История казаков-некрасовцев. Казаки-некрасовцы

Часть 1

В тот день [после] 22 августа 1708 года казачий отряд Игната Некрасова, на помощь которого рассчитывали повстанцы в Есауловом городке, успел дойти лишь до Нижнего Чира . Есаулов городок был осаждён войсками князя В. В. Долгорукого. Повстанцы сдались. Расправа была жестокой: казни поверглись свыше двухсот человек. Часть из них четвертовали, а плоты с повешенными пустили вниз по Дону .

Опасаясь быть зажатыми в клещах войсками В. В. Долгорукого и П. И. Хованского, казаки Некрасова приняли решение уйти на Кубань, согласно плану, разработанному в общих чертах ещё Булавиным . Это отступление можно рассматривать как Исход, поскольку казаки уходили «в 2000 человек, з женами и з детьми, оставя тягости и побросав свои пожитки» . Важно и то, что в конце августа1708 года за Некрасовым последовали, как указывал бригадир Ф. Шидловский, жёны черкасских казаков, подвергшихся гонениям.

За казаками И. Некрасова, перешедшими Дон под Нижним Чиром на ногайскую сторону реки и далее на Кубань, организовали погоню. Калмыки догнать повстанцев не сумели или не захотели: они заявили, что «в вид тех воровских казаков нигде не угнали» .

Ещё одна погоня, насчитывавшая 1 000 человек, также успеха преследователям не принесла. Донося об этом в приказ Казанского дворца, князь П. П. Хованский отмечал: «А знатно, что они ушли на Кубань или на Аграхань». Интересно, что на Кубань отступали главным образом верховые казаки – большей частью старообрядцы. Сотням казачьих семей удалось спастись от расправы; карателями не был схвачен ни один из числа влиятельных соратников К. А. Булавина, предводителей повстанцев, – ни И. Некрасов, ни И. Павлов, ни И. Лоскут, ни С. Беспалый.

Гарантий безопасности на Кубани казакам никто дать не мог. Конечно, они знали, куда идут. К примеру, ещё Булавин вступил в контакт с первыми кубанскими казаками, подданными крымских ханов. Но риск пребывания в ногайских владениях ханов был высок.

Кроме того, тяжким грузом на них лежала задача: поскорее найти убежище для жён и детей. Именно первые годы «встраивания» группы казаков Некрасова в неспокойную жизнь Крымского ханства оказали самое существенное влияние на их выбор и, что более существенно, на выбор крымских ханов. Об идеализации отношений с ногайцами говорить не приходится: казак, присланный с Кубани от «вора Некрасова», показал, что «хотят их кубанские владельцы выслать вон» . В расспросных речах некрасовских казаков за октябрь 1710 года содержатся сведения о шаткости положения на Кубани находящихся «во власти крымского хана» сторонников Некрасова .

Выбор в пользу правящих Гиреев казаки Некрасова сделали быстро, добровольно и не без участия первых кубанских казаков, снискавших себе защиту и покровительство со стороны Гиреев уже в конце XVII века. Временное пристанище некрасовцы нашли в Закубанье, где оставались еще в 1711 году. А в 1709 году И. А. Толстой писал, что «воры и изменники Игнашка Некрасов с товарыщи и доныне живут за Кубанью близ Черкес в юрте Аллавата мурзы» . Можно говорить о том, что местом своего пребывания казаки избрали район исторического проживания ещё первых групп кубанских казаков, – очевидно, в междуречье Кубани и Лабы. Игнат Некрасов сумел найти для своего отряда безопасное место – на окраине Крымского ханства, в землях татар-наврузовцев, какая-то часть которых могла выражать недовольство очередным появлением казаков в этих землях. Такая защищённость, пусть относительная, позволила И. Некрасову и его сподвижникам развернуть масштабную работу по агитации донских казаков к уходу на Кубань, а также избегнуть возможной своей выдачи России Девлет-Гиреем II, заявившим в 1709 году российскому посланцу Василию Блеклому: «…что-де мне отдать, чево у меня нет. Я-де ему [Некрасову. – Д. С.] отказал и указ послал, чтоб он в Крыме и на Кубане не был, откуды и как пришёл, так бы и ушёл» .

Итог первых лет пребывания казаков-некрасовцев на Кубани был впечатляющ: российские власти обеспокоились продолжением «булавинщины» на землях, подвластных крымскому хану. Кубанский поход 1711 года под командованием П. М. Апраксина не в последнюю очередь определялся, как свидетельствуют источники, необходимостью защиты от «татарев крымских и кубанских воровских казаков» .

Самим некрасовцам удалось более или менее освоиться, по-разному контактируя с ногайским населением. Договорные отношения казаков с крымским ханом Девлет-Гиреем II, надо полагать, сформировались быстро: он отказался в итоге выдать некрасовцев России.

В ходе русско-турецкой войны (1710–1711) и последующих военных конфликтов в 1711–1713 годах некрасовцы активно выступили на стороне Крыма. Согласно данным шведских дипломатов, ужев 1711 году Некрасов находился в тесных сношениях не только с Девлет-Гиреем II, но и со шведским послом в Крыму. Казаки не раз оказывались в разных районах военных столкновений. Так, из показаний пленного запорожца Л. Васильева в Бахмутской воеводской канцелярии (октябрь 1712 года) следует, что «Сечь де ныне стоит в урочище Кардашине, от Крыма в одном дне конём. Кошевым состоит вор Костя Гордеенко, а при нём же и казаки донские обретаюца, кои купно с Некрасовым ушли…» .

В ходе походов на Украину и на другие российские земли некрасовцы захватывали пленных, участвуя в дележе «полона». Более поздние источники также отмечают участие некрасовцев в нападениях крымских войск на территорию Российского государства.

