Икона Владимирская Божья Матерь — в чем помогает. Владимирская икона божией матери

Пресвятая Богородица – защитница и покровительница всего русского народа. К ней обращались за помощью в самых трудных жизненных ситуациях. Часто верующие задаются вопросом: «Икона Владимирская Божия Матерь: в чем помогает и как молиться?». Ответ на него можно найти в данной статье.

История создания иконы

Старинное предание гласит, что икону Владимирской Богоматери написал евангелист Лука ещё во время жизни Богородицы. Долгое время (до 405 г.) она оставалась в Иерусалиме. А в XII веке Андрей Боголюбский увез её из Киева в город Владимир. Там она и получила своё название – Владимирская. Пройдя путь скитаний по Европе и Руси, только в XIV веке лик Богоматери попал в Москву. На данный момент икона находится в храме Святителя Николая. Сейчас её чудотворные списки находятся практически в каждой православной церкви.

Изначально к этому образу Богородицы обращались с мольбой о победе над врагами и завоевателями русской земли. И все последующие годы не раз Отечество было спасено такой молитвою.

Сильная молитва Владимирской Божией Матери

Каждый из почитаемых образов Пресвятой Богородицы велик и бесценен. Икона Владимирской Божией Матери – одна из главных русских святынь, способная сотворить чудо. Молитва, обращенная к ней, во все времена была одной из самых сильных.

Всего перед Владимирской иконой можно читать 8 вариантов текстов молитв. Если существует какая-то важная просьба, лучше молиться в памятные даты – 3 июня, 6 июля и 8 сентября. В эти дни слова, обращенные к образу Богоматери, обретают особенную силу.

В домашнем иконостасе необходимо иметь эту икону наряду с образом Христа.

Как и в чем помогает икона?

Сила молитвы перед ликом Девы Марии безгранична. По свидетельствам верующих, случаев невероятных исцелений и чудес очень много. Перед образом Богородицы просят:

  • защитить государство в тяжелые времена от врагов, укрепить страну и объединить народ;
  • смягчить сердца и усмирить гнев и злобу в человеке;
  • помочь в излечении женских болезней;
  • о легкой беременности и счастливом родоразрешении;
  • о покровительстве над маленькими детьми от бед;
  • о скорейшем выздоровлении.

Поскольку семья была всегда оплотом сильного российского государства, то к иконе Владимирской Божией Матери обращаются с молитвами о счастливом браке.

Многие женщины в слезах и скорбях приходят к лику Владычицы, а возвращаются из храма уже одухотворенные и наполненные светом. Богоматерь не оставит страждущих, и помнить это нужно даже в самые трудные времена.

Икона Владимирской Божьей Матери помогает

Икона Владимирской Божьей Матери в чем помогает: как правильно молиться Владимирской иконе,Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает

Икона Владимирской Божьей Матери в чем помогает: как правильно молиться Владимирской иконе

Велика благосклонность Господа и расположение его к нашей грешному, страдающему миру, и данного тяжело не подметить. Нужно повнимательней приглядеться, и можно узреть ее в обычном вероисповедании каждого христианина, в смиренном блистании лиц непорочных, в ходе истории нашей и долях руководителей. А еще доброжелательство и благосклонность Божия представлены к нам в виде священных икон, каковыми так богат наш Православный храм. Как раньше, так и сегодня особенную значимость, и уважение у людей, которые верят в Бога имеет лик.


Икона Владимирской Божьей Матери является покровительницей российского народа и самой Российской Федерации. В соответствии с преданием, этот облик был прописан евангелистом Лукой в период земного существования Ея. И увидев отображение собственное, Дева Мария вымолвила:


С этого момента ублажат меня все роди. Благодать рождшегося от меня, и моя с этим ликом прибудет.


В течении всей истории облика Пресвятой, зафиксирована масса удивительных деяний и потрясающих происшествий, что затронули участь не только лишь Российской Федерации, а и тысяч людей которые веруют в Господа творца. Значимость, в чем может помочь Владимирский образ Непорочной, как возносить молитву и вымаливать ее о поддержке – об абсолютно всем поведает наша публикация.


Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает

Огромную значимость имеет молитвословие пред любым из почитаемых образов Пресвятой хранительницы и покровительницы рода людского перед Творцом нашим. Ведь она может оградить каждого из нас, и душу нашу от несчастия. Населению земли представилось немало ее чудодейственных икон, а истории их приобретения свидетельствуют о том, что в различных житейских моментах мы можем устремляться к многообразным ее ипостасям.


Божья Пречистая богородица Владимирская может помочь любому человеку, который верит в Бога и обращается к ней с чистосердечной мольбой. Она покровительница и оборонительница, защищает жилище и может помочь в разрешении большого количества повседневных дел. Любой благочестивый христианин просто непременно обязан иметь в собственном жилище данный чудодейственный лик.


А об истории и значимости иконы для люда российского зафиксировано немало случаев, которые приключались в древности и совершаются вплоть до настоящего времени.


Помимо того, что икона трижды спасала русские земли от вражеских нашествий, Пречистая Дева выражала волю при помощи облика собственного. Так, к примеру, князю Андрею Боголюбскому в момент молитвословия пришло ведение о том, в каком месте должен был расположиться облик на территории Владимира.


Также на территории Вышгорода, в соборе икона самостоятельно переместилась с одного места в другое. В результате князь Андрей по окончанию мольбы увез иконку с собой на Ростовские земли.


В последствии было засвидетельствовано достаточно большое количество чудотворных излечений христиан. В особенности частому исцелению поддавались глазные и сердечные хвори.


У священнослужителя по имени Микула, супруга находилась в положении. Ей удивительным образом удалось спастись от лошади что взбесилась, после того как вознесла молитвословие.


У прихожанки Марии получилось исцелиться от глазного недуга, после того как она с мольбой выпила воду от непорочного облика.


Как-то раз в городе что наименован Владимиром случилось несчастье. Золотые врата проездной башни упали и завалили двенадцать человек. Правитель города беспрерывно возносил молитвословие пред ликом Божьей Матери и все люди не просто остались живы, но и выбрались без единой царапины.


Новорожденный был спасен от сглаза, после того как его умыли святой водой.


У христианки Ефимии был выявлен сердечный недуг. Как только ей рассказали о чудотворных излечениях от лика Пречистой, она совместно со священнослужителем Лазарем отослала большое количество золотых изделий в собор к образу. А впоследствии он принес ей святую воду. Она вознесла моление, выпила ее и выздоровела.


Подобных историй существует очень много. Они относятся как к подлиннику облика Пресвятой покровительницы, так и к большому количеству ее перечней и молитвословие устремленных к ней.



В чем оказывает помощь икона Владимирской Божией Матери

Икона является свидетелем наиболее важных происшествий в истории Российской Федерации. А именно: военных походов, назначений патриархов, пред ликом Пресвятой Богоматери проводилась коронация монарха и присяга на верность отчизне. Молитвословие, устремленное к святыне, является спасением при смутных временах и расколе в государстве. Она способствует устранению вражды, гнева, успокоению страстей.


Многочисленное количество людей, которые верят в Бога устремляются к Непорочной за поддержкой в принятии важных решений, при наличии недугов, для того чтобы укрепить дух. В случае если задаться вопросом в чём может оказать помощь православному христианину икона ответ будет следующим:


Содействует при розыске истинного пути, принятии верного решения.


Наделяет силами в наиболее сложные моменты существования, помогает укрепить веру.


Исцеляет от физической хвори. В особенности зачастую ей возносят мольбу для излечения сердечных и глазных недугов.


Оберегает от набегов недругов, грешных мыслей и уныния.


Покровительница помогает браку оставаться счастливым, а также поддерживать крепость семейных уз, исключая ссоры, раздоры. Ведь именно это и является залогом крепкого государства.



