Федотов павел андреевич – галерея произведений (71 изображение). Родоначальник нового направления

Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий - долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка.
Уже тогда употребил он в письме к другу-Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное - придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.
Художник П.А.Федотов Вдовушка (Второй вариант) 1851-52г
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник создал в этой картине глубоко лирический, трогательный в своей беспомощности, образ молодой женщины - будущей матери, одинокой после смерти мужа офицера. Всё имущество - мебель и посуда - опечатано за долги. На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.

Вдовушка (Первый вариант) 1851 г.

Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.

Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей - то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,- кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.
Несколько картин художника
Сватовство майора. 1848-1849


Разборчивая невеста. 1847


Свежий кавалер. 1846




Игроки. 1851-1852


Завтрак аристократа. 1849-1850


Жена-модница
("Львица". Эскиз) 1849


Передняя частного пристава накануне большого праздника
1837г




Уличная сцена в Москве во время дождя
1837


П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку.
1840г


Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой)
1837г

"Господа! Женитесь -пригодится!" 1840-41г


Зимний день 1850-51г


Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка
великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года 1838г


Павел Анндреевич Федотов- известный русский живописец и рисовальщик, основоположник критического реализма в бытовом жанре, aкадемик живописи (1849г.), aвтор поэмы «Женитьба майора» (1847г.).


П. А. Федотов - одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX в. Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным современниками. Судьба не дала ему ни душевного равновесия, ни материального благополучия, ни простых человеческих радостей, ни даже смерти достойной.
А между тем Федотов был первым из художников, кто сумел своими произведениями бытового жанра разрушить броню академической эстетики классицизма

Федотов Александр Николаевич родился в небольшой самарской деревеньке Загоскино в 1937 году. В семье крестьянина. Отец плотничал и был прекрасным столяром - всю мебель в доме исполнял по собственным задумкам. Мать прекрасно вязала.

В тридцатые годы индустриализация привела семью в Подмосковье, на большую стройку в поселок Куровское, где создавался текстильный комбинат. С легкой руки сельского учителя рисования сделал здесь будущий мастер первые свои ученические наброски.

После семилетки - это начало пятидесятых годов - Александр поступает в Рязанское художественное училище, тогда весьма престижное, и выдерживает большой по тем временам конкурс - десять претендентов на одно место. Для тринадцатилетнего подростка это было радостным событием, которое вскоре затмили суровые будни. Отец не вернулся с войны, а на попечении матери было двое детей - Саша и младшая сестренка. Время же тогда было голодное. Рязань казалась мальчику мрачной и страшной, стипендии учащимся не полагалось, жили, что называется, на собственном коште. Жилье, краски, бумага забирали последние гроши. Питались же скудно, многие из-за недоедания страдали куриной слепотой. Что спасало, так это рыбий жир: был он дешевым и продавался в любой аптеке. Возможно, проявил он тогда слабину - бросил учебу и пошел работать грузчиком. До армейской службы помогал матери вести хозяйство, растить сестренку. На службе Федотову повезло. В погранвойсках всегда в чести была художественная самодеятельность, вот и организовал юноша среди памирских стражей границы группу художников-любителей - рисовали натуру, «ставили» натюрморт.

После армии узнал, что многие его друзья учатся в новом Гжельском техникуме на факультете художественной керамики. Приняли туда и его. И опять ему, можно сказать, повезло: уже дипломированным специалистом направили его на Кузяевский фарфоровый завод. А в те годы царила там по-настоящему творческая атмосфера, шел напряженный поиск художников-фарфористов. Лучшие работы непременно попадали на регулярные отраслевые выставки - в двенадцати из них принимал участие Федотов. Именно там, в Кузяево, он по-настоящему поверил в самого себя, ощутил себя мастером.

Постоянную гжельскую «прописку» обрел Федотов в 1975 году. Дух промыслов, самобытность их почерка постигал через творчество и . Постигал, надо полагать, вполне успешно: в первый же год в массовое производство пошел ряд его изделий, некоторые тиражируются по сей день. Всего же его авторской маркой помечено более семидесяти высокохудожественных вещей, чаще всего идущих в массовое производство. У мастера своя специфика: уровень и качество формы и росписи изделия одновременно обязаны отвечать и условиям технологичности. Начинается же все с формы: она еще в «белье», без росписи, должна ласкать глаз. Он сам придумывает и делает роспись: гармония формы и декора, если она технологически удачна, и обеспечивает изделию долговечный выпуск. Такое по плечу далеко не каждому, но без прицела на «массовку» сегодня просто-напросто не выжить.

Характернейшая черта федотовского почерка - ярко выраженная декоративная форма изделий. Среди гжельских росписей легко угадываются его объемно-пространственные композиции. Мазок у него - то звучный, то прозрачный, почти сливающийся с белым фоном - создает ажурный узор на поверхности изделия. В центре яркое крупное пятно - изображение цветка, а вокруг - легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона.

Федотов создал своеобразный живописный цветок, лепестки которого складываются в пышную округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Художник придает лепесткам выпуклость, и они становятся похожи на дольки. Цветок, словно выплетенный из них, отвечает характеру пластики. При этом художник сдержанно относится к темно-синему цвету, избегает сплошного покрытия кобальтом.

Яркое дарование Федотова наиболее полное выражение нашло в создании . В чайном сервизе 1981 года форма изделий отмечена прекрасно найденными пропорциями, логикой декоративного и образного решения, их соответствием характеру материала. Главный в сервизе - чайник. Он-то и организует вокруг себя все семейство фарфоровых предметов, диктует общие с ним черты. Среди предметов чайного сервиза есть доска для сыра в орнаменте которой все подчинено строгой симметрии, что обусловлено гладкой, ровной поверхностью. Своеобразие группы предметов, объединенных в сервизе, состоит в том, что все здесь продиктовано прежде всего конкретным выражением бытового назначения. И в то же время изделия, дополняя друг друга живой переменчивостью форм и росписи, составляют единый ансамбль.

В другом сервизе Федотов выполняет новый для себя вариант росписи: изображения цветов помещаются в медальонах и сочетаются с орнаментальными сетчатыми узорами, сплошь покрывающими тулово каждого изделия, окрашенного солями металлов в бледно-голубой цвет. Применение солей - излюбленный художником способ декора, встречающийся как в сервизах, так и в отдельных предметах, среди которых особенно выразительны кружки. Художник превращает их в настоящие произведения искусства. Большая кружка Федотова вызывает в памяти кружки из сервизов В. М. Городецкого «Цветущий кобальт». Но не только и не столько внешнее сходство роднит эти предметы, а черты, присущие народному искусству, идущие от пластики гончарных изделий, которые оба художника интерпретируют по-разному.

Завтра, 6 марта Аукционный дом «Литфонд» проведет очередные торги редких книг, рукописей, автографов, фотографий, исторических бумаг, открыток и плакатов
  • 05.03.2019 14 марта 2019 состоится 134-й аукцион «Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, фотографии, каталоги выставок, редкие книги по искусству». Начало торгов в 19:00
  • 01.03.2019 Доля уходов - 60 %. Лоты разошлись в Москву, Питер, Сергиев Посад, Краснодар, Екатеринбург
  • 26.02.2019 28 февраля в аукционном доме «Литфонд» состоятся торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 284 лота, в том числе произведения, созданные самыми выдающимися мастерами отечественного искусства
  • 25.02.2019 Традиционные двадцать лотов - это одиннадцать живописных работ, семь листов оригинальной и два - печатной графики
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
    • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
    • 20.11.2018 Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников - это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
    • 16.11.2018 26 ноября пройдут Christie’s Important Russian Art, 27 ноября - Sotheby’s Russian Pictures, а 28 ноября - Bonhams. Еще будут торги по ДПИ и распродажа части коллекции Ростроповича-Вишневской 28 ноября 2018. Но мы только о «живописных» торгах
    • 06.03.2019 В Театральной галерее на Малой Ордынке открывается персональная выставка Владимира Любарова
    • 06.03.2019 24 февраля в Новом музее Аслана Чехоева (СПб) завершилась большая выставка «Анатолий Зверев. Живопись. Графика». Бóльшую часть экспозиции теперь можно увидеть в Москве
    • 05.03.2019 Впервые в выставочном пространстве удалось собрать более 50 работ 1960–80-х годов из частной коллекции
    • 28.02.2019 В филиале ГРМ в испанской Малаге открылись три выставки: «Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве», «Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда» и «Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской»
    • 28.02.2019 Выставка в Государственном Историческом музее представляет 120 живописных портретов кисти Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Тропинина, Серова и других

    90 лет со дня рождения Алексея Матвеевича Федотова (1919–1985), дальневосточного художника, пейзажиста.

    "Родился в крестьянской семье в с. Катабей Нижнеудинского района Иркутской области. От отца, искусного столяра и резчика, унаследовал художественные наклонности. Восьми лет пошёл учиться в школу. В 1930 г. семья переехала в г. Читу. А. М. Федотов продолжил обучение и одновременно посещал детскую художественную изостудию при Доме пионеров под руководством преподавателя П. И. Сверкунова. Все свое свободное время он отдавал живописи: в любую погоду уходил в лес, на природу, писал этюды, нарабатывал мастерство. В 1935 г. окончив школу, поступил в ФЗУ (фабрично-заводское училище), но вскоре оставил его. Чтобы помочь семье материально, пошёл работать. Был продавцом, кролиководом, лесосплавщиком. В 1937 г. был репрессирован отец, одновременно с ним и его любимый учитель живописи П. И. Сверкунов. Душевная травма наложила неизгладимый отпечаток на пылкую, впечатлительную душу юного художника. Открытый и доверчивый по натуре он впервые столкнулся с жестокостью и несправедливостью. Мечта об Академии художеств, куда обещал его подготовить П. И. Сверкунов, была утрачена навсегда. А. М. Федотов поступил в Иркутское художественное училище. Все три года учёбы одновременно работал в Иркутском драматическом театре художником-исполнителем. Не окончив учёбу, был призван в Армию (1941), участвовал в Великой Отечественной войне. Демобилизовавшись, поступил работать в Читинские художественные мастерские и одновременно преподавал в детской изостудии (1946–1947), в 1948–1952 гг. работал в областном краеведческом музее. В 1958 г. по приглашению своего друга-однокурсника Г. С. Зорина переехал в г. Хабаровск. С 1950 г. участвовал во всех республиканских, с 1956 г. – во всех всесоюзных художественных выставках. Имел положительные отзывы в местной и центральной печати. Награждался дипломами Министерства культуры РСФСР. В 1962 г. был принят в члены Союза художников РСФСР. А. М. Федотов начинал, как все художники, с работы в разных жанрах: был оформителем в театре, графиком, писал портреты и композиции, по чужим эскизам исполнял декорации. Но, избрав пейзажную живопись, оставался верным своему призванию до конца. Вряд ли можно себе представить другого художника, который бы с такой силой страсти, с такой полнотой показал природу Сибири и Дальнего Востока, её красоту, размах, неповторимый образ, исполненный драматизма. Алексей Матвеевич был пейзажистом, всем своим существом, всем складом своего характера, всей своей судьбой и биографией призванным воспеть родную землю далекой азиатской окраины России. Саяны, Амур, Байкал, Сахалин, Камчатка – трудно даже перечислить места, где побывал А. М. Федотов со своим верным другом-этюдником. Среди сотен его этюдов немало таких, которые сами по себе представляют художественную ценность. В пейзажной живописи Хабаровского края многочисленные пейзажи А. М. Федотова занимают особое место и отличаются высоким профессиональным мастерством, подкрепленным прекрасным знанием своего края. Его талант признавался всеми, даже его врагами и завистниками. К его редким, но глубоким высказываниям по искусству прислушивались, их ловили. Картины А. М. Федотова «Хамардабан», «В горах Саянских», «Витим», «Новое месторождение», «Весна в Забайкалье», «Прибайкалье» и др., экспонировавшиеся на всероссийских, зональных и краевых выставках, быстро оседали в российских музеях: Волгоградском, Ульяновском, Иркутском, Читинском и др. Пейзажи Охотского побережья, Сахалина, Камчатки, Забайкалья участвовали на выставках в Японии, Монголии, ГДР, были постоянным подарочным фондом картин, которыми одаривали почётных гостей города и края. Его картины, приобретенные Управлением культуры Хабаровского крайисполкома, украшали стены клубов, Домов культуры, библиотек, других учреждений края. Художник и сам охотно дарил свои работы друзьям, знакомым. Поэтому даже фотографий с работ Алексея Матвеевича ничтожно мало; невозможно восстановить названия и количество его картин. Удивляет широта диапазона тем и настроений в пейзажах А. М. Федотова. В шестидесятых годах его огромные эпические полотна несли могучий жизнеутверждающий заряд, даже когда он изображал излюбленную им непогоду, или разбушевавшуюся стихию. В 1964 г. им был создан триптих «Амур-батюшка» – большое полотно, передающее состояние могучей суровой реки, мощную энергию, темперамент художника. Пленительной кротости и умиротворения наполнено лирико-романтическое полотно «Авачинская бухта»; нота трагизма, боли присутствует в картине «Магаданские мотивы», которую автор хотел первоначально назвать «Родина погибших отцов»: ведь именно здесь, на Магаданской земле, умер его отец. Сам художник умер 4 января 1985 г. на 66-м году жизни. Незадолго до этого он сказал в одной из встреч с друзьями: «Теперь я понял, что не так жил, как надо. Мало вникал в искусство, не сделал того, что должен был и мог сделать». Он желал собрать свои лучшие работы по всему Союзу и устроить выставку. Учитывая большие заслуги А. М. Федотова в создании художественной летописи Дальнего Востока, галерея Хабаровской краевой организации ВТОО «Союз художников России» носит его имя. Теперь здесь выставляют свои картины и маститые, и молодые начинающие художники. "