В 1720 году указом Военной коллегии была введена смертная казнь за недонесение на «некрасовских шпионов» (таковой термин стали применять в российской делопроизводственной документации). Неоднократно донским казакам отправлялись царские распоряжения относительно мер предосторожности «против прихода крымцев, кубанцев, запорожцев и некрасовцев». Власти, действуя гибко, шли даже на то, чтобы простить тех сторонников Некрасова, кто осмеливался покинуть Кубань.

В грамоте графа Ф. М. Апраксина Войску Донскому за 1711 год сказано, что «которые казаки хотя и приличилис в ызмене с вором Игнашкою Некрасовым и будут от него приходить, и тем Его Царское величество по своему милосердию вины изволит оставлять, толко б они за то свое погрешение в нынешней случай заслужили своею верною и радетелною службою» . Участие некрасовских казаков в событиях 1710–1713 годов и решение «некрасовского вопроса» статьями Прутского и Адрианопольского мирных договоров предопределили их переселение на Правобережную Кубань с основанием нескольких городков . При жизни Некрасова произошло ещё одно примечательное событие: оформление различных казачьих групп Кубани в единое войско (начальный период его формирования – рубеж XVII-го и XVIII веков). Поскольку нам пока неизвестно, когда Войско получило наименование «Игнатова» , предлагаем именовать его Кубанским (ханским) казачьим.

На всём протяжении XVIII века крымские ханы – за исключением, быть может, Шагин-Гирея, – не преследовали кубанских казаков-некрасовцев. Напротив, можно говорить об историческом опыте поддержки Гиреями этих своих поданных. В основе их «благоденствия» лежала старообрядческая этика, преданность ханам, относившимся к ним более чем лояльно. Такая позиция нашла отклик, например, в конфессиональной политике Гиреев: к середине XVIII века Кубань стала одним из крупнейших центров «старообрядческого мира», охватившего обширные пространства Османской империи, Крымского ханства, Речи Посполитой и Российской империи .

Быстрым ходом пошло церковное строительство, возник скрипторий . В описываемое время казаки решили в целом важную проблему – «доставания» из России священников для своих храмов. Постройку церкви казаки не могли себе долго позволить. Зато в городке Хан-Тюбе, в начале 1720-х годов была возведена одна из первых в XVIII веке часовен на Кубани, радовавшая взоры всех православных, приезжавших в этот казачий войсковой центр. Именно в часовню главного некрасовского городка сделал вклад (пожертвовал старинное Евангелие) старообрядческий архимандрит Иосиф , бежавший из России на Кубань от преследований в начале 1720-х годов. Содержание одной из вкладных записей, сделанной не позже 31 августа 1722 года, уникально: «230 году из леснаго скита врознь бежали от гонения. Аз же архимандрит явись на Кубани, а игумнья София умре. И сию книгу дал азв память по душе ея на Кубань в городок Хандуб в часовню казачью вечно поминать игуменью иноку Софию по церковному чину вовеки» .

В отличие от крымских ханов и турок-османов, российские власти на протяжении долгих лет пре-следовали старообрядцев, всё чаще обращавших взоры в направлении Кубани – далёкой и близкой мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях одновременно. Характерным для беглецов из России становится убеждение о том, что на Кубани «старо-верят» и не гонят за старую веру. Хотя, с другой стороны, мотивации бегства на Кубань к некрасовцам могла не касаться вопросов веры.

Случалось, что казаки-некрасовцы выдавали себя за жителей донских станиц; хотя иногда хитрость не удавалась. Однажды донские казаки, переправлявшиеся через реку Егорлык в 1716 году, увидели группу всадников. На вопросы неизвестные отвечали, «что будто и они донские же их казаки ис Паншиной и ис Кагалиной станиц и идут-де для добычи под Кубань» .Однако бдительные донцы, раскрыв обман, вступили в бой с кубанцами и казаками-некрасовцами – оказалось, что это были они. Ещё большие проблемы доставляло российским властям так называемое «сманивание», которым некрасовцы занимались на протяжении десятилетий. Бегство на Кубань в 1752 году восьми казаков Маноцкой станицы заставило рассмотреть наболевший у России вопрос на довольно высоком дипломатическом уровне – в Стамбуле, поскольку договариваться с ханом было бесполезно. На претензии российской стороны он отвечал, что, хотя и посвящён в суть вопроса, однако помочь ничем не может. Российский поверенный A. M. Обресков предъявил ноту оттоманскому правительству, в которой прозвучало требование более не принимать беглых на Кубань и к присяге не приводить.

Казачество в истории России играло важную роль как в становлении Российской империи (больше половины всей территории России присоединены именно казаками), так и в отстаивании независимости России от внешних агрессий.

Первые упоминания о казаках появились еще в период разгрома Золотой Орды. Происхождение казаков кроется, прежде всего, в социальных причинах. Рост крепостного права в XV - XVI веках заставлял обездоленных, угнетенных крестьян в поисках лучшей жизни бежать на окраины России, где они освобождались от помещичьей кабалы и тяжести государственных повинностей. Здесь они становились казаками (от тюркского - беглец, вольный).

Казацкие поселения стали возникать на Днепре, на Дону, на Волге, на Яике (Урале), затем появились казаки в Сибири и на Кавказе.

Казачество было и своевольным (казачьи бунты Болотникова, Булавина, Разина, Пугачева), и верным своему долгу перед православием и Русью в случае внешнего нашествия.

Кто же такие некрасовские казаки? Откуда берет свое начало эта ветвь казачества?

Как указывает Д.В. Сень, некрасовские казаки представляют собой органическую и вместе с тем специфическую часть российского казачества. По происхождению донские, они с полным правом могут считаться и кубанскими казаками, поскольку именно те геополитические условия, с которыми столкнулись донцы на Кубани в XVIII веке, оказали на них огромное преобразующее воздействие; причем это воздействие вызывало зачастую самые благоприятные последствия (сказывавшие на протяжении веков, влиявшие и на культуру некрасовцев, и на их сознание (36, с. 17)).

