Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти. Когда боги смеются

Дата рождения: 18.12.1939

Один из самых популярных английских писателей-фантастов, наиболее известный по своим романам в жанре "тёмного фэнтези" (dark fantasy), входящим в цикл "Вечный Воитель". Действие произведений разворачивается преимущественно на просторах Мультивселенной, созданной автором.

Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве семья переехала в Лондон, где писатель жил до 1993 года. Родители Майкла развелись, и он начал самостоятельную жизнь, будучи еще подростком. С детства Майкл читал много фантастической литературы и рано начал пробовать писать сам, однако к профессиональной литературе пришел не сразу. Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнал назывался «Приключения Тарзана», и возглавил Муркок его в 18 лет). После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, участвовал в деятельности группы «Hawkwind» («Ястребиный ветер»), в репертуаре которой много его собственных песен и композиций, организовал группу Deep Fix, с которой выпустил альбом «New World Fair». В 1957 году в любительских журналах появляются первые крупные произведения Муркока. В начале 1960-х годов писатель примкнул к левым радикалам и два года редактировал журнал Либеральной партии. Тогда же писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына.

Серьезно заниматься литературой Майкл начал после встречи с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики. Поначалу Муркок печатался в его журналах и быстро завоевал популярность, а в 1964 году Майкл и сам стал редактором одного из ведущих британских фантастических журналов: «Новые миры» (New Worlds). Через год в печати вышли первые романы Муркока: «марсианская» трилогия, созданная в подражание Э. Р. Берроузу. Однако в первую очередь Муркок стал известен не как писатель, а как редактор. Его редакторская политика привела к тому, что журнал «Новые миры» стал рупором целого литературного движения - т.н. «Новой Волны». Произведения же самого Муркока стали известны в середине 70-х годов, когда шумиха вокруг «Новой волны» уже улеглась. Особенностью творчества Муркока стало то, что он уже с самых ранних произведений (которые он впоследствии не раз переписывал) приступил к созданию «суперсерии». Его герои свободно перемещаются из романа в роман в соответствии с созданной самим Муркоком концепцией «Мультивселенной». При этом произведения, в которых они появляются, принадлежат к самым разным жанрам: от классической НФ до альтернативно истории и реалистической прозы. Перу Муркока принадлеит несколько серий в жанре «героического фэнтези», к которым сам автор относился как к средству для зарабатывания денег.

В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием.

Награды писателя

Повелитель Хаоса (Рассказ о том, как граф Аубек отправился на поиски замка Канелун и что из этого вышло) (Сон графа Обека) / Master of Chaos (The Dream of Earl Aubec) (Earl Aubec) (1964)
+ Блуждающий лес / The Roaming Forest (2006)

1 . Элрик из Мелнибонэ / Elric of Melnibone (1972)
2 . / The Fortress of the Pearl (1989)
3 . Скиталец по морям судьбы / The Sailor on the Seas of Fate (1976)
4 . Грезящий город / The Dreaming City (1961)

Портрет из слоновой кости / A Portrait in Ivory (2007)

5 . Когда боги смеются (Пока смеются боги) / While the Gods Laugh (1961)
6 . Поющая цитадель / The Singing Citadel (1967)

--- Основной цикл, часть вторая

7 . Спящая волшебница (Рыцарь Хаоса) / The Sleeping Sorceress (The Vanishing Tower) (1971)

Последнее заклятие / The Last Enchantment (Jesting with Chaos) (1978)

8 . Месть Розы / The Revenge of the Rose (1991) (также в составе издания Месть Розы)
9 . Похититель душ / The Stealer of Souls (1962)
10 . Короли во тьме / Kings in Darkness (1962)
11 . Гирлянда забытых снов / The Caravan of Forgotten Dreams (The Flamebringers) (1962)

Чёрные лепестки / Black Petals (2008)
+ Спасти Танелорн (Рассказ о том, как Ракхир, Красный Лучник, получил Стрелы Порядка) / To Rescue Tanelorn (1962)

12 . Буревестник (Приносящий бурю) / Stormbringer (1977)

--- Произведения, примыкающие к основному циклу

1. Рыцарь Мечей / The Knight of the Swords (1971)
2. Королева Мечей / The Queen of the Swords (1971)
3. Король Мечей / The King of the Swords (1971)

4. Бык и Копьё / The Bull and the Spear (1973)
5. Дуб и Овен / The Oak and the Ram (1973)
6. Меч и Жеребец / The Sword and the Stallion (1973)

1. Драгоценность в Черепе / The Jewel in the Skull (1967)
2. Амулет Безумного Бога / The Mad God"s Amulet (1968)
3. Меч Зари (Меч Рассвета) / The Sword of the Dawn (1968)
4. Рунный Посох (Тайна Рунного Посоха) / The Runestaff (1969)

5. Граф Брасс (Замок Брасс) / Count Brass (1972)
6. Защитник Гараторма / The Champion of Garathorm (1973)
7. В поисках Танелорна / The Quest for Tanelorn (1973)

1. Город Зверя / The City of the Beast (1965)
2. Повелитель Пауков / Lord of the Spiders (1965)
3. Хозяева Ямы / Masters of the Pit (1965)

Соджан и Войны Зилора

1. Соджан-воин / Sojan the Swordsman (1984)

* Дочь короля-воина / Daughter of a Warrior King (1957)
* Миссия в Асно / Mission to Asno (1957)
* Мятеж в Хатноре / Revolt in Hatnor (1957)
* Нападение орды / The Hordes Attack (1957)
* Пурпурная галера / The Purple Galley (1958)
* Морские волки / The Sea Wolves! (1958)
* Соджан на море / Sojan at Sea (1958)
* Море демонов / The Sea of Demons (1958)
* Заключённые в камне / Prisoners in Stone (1958)
* Сыновья Бога-Змея / Sojan and the Sons of The Snake-God (1958)
* Соджан и таинственная равнина / Sojan and the Plain of Mystery (1958)
* Чудовищные охотники Норджа / Sojan and the Hunters of Norj (1958)

2. Клам-хищник / Klan The Spoiler (1958)

* Путешествие Дека / Dek of Noothar (1958)
* Осада Нутара / The Seige of Noothar (1958)

4. Соджан и Ренс Карто с Берснола / Rens Karto of Bersnol (1958)

1. Повелитель Воздуха (Небесный полководец) / The Warlord of the Air (1971)
2. Левиафан Шагает по Земле / The Land Leviathan (1974)
3. Стальной Царь / The Steel Tsar (1980)

Край Времени (трилогия + сборник)

1. Чуждый Зной / An Alien Heat (1972)
2. Пустые Земли / The Hollow Lands (1974)
3. Конец Всех Песен / The End of All Songs (1976)

1. Бледные розы / Pale Roses (1974)
2. Белые звезды / White Stars (1975)
3. Древние тени / Ancient Shadows (1975)
4. Вечный огонь (Мессия на Краю Времени) / Constant Fire (A Messiah at the End of Time) (1977)
5. / Elric at the End of Time (1981)
6. Sumptuous Dress: A Question Of Size At The End Of Time (2008)

