Гердер – краткая биография. Иоганн готфрид гердер биография Иоганн гердер биография

ГЕРДЕР, ИОГАНН ГОТФРИД (Herder, Johann Gottfried) (1744–1803), немецкий писатель и мыслитель. Родился 25 августа 1744 в Морунгене (Восточная Пруссия). Сын школьного учителя. В 1762 был зачислен на теологический факультет Кёнигсбергского университета. С 1764 учитель в церковной школе в Риге, в 1767 стал помощником настоятеля двух важнейших рижских приходов. В мае 1769 отправился в путешествие и к ноябрю добрался до Парижа. В июне 1770 в качестве спутника и наставника наследного принца Гольштейн-Эйтенского направился вместе со своим подопечным в Гамбург, где познакомился с Лессингом. В Дармштадте встретил Каролину Флаксланд, ставшую его женой. В Страсбурге подвергся неудачной операции глаза. Близко сошелся с И.В.Гёте, тогда еще студентом, на становление которого как поэта Гердер оказал решающее влияние. В 1771–1776 он главный пастор и член консистории в Бюкебурге; благодаря посредничеству Гёте в 1776 приглашен в Веймар, где стал придворным проповедником и членом консистории. Здесь, не считая путешествия в Италию в 1788–1789, он провел остаток жизни. В 1801 возглавил консисторию и получил патент на дворянство от курфюрста Баварского. Умер Гердер 18 декабря 1803.

Первые свои сочинения из числа важнейших, Наброски о новейшей немецкой литературе (Fragmente über die neuere deutsche Literatur , 1767–1768) и Критические леса (Kritische Wälder , 1769), Гердер воздвиг на основаниях, заложенных его великим предтечей Лессингом. Наброски возникли в дополнение к Литературным письмам Лессинга, а Леса начинаются с критики его Лаокоона . В статьях Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов и Шекспир в сборнике О немецком характере и искусстве (Von deutscher Art und Kunst, 1773; издан совм. с Гёте), программном документе движения «Бури и натиска», Гердер пытается доказать, что вся литература в конечном счете восходит к народным песням. Широкую известность снискал его сборник народного поэтического творчества Народные песни (Volkslieder , 1778–1779), позднее переименованный в Голоса народов в песнях (Stimmen der Völker in Lidern ), составленный из прекрасно переведенных им песен разных народов и оригинальных стихотворений самого Гердера, Гёте и М.Клаудиуса. Величайший труд Гердера, Идеи к философии истории человечества (Ideen zur Geshichte der Menschheit , тт. 1–4., 1784–1791), остался незавершенным. Замысел его в широком смысле состоял в обнаружении тесной взаимосвязи между природой и культурным развитием рода человеческого. Для Гердера история – сцена деяний Божьих, исполнение замысла Божия и откровение Бога в природе. Единственная цель человеческого бытия – прогресс человечества и человечности.

Большое воздействие на формирование эстетических взглядов штюрмеров оказал Гердер, крупнейший мыслитель XVIII в. Его значение в истории философской и эстетической мысли определяется прежде всего тем, что он стал рассматривать общественные и литературные явления с исторической точки зрения. Гердер изучал литературу и искусство в тесной связи со всей жизнью человечества, подчеркивал их обусловленность языком, нравами, психологией, образом мыслей того или другого народа на определенной ступени его исторического развития. Отсюда Гердер делал вывод о национальной неповторимости творчества каждого писателя, вводил в науку новый, исторический метод исследования литературных явлений. Гердер был пламенным защитником гуманизма и дружбы народов. В своей положительной программе он близко подходил к идеям утопического социализма.

Гердер родился в небольшом захолустном городке Морунгене (Восточная Пруссия) в семье бедного школьного учителя, одновременно исполняющего обязанности звонаря и певчего в местной церкви. Из-за материальных затруднений Гердеру не пришлось получить даже систематического начального образования. Десяти лет его отдают в услужение к деспотичному дьякону Трешо, где он выполняет всякого рода домашнюю работу, а также занимается переписыванием теологических сочинений своего хозяина.

В 1762 г. Гердер едет в Кенигсберг с целью изучения хирургии, но становится студентом богословского факультета Кенигсбергского университета. Большое впечатление на него произвели лекции И. Канта по естественным паукам. Из них он извлек идею об изменяемости мира, которая займет столь большое место в его будущих сочинениях. Но особенно много Гердер получает от самостоятельных занятий. Он изучает труды Лейбница, Вольтера, Баумгартена, Юма, Ньютона, Кепплера и других философов и естествоиспытателей, знакомится с творчеством Руссо, оказавшим на него большое влияние. В студенческие годы, как и впоследствии, Гердер поражает широтой своих интересов.

Активная литературная деятельность Гердера началась в Риге, где он жил в 1764-1769 гг., будучи пастором Домского собора. В это время им опубликован ряд статей - «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (Über die neuere deutsche Literatur. Fragmente), «Критические леса» (Die Kritische Wälder), в которых уже достаточно определенно выявился его новаторский подход к исследованию литературных явлений. В 1770- 1771 гг., находясь в Страсбурге, Гердер познакомился и сблизился с Гете, сыграв большую роль в утверждении последнего на эстетических позициях «Бури и натиска». Плодом этого знакомства явился совместно составленный сборник «О немецком характере в искусстве» (Von Deutscher Art und Kunst, 1773), где Гете поместил очерк об архитектуре, а Гердер выступил со статьями о Шекспире и о народной песне. Мысли, развитые Гердером и Гете в их совместном выступлении, были восприняты немецкими писателями как манифест нового штюрмерского направления в литературе.

