Как открыть частный театр. Любительские театры

Театральные кружки и любительские театры

Солдатские театры

Солдатские театры существовали в крупных гарнизонах. Появились в XVIII веке. В XVIII веке спектакли ставились для офицеров, по указанию начальства.

В XIX веке пьесы ставятся «для собственного удовольствия и для увеселения простого народа». Спектакли солдатских театров посещали нижние воинские чины, мещане, небогатые купцы, разночинцы, крестьяне.

Репертуар традиционный, народный. Как правило, ставились три -- четыре пьесы. Самые распространённые комедии «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Лодка». Тексты религиозных пьес «Царя Максимилиана» и «Царя Ирода» «сохраняются преданием». В «Лодке» поэтизировалась вольная разбойная жизнь. Другие спектакли: «Кедрил-обжора», «Потешный гаяр», опера «Мельник -- колдун, обманщик и сват» и т. д.

Свои театры имели кантонисты.

Частные театры

Наряду с развитием императорских театров в XIX веке широкое распространение получили частные театры. Руководили ими, как правило, профессиональные актеры и режиссеры, получившие образование в театральных училищах, входящих в систему императорских театров, но ищущие свой путь в искусстве, ушедшие от казенного направления императорских театров, в которых долгое время не дозволялось никаких новаторств, а роли переходили от одних актеров к приходящим молодым в точно таких же исполнительских трактовках.

Частные провинциальные антрепризы

Провинциальные театральные антрепризы сыграли огромную роль в культурной жизни русской провинции. В XIX веке их в России стало огромное количество. Это были поначалу гастролирующие труппы. Постепенно какие-то из них обзаводились стационарными помещениями (специально для труппы антрепренера П. А. Соколова в 1843--1845 было построено первое театральное здание на Урале, в Екатеринбурге -- Первый городской театр (Екатеринбург)). О бродячих труппах повествует роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды» -- роман посвящен еврейским труппам, но так же точно существовали и любые другие в многонациональной стране. В отличие от столичных театров они несли еще просветительно-образовательную функцию, причем куда большую, чем основное предназначение высокого искусства. С них по сути началась там театральная культура. Но вместе с тем они показали порочную политику централизации, свойственную России: провинция словно считалась местом второго сорта. Само слово «провинциальность» в русском языке приобрело презрительный оттенок, став синонимом полуобразованности, невысокого культурного и духовного уровня. Низшие слои русской провинции в XIX столетии часто были вообще неграмотны даже после отмены крепостного права.

В провинциальных антрепризах работали выдающиеся актеры, как, например Николай Хрисанфович Рыбаков, которому Островский посвятил роль Несчастливцева (пьеса «Лес»); они служили определенным трамплином для актёров и режиссеров, где те могли попрактиковаться перед работой в «настоящих» столичных театрах (например, артист Малого театра С. В. Шумский в 1847 году уехал в провинциальный Одесский театр попрактиковаться в исполнении ведущих ролей и, попрактиковавшись и получив определенный опыт, вернулся в Москву); с них начинали карьеру многие ставшие впоследствии знаменитыми деятели русской культуры, уходившие в дальнейшем на императорские сцены -- работники провинциальных частных театров не могли иметь тех льгот, которые положены были артистам императорских театров, в частности, государственные актеры, покидая сцену в старости, обеспечивались пожизненной пенсией. Подобная централизационная с делением на столицы и провинции система губительно сказалась и продолжает сказываться на всей истории развития страны, не только ее культуры.

Прежде, чем ответить на этот вопрос, специально прошла по сайтам нескольких таких знаковых и успешных «проектов» - студий, площадок, театров, групп - и посмотрела, что они сами пишут или говорят о себе в разделе «История создания»:

1. Театр Док (http://www.teatrdoc.ru/)

Театр документальной пьесы ТЕАТР.DOC был создан в 2002 году несколькими драматургами. Это негосударственный, некоммерческий, независимый, коллективный проект. Многие работы выполняются волонтерами, на добровольной основе.

2. Театр Практика (http://www.praktikatheatre.ru/)

«Практика» - это театр современной драмы. <..> Основатель театра, Эдуард Бояков, предложил России продюсерский подход к театральному делу: каждый спектакль - отдельный проект. Для всякой новой постановки подбирается подходящая команда, и это позволяет предлагать зрителю совершенно разные спектакли.

