так окружающие смогли бы убедиться, что он в действительности мертв», — пишет Сара Мюррей в своей книге «Выход».

Писатель Ганс Христиан Андерсен и учредитель знаменитой премии Альфред Нобель также мучились от этого страха и желали, чтобы их вены были вскрыты после того, как они, казалось, отошли в мир иной. Так окружающие могли бы убедиться, что они действительно не живы.

Захоронение живых людей в библейские времена

Случаи захоронения живых людей существовали с библейских времен. По словам Кеннета В. Изерсона, профессора экстренной медицины в Университете Аризоны и автора книги Death to Dust, тафефобия была основана на исторической реальности, которая имеет глубокие корни.

«Мы знаем, что существует опасение быть похороненным заживо еще с библейских времен», — говорит он. В то время, когда Иисус воскресил Лазаря из мертвых, было принято обматывать тела и хоронить их в пещерах. Затем через несколько дней кто-то ходил проверить, не были ли люди живыми. Причина, по которой осуществлялась подобная процедура, крылась в том, что такие случаи иногда встречались.

В прошедшие столетия болезни оценивались иначе

«В случаях, когда люди были по ошибке похоронены живыми, мы не можем с достоверностью судить, какими заболеваниями они страдали», — говорит Изерсон. Возможно, что в 19-м веке брюшной тиф, который отличается очень медленным развитием, привел к некоторым преждевременным погребениям. В целом определить, как погибали знаменитые фигуры, только судя по историческим записям, весьма трудно, так как понимание болезней людьми прошлых столетий существенно отличается от того, как расцениваем их мы в настоящее время.

В течение продолжительного периода времени приборы для определения функций органов были неточны, и единственный верный способ установления того, умер человек или нет, заключался в том, чтобы оставить на какоек-то время на поверхности тело и посмотреть, не сгнило ли оно.

«Подумайте об этом, — говорит Истерсон. — Как могли люди в прошлом установить, что человек мертв? В настоящее время это не составляет труда, так как мы прибегаем к использованию современных технологий, например, электрокардиограммы».

Случаи погребения заживо в ХХ веке

Интересно, что существует множество реальных случаев, когда некоторых граждан погребали заживо даже в XX веке. Ярким примером является шокирующая история Эсси Данбар. Женщина страдала эпилепсией, и в 1915 году стало известно, что эта жительница Южной Каролины умерла. Ее сестра прибыла к месту погребения уже после того, как гроб был опущен в землю, и могильщики согласились на то, чтобы снова поднять его, чтобы родственница могла увидеть покойницу в последний раз.

«Винты были откручены, крышка гроба открылась, а покойница уселась в своем гробу и посмотрела на сестру, улыбаясь», — пишет медицинский профессор Ян Бондесон из Buried Alive. — Скорбящие люди, включая сестру, посчитали, что это был призрак, и бросились от страха в бегство».

В случае с Эсси можно заключить, что, вероятно, женщина страдала от приступов, которые заставляли ее терять сознание. Поэтому людям показалось, что она умерла. После этого странного случая женщина прожила еще несколько десятилетий и умерла своей настоящей смертью лишь в 1955 году.

Захоронения викторианской эпохи

Тафефобия достигла своего апогея во время викторианской эпохи, когда мастера стали извлекать выгоду от изготовления «гробов безопасности». Некоторые из них в основном представляли собой надземные могилы с люком, который захороненный человек мог отвинтить, если вдруг проснется. Некоторые усопшие прикреплялись к надземному колоколу, чтобы человек мог позвонить из своего гроба, если оживет.

Покупка этих сложных гробов могла стать шансом избавиться от страха быть похороненными заживо, но Изерсон отмечает, что проверенных случаев, в которых эти приспособления спасли чью-то жизнь, не зафиксировано.

Случаи, произошедшие в ХХ веке

Опасение быть похороненными заживо начало исчезать в ХХ веке, когда появилась новая практика похорон. После кремации тела или бальзамирования его посредством формальдегида можно было с уверенностью констатировать, что этот человек мертв.

Но люди все еще просыпаются в моргах, хотя случается это крайне редко. В ноябре 2014 года сотрудники морга наблюдали 91-летнюю польскую женщину, которая начала подавать признаки жизни. В том же году произошло два подобных случая: один в Кении и один в Миссисипи.