Джерри Корнеллиус

Оригинальная тетралогия

1. Финальная программа / The Final Programme (1967)
2. Лекарство от Рака / A Cure for Cancer (1971)
3. Английский Убийца / The English Assassin (1972)
4. Условие Мьюзака / The Condition of Muzak (1977)

Жизнь и Времена Джерри Корнелиуса (сборник рассказов)

* Пекинское соединение / The Peking Junction (1969) (выходил в журнале "Молодежь и фантастика" №2 , 1992 год, Днепропетровск)
* The Delhi Division (1968)
* The Tank Trapeze (1969)
* The Nature of the Catastrophe (1970)
* The Swastika Set-Up (1972)
* The Sunset Perspective (1970)
* Sea Wolves (1970)
* Voortrekker (1971)
* All the Dead Singers (1971)
* The Longford Cup (1973)
* The Entropy Circuit (1974)

Романы

1. Энтропийное Танго / The Entropy Tango (1981)
2. Приключения Уны Персон и Катерины Корнелиус в Двадцатом Веке / The Adventures of Una Persson and Catherine Cornelius in the Twentieth Century (1976)

Повести и рассказы

1. Вопрос алхимика / The Alchemist"s Question (1984)
2. The Murderer"s Song (1987)
3. The Gangrene Collection (1990)
4. The Roumanian Question (1991)
5. The Enigma Windows (1995)
6. Наследство Спенсера / The Spencer Inheritance (1998)
7. Приветствие для ракет / Cheering for the Rockets (1998)
8. Поджог собора / Firing the Cathedral (2002)
9. Modem Times (2008)

Джерри Корнелл

1. Китайский агент / The Chinese Agent (1970)
2. Русская разведка / The Russian Intelligence (1980)

Карл Глогауэр

1. Се - Человек (Пришелец) / Behold the Man (1969)
2. Завтрак в Руинах / Breakfast in the Ruins (1972)

Се человек / Behold the Man (1966) (повесть, на основе которой и был написал одноимённый роман; опубликована в сборнике)

Обитатель времени (рассказы) (в сборнике )

1. Обитатель времени / The Time Dweller (1964)
2. Бегство от заката / Escape From Evening (1965)

Между Войнами

1. Византия Командует / Byzantium Endures (1981)
2. Карфаген Смеётся / The Laughter of Carthage (1984)
3. Иерусалим Командует / Jerusalem Commands (1992)
4. Месть Рима / The Vengeance of Rome (2006)

Второй Эфир

1. Кровь: южная фэнтези / Blood (1995)
2. Невероятные гавани / Fabulous Harbours (1995)
3. Война среди ангелов / The War Amongst the Angels (1996)

Nick Allard

1. The LSD Dossier (1966)
2. Somewhere in the Night (1966)
3. Printer"s Devil (1966)

Отдельные произведения (раздел постоянно дополняется)

--- Романы (в хронологическом порядке)

1962 A Caribbean Crisis // Соавтор: Джеймс Кауторн
1965 / The Blood Red Game (1965)
1965 У врат преисподней - ветрено () / The Winds of Limbo (The Fireclown)
1966 Берега смерти (Сумеречный человек) / The Shores of Death (The Twilight Man)
1967 (Обломки времени; Обычаи предков) / The Rituals of Infinity (The Wrecks of Time)
1969 / The Ice Schooner
1969 Черный Коридор / The Black Corridor // Соавтор: Хилари Бэйли
1975 Далёкие Солнца / The Distant Suns
1978 Глориана, или Несостоявшаяся Королева / Gloriana; or, the Unfulfill"d Queen
1988 / Mother London
2000 King of City (2000)
2000 / Silverheart // Со

Экранизации произведений, театральные постановки

The Final Programme, 1975 (USA: The Last Days of Man on Earth, 1973) IMDB 5.4
The Land That Time Forgot, 1975 IMDB 5.3
Hawkwind: The Chronicle of the Black Sword, 1985

Биография

Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился 18 декабря года в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Ещё в детстве он переехал в Лондон и жил там до года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период - распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, - ещё вчера жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве - идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом , история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой.

Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок ещё подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути - он организовал и возглавил группу «Либеральной партии, журнал «Current Topics». Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в г. резкую публицистическую книгу «Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии».

В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа «Хоквинд» и оставила после себя несколько альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) ещё с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар - он оказался талантливым редактором.

Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался «Приключения Тарзана», и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре «героической фэнтези», начатая в майском номере за 1957 г. рассказом «Соджан-меченосец» (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике «Соджан»). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы). Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождем и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной, как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического журнала «Новые миры» (New Worlds), основанного ещё в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, - «SF Adventures» и «Science Fantasy», и быстро добился определенного успеха у читателей, - сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома «марсианской» трилогии, созданной в подражание Э. Р. Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П.Брэдбери). А в 1964 г. журнал «Новые миры» неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но, спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором - двадцатичетырехлетним Майклом Джоном Муркоком.

После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, «Новые миры» стали рупором целого литературного движения - т. н. «Новой Волны». Ещё в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также «человеческого измерения». Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой «Новой Волны» было резко-агрессивное неприятие «классической» научной фантастики. Поэтому, писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали - британцы Брайан Олдисс , Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер , Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд , Сэмюэл Дилэни , Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы).

Все годы, пока Муркок редактировал «Новые миры», он не переставал писать. Но, лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели «обнаружили» нового писателя, - очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически «экипированного» на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах - тут и «твердая» НФ, и фэнтези , и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и «космическая опера», и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему немало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений).

Муркок создал несколько сериалов довольно специфической «героической фэнтези». Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания «на плаву» своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям - в отличие от лишенных сомнений суперменов Берроуза , Говарда и других основоположников «героической фэнтези», герои Муркока обычно - мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они - люди безо всяких приставок «супер» (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной «героики»).

Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, - «Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy» (1987). В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом «Небьюлы », Всемирной премии фэнтези и трижды - Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр. (Информация взята с сайта Танелорн с разрешения его администратора Мары).