3. Театр POST

Независимая театральная группа «театр post» была основана в 2011 году учеником выдающегося режиссера Льва Додина, выпускником СПбГАТИ Дмитрием Волкостреловым, и объединила команду молодых актеров - его недавних однокурсников.

4. Студия SOUNDRAMA (http://soundrama.ru/)

Студия Саундрама берет свое начало в музыке: от нее происходит движение по направлению к любому другому виду искусства. Основателями студии являются музыканты «Пан-квартета», художественным лидером – музыкант, актер и режиссер Владимир Панков. Постепенно к студии присоединяются актеры, музыканты, хореографы. Работа на грани между мюзиклом и драматическим действием определяет само название Студии, а вместе с ним и одноименный жанр «Саундрама».

5. Коляда-театр (www.kolyada-theatre.ru/)

«В свой день рождения, 4 декабря, я получил документы так называемого Некоммерческого партнерства «Коляда-Театр». Я в лепёшку расшибусь, но это будет лучший театр в городе. У него будет своя труппа, свой штат и зал мест на 100-120», – Николай Коляда, из интервью журналу «Деловой квартал»

Опыт этих театральных «проектов» показывает, что все началось с идеи и команды, которая собралась, чтобы эту идею воплотить. Это или группа единомышленников, или лидер, собравший вокруг себя людей, которые мыслят с ним в одном поле.

Создание театра может быть инициировано режиссером, актерской группой, группой драматургов, продюсером, который ориентируется в театральной сфере.

Нужно ли для создания театрального проекта образование творческого/профильного ВУЗа? Оно определенно не будет лишним, потому что поможет сориентироваться, обрасти связями, получить первоначальный опыт в театральной среде, найти, в конце концов, тех самых единомышленников, с которыми в будущем захочется создать проект: спектакль, фестиваль, программу, что угодно.

Если у вас уже есть театральное образование, есть идеи и знания, но не хватает решимости, вы можете подать анкету-заявку на летний интенсивный курс Школы Театрального лидера, который с 4 по 14 июля пройдет в Центре имени Мейерхольда. (http://shtl.meyerhold.ru/letnyaya-shtl)

Курс предназначен для режиссеров, продюсеров, театроведов, драматургов, художников, хореографов Москвы и других российских городов.

Курс для тех, у кого есть идеи и амбиции. Для тех, кто хочет создать свой театральный проект, но не понимает, куда двигаться дальше.

В 2016 году в Киеве появился новый независимый театр «Мизантроп». Коллектив уже отметился громкими мультижанровыми постановками «Три сестры» и «Приглашение на казнь». Platfor.ma поговорила с одним из идеологов проекта, композитором Дмитрием Саратским, чтобы подготовить пошаговую инструкцию по созданию независимого театра в Украине.

Поймите, что вам нужен театр.

Создание своего театра начинается, в первую очередь, с мысли о невозможности работать иначе. Когда понимаешь, что иного пути нет и, для того чтобы реализовать свои творческие замыслы, тебе не подходит ни одна из существующих площадок - начинаешь задумываться, а может стоит создать что-то свое? Быть независимым от конъюнктуры, директоров, продюсеров, государства и прочих «нетворческих» факторов. Ну а дальше - это вопрос воли и наличия единомышленников - потому что путь этот очень тяжелый и совершенно непредсказуемый.

Убедитесь, что закон не против вашего театра.

На сегодняшний день регистрация - это не такой уж важный аспект существования театрального коллектива. Можно работать как ЧП или ТОВ, можно примкнуть к уже существующему театру и быть своего рода «подразделением», а можно вообще ничего такого не предпринимать и просто играть спектакли. Единственное, для чего необходимы какие-то юридические обоснования - это продажа билетов. Но тут тоже все довольно просто: достаточно заключить договор с одним из многочисленных билетных операторов и реализовывать билеты через них.

Если ты работаешь как ФОП или ТОВ, то тебе не обязательно доказывать что ты именно театр, а не что-нибудь другое, - зритель сам даст оценку твоему творчеству, но если же вам хочется каким-то образом приобщиться к государственным или муниципальным бюджетам, то тут уже придется столкнуться с бюрократической машиной во всей ее красе.