Молитвословие пред иконой Владимирской

**«О Богородица, Небесная Царица, Всесильная Покровительница, непостыдное наше Упование! Благодарящее тебя о всех великих благодеяниях, в роды родов людям российским от Тебе бывших, пред Непорочным обликом твоим воссылаем молитвословие: убереги город этот и рабов твоих и все земли Русские от потопов, пожаров, губительств, землетрясений, междоусобных воин, инопланетных нашествий. Убереги и помоги, Пресвятая, Всевышнего нашего (имя рек), Святейшего Патриарха Московского и всей земли Русской, и Господина нашего (имя рек), Пре святейшего епископа (титул), и все Преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы православные. Даждь им Церковь Российскую добре управитель, верные овцы Христовы нагибаемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и сохранении их, согрей сердца их ревностью о Бозе и достойно звания своего ходити каждого укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй, всех рабов твоих и даруй нам путь земного поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастях терпение нас надели, во благоденствии - воздержание, к ближним понимание, ко врагу всепрощение, в добрых делах преуспеяние. Избавь нас от всякого грешного деяния и от окаменелого не чувствия, в страшный же день Суда сподобь нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, уважение и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Да будет так».**

Оригинал Пречистого образа располагается на территории города Толмача в Третьяковской галерее собора – музея Святителя Николая. Осуществить странствий разрешается к чудотворному перечню что располагаются в соборах, именованных в почтительность Пресвятой Божьей Матери:


В поселке Нововасильевка, Бердянского района,


Села Быково, что находится в Раменском районе,


Также вы можете увидеть перечни в селе Вильне в Подмосковье,


Южное Бутово имеет перечни иконы,


Город Виноградово,
и конечно же в столице.


На территории Украины можно устремиться с мольбой в храме что именованный в честь Богоматери Владимирской в столице.


Да пребудет с вами всемогущий создатель и покровитель наш!



В православии Богоматерь чтят наравне с самим Христом, а ее изображений довольно много. Одним из самых популярных и интересных является Владимирский образ, значение которого для России велико.

Считается, что первую икону написал евангелист Лука, а в V веке она перешла из Иерусалима в Константинополь к императору Феодосию. На Русь икона попала уже из Византии в XII веке, примерно в 1131 году – это был подарок от патриарха Константинополя Луки Хрисоверга князю Мстиславу. Доставил образ греческий митрополит Михаил , который прибыл накануне, в 1130 году.

История

Первоначально Богоматерь хранилась в Богородичном женском монастыре в городе Вышгород возле Киева – отсюда следует ее украинское название Вышгородская Богородица. В 1155 году икону забрал князь Андрей Боголюбский и перевез во Владимир – отсюда следует ее русское название. Князь украсил образ дорогим окладом, но после его смерти по приказу князя Ярополка драгоценности сняли, а икону передали князю Глебу Рязанскому. Только после победы князя Михаила Богоматерь и драгоценный убор вернули обратно в Успенский собор.

В 1237 году после разорения города Владимира монголо-татарами Успенский собор также был разграблен, а образ опять лишился убора. Собор и икона были восстановлены при князе Ярославле. После этого в конце XIV века князь Василий I во время нашествия армии Тамерлана приказал перевезти икону в Москву для защиты столицы. Ее поместили в Успенский собор Кремля по правую сторону от царских врат. На месте встречи образа с москвичами («сретении») был основан Сретенский собор, а позднее пролегла одноименная улица.

В то же время войско Тамерлана внезапно, без какой-либо причины повернуло обратно, дойдя только до города Елец. Было решено, что Богородица заступилась за Москву , явив чудо. Но на этом чудеса не закончились: подобные же внезапные отступления произошли в 1451 году во время нашествия царевича-ногайца Мазовши и в 1480 году при стоянии на реке Угре.

Специалисты считают, что между отступлением Тамерлана и стоянием на Угре икону несколько раз перевозили во Владимир и обратно, так как 1480 год был особенно отмечен возвращением Владимирской иконы в Москву.

Позднее икону увозили из столицы в 1812 году во Владимир и Муром, после победы ее вернули в Успенский собор и уже не трогали до 1918 года. В этот год собор был закрыт советской властью, а образ отправлен на реставрацию. Через 8 лет ее перевезли в Исторический музей, а еще через 4 года – в Третьяковскую галерею.

С 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах . Это домовая церковь при Третьяковском музее, в которой проходят богослужения для верующих, а все остальной время церковь открыта как зал музея.

