Иван шишкин краткая биография. Шишкин иван иванович

Имя: Иван Шишкин (Ivan Shishkin)

Возраст: 66 лет

Деятельность: художник-пейзажист

Семейное положение: вдовец

Иван Шишкин: биография

Иван Шишкин «живет» почти в каждом российском доме или квартире. Особенно в советское время хозяева любили украшать стены репродукциями картин художника, вырванными из журналов. Мало того, с творчеством живописца россияне знакомятся с раннего детства – мишки в сосновом лесу украсили обертку шоколадных конфет. Еще при жизни талантливого мастера величали «лесным богатырем» и «царем леса» в знак уважения за умение воспевать красоты природы.

Детство и юность

Будущий живописец родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.


Будучи человеком разносторонним и прагматичным, Иван Васильевич пытался заинтересовать сына Ваню естественными науками, механикой, археологией, а когда мальчик подрос, отправил его в Первую казанскую гимназию в надежде, что отпрыск получит блестящее образование. Однако юного Ивана Шишкина с детства больше привлекало искусство. Поэтому в учебном заведении быстро наскучило, и он бросил его, заявив, что превращаться в чиновника не желает.


Возвращение домой сына расстраивало родителей, тем более отпрыск, как только покинул стены гимназии, принялся самозабвенно рисовать. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток совершенно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись.

Живопись

До поры до времени Иван «баловался» кистью. Но однажды в Елабугу нагрянули художники, которых выписали из столицы для росписи церковного иконостаса, и Шишкин впервые серьезно задумался о творческой профессии. Узнав у москвичей о существовании училища живописи и ваяния, юноша загорелся мечтой непременно стать студентом этого чудесного учебного заведения.


Отец с трудом, но все же согласился отпустить сына в дальние края – при условии, что отпрыск не бросит и там учебу, а желательно превратится во второго . Биография великого Шишкина показала – слово перед родителем сдержал безупречно.

В 1852 году Московское училище живописи и ваяния приняло в свои ряды Ивана Шишкина, который попал под опеку художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. А начинающего живописца влекли пейзажи, в рисовании которых он самоотверженно и упражнялся. Вскоре о ярком таланте новой звездочки в изобразительном искусстве узнала вся школа: учителя и сокурсники отмечали уникальный дар рисовать обычное поле или реку очень реалистично.


Диплома училища Шишкину оказалось мало, и молодой человек в 1856 году поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств, в которой тоже покорил сердца преподавателей. Иван Иванович прилежно учился и удивлял выдающимися способностями в живописи.

В первый же год художник отправился на летнюю практику на остров Валаам, за виды которого в дальнейшем получил от академии большую золотую медаль. За время учебы копилка живописца пополнилась двумя малыми серебряными и малой золотой медалями за картины с питерскими пейзажами.


После окончания академии Иван Иванович получил возможность усовершенствовать мастерство за границей. Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию, и Шишкин, не обремененный заботами зарабатывать на кусок хлеба, отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву и Дюссельдорф.

Здесь художник пробовал силы в гравировке «царской водкой», много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Светлая, воздушная работа отправилась на родину – за нее Шишкин получил звание академика.


Шесть лет знакомился с природой чужой страны, но тоска по родине взяла верх, Иван Шишкин вернулся на родину. В первые годы художник неустанно колесил по просторам России в поисках интересных мест, необычной натуры. Когда появлялся в Санкт-Петербурге, устраивал выставки, участвовал в делах артели художников. Живописец водил дружбу с Константином Савицким, Архипом Куинжди и .

В 70-х годах занятий прибавилось. Иван Иванович основал вместе с коллегами Товарищество передвижных художественных выставок, параллельно примкнув к объединению аквафортистов. Ждало мужчину и новое звание – за картину «Лесная глушь» Академия возвела его в ряд профессоров.


