История изо тициан в сокращении. Тициан вечеллио, картины с названиями и описанием, биография художника

Тициан - венецианский живописец эпохи Возрождения. Его родиной был маленький городок Пьеве ди Кадоре, затерявшийся среди крутых пиков живописных и суровых доломитовых Альп на самом севере венецианских владений. Точно не известен даже год его рождения. Возможно, что художник родился около 1488-1490 годов. Семья Вечелли была одной из самых старинных и известных у себя в городе. Представители семьи Вечелли из поколения в поколение занимали видные посты в магистрате города и были преданы Венецианской республике.

Тициан вместе со своим братом Франческо уже в детстве получили достаточно широкое образование. Около 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскую венецианского мозаичиста Себастьяно Дзуккато. Так Тициан оказался в атмосфере большого искусства. Затем учился живописи в мастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини и у его брата Джентиле Беллини.

В 1507 году он поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти закончил некоторые его картины. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера.

В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. Пользовался огромной прижизненной славой.

Важным эпизодом в развитии тициановской карьеры явилась встреча художника с императором Карлом V, произошедшая в Болонье в 1530 году во время коронации, которую проводил папа Клемент VII. Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные «профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет.

От императора исходили многочисленнейшие заказы и высокие почести: в 1533 году Тициан был удостоен рыцарского звания и титула графа и Кавалера золотой шпоры, достигнув славы и общественного положения, недоступного другим художникам.

Художник был тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой, многолетняя тесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественным критиком Пьетро Аретино и ведущим архитектором Венеции Якопо Сансовино. Последние годы жизни Тициан провел в Венеции, исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского.

Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.

За время совместной работы с Джорджоне Тициан окончательно приобщился к обобщенному и мягкому стилю Возрождения, его образы, утратив застылость, приобрели тонкую и поэтическую одухотворённость, гораздо мягче стала красочная цветовая гамма.

Венеция была в то время центром яркой и весьма своеобразной культуры. Богатая и могущественная венецианская республика вступила в эпоху Возрождения несколько позже, чем другие центры итальянской культуры.

Очень важным этапом формирования Тициана, как творческой личности, стало его пребывание в Падуе. В этот ближайший к Венеции город на материке Тициан переехал в 1511 году, Когда спасался от эпидемии чумы. Здесь, в Падуе, перед Тицианом раскрылся новый мир искусства. Фрески Джотто и росписи Мантеньи приобщили Тициана к лаконической собранности языка великих монументалистов 14-15 веков, всему духу их потрясающего искусства.

Падуанские фрески показывают острый интерес Тициана к портретному жанру, который впоследствии стал одним из излюбленных им жанров.

Конец десятых - начало двадцатых годов 16 века становится важнейшим рубежом в творчестве Тициана. Это время начала творческой зрелости мастера. Тициан становится признанным главой венецианской школы, он занимает должность официального художника республики святого Марка. Слава о его творчестве к тому времени уже далеко распространилась за пределы Венеции.

Тициан не хотел создавать настоящего кружка своих последователей, предпочитая окружить себя помощниками, не имевшими своего стиля, но преданными и верными. Среди них его сын Горацио, которому художник доверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постоянно заказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «Кающейся Магдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года.

За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. Этот портрет--исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. Тициан почти всегда писал лица в своих портретах в три четверти, теперь избирает непривычную композицию, поворачивая фигуру почти в полный профиль и она приобретает особую отрешённость. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. Лицо исполнено творческой мудрости, взгляд глубоко посаженных глаз полон духовной силы, зоркости, строгости. Этот величественный старец далёк от покорности судьбе. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника.

Хотя в последние годы жизни силы Тициана Вечелли стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576.

Автор - Ела2012 . Это цитата этого сообщения

Итальянская живопись Tициан Вечеллио (1488-1576)


« Автопортрет »
1563-66г
холст, масло, 68 x 61 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания

ТИЦИАН БОЖЕСТВЕННЫЙ

Император Священной Римской империи Карл V, глубоко почитавший творчество Тициана Вечеллио (около1488-1576), любил повторять: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана?». А когда художник, работая над портретом императора, однажды уронил кисть, Карл V поднял её со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору». Имя этого великого живописца, никогда не изменявшего родной Венеции, стоит в одном ряду с такими титанами Высокого Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Славу Тициану принесли картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как блестящий портретист. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда он был признан лучшим живописцем не только Венеции, но и всей Южной Европы.

Оригинал записи и комментарии на

Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio , 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция) — итальянский художник, ярчайший представитель венецианской школы живописи эпохи Возрождения.