Историю Шопена можно воспринять как весьма драматичную, так как учитывается период времени, когда она происходила. А вот недавние случаи в моргах могут быть вполне поняты читателями.

Что ощущал погребенный заживо? Это прекрасно описано в одноименном рассказе Э.По "Заживо погребенные"

Настал срок -- как случалось уже не раз, -- когда среди полнейшего бесчувствия во мне забрезжили первые, еще слабые и смутные проблески бытия. Медленно -- черепашьим шагом -- растекался в моей душе тусклый, серый рассвет. Смутное беспокойство. Безучастность к глухой боли. Равнодушие... безнадежность... упадок сил. И вот долгое время спустя звон в ушах; вот, спустя еще дольше, покалывание или зуд в конечностях; вот целая вечность блаженного покоя, когда пробуждающиеся чувства воскрешают мысль; вот снова краткое небытие; вот внезапный возврат к сознанию. Наконец -- легкая дрожь век -- и тотчас же, словно электрический разряд, ужас, смертельный и необъяснимый, от которого кровь приливает к сердцу. Затем -- первая сознательная попытка мыслить. Первая попытка вспомнить. Это удается с трудом. Но вот уже память настолько обрела прежнюю силу, что я начинаю понимать свое положение. Я понимаю, что не просто пробуждаюсь ото сна. Я вспоминаю, что со мной случился приступ каталепсии. И вот наконец мою трепещущую душу, как океан, захлестывает одна зловещая Опасность -- одна гробовая, всепоглощающая мысль. Когда это чувство овладело мною, я несколько минут лежал недвижно. Но почему? Просто у меня недоставало мужества шевельнуться. Я не смел сделать усилие, которое обнаружило бы мою судьбу -- и все же некий внутренний голос шептал мне, что сомнений нет. Отчаянье, перед которым меркнут все прочие человеческие горести, -- одно лишь отчаянье, заставило меня, после долгих колебаний, -- приподнять тяжелые веки. И я приподнял их. Вокруг была тьма -- кромешная тьма. Я знал, что приступ прошел. Знал, что кризис моей болезни давно позади. Знал, что вполне обрел способность видеть -- и все же вокруг была тьма, кромешная тьма, сплошной и непроницаемый мрак Ночи, нескончаемой во веки веков.

Я попытался крикнуть; мои губы и запекшийся язык дрогнули в судорожном усилии -- но и не исторг ни звука из своих бессильных легких, которые изнемогали, словно на них навалилась огромная гора, и трепетали, вторя содроганиям сердца, при каждом тяжком и мучительном вздохе.

Когда я попробовал крикнуть, оказалось, что челюсть у меня подвязана, как у покойника. К тому же я чувствовал под собою жесткое ложе; и нечто жесткое давило меня с боков. До того мгновения я не смел шевельнуть ни единым членом -- но теперь я в отчаянье вскинул кверху руки, скрещенные поверх моего тела. Они ударились о твердые доски, которые оказались надо мною в каких-нибудь шести дюймах от лица. У меня более не оставалось сомнений в том, что я лежу в гробу.

И тут, в бездне отчаянья, меня, словно ангел, посетила благая Надежда -- я вспомнил о своих предосторожностях. Я извивался и корчился, силясь откинуть крышку: но она даже не шелохнулась. Я ощупывал свои запястья, пытаясь нашарить веревку, протянутую от колокола: но ее не было. И туг Ангел-Утешитель отлетел от меня навсегда, и Отчаянье, еще неумолимей прежнего, восторжествовало вновь; ведь теперь и знал наверняка, что нет мягкой обивки, которую я так заботливо приготовил, и к тому же в ноздри мне вдруг ударил резкий, характерный запах сырой земли. Оставалось признать неизбежное. Я был не в склепе. Припадок случился со мной вдали от дома, среди чужих людей, когда и как, я не мог вспомнить; и зти люди похоронили мена, как собаку, заколотили в самом обыкновенном гробу, глубоко закопали на веки вечные в простой, безвестной могиле.
Когда эта неумолимая уверенность охватила мою душу, я вновь попытался крикнуть; и крик, вопль, исполненный смертного страдания, огласил царство подземной ночи.