Во второй половине 1870-х годов Иван Шишкин чуть не лишился места, которое удалось занять в художественных кругах. Переживая личную трагедию (смерть жены), мужчина запил и растерял друзей и близких. С трудом взял себя в руки, с головой погрузившись в работу. В то время из-под пера мастера вышли шедевры «Рожь», «Первый снег», «Сосновый бор». Собственное состояние Иван Иванович описывал так: «Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда».

Незадолго до смерти Ивана Шишкина пригласили преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Конец XIX века ознаменовался упадком старой школы художников, молодежь предпочитала придерживаться иных эстетических принципов, однако


Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Прежде чем приступить к работе, ощупывал мох, мелкие листья, траву.

Постепенно формировался его особенный стиль, в котором проглядывались эксперименты с сочетаниями различных кистей, мазков, попытки передать неуловимые цвета и оттенки. Современники называли Ивана Шишкина поэтом природы, умеющим увидеть характер каждого уголка.


География творчества живописца широка: Иван Иванович вдохновлялся пейзажами Троице-Сергиевой Лавры, лесом на Лосином острове, просторами Сокольников и Сестрорецка. Художник рисовал в Беловежской пуще и, конечно, в родной Елабуге, куда приезжал в гости.

Любопытно, что Шишкин не всегда работал в одиночку. Например, писать картину «Утро в сосновом лесу» помогал анималист и товарищ Константин Савицкий – из-под пера этого художника на полотне ожили медвежата. Картина имеет две авторские подписи.

Личная жизнь

Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.

Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.


С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.

Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.

Смерть

Иван Иванович покинул этот мир, как и полагается мастерам, за работой над очередным шедевром. В солнечный весенний день 1898 года художник с утра засел за мольберт. В мастерской, помимо него, работал помощник, который и рассказал подробности смерти учителя.


Шишкин изобразил нечто вроде зевка, затем его голова просто опустилась на грудь. Врач поставил диагноз – разрыв сердца. Незаконченной осталась картина «Лесное царство», а последней завершенной работой живописца является «Корабельная роща», сегодня радующая посетителей «Русского музея».

Ивана Шишкина сначала похоронили на Смоленском православном кладбище (Санкт-Петербург), а в середине 20 века прах художника перевезли в Александро-Невскую лавру.

Картины

  • 1870 - «Сторожка в лесу»
  • 1871 - «Берёзовый лес»
  • 1878 - «Берёзовая роща»
  • 1878 - «Рожь»
  • 1882 - «На опушке соснового леса»
  • 1882 - «Опушка леса»
  • 1882 - «Вечер»
  • 1883 - «Ручей в берёзовом лесу»
  • 1884 - «Лесные дали»
  • 1884 - «Сосна на песке»
  • 1884 - «Полесье»
  • 1885 - «Туманное утро»
  • 1887 - «Дубовая роща»
  • 1889 - «Утро в сосновом лесу»
  • 1891 - «Дождь в дубовом лесу»
  • 1891 - «На севере диком…»
  • 1891 - «После шторма в Мери-Хови»
  • 1895 - «Лес»
  • 1898 - «Корабельная роща»

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Отец мальчика надеялся на то, что его сын пойдет по его стопам и свяжет свою жизнь с торговлей. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Для Шишкина не было лучшего времяпрепровождения чем прогулка в лес или в поле с мольбертом и красками.

Успехи в творческих начинаниях

До 1859 года его неоднократно награждали малой серебряной медалью за успешные заслуги, а в 1859 он удостоился большой золотой медали. После получения столь престижной награды у него выпала возможность отправится за рубеж для улучшения своих навыков. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Здесь художник познакомился с работами многих известных художников анималистов и пейзажистов, которые уже добились мирового признания. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Это произведение принесло художнику немалую известность и было выставлено в Дюссельдорфском музее на равных с полотнами других более известных европейских мастеров. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.