В 1771 -1775 гг. Гердер служит проповедником в Бюккербурге, а затем при содействии Гете переезжает в Веймар, где остается до конца своих дней, исполняя должность придворного советника консистории. В веймарский период Гердером написаны наиболее значительные произведения, в которых его концепция мировой литературы развернута с наибольшей полнотой и отчетливостью: «Идеи к философии истории человечества» (Ideen zur Philosophic der Gescliichtc derMcnschheil, 1784-1791), сборник «Голоса пародов в песнях» (Stimmen der Völker in Lieder, 1778-1791), «Письма для поощрения гуманности» (Briefe zur Beförderung der Humanität, 1794-1797), «Каллигона» (Kalligone, 1800) и др. Гердер писал также стихи, драмы («Брут», «Филоктет», «Раскованный Прометей» и др.), но его художественное творчество, отличаясь прогрессивной идейной направленностью, невысоко в художественном отношении. Образы в его драматургии и поэзии отмечены печатью иллюстративности и схематизма. Значительно более интересен Гердер как переводчик. Наибольшей его удачей в этой области является переложение па немецкий язык испанских романсов о Сиде.

Мировая слава Гердера зиждется на его философских, историко-литературных трудах, в которых он заявил о себе как подлинный новатор. Просветители XVIII в. (Вольтер, Монтескье, Лессинг и др.) рассматривали историю как борьбу просвещения с непросвещенностью, цивилизации с варварством. Собственные воззрения расценивались ими как высшая ступень в развитии мировой теоретической мысли. С позиций просветительского разума они отвергали средние века. Для них средневековье - эпоха сплошных предрассудков. По тем же причинам они не обращали должного внимания и на народное творчество.

Гердер рассматривал историю мировой культуры как процесс, все звенья которого взаимосвязаны, необходимы и, следовательно, обладают неповторимым своеобразием. Каждая историческая эпоха, каждый народ создаст художественные ценности, отмеченные печатью самобытности, приумножающие духовно-эстетическое богатство человечества.

Гердер говорит о народных истоках художественного творчества. В одной из ранних своих статей «Есть ли у нас французский театр?» он вступает в решительную полемику с теми, кто связывал будущность немецкого театрального искусства с доброй волей титулованных меценатов. Гердер, напротив, отмечает пагубность влияния придворно-аристократической среды на театральную жизнь.

В сочинении «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» Гердер заострил внимание на огромной роли языка как «орудия» художественного творчества, без чего не может быть ни великих поэтов, ни великих прозаиков. Большое научное значение имело его положение о том, что язык есть продукт тысячелетнего развития общества, что он дай людям не богом, а возник в процессе человеческого общения, совершенствуясь от одного поколения к другому. Очень ценным, материалистическим по своей сути было положение Гердера о том, что язык есть практическое существование мысли («Мы мыслим с помощью языка.., мышление почти то же, что речь»). Гердер проявил большой интерес к развитию немецкого национального языка, рассматривая его как средство, способствующее сплочению нации и созданию национальной литературы.

В «Критических лесах» Гердер, полемизируя с эстетиком XVIII в. Риделем, а также косвенно с Винкельманом, оспаривает их тезис об абсолютном идеале прекрасного, доказывая изменчивость представления о красоте. «Разве одинаковы,- спрашивает он,- греческий, готический и мавританский вкусы в ваянии и зодчестве, в мифологии и поэзии? И разве не черпает каждый из них свое объяснение в эпохе, нравах и характере своего народа?» Гердер выступает решительным противником нормативной эстетики. Подлинное искусство, по его убеждению, несовместимо с нормативностью, оно плод свободного вдохновения, своеобразного у каждого художника.

Велики заслуги Гердера как фольклориста. Он первый в Германии обратил внимание на устное народно-поэтическое творчество, энергично занялся собиранием и популяризацией его произведений. Его, в частности, поражали духовные, культурные богатства России (он в какой-то мере приобщился к ним, живя в Риге). Гердер призывал ученых славянских стран собирать народные песни, в которых отразились особенности жизни славян, их нравы и идеалы. Гердер предсказывал великую будущность славянским народам, которые, по его убеждению, будут играть ведущую роль в духовной жизни Европы.

Язык, религиозные верования, этические представления и другие достижения цивилизации рассматриваются Гердером как продукт коллективной жизни народа. Они возникли вследствие определенной жизненной духовной потребности. Гердер, признается Гете в X книге своей автобиографии, «научил нас понимать поэзию как общий дар всего человечества, а не как частную собственность немногих утонченных и образованных натур». Отдельный художник, по мысли Гердера, лишь тогда достигает большой поэтической выразительности, когда он связан со стихией народной национальной жизни.

Наиболее ярким трудом Гердера-фольклориста является антология «Голоса народов в песнях». Она состоит из шести книг. В ней представлены произведения народно-поэтического творчества не только цивилизованных народов мира, но и тех, которые еще не имели своей письменности (эскимосов, лапландцев, жителей Мадагаскара и т. д.). С другой стороны, в сборник вошли образцы поэзии Шекспира, Гете, которые, по мнению Гердера, были тесно связаны с народной жизнью.

Наибольшее место в «Голосах...» занимают песни любовные, бытовые, но некоторые отличаются социально-политической направленностью. Такова, например, «Песня свободы» (Lied der Freiheit, с греческого), в которой прославляются герои античной истории Гормодий и Аристогитон, сбросившие со скалы правителя-деспота Гиппарха. Острым протестом против феодально-крепостнического гнета проникнуто стихотворение «Жалоба крепостного на тиранов» (Klage liber die Tyrannen des Leibeigenen, с эстонского). В нем выражены отчаяние и гнев крестьянина, вынужденного бежать из родного дома, спасаясь от издевательства барона-лиходея, который избивает плетьми своих крепостных.

Наша жизнь - страшней геенны.

Мы в огне пылаем адском,

Хлеб нам обжигает губы,

Пьем отравленную воду.

На огне наш хлеб замешен,

Искры в мякише таятся,

Батоги под хлебной коркой.

(Пер. Л. Гинзбурга)

Самым известным и самым значительным произведением Гердера являются его «Идеи к философии истории человечества». Создававшееся в грозовое время, накануне и в годы французской буржуазной революции XVIII в., которой мыслитель сочувствовал, это сочинение проникнуто мыслью о непрерывном совершенствовании общества, об обреченности антигуманных социальных институтов, о неодолимости прогресса и победе гуманизма. В «Идеях» наиболее полно проявился исследовательский метод Гердера - его стремление рассматривать явления природы и общественной жизни в развитии, с исторической точки зрения.