Особенности творчества художника Тициана Вечеллио: виртуозная работа с цветом, позволяющая изображать как тонкие душевные состояния на портретах, так и грандиозные драматические события на картинах с мифологическими или религиозными сюжетами, — для многих поколений художников« колорит Тициана» станет целью номер один; невиданная прежде психологическая глубина, достоверность, эмоциональность тициановских портретов; использование диагональной композиции для создания динамики в масштабных сценах.

Известные картины Тициана: «Даная », «Венера Урбинская », «Святой Себастьян ».

"Это был высокий статный горец с гордой осанкой и орлиным профилем". «По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец»… В обширной литературе о творчестве и жизни Тициана Вечеллио его нередко зовут« горец». Не потому, что, как могли бы пошутить нынешние киноманы, Тициан бессмертен(хотя, разумеется, бессмертен, наравне с великими современниками Леонардо , Микеланджело , Рафаэлем ; только великих итальянцы звали просто по имени, опуская фамилию). И не потому, что дожил до возраста патриархов — умер не то в 96, не то в 99 лет(о точной дате его рождения до сих пор ведутся ожесточённые споры). Всё проще: горцем Тициан был по месту рождения — городу-крепости Пьеве ди Кадоре в северноитальянских Доломитовых Альпах, местности с суровым климатом и суровыми нравами.

Ни в роду Вечеллио, ни во всём Пьеве ди Кадоре, городе кузнецов, ткачей и лесорубов, художников не водилось. Считалось, заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить. Мальчики наравне с взрослыми проводили время в кузнечной мастерской или на рубке леса, девочки приносили из лесной чащи собранные ягоды и травы, из них потом готовили красители для домотканого полотна. Воскресные утра были отданы церкви. Однажды, вернувшись с мессы, Тициан, младший сын Грегорио и Лючии Вечеллио, воспользовался красками из домашней красильни и изобразил на беленой стене дома Деву Марию, в которой все без труда узнали прекрасные черты его матери. И хотя отец, военный и государственный муж, предпочел бы видеть сына нотариусом, Лючия настояла: отправим Тициана и его старшего брата Франческо в Венецию, пусть учатся живописи, а вдруг будет толк.

Сначала братья Вечеллио набираються опыта в мастерской мозаичиста Бастиано Дзуккато. Потом переходят к Джентиле Беллини , чьи картины высоко ценились даже в Османской империи, это способствовало укреплению её связей с Венецией. Джентиле знакомит братьев с секретами композиции, но недоволен рисунком Тициана и уверяет: ему никогда не стать художником! Тогда гордый Тициан уходит учиться к младшему брату Джентиле, Джамбеллино — так венецианцы ласково звали своего любимца Джованни Беллини . Большое влияние на становление Тициана оказал бывавший в Венеции немец Альбрехт Дюрер . И не только в мастерстве рисунка. Благодаря Дюреру Тициан понял, как нужно продвигать картины, чтобы о них узнало как можно больше людей: живописный оригинал увидят единицы, а вот гравюры — тысячи. Поэтому какое-то время Тициан сам увлекался техникой гравировки, а позднее всегда старался, чтобы его картины копировались грамотными граверами.

А еще Тициана всю его жизнь преследовала тень Джорджоне . Они были знакомы, но вряд ли дружили — слишком разный психологический склад. Джорджоне был настоящим харизматиком и любимцем венецианских интеллектуалов, весельчаком, музыкантом и бражником. Тициан отличался сдержанностью, был изысканно вежлив в обращении, немного флегматичен. Вместе они расписали фресками Немецкое подворье, но из-за соперничества отношения разладились.

В 1510-м году в Венецию пришла страшная чума, умерло более 40 тысяч. Люди боялись выходить из дома, чтобы не заразиться. Целыми днями по каналам плыли гондолы, груженные трупами. Тициан работал в своей мастерской, когда в дом к нему ворвался друг с ужасной вестью — чума убила Джорджоне! Ни минуты не медля, Тициан помчался к дому Джорджоне. Там уже жгли личные вещи покойного: считалось, только так можно защититься от чумы. Обжигаясь, Тициан выхватил из огня несколько полотен. Так удалось спасти« Спящую Венеру ». Друзья Джорджоне потом попросят Тициана переписать некоторые из сильно пострадавших картин Джорджоне. Это сыграет злую шутку с Тицианом: некоторые его картины несправедливо будут приписываться кисти Джорджоне.