И.И.Шишкин — Вид в окрестностях Дюссельдорфа

Безудержная любовь к родному краю

Несмотря на то что, рисовальщик находился за границей его сердце всегда искало частички родного в чужих краях. Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды. Иногда бывало так, что художник мог часами искать подходящие места, которые хоть немного напоминали дикие леса России. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он начал усердно трудится над созданием множества шедевров, которые были показаны на выставке, проходившей в академии. После того как было создано Товарищество передвижных выставок, он по большей части выставлял свои начерки пером. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Его поместье находилось неподалеку от прекрасного дикого леса, в котором Шишкин проводил почти все свое время. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.

Полуденный художник

Его страсть и любовь к миру флоры и фауны была настолько сильной, что он изучал каждое растение, которое могло расти в местности где он работал. Художнику была важна точность и качество передачи изображения достоверность фактов, которые смогут в полной мере воспроизвести палитру красок и эмоций, которые испытывал живописец. Шишкин не искал легких путей, поэтому выбрал для себя основным сюжетом полуденное время суток. Это усложняло передачу светотени, ведь солнце было на пике и это увеличивало яркость красок и сводило полу-теневые эффекты к минимуму. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса. Примечательно то что, это полотно было создано не только Шишкиным, главные персонажи картины три медвежонка, и медведица являются творением анималиста Константина Савицкого. Однако заказчик не захотел, чтобы на картине было указано еще чье-то имя кроме мастера Шишкина и стер подпись Савицкого.

И.И.Шишкин — Утро в сосновом лесу

Неповторимая точность исполнения

На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Художником были созданы сотни зарисовок углем, которые он в будущем использовал для создания гравировок. Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Золотое поле и несколько одиноких сосен были изображены с невероятной детализацией и в целом картина выглядит словно фотография.

Последние годы жизни

Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества. Несмотря на то что Шишкин был женат дважды, и у него было четверо детей его всю жизнь преследовало одиночество. Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом. Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением.

И. И. Шишкин — На севере диком

  • Когда Шишкин увидел картину Репина, изображавшую сплав леса, он стал спрашивать у коллеги, из каких пород дерева сооружены плоты. Когда Илья Репин не смог ему толком ответить, он раскритиковал его произведение за не реалистичность, говоря, что бревна некоторых пород набухают и могут пойти ко дну.
  • Художник настолько был очарован родными пейзажами, что даже когда стал знаменитым мастером, искал только те виды для изображения на холсте, которые бы напоминали те, к которым он привык.
  • Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это – сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
  • Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Награды:

  • Императорский и Царский Орден Святого Станислава
Вспомним сегодня творчество Ивана Шишкина

«Человек-школа», «верстовой столб в развитии русского пейзажа» - так писали о Шишкине современники. Предлагаю в этот день вспомнить наше, без сомнения, национальное достояние, еще раз посмотреть картины, почитать об этом человеке и полистать старые фотографии.

Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13-го по старому стилю) 1832 года в Елабуге (Вятская губерния) в небогатой купеческой семье. Его отец, Иван Васильевич, арендовал мельницу и торговал зерном, но помимо этого был увлечен историей и археологией, разработал и воплотил в жизнь систему водопровода в Елабуге, писал руководства и книги, на свои деньги отреставрировал старинную башню города.

Отец Шишкина, Иван Васильевич. Портрет В.П. Верещагина

Именно отец поощрял развитие творческой жилки в сыне - хвалил за успехи в рисовании, вместе с ним занимался резьбой по дереву, и в итоге отправил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где юный Иван попал в класс профессора портретной живописи А.Н. Мокрицкого, который заметил у молодого человека талант пейзажиста, и помог ему развиваться в правильном направлении, о чем позже Шишкин с благодарностью вспоминал.

И.И. Шишкин, автопортрет, 1854

Во время учебы в училище Шишкина занимал вопрос, почему так завораживают цветом и сочностью итальянские или швейцарские пейзажи (в том числе и в исполнении наших художников), разве нельзя добиться того же, рисуя родные просторы. И эта «народность» оказалась как нельзя более уместной «здесь и сейчас»: в это же самое время и другие художники все чаще стали обращаться ко всему русскому, не отставали и писатели. Да и реализм стал цениться и пользоваться успехом.