В 1989 году часть икону (глаз и нос Богоматери) были использованы в логотипе кинокомпании «Icon Productions» Мела Гибсона. Эта компания выпустила фильм «Страсти Христовы».

Чудеса

Помимо невероятного спасения Москвы от врагов, в истории сохранились и другие чудеса, совершенные Божией Матерью:

К сожалению, выяснить, какая именно икона причастна к чудесам (оригинальная из Константинополя или ее список), невозможно, но многие отмечали, что чудеса творят практически все образы.

Описание

Владимирская икона Богородицы относится к типу («Елеуса»), который легко опознать. В отличие от Казанского образа, где Младенец является в первую очередь Сыном Господа и благословляет людей, а Божья Матерь заранее видит его судьбу, Владимирская более «человечна», в ней отчетливо видны мать с ребенком, ее любовь к нему. Широкое распространение образ получил в XI веке, хотя известен был еще в раннехристианские времена. Описание образа и его значение даны ниже:

Первая пришедшая в Россию икона датируется XII веком, исследователи полагают, что она была нарисована в Константинополе, то есть изначально была списком с оригинала евангелиста Луки. Однако она является памятником византийской живопись 1057-1185 годов (комниновского возрождения), которые удалось сохранить.

Размеры иконы 78*55 см. За все века существования ее переписывали (перерисовывали на том же месте) не менее 4 раз:

  1. В первой половине XIII века;
  2. В начале XV века;
  3. В 1514 году при переделке в кремлевском Успенском соборе;
  4. В 1895-1896 годах перед коронацией Николая II.

Также икону обновляли частично в:

  1. 1567 году митрополитом Афанасием в Чудовом монастыре;
  2. В XVIII веке;
  3. В XIX веке.

Фактически сегодня от первоначальной иконы остались только несколько фрагментов:

  1. Лица Богоматери и Младенца;
  2. Полностью левая и часть правой кисти Младенца;
  3. Часть синего чепца и кайма с золотом;
  4. Часть золотисто-охряного хитона Младенца и виднеющийся прозрачный край его рубашки;
  5. Часть общего фона.

Пострадал и драгоценный оклад: первый оклад, заказанный Андреем Боголюбским (около 5 кг только одного золота, не считая серебра и драгоценных камней), не сохранился вовсе. Второй был заказан митрополитом Фотием в начале XV века и тоже утерян. Третий был создан в середине XVII века по приказу патриарха Никона из золота и сейчас хранится в Оружейной палате.

Копии

Сегодня Владимирская икона является очень распространенным образом и находится в большом количестве храмов по всему миру. Разумеется, считать каждую Владимирскую икону творением Луки нельзя: само обозначение «Владимирская» означает определенную позу Богоматери и Младенца, выражение их лиц. Фактически, сегодня все иконы такого типа являются списками (копиями) с оригинала, который до нас не дошел.

Наиболее значимыми списками являются:

Все указанные выше иконы хоть и являются списками, почитаются, как чудотворные. Также Владимирская Богородица стала основой для создания других образов: «Сказание о Владимирской иконе», «Сретение Владимирской иконы», «Владимирская икона с акафистом», Игоревская Владимирская икона (сокращенный вариант оригинала), «Похвала Владимирской иконе» («Древо государей Российских», автор Симон Ушаков).

Дни почитания

У иконы всего 3 даты:

  1. 3 июня: благодарность за победу в 1521 году над ханом Махмет-Гиреем;
  2. 6 июля: благодарность за победу в 1480 году над монголо-татарами;
  3. 8 сентября: благодарность за победу в 1395 году над ханом Тамерланом. Сюда же относится сретение (встреча) иконы в Москве.

В эти дни обычно проводятся тожественные службы, особенно в храмах с чудотворными списками.

В чем помогает

«Икона «Владимирская Божья Матерь» в чем помогает?» — спрашивают люди, пришедшие в храм. Чаще всего ей молились о защите России от врагов, но это не весь список ее «возможностей». К иконе обращаются и в более «мелких» ситуациях:

Для молитвы не обязательно приезжать к чудотворному списку, хотя, если есть возможность, ей стоит воспользоваться. Молиться Божией Матери можно и дома, произнеся готовую молитву (легко найти в интернете) или высказав пожелание своими словами. Никаких специальных ритуалов проводить не требуется, так же нет необходимости приходить в храм. Единственное условие – мысли должны быть чисты. Нельзя желать кому-то зла или проговаривать молитву, думая о постороннем .