В отличие от ветреника Джорджоне, Тициан был натурой очень основательной, много читал и размышлял, злые языки даже звали его« тугодумом». Из этого вытекала особенность его творческой манеры — он очень медленно писал. Если работа над картиной« не шла», Тициан разворачивал полотно к стене до лучших времён. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли. В 1538-м году, после многочисленных напоминаний о батальной картине, которая была оплачена из городской казны, но так и не написана Тицианом, его даже лишили почётного звания официального художника Венеции, передав его художнику Порденоне .

За более чем 70 лет творческого труда Тициану приходилось писать венецианских дожей и римских пап, герцогов и королей, но даже знатность заказчика никак не помогала ускорить работу. Известно раздражённое письмо герцога Альфонсо д`Эсте, переданное Тициану по дипломатическим каналам: «Художник Тициан вовсе не считается с нами! Он играет скверную игру. Это для него плохо кончится!» Впрочем, когда герцог получил заказанную им аллегорию« Вакханалия» и оценил её совершенство, он пришёл в неистовый восторг. А почетное звание официального художника Тициану вернули — после того, как он всё-таки завершил батальную« Битву при Кадоре»(картина не сохранилась — погибла при пожаре).

Тициан был натурой могучей и цельной. Его дух и тело существовали в согласии, без всякой раздвоенности. Лишь к концу жизни художника, когда Высокое Возрождение подойдёт к своему закату, обнаружив трагические противоречия между миром и человеком, а Тициан разуверится в наступлении« золотого века», о котором столько писали гуманисты, его позднее искусство приобретёт тревожное звучание.
Внешне Тициан был необычайно крепок, высок и хорош собой. На его долю выпало несокрушимое здоровье и немало любовных историй. В большинстве это были романы с натурщицами, а позировать Тициану считали за честь женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз(Тициан, например, писал знаменитую Лукрецию Борджиа и соперничавшую с ней в красоте и знатности Лауру Дианти — одна была неверной супругой правителя Феррары и Модены герцога д`Эсте, вторая его любовницей) до куртизанок, коих в обожаемой Тицианом Венеции только официально насчитывалось 11 тысяч.

Скандальный привкус имела история любви Тициана к красавице Виоланте. Она была дочерью товарища Тициана, художника Пальмы Старшего , и роман дочери с тем, кто годится ей в отцы, вызывал у Пальмы бурное негодование. Виоланта не отличалась строгостью нрава, охотно соглашалась позировать — причем не только Тициану. Её красота в Венеции превратилась в легенду, а её черты можно видеть в самых известных работах Тициана — «Флора », «Вакханалии », «Любовь небесная и любовь земная ». В картине« Юдифь с головою Олоферна » божественно прекрасная Виоланта держит на руках блюдо с отрезанной головой, в которой легко узнается профиль Тициана.

В 1510-х годах, гостя у родни в Кадоре, Тициан увидел Чечилию Сольдано, прислуживавшую его матери. Пышущая здоровой деревенской красотой, скромная и работящая Чечилия потрясла Тициана: она так отличалась от легкомысленных венецианок и праздных красавиц Феррары и Падуи. Тициан уехал, но впечатление не забывалось. Тогда брат Франческо сделал ему сюрприз: уговорил родителей Чечилии отпустить девушку в Венецию. Вести домашнее хозяйство братьев Вечеллио — чем не заработок? Тициан оценил заботу брата, но еще долго не решался подступиться к Чечилии. Она заботилась о нём с материнской нежностью, густо краснела, когда он читал вслух любимых эротических поэтов Катулла и Овидия и, казалось, не претендовала на большее. Страсть к Чечилии настолько ослепила Тициана, что его перестали возбуждать другие натурщицы, и в конце концов, эта крепость пала, но об официальном венчании речи еще долго не шло, много лет они оставались любовниками. Лишь в 1525-м году Тициан наконец женится на Чечилии. К этому времени его верная подруга успеет родить художнику двух сыновей — Помпонио и Орацио, а через 5 лет Чечилия умрёт, подарив жизнь их с Тицианом дочери Лавинии(взрослой её мы можем видеть на картине« Девушка с корзиной фруктов «).

Сам художник проживет долгую, счастливую и насыщенную жизнь, получив славу величайшего колориста всех времён и прозвище« Тициан Божественный». Но чума, унёсшая когда-то жизнь Джорджоне, настигнет почти перед столетним юбилеем и его: заразившись от сына, но до последнего не желая оставлять любимое дело, Тициан умрёт в собственной мастерской, по одной из версий, зажав в руках кисть, по другой — собственное полотно«

“Королем живописцев и живописцем королей” называли Тициана (1488/1490-1576) еще при жизни. Один из четырех титанов Возрождения, он родился более 500! лет назад, примерно в 1477 году и прожил почти девяноста лет – невероятный срок для того времени, когда средняя продолжительность жизни была всего 35 лет. Всю сознательную жизнь мастер творил шедевры, потому его наследие столь обширно.


