Где живут гномы? Смотреть что такое "Гном" в других словарях.

Сегодня — мои размышления по поводу маленьких загадочных существ — гномов. Тема гномов привлекала меня с детства, поэтому желание написать про них статью возникло очень давно, но волну поймала только сегодня. Поэтому делюсь.

Кто это такие

Гномы... не люди, но и не животные. Хотя некоторые полагают, что уровень их сознания находится как раз примерно на уровне животных. Однако я интуитивно чувствую, что это не совсем верно.

В то же время гномы — это вряд ли человечки, напоминающие уменьшенные копии людей, хотя мы можем их видеть именно так, потому что, как известно, мы вообще можем видеть лишь то, что способны себе представить. А способны себе представить только то, что когда — либо уже видели, но, возможно, в других сочетаниях и комбинациях.

Поэтому как бы не выглядел гном, мы, скорее всего соберём его образ в своём сознании в виде человечка, существа, максимально похожего на нас. Собственно, такими и предстают гномы в сказках, а уж каковы они на самом деле — можно лишь догадываться.

Вы никогда не задумывались над тем, почему так популярны гномы, почему они так интересуют людей? Возможно, одна из причин этого в том, что мы подсознательно воспринимаем их как похожих на себя, но при этом обладающих некоторыми особыми, волшебными способностями. Какими же именно способностями наделяют гномов в сказках?

Способности гномов

Многие гномы умеют исчезать по щелчку. В сказках этот момент обычно сопровождается характерным звоном, похожим на звук металлофона.

Сразу скажу, что я не исключаю существование гномов в реальной жизни. Кто знает, какие на земле обитают расы, тем более, что гномы, скорее всего, обитают под землёй. Говорят, что как-то при раскопках было обнаружено целое бывшее поселение. Его обитатели были необычайно маленького роста, при этом исследования скелета и костей показали, что это были не дети, а взрослые особи.

Так вот если исходить из того, что гномы существуют или существовали ранее, то приписываемое им волшебное свойство исчезать в одно мгновение, возможно, слегка преувеличено людьми, которых восхищала способность гномов быстро ретироваться с места благодаря маленькому росту.


Также гномов наделяют талантом к ювелирному искусству и добыванию камней. В сказках они прячут свои сокровища из драгоценных камней в подземных пещерах-лабиринтах, путь к которым знают лишь они сами.

Возможно, были и есть расы, которые живут очень близко к земле либо под землёй, и периодически находят там источники драгоценных минералов. Очень вероятно также, что когда-то эти расы взаимодействовали с людьми, обменивая добытые сокровища на пищу.

Кто знает, может быть, это происходит и сейчас, но в таком случае эти расы, несомненно, взаимодействуют лишь с избранными-теми, кто умеет понимать их и не настроен агрессивно. Это могут быть шаманы, ведьмы, жрецы и другие «видящие».

Вполне вероятно так же, что гномы помогают им не только и не столько материальными плодами своего труда, но и оказывают определённые услуги, которые недоступны простым смертным, например, помогают в исполнении желаний.

Отношения с людьми

В некоторых сказках гномы выступают как довольно злобные существа, которые стремятся всячески напакостить людям-они запутывают странников в дороге, обманывают их и тд. Мне почему-то кажется, что ни одно существо не будет намеренно вредить человеку, специально создавая опасную для себя ситуацию.


По моим ощущениям, гномы (по крайней мере, в современном мире) больше были бы озабочены тем, как не попасться нам на глаза, нежели тем, как бы навредить нам. Не исключено, конечно, что они могут мстить людям за причинённые неудобства, но такая гипотеза лично мне почему-то кажется маловероятной.

Я не думаю, что гномы и люди могут быть близкими друзьями, впрочем, как и заклятыми врагами. Для дружбы необходима потребность в эмоциональном тепле, которой у гномов, как мне кажется, нет, по крайней мере в той степени, в которой она есть у людей. Для вражды же силы слишком неравные.

Ещё раз повторю, что, на мой взгляд, основная цель гномов — это спокойная жизнь, и то место, где они живут — подземное царство — способно обеспечить им это, так как человек пока в очень малой степени освоил жизнь под землёй.

Поэтому детская мечта-фантазия некоторых людей «завести себе гномика», даже если бы и было возможно этого самого гномика «достать», несостоятельна. Ровно настолько, насколько несостоятельна мечта обзавестись животным, не приспособленным жить в неволе. Какое-то время оно будет жить, но долго не выдержит.


Чем могут быть полезны человеку

Чем же могут быть полезны людям гномы? Чему они могли бы научить человека, если бы человек имел возможность наблюдать за ними и хотел бы учиться?

Как и животные, Гномы — это все же символ инстинкта и низших потребностей, в отличие, например, от тех же эльфов. Но так как уровень интеллекта у них все же на порядок выше животных, то они располагают в некоторой степени абстрактным мышлением, а это значит, их цели по жизни могут значительно совпадать с нашими.

Т.е. они способны планировать, вычислять обманы, держаться за собственность, накапливать ресурсы далеко впрок. И, вероятно, испытывать какие-то эмоции, когда эти цели достигаются, равно как и в случае, если не достигаются.

Таким образом, они способны научить нас приближаться к желаемому, руководствуясь чутьём, инстинктом и эмоциями, а значит, работая с архетипом гнома, можно значительно прокачать свою интуицию.

Однако в большей степени они все же дети земли, а не воздуха, поэтому их основная забота-это обеспечить себе выживание, а для этого нужно удовлетворять потребности своего тела в еде, отдыхе, исцелении.


Думаю, что гномы отвечают именно за эту составляющую, и, присоединившись к их архитипическому значению, можно научиться слушать своё тело, правильно ухаживать за ним и лечить его.

Ли Бергер и группа специалистов из Университета Витватерсранда (Южная Африка) недавно заявили, что нашли скелеты, принадлежащие карликовым людям, населявшим острова Тихого океана примерно 900 лет назад.

Споры о хоббитах не утихают

Ученые обследовали десять погребальных пещер на одном из островов Палау в западной части Тихого океана. В одной из них им удалось обнаружить остатки костей, принадлежащих как минимум 25 людям. По мнению Бергера, некоторые характеристики найденных останков позволяют утверждать, что захороненные жители островов Палау были карликами.

«Карликовость населявших Палау людей ученые объясняют так называемым островным правилом», которое гласит, что размер мелких видов, населяющих острова, увеличивается, а размер крупных видов уменьшается. Этот процесс связывают с необходимостью экономии пищи для крупных животных и благоприятными условиями жизни для мелких.»

Измеряя размер тазовых костей и костей конечностей, ученые оценили, что населявшие остров мужчины весили не более 43 килограммов, а женщины — не более 29. Островитяне несли все признаки, характерные для вида Homo sapiens, хотя некоторые черты позволили ученым сделать вывод о некоторой примитивности древних жителей Палау.