Вывод

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери с Младенцем является не только одним из самых популярных образов в православии, но и считается крайне эмоциональным. На нем изображены не Сын Господа, а мать, защищающая своего ребенка, чья судьба была заранее предвещена ей.









Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет ».

В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую! » В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.


Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году , когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля). После громкой победы на Куликовом поле в 1380 году русские княжества еще целое столетие находились в ордынской зависимости, и только события осени 1480 года решительно изменили ситуацию. Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата . Два войска сошлись на реке Угре: войска стояли на разных берегах – так называемое «стояние на Угре» – и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.


Стояние на р.Угре 11 ноября 1480 года

«Стояние на Угре» положило конец монголо-татарскому игу . Россия окончательно освободилась от выплаты дани. С этого времени можно говорить об окончательной ликвидации каких бы то ни было форм политической зависимости Москвы от Орды.

Стояние на Угре

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин (в Тульской области) и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что: «… магистр Бернд фон дер Борх был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав ».

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат летом 1480 года выступил с основными силами.

Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Великий князь Иван III прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери — заступница и спасительница Руси от войск Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории, ожидая помощи от Казимира IV, но так её и не дождались. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию (на ю-з совр. Украины).

Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру.

Узнав об этих намерениях, Иван III отправил войска к берегу реки Угры.

8 октября 1480 года войска встретились на берегах Угры. Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была успешно отбита. Указанное историческое событие происходило в районе 5-километрового участка реки Угры. Перейти здесь границу Московского великого княжества татарской коннице было невозможно — Ока имела ширину 400 м при глубине до 10-14 м. Других бродов на участке между Калугой и Тарусой не было. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии. 12 октября 1480 года ордынцы отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки.

Началось знаменитое «стояние на Угре» . Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась. В таком положении начались переговоры. Требования дани были отклонены, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван III пошёл на переговоры, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу.

Вся Москва молилась своей Заступнице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска, уповая на помощь Матери Божией. Великий князь получил пламенное послание от своего духовника, в котором тот призывал Ивана III последовать примеру прежде бывших князей: «…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“ …»

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами (дружинниками). В результате, князь Василий Ноздроватый со своим войском разгромил и ограбил столицу Большой Орды Сарай и другие татарские улусы и вернулся с большой добычей.

28 октября 1480 года Князь Иван III приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, и решив, что русские заманивают их в засаду, не стал преследовать русские войска и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. А 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало слишком простое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение.

6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака, а в 1502 году сама Орда прекратила своё существование .

С тех пор подмосковную реку Угру стали называть «поясом Богородицы» .

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым. Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году .

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году .

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году .

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея .


Нашествие крымских татар

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею.

Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.»Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9) .

Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный. Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

Престол уготованны й (греч. Этимасия) - богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

  • церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
  • закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова - Откр.5:1);
  • орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
  • голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России .

Закон Божий. Владимирская икона Божией Матери

Царица Небесная. Богоматерь Владимирская (2010)

О фильме:
По церковному преданию, икона Богоматери была написана евангелистом Лукой на доске стола, который находился в доме Иосифа, Марии и Иисуса. Икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а затем в женский монастырь под Киевом, в Вышгород. Сбежав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский привез икону во Владимир, по которому она и была названа.

Во время нашествия Тамерлана, при Василии I, чтимая икона была перенесена в Москву как защитница города. И примером заступничества Богоматери Владимирской считается то, что войска Тамерлана без особых причин ушли, не дойдя до Москвы.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Владимирская Богоматерь - самая любимая, почитаемая и самая древняя из богородичных икон. Народ на Руси издавна воспринимал своей ходатайницей перед Богом, ее почитание всегда имело огромное значение, было ярким проявлением русского благочестия.