Хотя, если честно, это не имеет никакого смысла, так как стать «национальным», то есть подчиняться Министерству культуры могут лишь избранные коллективы, их очень мало - а звание «муниципального» или «областного» театра практически ничего не дает в финансовом плане. Скорее наоборот - это лишнее внимание со стороны власти, а значит: контроль за репертуаром, тендерные закупки буквально всего (даже батареек в микрофоны) и еще, не дай бог, какие-то заказные спектакли на праздники. В общем, одни минусы. Помещение, если у вас такового нет, вам никто не выделит, так как театры у нас не строятся уже лет 80. Так что, как не крути, - свобода и независимость сегодня лучше.

Найдите людей.

Для независимого театра люди - это и есть главный фактор успеха, потому что, не имея крыши над головой, не имея долгосрочных планов и финансовой поддержки, единственное, что может заставить коллег идти за тобой, - это их любовь к искусству и готовность жертвовать ради него. Жертвовать временем, заработками, сном, здоровьем - да практически всем, что у них есть. И если ты находишь таких людей - то шанс на будущее есть, если же ты ищешь людей по каким-то другим критериям - в сфере независимого театра - ты обречен на неудачу.

    Потратьте кучу времени на поиск денег.

    В нашем случае занятие, которое отнимает больше всего времени, - это поиск инвестиций. У нас самих нет достаточных средств для реализации задуманных постановок, поэтому мы просто берем деньги в долг, а потом в процессе проката отдаем их. Но это наш путь, и вполне возможно, что не всем нужно следовать такому примеру.

    Безусловно, работа над спектаклем, особенно в том формате, в котором работаем мы, а именно мультижанровый театр, в котором есть и сценическая, и музыкальная, и хореографическая, и световая составляющие, - это очень трудоемкий процесс. Кроме всего прочего, поскольку инвестиция и бюджет не резиновые - многое приходится делать самим: начиная от костюмов и заканчивая перемещением декораций и монтажом звука или света. Ведь чем больше привлекаешь специалистов, тем меньше остается денег на ткани, материалы, микрофоны и тому подобное. Приходится сильно экономить. Так что, если у вас, например, есть друг или родственник, готовый инвестировать в вас, - ни в коем случае не пренебрегайте этой помощью. Главное - не позволяйте этим людям влиять на творческий процесс, иначе все пойдет прахом.

    Определитесь, что хотите поставить.

    В нашем случае было немного необычно: сначала мы решили сделать спектакль «Три сестры», а только после его успеха решились презентовать театр и заявить о себе, как о новом коллективе. Но в целом нужно делать только то, что нравится, иначе нет смысла создавать свой театр. Если вы собираетесь под кого-то подстраиваться, пытаться поймать тренд или настроение публики - нет смысла создавать что-то новое. Главным тезисом должно быть: «творчество в чистом виде».

    Займитесь репетициями.

    Наши репетиции длятся по 12 часов и это мало кто выдерживает! Все потому что, ввиду очень плотных графиков, мы не можем себе позволить репетировать спектакль на протяжении полугода. Когда коллектив только начал свою жизнь, он априори не может сразу приносить деньги, именно поэтому каждый из нас (и создатели, и артисты) занимается еще множеством других проектов, которые позволяют нам держаться на плаву. Ну, а если рассматривать идеальный вариант - то репетиции должны длиться ровно столько, сколько необходимо, и предугадать это невозможно. Все зависит от жанра спектакля, от пьесы, лежащей в основе, от вдохновения режиссера в конце концов - а тут все непредсказуемо.

    Найдите зрителей.

    Есть мнение, что привлечь публику новому коллективу очень сложно, раз уж зрители не ходят даже на именитые театры. На самом-то деле все очень просто: нужно заставить людей поверить в то, что театр - это не скучно. Что это круче, чем кино, потому что все происходит здесь и сейчас. Что театр - это место, где люди, твои современники, будут на твоем языке говорить с тобой о проблемах, волнующих тебя. Не учить, не демонстрировать что-то, а общаться! И если ваш театр действительно живой и действительно актуальный, то эффект «сарафанного радио» будет привлекать все большую и большую аудиторию. Если же вы не такие - никакая реклама не поможет.