Библиография

Скитальцы во времени
  1. Повелитель Воздуха (1971)
  2. Левиафан Шагает по Земле (1974)
  3. Стальной Царь (1980)
Хроники Кейна с древнего Марса
  1. Город Зверя (1965)
  2. Повелитель Пауков (1965)
  3. Хозяева Ямы (1965)
Соджан и воины Зилора
  1. Соджан - мечник (1957)
  2. Соджан, мечник с Зилора (1957)
  3. Соджан и море демонов (1957)
  4. Соджан и таинственные степи (1958)
  5. Соджан и сыновья Бога-Змея (1958)
  6. Соджан и чудовищные охотники Норджа (1958)
  7. Клам-хищник (1958)
  8. Дек из Нутара (1957)
  9. Ренс Карто с Берснола (1958)
Хроники Хокмуна
  1. Драгоценность в Черепе (тетралогия - Рунный посох) (1967)
  2. Амулет Безумного Бога (тетралогия - Рунный Посох) (1968)
  3. Меч Зари (тетралогия - Рунный Посох) (1968)
  4. Секрет Рунного Посоха (тетралогия - Рунный Посох) (1969)
  5. Граф Брасс (трилогия - Замок Брасс) (1972)
  6. Защитник Гараторма (трилогия - Замок Брасс) (1973)
  7. В поисках Танелорна (трилогия - Замок Брасс) (1973)
Хроники Корума
  1. Рыцарь Мечей (трилогия - Повелители Мечей) (1971)
  2. Королева Мечей (трилогия - Повелители Мечей) (1971)
  3. Король Мечей (трилогия - Повелители Мечей) (1971)
  4. Бык и Копьё (трилогия - Корум серебряная рука) (1973)
  5. Дуб и Овен (трилогия - Корум серебряная рука) (1973)
  6. Меч и Жеребец (трилогия - Корум серебряная рука) (1973)
Сага об Элрике из Мелнибонэ
  1. Элрик: Рождение чародея (графический роман) (2005)
  2. Элрик из Мелнибонэ (1972)
  3. Крепость Жемчужины (1986)
  4. Песнь Белого Волка (Призывание Чёрного Меча) (1994)
  5. Плывущий по морям судьбы (1976)
  6. Элрик на Краю Времени (1984)
  7. Грезящий город (1977)
  8. Когда боги смеются (1977)
  9. Поющая цитадель (1977)
  10. Спящая волшебница (Исчезающая башня) (1971)
  11. Месть Розы (1991)
  12. Похититель душ (1977)
  13. Последнее заклятие (Шутки Хаоса) (1977)
  14. Короли во тьме (1977)
  15. Череда забытых снов (Несущие огонь) (1977)
  16. Буреносец (1965/1977)
  17. Портрет из слоновой кости (2007)
  18. Блуждающий лес (2007)
  19. Чёрные лепестки (2008)
Хроники семьи фон Бек
  1. Пёс Войны и Боль Мира (1981)
  2. Бордель на Розенштрассе (1982)
  3. Город в Осенних Звездах (1989)
  4. Поток (?)
  5. Странный сад Филипе Саджиттариуса (?)
  6. Завтрак с Антихристом (1994)
  7. Дочь Похитительницы снов
Второй Эфир
  1. Кровь: южная фэнтези (1994)
  2. Невероятные гавани (1995)
  3. Война среди ангелов (1996)
Хроники Эрикезе
  1. Вечный Воитель (1956)
  2. Феникс в обсидиане (1970)
  3. Дракон в мече (Орден тьмы) (1981)
  4. Мечи небес: цветы ада (графический роман) (1983)
Между Войнами
  1. Византия Командует (1981)
  2. Карфаген Смеётся (1984)
  3. Иерусалим Командует (1992)
  4. Месть Рима (2005)
Хроники Корнелиуса
  1. Финальная программа (1968)
  2. Лекарство от Рака (1971)
  3. Английский Убийца (1972)
  4. Условие Мьюзака (1977)
  5. Энтропийное Танго (1981)
  6. Приключения Уны Персон и Катерины Корнелиус в Двадцатом Веке (1976)
  7. Жизнь и Времена Джерри Корнелиуса (сборник рассказов; в расширенной редакции - Новая природа катастрофы) (1976/1993)
  8. Великое мошенничество Рок’н’ролла (1977)
  9. Вопрос алхимика (1984)
  10. Наследство Спенсера (1998)
  11. Приветствие для ракет (1998)
  12. Поджог собора (2002)
Джерри Корнелл
  1. Китайский агент (ранее - Где-то в ночи) (1966/1970)
  2. Русская разведка (ранее - Ученик печатника) (1966/1980)
Край Времени
  1. Чуждый Зной (1972)
  2. Пустые Земли (1974)
  3. Конец Всех Песен (1976)
  4. Бледные розы (1976)
  5. Белые звезды (1976)
  6. Древние тени (1976)
  7. Трансформация Мисс Минг (Мессия на Краю Времени) (1977)
  8. Роскошное платье: вопрос размера на Краю времени (2008)
Сказания об Альбиносе
  1. Дочь похитительницы снов (2001)
  2. Древо скрелингов (2003)
  3. Сын Белого Волка (2006)
Карл Глогауэр
  1. Се - Человек (1969)
  2. Завтрак в Руинах (1972)
Обитатели времени
  1. Обитатель времени (?)
  2. Бегство от заката (?)
Отдельные произведения
  1. Тёмные Миры (1965)
  2. Огненный Клоун (Ветры Лимбо, У врат Преисподней ветронно) (1965/1969)
  3. Сумеречный человек (Берега Смерти) (1966/1970)
  4. Столкновение Времён (1967)
  5. Ледовая Шхуна (1969)
  6. Черный Коридор (1969)
  7. Далёкие Солнца (совместно с Ф. К. Диком) (1975)
  8. Спасти Танелорн (1977)
  9. Сон графа Обека (Покоритель Хаоса) (1977)
  10. Глориана, или Несостоявшаяся Королева (1978)
  11. Золотая Барка (1980)
  12. Кристалл и Амулет (совместно с Дж. Кавторном) (1986)
  13. Матушка Лондон (1988)
  14. Серебряное сердце (совместно с Сторм Константайн) (2000)
  15. Волшебница Безмолвной Цитадели (2002)

Музыка

  • Blue Öyster Cult (Великобритания). Муркок написал три песни для этой группы: «The Great Sun Jester» («Великий Солнечный Шут»), посвящённая погибшему от наркотиков другу Майкла - Биллу Батлеру, имеющая явные аллюзии к Огненному Шуту, персонажу романов «Ветры Лимбо» (1969) и «Преображение Мисс Мэвис Минг» (1977), и вошедшая в альбом «Mirrors» (1979); «Black Blade» («Чёрный Клинок») с альбома «Cultosaurus Erectus» (1980); и «Veteran of a Thousand Psychic Wars» («Ветеран Тысячи Психических Войн») с альбома «Fire of unknown Origin» (1981), по которой неизвестными авторами сделан клип-презентация с использованием картин, написанных по мотивам творчества Муркока.
  • Michael Moorcocks Deep Fix (Великобритания). Собственный музыкальный проект Майкла Муркока. Помимо того, что он является основателем, лидером и вокалистом группы, ему принадлежит примерно половина текстов песен с единственного официального альбома - «The New Worlds Fair» (1972), в том числе песня «The Brothel In Rosenstrasse», одноимённая с романом из цикла «Хроники семьи фон Бек» (1982). Кроме того, группа выпустила альбом под названием «Elric live at the BBC» (1992), куда вошли 8 композиций, о которых, к сожалению, нет никаких сведений.
  • Nick Turner (Великобритания). Сольный проект Ника Тёрнера, бывшего участника группы «Хоквинд». При записи альбома «Past or Future?» Муркок исполнял текст композиции «Warriors on the Edge of Time».
  • Robert Calvert (Великобритания). Сольный проект Роберта Калверта, бывшего участника группы «Хоквинд». При записи альбома «Hype» Муркок играет на двенадцатиструнной гитаре, при записи альбома «Lucky Leif & The Longships» - на банджо.
  • The Bellyflops (Великобритания). Эта группа собралась в 1965-м году для записи альбома, который собиралась распространять на Научно-фантастическом съезде. Муркок играл в ней вместе с некоторыми музыкантами, постоянно или временами участвовавших входивших в состав «Хоквинда».