Россияне постоянно обращались и обращаются к заступничеству Богоматери через ее изображения. Только чудотворных икон с изображением Божьей Матери, чьи дни ежегодно отмечает церковь, насчитывается более 150. Но Владимирская среди них всех - первая.

Пришествие на Русь

С древнейших времен

Икону привезли из Византии в паре с другой значимой святыней - Богоматерью Пирогощей. Той самой к которой позже придет поклониться, возвратившийся из плена, главный герой Слова о полку Игореве.

Произошло это событие в XII веке, примерно в 1130 году. Для Богоматери Пирогощей в Киеве выстроили храм из камня, а Владимирская Богоматерь, которую, естественно, так еще никто не называл, была помещена Богородичном монастыре неподалеку от Киева.

После того как князь Юрий Долгорукий захватил Киев, сын его Андрей Боголюбский, без согласия отца, тайно решил вывести святыню в Ростов.

Проезжая мимо Владимира лошади, перевозившие реликвию, остановились, не смогли сдвинуться с места . Попытка сменить их не принесла результатов и князь понял, что получил знамение: икона пожелала поселиться во Владимире.

Князь воздвиг собор Успения , объявил город Владимир первопрестольным. В храм перенесли богато украшенный по византийской традиции образ. В ризе было около полутора килограммов золота не считая камней, жемчугов, фрагментов серебряного литья .

Уже во времена Боголюбского Владимирская Богоматерь стала почитаться как оберег и талисман русских земель. Летописцы уделяли иконе повышенное внимание. Ей посвящены обширные записи, объясняющие многие события истории влиянием Владимирской иконы.

В 1237 году воины Батыя подожгли и разграбили собор, драгоценный оклад исчез , но чудотворная икона уцелела. Собор вскоре восстановили и моления продолжились.

Дивных чудес череда

История иконы полна чудес. Разбив летом 1395 года хана Тохтамыша вблизи Терека, Великий Эмир империи Тимуридов Тимур Тамерлан преследовал побежденного властителя Золотой Орды до самой Московии.

Он разорил Рязанские земли, покорил Елец, подошел к Москве. И тогда митрополитом Киприаном было принято решение призвать на помощь икону Пресвятой Богородицы. Чудотворную икону доставили из Владимира. Ее несли десять дней на руках не прекращая читать молитвы.

26 августа 1395 года москвичи встречали икону у своих стен. С непрерывными молебнами ее внесли в Кремль. Случилось чудо. Тимур неожиданно развернул войска и покинул пределы Московского княжества .

Очевидцы говорили, что Тамерлану во время сна явилась прекрасная женщина во главе многотысячного войска, которое по ее команде устремилось на властителя Самарканда. На храбреца нашел жуткий ужас и Тимур решил не искушать судьбу.

С этого дня икона почитается покровительницей Москвы. Ее несколько раз возвращали во Владимир, снова перевозили в Москву, пока она не заняла на долгие годы свое место в Успенском соборе Московского Кремля.

В 1451 году случилось новое чудо. Москву окружили крымские степные татары. Руководил огромным войском ногайский царевич Мазовша.

Митрополит Иона организовал крестный ход с иконой по стенам города, и осаждающие ушли . Заслышав необычный шум ногайцы подумали, что к городу движется хорошо вооруженное и многочисленное войско князя Василия и ретировались.

В 1480 году святыню доставили в русский стан в районе реки Ургы. Победа на Угре московского князя Ивана III над воинством хана Ахмета привела в итоге к падению владычества Золотой Орды.

В 1521 году благодаря заступничеству чудотворного образа ушел из-под Москвы вместе с войском хан Махмет-Гирей, что дало повод установить еще один праздник в честь иконы .

Всего церковь ежегодно празднует три праздника посвященных иконе: 21 мая, 23 июня и 26 августа по юлианскому календарю.

С образом Богоматери Владимирской был зван народом на царствие Борис Годунов. В 1613 году московский митрополит Арсений осенял ею победителей поляков ополченцев Козьмы Минина и князя Пожарского.

Из новейшей истории

До сих пор вызывает споры история о том, как в годы войны, подчиняясь устному приказу Отца народов Иосифа Сталина, небо над Москвой облетел самолет с иконой, защитившей столицу Советского Союза от вероломных захватчиков .