Вид на острове Валааме, 1858

Шишкин трудился над своими картинами с таким усердием, что порой кажется, что каждая травинка и каждый листик не оставлен им без внимания, и зачастую с такой точностью, что можно было бы использовать в качестве иллюстрации в ботаническом атласе.

Молодая поросль ореха, 1870е

Лопухи, 1878

Конечно, находились и находятся те, кто говорит, что за такой тщательностью теряются эмоции, называли его «фотографистом» и «копиистом», но время всё расставляет по своим местам: много ли людей на просторах нашей необъятной не знают имя Шишкина, даже будучи совершенно далекими от искусства? Много ли тех, кто не знает автора «той самой картины с мишками» или «того поля с рожью»? Шишкинские пейзажи уже давно перестали быть всего лишь явлением в искусстве, они неразрывно связаны с русской природой, они - будто она сама.

Перед грозой, 1884

Шалаш, 1861

Осенний лес, 1876

Пейзаж с озером, 1886

На севере диком..., 1891

Туманное утро, 1885

Кама близ Елабуги, 1895

Дорога во ржи, 1866

Ивана Ивановича Шишкина заслужено называют превосходным рисовальщиком. Он не расставался с карандашом, и повсюду делал наброски всего, что ему казалось интересным, будь то изломанная ветка дерева, облака или засохший лист.

Пейзаж с телегами, начало 1870х

Ручей в лесу

Летом в поле (Пастух со стадом), начало 1860х

Лесная речка, 1893

Деревья в поле. Братцево, 1866

Деревня, 1874

Письмо Шишкина родителям с эскизом, 1858

Кстати, свои первые награды он получил именно за рисунок, будучи студентом Императорской Академии художеств, куда поступил, закончив училище. Его успехи неоднократно отмечались медалями, а по окончании вместе с Большой золотой медалью Шишкин был награжден трехгодичной поездкой за границу. Правда, уехал он лишь спустя 2 года, его куда больше занимали родные места, и он проводил время в обнимку с дорожным альбомом, делая наброски с натуры.

Вид Елабуги, 1861

За границей он работал в Германии, Чехии и Швейцарии.

И.И. Шишкин в Дюссельдорфе, фотография, 1864/65

Несмотря на все европейские красоты, его тянуло домой, ему хотелось писать русскую природу. Хотя, надо отметить, в этом путешествии им была создана картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за которую ему присвоили звание академика.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа, 1865

Дрезден. Мост Августа, 1862

Буковый лес в Швейцарии, 1863

Швейцарский пейзаж, 1866

По возвращении он путешествует по России, и становится членом Товарищества передвижных художественных выставок наряду с Репиным, Крамским, Васнецовым, Суриковым и другими. В это время у Шишкина окончательно формируется узнаваемый стиль, в котором нет места романтизации, но есть красота природы самой по себе, и в конце 60х годов он пишет одну из самых своих известных работ - «Полдень в окрестностях Москвы».

Полдень в окрестностях Москвы, 1869

Художник безумно любит лес, регулярно уходя в дебри с самого раннего утра, и без устали работает над этюдами и набросками. Нельзя не отметить, что на его картинах лес всегда величественный, и даже торжественный.

Лесная сторожка, 1892

Сосновый бор, 1895

Зима в лесу (Иней), 1877

Березовая роща, 1878

Дубовая роща, 1887

Луг на опушке леса. Сиверская, 1887

Опушка лиственного леса, 1895

И.И.Шишкин с крестьянами, фотография, 1890

Часто в картинах Шишкина у природы поистине былинная мощь, и не слишком часто появляются люди или животные. Небезызвестен и факт, что медведей на полотне «Утро в сосновом лесу» (1889 г.) написал не Шишкин, а его друг, художник Константин Савицкий, чья подпись с картины была убрана ее приобретателем Павлом Третьяковым.