Есть ли такой ребенок, который не хочет стать артистом или певцом? Сегодня получить желаемое легко - набор в театральную студию , как правило, осуществляется без предварительных экзаменов. Занятия gомогут осуществиться детской мечте, и ваш малыш будет выступать на сцене, поражая зрителей своими талантами. Часто при выборе театральной студии вопрос упирается в деньги, но в Москве есть множество недорогих и хороших мест, где можно получить дополнительное актерское образование.

Студии-театры

Многие частные театры открывают театральные студии. Обучение в них будет интересно уже тем, что вы получите возможность выступать на сцене перед зрителями с настоящими спектаклями. Обучение в них сравнительно недорогое:

  1. «Открытие». Здесь вы можете посетить как разовые занятия, курсы для детей и поступающих в ВУЗы, а также полноценные курсы. В последнем случае программа обучения будет состоять из трех этапов и продолжаться 9 месяцев. Стоимость занятий составляет от 3000 до 6000 рублей ежемесячно;
  2. «Квадрат». За три месяца обучения в этом учреждении вы научитесь преодолевать страх публичного выступления, красиво и выразительно говорить, постигните азы невербального общения, развития памяти и внимания. Групповые занятия стоят 4000 - 5000 рублей в месяц;
  3. «Удивительная студия Ю. Мартынычева». В ней открыты исследовательские группы, в которые принимаются люди на конкретные роли в спектаклях студии. Обучение бесплатное, но проводится жесткий кастинг.

Частные театральные студии

Бывает и так, что театральная студия не оценивает занятия очень дорого, а знания и навыки, полученные в ней, фундаментальны. К таким творческим объединениям можно отнести:

  1. «Форма». Тут вас научат играть разные роли, верить в себя, видеть волшебное в повседневном. А также разовьют актерские способности и вашу чувственно-эмоциональную сферу. Обучение будет стоить 5000 рублей в месяц как для взрослых, так и для детей, а мастер-классы - 2500;
  2. «Арт-Премьер». В небольших подгруппах вы овладеете навыками ораторского и сценического искусства, смены имиджа и стиля, создадите актерское портфолио. Цена - 4000 - 5000 рублей ежемесячно;
  3. «Ам-театр». Здесь обучают, кроме актерского мастерства, также режиссуре и подготавливают к поступлению в театральное училище. Каждые два месяца вы будете практиковаться выступать на сцене. Цены - 4000 - 5000 рублей.

Театральные кружки при ДК

При домах творчества зачастую открываются неплохие театральные кружки, цены на которые гораздо ниже, чем в частных студиях. Обратите внимание на следующие ДК:

  1. Центральный дом актера. В его стенах проводятся занятия в театральной школе «Артист» по методикам известных театральных деятелей. Раскрепощенное общение, красивая речь, умение играть на сцене и в жизни - этому вы научитесь за 6000 рублей в месяц;
  2. «Театр юных москвичей». Существует в учреждении художественного образования МГДД (Ю)Та свыше 70 лет. У ребят развивают умение самовыражаться и выступать на сцене. Они участвуют в спектаклях, конкурсах, фестивалях. Прием осуществляется по результатам прослушивания и эссе;
  3. «Глобус». Театральная студия функционирует в стенах ДК «Загорье». Здесь детей обучат актерскому мастерству, сценической речи, пластики тела и танцам. Они будут участвовать в театральных постановках, конкурсах, разовьются творчески и социально. Обучение бесплатное.

Театральная студия - прекрасное место для общего развития вашего ребенка. Не стоит бояться высоких цен на обучение в них - вы можете с легкостью подобрать такой вариант, которых соизмерим с вашим бюджетом.

Частный театр: Общий обзор театрального бизнеса

Считается, что в нашей стране театральный рынок уже насыщен как государственными, так и частными театрами, и у конечного потребителя (в данном случае - зрителя) достаточно широкий выбор относительно этой услуги. Но на самом деле это не так.

В нашей стране частные театры – вещь относительно новая и не вписывающаяся в малый бизнес. Это связано с тем, что театральное искусство, в отличие от, например, кино- и циркового считается некоммерческим проектом, «искусством ради искусства», не приносящим существенной прибыли.

Как ни печально, но уважаемая когда-то профессия антрепренера – владельца или содержателя (а также в некоторых случаях – арендатора) частного театра сейчас незаслуженно забыта. Возможно, именно поэтому начинающие актеры, труппы и даже театральные студии и действительно не приносят своим участникам заслуженного дохода и остаются чем-то на грани хобби и подработки для студентов.