Книга состоит из четырех частей. В ней исследуются естественные и общественные условия существования человеческого рода. Гердер преследует вполне земные цели: он стремится найти естественные, объективные законы, управляющие миром. Философ материалистического склада одерживает в нем верх над теологом, хотя уступки традиционным теологическим взглядам еще сильно дают себя знать на многих страницах его сочинения.

Гердер исходит из той посылки, что человек имеет двоякое происхождение. С одной стороны, он продукт природы, а с другой- общественных обстоятельств. Это отражено в структуре «Идей». В них сначала рассматриваются естественные, а затем социально-исторические условия жизни людей. Гердер начинает свой обзор с характеристики земли, с определения ее места в космосе. Он хочет доказать, что своеобразие нашей планеты, ее вращение вокруг солнца и своей оси, особенности ее атмосферного покрова и т. п. существенно повлияли на строение человеческого тела. Человек, по мысли Гердера, органически вплетен в жизнь природы, он часть ее, но обладает в то же время рядом отличительных признаков. Главное его отличие от животного состоит в способности «ходить, поднявши голову». Это позволило человеку освободить руки, что сыграло огромную роль в его борьбе за существование и в духовном совершенствовании. Люди, доказывает Гердер, в процессе общения создали язык, развили разум, который, по его мнению, в отличие от инстинкта, не дан от рождения, а есть продукт исторического развития. В конечном итоге отличительное качество человека Гердер видит в том, что он существо разумное, мыслящее. Гуманность - сущность человеческой натуры и конечная цель человечества. Однако наряду с положениями, основанными на изучении огромного фактического материала, «Идеи» содержат суждения мистического характера. Гердер, например, пространно доказывает, что гуманизм может полностью раскрыться лишь в условиях неземного существования. Отсюда его мечты о вечной жизни за пределами предельного и т. п.

Гердер в своем труде дает подробную характеристику исторической жизни всех известных в то время народов мира. Его исторические экскурсы свидетельствуют об огромной эрудиции автора, хотя он, естественно, и допускает неточности, вызванные состоянием исторической науки в XVIII в. Гердер ставит перед собой задачу проследить, в силу каких причин естественного (географического) и общественного порядка тот или иной народ выдвинулся на исторической арене своими духовными достижениями, степенью развития литературы и искусства. Наиболее блестящие страницы «Идей» в этом плане посвящены Древней Греции, которая характеризуется Гердером как колыбель человеческой культуры. Исторический взгляд в эстетике Гердера все время корректируется просветительской идеологией. Объясняя своеобразие культурной жизни определенного народа, мыслитель никогда не забывает оценить ее с точки зрения современных человеческих интересов, что придает его работе актуальное значение.

Продолжением «Идей» являются «Письма для поощрения гуманности», где Гердер развернул свою концепцию на материале живой современности. В своем новом сочинении он хотел показать неодолимость духа исторических перемен, обреченность отживших свой век феодально-монархических учреждений. «Письма» создавались в самый разгар революционных событий во Франции, которые писатель встретил восторженно. Правда, смущенный решительными действиями якобинцев (казнь короля, королевы и других вдохновителей реакции), Гердер в дальнейшем, как и многие немецкие писатели, перешел на более умеренные общественно-политические позиции, но все же его симпатии к французской революции никогда не угасали, и она оказала самое непосредственное влияние на оценку им положения в Германии. В своих проповедях Гердер сочувственно отзывался о революционном французском народе, чем вызвал яростный гнев герцога Карла-Августа; он же прямо и резко осуждал интервенцию против революционной Франции, что было актом большого гражданского мужества. В первом варианте «Писем» Гердер открыто критикует деспотизм немецких князей, высказывает свое возмущение их позорным обычаем торговать своими подданными, ратует за отмену дворянских привилегии, восторгается французской «Декларацией прав человека и гражданина», выражает пожелание о введении конституционных порядков в своем отечестве и т. д. Отвергая домыслы реакционеров, Гердер твердо убежден, что революция приведет не к упадку, а к расцвету художественного творчества.

Затхлая атмосфера веймарского двора, служебное положение Гердера (он был высшим духовным лицом в герцогстве) не позволили писателю опубликовать «Письма» в их первоначальном виде. Он был вынужден значительно смягчить радикальность своих суждений. В результате сочинение, оставаясь значительным явлением немецкой литературы, все же утратило задуманную политическую остроту.

В последних своих работах («Каллигона» и др.) Гердер много внимания уделяет критике кантианства. Он не разделяет мыслей Канта об априорности понятий времени и пространства, указывает на формализм в его эстетических взглядах. В борьбе со слабыми сторонами кантианской эстетики Гердер исходит не из отвлеченно-теоретических побуждений: он видит, какое отрицательное влияние она оказала на Шиллера и некоторых других немецких писателей. Гердера волнуют судьбы немецкой литературы. Отсюда его горячее стремление доказать, что красота художественного произведения определяется не только его формой, как полагал Кант, но зависит от его содержания. Гердер, как истинный просветитель, не мыслит себе прекрасного в отрыве от доброго и справедливого. До конца своих дней он оставался борцом за искусство больших гуманистических идей и чувств.

Гердер оставил глубокий след в истории эстетической мысли. На него во многом опирались романтики в своей борьбе за национально-самобытное творчество, он способствовал пробуждению их интереса к фольклору. В то же время, изучая человека конкретно-исторически, Гердер дал толчок развитию реализма. От него ведут свою «родословную» Гете и другие писатели реалистического направления в немецкой литературе последней трети XVIII в.

Биография

Родился в семье бедного школьного учителя, окончил богословский факультет Кёнигсбергского университета . В родной Пруссии ему угрожала рекрутчина, поэтому в 1764 году Гердер уехал в Ригу , где занял место преподавателя в соборной школе, позже - пасторского адъюнкта. В Риге начал литературную деятельность. В благодаря стараниям Гёте , переселился в Веймар, где получил должность придворного проповедника. В совершил путешествие по Италии .