Утро в сосновом лесу, 1889

Много у Шишкина и работ, на которых он сосредоточен не на масштабе, просторе, мощи природы, а, напротив, на чем-то небольшом, на отдельных ее составляющих - сорных травах, папоротнике, верхушках сосен и т.д.

Верхушки сосен, 1890-е

Цветы у забора, середина 1880-х

Сныть-трава. Парголово, 1884

Травки, 1892

В 1873 г., написав свою очередную картину - "Лесная глушь", в возрасте 41 года, Иван Иванович Шишкин получил звание профессора Академии художеств.

Лесная глушь, 1872

Иван Иванович Шишкин был очень плодотворным художником, про таких говорят "работал, не покладая рук".

И.И. Шишкин за работой над картиной «Мордвиновские дубы», фотография, 1891

Иван Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1873

На одном эскизе Шишкин написал: «Раздолье, простор, угодья, рожь, божья благодать, русское богатство». И, наверное, что-то похожее проносится в голове большинства, глядя на известную его картину «Рожь» (1878).

Иван Иванович Шишкин был женат дважды. Первой его женой стала Евгения Александровна Васильева, сестра еще одного талантливого русского пейзажиста Федора Васильева, через которого он с ней и познакомился, сразу же влюбившись в девушку. В этом браке родилось трое детей, но оба сына умерли еще в юном возрасте, ненадолго их пережила и мать. Шишкин тяжело переносил утрату, и лишь через 7 лет женился во второй раз. Его второй супругой стала художница Ольга Антоновна Лагода, которая умерла спустя полтора месяца после рождения их дочери. До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория.

биография и творчество

Родина одного из самых известных, даже культовых художников России - город Елабуга . Он родился в этом провинциальном местечке 13 января 1832 года. В будущем стал известен, как пейзажист, с фотографической точностью передающий мельчайшие детали природы родного края.

Портрет И.И. Шишкина работы И.Н.Крамского

Семья и учеба

На формирование взглядов и творческого стиля Шишкина большое влияние имел отец. Небогатый купец, увлекавшийся археологией и написавший «Историю города Елабуги» был тем человеком, который сумел передать все свои знания сыну. Шишкин-старший продавал зерно, а на собственные средства реставрировал старинные здания Елабуги, разрабатывал систему местного водопровода.

Путь будущего художника был предопределен с самого детства. Он поступил в 1-ю Казанскую гимназию, но не закончил учебное заведение. В пятом классе Шишкин оставил учебу, вернулся домой и все своё внимание уделял рисованию с натуры. На протяжении четырёх лет писал леса Елабуги, и в 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет

Судьбоносной для Ивана Шишкина была выставка кавказских горных видов Л. Лагорио и маринистических картин И. Айвазовского. Там он увидел полотно, которое очаровывает и вдохновляет многих. Это был «Девятый вал» Айвазовского. Ещё один фактор, определивший дальнейшее творчество художника - учеба в классе Мокрицкого, восхищавшегося творчеством К. Брюллова. Преподаватель смог разглядеть в тихом, даже застенчивом студенте талант и всячески поощрял его занятие пейзажной живописью.

В 1856 году Шишкин окончил училище и поступил в Академию художеств г. Петербурга. В первый же год учебы был удостоен серебряной медали. Награда досталась ему за карандашный рисунок и вид Петербурга, выполненный кистью. Художник стал одним из лучших учеников Академии, и в 1860 г. окончил её с Большой золотой медалью. Такая высокая награда давала право поездки за границу на три года для совершенствования творческого мастерства. Но Шишкин предпочел место, где прошло его детство и отрочество - Елабугу.

Заграничные перипетии

За пределы России художник выехал только в 1862 году. Он посетил Цюрих, Мюнхен, Женеву и Дюссельдорф. Знакомился с работами известных живописцев и учился у самого Р. Коллера. В этот же период по заказу Н. Быкова написал


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»,


за нее получил звание академика.

Шишкин постоянно совершенствовал своё мастерство, разрабатывал собственный стиль. Чего стоят одни рисунки пером, скрупулезно передающие детали окружающих предметов! Две таких работы до сих пор в числе экспонатов Дюссельдорфского музея.

В 1865 году Шишкин возвращается в Россию. Он уже признанный и узнаваемый художник, способный на творческие свершения. В работах начала 1860-х гг. прослеживаются попытки добиться максимального сходства с натурой. Это, как видно из картины

«Рубка леса»,

несколько нарушает целостность пейзажа. Долго и упорно работая, художник преодолевает академические постулаты отвлеченного пейзажа и создает ряд картин. Примером «переродившегося» мастера может послужить полотно

«Полдень. В окрестностях Москвы».

Картина наполнена светом, от нее веет умиротворением и спокойствием, она способна создать радостное, даже блаженное настроение.

Место леса в творчестве Шишкина

В 1870 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижников и на вторую выставку общества представил картину

«Сосновый бор».

Работа и по сегодняшний день поражает цельностью колористики, фотографичностью передачи природы и невероятным сочетание красок.

Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы - «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Живописец удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Полотна с изображением леса, выполненные в единой цветовой гамме, в полной мере раскрывают талант художника.

Творческие приемы

Самая известная картина мастера -

«Утро в сосновом лесу»,

представленная на выставке передвижников в 1889 году. Популярность работы в том, что она наполнена безмятежностью, ожиданием чего-то прекрасного и является символом родины. И пусть медведей написал К. Савицкий, каждый из нас ассоциирует этих животных с маленькими детьми.

Итог всего творческого пути Шишкина - полотно

«Корабельная роща» (1898 г).

Оно завершено по всем законам классицизма, в полной мере раскрывает художественный образ. У картины есть ещё одно свойство - невероятная монументальность.

Скончался И. И. Шишкин в своей мастерской 8 (20) марта 1898 года. Он так и не закончил картину «Лесное царство», но оставшееся наследие и по сегодняшний день способно затронуть душу наших современников.



Сестрорецкий бор 1886


Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60


Берёзовый лес 1871

Дуб. роща1887

Берёзовая роща

Берёза и рябинки 1878

Перед грозой 1884

Среди долины ровныя... 1883


Вид в окрестностях Петербурга 1865

Зима в лесу, иней 1877

На севере диком

Над набережной 1887

Хвойный лес 1873


Зима 1890

Хвойный лес. Солнечный день 1895


Рожь 1878


Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии


Вечер 1871


Вид на взморье


Дождь в дубовом лесу 1891

Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Лес 1897


Ранняя осень 1889

Осенний лес 1876


Горная дорожка. Крым 1879


Золотая осень 1888


Зимний лес

Сосновый лес


Лес в Мордвинове. 1891


Грибники

Ручей в берёзовом лесу 1883


Дали


Зима. Подмосковье. Этюд

Сосны. освещённые солнцем


Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Две женские фигуры 1880-е


Дети в лесу


Первый снег 1875


Прогулка в лесу 1869


Дубки 1886


В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом 1879

Сосна на скале. 1855


Лес вечером 1868-1869



У берегов Камы близ Елабуги

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Биография Ивана Шишкина

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.

После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.

В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).


Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе - Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

Рожь Сосновый бор Среди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Шишкин и медведи

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точности шишкинских пейзажей.

– Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца? Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов. – Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Художник полудня

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Библиография

  • Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);
  • А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)
  • Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).
  • И. И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л., Искусство, 1984. — 478 с., 20 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • В. Манин Иван Шишкин. М.: Белый город, 2008, с.47 ISBN 5-7793-1060-2
  • И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993
  • Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.