Неизвестно, насколько верны выводы исследователей, однако их работа, вероятно, будет способствовать продолжению споров о происхождении других карликов — индонезийских хоббитов с острова Флорес. С момента их обнаружения в научном сообществе ведутся споры о том, являются ли хоббиты побочным видом рода Homo — Homo floresiensis — или они были обычными людьми, страдавшими от неизвестной болезни, вызвавшей уменьшение их роста.

Весной 2008 года австралийские специалисты предположили, что хоббиты страдали заболеванием щитовидной железы. По мнению ученых, жители острова Флорес испытывали дефицит йода и селена.

«Замедление роста свидетельствует о том, что особи женского пола, наряду с влиянием других внешних факторов, испытывали тяжелый дефицит йода во время беременности, — заявил доктор Питер Обендорф из Королевского технологического университета в Мельбурне. — Мы считаем, что эти останки не имеют отношения к неизвестной расе, а принадлежат людям, страдавшим определенным заболеванием».»

«Но другие ученые не разделяют новой теории. Я сожалею, что серьезные научные специалисты всерьез рассматривают этот вариант. У этой теории почти нет доказательств», — считает профессор биоантропологии Колин Гроувз.»

По его мнению, характер останков неопровержимо указывает на то, что хоббиты являлись ранее неизвестными особями человеческой расы, которая существовала примерно 13 тысяч лет назад. Питер Браун из Университета Новой Англии считает, что ученые, выдвинувшие теорию о заболевании щитовидной железы у хоббитов, не занимались исследованием останков непосредственно, а лишь полагались на данные, полученные от других исследователей.

«Чудь белоглазая» из уральских гор

Однако пока ученые спорят о том, существовала ли в далеком прошлом раса карликов или нет, зададимся другим, более интересным, вопросом: живут ли гномы на Земле сегодня?
На этот детский, казалось бы, вопрос многие взрослые дяди отвечают однозначно: живут или, по крайней мере, жили совсем недавно, и в качестве доказательства приводят многочисленные факты встреч людей с представителями этого маленького «сказочного» народа.

Одна из таких встреч состоялась еще в 1698 году на Урале. Старинная рукопись, хранящаяся ныне в Брянской областной библиотеке, свидетельствует, что существо было ростом не более 20 сантиметров. Оно стояло у входа в пещеру и держало в руках красивый кристалл. При встрече с человеком гном почти сразу ушел в землю, а камень остался. Определить его вид так и не смогли.

У лопарей, живущих на Кольском полуострове, и у их соседей саами бытуют легенды о карликах, поселившихся когда-то под землей. Лопари называют их «сайвок». Раскинув свое легкое жилище на удобном месте, они иногда могли слышать, как из-под земли до них доносились неясные голоса и звяканье железа. Это служило сигналом: немедленно переносить юрту на новое место — она закрывала вход в подземное жилище сайвок. С подземными жителями, боявшимися дневного света, лопари опасались ссориться.

Легенды о маленьких подземных жителях, умеющих обрабатывать железо и обладающих сверхъестественными способностями, сохранились у всех народов, населяющих север России. Так, коми, живущие на Печорской низменности, утверждают, что именно гномы научили людей ковать железо. Колдовство их обладает страшной силой. По их приказанию меркнут Солнце и Луна.

Ненцы, живущие на побережье Ледовитого океана, рассказывают, что «давным-давно, когда наших людей здесь не было, тут жили «сииртя» — маленького роста люди. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли».

У русских землепроходцев, обосновавшихся на Урале, тоже есть предания и сказы о живущих в горах людях небольшого роста, красивых, с необычайно приятными голосами. Так же как сайвок на Кольском полуострове, они не любят бывать на дневном свете, но некоторые люди слышат исходящий из-под земли звон. И звон этот не случаен. «Чудь белоглазая» — под таким именем фигурируют карлики в уральских сказах — занималась под землей добычей золота, серебра, меди. Когда на Урал пришли русские, по совету вещих, знающих будущее шаманов чудь белоглазая, жившая на западных склонах Урала, прокопала длинные подземные ходы и скрылась в недрах гор со всеми своими сокровищами.

Еще в XVI веке географы Европы были убеждены в существовании в Северном Ледовитом океане материка Арктида, населенного карликами, которые создали странную, не похожую на нашу, цивилизацию. Они обладали ярко выраженными экстрасенсорными, как сейчас принято говорить, способностями.

Потом произошел один из многих земных катаклизмов, в результате которого арктический материк практически полностью ушел под воду. Уцелевшие жители Арктиды покинули замерзающие и быстро покрывающиеся льдом острова и расселились по северу Европы и Азии. Восстановить свою цивилизацию они не смогли, сражаться с местными жителями не хотели и постепенно ушли с поверхности Земли в подземные катакомбы и пещеры, в привычную среду обитания. Ведь у себя на родине они проводили в них по полгода. Для защиты от жадных до драгоценных металлов, особенно до золота, людей они поставили на входах в свои подземные убежища психологические барьеры. Эти барьеры и по сей день внушают людям сверхъестественный ужас, отгоняющий их от священных для карликов мест.

Все мы родом из Лемурии

Не так давно на французском телевидении был показан репортаж марсельского журналиста Криса Дюрье о его путешествии по США. На калифорнийских горных склонах он обнаружил поселение странных существ, насколько ему удалось разглядеть — отдаленно похожих на людей и одновременно напоминающих всем известных экзотических зверьков — лемуров. Они проживают в странного вида постройках, обнаружить которые среди густого зеленого кустарника довольно трудно.

Сенсационное открытие журналиста вызвало оживленную дискуссию в научном мире, и тут же ученые припомнили, что еще в 1932 году американский репортер Эдвард Лансер опубликовал в лос-анджелесской газете статью о поселении так называемых лемурцев, живущих в полной изоляции на склонах горы Шаста в Калифорнии.

А еще раньше, во второй половине ХIХ века, среди зоологов была распространена теория о том, что некогда Африку, Мадагаскар и Индию связывал кусок суши в Индийском океане, заселенный почти исключительно лемурами, галаго, потто и лори, все вместе которые составляли класс полуобезьян. Ученые считали, что суша, в конце концов, уйдя под воду, развела ареалы распространения полуобезьян по всему миру.

Английский зоолог Филип Склэтер назвал этот погрузившийся в бездну континент Лемурией, а научный интерес к нему подогрело сделанное немецким зоологом Эрнстом Хэкелем предположение, что Лемурия была колыбелью человечества. Известные философы-оккультисты тут же подхватили и развили теорию Хэкела. Так, Елена Блаватская утверждала, что во время сеансов общения с духами она узнала от них подлинную историю человечества, из которой следует, что она началась с Лемурии. По словам Блаватской, обитатели этой страны были третьей из семи корневых земных рас, каждая из которых проходит семь стадий развития. Нынешние люди представляют пятую расу.

Блаватская утверждала, что возникли лемурцы как гротескные существа, напоминавшие обезьян с тремя глазами, которые, будучи гермафродитами, размножались, откладывая яйца. Развившись в более совершенную расу, они частично переместились в Атлантиду и стали четвертой расой. Позже Лемурию разрушил вулканический взрыв, а Атлантиду погубила черная магия.