И.В. Смирнов пишет: "Некрасовцы как самостоятельное казачество начитают свою историю после поражения Булавинского восстания 1707-1709 годов. Атаман Игнат Федорович Некрасов увел на Кубань до трех тысяч донских казаков с семьями, спасая их от истребления царскими властями. Там они соединились с кубанским казачьим войском, основанным еще в 1688 году атаманом Маноцким, и организовали своеобразную республику, которая на протяжении 70 лет непрерывно пополнялась казаками из других мест и крестьянами, бежавшими от крепостного гнета". (37, с, 97)

Заглянем в историю донского казачества и выявим причины, побудившие Некрасова увести казаков за пределы Родины.

История донского казачества явилась историей казацкой вольницы, которая не раз поднималась на борьбу вместе с восставшими крестьянскими массами... Их сила заключалась в недовольстве закрепощенного народа. Крестьянские и посадские люди видели в них мстителей за народное горе. Вскоре донское казачество настолько усилилось, что начинает играть важную роль в международных отношениях держав. Казачество привлекает к себе внимание, как московского правительства, так и турецкого султана. (34, с. 7).

Поначалу казаки вели жизнь полудикую, своевольную, почти кочевую и беспрестанно искали приключений или добычи. Основным занятием казаков вне походов были рыбная ловля, охота, скотоводство. Вели торговлю с украинскими городами, оттуда привозили хлеб, вино, порох. Только в XVII веке гражданская жизнь казаков приняла вид образованности.

Казачьи общины имели своеобразную демократию. Законодательной и исполнительной властью был войсковой круг, в который входили все жители станицы, достигшие восемнадцатилетнего возраста. На кругу решались все дела: выборы атамана, вопросы войны и мира, дележа добычи; судили, миловали, наказывали. Религия носила у казаков скорее обрядовый характер. Приверженность православной вере была весьма относительной. Здесь легко уживались различные христианские течения.

Церковные реформы патриарха Никона в XVII веке, породил раскол в Российской православной церкви, привели к преследованиям староверов, как со стороны государства, так и официальной государственной церкви. Как указывает М.В. Нечкина, уже в конце XVII зека возникает до того неизвестная для России явление - религиозная эмиграция, бегство за пределы государства Российского всех тех, кто подвергался преследованиям за свои религиозные убеждения. (28, с.109)

Итак, реформы Никона и репрессии приверженцев старой веры со стороны правительства усилили приток раскольников на Дон, которые стали пропагандировать старую веру среди казачества. Уже в конце XVII века здесь было утверждено старообрядчество. "От всех попов потребовали служение по старым книгам". (34, с. 19).

На беду хранителей старой веры на российский престол взошел своенравный и жестокий царь Петр Алексеевич, поддержавший церковные реформы Никона. Царь издал указ, по которому велено было сжигать тех верующих и священнослужителей, которые после расспросов и пыток не отказались от старой веры (48, с. 109).

Петр I приходил в бешенство, когда от его деспотии убегали тысячи граждан на Дон, которые от его реформ и налогов пухли с голоду. Например, с приверженцев старой веры взимался двойной налог, в том числе и за ношение бороды.

В конце XVII века у донских казаков начинают отбирать земли. Все чаще происходили столкновения царских властей с казаками.

"Наиболее крупное произошло в 1706 году на Бахмудских саляных промыслах из-за изъятия их из-под ведом Войска Донского и передачи их в введение Семеновской канцелярии с отпиской на государя". (34, с. 20)

Атаманом на Бахмуте был Кондратий Афанасьевич Булавин, который возглавил казаков. Произвол и жестокость царских слуг, особенно карательной экспедиции князя Юрия Долгорукого, явились последней искрой, вызвавшей пламя восстания. Убийство князя отрядом, который возглавлял Булавин, 8 октября 1707 года послужило сигналом для восставших.

Петр I посылал вооруженную армию под командованием Владимира Долгорукого на поимку повстанцев. В 1707-1709 годах Дон пылал, народ жестоко истреблялся. Изменщики-предатели убили атамана Войска Донского Кондратия Булавина.

Главной фигурой в руководстве восстания на этом этапе был Игнат Некрасов, (16, с. 392)

Кто же такой Некрасов - единственный представитель казачьего сословия, по имени которого названо целое войско?

Исторические сведения об этом человеке скудны. В.И. Смирнов указывает, что это отдельные упоминания в официальных документах, обычно в словосочетании "вор Игнашка", и своеобразный фольклорный образ. (37, с. 97)

В исследованиях И.В. Смирнова и Д.В. Сеня указывается, что осенью 1707 года, когда Булавин собирал свой отряд, Игнат был простым казаком станицы Голубинской, Очевидно, Некрасов выдвинулся благодаря своим личным качествам в период военных действий как исполнитель особых поручений, а затем как походный атаман (37, с. 98; 36, с. 19)

П.П. Короленко считал Игната Некрасова станичным атаманом Есаульской станицы (48, с. 109), с чем согласуется точка зрения Ф.В. Тумилевича, Н.Г. Волковой, А.Г. Рабчевской,

Жестокая расправа правительственного войска под руководством В.В. Долгорукова над участниками восстания заставила Игната Некрасова увести остатки повстанческого отряда на входившую в состав Османской империи Кубань. Численность прибывавших с Дона, историками оценивается по-разному. Один из ранних историков казачества А.И. Ригельман называет цифру 8000 душ обоего пола. (48, с. 110)

Современный историк И.В. Смирнов говорит о трех тысячах, но, возможно, только строевых казаков. Он же утверждает, что прибывшие донцы не выглядели униженными просителями, а составляли хорошо организованную воинскую единицу со своим знаменем и семью пушками. (37, с. 100)

Некрасов был личностью незаурядной. Когда он прибыл с отрядом "в славное Кубанское войско", его выбрали войсковым атаманом. Историк И.В. Смирнов уточняет: "Некрасов с самого начала стал лидером небольшой казачьей республики. Задача, ставшая перед ней, требовала серьезного напряжения сил: следовало заложить основы такого устройства, которое исключило бы внутренние конфликты, т.е. воплотить в жизнь хотя бы на маленьком клочке земли те идеи, во имя которых погибли тысячи повстанцев на Дону".

