Характер человека и его кинематографические пристрастия. Почему полезно читать детективы

Детективный жанр, пожалуй, самый популярный как в литературе, так и в кино, недаром в сериалах преступников ловят все кому не лень, а книжки-покеты в ярких красочных обложках продаются как горячие пирожки. За что же мы так любим детективы?

Уход от реальности

Конечно, любой детектив – это прежде всего уход от реальности. Лучший способ и неприятностях – окунуться в мир фантазий. Причем чем более невероятными они являются, тем охотнее мы в них верим. Вот только не все могут и , это особый дар и не всем он дан от природы. И тут на помощь приходят плоды чужих фантазий – книги и фильмы.

Но ведь забытье (а именно его мы в таких случаях ищем) нам дарят не только детективы, кто-то предпочитает женские или приключенческие романы, кто-то – "мыльные оперы" или фэнтези, ведь со своей задачей они справляются ничуть не хуже. Значит, дело не в самом детективном жанре, а в людях, которые его выбирают. Попробуем составить коллективный портрет любителей детективных произведений.

Интеллект и логика

Детективы предпочитают люди, которым нравится мыслительный процесс, интересны логика событий и . Им важно не просто отвлечься, а разобраться в причинно-следственных связях, вникнуть в детали, понять психологию действующих лиц, особенно если сюжет не прямолинейный, а многослойный. Это захватывающий и увлекательный процесс, но он предполагает определенный уровень интеллекта и образования. Поэтому справедливо будет сказать, что люди, этими качествами не обладающие, детективов не читают – они кажутся им нудными и неинтересными.

Тайна и интрига

Не меньше привлекает читателей детективов и тайна, сопутствующая любой детективной истории. Детективы предпочитают люди, которым интересно постигать ее не сразу, а постепенно узнать, что случилось и почему. В отличие от читателей и зрителей, которым важно априори знать, что добро победит зло, им интересна интрига, без которой невозможен ни один детектив.

Уверенность в себе

Помимо высокого уровня развития любителей детективов отличает и , которая в процессе чтения или просмотра фильма еще больше укрепляется: оказывается, мы с автором думаем одинаково. А если повезет, то и превзойти его. Как отмечали авторы сценария культового фильма "Берегись автомобиля", зритель любит детективные фильмы, потому что им приятнее чувствовать себя умнее того, кто сочинил всю эту историю.

Более того, такие читатели не боятся неожиданной развязки, они готовы к любому развитию событий. В то время как нужна предсказуемость не только в жизни, но и в искусстве. И там, и там они одинаково боятся оказаться втянутыми в ситуацию, из которой они не смогут выбраться уже хотя бы потому, что из нее вообще не существует единственного правильного и внятного выхода.

Скрупулезность, дедукция и аналитика

Любителям детективного жанра свойственны также такие качества, как скрупулезность и дедукция. Им интересно не только узнать "кто убийца", но и самим докопаться до причин того, почему сложилась та или иная ситуация. Как правило, читатели детективов не работают в следственных органах и не являются юристами (и тем, и другим детективов на работе хватает), но любят и умеют анализировать полученные данные, более того, это доставляет им ни с чем не сравнимое удовольствие.

Ни для кого не секрет, что каждый человек обладает индивидуальным вкусом. Предпочтения людей различаются во всех областях: в кулинарии, стиле одежды, литературе. Кинематография тоже не является исключением из этого правила.

Психологи утверждают, что по кинематографическим пристрастиям можно довольно многое сказать о характере человека. Например, те, кто любит ужастики и триллеры, скорее всего не получают в повседневной жизни острых впечатлений, а их будни кажутся им пресными и скучными. Специалисты считают, что люди, постоянно стремящиеся смотреть фильмы ужасов, имеют подсознательные фобии или другие скрытые проблемы, при этом сами они этого не осознают. Однако во время просмотра страшных фильмов их потребность в избавлении от страха компенсируется и благодаря этому они могут еще некоторое время пожить спокойно.

Люди, которые любят бразильские и мексиканские сериалы, скорее всего страдают от недостатка проявления эмоций, в повседневной жизни им не хватает романтических атрибутов, заверений в вечной любви и других красочных событий. Чаще всего они понимают, что такого в их жизни никогда не произойдет, поэтому ищут и находят романтику в подобных фильмах.