Погребение заживо в культуре

В литературе

Сюжет преждевременных похорон встречается в литературе начиная с XIV века: к примеру, он присутствует в «Ромео и Джульетте» Уильяма Шекспира. Особенного распространения этот мотив достиг в культуре XVIII—XX веков — в частности, в произведениях Эдгара По. Теме погребения заживо посвящён рассказ По «Преждевременное погребение», герой которого, панически боявшийся оказаться живым в могиле и даже изготовивший себе специальный склеп со звонком, очнулся зарытым в землю; как выяснилось позже, на самом деле он не был похоронен, а всего лишь уснул в трюме корабля, перевозившего землю. Нервное потрясение, пережитое во время «похорон», помогло герою избавиться от своего страха. Другой рассказ Эдгара По, где присутствует тема погребения заживо, — «Падение дома Ашеров».

В произведении «Смертельно просто» Питера Джеймса главного героя, которого зовут Майкл, на мальчишнике, друзья кладут в гроб и закапывают на несколько часов ради шутки, оставив ему рацию. Но все друзья погибают в автокатастрофе и Майклу приходится действовать самостоятельно и надеяться на чудо.

В музыке

Теме погребения заживо посвящена песня «Spieluhr» из альбома «Mutter» группы «Rammstein».

В кино и на телевидении

В вестерне Серджо Леоне «На несколько долларов больше» (1965) героя Клинта Иствуда бандиты по своему обыкновению закапывают в землю по шею, но тому удаётся спастись.

В советском героико-революционном трагифарсе «Бумбараш» (1971) бандиты закапывают живьём красноармейца Яшку.

Третий эпизод криминального американского телевизионного сериала «C.S.I.: Место преступления» носит название «Похороненная в ящике» (англ. Crate ’n’ Burial). Теме погребения заживо посвящены две серии пятого сезона того же сериала — «Опасность могилы» (англ. «Grave Danger», эпизоды 24 и 25), снятые Квентином Тарантино. Главную героиню фильма Тарантино «Убить Билла» Беатрикс Киддо заживо хоронит в гробу брат Билла — Бадд, но ей удаётся выбраться.

В 1990 году вышел фильм Заживо погребенный, в котором главный герой был почти убит и также погребён заживо, но выжил.

В 2010 году вышел триллер испанского режиссёра Родриго Кортеса «Погребённый заживо» (англ. Buried), на протяжении всех 90 минут которого главный герой фильма Пол Конрой пытается выбраться из гроба.

Герои фильма «Исчезновение» и его одноименного ремейка были похоронены заживо.

Погребение заживо исследовалось в 5-м выпуске первого сезона передачи «Разрушители легенд». Выяснилось, что в закрытом и зарытом в землю гробу человек может прожить не более получаса.

В фильме Александра Атанесяна «Сволочи» (2006 г.) одного из героев закапывают в землю вместе с трупом убитого им мальчика.

В видеоклипе на песню группы «Ногу свело» «Наши юные смешные голоса» музыкантов закапывают в землю заживо люди в кирзовых сапогах.

Не случайно почти во всех странах и у всех народов принято хоронить тело не сразу после смерти, а лишь спустя несколько дней. Бывало множество случаев, когда «покойники» вдруг оживали перед похоронами, или, что самое страшное, прямо внутри могилы...

Мнимая смерть

Летаргия (от греческого lethe - «забвение» и argia - «бездействие») - это почти не изученное болезненное состояние, похожее на сон. Признаками смерти всегда считались прекращение сердцебиения и отсутствие дыхания. Но во время летаргического сна все жизненные процессы также замирают, и отличать настоящую смерть от мнимой (так часто называют летаргический сон) без современного оборудования довольно затруднительно. Поэтому ранее случаи погребения людей не умерших, а заснувших летаргическим сном, имели место достаточно часто, и порой со знаменитыми людьми.

Если сейчас погребение заживо уже фантастика, то еще 100-200 лет назад случаи похорон живых людей были не такой уж редкостью. Очень часто могильщики, выкапывая свежую могилу на старинных захоронениях, обнаруживали в полуистлевших гробах скрюченные тела, по которым было видно, что они пытались выбраться на свободу. Говорят, что на средневековых кладбищах каждая третья могила являла собой такое жуткое зрелище.