Сведений о повседневной жизни казаков на Кубани сохранилось мало. Если суммировать все сведения из документов, записок путешественников и исследований ученых, то вырисовывается довольно ясная картина их жизни. Во главе общины стоял войсковой атаман, избираемый на один год. На него возлагалась исполнительная власть. Высшая же власть принадлежала войсковому кругу. Все путешественники, побывавшие у казаков, отмечали с которым они держались, их честность и порядочность. Участвуя вместе с турками и крымскими татарами в военных походах, казаки не занимались грабежом.

Трудно представить, что непримиримые прежде враги, казаки и турки, нашли общий язык. Казаки получили убежище, и даже некоторые привилегии в турецких пределах. Султан предоставлял казакам землю и свободу вероисповедания, казаки давали клятву, что не станут "воевать турецкую землю", будут участвовать в военных компаниях на стороне Турции. П.П. Короленко отмечает, что хотя казаки-некрасовцы и служили в турецкой армии по одной своей доброй воле, но в походах против христиан не участвовали. (48, с. ПО)

Конечно же, султан не просто так пошел некрасовцам навстречу. Силу казацкого оружия турки знали прекрасно, им было выгодно иметь сильное войско на границе с Россией, которое только и ждало удобного случая, чтобы отобрать благодатный кубанский край.

Вскоре так оно и случилось. Новая русско-турецкая война не заставила себя долго ждать, и после побед графа Миниха, Кубань отошла к России. Царские власти требовали возврата некрасовцев на Дон. Царица предпринимала несколько карательных экспедиций. И тогда Игнат - атаман снова протрубил поход.

На большом круге было принято решение уйти на Балканы, на Дунай. В бухте Таманского полуострова были изготовлены корабли. Делалось это тайно. Незадолго до отплытия всему населению было приказано прийти через камыши-топи Азовских лиманов к месту, где стояли корабли. Карательные отряды преследовали беглецов, не щадя ни детей, ни стариков. Громкий стон или плач могли выдать казаков.

Если младенец плакал, его топили. Под угрозой гибели некрасовцы достигали бухту, где ждали корабли.

И повел Игнат казаков на челнах к берегам Турции, Некоторые исследователи считают, что Некрасов умер еще на Кубани. (37, с. 101)

Но песни и предания самих некрасовцев утверждают, что именно Некрасов их вел за собой. (41)

Во время переселения некрасовцы пошли двумя путями. Одни осели в дельте Дуная, другие - в Анатолийской части Турции (Майнос и остров Мада). По душе пришлись некрасовцам эти места. Казачий круг постановил: строится окончательно, чтоб станица была не хуже, чем на Дону.

Heкpас, Некрасов Игнат Фёдорович (ок. 1660-1737) был активным участником Булавинского восстания 1707-1709 годов и одним из ближайших сподвижников Кондратия Булавина. Участвовал в восстании с самого начала и продолжал борьбу с царскими войсками после его подавления. После окончательного поражения восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань — территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани. Основную окраску некрасовскому казачьему войску придавало религиозное отщепенство, возведенное в подвиг и дышавшее непримиримым фанатизмом. Крымский хан и татары сумели использовать эти качества "игнат-казаков". В лице их они нашли стойких и озлобленных противников русских войск и тех казаков, которые были на стороне правительства Российской империи. Вражда 6еглецов, зародившаяся на Дону, перенесена была на Кубань. Некрасовцы превратились не только в подданных татар, но и в их союзников. Приверженность их к ханам была так велика, что последние употребляли некрасовцев против внутренних смут и для подавления волнений среди татар. При набегах же и войнах с русскими некрасовцы становились в ряды врагов России и были наиболее стойкими её противниками. Татары, дав некрасовцам убежище, предоставили им полную свободу в делах веры и внутренних распорядков. У казаков осталось свое управление, свои выборные власти как на Дону. Некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре заняли место в центре бывшего царства Босфорского. По указанию Крымского хана, они осели тремя городками - Блудиловским, Голубинским и Чирянским, на Таманском полуострове между Копылом и Темрюком. Городки эти, названные так по именам тех станиц, из которых прибыла на Кубань главная масса беглецов, были укреплены земляными валами и увезенными с Дона шестью медными и одной чугонной пушками. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Община некрасовских казаков возросла численно и окрепла экономически. Игнат Некрасов продолжил свою войну с ещё большим усердием.