Философия и критика

Сочинения Гердера «Фрагменты по немецкой литературе» (Fragmente zur deutschen Literatur , Riga, 1766-1768), «Критические рощи» (Kritische Wälder , 1769) сыграли большую роль в развитии немецкой литературы периода «Бури и натиска » (см. «Sturm und Drang»). Здесь мы встречаемся с новой, восторженной оценкой Шекспира , с мыслью (ставшей центральным положением всей буржуазной теории культуры Гердера), что каждый народ, каждый прогрессивный период мировой истории имеет и должен иметь литературу, проникнутую национальным духом. Гердер обосновывает положение о зависимости литературы от естественной и социальной среды: климата, языка, нравов, образа мыслей народа, выразителем настроений и взглядов которого является писатель, совершенно определённых специфических условий данного исторического периода. «Могли ли бы Гомер , Эсхил , Софокл написать свои произведения на нашем языке и при наших нравах? - задаёт вопрос Гердер и отвечает: - Никогда!»

Развитию этих мыслей посвящены произведения: «О возникновении языка» (Berlin, 1772), статьи: «Об Оссиане и песнях древних народов» (Briefwechsel über Ossian und die Lieder alter Völker , 1773) и «О Шекспире», напечатанные в «Von deutscher Art und Kunst» (Hamb., 1770). Сочинение «Тоже философия истории» (Riga, 1774) посвящено критике рационалистической философии истории просветителей. К эпохе Веймара относятся его «Пластика» , «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена» , «О духе древнееврейской поэзии» (Dessau, 1782-1783). С начал выходить монументальный труд «Идеи к философии истории человечества» (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit , Riga, 1784-1791). Это первый опыт всеобщей истории культуры, где получают своё наиболее полное выражение мысли Гердера о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Восток , античность , средние века , Возрождение , новое время - изображены Гердером с поражавшей современников эрудицией. Одновременно он издал сборник статей и переводов «Рассеянные листки» (1785-1797) и философский этюд «Бог» (1787).

Последними его большими трудами (если не считать богословских произведений) являются «Письма для споспешествования гуманности» (Briefe zur Beförderung der Humanität , Riga, 1793-1797) и «Адрастея» (1801-1803), заострённая главным образом против романтизма Гёте и Шиллера .

Художественные произведения и переводы

Из числа оригинальных произведений лучшими можно считать «Легенды» и «Парамифии». Менее удачны его драмы «Дом Адмета», «Освобождённый Прометей», «Ариадна-Либера», «Эон и Эония», «Филоктет», «Брут».

Весьма значительна поэтическая и особенно переводческая деятельность Гердера. Он знакомит читающую Германию с рядом интереснейших, бывших до того неизвестными или малоизвестными, памятников мировой литературы. С огромным художественным вкусом сделана его знаменитая антология «Народные песни» (Völkslieder , 1778-1779), известная под заглавием «Голоса народов в песнях» (Stimmen der Völker in Liedern ), открывшая путь новейшим собирателям и исследователям народной поэзии, так как только со времён Гердера понятие о народной песне получило ясное определение и сделалось подлинным историческим понятием; в мир восточной и греческой поэзии вводит он своей антологией «Из восточных стихотворений» (Blumenlese aus morgenländischer Dichtung ), переводом «Сакунталы» и «Греческой антологией» (Griechische Anthologie ). Свою переводческую деятельность Гердер завершил обработкой романсов о Сиде (1801), сделав достоянием немецкой культуры ярчайший памятник староиспанской поэзии.

Значение

Борьба с идеями Просвещения

Гердер - один из значительнейших деятелей эпохи «Бури и натиска ». Он борется с теорией литературы и философией эпохи Просвещения. Просветители верили в человека культуры. Они утверждали, что только такой человек должен быть субъектом и объектом поэзии, считали достойными внимания и сочувствия в мировой истории только периоды высокой культуры, были убеждены в существовании абсолютных образцов искусства, созданных художниками, в максимальной степени развившими свои способности (такими совершенными творцами были для просветителей античные художники). Просветители считали задачей современного им художника приближение через подражание к этим совершенным образцам. В противоположность всем этим утверждениям Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является как раз не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек, человек больших, не сдерживаемых рассудком страстей, пламенного и прирождённого, а не культивированного гения, и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения. Вместе с другими иррационалистами 70-х гг. Гердер необычайно восторженно относился к народной поэзии , Гомеру , Библии , Оссиану и, наконец, Шекспиру . По ним рекомендовал он изучать подлинную поэзию, ибо здесь, как нигде, изображён и истолкован «естественный» человек.

Идея развития человечества

Гейне говорил о Гердере: «Гердер не восседал, подобно литературному великому инквизитору, судьей над различными народами, осуждая или оправдывая их, смотря по степени их религиозности. Нет, Гердер рассматривал все человечество как великую арфу в руках великого мастера, каждый народ казался ему по-своему настроенной струной этой исполинской арфы, и он постигал универсальную гармонию ее различных звуков».

По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, - с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишённые поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в своё время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а так как Гердер всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность.

Поэтому Гердер призывает современных ему немецких писателей начать новый омоложенный круг культурного развития Европы, творить, подчиняясь вольному вдохновению, под знаком национальной самобытности. Для этой цели Гердер рекомендует им обратиться к более ранним (молодым) периодам отечественной истории, ибо там они могут приобщиться к духу своей нации в его наиболее мощном и чистом выражении и почерпнуть силы, необходимые для обновления искусства и жизни.

Однако с теорией циклического развития мировой культуры Гердер совмещает теорию прогрессивного развития, сходясь в этом с просветителями, полагавшими, что «золотой век» следует искать не в прошлом, но в будущем. И это не единичный случай соприкосновения Гердера с воззрениями представителей эпохи Просвещения. Опираясь на Гаманна , Гердер в то же время солидаризуется по ряду вопросов с Лессингом .

Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, Гердер объясняет его общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». Согласно концепции Гердера, всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:

  • разумные способности людей сделать разумом;
  • данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;
  • влечения личности сделать свободными и красивыми.