Роковое снотворное

Елена Блаватская описывала странные случаи летаргического сна: «В 1816 году в Брюсселе уважаемый горожанин впал в глубокую летаргию в воскресенье утром. В понедельник, когда его спутники готовились заколачивать гвозди в крышку гроба, он сел в гробу, протер глаза и потребовал кофе и газету.В Москве жена богатого коммерсанта пролежала в каталептическом состоянии семнадцать дней, в течение которых власти сделали несколько попыток похоронить ее; но так как разложение не наступало, семья отклонила церемонию, и по истечении упомянутого срока жизнь мнимоумершей была восстановлена.В Бержераке в 1842 году пациент принял снотворное, но... не проснулся. Ему пускали кровь: он не очнулся. Наконец его объявили мертвым и похоронили. Через несколько дней вспомнили о приеме снотворного и разрыли могилу. Тело было перевернуто и носило следы борьбы».Это лишь малая часть подобных случаев - летаргический сон на самом деле достаточно частое явление.

Страшное пробуждение

Многие люди пытались обезопасить себя от погребения заживо. Например, знаменитый писатель Уилки Коллинз оставлял у своей постели записку с перечнем мер, которые следовало предпринять, прежде чем его похоронить. Но писатель был образованным человеком и имел понятие о летаргическом сне, в то время как многим простым обывателям даже не приходило в голову что-то подобное.Так, в 1838 году в Англии произошел невероятный случай. После похорон одного уважаемого человека по кладбищу проходил мальчик и услышал из-под земли неясный звук. Испуганный ребенок позвал взрослых, которые вырыли гроб.Когда сняли крышку, то потрясенные свидетели увидели, что на лице покойника застыла страшная гримаса. Его руки были в свежих ссадинах, а саван разорван. Но человек был уже на самом деле мертв - он умер за несколько минут до спасения - от разрыва сердца, не выдержав столь ужасного пробуждения к действительности.Еще более жуткий случай произошел в Германии в 1773 году. Там была похоронена беременная женщина. Когда из-под земли начали раздаваться крики, могилу разрыли. Но оказалось, что уже было поздно - женщина погибла, и более того, скончался ребенок, появившийся на свет только что в этой же могиле...

Плачущая душа

Осенью 2002 года в семье жительницы Красноярска Ирины Андреевны Малетиной случилось несчастье - неожиданно скончался ее тридцатилетний сын Михаил. Крепкий спортивный парень, никогда не жаловавшийся на здоровье, умер ночью во сне. Тело вскрыли, но причину смерти установить не удалось. Доктор, составлявший заключение о смерти, сообщил Ирине Андреевне, что ее сын скончался от внезапной остановки сердца.Как и полагается, похоронили Михаила на третий день, справили поминки... И вдруг на следующую ночь умерший сын приснился матери плачущим. Днем Ирина Андреевна сходила в церковь и поставила свечу за упокой души новопреставленного.Однако плачущий сын продолжал являться ей во сне еще в течение недели. Малетина обратилась к одному из священников, который, выслушав, сказал неутешительные слова о том, что молодой мужчина, возможно, был предан земле живым. Ирине Андреевне стоило неимоверных усилий добиться разрешения на проведение эксгумации.Когда же гроб вскрыли, то убитая горем женщина в одно мгновение поседела от ужаса. Ее горячо любимый сын лежал на боку. Одежда на нем, ритуальное покрывало и подушка были изодраны в клочья. На руках трупа имелись многочисленные ссадины и кровоподтеки, которых не было во время похорон. Все это красноречиво свидетельствовало о том, что мужчина очнулся в могиле, а затем долго и мучительно умирал.Жительница города Березняки под Соликамском Елена Ивановна Дужкина вспоминает, как однажды в детстве она с группой ребят видела во время весеннего разлива Камы неизвестно откуда приплывший гроб. Волны прибили его к берегу. Напуганные дети позвали взрослых. Люди вскрыли гроб и с ужасом увидели желтоватый скелет, одетый в истлевшие лохмотья. Скелет лежал ничком, поджав под себя ноги. Вся же потемневшая от времени крышка гроба изнутри была испещрена глубокими царапинами.