В 1711 году, во время неудачного похода Петра Великаго на Прут, казаки Некрасова опустошили вместе с татарами русские селения в Саратовской и Пензенской провинциях. Петр Великий приказал наказать некрасовцев и их союзников за набег. Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину приказано было двинуть на Кубань отряд из русских регулярных войск, яицких казаков и калмыков. Было разорено несколько поселений, расположенных по правому берегу Кубани, и в том числе некрасовские селения. Это была первая кара, постигшая некрасовцев на новом их местожительстве. Два года спустя сам Некрасов, его сподвижники Сенька Кобыльский и Сенька Ворыч с казаками, участвовали в опустошительном набеге крымского хана Батыр-Гирея на Харьковскую губернию; а в 1715 году Некрасов организовал целый отряд шпионов, посланных на Донщину и в украинские города. Около 40 человек некрасовцев, под предводительством беглого монастырского крестьянина Сокина, проникли в верховья Хопра и в Шацкую провинцию Тамбовской губернии. Под видом нищих и монашествующей братии они высматривали расположение русских войск и подговаривали население к побегу на Кубань. Но скоро действия этих шпионов были обнаружены и многие из них поплатились головами за свою дерзкую попытку. Еще два года спустя, в 1717 году некрасовцы в составе отряда кубанских горцев под предводительством султана Бахты-Гирея громили селения по Волге, Медведице и Хопру. Сам Некрасов со своими казаками не щадили никого и жестоко вымещал свою злобу против гонителей раскола на мирном населении. Только соединенными силами войскового атамана Фролова и Воронежского губернатора Колычева были разбиты татарские войска и вместе с ними потерпели поражение и свирепые некрасовцы. В 1736 г. Крымский хан посылал в Кабарду татар и некрасовцев "для взятия языка". В 1737 году некрасовцы вместе с татарами и черкесами разорили и сожгли Кумшацкий городок на Дону. И т. д., и т. д. В последующее время некрасовцы не упускали ни одного случая в набегах горцев и татар на русские владения и только после 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 годах Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться. Соглашению мешали различные условия, выставленные для переселения обеими сторонами. Некрасовцы не шли обратно в Poccию, боясь главным образом бесправия. Два обстоятельства - лишение в России казачьего самоуправления и гонение на раскол.

В царствование Анны Ивановны игнат-казаки были так стеснены русскими войсками, что Крымский хан пытался переселить их в Крым к Балаклаве. Попытка не удалась и некрасовцы остались на Кубани. Во время занятия Таманского полуострова русскими в 1777 году некрасовцы передвинулись на левый берег реки Кубани. Не имея возможности противостоять правительственным войскам, они вошли в соглашение с турками, приняли турецкое подданство и начали переселение в турецкие владения на Дунае. До 100 семей игнат-казаков, однако, остались на левой стороне Кубани, живя в горах вместе с черкесами. С этими, оставшимися на Кавказе некрасовцами, вошли в соприкосновение черноморцы, переселившись на Кубань. Бывших запорожских казаков некрасовцы приняли враждебно. Периодически стали возникать случаи столкновений между черноморцами и казаками-некрасовцами. В 1793 году Головатый донес Суворову, что на казачий пикет под командой войскового полковника Чернышева, стоявший у Темрюкского гирла, ночью 9 апреля напали 20 человек, перехавшие с противоположной стороны Кубани на лодках. Чернышев, быстро соединив два пикета в одну команду, вступил в перестрелку с нападавшими. Из черноморцев ранен был старшина Чернолес и слегка три казака. На другой день утром найдены были в камышах 4 умерших от ран человека, "которые по одеянию и другим признакам", оказались некрасовцами. Иногда черноморцы, принимая некрасовцев по одежде за своих, попадали к ним в плен. В горах Кубани появилось большое количество русских людей, плененных черкесами и некрасовцами. В конце XVIII и начале XIX столетий, остававшиеся на Кубани некрасовцы, частью перешли к своим единоверцам на Дунай и выселились в Анатолию, а частью, в единичных случаях, растворились в черкесской массе, слившись с ней.

Процесс переселения на Дунай был довольно длительным и продолжился в период 1740—1778 годов. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов, они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами. На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась дальше на юг, разделившись на две группы. Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая — в азиатской Турции на озере Майнос (Маньяс, совр. название — озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма. К началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская.

Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной «заветам Игната», пополнила впоследствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали. Из Эноса некрасовцы в 1828 году переселились на Майнос и полностью влились в майноскую общину. Переселившиеся в Малую Азию казаки с годами создали русскую общину, просуществовавшую среди инородцев более 200 лет и сохранивших национальную и культурную идентичность.

Демократическое устройство некрасовской общины, самоуправление, экономика, семья, быт, грамотность - все это обращало на себя внимание как иностранных, так и русских путешественников, побывавших у них. Русский чиновник В. П. Иванов-Желудков, посетивший Майнос в 1863 году, рассказывает о необычайной честности, царившей в поселении некрасовцев, чего не скажешь о подданных "русского царя". У Некрасовцев было 5 учителей, 2 священника, а сравнительно высокое их образование, трудолюбие, порядок, чистота жилищ были хо-рошо известны в Турции. Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота.

Некрасовцы в Турции

На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с «атаманком». Ловили рыбу в Мраморном, Черном. Эгей-ском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности «атаманка» лежали все хлопоты по заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги. Он должен был сле-дить за нравственным пове-дением членов артели, за их бытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона при участии всех работников де-лил доход поровну. При возвращении на Майнос каж-дый рыбак одну треть своего заработка отдавал в войсковую казну. Недели за две до окон-чания рыбного лова ватага посылала своего посла с ве-стью на Майнос, который сообщал о дне возвращения артели. Все рыбаки собирались в назначенный день в городе Бандерма. С Майноса приходили подводы для пе-ревозки снастей, лодок, казаков. На подступах к Майносу рыбаков встречал атаман, старики, женщины. Встречали со знаменем Иг-ната. стрельбой из ружей и пушечным салютом.

Также интересны свидетельства об организации внутреннего порядка в общине некрасовцев. Например, атаманы и во время своей службы несли ответственность за проступки наравне с другими членами общины: атамана можно было высечь и секли, это не выходило из ряда обыденных событий майносской жизни. Точно так же клали ничком и точно так же заставляли поклониться в землю со словами: "Спаси Христос, что поучили!"; затем ему вручали булаву, символ его власти, которую на время наказания отбирал какой-нибудь старик. Вручив булаву, все валились атаману в ноги, вопя: «Прости Хряста ради, господин атаман!» - Бог простит! Бог простит! - отвечал, почесы-ваясь, избранник народный, и все входило в прежний порядок.