“Кающаяся Мария Магдалена” Тициан. Около 1565. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Современник Тициана, Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников ». Их было много, знатных особ, а Тициан был один. В XVI веке считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значит стать бессмертным. Так и вышло.


«Аллегория благоразумия» (середина 1560-х) Тициан. Тициан изобразил не только себя, но и сына с племянником. Их портреты представляют одно целое с головами трех животных: царственного льва, верной собаки и одинокого волка. В символике этот зверь с тремя головами как раз и обозначал Благоразумие. В его составе было три значимых вещи: память, знание и опыт. Лондонская национальная галерея

Ему делали заказы европейские короли, римские папы, герцоги, кардиналы, князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим среди художников Венеции!

    • Тициан родился в семье видного политического деятеля недалеко от Венеции. Точная дата рождения неизвестна. Отец, разглядев талант сына, отправил его учиться мозаичному искусству и живописи в Венецию
    • Художник стал основателем и мастером психологического портрета, отражая не просто внешность заказчика, а его характер и душу

      “Портрет молодой женщины” Тициан. Около 1536 года. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

    • Тициан заработал славу мастера цвета , добиваясь на своих полотнах огромного количества оттенков, полутонов и переходных зон. Именно это стало одним из секретов его мастерства
    • Заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и монархов
    • Художник разработал новый способ и манеру письма, накладывая масляные краски на холст кистью, шпателем или просто пальцем. Прежде картины не писали на холсте. До него традиционно писали фрески или картины на досках, подобно русским иконам, однако в Венеции был влажный климат и фрески, живопись на досках не были долговечны. Новаторство Тициана мы видим повсеместно – вот уже более 500 лет основным методом живописи является холст и масляные краски

      “Мадонна с младенцем в нише” Тициан. ГМИИ имени Пушкина (Москва)

    • Испанский и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию
    • Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно уронил кисть, и император не погнушался встать и подать её художнику, сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору »
    • Император Карл V окружил любимого художника почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана »
    • Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его красавицы зачастую носят рыже-золотистые волосы

      “Автопортрет” 1567 год. Музей Прадо (Мадрид)

    • Искусствоведы отмечают, что поздний Тициан отличался какой-то незаконченностью, чуть ли ни небрежностью. Однажды ему заказали картину «Благовещение». Выполнив работу, живописец подписал ее словами по-латыни: «Тициан сделал». Однако заказчикам показалось, что картина не закончена, и они потребовали «довести ее до ума». Гордый венецианец дописал еще одно слово в подписи, вследствие чего на картине появилась фраза: «Тициан сделал, сделал». В оригинале на латыни это выглядело так: «Titianus fecit fecit»
    • Тициан практически не болел и до последних дней он не прекращал работать. Художник скончался от чумы в Венеции, заразившись от своего сына
    • Его последним произведением стало “Оплакивание Христа”, который Тициан писал для собственного надгробия , чувствуя близость смерти

      Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция), где похоронен Тициан

    • Прожив почти 90 лет, художник до конца сохранил ясность ума, остроту зрения и твердость руки. В день смерти (в это время в Венеции свирепствовала чума) он завершил картину «Оплакивание Христа», подписав ее твердой рукой «Тициан сделал». Рассказывают, что в этот день он велел накрыть стол для множества персон, но он был один. Он как бы прощался с тенями своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете : Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке
    • Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (в переводе на русский: Святой Марии Словущей или Успения Девы Марии). На могиле живописца расположен грандиозный памятник и высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли - соперник Зевсов и Апеллесов »

Памятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеции)

С недавнего времени в собраниях России появилась еще одна картина Тициана. «Венера и Адонис», авторская копия кисти Тициана со знаменитой на весь мир картины на ту же тему из музея Прадо в Испании, принадлежит российскому благотворительному фонду «Классика». Эту работу великого мастера открыла главный научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова.


“Венера и Адонис” Тициана на вставке “Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе” в ГМИИ Пушкина – лето 2017 года

Прежде она считалась картиной, написанной художником круга Тициана, и именно в таком качестве была приобретена фондом «Классика». Картина была впервые продемонстрирована российскому зрителю на выставке “Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе ” в ГМИИ имени Пушкина летом 2017 года

Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.

Ранние произведения Тициана

Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини . Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне , с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи , Альбрехта Дюрера и Рафаэля , все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).

Тициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1514

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная »(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.

Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно - полные жизни «Вакханалия » (Мадрид), «Вакх и Ариадна » (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело , Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo ("Се человек"). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.