Живой Гоголь

Самым известным подобным случаем стала страшная история, связанная с Николаем Васильевичем Гоголем. За время своей жизни он несколько раз впадал в странное, абсолютно неподвижное состояние, напоминающее смерть. Но великий писатель всегда быстро приходил в себя, хотя успевал изрядно напугать окружающих. Гоголь знал об этой своей особенности и больше всего на свете боялся того, что однажды он впадет в глубокий сон надолго и его похоронят заживо.Он писал: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю.
Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».После смерти писателя к его завещанию не прислушались и похоронили как обычно - на третий день...

Эти страшные слова вспомнили только в 1931 году, когда проводили перезахоронение Гоголя из Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. По словам очевидцев, крышка гроба была расцарапана изнутри, а тело Гоголя находилось в неестественном положении. Тогда же была обнаружена еще одна страшная вещь, не имевшая отношения к летаргическим снам и погребениям заживо. У скелета Гоголя отсутствовала... голова. По слухам, она исчезла в 1909 году, когда монахи Данилова монастыря реставрировали могилу писателя. Якобы отрезать ее за немалую сумму их подговорил коллекционер и богач Бахрушин, у которого она и осталась.Это дикая история, но в нее вполне можно поверить, потому что ив 1931 году во время раскопки могилы Гоголя произошел ряд неприятных событий. Знаменитые писатели, присутствовавшие при перезахоронении, буквально растащили из гроба «на память» кто лоскуток одежды, кто башмаки, а кто и ребро Гоголя...

Звонок с того света

Интересно, что для того, чтобы обезопасить человека от погребения заживо, во многих западных странах в моргах до сих пор существует колокол с веревкой. Человек, которого сочли мертвым, может очнуться среди покойников, встать и позвонить в него. Служители тут же прибегут на его зов. Этот колокол и оживление мертвецов очень часто обыгрываются в фильмах ужасов, но наяву такие истории почти не случались. Но вот во время вскрытия «трупы» оживали не раз. В 1964 году в одном из нью-йоркских моргов проводили вскрытие мужчины, скончавшегося на улице. Едва скальпель патологоанатома коснулся живота «покойника», как он тут же вскочил. От шока и испуга на месте скончался сам патологоанатом...Другой похожий случай был описан в газете «Бийский рабочий». В статье, датированной сентябрем 1959 года, рассказывалось о том, как во время похорон инженера одного из бийских заводов во время произнесения траурных речей покойный вдруг чихнул, открыл глаза, сел в гробу и «едва не умер во второй раз, увидев, в какой обстановке находится». Тщательное обследование в местной больнице восставшего из гроба мужчины не выявило никаких патологических изменений в его организме. Такое же заключение дали и новосибирские медики, к которым был направлен воскресший инженер.

Ритуальные погребения

Однако не всегда люди оказываются заживо погребенными не по собственной воле. Так, у некоторых африканских племен, народностей Южной Америки, Сибири и Крайнего Севера существуем ритуал, при котором знахарь племени живьем закапывает сородича. У ряда народностей этот обряд проводится и качеств инициации мальчиков. В некоторых племенах им пользуются для и течения от некоторых болезней. Таким же образом подготавливают стариков или больных к переходу в иной мир.Важное место ритуал «псевдопохорон» занимает у служителей шаманских культов. Считается, что, ложась живым в могилу, шаман получает дар общения с духами земли, а также с душами умерших предков. У него в сознании словно открываются некие каналы, через которые он связывается с неведомыми простым смертным мирами.Натуралисту и этнографу Е.С. Богдановскому посчастливилось в 1915 году стать свидетелем ритуальных похорон шамана одного из камчатских племен. В своих воспоминаниях Богдановский пишет, что перед погребением шаман постился на протяжении трех дней, даже не пил воду. Затем помощники при помощи костяного сверла сделали в темени шамана отверстие, которое затем залепили пчелиным воском. После этого тело шамана натерли благовониями, завернули в шкуру медведя и под ритуальное пение опустили в могилу, устроенную в центре родового кладбища.Шаману вставили в рот длинную тростниковую трубку, которую вывели наружу, и засыпали его неподвижное тело землей. Через несколько дней, во время которых над могилой непрерывно проводились камлания, погребенного шамана извлекли из земли, омыли в трех проточных водах и окурили благовониями. В тот же день в селении пышно отметили второе рождение уважаемого соплеменника, который, побывав в «царстве мертвых», занял верхнюю ступень в иерархии служителей языческого культа...