Разные версии легенды приписывают честь спасения столицы СССР разным иконам. Указывают на образ Тихвинской Божией Матери, легендарную Казанскую Божию Матерь.

Но многие энтузиасты, пытающиеся найти хоть какое-то документальное подтверждение этому чуду, склоняются к мнению, что Москва, как и сотни лет назад, выстояла не без помощи Владимирской иконы.

Один из возможных очевидцев рассказывал через год после войны, что как только транспортный «Дуглас» с чудотворным образом Богоматери на борту трижды облетел столицу, погода моментально изменилась: пошел густой снег, температура воздуха резко упала.

Сама природа пришла на помощь защитникам Москвы.

Где сейчас находится образ?

В Успенском соборе Московского Кремля Владимирская икона Божией Матери находилась до самой революции. Перед ней короновали императоров и избирали патриархов, молили ее о даровании побед, приносили военную присягу.

После легендарного ограбления Патриаршей ризницы в 1918 году, ее в числе многих Кремлевских ценностей и реликвий изъяли из собора. Икона была помещена на хранение в Оружейную палату.

Согласно другой версии, она проходила очередную реставрацию в мастерской Игоря Грабаря. Всего же икона переписывалась более четырех раз, не считая малых починок образа.

По описанию дошедшая до нас икона абсолютно не похожа на первоначальную работу византийского мастера . В 1926 году ее пристанищем стал Исторический музей. В 1930 году руководство Третьяковской галереи сумело убедить власти передать икону в ГТГ.

Сегодня икона постоянно находится в Храме святителя Николая в Толмачах. Он является домовой церковью при Государственной Третьяковской галерее.

Помимо этой иконы в нем находятся и другие экспонаты из коллекции галереи : литургическая утварь, иконы, кресты. Ежегодно в праздник Святой Троицы на временное хранение в Храм предается «Троица» Андрея Рублева.

Киот для Владимирской Божией Матери выполнен белгородским резчиком В. Аксеновым и В. Пантелеевым. Храм открыт для доступа посетителей, в нем проводятся службы.

В престольные праздники образ переносят в Кремль и выставляют в Успенском соборе Москвы для всеобщего поклонения .

В чем помогает икона?

Не только в защите от врагов проявляется ее чудотворная сила. Со времен князя Боголюбского очень большое число людей получают духовное и телесное исцеление искренне попросив о помощи икону Владимирской Божией Матери.

    Защищает от несчастных случаев.

    Когда князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростовские земли, на пути его встала полноводная река. Князь послал человека на поиск брода, но очутившись на середине бурной реки камнем ушел на дно.

    Князь помолился иконе, и случилось чудо - человек выбрался из воды невредимый.

    Облегчает роды

    Летописи утверждают, что жена князя Андрея тяжко мучилась и более двух дней не могла разрешиться от бремени.

    Князь отстоял службу и когда она закончилась омыл икону водой, а воду отправил княгине. Сделав единственный глоток она тотчас родила здорового ребенка и выздоровела сама .

    Лечит болезни сердца и сосудов

    Наибольшую силу проявляет в лечении болезней связанных с сосудами и сердцем. Об этом есть масса свидетельств со времен уже почти забытых до наших дней.

    Известна история о женщине из Мурома страдавшей от сердечного недуга. Отправив во Владимир все свои драгоценности она попросила святой воды от иконы Богородицы. И когда отпила привезенной воды, незамедлительно излечилась.

    Спасает от смертельных случайностей

    Князь Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире. Многие люди пришли посмотреть на них. Но вдруг, при большом скоплении людей, ворота отделились от стен и упали.

    Причиной тому стала невысохшая известь. Под завалом осталось целых 12 человек. Узнав о трагедии князь Боголюбский стал молиться перед иконой Богородицы.

    Искренняя мольба была услышана. Ворота подняли и все люди оказались живы, ни у кого не было найдено никаких повреждений .

А еще перед иконой поможет разобраться в себе, своих переживаниях. Позволит увидеть правильный жизненный путь, Богородица укрепит веру и смягчит злобу. Нам так не хватает добра.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя.

Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити.

Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.