Кроме того, по мотивам творчества Муркока написано много песен и инструментальных композиций различными рок-группами и сольными исполнителями из разных стран.

  • 3 Inches of Blood (Канада). Песня «Sailor on the Seas of Fate» («Плывущий по Морям Судьбы») по мотивам одноимённого романа из Саги об Элрике, (1976), в которой фигурируют Элрик и другие персонажи Муркока, а также трилогия «Upon The Boiling Sea» («В Кипящем Море» - по одному из географических названий мира Элрика) - песни «Fear On The Bridge», «Lord Of The Storm» и «Isle Of Eternal Despair») с альбома «Advance And Vanquish» (2004) и миниальбома «Upon The Boiling Sea».
  • Agnes Vein (Греция). Песня «Sailor on the Seas of Fate» с альбома «Chaos And Law» («Хаос и Порядок» - две основные силы в Мультивселенной Муркока) рассказывает об Элрике и его Мече.
  • An Albatross (США). Песня «Stormbringer» («Буреносец» - по названию Чёрного Меча и последнего романа Саги об Элрике, 1977) с альбома «Blessphemy» (2006).
  • Apollo Ra (США). Песня «Bane Of The Black Sword» («Проклятие Чёрного Меча» - по одноимённому роману об Элрике, 1977) с альбома «Ra Pariah» (1989).
  • Assedium (Италия). Песня «The Messenger of Chaos» («Посланник Хаоса») с альбома «Rise of the Warlords» (2006), посвящённая Элрику.
  • Battleroar (Греция). Песни «Mourning Sword» («Меч Скорби» - имя близнеца Буревестника) с альбома «Battleroar» (2003) и «Dyvim Tvar» («Дивим Твар» - повелитель Пещер Драконов, персонаж Саги об Элрике) с альбома «Age Of Chaos» («Времена Хаоса») (2005). На обложке альбома «Battleroar» изображено, очевидно, сражение из романа «Буреносец», о чём говорят Звёзды Хаоса на флагах. Возможно, под влиянием Муркока написаны и некоторые другие песни группы.
  • Blind Guardian (Германия). Песни «Damned for All Time» про Хокмуна и «Fast to Madness» про Элрика с альбома «Follow the Blind» (1989), «The Quest for Tanelorn» («В поисках Танелорна» - по названию последнего романа из цикла о Хокмуне, 1975) с альбома «Somewhere Far Beyond» (1992), «Imaginations from the Other Side» (упоминается Корум) с альбома «Imaginations from the Other Side» (1995). Кроме того, одна из песен «Blind Guardian» - «Journey through the Dark» с альбома «Somewhere Far Beyond» (1992), - по признанию лидера группы Хэнси, посвящается Джери-а-Конелу.
  • Blood Arkin (Норвегия). Песня «Blood Arkin» («Кровавый Аркин» - по имени одного из Владык Порядка, Лорда Аркина) с альбома «The Death is dead» (2006), представляющая собой довольно странную трактовку личности этого персонажа.
  • BloodHad (США). Песня «Michael Moorcock» («Майкл Муркок») с альбома «Hellbent For Letters» (2006), принадлежащая к большому циклу песен, посвящённых различным писателям-фантастам (среди которых также Стивен Кинг, Говард Лавкрафт, Урсула ле Гуин и многие другие).
  • Cirith Ungol (США). Песни «Black Machine», «Master Of The Pit» (судя по всему, эти две песни имеют отношение к роману «Masters of the Pit» - «Хозяева Ямы» - из цикла о Майкле Кейне, 1971), «Death Of The Sun» (возможно, по роману «Феникс в обсидиане» из цикла об Эрекозе, 1970, или же по каким-то рассказам Муркока), «King Of The Dead» (по мотивам повести «Короли во тьме», 1977) с альбома «King Of The Dead» (1984); «Chaos Descends» («Нисхождение Хаоса»), «Nadsokor» («Надсокор» - Город Нищих в Саге об Элрике; на эту песню имеется также кавер-версия у группы «DoomSword»), «The Fire» (по-видимому, про Чекалаха - Огненного Бога из романа «Спящая волшебница», 1971) с альбома «One Foot In Hell» (1986); «Chaos Rising» («Возвышение Хаоса») с альбома «Paradise Lost» (1991). На обложках альбомов - иллюстрации Майкла Уэлана к Саге об Элрике: «Приносящий Бурю» («Frost and Fire»), «Последний король Орга» («King Of The Dead»), «Демон-страж» («One Foot In Hell») и «Плывущий по Морям Судьбы» («Paradise Lost»).
  • Dark Moor (Испания). Песня «The Fall Of Melnibone» («Падение Мелнибонэ») с одноимённого альбома (2000), также являющаяся бонус-треком выпущенного в Японии альбома «Hall of the Olden Dreams» и вошедшая в состав альбома «Between Light and Darkness». На обложке альбома «The Fall Of Melnibone», по-видимому, изображён Ариох.
  • Deep Purple (Великобритания). Песня «Stormbringer» с одноимённого альбома (1974). На эту песню имеются также кавер-версии у групп «Whitesnake» (альбом «Live in the Shadow of the Blues»), «Sandler» (сборник «Пипл про To Purple»), «John Norum & Glenn Hughes» (сборник «Smoke On The Water - A Tribute To Deep Purple»). Кроме того, как связанная с Элриком иногда называется также песня «Perfect Strangers» с одноимённого альбома (у группы «Dream Theater» имеется кавер-версия). На официальном сайте группы в качестве маркера списков используется восьмиконечная Звезда Хаоса.
  • Defenders Of Tanelorn (Грузия). Песни «Defenders Of Tanelorn» («Защитники Танелорна») и «The Apocalyptic Powerhead» (по всей видимости, по окончанию романа «Буреносец») с сингла «Defenders Of Tanelorn» (2003).
  • Diamond Head (Великобритания). Песня «Borrowed Time» с одноимённого альбома (1982), написанная от лица Элрика, а также песня «Knight Of The Swords» («Рыцарь Мечей» - титул Ариоха и название первого романа из цикла про Корума, 1971) с альбома «Canterbury» (1983). На обложке альбома «Borrowed Time» изображён Элрик.
  • DoomSword (Италия). Песня «Return to Imryyr» («Возвращение в Имррир») с альбома «DoomSword» («Меч Судьбы») (1999), а также кавер-верси песни группы Cirith Ungol - «Nadsokor».
  • DragonLord (Италия). Название группы («Повелитель Драконов»), вероятно, является аллюзией к Саге об Элрике. Некоторые песни, возможно, также написаны под влиянием Муркока.
  • Dragonlords (США). Название группы («Повелители Драконов»), вероятно, является аллюзией к Саге об Элрике.
  • Elysian Fury (США). Песня «The Nomad of Time» («Кочевник Времени» - по названию цикла об Освальде Бастейбле).