Считается, что комедии нравятся всем, поскольку несут в себе положительную энергию и делают взгляд на жизнь легким. Однако, если человеку нравятся низкопробные фильмы, весь юмор в которых сосредоточен в области «ниже пояса», это является показателем того, что он не обладает способностью тонко воспринимать красоту окружающего мира и идет по жизни, следуя только инстинктам. Такие люди зачастую агрессивны и скандальны, к тому же, они не всегда могут справиться с собственной жестокостью и грубостью.

Незатейливые кинокартины про счастливую любовь нравятся девушкам с легким и веселым характером, они ищут в них ту самую романтику, которую мечтают видеть в своей жизни.

Люди, которые с удовольствием смотрят детективы, свойственно четкое аналитическое мышление, а к своей жизни они подходят с рациональностью. Если у таких людей возникают проблемы, они ищут наиболее легкий путь для их решения. Любители детективов являются прекрасными аналитиками, они безошибочно определяют основную суть ситуации, затерянную среди множества мелких деталей.

Кинофильмы в фантастическом жанре нравятся людям, склонным верить во все, что нельзя потрогать руками и увидеть собственными глазами. Эти люди отличаются развитой интуицией, в жизни они руководствуются эмоциями, а не рациональностью. С такими людьми очень интересно общаться, но порой они могут сильно удивить нетрадиционностью.

Мультфильмы и сказки любят те, кто подсознательно отказывается трезво оценивать собственную жизнь. Про этих людей говорят, что они «витают в облаках», они не приспособлены к решению проблем. Психологи утверждают, что если человек устает от повседневных проблем, ему может помочь просмотр забавных и смешных мультфильмов.

Большинство людей не понимает альтернативного кинематографа. Некоммерческие кинокартины привлекают внимание больших оригиналов и людей с нетипичным мышлением. Нельзя не признать, что, несмотря на то, что общество обычно не признает таких людей, они обычно добиваются неплохих успехов в жизни.

Материал для публикации любезно предоставлен сайтом TvCok.ru - свежий подход к онлайн-фильмам. Здесь можно , а также другие жанры кинематографического искусства.

Женщины, по подсчетам британских аналитиков, составляют около 80% традиционных поклонников жанра криминального детектива. И это вопреки тому факту, что до сих пор среди авторов детективных романов доминируют мужчины (более 2/3 в Великобритании), а литературные критики продолжают гораздо чаще рецензировать книги именно мужских авторов. При этом не стоит забывать, что выдающиеся писательницы также внесли свой значительный вклад в этот жанр.

Женщины не на шутку увлекаются криминальными детективами, и не только лайт-версиями, вроде книг Дарьи Донцовой. В последнее время большим спросом пользуются реалистичные романы, в подробностях описывающие детали убийств, насилия, пыток, при этом жертвами часто становятся именно женщины и девушки. Почему так?

Британская писательница Мелани МакГрет объясняет это тем, что женщинам приходится испытывать страх намного чаще, чем мужчинам. А австралийская писательница и феминистка Жермен Грир однажды заявила, что «женщины даже не представляют себе, как сильно мужчины ненавидят их, и как они делают все, чтобы женщины возненавидели самих себя ».

Девочки с детства получают множество предупреждений и поучений о собственной слабости и уязвимости, пока не начинают верить сами в то, что им говорят. «Мы боимся теней и звуков шагов на пустой улице, постоянно прислушиваемся к шорохам, когда одни в доме - страх перед миром мы впитываем с молоком матери. А во время чтения криминальных детективов можно переживать эти отрицательные эмоции в полной безопасности. Преступление раскрыто, преступник наказан - и мы испытываем огромное облегчение! ».

Это вовсе не означает, что женщина видит себя, как потенциальную жертву насильника или убийцы или испытывает склонность к мазохизму. Наоборот! Причины женской любви к криминальному жанру лежат несколько в иной области.

Художественная литература - это вымысел, метафора. Это и есть то, чего мы ищем в ней. В современном патриархальном мире женщина слишком часто воспринимается как сексуальный объект, жена или мать. Самореализация часто становится труднодоступной роскошью, привилегией для избранных.