Последователи Блаватской до сего дня продолжают приводить все новые и новые доказательства существования «колыбели человечества». Ну а археологи, которые оперируют, в основном, фактами, так и не нашли в земле или под водой этих самых доказательств, давно махнули на Лемурию рукой и всем желающим убедиться в существовании в прошлом расы карликов предлагают вместо разговоров о лемурцах просто посетить местечко Скара Брэ на побережье Оркнейских островов.

Полые холмы Скара Брэ

На берегу Скара Брэ до недавнего времени находились обычные с виду холмы, поросшие зеленой травой. Однажды сильнейший ураган разрушил верхнюю часть одного из холмов, и местные жители с изумлением обнаружили скрытое в нем миниатюрное жилище! Маленькие постели, низкие потолки и дверные проемы — все указывало на то, что подземный дом был сделан для людей ростом не выше метра!

Археологи вскрыли другие холмы и обнаружили, что и в них находились миниатюрные комнатки. Специалисты выяснили, что строились они намеренно как подземные сооружения. Сначала из каменных плит возводились стены, потом на них из камней и дерева делали настил. И только тогда все сооружение покрывалось слоем земли и торфа, оставляя лишь небольшое входное отверстие.

Посередине каждой комнаты находился очаг, обложенный камнями. Из каменных плит были сделаны и маленькие шкафчики. Между жилищами были сделаны подземные переходы. Обратили археологи внимание и еще на одну деталь: на полу комнат и в проходах лежали кучки песка, напомнившие о старинном поверье. Оказывается, каждый, кто без спросу вторгался в прошлом в жилище подземного карлика, тут же превращался в кучку песка.

Согласно другим легендам, карлики чарами завлекали людей в свои подземные жилища, а когда те возвращались обратно, оказывалось, что прошло несколько лет. Могли карлики и повелевать ветром, насылать бури или усмирять шторм.

Куда же ушли жители холмов? В каменных шкафчиках аккуратно лежали украшения и посуда, на полу, у выхода из одного жилища, валялось, словно оброненное кем-то в спешке, ожерелье, каменные орудия и оружие стояли нетронутыми. Создавалось впечатление, что хозяева исчезли в одночасье, покинув этот мир навсегда.

Тайна карликов Скара Брэ пока не раскрыта. Ну а местные жители утверждают, что и по сей день изредка встречаются с последними представителями маленького народца. Более того, они верят, что карлики, пытаясь сохранить род, похищают детей из колыбели. Некоторые из похищенных возвращаются в мир людей через несколько лет. Как, например, одна местная девушка, вернувшаяся домой после многолетнего отсутствия. Сначала она долго болела, но потом поправилась и привыкла к жизни среди людей. Вот только до конца жизни в ней оставалось что-то не от мира сего. Поэтому до сих пор жители тех мест в северной Великобритании кладут в постель маленьким детям кусочки железа. Ведь металл, верят люди, обладает магической властью над жителями холмов…

Находка золотоискателей

В 1932 году два золотоискателя, которые искали драгоценный металл у подножия гор Сан-Педро в штате Вайоминг, предположили, что золотая жила может находиться в одной из скал. Они взорвали ее, но вместо золота обнаружили в горном массиве небольшую пещеру, в углублении которой на небольшом каменном выступе в сидячем положении находилась мумия крошечного существа.

Во весь рост существо достигало бы высоты около 35 см, а в сидячем положении — 18 см. Самое обыкновенное человеческое лицо с большими глазами, низким лбом, широким носом, большим ртом с тонкими губами.

Хорошо, что старатели догадались забрать мумию с собой, иначе их рассказам вряд ли бы кто поверил. Мумифицированный маленький человечек с загадочной улыбкой на лице, получивший имя Педро, оказался собственностью Айвена Гудмена, торговца автомобилями из города Каспера.

Ученые не отнеслись серьезно к этой находке и посчитали ее очередной фальшивкой. Однако антрополог Генри Шапиро все же решил исследовать мумию и с помощью рентгеновских лучей распознать подделку. Каково же было его изумление, когда рентген показал, что под мумифицированной оболочкой находится крошечный скелетик, по всем параметрам соответствующий человеческому.

Специалисты выяснили, что карлик погиб насильственной смертью: ему сломали ключицу, повредили позвоночник и, возможно, разбили голову. По всем признакам Педро был взрослым 60-летним мужчиной, если сравнивать его с обыкновенным человеком. У мумии были хорошо сформированные зубы, причем выделялись довольно крупные, выступающие вперед клыки.

Некоторые догматически мыслящие ученые, естественно, сразу нашли этой находке самые простые объяснения. Одни считали Педро ребенком-уродцем, спрятанным в пещере, другие — плодом на внутриутробной стадии развития, а кое-кто даже утверждал, что морщинистая кожа мумии была специально выделана опытным фальсификатором под кожу взрослого человека. Однако со временем столь экзотические предположения рассыпались, и на сегодняшний день остались лишь два предположения: либо Педро — представитель исчезнувшей с лица земли расы карликов, либо — существо из инопланетных миров.

Жуткий гном терроризирует город

Услонские горы прорезают весь правый берег Волги на протяжении нескольких десятков километров, на красивых склонах расположено несколько деревень и многочисленные коттеджи и дачи.

Местная достопримечательность — пещеры, многие из которых до сих пор не исследованы. Говорят, что часть этих пещер заселена сегодня довольно необычными существами.

Казанские дачники называют их гномами, а местным жителям они известны как «тобыки». Нередко эти маленькие, ростом с двухлетнего ребенка, существа в обмен на овощи и фрукты выносят из пещер красивые, сверкающие на солнце камни.

Местные жители верят, что «тобыки» поклоняются Луне и часто в полнолуние, выстроившись в круг, поют писклявыми голосами странные песни. Еще очевидцы необычных встреч уверяют, что «тобыки» не боятся диких животных, считают их своими друзьями и запросто играют с лисами, волками и медведями. А в главный свой праздник в конце зимы устраивают скачки верхом… на зайцах.

Тем временем в Аргентине в последнее время происходит нечто невероятное. Жуткий гном терроризирует городок Гуемес в провинции Сальта на севере страны.

Тинейджер Хосе Альварес заявил местной газете El Tribuno, что он и его друзья сфотографировали это создание во время недавней ночной прогулки.

«Альварес сообщил: Мы болтали о нашей последней поездке на рыбалку. Была уже даже не ночь, а раннее утро. Я достал свой мобильник и начал щелкать камерой, а остальные продолжали разговаривать и смеяться. Внезапно раздался непонятный шум, точно кто-то невидимый кидал на землю камни. Мы повернулись на звук и увидели, как шевелится трава, будто сквозь ее заросли пробирается небольшой зверь, вроде собаки. Но навстречу нам вышла не собака, а нечто непонятное, похожее на гнома. Оно нас очень напугало. Это никакая не шутка».»

«Хосе добавил, что другие местные жители тоже видели гнома. Мы до сих пор боимся выходить на улицу — как и все в этом районе. Один из наших друзей настолько испугался увиденного, что нам пришлось отвести его в больницу», — признался подросток.»

«Сотрудникам полиции, после участившихся жалоб со стороны жителей Гуемеса, даже пришлось усилить ночные патрули. Местные газеты уже прозвали этого призрака Жутким гномом из-за его внешнего вида чем-то напоминающего героя сказок. По рассказам очевидцев, он носит шляпу заостренной формы и передвигается необычной походкой — маленькими шажками вбок.»

Городок добровольно ввел комендантский час. После наступления темноты мало кто решается выйти на улицу, опасаясь встретиться с жутким гномом…

Виктор Потапов, Аномальные новости, № 21, 2008

(Подгорный народ, подгорное племя, народ )

Одна из самых распространенных в .
Гномов можно подразделить на два народа, ведущих различный образ жизни и значительно различающихся внешне.
Наиболее многочисленны горные гномы, реже встречаются .
Горные гномы выше лесных, более серьезны и основательны. Так как лесные гномы являются почти другой расой, они рассмотрены в отдельной статье и далее речь идет исключительно о горных гномах.
Отличием гномов от других рас является сравнительно небольшой рост (гномы примерно на голову ниже людей), и необыкновенная ширококостность. Ширина плеч представителей подгорного народа вошла в поговорки народов многих . По сравнению с людьми гномы боле сильны и выносливы. Волосы гномов невероятно густы и пышны, у мужчин растет густая борода, являющаяся у большинства племен признаком зрелости и предметом гордости.
Гномы живут в три-четыре раза дольше, чем люди, но несравнимо меньше , потому не причисляются к бессмертным расам. Здоровье гномов так же крепко, как и их комплекция. Гномы – активная и жизнелюбивая раса, они общительны и деятельны.
Другие расы видят и знают в основном гномов мужчин, так как гномы женщины, обладая домовитым и скромным нравом, редко покидают пределы своих селений. Путешествующим представительницам подгорного племени легко сохранить инкогнито, так как их принимают за приземистых женщин людской расы, поскольку они более изящны, чем гномы мужчины. Дети гномов не покидают гномьих поселений. Совершеннолетие у гномов наступает очень поздно, когда гному исполняется несколько десятков лет. В разных общинах этот возраст сильно разнится.
Путешествуют гномы как правило пешком, полагая, что конный гном выглядит нелепо, в крайнем случае, они ездят на пони. Не любят гномы и водный транспорт, полагая его ненадежным.

Гномы часто отправляются на заработки в селения других рас, участвуют в войнах народов с которыми дружны. Исключение составляют некоторые диаспоры, существующие очень скрытно, как, например Чёрные гномы .

В свободное время гномы любят собираться компаниями и при этом хорошо поесть и выпить горячительного. Гномы любят пиво, которое умело варят в больших количествах. Во многих мирах известны крепкие спиртные напитки, изготавливаемые и употребляемые гномами.
Деятельность гномов довольно разнообразна. Они умеют и любят разведывать недра и добывать минералы, от драгоценных камней до металлических руд и строительного материала. Соответственно подгорные жители являются непревзойденными умельцами в изготовлении всего, что возможно сделать из вышеназванного сырья. Среди них много ювелиров, оружейников, механиков, строителей. Гномы более других рас отличаются склонностью к технике, среди них немало изобретателей.
Трудолюбивые и неприхотливые, гномы предпочитают селиться поближе к месту работы, потому чаще всего города-государства гномов располагаются в пещерах под горными хребтами и массивами. Пещеры эти гномы расширяют, разветвляют, украшают, превращая природные залы в произведения искусства. Порой они проявляют чудеса изобретательности, чтобы осветить свои пещеры при помощи зеркал солнечным светом или задействовать для технических нужд пламя глубин.
В пещерах гномов невозможно развить сельское хозяйство. Продукты питания гномы покупают у других рас, потому они преуспели и в искусстве торговли.
Продают гномы в основном оружие и доспехи, которые другие расы во всех мирах признают лучшими и очень ценят. Пользуются успехом также ювелирные изделия гномов Механизмы же, изобретаемые гномами редко покидают пределы их пещер, так как из других рас мало кто смог бы ими пользоваться.
Гномы – непревзойденные пешие воины. Их излюбленное оружие – топор. Гномы хорошо сражаются в строю, который во многих мирах именуется . Гномы хирда строятся прямоугольником, большие щиты внешнего периметра сцепляются цепью, так что расстояние между ними никогда не превышает ширины ладони. Внутри защищенного пространства прямоугольника прячутся лучники или арбалетчики. Два или три внешних ряда вооружены длинными копьями, наподобие македонской фаланги. Учитывая качество гномьей стали, такой хирд без практически непобедим. Единственными военными средствам против хирда являются артиллерия и тяжелые стрелы из дальнобойных луков или арбалетов.

Гномьи города-государства являются неприступными крепостями. Входы на поверхность в них немногочисленны и защищены массивными воротами, чаще каменными, иногда укрепленными металлом и защищенными магией.

Известно несколько подземных городов-государств гномов в Средиземье. Среди них , в , другие полисы-государства в , Гелийских горах . Несколько мелких поселений существуют в холмистых местностях вроде Железного угорья . Единственный необжитой гномами горный массив – горы окружающие .
Гномы запада сотрудничают и торгуют с людьми и эльфами, изредка – с , постоянно враждуют с . Гномы, обитающие недалеко от лесов Ча воюют с , расой, выведенной когда-то Сауроном.
Воины гномов из рода Дьюрина зовут себя тангарами .
Несмотря на сотрудничество с людьми и эльфами, гномы сохраняют в тайне некоторые секреты своей магии, например способ связи между полисами Рудное эхо.
У гномов Средиземья борода является священным символом их легендарного прародителя Дьюрина, канонизированный горельеф бороды вырезается на входной двери любого жилища гнома.
Известно два типа государственного устройства гномов – в некоторых государствах правит потомственных монарх, в других – совет старейшин.
На востоке Средиземья существует большая диаспора Чёрных гномов, являющаяся одним из семи колен. Чёрные гномы живут очень скрытно, они являются любимцами Ауле и он даже во продолжал навещать их и передавать свои знания. С западными коленами гномов Чёрные гномы контакта не поддерживают. Исключением является , переселившийся к гномам Гелийских гор и помогавший им своей магией. Чёрные гномы с людьми почти не общаются, но поддерживают контакты в и Орлангуром .