  • Far East Ghost (Япония). Песня «Hishiryo Vs Far East Ghost - Stormbringer» с альбома «Welcome To Psychedelic Hell» (2007).
  • Gandalf. Песня «End Of Time» («Конец Времени» - по циклу о Крае Времени) с альбома «Deadly Fairytales» (1998).
  • Highland Glory (Норвегия). Песня «Edge Of Time» («Край Времени») с альбома «Forever Endeavour» (2005).
  • Kendra Smith (США). Песня «Valley of The Morning Sun» (по циклу «Кочевники Времени») с альбома «Five Ways of Disappearing». Также как связанная с творчеством Муркока называется песня «The Wheel Of The Law» («Колесо Закона»).
  • Lorien (Испания). Песня «The Island Of The Dragon» («Остров Дракона» - эпитет Мелнибонэ) с альбома «Secrets Of The Elder» (2002).
  • Magnum (Великобритания). Песня «Stormbringer», вошедшая в альбомы «Vintage» (2002) и «Kingdom of Madness».
  • Mekong Delta (Германия). Песня «Heros Grief» с альбома «Mekong Delta» (1987), посвящённая Элрику.
  • Mournblade (Великобритания). Группа названа по имени меча-близнеца Буреносца («Клинок Скорби»).
  • M. T. Wizzard (Германия). Песня «The Flowers Of Bannon Brae» («Цветы из Бэннон Бри», упомянутые в стихотворных фрагментах романа «Месть Розы», 1991) с альбома «Berlin-Instanbul»
  • Necronomicon (Германия). Песня «Stormbringer» с одноимённого альбома (2004).
  • Panacea (Германия). Песня «Stormbringer» с альбома «Low Profile Darkness».
  • Roanoke (США). Получасовая композиция «Stormbringer», выпущенная отдельным альбомом (2005).
  • Stuart Smith. Инструментальная композиция «Road to Melnibone» («Дорога в Мелнибонэ») с альбома «Heaven and Earth» (2005).
  • Tanelorn. Группа названа по имени Вечного Города Танелорна из произведений Муркока.
  • Turmion Katiliot (Финляндия). Песня «Stormbringer».
  • Tygers of Pan Tang (Великобритания). Группа «Тигры Пан-Танга») названа в честь боевых тигров острова Пан-Танг - теократического государства из Саги об Элрике. Песня «Fireclown» («Огненный Клоун» - второе название романа «Ветры Лимбо», 1969, и имя его главного персонажа) с альбома «Wild Cat» (1980). Возможно, Муркоком вдохновлены и некоторые другие композиции группы.
  • Valensia (Великобритания). Песня «The Realm of Nature» с альбома «Gaia II» (2000), судя по всему, написана по мотивам цикла о Крае Времени.
  • Yyrkoon (Франция). Группа названа в честь Йиркуна - кузена Элрика. Многие песни группы, вероятно, вдохновлены Муркоком; например, «Elemental Storm]» и «Runic Art» с альбома «Oniric Transition» (1998), «Stolen Souls» (вероятно, по роману «Похититель душ», 1971) и «Dying Sun» с альбома «Dying Sun» (2002), «Temple Of Infinity» (возможно, по роману «Ритуалы бесконечности», 1971) с альбома «Unhealthy Opera» (2006).
  • Zakas (США). Песня «Hounds of the Horn» («Псы Рога» - про собак Кереноса из второй трилогии про Корума) с альбома «Shunk Daddy Grind» (2001). На обложке этого альбома, а также альбома «Illegitimus Non Carborundum» (2003) - иллюстрации Джеральда Брома, соответственно, к Сагам о Коруме и об Элрике. Кроме того, с творчеством этой группы связаны многие другие иллюстрации к книгам Муркока («Древо Хаоса», «Псы Кереноса», «Фой-Миоре» и т. д.).
  • Борис Гребенщиков и Аквариум (Россия). Официально подтверждена связь с Муркоком только одной песни - «Миша из Города Скрипящих Статуй» (по названию Города Кричащих Статуй - столицы Пан-Танга) с альбома «Треугольник» (1981). Борис Гребенщиков признаётся также в связи с творчеством Муркока альбома «Гиперборея», а также в косвенном влиянии на многие другие песни. Некоторые исследователи полагают, что, помимо явных христианских аллюзий, название альбома «Песни Рыбака» может быть связано с блуждающим богом-рыбаком Ринном из цикла о Коруме.
  • Алый Лучник (Калининград). Песни «Солдат Танелорна» и «Танелорн должен быть…». Кроме того, Алый Лучник является автором многих других произведений, пародий, игр и анекдотов по мотивам Муркока, а также активно участвует в работе сайта «Танелорн» (http://moorcock.narod.ru/), посвященного творчеству Муркока.
  • Андрей Маркелов (Россия). Инструментальная композиция «Чёрный Меч».
  • Иллет (Россия). Песня «Вечный Воитель» с альбома «Волчье Солнце» (2000).
  • Лора Московская (Россия). Песня «Шпага Печали» (то же, что Меч Скорби) с альбома «Ведьма» (2000).
  • Лориэль (Россия). Песни «Под неласковым солнцем», «Колыбельная герою» и «Шари», тексты которых вошли в сборник стихов «Грани Великого Кристалла». Кроме того, на первые две песни написана музыка Марой - Хранительницей сайта «Танелорн».
  • Мартиэль (Россия). Песня «В поисках Танелорна» (по названию последнего романа из цикла про Хокмуна). Кроме того, на ту же музыку имеется её собственная пародия, а также песня-пародия Ассиди - «В поисках кабачков», - сохраняющая аллюзии к Муркоку.
  • Нэлла (Калининград). Песня «Огнём и мечом», посвящённая Элрику.
  • Принц Корум (Россия). Инструментальный альбом «Повелители Мечей» (по первой трилогии о Коруме), включающий несколько композиций.
  • Роман Шебалин и Навь (Россия). Сюита «Камни Крэг-Дона» (по мотивам трилогии про Корума «Серебряная Рука»), композиция «Колыбельная для Корума», а также композиция «Земля Последнего Времени» (помимо возможной связи названия с Краем Времени, текст представляет собой список имён в духе Вечного Воителя, среди которых и имена персонажей Муркока: Корум, Мунглум, Освальд, Хокмун), минусовка которой вошла в альбом «Любимые дни жизни и смерти Короля Хаггарда» (2002). Кроме того, многие выступления «Нави» сопровождаются цитатами из «Края Времени», а Роман Шебалин является автором кроссоверных произведений с большими аллюзиями к Муркоку - «Сага о Фолько из Эа, или ДНД на БД» и «Книга Ехидны Белого Пламени».
  • Юрий Мелисов и Эпидемия (Россия). Песня «На Краю Времени» с одноимённого альбома (1999), а также рок-опера «Эльфийская рукопись» (2004) и, в частности, песня «Вечный Воитель». Кроме того, песня «Жизнь в сумерках» с одноимённого альбома (2005), по признанию Юрия Мелисова, написана про Лимб.