Женщины привыкли к тому, что их тела обсуждаются, используются для удовольствия или воспроизведения. В молодости женское тело - символ красоты, а в старости - уродства. Мелани МакГрет предполагает, что литературное изображение мертвого женского тела, распростертого на асфальте, является метафорой жизни, в которой живая женщина воспринимается как набор частей тела. Чтобы соответствовать мужским ожиданиям, юная девушка должна быть ухоженной и красиво одетой, а старая - напротив, стать незаметной, невидимой.

Криминальный детектив дает женщине возможность ощутить в полной мере те чувства, которые ежедневно тщательно прячутся и маскируются как неподобающие и неприличные: гнев, агрессию, желание отомстить. Жертва преступления в книге отражает не только женскую уязвимость, но и попытки вырваться за рамки повседневных ролей матери, жены, дочери, сестры, чтобы заново обрести собственную идентичность. Самые горячие поклонницы жанра - женщины средних лет, которые наконец приобрели больше личного времени и повысили свой доход настолько, чтобы иметь возможность часто покупать книги и читать их.

Не стоит забывать и о том, что в большинстве криминальных детективов, где фигурируют женские персонажи, главный герой - женщина. У нее обычно сильный характер, но в то же время она так похожа на обычную, рядовую женщину, которая могла бы быть нашей соседкой, подругой, коллегой. Таким образом читательница может себя идентифицировать с ней. Вместе с главной героиней у нее получается не только раскрыть преступление и восстановить нарушенное равновесие в мире, но и избежать скучной, банальной жизни - хотя бы на время чтения.

Книжный Клуб предлагает своим читательницам лучшие современные и классические детективы, написанные женщинами. Конечно же, в них преступления раскрываются тоже женщинами - неравнодушными, умными, сильными и смелыми персонажами.

Каждую из этих книг можно заказать на сайте Книжного Клуба по специальной цене!

«Окликни мертвеца» (352 с.) Возвращаясь вечером из Лондона в Бамфорд, Мередит Митчелл заметила на обочине молодую девушку с рюкзаком за плечами. Оставить путешественницу одну на пустынной дороге было бы жестоко, и Мередит решила подбросить ее до города. Попутчица неохотно рассказала, что направляется в Тюдор-Лодж, дом успешного высокопоставленного чиновника Пенхоллоу. Что-то в поведении девушки насторожило Мередит, а наутро подозрения оправдались: Эндрю Пенхоллоу был найден мертвым. Вести расследование поручено другу Мередит опытному сыщику Алану Маркби...

«Под камнем сим» (319 с.) Цыган Дэнни Смит, охотившийся на кроликов, обнаружил вблизи железной дороги труп жены фермера Хью Франклина, а также рюкзачок его дочери Тамми. Позже Дэнни тайно вернул рюкзачок девочке. Несмотря на определенные улики, Хью Франклин не признает себя виновным в убийстве. Полиция уверена в обратном. И только Мередит Митчелл и ее друг суперинтендент Алан Маркби не считают расследуемое дело таким уж однозначным. В том числе и потому, что Тамми ведет себя странно, словно ей есть что скрывать...

Высылаются комплектом: формат 115х165 мм (каждой книги); вес комплекта 345 г

Лидия Шевелева, корреспондент газеты «Время, вперед!», и не подозревала, что стала пешкой в большой игре, когда получила из анонимного источника потрясающие материалы. Это был компромат на главу юридической службы холдинга олигарха Тимофея Кольцова — Егора Шубина. С ведома своего начальства она написала убойную статью о Шубине — подлом воре с внешностью английского лорда. И уничтожила его. Кольцов выставил Егора на улицу и дал неделю на разбор ситуации... Иначе смерть. Но судьба любит шутить, и она столкнула врагов, Шевелеву и Шубина, вновь, причем Лидия помогла Егору в схватке с бандой подонков, чуть не убивших его младшего брата. Эта встреча поломала планы постановщика игры — Лидии стало ясно, что Егор не мог двурушничать. Понимая, что их хотят уничтожить, Лидия и Егор объединяются, чтобы вычислить общего врага...

«Домик тетушки лжи» (352 с.) Воистину жизнь полна чудес! Особенно у любительницы частного сыска Даши Васильевой. Погоревав о внезапной смерти Поли, дочери своей подруги, Даша явилась в морг, забрать тело. А там ей сообщили, что девушка… ожила. Оказывается, она просто была в коматозном состоянии. И смех, и слезы! Теперь в Дашином загородном доме появился невостребованный гроб, в котором… спит питбуль. А потом случилось ужасное - Поля все-таки погибла, не справившись с управлением чужой машины. И Даша сразу же начинает поиски убийцы, ведь до этого в девушку стреляли, а в ее машине взорвалась сокурсница. Но милиция считает все случившееся простым совпадением…

«Прогноз гадостей на завтра» (352 с.) Ну что за невезуха! Я, Евлампия Романова, вылетела в непотребном виде в магазин за дюбелями и бац! — встретила свою старую любовь Эдика. Мы вместе учились в консерватории, и у нас даже был роман. Приняв его приглашение поболтать, мы поехали в «Макдональдс». Где был в это время мой ангел-хранитель?! Заснул или тоже решил перекусить? Почему не налетел смерч, не вспыхнул пожар, или, на худой конец, не забарахлил мотор машины?! Нет, иномарка лихо несла меня навстречу беде. Ведь в «Макдональдсе» Эдика Малевича убили. Но, оказалось, это только цветочки, впереди меня ждал урожай ядовитых ягод…

«Канкан на поминках» (320 с.) Боже! Такой ужас мне и в страшном сне не мог присниться! Нашего друга и соседа Володю Костина посадили в Бутырку по подозрению в убийстве любовницы! Да он в жизни бы женщину даже не ударил. Его друг и сослуживец Слава Рожков организовал мне встречу с Володей в тюрьме. Слава просил меня уговорить майора на чистосердечное признание - все улики были против него. Но тот не согласился. А через несколько дней Костин попал с инфарктом в тюремную больницу и там умер. Кроме того, в одной из газет в день его смерти вышла клеветническая статья «Мент позорный». Не будь я Евлампия Романова, если не восстановлю доброе имя майора, не найду истинного убийцу, и не заставлю газету опубликовать опровержение…

Высылаются комплектом: формат 105х165 мм (каждой книги); вес комплекта 415 г

На берегу реки найдено тело юной девушки. Это уже вторая загадочная смерть подростка. Рядом обнаружены клочки шерсти. По округе ползут слухи, что убийца - это дух, обитающий в глубине леса. Полицейские отмахиваются от суеверий, пока сами не видят загадочное существо… Но инспектор Амайя Салазар не верит в чудовищ, она найдет и остановит преступника!

Авантюрный детектив! Юлия не смогла пройти мимо, когда увидела, как мужчина уводил с детской площадки мальчика. Она помогла спасти ребенка, но всякое доброе дело будет наказано... Теперь на кону стоит жизнь ее любимого мужа и сына, которого она уже и не надеялась когда-либо увидеть и обнять...

Сейдж одинока и нелюдима. Жозеф, пожилой учитель, - ее единственный друг. Но однажды он просит девушку… убить его. Она шокирована, и тогда Джозеф открывает ужасную тайну. Оказывается, что Минка, бабушка Сейдж, знакома с ним! Вторая мировая ворвалась в жизнь юной Минки, и она оказалась в Аушвице. Девушка тайком собирала фото узников и писала на их обороте свой роман. За это она могла поплатиться жизнью. Но немецкий офицер захотел узнать, чем закончится история и… сделал Минку своей секретаршей. Благодаря ему девушке удалось бежать. Джозеф - человек из ее прошлого. Кто он?

Увлекательного чтения вместе с Книжным Клубом!

Кто не любит детективы – поднимите руку! Только давайте будем честными хотя бы сами с собой. Ведь хорошие детективы любят все. Даже самые упрямые снобы, которые признают исключительно Достоевского, по ночам, когда их никто не видит, потихоньку читают детективы, которые хранят на заветной полочке. Утром можно будет опять рассуждать о том, что детектив родился и умер вместе с Эдгаром По, превратившись из высокой литературы в брошюрки для малограмотных, но пока ночь – можно расслабиться и наслаждаться очередной детективной историей. Но почему? Откуда у детектива такая популярность? Такая всеобщая любовь к криминальным историям?

Конечно, у детектива лихо закрученный сюжет, обычно включающий в себя истории на любой вкус: тут и возможность сопереживать чужой любовной интриге, и тренировка в решении загадок, и кладоискательство, и мистика – все, что угодно. Детектив – это своеобразная сборная солянка, салат-ассорти, в котором можно выбрать собственный лакомый кусочек. И все же это только оболочка. Причины популярности детективного жанра лежат глубже.

Одна из базовых потребностей человека – потребность в самореализации. Увы, не всегда и не у всех жизнь складывается таким образом, чтобы полностью удовлетворить эту потребность. Возможно, около вон того станка стоит несостоявшийся Паганини, а вот этот посредственный врач мог бы стать блестящим писателем.

Любой детектив, даже самый серенький, предлагает читателю (или зрителю) возможность участия в действии – путем решения загадки. Читатель может поставить себя на место Шерлока Холмса и попытаться решить задачу – ведь его вниманию предлагается не просто загадка, но и все исходные данные, необходимые для ее решения. Это ли не самореализация? Докажи, что ты умнее Шерлока Холмса, Перри Мейсона, комиссара Мегрэ и Анри Дюпена вместе взятых! Причем, для этого даже не нужно выходить из дому. Уютное кресло, книга на коленях – и возможность самореализации обеспечена.

Кстати сказать, подобную возможность предлагают и различные кроссворды, чайнворды, сканворды и т.д. Поэтому их любителей великое множество. Но ни один кроссворд не может предложить удовлетворения первой базовой потребности человека – потребности в выживании. А вот детектив – может!

Для того, чтобы успешно выживать, человек должен уметь решать довольно запутанные загадки (зачастую то, что предлагает нам жизнь, куда как более запутано, чем любая сверхсложная детективная история). Кроме того, решать эти загадки нужно быстрее противника. Представляя себя на месте следователя из очередного детектива, нужно успеть решить загадку быстрее, чем он, придумать способы запутать и поймать преступника, переиграть его. Подобные упражнения с книгой в руках (или фильмом перед глазами) приносят чувство удовлетворения, душевного комфорта: «я оказался умнее, хитрее преступника, значит, я могу успешно выживать!».

Попробуйте найти нечто подобное в других жанрах. Попытайтесь удовлетворить свое чувство самосохранения с помощью чтения, к примеру, «Ромео и Джульетты». Разве что порадуетесь, что в наше время не так просто достать столь убийственные яды, да и семейная вендетта как-то измельчала, так что юным влюбленным уже нет необходимости травиться. Попробуйте самореализоваться с помощью чтения, скажем, «Гамлета». Не выйдет. Этот сюжет уже был использован для самореализации неким Шекспиром, и нам всем остается лишь наслаждаться плодами его трудов (разве что если вы решитесь выйти на сцену).

Но детектив… О! Можно разгадывать загадки, охотиться за преступником, принимать участие в перестрелках и погонях, додумывать сюжет… И каждый раз убеждаться – да, мы можем выживать! Мы умнее, хитрее, сильнее, чем любая опасность!

С точки зрения возможности реализации базовых человеческих потребностей с детективом не сравнится никакой другой жанр. Тут он вне конкуренции. И поэтому даже отчаянные снобы будут хотя бы потихоньку, но все же читать детективы. Чтобы убедиться – они могут успешно противостоять любым напастям.

Детективы традиционно отказываются причислять к «высокой» литературе. Литературные эстеты не желают о них даже слышать, а того, кто замечен с подобным «чтивом» в руках, подвергают остракизму. Доходит до того, что люди начинают скрывать свою любовь к криминальному жанру. А между тем большинство детективных историй вовсе не рассчитаны на индивидов с низким уровнем интеллекта и даже способны принести немало пользы…

Возьмем, к примеру, Александру Маринину, Полину Дашкову или Татьяну Полякову, которые считаются символами российского «женского» детектива. Да, может быть, их произведения и не являются литературными шедеврами в привычном смысле этого слова, но ведь авторы и не ставят перед собой задачи стать «властителями умов»! Их сюжеты достаточно оригинальны и часто заставляют задуматься. Например, романы той же Донцовой представляют собой настоящую «энциклопедию русской жизни». Из них мы можем узнать о том, как живут представители всех слоев общества – от верхов до самых низов. Кроме того, из детективов можно почерпнуть массу полезной информации, о которой даже не всегда прочтешь в Интернете. В том числе и практического характера, скажем, или как решать какие-то житейские проблемы.

Итак, какую же пользу можно извлечь из чтения детективов? Давайте по порядку.

Во-первых, детективы учат думать. Как правило, читатель вынужден шевелить мозгами, вычисляя, кто же в конце концов окажется преступником. И таким образом мозги тренируются.

Во-вторых, они учат концентрировать внимание на деталях. Ведь именно мелочи, на которые не всегда обращаешь внимание, впоследствии оказываются важными и указывают на разгадку преступления и его виновника. Чаще всего в детективных историях вещи не упоминаются просто так: «если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Допустим, в коллекции одного из персонажей есть кинжал с красивой изогнутой ручкой, отделанный драгоценностями, а в конце выясняется, что этот персонаж и есть убийца, похитивший кинжал из дома убитой им жертвы…

В-третьих, расширяют наш кругозор. Детективные романы и повести охватывают самые разные сферы жизни – бизнес, науку, искусство, медицину. Мы можем узнать не только о тонкостях работы правоохранительных органов, но и о фактах из области физики, химии, биологии, известных только специалистам, о подробностях работы журналистов, рекламных агентств, художников, о том, как снимается , ставятся спектакли… Именно из детективов я узнала о многих исторических фактах, литературных, научных и оккультных загадках…

В-четвертых, факты, изложенные в детективах, помогают нам стать осторожнее в повседневной жизни и не попадаться на удочку преступников. Так, мы узнаем о редких способах мошенничества или воровства, о том, как действуют различные злоумышленники, аферисты, сектанты… Таким образом, в один прекрасный день столкнувшись с подобной ситуацией, мы скажем себе: «Да я об этом уже читал!»

В-пятых, мы лучше узнаем людей. Ведь в детективах описаны люди в различных, часто сложных и экстремальных ситуациях. Перенося эти ситуации и характеры героев на наше собственное окружение, мы можем «вычислить» скрытые черты наших знакомых, понять, что от кого можно ожидать, а иногда после прочтения книги реальные события предстают перед нами совершенно в новом свете. Конечно, не стоит всякий раз подозревать в ваших знакомых потенциальных преступников, но вот расклад событий, до этого находившийся в тени, может вдруг проясниться.

Есть в детективах, правда, и свои нюансы. Например, начитавшись подобных историй, мы можем начать видеть опасную ситуацию там, где ее нет. Допустим, нам начнет казаться, что за нами кто-то следит или подслушивает, или кто-то из наших знакомых связан с бандитами. Но следует помнить, что если для детектива это норма, то в реальной жизни такие ситуации все же редкость.

Кроме того, у каждого из детективщиков есть свои художественные приемы. Допустим, преступником оказывается всегда тот из персонажей, на кого подумаешь в последнюю очередь. Или автор любит использовать одни и те же коллизии: человек, которого считали мертвым, остается в итоге жив, убийства происходят исключительно из-за наследства, из-за политики или из-за бизнеса, кто-то из персонажей не тот, за кого себя выдает, и т.п. Если подобные моменты повторяются в двух-трех книгах, то следует ожидать их повторения и в дальнейшем, поэтому читателю становится гораздо проще отыскать разгадку, а это уже не так интересно, да и мозгам меньше работы.

И все-таки не стоит отказываться от чтения детективов только по той причине, что любители «серьезной» литературы считают их «низкопробным» жанром. Да, читая детективы, вы, скорее всего, не будете продираться сквозь философские сентенции или искать в описываемых событиях скрытый смысл. Однако, если, конечно, речь не идет о боевиках, где герои тупо мочат друг друга, то криминальный роман – это всегда нечто большее, чем жвачка для мозгов.