Идея национального государства

Гердер был одним из тех, кто первым выдвинул идею современного национального государства , но она возникла в его учении из витализированного естественного права и носила вполне пацифистский характер. Каждое государство, возникшее в результате захватов, вызывало у него ужас. Ведь такое государство, как считал Гердер, и в этом проявлялись его народная идея, разрушало сложившиеся национальные культуры. Чисто природным созданием ему, собственно, представлялись только семья и соответствовавшая ей форма государства. Её можно назвать гердеровской формой национального государства.

«Природа воспитывает семьи и, следовательно, самое естественное государство - то, где живёт один народ с единым национальным характером». «Государство одного народа - это семья, благоустроенный дом. Оно покоится на собственном фундаменте; основанное природой, оно стоит и погибает только с течением времени».

Гердер называл такое государственное устройство первой степенью естественных правлений, которая останется высшей и последней. Это означает, что нарисованная им идеальная картина политического состояния ранней и чистой народности оставалась его идеалом государства вообще.

Учение о народном духе

«Вообще - то, что называется генетическим духом и характером народа, удивительно. Он необъясним и неугасим; он стар как народ, стар, как страна, которую этот народ населял».

В этих словах заключена и квинтэссенция учения Гердера о духе народа . Учение это в первую очередь было направлено, как уже на предварительных стадиях его развития у просветителей, на сохраняющуюся сущность народов, устойчивое в изменении. Оно покоилось на более универсальном сочувствии многообразию индивидуальностей народов, чем несколько позднее учение исторической школы права , вытекавшее из страстного погружения в своеобразие и творческую силу немецкого народного духа. Но оно предвосхищало, хотя и с меньшей мистикой, романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. Оно, подобно романтике, видело в национальном духе незримую печать, выраженную в конкретных чертах народа и его творениях, разве только это видение было более свободным, не столь доктринёрским. Менее жёстко, чем впоследствии романтизм , оно рассматривало и вопрос о неизгладимости народного духа.

Любовь к сохранившейся в чистоте и нетронутости народности не препятствовала ему признавать и благотворность «прививок, своевременно сделанных народам» (как это сделали норманны с английским народом). Идея национального духа получила у Гердера особый смысл благодаря приложению к её формулировке его любимого слова «генетический». Это означает не только живое становление вместо застывшего бытия, при этом ощущается не только своеобразное, неповторимое в историческом росте, но и та творческая почва, из которой проистекает всё живое.

Гораздо критичнее относился Гердер к появившемуся тогда понятию расы , рассмотренному незадолго до этого Кантом (). Его идеал гуманности противодействовал этому понятию, которое, по мнению Гердера, грозило вновь довести человечество до животного уровня, даже говорить о человеческих расах казалось Гердеру неблагородным. Их цвета, считал он, теряются друг в друге, и всё это в конце концов только оттенки одной и той же великой картины. Подлинным носителем великих коллективных генетических процессов был и оставался, по мнению Гердера, народ, а ещё выше - человечество.

Буря и натиск

Таким образом Гердер может рассматриваться как мыслитель, стоящий на периферии «бури и натиска». Всё же в среде штюрмеров Гердер пользовался большой популярностью; последние дополнили теорию Гердера своей художественной практикой. Не без его содействия в немецкой буржуазной литературе возникли произведения с национальными сюжетами («Гёц фон Берлихинген » - Гёте , «Отто» - Клингера и другие), произведения, проникнутые духом индивидуализма, развился культ прирождённой гениальности.

Именем Гердера в Риге названы площадь в Старом городе и школа.

Литература

  • Гербель Н. Немецкие поэты в биографиях и образцах. - СПБ., 1877.
  • Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера (кн. 1-5). - СПБ., 1829.
  • Сид. Пред. и примеч. В. Зоргенфрея, ред. Н. Гумилёва. - П.: «Всемирная лит-pa», 1922.
  • Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. В 2-х тт. - М., 1888. (переиздано издательством «Наука» в серии «Слово о сущем» в 2011 году).
  • Пыпин А. Гердер // «Вестник Европы». - 1890. - III-IV.
  • Меринг Ф. Гердер. На философские и литературные темы. - Мн., 1923.
  • Гулыга А. В. Гердер. Изд. 2-е, доработ. (изд. 1-е - 1963). - М.: Мысль, 1975. - 184 с. - 40 000 экз. (Серия: Мыслители прошлого).

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 25 августа
  • Родившиеся в 1744 году
  • Родившиеся в Моронге
  • Умершие 18 декабря
  • Умершие в 1803 году
  • Умершие в Веймаре
  • Философы по алфавиту
  • Драматурги Германии
  • Поэты Германии
  • Немецкие поэты
  • Эссеисты Германии
  • Философы Германии
  • Эстетики
  • Студенты Кёнигсбергского университета
  • Просветители
  • Протестантские богословы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гердер, Иоганн Готфрид" в других словарях:

    - (Herder) (1744 1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764 1769 пастор в Риге, с 1776 в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг И. В. Гёте. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и… … Энциклопедический словарь

    Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, ≈ 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского университета в 1764≈ 1769 был пастором в Риге. В… … Большая советская энциклопедия

Иоганн Готфрид Гердер - немецкий писатель, поэт, мыслитель, философ, переводчик, историк культуры - появился на свет в Восточной Пруссии, городе Морунгене 25 августа 1744 г. Его отцом был учитель начальных классов и по совместительству звонарь; семья жила бедно, и юному Гердеру довелось испытать массу лишений. Он хотел поступать врача, но обморок, случившийся в анатомическом театре, куда его привез знакомый хирург, заставил отказаться от этого намерения. В итоге в 1760 г. Гердер стал студентом богословского факультета Кенигсбергского университета. Его в шутку называли ходячей книжной лавкой - таким впечатляющим был багаж знаний 18-летнего юноши. В студенческие годы на него обратил внимание И. Кант и немало посодействовал его интеллектуальному развитию. В свою очередь, в молодом человеке очень рано пробудили огромный к себе интерес философские взгляды Ж.-Ж. Руссо .