Также имеются «муркокнутые» пародии разных авторов (Алый Лучник, Ассиди, Вадим Румянцев, Вертер де Гёте, Любящая Хаос, Мэй Минстрелл; большинство из них - постоянные посетители сайта и форума «Танелорна») на известные и не очень известные песни.

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт Майкла Муркока (англ.)
Терри ПРАТЧЕТТ. СТРАТА
Разгадка существования этого невероятного мира близка. Однако героям предстоит еще немало испытаний.
Марина и Сергей ДЯЧЕНКО. УЕХАЛ СЛАВНЫЙ РЫЦАРЬ МОЙ...
Среди всех несомненных достоинств прекрасной дамы важнейшим для рыцаря является верность.
Майкл МУРКОК. ВОЛШЕБНИЦА БЕЗМОЛВНОЙ ЦИТАДЕЛИ
Суровый волк-одиночка, пасынок меркурианских дебрей капитан Джон Макшард пускается на поиски похищенной юной красавицы.

Он может быть одновременно брюнетом и блондином, гермафродитом и мужчиной; суть его жизни - в безумных ритмах рок-н-ролла и бессвязных наркотических видениях. Его сопровождают такие же многоликие сестра и брат, не то любимые, не то ненавистные.

Имя английскою писателя Майкла Муркока известно многим. Это один из самых разносторонних и непредсказуемых авторов в жанрах научной фантастики и фэнтези, создатель знаменитых сериалов и саг об Элрике, Коруне, Джеке Корнелиусе и других прославленных литературных героях. Произведения, представленные в этом томе, безусловно, порадуют читателя.

В будущем, когда Земля прекратила вращение и человечество вырождается, один человек бросает вызов всему.

Под одной обложкой собрались три очень знаменитых, но очень разных автора: блестящий сюжетчик Майкл Муркок, великий выдумщик Роджер Желязны и тонкий психолог и юморист Пирс Энтони. Объединяет их главное: неисчерпаемая фантазия и умение увлечь читателя с первых же строчек своих произведений.
СОДЕРЖАНИЕ:
Майкл Муркок. Берега смерти. пер. Л.Ворошиловой
Роджер Желязны. Джек из тени. пер. В.Курганова

Майкл Муркок - Бордель на Розенштрассе

Эротический роман, в котором престарелый граф фон Бек вспоминает свои давние похождения в лучшем борделе города Майренбурга, перед Первой Мировой войной.

Армия Хаоса набирает силу и захватывает одно королевство за другим. Ни кто не может противостоять их мощи и только Элрик и его меч Буревестник могут победить Хаос и дать надежду на возрождение Земли.

Земля, на которой когда-то жил древний народ мабденов, а сейчас живут их потомки, спустя века покрылась льдом... Ужасные Фои Миоре, пришедшие из Лимба, насылают зимнюю стужу на некогда прекрасный Лиум-ан-Эс.
Что может спасти Землю и людей от гибели? Принц Корум, вновь пришедший им на помощь, отправляется на поиски таинственных Быка и Копья - не в них ли избавление?

Первый роман саги повествует о землянине 20-го века Джоне Дейкере, которому начинают сниться сны, что его зовут люди из другого мира. Через некоторое время он переносится туда в тело великого героя прошлого по имени Эрекозе. Прежний Эрекозе поклялся, что вернется, если вернутся старые враги человечества - элдрены. И Джон Дейкер, принимая свою роль защитника человечества, начинает сражаться с элдренами - гуманоидной, но нечеловеческой расой.

Трилогия об Эрекозе и трилогия о Майкле Кейне в одном томе.
Содержание:
Вечный воитель (перевод И. Тогоевой, И. Данилова)
Феникс в обсидиане (перевод И. Тогоевой, И. Данилова)
Орден Тьмы (переводчик не указан)
Город Зверя (перевод Е. Янковской)
Повелитель пауков (перевод Е. Янковской)
Хозяева ямы (перевод Е. Янковской)

Кратко о статье: Майкл Муркок не слишком известен молодым любителям фантастики, в последние десятилетия звезда его как бы приугасла. А между тем, в свое время работы этого писателя наступали на магазины и развалы настолько широким фронтом, что кому-то даже казалось - его книги обрели способность размножаться самостоятельно, и, словно птенцы кукушки, скидывали с полок тома остальных авторов.

В поисках танелорна

Фантастика МАЙКЛА МУРКОКА

Все пройдет, умрет, исчезнет,

Сгинет в вечной черной бездне.

Протрубит последний горн.

Но не сгинет Танелорн.

Вечен, вечен Танелорн.

Танелорн.

Майкл Муркок. “Феникс в обсидиане”

Майкл Муркок не слишком известен молодым любителям фантастики, в последние десятилетия звезда его как бы приугасла. А между тем, в свое время работы этого писателя наступали на магазины и развалы настолько широким фронтом, что кому-то даже казалось - его книги обрели способность размножаться самостоятельно, и, словно птенцы кукушки, скидывали с полок тома остальных авторов.

Вклад Муркока в историю фантастики ничуть не меньше, чем вклад Толкина, Говарда, Ле Гуин. Пожалуй, вместе с ними и с Роджером Желязны Майкл Муркок составляет “Великую Пятерку”, “Могучую Кучку” писателей, наиболее повлиявших на мировое фэнтези. Парадоксально, но именно принадлежность к “великим” стала одной из причин нынешней малоизвестности Муркока. Сейчас у всех на устах произведения учеников Майкла - и последователей его учеников.

Правила Мультивселенной

Сферы миров плывут в безбрежном океане вечности. Каждая из сфер - отдельная Вселенная со своими законами, собственной историей, замкнутая в своей бесконечности. Этакие радужные мыльные пузыри, на оболочках которых переливаются красками хроники миллиардов эпох.

Все и сразу - здесь и Средиземье Толкина, и древние скандинавские мифы, и Упорядоченное Перумова, и реальная Земля, и тысячи, миллионы ее отражений, по каждому на любую фантазию или мысль. Такова Мультивселенная Майкла Муркока - финал долгой дороги, которую прошло миротворчество в фантастике. Дальше - некуда.