Общественное устрой-ство Майноса, быт, семья. нравственные устои, образо-вание определялись «Завета-ми Игната Некрасова. Вне всякого сомнения, «Заветы» - древний кодекс казачьего обычного права, собранный и записанный по свежей памяти в эмиграции. Свод законов был за-писан в «Игнатовой книге», которая хранилась в священ-ном ларце в церкви на Майносе. Где эта книга нахо-дится теперь неизвестно.

Заветы Игната:

1. Царизму не покоряться. При царях в Расею не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть - казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош.
8. Кош делится на три части: 1-я часть - войско, вооружение. 2-я часть - школа церковь. 3-я - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами - смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство - по решению круга - смерть.
13. За разбой, грабёж, убийство на войне - по решению круга - смерть.
14. Шинков, кабаков - в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В пост песен мирских не петь. Можно лишь старинные.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучится не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21. Личную помощь хранить в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно - православной старой веры.
24. За убийство казаком казака убийцу живым закапывают в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне - 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит - берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом после 40 лет. Войсковым атаманом - только после 50 лет.
30. За измену мужа ему бьют 100 плетей
31. За измену жены - закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра - секут и горячий котёл на голову
34. Если спутался с турками - смерть.
35. Если сын или дочь подняли руку на родителей - смерть. За обиду старшему - плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
36. За измену войску, богохульство - смерть.
37. На войне в русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то идти в поход нельзя.
42. За нарушением атаманом заветов Игната - наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» - высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длится лишь три срока - власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги, - казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга, - изгнать, а то и убить как бунтовщика или еретика.

Турецкие власти в отношении некрасовцев вели себя так же, как и русские цари. С одной стороны, прекрасные солдаты, честнейшие люди (именно «Игнат-казаки» во время военных действий охраняли войсковые кассы и гаремы), с другой — весьма непокорный народ, не признающий ни аллаха, ни судов, ни начальников. Пытались призывать их в турецкую армию: «мы — казаки, нам в аскеры (солдаты) дороги нет», — и предпочли выплачивать громадные налоги за освобождение от воинской повинности в мирное время. Пытались ввести преподавание на турецком языке: «мы — казаки, нам к тоим школам дороги нет, мальцы по-нашему пусть гутарят», — и снова откупились.

К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х годов. Землевладельцы из некрасовцев богатели небывалыми для Бин-Эвле темпами. Им не хватало рабочих рук, а турок нанимать нельзя — и тогда казак на казака начал работать, получать деньги из рук брата. Это уже было нарушением заветов Игната. Началось разделение на богатых и бедных. Своих кулаков, богатеев некрасовцы называли верховыми и домовитыми. "У верховых глаза в желудке", "Домовитый заветы Игната решит", "Без труда человека нет, одни собаки да верховые", — вот поговорки, появившиеся в то время. Раскол между домовитыми и рыбарями («настоящий казак труд любит, он рыбалит») со временем усиливался. Часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшеирском озере). Их судьба оказалась трагичной — в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по «заветам» осталась только на Майносе и малая часть на Маде. В 60-х годах XIX века начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии к привели к невозможности проживания общины на территории Турции.

В начале XX века завершлися религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров), окончательна была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната» и в 1912—1913 годах, несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей, началась их реэмиграция в Россию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной 70-80 семей. Около 170—200 семей осталось в Турции. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Основав два селения — Успенское и Воскресенское, — казаки прожили там всего несколько лет, а после провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.), они были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую, а весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев в состав кубанского казачества и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один — Новонекрасовский.

Положение основной массы, оставшихся в Турции некрасовцев, продолжало ухудшаться. В сороковых годах XX века турецкие власти стали активно продавать земли вокруг казачьего поселения, надеясь, что это приведет к ассимиляции. Чтобы сохранить «простор», община разрешила своим членам покупку земель.

В 1962 году казачий круг обратился к Советскому правительству с просьбой разрешить казакам вернуться на родину «со старыми и малыми», всей общиной. Право исповедовать свою веру было одним из условий казаков на возвращение в переговорах с представителями советского консульства в Стамбуле. Именно благодаря вере они сохранили язык, культуру, а значит, и себя. "Кто черное семя сеет, - поясняли некрасовцы, - тот разумеет. Ведь в книгах черным по белому написано. У нас в Турции кто знал только по-турецки, тот грамотным не считался". Стоит ли говорить, что советская сторона не скупилась на обещания, лишь бы казаки не поехали в США. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в СССР переехало около 1500 душ обоего пола, из них чуть более 1200 майносцев. Советское правительство поселило некрасовцев не на их родных донских землях, а на Ставрополье, с тем, чтобы вернувшиеся казаки помогли осваивать целинные земли. Кроме того, местные власти не спешили выделять средства и место под строительство церквей. Некрасовцы написали письмо на имя Хрущева. Вскоре все разрешения были получены, и казаки приступили к возведению храмов: в поселке Новокумском - Успенского, а в Кумской долине - Троицкого, то есть тех самых приходов, которые у них оставались еще в Турции. Во все годы проживания в СССР, несмотря на атеистическую идеологию государства, некрасовцы обязательно крестили детей, при вступлении в брак венчались. Если кто-нибудь из их детей вступал в брак с представителями окрестного населения, непременным условием со стороны родителей-некрасовцев было требование к жениху или невесте перейти в православие "древнего благочестия". Второе поколение родившихся в России некрасовцев состоит только в смешанных браках. Этому община не препятствует, так как главной целью некрасовцев было - "не потуречиться, не замарать кровь", теперь они дома.

Часть казаков не поехала в Россию. В 1963 году из Турции в США выехали 224 души дунаков и кубанцев во главе с Тарасом Агафоновичем Атаманом, из числа отказавших-ся наотрез ехать в СССР.