Гномы Эвиала

Гномы Мельина
На Северном континенте гномы появились во Второй эпохе. Видимо, они были приведены туда кем-то из другого мира. Гномы заселяли все горные массивы континента – хребет Скелетов , Рудные горы , Полуденные горы и др. Столица государства гномов находилась под Царь-горой . Там, в самом богатом подземном полисе гномов, заседал – совет старейшин во главе с царем под горой.
Наряду с расой гномы были одной из доминирующих рас на континенте. По непонятным причинам они вступали в военные конфликты с расой дану, обитавшей на не пересекающихся с ареалом обитания гномов равнинных участках.
В конфликты переросли в непрекращающуюся войну. Причиной вражды, возможно, являлись мощнейшие – , созданные примерно в одно время магами обеих рас, при незримом присутствии падших . расы гномов вырастал из зародыша кристалла в хрустальной друзе примерно раз в сто лет. Все сто лет Меч копил эманации ненависти. От момента его созревания и до того пока меч не утрачивал силу, войска гномов обретали неуязвимость и неутомимость в боях, противник же становился неумел и вял, его доспехи и оружие теряли большую часть своих боевых качеств.
Пока жил Меч, гномы побеждали дану. Они разоряли лесные крепости, безжалостно истребляли детей и женщин противника, уводили их в полон. Уничтожали культурное наследие дану. Население на захваченных землях гномы обкладывали данью.
Через какое-то время действие меча прекращалось, но у дану вызревал их и ситуация менялась на противоположную.
Военное мастерство обоих рас неуклонно росло. Они достигли небывалых высот как в создании оружия и доспехов, так и в разработке тактики. В так называемых Живых латах гномы были практически неуязвимы. Отработанная ими тактика ведения боя в хирде была безукоризненна.
Свои военные победы гномы воспевали в гимнах увековечивали в барельефах. Барельефы были основным архитектурным украшением подземных помещений мельинских гномов. Они выполнялись с тщательнейшим соблюдением мельчайших деталей. Живопись гномы считали слишком недолговечной а скульптуру – излишне трудоемкой.
Штандарты хирдов были величайшей святыней, а штандарты разбитого врага хранились как память о победах. Живые латы и оружие украшались чеканкой и инкрустациями. Гномы накопили огромное количество золота и драгоценных камней. Ими были украшены трон и залы, нарядные пояса гномов стоили целого состояния.
Лучшие произведения своего искусства гномы выставляли на всеобщее обозрение в специальных залах. Туда в периоды перемирий допускались даже орки и . Одна из известных сокровищниц под Царь-горой именовалась Ckzur Trdrang — «Хранилище Блистающего богатства», главная же сокровищница звалась Rabsigar Oorimn.
Жесточайшие битвы гномов и дану вошли в историю Мельина. на протяжении многих столетий обучали своих молодых воинов на примерах осады Аэллы, битвы при Ледяной Могиле, сражения на Чёрном мосту. Они преклонялись перед мужеством лучших воинов гномов, например, Вестри сына Марви.
Гномы Мельина как и все прочие любят пиво, но им принадлежит рецепт очень крепкого напитка, именовавшегося гномоядом Один из самых известных рецептов гномояда именовался «Каменный жар».
, одержав победу над государством дану, стала притеснять гномов. Разбив гномов Хребта Скелетов, люди взяли большие контрибуции. Часть самоцветов, украшавших Каменный престол, по официальной версии, лучшие камни из сокровищниц гномов, красивейшие царские пояса, ушли в имперскую казну.
Каменный престол был вынужден бежать в поселения . Гномы вынесли туда значительную часть богатств, но не смогли вынести величайшую святыню – друзу, в которой рождался Алмазный меч.
Долго время гномы пытались взять вызревший меч, засылали экспедиции в Хребет Скелетов, однако те терпели неудачу.
В царствование Каменный престол тайно нанял двоих Вольных для сопровождения гнома в пещеры под Царь-горой. Вольным не была открыта цель путешествия. Экспедиция увенчалась успехом. Гном Сидри добыл Алмазный меч. Обманув и оставив на погибель своих спутников, он благополучно донес Меч до Каменного престола.
Во времена Империи гномы были ограничены в правах. Заинтересованная в товарах гномов Империя дозволяла гномам торговать на своей территории, однако, гномы не имели права пользоваться повозками и носить на территории Империи оружие. За ввоз товара они должны были платить большую пошлину. При пересечении границы после досмотра и уплаты пошлины гному выдавалась объемистая бирка, величиной почти с полено, которая должна была свидетельствовать о том, что гном допущен в земли людей. Помимо того гномам запрещалось использовать в Империи какую бы то ни было магию. Основным местом торговли с гномами был Хвалин .
Не желая способствовать процветанию людей, гномы не желали торговать изделиями, требующими большого мастерства. Обычным товаром, предназначенным для людей, были уголь, железные крицы, литьевые заготовки, гвозди, необработанные камни. Осенью в подверженном Смертным ливням Хвалине пользовался большим спросом кровельный камень.
Однако часть гномов соглашалось работать на территории людских городов. За это право они обязаны были большую подать. Гномы работали каменщиками, строителями, оружейными мастерами. Изделия гномов очень ценились. Доспехи Императора были изготовлены гномами. Есть сведения, что часть городовых гномов имела связи с Серой лигой и находящимися с ней в сговоре волшебниками-ренегатами.
В Империи процветала работорговля и шайки вились около Западного хребта, вылавливая гномов на продажу

Маги мельинских гномов практикуют предметную магию — , . Артефакты гномов изготавливаются часто из камней и кристаллов, но также ценятся зубы, другие ингредиенты животного происхождения. При использовании предметов гномы применяли также различные наговоры. Среди гномов Мельина нет сильных магов. Но все без исключения гномы обладают частичкой магической силы, которую гномы зовут Сила Гор — Suuraz Ypud’. Эту силу они лучше могут использовать, находясь в своих подземных владениях, особенно под Хребтом скелетов.
О фольклоре и обычаях мельинских гномов известно мало. Известно, что существовал праздник Yyraz Madhy, праздник Обретённых Камней. Готовясь к нему обитатели Царь-Горы украшали все до единой залы, перехода и галереи, и наводили там идеальные чистоту и порядок.

Гномы Хьёрварда
В Хьёрварде существует несколько государств гномов: в Восточном самым известным из них является Кольчужная гора , в Северном – королевство .

Хьёрвардские гномы считают своим отцом . Они сохранили верность Отцу Дружин во времена второй эпохи и охотно ковали оружие для войска, готовящегося по предводительством старого Хрофта штурмовать столицу , сохраняя подготовку к войне в тайне.
Как и в большинстве миров хьёрвардские гномы пользуются всеобщим языком и рунами , но свои секретные трактаты по кузнечному делу и магии они пишут своими изначальными рунами.
При прокладке туннелей гномы Хьёрварда используют специально обученных животных – .
Мастера Кольчужной горы – наиболее знаменитые оружейники Хьёрварда, ковали доспехи и первый меч для ученика Хедина Хагена . Не брезговал гномьим доспехом даже Хрофт. Во время подготовки мятежа Хедина Хаген закупал оружие и доспех у гномов для своей дружины. Вообще же изделия гномской работы дороги и не каждый воин может похвастаться ими.
Будучи умелыми оружейниками, хьёрвардские гномы, тем не менее, не любили военных конфликтов и почти не участвовали в войнах. Однако во время Мятежа Хедина в войске Хрофта были небольшие отряды гномьего ополчения.
Гномы Хьёрварда – искусные строители, их творения не так красивы как строения например, но зато они прочны и продуманны. Поэтому люди часто обращаются к гномам, если необходимо возвести неприступную крепость. Примером крепости построенной гномами является неприступный Хедебю , который выдержал много осад и ни разу не был взят.
Крепость, почти вся вырубленная гномами из природных скал, была на Хединсее . Простояв в небрежении тысячу лет, пока Хедин был в ссылке, крепость, тем не менее, почти не пострадала. Вернувшись из ссылки Хедин, вместе со своим учеником вновь пригласил гномов и те сделали крепость еще более неприступной. Гномы по возможности сохранили лес, растущий на склонах. Крепость была оснащена хитрыми подъемными механизмами и тайниками гномьей работы.
Возводя строения не военного назначения гномы также не чужды эстетики. Например, возводя входную арку пещер Ортана они украсили ее красивыми мозаиками из полудрагоценных камней. Ворота королевского дворца в Халлане , изготовленные гномами, были настоящим произведение искусства.
Как и везде, в Хьёрварде гномы главные добытчики драгоценных и полудрагоценных камней. Именно гномы Северного Хьёрварда продали Храму Ямерта огромные хрустальные глыбы, из которых были сделаны цельнокристаллические колонны портика главного храма Солнца.
В Ар-ан-Ашпаранге гномы добывают горюч-камень, который используют в металлургии и продают жителям . Они продают туда также изделия алхимиков, например горючий порошок, используемый как средство для отпугивания монстров орды и для подачи сигналов бедствия. Несмотря на дороговизну (гномья сталь идет на вес золота), большим спросом пользуется в лесных пределах и оружие выкованное гномами, особенно наконечники для стрел. Из-за набегов орды Лесных пределов покупают у гномов даже такую утварь как засовы и дверные петли.
Жители Лесного предела считают гномов упрямыми молчунами. У них бытуют поговорки вроде «Как не сдвинешь гору, так не переупрямишь гнома».
Среди жительниц Лесного предела бытует мнение о гномах как о непревзойденных любовниках и ужасных бабниках. Гном , проживший в тех местах некоторое время вполне оправдывал эти слухи.
В давние времена гномы Ар-ан-Ашпаранга принесли клятву эльфам Эльфрана за то что те спасли их от???. С тех по во исполнение Древнего Долга гномы магические не могут

Древняя сказочная раса карликов - гномы - появилась в рамках германо-скандинавской мифологии. Это низкорослый народ, обитающий преимущественно в пещерах и добывающий драгоценные металлы и камни.

Сказочные карлики — существа германо-скандинавской мифологии

Карлики часто встречаются в литературных произведениях писателей всего мира, но особую популярность получили в сказках братьев Гримм, а также культовых циклах про Средиземье и Нарнию.

Происхождение гномов

О том, кто такие гномы, впервые рассказали в своих легендах древние германцы и скандинавы. В современном мире образ этих волшебных существ можно встретить в литературных произведениях и фольклоре народов мира. Существует несколько теорий происхождения этого народа. Некоторые утверждают, что он пошел от древних великанов, которые также обитали в пещерах и подземельях. Другие считают, что предками является нижняя раса эльфов, обитавшая во мраке подземного царства.

Само слово «гномы» появилось благодаря древнему алхимику по имени Парацельс. Основой послужило древнегреческое слово «знание», т.к. алхимик верил, что сказочные карлики являются обладателями скрытых от людей знаний.

В зависимости от страны и народа гномов называют по-разному.

  1. В далёкие времена германо-скандинавские народы называли их двергами или же цвергами.
  2. Английский вариант названия расы карликов - дварфы.
  3. В польском языке закрепилось название краснолюды.
  4. Сербский народ называет их людки.

Описание внешности и характера

Гномы выглядят как обычные люди. Главным отличием является то, что по росту взрослый гном не превышает человеческого ребёнка. Несмотря на это, создания отличаются небывалой физической силой, что помогает им с лёгкостью справляться с трудной работой. Такие карлики часто являются обладателям длинной, густой бороды. Одеваются они предпочтительно в простые лохмотья.

Гномихи, т. е. женские особи расы, обладают пышными формами и такими же длинными, густыми волосами, как бороды мужчин этого вида. Они носят серую или тёмно-зелёную одежду. Особое предпочтение отдают юбкам и блузкам.

Дварфы - это добродушный и трудолюбивый народец, который всё-таки предпочитает как можно меньше контактировать с представителями других рас.

Образ жизни сказочных карликов

В мифологии разных народов гномов и их образ жизни описывают по-разному, но общие черты всё же есть. Среди них:

  1. Карлики предпочитают жить в подземных пещерах. Считают, что такие гномы, подобно троллям-великанам, не могут находиться на солнечном свете, потому что он обращает их в каменные статуи.
  2. Подземное царство отличается сложной структурой и необычайной красотой. Они возводят самые настоящие крепости и замки в своих пещерах.
  3. Гномы являются лучшими металлургами во всём мире. Обитая в своих подземельях, они добывают металл и драгоценные камни, из которых потом изготавливают необыкновенные украшения и оружия.
  4. Из-за того, что гномы обладают несметными богатствами, у них немало врагов среди представителей других рас. Особенно они страдают от жадных людей и огромных драконов. Это вынуждает их вести более замкнутый образ жизни.
  5. Дварфы находятся в дружественных отношениях с животными и птицами, которые обитают в лесах и на лугах. Поэтому они также преимущественно являются вегетарианцами. Любимой едой карликов считают всевозможные фрукты, овощи и ягоды, грибы и орехи, а также хмельные настои и медовуху.
  6. Особыми отличиями гномов также являются: умение ясно видеть в темноте и долголетие. В среднем карлики могут жить до 400 лет.

Сказочные карлики предпочитают жить под землей

Виды гномов

Раса карликов отличается большим разнообразием видов в зависимости от их места обитания. Главными отличиями считают внешность, особенности поведения и образа жизни. Среди известных человечеству видов гномов выделяют следующие:

  1. Дварфы, обитающие в лесах, считают наиболее многочисленным и популярным видом. Они отличаются замкнутостью и отшельническим образом жизни.
  2. Существуют также гномы, обитающие на бесконечных просторах пустынь и прерий. Их главной особенностью является относительно высокий рост по меркам гномов. Также они предпочитают носить одежду серого цвета, что помогает им быть более незаметными.
  3. Самыми крупными и свирепыми являются дварфы, обитающие на далёком, холодном севере. Они жестоки, кровожадны и мстительны. Ради выживания могут пойти на схватку с огромными троллями.
  4. Более добродушными и общительными считают садовых карликов. Они любят пёструю одежду, старые и заросшие сады. Если человеку посчастливится встретить такого гномика, он с удовольствием расскажет множество небылиц, легенд и не только.
  5. Некоторые карлики отдают предпочтение человеческим домам или фермам. Они не такие общительные, как садовые собратья, но некоторым людям удавалось завести с ними знакомство.