Космическое Равновесие управляет жизнью и смертью мировых сфер, но не вмешивается в непрерывную борьбу Закона и Хаоса. Боги и демоны, колдуны, духи и монстры путешествуют между мирами, проникают сквозь окружающие их барьеры, странствуют по плоти сущего. И в каждой важной битве, в каждой значимой войне участвует Вечный воитель. Это всего лишь смертный, такой же уязвимый, как и мы все. Но, в отличие от нас, он - не просто личность, а один из архетипов Мультивселенной, одна из необходимых ее составляющих. В литературном смысле - это движущая сила повествования. В сюжетном - сотни, тысячи, мириады героев из разных миров и времен, которые, тем не менее - одно существо, перерождающееся, живущее как бы вне времени, вечное.

Великий герой служит Космическому Равновесию и восстанавливает его там, где одна из мировых сил нарушает баланс. Потому Воитель сражается то на стороне Закона, то на стороне Хаоса, то на стороне смертных. Воплощения Вечного воителя - главные герои романов Муркока. Пусть Воитель стремится стать обычным смертным - для вечного героя забвение и покой невозможны, а потому до конца времен он будет умирать, перерождаться и снова вступать в бесконечную битву между первоосновами. Он - острие меча, которым Мультивселенная воюет сама с собой.

Центр Мультиверсума, ключ к пониманию реальности Муркока - Вечный город Танелорн. Этот образ кристальной чистоты и незамутненности, символ вечного и неизменного, свободы и покоя проходит через всю многотомную сагу. И каждый стремится найти Город-вне-времени, вдохнуть его светлый воздух, ощутить наполняющий его смысл жизни.

Вечные воители всегда попадают в Танелорн, чаще всего после смерти. Но иногда им удается отдохнуть здесь от вечных битв или обрести то, что они ищут. Именно здесь Корум Джайлин Ирси выпустит на свободу таинственные и могущественные силы, которые завершат миллионнолетнюю историю...

Безграничная Вселенная - основа творчества фантастов. Раз она бесконечна - там есть какие угодно звезды, какие угодно цивилизации. Бездна идей и сюжетов для произведений. Но это в научной фантастике. А в фэнтези?..

Майкл Муркок одним из первых в фантастике обратился к Мультивселенной - бесконечному множеству взаимосвязанных мирозданий, живущих по законам Космического Равновесия. Его талант и яркость созданных образов сделали эту модель общепринятой. С тех пор ей пользуются как создатели ролевых игр, так и другие авторы, герои которых странствуют по тропам Элрика и Корума.

Главное в модели Муркока - универсальность: в ней сочетаются техническое, сказочное, мифологическое, фэнтезийное и реалистическое, подчас даже документальное. Такой подход позволил Муркоку совершить невиданный финт: писать какие угодно романы, в любом жанре, любой стилистике - и объявлять новое произведение частью Саги о Вечном Воителе.

Так и получилась единственная в своем роде фантастическая серия длиною в жизнь. Литературная Великая Китайская Стена, по сравнению с которой блекнет даже трехсоттомная “Конина” - ведь совершенно разные по стилю, героям, а иногда и по жанрам романы цикла “Вечный воитель” написаны одним человеком.

Чтобы вдохнуть жизнь в эту гигантскую конструкцию, нужно было обладать поистине выдающейся фантазией и гибким умом. Майкл Муркок, писатель, редактор и критик, публицист, художник и музыкант, хиппи и авангардист, анархист и защитник вечных ценностей, гуманист и выдумщик античеловеческих идей - оказался именно таким. Его глаза впервые увидели необъятность, разум попытался охватить ее и донести до читателей. В результате...

Боги и герои

Воплощения вечности

Муркок описал около двадцати воплощений Вечного воителя. Каждому из них посвящены рассказ, роман или цикл. Это и семейство фон Бек из земной истории, и Карнелиан из самого Конца Времен, и путешественник во времени Карл Глогауэр , и многие другие.

Но основные герои Муркока, самые популярные у читателей и значимые для Мультивселенной - Четверо, Ставшие Одним . Четверо самых достойных - тех, кто прошел наиболее яркий жизненный путь и в конце его спас Мультивселенную от внешней угрозы.

Элрик из Мельнибонэ

Древняя раса мельнибонэйцев властвовала над миром тысячелетия, пока не погибла в распрях между наследниками Элриком и Йиркуном. Элрик, истинный наследный принц империи, остался одним из последних мельнибонэйцев. С рождения он слаб телом, но силен духом. Очень болезненный и худой, быстро теряющий силы и живущий только благодаря магическим отварам, Элрик к тому же и альбинос. Белые волосы и красные глаза завершают демонический облик принца. Хороший фехтовальщик и могущественный маг, он давно погиб бы из-за физической слабости, если бы не призвал древнего покровителя мельнибонэйцев, Лорда Ариоха, божество Хаоса. Ариох благоволит к Элрику и помогает ему во всем, но тем самым затягивает петлю служения на шее принца. Главным даром Ариоха стал Черный меч, который принес Элрику победу в поединке с Йиркуном. Это могущественное и ужасное оружие питает тщедушное тело принца невиданной силой и стойкостью, но порабощает его душу и заставляет убивать. Элрик постепенно становится рабом меча, рабом Ариоха... но не так-то просто сломить последнего из мельнибонэйцев. Не зря его прозовут Убийцей демонов и Богов!

В цикл об Элрике из Мельнибонэ входят романы и сборники повестей “Город грез”, “Жемчужная крепость”, “Плывущий по Морю Судьбы”, “Участь белого волка”, “Поющая цитадель”, “Исчезающая башня”, “Месть розы”, “Проклятье Черного меча”, “Приносящий бурю”, “Элрик на краю времени”. А также трилогия, которую Майкл Муркок пишет сейчас: “Дочь похитительницы снов”, “Древо Скрелингов” и “Сын белого волка”.

Дориан Хоукмун, герцог Кельнский

Земля, альтернативная история. Хищная империя Гранбретания покоряет одно государство за другим. Король-Император Хаон рассылает всюду своих эмиссаров, а вслед за ними к неподчинившимся приходят Звериные Ордена. Воины в доспехах и звериных масках - Орден Волка, Медведя, Вепря... Гранбретания захватила большинство земель Европы, кажется, что мощь Империи не остановить. Но маленькое графство Камарг под предводительством графа Брасса долгое время противостоит врагу. В замке Брасса находит свободу и новую надежду бывший пленник гранбретанцев, Дориан Хоукмун, герцог Кельнский. Он отправляется в длительный и полный ярких приключений поиск. Его цель - сохранить от посланников Империи Рунный посох, легендарный артефакт, управляющий судьбами миров. Путь Хоукмуна крайне извилист, насыщен множеством необычных встреч, непредсказуемых поворотов сюжета и ярких образов наполовину магической, наполовину техногенной Земли, на просторах которой покоятся следы множества древних цивилизаций...

Хроники Хоукмуна состоят из следующих произведений: “Черный камень”, “Амулет безумного бога”, “Меч Зари”, “Рунный посох”, “Граф Брасс”, “Защитник Гараторма”, “В поисках Танелорна”.