Первое время по возвращении в Россию некрасовцы строго соблюдали все традиции, все свои церковные обряды (некрасовцы - староверы, бежавшие еще и от «никонианской ереси»). Однако местное население, воспитанное в советских атеистических и интернациональных традициях, смотрело на пришлецев как на дикарей, подсмеивалось и даже издевалось над ними. И некрасовцы стали отходить от суровых заветов Игната.

Нет, какие-то традиции сохраняются. Особенно вера. Мы хоть и старообрядцы, но не слишком строгого толка. В нашу церковь приходят креститься, венчаться, молиться и местные жители. Мы же все - христиане, чего делить-то? Много смешанных браков, много молодежи разъезжается. Я сам женат на русской…

А вы разделяете русских и казаков?.

Нет, это оговорка. Я имел в виду - не на некрасовке. Знаю, что нынче многие казаки хотят писать свою национальность отдельно от русских. У нас не так. Мы столько веков стремились в Россию, что ощущаем себя именно русскими. Хотя и казаками тоже.


Из беседы с одним из некрасовцев...

Некрасовцы в России

· Черноморское войско · Бугское войско · Волжское войско · Кавказское линейное казачье войско · Задунайская сечь · Запорожская Сечь · Персидская казачья бригада · Слободские казацкие полки · Казачья Лейб-гвардия

Казачьи чины Казак · Приказный · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник · Подъесаул · Есаул · · Войсковой старшина · Полковник · Генерал-майор · Генерал-лейтенант · Генерал от кавалерии Разное Атаман · Гетман · Гетманщина · Некрасовцы · Папаха · Панцирные казаки · Пластун · Шашка · Станица · Царская сотня · Казаки в Турции · Слобожанщина · Совет украинского казачества · Расказачивание · Донской курень · Евреи в украинском казачестве

Некра́совцы (некрасовские казаки , казаки-некрасовцы , игнат-казаки ) - потомки донских казаков , которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года . Названы в честь предводителя, Игната Некрасова .

Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по "заветам Игната", определяющим устои жизни общины.

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань - территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству . Всего вместе с Некрасовым ушло около 8 тыс. человек (по различным данным от 2 тыс. казаков с женами и детьми, 500-600 семей, до 8 тыс. человек). Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое Кубанское казачье войско принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого Кубанского войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба , недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской . Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров , основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае .

На Дунае и в Малой Азии

В период 1740 г.-1778 г., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в районе Добруджа, в плавнях Дуная, по соседству с липованами. В современной Румынии , и теперь живут липоване . На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. . После разгрома в 1775 г. Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений. А после взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась в азиатскую Турцию на озеро Майнос и Энос у берегов Эгейского моря. Таким образом, к началу XIX века образовались две группы некрасовцев - дунайская и майносская. Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной "заветам Игната", пополнила в последствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали. Эгейский Энос как отдельное поселение некрасовцев также перестала существовать, в 1828 г. переселившись на Майнос и полностью влившись в майноскую общину. К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х г. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшеирском озере). Их судьба оказалась трагичной - в результате эпидемии, "подморной" земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по "заветам" осталась только на Майносе и малая часть на Маде.

Возвращение в Россию

См. также

  • Добруджа. Возникновение русских и украинских поселений
  • Казаки в Турции

Ссылки

  • История казаков-некрасовцев.
  • Быт казаков-некрасовцев. По книге "Сказки казаков-некрасовцев"
  • Энциклопедия казачества. Москва, издательсво «Вече», 2007 г. ISBN 978-5-9533-2096-2
  • Казачий словарь справочник. , Скрылов.Губарев. Электронная версия словаря-справочника.
  • "Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован." , Александра Москетти-Соколова.
  • "Войско Кубанское Игнатово Кавказское": исторические пути казаков-некрасовцев(1708 г. - конец 1920-х гг.), Сень Д.В., Краснодар. Изд-во КубГУ., 2001. ISBN 5-8209-0029-4
  • Летописные записи на полях книги "Праздники" Атамана Саничева В.П.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Казаки-некрасовцы" в других словарях:

    Эта статья входит в тематический блок Казачество Казаки по регионам Дунай · Буг · Запорожье/Днепр · Дон · Азов · Кубань · Терек · Астрахань · Волга · Урал · Башкирия · Оренбург · Сибирь · Семиречье … Википедия

    НЕКРАСОВЦЫ - Казаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую границу на Кубань; это же прозвище сохранилось за их потомками до наших дней. На турецкую территорию вместе с Некрасовым перешло около 8.000 душ обоего пола, участники… … Казачий словарь-справочник

    Казаки см. Добруджа … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Липоване, игнат казаки, потомки донских казаков, участников Булавинского восстания 1707 09 (См. Булавинское восстание 1707 09), которые после его поражения ушли во главе с И. Ф. Некрасовым на Кубань (где Некрасов возглавил своеобразную… … Большая советская энциклопедия

Мой предок прямой - некрасовкий казак Наум Семенов сын Гусек, "родился на Кубани в некрасовских казаках" "1738-го года кубанской салтан Саваскир Крамат Гирей Богатыреев, собрал войско горных черкес кочевых татар и некрасовских казаков тритцать тысяч и пошел чрез Дикую Степь на разорение российскаго города Черкаскова и Донския станицы и ходячия их конныя табуны которые выпущены были за Дон Дикую Степь, а отец наш Наум Гусев был в том же числе, впало ему намерение уйтить и дать известие российскому войску слыша от всемилостивейшей Государыни милосердие". "но вскорости досталось ему по очереди в караул в табун с 12-ю казаками на три перемены в последних на разсвете оттуль перешли на речку Челбаш с речки Челбашу, отец наш выбрал в ночи коня и побежал прямо как шло войско на город Черкаской а в то время лежал снег и потрафил прибежать в город Азов к Генералу аншефу Василью Яковлевичу Левашеву, сказав ему, что идет кубанской Саваскир с немалым войском для взятья Города Черкаскова и донских казачьих станиц". В итоге его судьбы была трагичной. Обещанной нагрыды он не получил ни от Левашева, ни через 40 лет от Потемкина в Санкт-Петербурге, а когда он вновь пытался самовольно приехать за правдой в Санкт-Петербург - его по приказу Иловайского запороли до смерти в Черкасске. Его потомки казаки Гусевы жили в станице Пятиизбянской Войска Донского. Среди которых и я - Гусев Виталий Александрович. г. Волгоград