Гномы в мировой литературе

Сказочные карлики часто встречаются в литературных произведениях западных писателей. Одним из наиболее ярких примеров считают сказки немецких авторов:

  • братья Гримм;
  • Эрнст Гофман;
  • Вильгельма Гауф.

Особой популярностью пользуется сказка братьев Гримм под названием «Белоснежка и семь гномов». В этой истории принцесса, сбежавшая от страшной мачехи-колдуньи, встречается с лесными гномами, которые также добывают драгоценные камни в подземельях.

Новую жизнь в образ карликов вдохнул писатель Джон Рональд Руэл Толкин, автор известного фэнтези-цикла под названием «Властелин колец». В его книгах гномы являются одними из главных жителей Средиземья. Они обитают в пещерах, добывают и оберегают несметные сокровища. Они неплохо справляются с боевым топором и участвуют в различных авантюрах.

Также дварфы населяют волшебное королевство Нарнию, которую в своих произведениях описал ирландец Льюис Стейплз Клайв. Гномы были одними из первых жителей волшебной страны и сыграли большую роль в её истории. Этот народец занимается ювелирным и оружейным ремеслом, отличается скрытностью и молчаливостью.

В алхимии и оккультизме гном - дух земли как первоэлемента, земная элементаль (см. гномы в алхимии). Гномы, наряду с эльфами , гоблинами и троллями , часто появляются в литературе жанра фэнтези и ролевых играх.

Свартальвы в Эддах

Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы или цверги (карлики) из германо-скандинавской мифологии . В скандинавской мифологии цверги являются нижними, «тёмными» родственниками альвов (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира . Они невелики ростом и темны лицом, живут в Свартальвхейме . Чтобы они не встречали своих собратьев - «светлых» альвов - и не враждовали, боги наслали на них проклятие: под действием солнечных лучей цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит », где, напротив, гномы так спасаются от троллей).

Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир , которая удерживает Фенрира , молот Тора Мьёльнир , корабль Скидбладнир , копье Одина Гунгнир , кольцо Драупнир , волосы для богини Сив . Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ. В «прорицании Вёльвы » есть перечисление:

10 Мотсогнир старшим из племени карликов назван тогда был, а Дьюрин - вторым; карлики много из глины слепили подобий людских, как Дьюрин велел. 11 Нии и Ниди , Нордри и Судри , Аустри и Вестри , Альтиов, Двалин , Бивёр и Бавёр, Бёмбур, Нори, Ан и Анар, Аи, Мьёдвитнир, 12 Гандальв и Вейг, Виндальв, Траин, Текк и Торин, Трор, Вит и Лит, Нар и Нюрад - вот я карликов - Регин и Радсвинн всех назвала. 13 Фили и Кили, Фундин, Нали, Хефти, Вили, Ханар, Свиор, Фрар и Хорнбори, Фрег и Лони, Аурванг, Яри, Эйкинскьяльди. 14 Ещё надо карликов Двалина войска роду людскому назвать до Ловара ; они появились из камня земли, пришли через топь на поле песчаное. 15 Это был Драупнир и Дольгтрасир с ним, Хар и Хаугспори, Хлеванг и Глои, Дори и Ори, Дув и Андвари , Скирвир, Вирвир, Скафинн и Аи, 16 Альв и Ингви, Эйкинскьяльди, Фьалар и Фрости, Финн и Гиннар; перечень этот предков Ловара вечно пребудет, пока люди живы.

Песнь о Нибелунгах

В связанном с «Песнью» цикле сказаний «Роговой Зигфрид », взаимоотношения Зигфрида с карликами раскрыты подробнее. Здесь Зигфрид побеждает дракона при помощи короля цвергов Эгвальда: король своими чарами делает героя невидимым, чтобы тот мог поближе подобраться к дракону .

В оккультизме и алхимии

В Англии отношение к гномам было более легкомысленное, они представлялись очередной разновидностью фей (fairy) и служили, чаше всего, комическими персонажами. В XX веке у таких писателей, как Джон Толкин и Клайв Льюис , гномы лишены той мистики и могущества, которыми их наделяли немцы, они - лишь одни из множества видов жителей волшебных миров (Средиземья и Нарнии, соответственно). Гномы Толкина были не только богаты и скрытны, но ещё и воинственны, их излюбленное оружие - боевой топор . По сравнению с крошечными гномами братьев Гримм, гномы Толкина довольно рослые: от 1 до 1, 5 метра.

Толкин сильно повлиял на архетип гномов в массовом сознании, а ролевая система Dungeons & Dragons закрепила его окончательно. Во второй половине XX века и по сей день, гномы в литературе, кино, играх - молодцеватые, грубые и воинственные бородачи, воплощение архетипа Фальстафа и Портоса .

Также гномы задействованы в «Жёлтом Тумане» и «Тайне заброшенного замка» из цикла А. М. Волкова об Изумрудном городе . Они ростом в 45 сантиметров, хорошо умеют шить одежду, мастерить обувь, охотиться, жарить мясо, вести летописи и шпионить. В «Жёлтом Тумане» гномы подчиняются злой колдунье Арахне. Несмотря на это, сами они не являются злодеями, а скорее нейтральными персонажами. В «Тайне заброшенного замка» гномы уже подчиняются Страшиле и являются положительными персонажами.

В кино и компьютерных играх

В кинематографе гномы и карлики часто представлены в экранизациях сказок и фэнтезийных книг. Большую роль они играют в фильмах по мотивам сказки о Белоснежке , в экранизациях книг Джона Толкина, Клайва Льюиса и Фрэнка Баума . В фильме «Уиллоу » заглавный герой - гном, роль которого исполнил знаменитый актёр-карлик Уорвик Дэвис . В кинотрилогии «Хоббит» , снятой по мотивам одноимённой повести Толкина, большинство главных героев - гномы.

Гномы (в некоторых переводах - дворфы) нередко представлены как игровая раса в компьютерных играх. Дизайнеры часто придают гномам черты скандинавов или германцев (оружие и доспехи характерного вида, имена, использование рунических алфавитов или же старогерманской письменности), реже - кельтов (клетчатые ткани, кильты, кельтские узоры на оружии и доспехах). Под растущей популярностью стимпанка , позднейшие сеттинги (WarHammer , Warcraft , The Elder Scrolls , Arcanum и Overlord) часто выводят гномов как носителей технического прогресса, создателей паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия включая огнемёты , отвергающих магию и суеверия . Иногда гномы (или некоторые из них) описываются как могущественные волшебники, повелевающие силами земли.

Следует отметить тенденцию в создании игр в жанре симулятор бога, так или иначе затрагивающих тематику гномов. Это объясняется геологической составляющей подобных симуляторов и частично унаследованным от Dungeon Keeper игровым процессом. Один из самых ярких примеров - игра Slaves to Armok II: Dwarf Fortress , которая, в свою очередь вдохновила создание Minecraft .

Название в разных языках

Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане - «дворфами» (dwarf) - оба этих слова переводятся как "карлик". Слово «gnomus» или «gnome» в английском обозначает только элементалей Земли и садовых гномов - декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain , в Италии - nano , оба слова также означают «карлик» и происходят от греческого «νᾶνος » - «крошечный». В других европейских языках есть свои слова, не связанные ни с одним из этих корней - «краснолюд» (польск.), «Kääpiö» (финск.), «Trpaslík» (чешск. и словацк.), и др. В начале XIX века, наряду с «гномом», в русской литературе часто встречался вариант «карла».

Dwarf и gnome

Большое влияние на нынешнее представление о гномах оказала ролевая система Dungeons & Dragons . В этой системе, некоторых её сеттингах (Forgotten Realms , Dragonlance) и ряде других фэнтези-вселенных, основанных на архетипах D&D (например, WarCraft), наряду с расой dwarf существует раса gnome . Это создаёт затруднения у переводчиков на русский язык . При отсутствии принципиальных сюжетных препятствий зачастую и тех, и других переводят как «гном» . В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в книжном цикле «Шаннара » Терри Брукса , где эти народы враждуют), многие переводчики прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют и такие переводы, где dwarfs переведены как «гномы», в то время как gnomes названы как-то иначе (например, «карлики», «гнумы», «гномики», «лилипуты») , и такие, где dwarfs названы «карликами», а gnomes - «гномами». Анджей Сапковский , польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

Различия между этими двумя типажами невелики и уходят корнями не в мифологию, а главным образом в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны таким образом ::

Dwarfs - коренастые и сильные карлики с густыми бородами. Их обычно изображают как выдающихся кузнецов и лихих воинов, напоминающих низкорослых викингов . Их рекомендованный класс в D&D - боец.

Gnomes - карлики ещё меньшего роста и не столь могучего телосложения. В D&D их рекомендованный класс - маг-иллюзионист. Во многих фэнтези-мирах с элементами стимпанка gnomes изображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и огнестрельное оружие, дирижабли или вертолеты. Подобные примеры есть и в мирах D&D - таковы гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms).

Женщины-гномы

Женщины-гномы мало отличаются от мужчин - эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощённая несколькими вселенными и произведениями.

В русском языке нет однозначного слова для обозначения женщины-гнома. У разных переводчиков и авторов можно встретить варианты: «гнома», «гномиха», «гномка», «гномесса», «дварфийка».

См. также


Напишите отзыв о статье "Гномы"

Примечания

  1. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова.. - М .: Советская энциклопедия ; ОГИЗ ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей , 1935-1940.
    ГНОМ, а, м. В западноевропейской мифологии - безобразный карлик.
  2. // Большая советская энциклопедия , т. 17
    Гном (от позднелат. gnomus ), карлик, фантастическое существо в западно-европейской мифологии, живущее на земле. Г. часто встречаются в сказках, в эпической поэзии.
  3. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. - Изд. 2-е, стер. - М . : Прогресс , 1986-1987.
  4. . Encyclopaedia Britannica Online . Проверено 12 марта 2008.
  5. // Oxford Advanced Learner’s Dictionary
  6. Борхес Х. Л. . // Книга вымышленных существ
  7. Дарья Букреева. . «Мир фантастики » № 10; июнь 2004
  8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Гномы - духи, обитающие в недрах земли и гор и охраняющие подземные сокровища. Они могут принимать разные образы; мужские Г. обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы. Они любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Г. - любимые герои зап. европ. сказок.

Ссылки

  • в журнале «Мир фантастики »
  • Хорхе Луис Борхес - «Книга вымышленных существ ».
  • Ричард Псмит (Андрей Ленский) (рус.) // Лучшие компьютерные игры: журнал. - 2006. - Вып. №11 .

Отрывок, характеризующий Гномы

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.
Он подозвал к себе старших генералов.
– Ma tete fut elle bonne ou mauvaise, n"a qu"a s"aider d"elle meme, [Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого,] – сказал он, вставая с лавки, и поехал в Фили, где стояли его экипажи.

В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.
Только когда в избу вошел Бенигсен, Кутузов выдвинулся из своего угла и подвинулся к столу, но настолько, что лицо его не было освещено поданными на стол свечами.
Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго.
– Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)
Начались прения. Бенигсен не считал еще игру проигранною. Допуская мнение Барклая и других о невозможности принять оборонительное сражение под Филями, он, проникнувшись русским патриотизмом и любовью к Москве, предлагал перевести войска в ночи с правого на левый фланг и ударить на другой день на правое крыло французов. Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения. Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Руководимые ли чувством потребности жертвы пред оставлением столицы или другими личными соображениями, но эти генералы как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена. Остальные генералы понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско. Малаша, которая, не спуская глаз, смотрела на то, что делалось перед ней, иначе понимала значение этого совета. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена. Она видела, что они злились, когда говорили друг с другом, и в душе своей она держала сторону дедушки. В средине разговора она заметила быстрый лукавый взгляд, брошенный дедушкой на Бенигсена, и вслед за тем, к радости своей, заметила, что дедушка, сказав что то длиннополому, осадил его: Бенигсен вдруг покраснел и сердито прошелся по избе. Слова, так подействовавшие на Бенигсена, были спокойным и тихим голосом выраженное Кутузовым мнение о выгоде и невыгоде предложения Бенигсена: о переводе в ночи войск с правого на левый фланг для атаки правого крыла французов.
– Я, господа, – сказал Кутузов, – не могу одобрить плана графа. Передвижения войск в близком расстоянии от неприятеля всегда бывают опасны, и военная история подтверждает это соображение. Так, например… (Кутузов как будто задумался, приискивая пример и светлым, наивным взглядом глядя на Бенигсена.) Да вот хоть бы Фридландское сражение, которое, как я думаю, граф хорошо помнит, было… не вполне удачно только оттого, что войска наши перестроивались в слишком близком расстоянии от неприятеля… – Последовало, показавшееся всем очень продолжительным, минутное молчание.
Прения опять возобновились, но часто наступали перерывы, и чувствовалось, что говорить больше не о чем.
Во время одного из таких перерывов Кутузов тяжело вздохнул, как бы сбираясь говорить. Все оглянулись на него.
– Eh bien, messieurs! Je vois que c"est moi qui payerai les pots casses, [Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки,] – сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление.
Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон.
Некоторые из генералов негромким голосом, совсем в другом диапазоне, чем когда они говорили на совете, передали кое что главнокомандующему.
Малаша, которую уже давно ждали ужинать, осторожно спустилась задом с полатей, цепляясь босыми ножонками за уступы печки, и, замешавшись между ног генералов, шмыгнула в дверь.
Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.