После окончания университета в 1764 г. Гердера могли забрать в рекруты, поэтому он стараниями друзей переезжает в Ригу, где его ожидала преподавательская должность в церковной школе, а затем он стал пасторским помощником. В качестве и преподавателя, и проповедника красноречивый Гердер, умело владевший словом, стал довольно известной личностью. Кроме того, именно в Риге началась его деятельность на поприще литературы.

В 1769 г. он уезжает путешествовать, посещает Германию, Голландию, Францию. Гердер был наставником принца Гольштейн-Эйтенского и в качестве его спутника оказался в 1770 г. в Гамбурге, где состоялось знакомство с Лессингом . Зимой этого же года судьба свела его еще с одной яркой личностью - молодым Гёте, который тогда был еще студентом. Гердер сказал огромное влияние на его формирование как поэта.

В период с 1771 по 1776 г. Иоганн Готфрид Гердер живет в Бюкебурге, является членом консистории, главный пастором. Гёте помог ему получить должность проповедника при веймарском дворе в 1776 г., и с этим городом связана вся дальнейшая биография Гердера. Он покидал Веймар только в 1788-1789 гг., когда путешествовал по Италии.

Написанные еще в рижский период работы «Фрагменты по немецкой литературе» (1766-1768) и «Критические рощи» (1769) оказали значительное влияние на немецкую литературу периода, когда громко заявило о себе движение под названием «Буря и натиск». В этих сочинениях Гердер говорил о влиянии, которое оказывают на национальный литературный процесс духовное и историческое развитие народа. В 1773 г. увидел свет труд, над которым он работал вместе с Гёте - «О немецком характере и искусстве», сборник, ставший программным документом «Бури и натиска».

Самые известные произведения Иоганна Готфрида Гердера были написаны уже в Веймаре. Так, сборник «Народные песни», создававшийся на протяжении 1778-1779 гг., вобрал в себя и стихи, принадлежащие перу Гердера, Гёте, Клаудиса, и песни самых разных народов мира. В Веймаре Гердер начал самый масштабный труд жизни - «Идеи к философии истории человечества», в котором освещал вопрос взаимосвязей между культурным развитием человечества, традициями и природными условиями, общечеловеческими принципами и особенностями пути отдельного народа.

Эта работа осталась незавершенной, тем не менее, и без нее оставленного Гердером наследия было достаточно для того, чтобы поставить его в ряд крупнейших деятелей периода «Бури и натиска», который противостоял философским и литературным взглядам эпохи Просвещения, выдвигая в качестве носителей истинного искусства близких к природе, «естественных» людей. Благодаря переводам Гердера немецкие читатели узнали об известных произведениях других национальных культур, внес он и огромный вклад в историю литературы.

В 1801 г. Гердер стал главой консистории, курфюрст Баварский выдал ему патент на дворянство, но уже через два года, 18 декабря 1803 г., он скончался.

Биография из Википедии

Иога́нн Го́тфрид Ге́рдер (нем. Johann Gottfried Herder; 25 августа 1744 года, Морунген, Восточная Пруссия - 18 декабря 1803 года, Веймар) - немецкий писатель и теолог, историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века. Один из ведущих деятелей позднего Просвещения.

Родился в протестантской семье бедного школьного учителя. Его мать происходила из семьи сапожника, а отец был также церковным звонарем.В ходе Семилетней войны 1756-1763 гг. территория Восточной Пруссии была занята русскими войсками. В 1762 г. Гердер с подачи русского военного врача отправился в Кёнигсбергский университет с намерением изучать медицину, однако вскоре предпочел теологический факультет, который окончил в 1764 году. Там он слушал лекции И. Канта по логике, метафизике, моральной философии и физической географии, а также брал уроки языков у И. Г. Гамана. Оба они оказали на него значительное влияние, тогда же он увлёкся идеями Руссо. В 1764 году он уехал в Ригу, где при содействии Гамана занял место преподавателя в соборной школе, а после сдачи в следующем году богословского экзамена также служил пасторским адъюнктом. В 1767 году он получил выгодное предложение в Петербурге, но не принял его. Его увлеченность просветительскими идеалами привела к напряженным отношениям с рижским духовенством и в 1769 г. он подал в отставку. На протяжении двух лет он путешествовал по Франции, Голландии, Германии. В Париже познакомился с Дидро и Даламбером, в Гамбурге на него оказал больше влияние Лессинг, а в 1770 г. он познакомился в Страсбурге с молодым Гёте, общение с которым способствовало его приобщению кругу идей литературного движения «Буря и натиск». В 1771–76 гг. советник консистории в Бюкебурге. В 1776 г. переселился в Веймар, где благодаря содействию Гёте получил должность генерального суперинтенданта, т. е. первого духовного лица страны (будучи им там же и умер). В 1788-89 гг. совершил путешествие по Италии.

Философия и критика

Сочинения Гердера «Фрагменты по немецкой литературе» (Fragmente zur deutschen Literatur , Riga, 1766-1768), «Критические рощи» (Kritische Wälder , 1769) сыграли большую роль в развитии немецкой литературы периода «Бури и натиска» . Здесь мы встречаемся с новой, восторженной оценкой Шекспира, с мыслью (ставшей центральным положением всей его теории культуры), что каждый народ, каждый прогрессивный период мировой истории имеет и должен иметь литературу, проникнутую национальным духом.

Антон Граф. Портрет И. Г. Гердера, 1785

Его сочинение «Тоже философия истории» (Riga, 1774) посвящено критике рационалистической философии истории просветителей. С 1785 г. начал выходить его монументальный труд «Идеи к философии истории человечества» (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit , Riga, 1784-1791). Это первый опыт всеобщей истории культуры, где получают своё наиболее полное выражение мысли Гердера о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Восток, античность, средние века, Возрождение, новое время - изображены им с поражавшей современников эрудицией.

Последними его большими трудами (если не считать богословских произведений) являются «Письма для споспешествования гуманности» (Briefe zur Beförderung der Humanität , Riga, 1793-1797) и «Адрастея» (1801-1803), заострённая главным образом против романтизма Гёте и Шиллера.

Гердер считал, что животные являются для человека «меньшими братьями», а не только «средством», как считает Кант: «Не существует добродетели или влечения в человеческом сердце, подобие которых здесь и там не проявлялось бы в мире животных».

Философию позднего Канта он резко отклонил, называв его исследования «глухой пустыней, наполненной пустыми порождениями ума и словесным туманом с большим притязанием».

Художественные произведения и переводы

Его юношеским литературным дебютом стала анонимно опубликованная в 1761 г. ода «Gesanges an Cyrus» (Песнь Киру) на восшествие на престол российского имп. Петра III.

Из числа оригинальных произведений лучшими можно считать «Легенды» и «Парамифии». Менее удачны его драмы «Дом Адмета», «Освобождённый Прометей», «Ариадна-Либера», «Эон и Эония», «Филоктет», «Брут».

Весьма значительна поэтическая и особенно переводческая деятельность Гердера. Он знакомит читающую Германию с рядом интереснейших, бывших до того неизвестными или малоизвестными, памятников мировой литературы. С огромным художественным вкусом сделана его знаменитая антология «Народные песни» (Völkslieder , 1778-1779), известная под заглавием «Голоса народов в песнях» (Stimmen der Völker in Liedern ), открывшая путь новейшим собирателям и исследователям народной поэзии, так как только со времён Гердера понятие о народной песне получило ясное определение и сделалось подлинным историческим понятием; в мир восточной и греческой поэзии вводит он своей антологией «Из восточных стихотворений» (Blumenlese aus morgenländischer Dichtung ), переводом «Сакунталы» и «Греческой антологией» (Griechische Anthologie ). Свою переводческую деятельность Гердер завершил обработкой романсов о Сиде (1801), сделав достоянием немецкой культуры ярчайший памятник староиспанской поэзии.

Значение

Высшим идеалом для Гердера была вера в торжество всеобщей, космополитической гуманности (Humanität). Гуманность он трактовал как осуществление гармонического единства человечества во множестве автономных индивидов, каждый из к-рых достиг максимальной реализации своего уникального предназначения. Более всего в представителях человечества Гердер ценил изобретательство.

Отец европейской славистики.

Борьба с идеями Просвещения

Гердер - один из значительнейших деятелей эпохи «Бури и натиска». Он борется с теорией литературы и философией эпохи Просвещения. Просветители верили в человека культуры. Они утверждали, что только такой человек должен быть субъектом и объектом поэзии, считали достойными внимания и сочувствия в мировой истории только периоды высокой культуры, были убеждены в существовании абсолютных образцов искусства, созданных художниками, в максимальной степени развившими свои способности (такими совершенными творцами были для просветителей античные художники). Просветители считали задачей современного им художника приближение через подражание к этим совершенным образцам. В противоположность всем этим утверждениям Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является как раз не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек, человек больших, не сдерживаемых рассудком страстей, пламенного и прирождённого, а не культивированного гения, и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения. Вместе с другими иррационалистами 70-х гг. Гердер необычайно восторженно относился к народной поэзии, Гомеру , Библии, Оссиану и, наконец, Шекспиру . По ним рекомендовал он изучать подлинную поэзию, ибо здесь, как нигде, изображён и истолкован «естественный» человек.

Идея развития человечества

Гейне говорил о Гердере: «Гердер не восседал, подобно литературному великому инквизитору, судьей над различными народами, осуждая или оправдывая их, смотря по степени их религиозности. Нет, Гердер рассматривал все человечество как великую арфу в руках великого мастера, каждый народ казался ему по-своему настроенной струной этой исполинской арфы, и он постигал универсальную гармонию её различных звуков».

По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, - с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишённые поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в своё время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а так как Гердер всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность.

Поэтому Гердер призывает современных ему немецких писателей начать новый омоложенный круг культурного развития Европы, творить, подчиняясь вольному вдохновению, под знаком национальной самобытности. Для этой цели Гердер рекомендует им обратиться к более ранним (молодым) периодам отечественной истории, ибо там они могут приобщиться к духу своей нации в его наиболее мощном и чистом выражении и почерпнуть силы, необходимые для обновления искусства и жизни.

Однако с теорией циклического развития мировой культуры Гердер совмещает теорию прогрессивного развития, сходясь в этом с просветителями, полагавшими, что «золотой век» следует искать не в прошлом, но в будущем. И это не единичный случай соприкосновения Гердера с воззрениями представителей эпохи Просвещения. Опираясь на Гаманна, Гердер в то же время солидаризуется по ряду вопросов с Лессингом.

Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, Гердер объясняет его общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». Согласно концепции Гердера, всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:

  • разумные способности людей сделать разумом;
  • данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;
  • влечения личности сделать свободными и красивыми.

Идея национального государства

Гердер был одним из тех, кто первым выдвинул идею современного национального государства, но она возникла в его учении из витализированного естественного права и носила вполне пацифистский характер. Каждое государство, возникшее в результате захватов, вызывало у него ужас. Ведь такое государство, как считал Гердер, и в этом проявлялись его народная идея, разрушало сложившиеся национальные культуры. Чисто природным созданием ему, собственно, представлялись только семья и соответствовавшая ей форма государства. Её можно назвать гердеровской формой национального государства.

«Природа воспитывает семьи и, следовательно, самое естественное государство - то, где живёт один народ с единым национальным характером».«Государство одного народа - это семья, благоустроенный дом. Оно покоится на собственном фундаменте; основанное природой, оно стоит и погибает только с течением времени».

Гердер называл такое государственное устройство первой степенью естественных правлений, которая останется высшей и последней. Это означает, что нарисованная им идеальная картина политического состояния ранней и чистой народности оставалась его идеалом государства вообще.

Однако для Гердера государство это машина, которую со временем надо будет сломать. И он переиначивает афоризм Канта: «Человек, который нуждается в господине, животное: поскольку он человек - ему не нужен никакой господин» (9, т. X, стр. 383).

Учение о народном духе

«Генетический дух, характер народа - это вообще вещь поразительная и странная. Его не объяснить, нельзя и стереть его с лица Земли: он стар, как нация, стар, как почва, на которой жил народ».

В этих словах заключена и квинтэссенция учения Гердера о духе народа. Учение это в первую очередь было направлено, как уже на предварительных стадиях его развития у просветителей, на сохраняющуюся сущность народов, устойчивое в изменении. Оно покоилось на более универсальном сочувствии многообразию индивидуальностей народов, чем несколько позднее учение исторической школы права, вытекавшее из страстного погружения в своеобразие и творческую силу немецкого народного духа. Но оно предвосхищало, хотя и с меньшей мистикой, романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. Оно, подобно романтике, видело в национальном духе незримую печать, выраженную в конкретных чертах народа и его творениях, разве только это видение было более свободным, не столь доктринёрским. Менее жёстко, чем впоследствии романтизм, оно рассматривало и вопрос о неизгладимости народного духа.

Любовь к сохранившейся в чистоте и нетронутости народности не препятствовала ему признавать и благотворность «прививок, своевременно сделанных народам» (как это сделали норманны с английским народом). Идея национального духа получила у Гердера особый смысл благодаря приложению к её формулировке его любимого слова «генетический». Это означает не только живое становление вместо застывшего бытия, при этом ощущается не только своеобразное, неповторимое в историческом росте, но и та творческая почва, из которой проистекает всё живое.

Гораздо критичнее относился Гердер к появившемуся тогда понятию расы, рассмотренному незадолго до этого Кантом (1775). Его идеал гуманности противодействовал этому понятию, которое, по мнению Гердера, грозило вновь довести человечество до животного уровня, даже говорить о человеческих расах казалось Гердеру неблагородным. Их цвета, считал он, теряются друг в друге, и всё это в конце концов только оттенки одной и той же великой картины. Подлинным носителем великихколлективных генетических процессов был и оставался, по мнению Гердера, народ, а ещё выше - человечество.

Буря и натиск

Таким образом Гердер может рассматриваться как мыслитель, стоящий на периферии «бури и натиска». Всё же в среде штюрмеров Гердер пользовался большой популярностью; последние дополнили теорию Гердера своей художественной практикой. Не без его содействия в немецкой буржуазной литературе возникли произведения с национальными сюжетами («Гёц фон Берлихинген» - Гёте, «Отто» - Клингера и другие), произведения, проникнутые духом индивидуализма, развился культ прирождённой гениальности.

Память

Именем Гердера в Риге названы площадь в Старом городе и школа.

Литература

  • Гербель Н. Немецкие поэты в биографиях и образцах. - СПБ., 1877.
  • Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера (кн. 1-5). - СПБ., 1829.
  • Сид. Пред. и примеч. В. Зоргенфрея, ред. Н. Гумилёва. - П.: «Всемирная лит-pa», 1922.
  • Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. В 2-х тт. - М., 1888. (переиздано издательством «Наука» в серии «Слово о сущем» в 2011 году).
  • Пыпин А. Гердер // «Вестник Европы». - 1890. - III-IV.
  • Меринг Ф. Гердер. На философские и литературные темы. - Мн., 1923.
  • Гулыга А. В. Гердер. Изд. 2-е, доработ. (изд. 1-е - 1963). - М.: Мысль, 1975. - 184 с. - 40 000 экз. (Серия: Мыслители прошлого).
  • Жирмунский В. Жизнь и творчество Гердера // Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1972. - С. 209-276.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939.

Гердер Иоганн Готфрид (Herder, Johann Gottfried) (1744-1803), немецкий писатель и мыслитель. Родился 25 августа 1744 в Морунгене (Восточная Пруссия). Сын школьного учителя. В 1762 был зачислен на теологический факультет Кёнигсбергского университета.

С 1764 учитель в церковной школе в Риге, в 1767 стал помощником настоятеля двух важнейших рижских приходов. В мае 1769 отправился в путешествие и к ноябрю добрался до Парижа. В июне 1770 в качестве спутника и наставника наследного принца Гольштейн-Эйтенского направился вместе со своим подопечным в Гамбург, где познакомился с Лессингом.

Кто видит лишь недостатки, не видя их причин, тот видит лишь наполовину; если же он видит их причины, то гнев его может порой обратиться в самое нежное сострадание.

Гердер Иоганн Готфрид

В Дармштадте встретил Каролину Флаксланд, ставшую его женой. В Страсбурге подвергся неудачной операции глаза. Близко сошелся с И. В. Гёте, тогда еще студентом, на становление которого как поэта Гердер оказал решающее влияние. В 1771-1776 он главный пастор и член консистории в Бюкебурге; благодаря посредничеству Гёте в 1776 приглашен в Веймар, где стал придворным проповедником и членом консистории.

Здесь, не считая путешествия в Италию в 1788-1789, он провел остаток жизни. В 1801 возглавил консисторию и получил патент на дворянство от курфюрста Баварского. Умер Гердер 18 декабря 1803.

Первые свои сочинения из числа важнейших, Наброски о новейшей немецкой литературе (Fragmente uber die neuere deutsche Literatur, 1767-1768) и Критические леса (Kritische Walder, 1769), Гердер воздвиг на основаниях, заложенных его великим предтечей Лессингом. Наброски возникли в дополнение к Литературным письмам Лессинга, а Леса начинаются с критики его Лаокоона.

В статьях Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов и Шекспир в сборнике О немецком характере и искусстве (Von deutscher Art und Kunst, 1773; издан совм. с Гёте), программном документе движения «Бури и натиска», Гердер пытается доказать, что вся литература в конечном счете восходит к народным песням.

Широкую известность снискал его сборник народного поэтического творчества Народные песни (Volkslieder, 1778-1779), позднее переименованный в Голоса народов в песнях (Stimmen der Volker in Lidern), составленный из прекрасно переведенных им песен разных народов и оригинальных стихотворений самого Гердера, Гёте и М.Клаудиуса.

Величайший труд Гердера, Идеи к философии истории человечества (Ideen zur Geshichte der Menschheit, тт. 1-4., 1784-1791), остался незавершенным. Замысел его в широком смысле состоял в обнаружении тесной взаимосвязи между природой и культурным развитием рода человеческого. Для Гердера история — сцена деяний Божьих, исполнение замысла Божия и откровение Бога в природе.