В последние годы появилась традиция класть рядом с покойником заряженные мобильные телефоны - вдруг это вовсе не смерть, а сон, вдруг дорогой человек придет в себя и позвонит близким - я жив, выкопайте меня обратно... Но пока подобных случаев не произошло - в наши дни, с совершенными диагностическими аппаратами, в принципе невозможно похоронить человека заживо.Но тем не менее люди не верят врачам и пытаются сами себя обезопасить от страшного пробуждения в могиле. В 2001 году в США произошел скандальный случай. Житель Лос-Анджелеса Джо Бартен, страшно боявшийся впасть в летаргический сон, завещал сделать в своем гробу вентиляцию, положить в него еду и телефон. И при этом его родственники могли бы получить наследство только при условии, что они три раза в день будут звонить ему в могилу. Интересно, что родня Бартена отказалась от получения наследства - уж слишком жутким им показался процесс совершения звонков на тот свет...

Совсем недавно на кладбище муниципалитета Риашан-дас-Невис, что в северо-восточной Бразилии, произошел чудовищный инцидент. Несколько дней жившие неподалеку люди жаловались на доносившиеся с погоста приглушенные крики. Лишь позже выяснилось: всё это время в одной из могил сражался со смертью живой человек!

Лишь спустя 11 дней после похорон родственники пришли на помощь несчастной Росангеле Алмейда дос Сантос . Однако к тому времени женщину было уже не спасти…

Люди, разрывшие могилу, рассказывали: тело Росангелы было еще теплым, а лоб, кисти и ступни покойной сплошь покрывали ссадины и синяки. Ногти на руках были содраны, гвозди в верхней части гроба - частично выдернуты, а на самой крышке родственники увидели пятна недавно засохшей крови.

По словам матери несчастной, в семь лет Росангела начала часто терять сознание. С тех пор женщина принимала противоэпилептические препараты. Приступы внезапной слабости не оставляли бедолагу вплоть до последних дней ее жизни.

А за неделю до похорон родственники спешно доставили 37-летнюю Росангелу в больницу. Жаловавшаяся на крайнюю усталость пациентка пережила две остановки сердца, но скончалась от септического шока. По крайней мере, именно так было указано в выданном матери покойной врачами документе.

Изамара, сестра похороненной заживо женщины, осмотрела вскрытый гроб, и уверена: на момент похорон Росангела была еще жива. Увы, но очнувшаяся в могиле несчастная никак не могла выбраться из бетонной гробницы самостоятельно, а помощь прибыла слишком поздно.

Родственники покойной уверены, что причиной чудовищной трагедии была преступная халатность врачей. Однако обвинение медикам они пока не выдвигают - ждут финального вердикта полиции.

Сначала тело Росангелы должны обследовать стражи порядка. Ну а то, как вскрывали могилу несчастной, ты можешь увидеть в ролике ниже.

Страшно даже представить, что пережила заживо похороненная женщина, поняв, где очутилась. Такой судьбы не хотелось бы пожелать даже злейшему врагу! А ведь некоторые, говорят, по собственной воле живыми укладываются в могилы … После таких происшествий подобных людей сложно понять!

У многих народов мира не принято хоронить покойников сразу после смерти - погребальные ритуалы длятся несколько дней. И это не случайно. Известно немало случаев, когда покойники перед захоронением приходили в сознание.

Воображаемая смерть

«Летаргия» переводится с греческого как «забвение» или «бездействие». Наукой это состояние человеческого организма изучено весьма поверхностно. Внешние признаки заболевания одновременно похожи и на сон, и на смерть. При наступлении летаргии в теле человека останавливаются привычные процессы жизнедеятельности.

С развитием технологий и появлением современного оборудования случаи погребения заживо практически невозможны. Однако еще столетие назад во время раскопок старинных могил работники кладбищ находили в сгнивших гробах тела, которые лежали в неестественном положении. По останкам можно было определить, что человек пытался выбраться из гроба.

Неожиданное пробуждение

Религиозный философ и спиритуалист Елена Петровна Блаватская описывала уникальные случаи глубокого «забвения». Так, в воскресное утро 1816 года один брюсселец впал в летаргический сон. На следующий день убитые горем родственники уже подготовили все для захоронения. Однако мужчина внезапно проснулся, сел, протер глаза и попросил подать ему книгу и чашку кофе.

А супруга одного московского коммерсанта пробыла в летаргии целых 17 суток. Властями города было сделано несколько попыток захоронить тело, однако признаков разложения заметно не было. По этой причине близкие отложили церемонию. Вскоре умершая пришла в сознание.

В 1842 году во французском Бержераке один больной принял снотворное и не смог проснуться. Пациенту назначили переливание крови. Через некоторое время врачи констатировали смерть. После похорон вспомнили о приеме им лекарственных препаратов, могилу вскрыли. Тело оказалось перевернуто.

Недоброе утро

В 1838 году в одном из городов Англии был зафиксирован удивительный случай. Один мальчик, проходя вдоль могил на одном из кладбищ, услышал нехарактерные для этого тихого места звуки – из-под земли доносился чей-то голос. Ребенок привел на место происшествия родителей. Одну из могил вскрыли. Когда гроб был открыт, стало ясно, что на лице трупа - несвойственная ухмылка. Также на трупе были обнаружены свежие раны, а погребальный саван был разорван. Оказалось, что мнимоумерший был жив, когда его хоронили, а его сердце остановилось перед вскрытием гроба.

Более впечатляющий инцидент произошел в Германии в 1773 году. На одном из кладбищ была похоронена беременная девушка. Прохожие услышали стоны, доносившиеся из ее могилы. Мало того что женщина проснулось после летаргического сна в гробу, там же она и родила, после чего скончалась вместе с новорожденным.

Некоторые люди очень боялись такой участи и пытались заблаговременно предусмотреть детали своей кончины. Так, английский писатель Уилки Коллинз опасался собственного погребения заживо, поэтому при отходе ко сну рядом с его кроватью всегда лежала записка. В ней по пунктам были упомянуты меры, которые необходимо предпринять перед тем, как счесть его умершим.

Летаргия у Гоголя

Летаргией страдал и великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Чтобы обезопасить себя от несвоевременных похорон, он фиксировал на бумаге возможные казусы, происходившие с ним. «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю мою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться», - писал Гоголь.

Однако после кончины писателя о написанном им забыли, и обряд захоронения был совершен, как и полагается, на третий день. О предостережениях Гоголя вспомнили только к 1931 году во время его перезахоронения на Новодевичье кладбище. Очевидцы рассказывали, что на внутренней стороне крышки гроба были заметные царапины, труп лежал в необычной позе, также у него не было головы. Согласно одной их версий, череп писателя был украден по заказу известного коллекционера и театрального деятеля Алексея Бахрушина монахами Свято-Даниловского монастыря при реставрации могилы Гоголя в 1909 году.

Оживший труп

В 1964 году в морге Нью-Йорка проходило вскрытие мужчины, скончавшегося на улице. Патологоанатом, проведя всю необходимую подготовку к процедуре, только успел поднести скальпель к пациенту, как тот очнулся. Врач от испуга умер.

А в известной газете «Бейский рабочий» в 1959 году был описан уникальный случай, произошедший на похоронах одного инженера. В момент произнесения траурной речи мужчина проснулся, громко чихнул, приоткрыл глаза и чуть не умер во второй раз, когда увидел окружавшую его обстановку.

Дабы избежать захоронения живых людей во многих странах в моргах предусмотрено наличие колокола с веревкой. Человек, которого сочли мертвым, может очнуться, встать и позвонить в него.

Ритуальные погребения заживо

Многие народы Южной Америки, Сибири и Крайнего Севера прибегают к ритуальным погребениям живых людей. Некоторые народы проводят захоронения живьем в целях излечения смертельных болезней.

В некоторых племенах шаманы сами стремятся лечь в могилу, дабы иметь дар общения с духами умерших. По сведениям этнографа Е. С. Богдановского, ритуал погребения практиковали камчатские аборигены. Ученому удалось понаблюдать за таким ужасающим зрелищем. Шаман после трехдневного поста был натерт благовониями, в его голове просверлили отверстие, которое залепили воском. После этого его завернули в шкуру медведя и предали земле. Чтобы шаману было легче пережить заточение, в его рот вставлялась специальная трубка, с помощью которой он мог дышать. Спустя несколько дней шамана «освобождали» из могилы, окуривали благовониями и омывали в воде. Считалось, что после этого он рождался заново.