Корум Джайлин Ирси, Принц-в-Алой-Мантии

В древний и красочный мир, обитатели которого давно занимаются постижением истины, красоты и совершенства, вторгаются орды Хаоса. Древние расы вадхаги и нхадраги, спящие в своем спокойствии, оказываются столь быстро истреблены поодиночке, что ни о каком сопротивлении ордам варваром уже не может идти и речи. Корум, принц одного из вадхагских домов, по счастливой случайности избегает плена и гибели - единственный из завоеванного мира. Он путешествует по разграбленным измерениям, лицезрит усиление Хаоса и свержение Богов Порядка. Калека с отрубленной рукой и выжженным глазом, Корум попадает к старому колдуну, который спрятался в своей цитадели, и оттуда ведет войну с Лордом Ариохом. Колдун дает принцу серебряную руку, которая способна крошить камни, но иногда действует по собственной воле, а также многогранный Глаз, обладающий властью над убитыми Рукой. Корум отправляется к Цитадели Хаоса, дабы найти и уничтожить Сердце Ариоха. Путешествие полно странных событий и открытий, меняющих взгляд принца на мироздание. Корум пройдет по множеству миров и станет одним из немногих героев, которые побывали в Танелорне, Вечном городе. И, главное, по его воле извечная война Порядка и Хаоса будет закончена... Очень странным, правда, образом.

Хроники Корума включают в себя романы “Рыцарь мечей”, “Королева мечей”, “Король мечей”, “Бык и копье”, “Дуб и овен”, “Меч и конь”.

Эрикезе, Помнящий

Этот герой, далеко не самый популярный у читателей - одна из ключевых фигур Мультивселенной Муркока. Единственный Вечный воитель, которое помнит все свои воплощения, и каждый день жизни для него - адская мука. Предатель, погубивший собственный народ, уничтоживший всех людей в собственном мире, он странствует по мирам, и единственный смысл его существования - выполнить предназначенное судьбой и обрести упокоение. Хрониками Эрикезе Сага открывается, ими же, возможно, она будет закончена.

О судьбе Помнящего рассказывается в хрониках “Вечный Воитель”, “Серебряные воины”, “Дракон в мече”.

Муркок в России

Книги Майкла Муркока на русском языке начали появляться в период перестройки, когда с Запада хлынул настоящий поток фэнтези и фантастики. На полках завзятых читателей и букинистических магазинов и сейчас можно встретить томики “Северо-Западного” издания в желтых суперобложках. С 1992 по 1996 годы в “Северо-Западе” вышли книги об Элрике, Коруме, Хокмуне, Эрикезе, и другие произведения автора. Профессиональные переводы и замечательные статьи Д. Ивахнова отличают серию “Меч и посох” издательства “Тролль”; к сожалению, она не была закончена. Из более поздних изданий стоит отметить “Эксмовскую” серию 1999-2003 годов, а также регулярные публикации в “Веке дракона” от АСТ. В последние годы отдельные произведения Муркока переиздают в сериях “Шедевры мировой фантастики”, “Мастера фантастики” и прочих “золотых” подборках.

Майкл Муркок родился 18 декабря 1939 года маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон, где прожил большую часть жизни. Детство и юношество писателя пришлись на период распада Британской империи. Поэтому размышления о разрушении привычной системы мироздания и трудном поиске нового образа жизни стали одной из главных тем саги о Вечном Воителе.

Уже в 18 лет Муркок издавал собственный фэнзин и писал грубоватое, насквозь вторичное фэнтези. Прожженный фэн, он в то же время всерьез занимался музыкой, политикой, публицистикой - как и все во взрывные шестидесятые, эпоху душевных исканий. Но постепенно полностью ушел в писательскую работу, наплодил всяких “Марсианских хроник” под псевдонимом Э. П. Брэдбери, а в 1964 году возглавил журнал фантастики “Новые миры”.

Этот журнал - один из главных фантастических в Великобритании - постепенно собрал вокруг себя авторов “Новой волны”. Они не стали каким-то определенным течением или объединением. “Новая волна” - это, в первую очередь, революционный настрой того времени, идеология свободы и культурной совместимости фантастики с другими жанрами. Она позволила писателям выйти за рамки установленных тогда норм, снять с фантастов смирительные рубашки общепринятых канонов. И - спустя семь лет - добиться цели, которую сам Муркок определял как “фантастика должна стать Литературой”.

Сейчас, оглядываясь на пройденный фантастикой путь, можно и не заметить ни этой революционной перемены, ни личного вклада в нее Муркока. В любом случае, Майкл Муркок был и остается одним из тех немногих фантастов, кто в прошлом сделал нечто, предрешившее будущее.

В оформлении статьи использованы фрагменты иллюстраций Майкла Уэлана к книгам Муркока.

Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился 18 декабря 1939 года в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Ещё в детстве он переехал в Лондон и жил там до 1993 года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период - распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, - ещё вчера жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве - идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой.

Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок ещё подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути - он участвовал в деятельности группы «Hawkwind» («Ястребиный ветер»), в репертуаре которой много его собственных песен и композиций, организовал группу Deep Fix, с которой выпустил альбом «New World Fair». Увлекался Муркок и политикой. В начале 1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал «Current Topics». Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу «Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии».

В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа «Хоквинд» выпустила около 50 альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звёздный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) ещё с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар - он оказался талантливым редактором.

Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался «Приключения Тарзана», и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре «героической фэнтези», начатая в майском номере за 1957 г. рассказом «Соджан-меченосец» (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике «Соджан»). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы).

Всё изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождём и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического журнала «Новые миры» (New Worlds), основанного ещё в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, - «SF Adventures» и «Science Fantasy», и быстро добился определённого успеха у читателей, - сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома «марсианской» трилогии, созданной в подражание Э. Р. Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П. Брэдбери). А в 1964 г. журнал «Новые миры» неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором - двадцатичетырёхлетним Майклом Джоном Муркоком.

После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, «Новые миры» стали рупором целого литературного движения - т.н. «Новой Волны». Ещё в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также «человеческого измерения». Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой «Новой Волны» было резко-агрессивное неприятие «классической» научной фантастики. Поэтому писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пёструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали: британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы).

Все годы, пока Муркок редактировал «Новые миры», он не переставал писать. Но лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели «обнаружили» нового писателя - очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически «экипированного» на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах - тут и «твёрдая» НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и «космическая опера», и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему нимало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений). [Всё это превращает составление библиографии книг Муркока в адский труд!]

Муркок создал несколько сериалов довольно специфической «героической фэнтези». Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания «на плаву» своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям - в отличие от лишённых сомнений суперменов Берроуза, Говарда и других основоположников «героической фэнтези», герои Муркока обычно - мятущееся, одинокие, одержимые тёмными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они - люди безо всяких приставок «супер» (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной «героики»).

Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвящённая жанру фэнтези, - «Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy» (1989). В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом «Небьюлы», Всемирной премии фэнтези и трижды - Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр.