Характеристика антоновские яблоки бунин. Анализ «Антоновские яблоки» Бунин

Урок литературы 11 класс.

« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа

« Антоновские яблоки»

Цель:

  • Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
  • Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
  • Развить навыки анализа прозаического текста.

Задачи:

Познавательные:

1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;

2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;

3). Развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1). Привить учащимся чувство прекрасного;

2). Воспитание культурного читателя;

письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока : урок объяснение нового материала

Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.

Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование : рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.

Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя

Этап

Цель

Форма

Метод, приём

время

мин.

1.Организационный момент

Организация учащихся на уроке

фронтальная

2.Мотивация

Пробуждение познавательного интереса

Чтение стихотворения

фронтальная

эвристический

3.Актуализация

Повторение ранее изученного и его расширение

Активное слушание, беседа

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный, просмотр презентации

4.Создание проблемной ситуации

Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее

Беседа

фронтальная

Репродуктивный, поисковый

5.Поиск, разрешение проблемной ситуации

Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;

Работа в тетради, .составление таблицы

Индивидуальная, групповая

исследовательский

6.Обобщение, вывод

Представление полученной таблицы, обощение, вывод

Работа с интерактивной доской

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

7.Отработка новых знаний в творческом задании

Работа с индивидуальными заданиями

Слушание

Индивидуальное сообщение

Репродуктивный

8. Подведение итогов

рефлексия услышанного на уроке

Беседа

Фронтальная, индивидуальная

эвристический

9.Домашнее задание

Вариативное домашнее задание

Письменная работа

индивидуальная

репродуктивный

Ход урока.

О счастье мы всего лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

И. Бунин.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе « Антоновские яблоки». Для того, чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина « Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку. (Подготовленный ученик читает стихотворение « Вечер»)

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? (настроение тихой грусти, печали. Основная мысль – счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).

И.А.Бунин был убежден, что не должно быть « деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему « неестественным и устарелым». Он писал: « Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы – рассказе « Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета –то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его- воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок: « Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее, свежее, тихое утро Помню большой, весь золотой,подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновский яблок, запах меда и осенней свежести « . Предельная концентрированность деталей, смелость сравнений производят впечатления нарядности, богатого убранства повествования, остающегося при этом строгим, резким, четким.В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.

Бунин - величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину.

Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками, впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? (печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).

Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком « потерянном рае» повествует писатель? (Рай – это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)

Какова композиция произведения? (произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис, проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:

Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ- символ

Возраст героя

Каким настроением проникнута данная часть рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

подросток

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.

Образ смертной старухи с могильным камнем

Молодой человек

Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.

3. Великолепные сцены охоты.

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Человек в зрелом возрасте

Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.

Взрослый человек

Заупокойная молитва

Учащиеся работают с текстом, потом представляют свою работу на интерактивной доске.

Общий вывод: четырехчастная композиция « Антоновских яблок» полна глубокого смысла. Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом. Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний, гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким « потерянным раем», блаженство которого, конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся скорее как пародия на былую роскошь. Дыхание прекрасного, некогда наполнявший старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступили место запахам гнилости, плесени, запустения.

Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? (есть, это образ САДА). Реализация домашнего задания, заранее подготовленные учащиеся выступают с сообщением.

Сообщение ученика: В « Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом. Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад- дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедши в упадок.

Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями.

В рассказе « Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: « …помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен « лиловым туманом», как будто срывает тайны природы.

Но « прощальный праздник осени» подошел к концу, и « черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске»

В последней главе сад- опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания о некогд блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению И. Бунина « Запустение» (1903):

Томит меня немая тишина.

Томит гнезда родного запустенье.

Я вырос здесь. Но смотрит из окна

Заглохший сад. Над домом реет тленье..

По- разному восприняли это произведение критики. Бунина обвинили в воспевании крепостничества. А. Куприн написал пародию « Пироги с груздями».

Но Бунин писал не о крепостном прошлом, не о природе в « чистом виде», а о красоте. Он рано осознал, что писать о красоте – значит писать обо всем сущем, посольку красота растворена в каждом явлении бытия:

Радость жизни во всем я ловлю-

В звездном небе, в цветах, ароматах.

И еще:

Вон радуга… Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить:

С открытой бродить головой,

Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой…

Иного нет счастья на свете.

Так презрение к вырождающейся современности и исчезновение того прошлого, к котором обращены все помыслы художника, приводило к появлению творчестве писателя « вневременных ценностей». Бунину удалось под обыденным течением жизни в прошлом вскрывать истинно прекрасное и неуничтожимое временем.

Интересно, что ещё в 1891 году Бунин задумал рассказ «Антоновские яблоки», но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”». Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком?

(Эпитафия-изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.)

Домашнее задание: 1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина» или « Что сближает комедию А.П. Чехова « Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?.


«Антоновские яблоки» Бунина И.А.

Лирическая тональность, основанная на патриархальной глубине национального сознания, характерна для прозы И. Бунина, всегда обращенной в прошлое. Как бы подхватывая тургеневскую эстафету, с несоизмеримой тоской говорит писатель о разорении, опустении дворянских гнезд, некогда бывших оплотом России, ее культурной составляющей.

Иногда нет слов, чтобы передать всю боль и радость, печаль и нежность — все чувства, связанные с воспоминаниями о том, былом, ускользающем по велению неукротимого времени, поэтому память цепляется за все аспекты восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние). Именно такой мир, чувственный, вещественный, соткан в рассказе Бунина «Антоновские яблоки» , написанном между 1898 и 1900 годах.

Поэтической прозе Бунина подвластно все: и фиксация многообразия оттенков цвета (черно-лиловая понёва, сиво-железного цвета жеребец ), и игра светотени («чьи-то черные, точно вырезанные из дерева силуэты...меж тем, как гигантские тени ходят по яблоням» ), и синестические, основанные на соощущении метафоры (сарафаны, пахнущие краской, прозрачная, ледяная, тяжелая вода ).

Через это многообразие деталей и признаков показывается нам внутреннее богатство, интенсивность духовной жизни и глубина переживаний рассказчика. Сам герой будто скрыт от читателя, его история неизвестна, только то, что мужики зовут его барчук. Акцент делается только на его воспоминания и ассоциации, связанные с прошлым, с вкусом, запахом, видом антоновских яблок.

Начало рассказа построено на поэтическом приемеградации , изобилующей повтором слова «помню» . Создается впечатление, будто герой боится, что хоть один оттенок чувства ускользнет из его воспоминаний.

В рассказе несколько частей. В первой части — воспоминания о деревне, мужиках, радости и беззаботности бытия, сопровождаемого хрустом антоновских яблок.

Часть вторая — осенняя пора, сопряженная с рассказом о древних старухах, чинно готовящих себе могильный камень и богато разукрашенный саван, и о богатых мужиках. Здесь же воспоминания героя переносятся в усадьбу к тетке, Анне Герасимовне, которая описывается с ностальгической тоской по легкому, просторному и голубому небу, ясной дали, укатанной дороге. Там, в мире утраченном, каждая мелочь проникнута поэзией и красотой, даже телеграфные столбы «как серебряные струны» , а сидящие на них кобчики — «черные значки на нотной бумаге» . Но самое дорогое, важное осеннее воспоминание — это запах антоновских яблок.

Третья часть «угасающий дух помещиков» , сгущающиеся краски холодной осени, дохлой и тревожной, ожидающей первых лучей зимнего солнца, близость утраты. Тревожный ритм охоты, усадьба Арсения Семеновича, гостеприимство, нега молодости и дворянский быт, чтящий свои древние корни и русскую культуру.

Четвертая часть — горькая тоска, что нет больше запаха антоновских яблок, как нет ни стариков, ни помещиков.

Четыре части рассказа — это круг жизни, бег от молодости к зрелости для героя, от полной жизни к увяданию для дворянской России.

Уходящая, растворяющаяся в жестокости новой реальности, Россия запечатлелась в рассказе Бунина в запахе, вкусе, облике антоновских яблок. Первый снег, темные окна домов, нежные звуки гитары и последние строки рассказа... «Белым снегом путь-дорогу заметал» .

Если вы начали изучать в школе, колледже рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки», анализ и краткое содержание этого произведения помогут лучше понять его смысл, узнать, что хотел донести до читателей писатель.

Прозаический шедевр

Как известно, в начале своего творчества Иван Алексеевич Бунин создавал произведения в стихотворной форме. В рассказе «Антоновские яблоки», анализ которого вы вскоре прочтете, автор передает свою любовь к родному краю, людям, живущим здесь, посредством прозы, но средствами поэтического выражения.

Это первое произведение писателя, в котором он подробно рассказывает о жизни сельских помещиков. С особым восторгом автор повествует и о простых людях, пишет, что хотел бы, как деревенский мужик, встать на рассвете, умыться прохладной водой из бочки и отправиться в гости.

В произведении явственно чувствуется движение времени в трех ипостасях. Это период от осени до зимы, от детства человека до его зрелости, от расцвета усадебной культуры до ее угасания. Читатель становится свидетелем этого, изучив рассказ «Антоновские яблоки». Анализ данного произведения также помогает это понять. Можно сделать вывод, что мы видим временное движение земли, человеческой жизни и поместной культуры. Понять вышесказанное поможет ознакомление с кратким содержанием прозаического творения и его анализ.

«Антоновские яблоки», Бунин: первая глава

В первых строках автор пишет, что ему вспоминается ранняя осень, запах антоновских яблок. Именно в ту пору мещане-садовники нанимали мужиков, чтобы те сортировали и насыпали яблоки, которые затем везли в город на продажу. Работники не упускали случая полакомиться ароматными фруктами. Во время приготовления бражного напитка, когда его процеживали («на сливанье»), все пили мёд. Даже дрозды здесь сытые и довольные сидят возле коралловых рябин.

Рассказ «Антоновские яблоки» Бунина очень позитивен. Автор описывает благополучную деревню, в которой - отменные урожаи, а люди живут долго. Всё здесь славится плодовитостью. Даже старостиха похожа на холмогорскую корову. А, как известно, это животное являлось символом достатка. Автор, описывая эту женщину, говорит, что на голове у нее как будто бы были рога. Такую ассоциацию вызывают косы, которые старостиха уложила особым образом. Несколько повязанных платков делают голову огромной, что придает женщине еще большее сходство с коровой. Старостиха беременна - это еще один прием, помогающий увидеть плодовитость и процветание, царящее в этих благополучных местах. В этом убеждаешься, прочитав начало рассказа «Антоновские яблоки». Анализ данных строк подтверждает эти выводы.

Всё здесь нравится рассказчику: свежий воздух, запах соломы, звездное ночное небо. Всё это мы узнаем из первой главы, как и то, что повествование ведется от лица барчука Николая.

Глава 2

Следующую часть произведения Бунин также начинает с упоминания об антоновских яблоках. Он говорит о народной примете. Считается, что если антоновка уродилась, то и хлеб уродится тоже.

Писатель делится приятными впечатлениями от раннего утра. Иван Алексеевич так явственно описывает, как приятно умыться у пруда, посмотреть в бирюзовое небо, что читателю тоже передаются эти прекрасные ощущения.

Дальше рассказчик говорит, как хорошо после умывания позавтракать с работниками картошкой с взобраться на коня и поскакать вдаль. Об этом мы узнаем, прочитав произведение «Антоновские яблоки». Содержание второй главы раскрывает название той чудесной деревни - Выселки. Именно здесь старики живут по 100 и более лет, как, например, Панкрат, который уже и не помнит, как далеко за сто ему перевалило.

В этой главе рассказчик вспоминает усадьбу своей тетки Анны Герасимовны. У той был сад, и, конечно же, в нем росли антоновские яблоки. Бунин рассказывает о красивом тетушкином доме с колоннами, о богатом хозяйстве. А запах яблок витал даже в комнатах. Этот аромат был связан у автора с приятными ассоциациями. К такому выводу приходишь, анализируя данное произведение.

Глава 3

Из нее мы узнаем о страсти писателя к охоте. Ведь она была популярным развлечением помещиков тех лет. позволяла сократить численность этого опасного хищника, который убивал домашний скот и мог напасть на человека. В компании таких же любителей охоты автор подстреливал волков или других животных и возвращался с трофеями домой к тетушке или останавливался на несколько дней у знакомого помещика.

Последняя глава

Итак, подходит к концу наш анализ. "Антоновские яблоки" Бунина в заключительной главе передают тревогу автора, его впечатления уже не такие радужные, как в начале. Он пишет, что аромат этих фруктов исчезает из помещичьих усадеб. Долгожители умерли, один старик застрелился. И охотится повествователь уже не в компании людей, а в одиночку. Но жизнь в Выселках по-прежнему кипит: суетятся деревенские девки, обмолачивая зерно.

Вот и выпал первый снег. На этом заканчивается рассказ «Антоновские яблоки» Бунина. В финале, как и в начале произведения, автор ставит многоточие, так как он в форме очерка рассказал о небольшом периоде времени, свидетелями которого благодаря ему посчастливилось стать и читателям.

«Антоновские яблоки» - это произведение Бунина, которое условно заканчивает ранний этап его творчества. В этой статье мы сделаем анализ рассказа «Антоновские яблоки» Ивана Бунина .

История создания рассказа «Антоновские яблоки»

Рассказ опубликован в журнале "Жизнь" в 1900 год. Под впечатлением посещения имения своего брата он и написал произведение. По словам Бунина, в саду пахло Антоновскими яблоками, которыми невозможно надышаться! Именно за них поэт и любит осень.

Перед тем как рассказ увидел свет, Бунин сокращал его содержание. Например, первая страница была убрана полностью. Также были и опущены некоторые описания дворянского быта.

Анализ композиции и проблематики рассказа «Антоновские яблоки»

Произведение относится к жанру рассказа в котором идет форма внутреннего монолога. Рассказ состоит из четырех глав, каждая из которых содержит описание нового мира. Но, соединив их вместе получается цельная картина мира, которую так мастерски создал Бунин.

Первая часть: удивительный сад, его единство с природой, всеобщее благоуханье.

Вторая часть: описана золотая осень, аромат яблок, деревенские хлопоты.

Третья часть: смена туманной осени на суровую зиму, вместе с которой угасает и дух помещиков, готовых покинуть свои родные места.

Четвертая часть: одиночество и тоска

Проводя анализ рассказа «Антоновские яблоки» Бунина отметит, что произведение наполнено звуками, как будто природа хочет что-то важное передать читателю. Звуки и шумы только усиливаются к окончанию рассказа. Неизменными остаются лишь антоновские яблоки. Присутствует эффект замкнутого пространства, кажется, что кроме усадьбы ничего нет на свете. В рассказе отсутствует привычный сюжет, есть только жизненный цикл, наполненный чувствами и эмоциями. Как сильно переживает человек, так переживает и природа. Ведь всё в жизни взаимосвязано.

Главной темой не только этого рассказа, но и всего творчества писателя является тема России. Бунина беспокоят разоренные дворянские усадьбы, поместья. Это лиричное и душевное произведение, как будто погружает в мир действительности и уходящей России. Бунин показывает, что с уходом запаха яблок, уходит и та былая Россия.

У героев данного рассказа нет имен. Такой прием используется, для того чтобы показать, что на месте персонажей может быть любой человек, нет определенного типажа. Однако, вместе и с последовательной сменой времён года, меняется и главный герой. Он растет из ребенка в юношу, из юноши во взрослого человека, а затем в старика.

Другие детали анализа рассказа «Антоновские яблоки»

Извечная тема Родины распространена в творчестве русских писателей. Это связано с их патриотизмом. Они понимают, что той эпохи, которая была, уже не вернешь. Бунин показывает себя настоящим мастером пера, вводя в рассказ символы. Они легко считываемы и дополняемы.

Как исчезает запах яблок из усадеб, так и исчезает Россия. Можно провести аналогию с Вишневым садом . Главная мысль обоих произведений - это существование человеческого рода, возможность передавать по наследству все ценное и дорогое для души. Картины природы наполнены тоской и грустью. Вместе с автором грустит и природа.