Некрасовские казаки на побережье Эгейского моря и в азиатской Турции

Переселение некрасовцев на побережье Эгейского моря и в Малую Азию стало еще одной важной вехой в их истории, кардинальным образом отразившись на дальнейшей судьбе казаков. Причины данного явления следует видеть в резком ухудшении положения некрасовцев в Подунавье (конец XVIII – начало XIX в.). В первую очередь речь идет о негативных для казаков последствиях их многочисленных сражений с задунайскими запорожцами. Один из некрасовцев рассказывал В.Кельсиеву в 1863 г.: ,От хохлов окаянных житья нет (на Дунае. – Д.С.). Там у них энто Сечь их была... народ буйный, злятся бывало на нас...что хозяйство у нас хорошее, и воюют с нами. Бои такие бывали, что только Господи упаси’’ .Учитывая развитую устную традицию у казаков -некрасовцев (поскольку вряд ли по возрасту рассказчик являлся очевидцем тех событий), мы считаем правдивыми сведения, приводимые этим казаком. Вторая немаловажная причина крылась в органическом неприятии некрасовцами усиления российского присутствия в регионе (связанного с событиями русско-турецкой войны 1806–1812 гг.), что, кстати, также зафиксировано в письменных источниках .

Первая волна переселения казаков некрасовцев в Россию.

Незначительное количество некрасовцев-майносцев - «молодых людей, предназначенных турками ко отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г. с целью избежать службу в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев. Несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей, началась их реэмиграция в Россию. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г. земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей. Всего за 1912-1913 гг., выехало 70-80 семей. Основав два селения Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет, а после провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.), они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую, а весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один - Новонекрасовский. Около 170-200 семей оставалось в Турции.

Дискуссия о времени появления некрасовцев в северо-западном Причерноморье в свете документов Российского государственного архива древних актов

В современной исторической науке не существует однозначного мнения относительно времени появления некрасовских казаков-старообрядцев в Северо-Западном Причерноморье, вообще, и на Нижнем Дунае, в частности. Работы отечественных (украинских и российских) историков, которые появились на протяжении последних ста с большим лет, посвященные исследованию этой проблемы, условно можно разделить два направления. Условно их можно именовать "кубанским"1, то есть представленными работами екатеринодарских (красноярских) исследователей и "одесским"2, которое, соответственно, презентовали и презентуют исследователи научных центров упомянутого города.

В работах кубанских историков доми-нирует точка зрения, согласно которой, временем появления некрасовцев на Дунае следует считать 1777-1778 годы, чему предшествовал их массовый исход с Кубани, вызванный карательными операциями правительственных российских войск. Одесские же исследоователи склонны отодвигать черту времени первых массовых переселений некрасоввцев на Дунай, как минимум, на 25-30 лет ближе и датируют его 1740-1750-ми годами.

Война запорожцев с некрасовцами

Задунайское казачество

Почувствовав в себе достаточно военной мощи, благодаря приходу старых сечевиков с Цесарщины (Австро-Венгрии), запорожцы решили выбить из устья Дуная некрасовских казаков и осесть на их месте.

Требование запорожцами дунайского устья, со степными окрестностям, – дело вполне понятное:

Во-первых, там были самые лучшие места для рыбалки, а из-за них запорожцы всегда враждовали с казаками некрасовцами.

История казачьего костюма в семейном воспитании

Во все времена семья считалась основой общества. В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. За эталон воспитания можно принять педагогическую культуру казаков, нашедшую отражение в их многовековом опыте и раскрытую в обычаях, традициях, фольклорных произведениях. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа. В систему образования и воспитания казаков заложено два начала: православное и национальное В настоящий момент сильно возросло внимание к культуре и быту казачества. Многие ученые-педагоги, специалисты по этнопедагогике такие как: Ф.А.Афанасьева, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, А.Э.Измайлова, Е.Е.Катаева, И.А.Шорова взяли за основу своих работ принципы воспитания в казачьих семьях. На территории Северного Кавказа проживали не только горцы, исконное население этих мест, но и Терские, Донские, Кубанские казаки, а также казаки, переселившиеся со средней полосы России. Одной из ветвей в казачестве являются казаки-некрасовцы, переселившиеся в Россию в 60-е годы ХХ в. из Турции. В 1707 году в Шульгиной городке отрядом Юрия Долгорукого был убит Кондрат Булавин. Это послужило сигналом для восстания на Дону.

Заветы Игната

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться. 2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщатся. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены. 3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет. 4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются. 5. Атаман избирается на год. Если провинился – смещается раньше срока. 6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все. 7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош. 8. Кош делится на три части: 1-я часть – войско, вооружение. 2-я часть – школа церковь. 3-я – помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся. 9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть. 10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает. 11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит. 12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга – смерть. 13. За разбой, грабёж, убийство на войне – по решению круга – смерть. 14. Шинков, кабаков – в станице не держать. 15. Казакам в солдаты дороги нет. 16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по старому. 17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает. 18. В пост песен мирских не петь. Можно лишь старинные. 19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучится не может. 20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться. 21. Личную помощь хранить в тайне.