Именно поэтому начинающий предприниматель может небезуспешно попробовать себя на этом уважаемом и интересном поприще. Открытие частного театра может стать увлечением и работой всей жизни, не говоря уже о том, что грамотно организованный частный театр в то же время сможет обеспечить своим актерам и владельцу (антрепренеру) достойное существование и немалые заработки.

Что нужно знать, открывая частный театр?

Конечно, для начала следует определиться с тем, будет ли у вашего театра собственное помещение. Этот вопрос является фундаментальным и ответ на него зависит от многих факторов: например, величины города, стартового капитала, возможности быстрого, компактного и слаженного переезда на гастроли в другие города, и, наконец самой концепции театра – будет он преимущественно стационарным, или же наоборот, «бродячим».

В этом отношении на первом месте стоит, конечно, финансовый вопрос. Найти подходящее и надлежащим образом оборудованное помещение, как правило, очень трудно.

Можно, конечно арендовать его и перестроить по своему усмотрению (разумеется, с согласия арендодателя), однако, во-первых не каждый арендодатель пойдет на такие преобразования – ведь в дальнейшем он, скорее всего, просто не найдет подходящих арендаторов, а демонтаж и неизбежно последующий за ним ремонт обойдется в достаточно крупную сумму; во-вторых же, арендуя и переоборудуя какое-то помещение, вы инвестируете свои средства «в никуда».

Еще один вариант – постройка собственного помещения или его покупка и переоборудование. В данном случае необходимо точно просчитать – а будет ли это выгодно вообще?

Например, в небольших городах ваши достаточно крупные вложения в недвижимость не окупятся никогда (или по крайней мере, очень долгое время).

В городах-миллионерах (а тем более в Москве) ситуация несколько иная: здесь любое вложение всегда окупится – даже если вам придется продать помещение, оно всегда будет стоить больше, чем затраты на его постройку.

Но в вопросе собственного помещения есть и другой подвох. Его наличие подразумевает некую стационарность самого театра. Подумайте, сможет ли на ваши постановки приходить такое количество людей, которое всегда будет окупать затраты?

Если ответ отрицательный, то лучше задуматься о покупке 2-3 автофургонов (недорогих моделей, например, Peugeot Boxer Fourgon; или Renault Trafic Fourgon; или еще что-то подобное, до 1 млн руб.) для перевозки актеров и реквизита и начинать дело именно с нестационарного, выездного театра.

Частный театр: Вопрос формирования репертуара и актерской группы

Когда вопрос с помещением или его отсутствием решен, можно задуматься о репертуаре и кадровом (актерском и вспомогательном) составах.

Как известно, существует всего несколько театральных жанров. Например, водевиль, драма, комедия, мелодрама, мюзикл, трагедия, трагикомедия. Каждый из них по-своему хорош и отдавать предпочтения одному в ущерб другому просто невыгодно с точки зрения зрительских симпатий.

По большому счету, нормальный театр должен представлять на суд зрителя постановку произведения любого жанра – во-первых из соображений привлечения максимального количества зрителей, а во-вторых – для того, чтобы не превращаться в заведение для любителей одного определенного жанра, что отпугнет других посетителей.

Наиболее ответственная часть открытия собственного театрального дела – это, конечно подбор актеров. Разумеется, в малоизвестный театр актеры «первой величины» попросту не пойдут. Но это не должно вас пугать по двум причинам.

Во-первых, сформировав первичную труппу из молодых подающих большие надежды актеров или даже хорошо подготовленных любителей, вы существенно сэкономите на гонорарах.

А во-вторых, известность и слава – как известно, категории преходящие. Когда ваш театр стане более или менее известен, актеры «с именем» сами к вам потянутся.

В идеальном случае, конечно найти начинающую, но уже сформировавшуюся труппу или даже молодежную театральную студию во главе с режиссером – тогда вопрос как формирования репертуара, так и кадров отпадет сам собой – режиссер попросту проделает эту работу за вас.

Не стоит забывать и о работниках, остающихся за кулисами – бутафорах, реквизиторах, механиков, осветителей и других, вплоть до билетеров и уборщиков. Хотя в данном случае этот фактор является вторичным – технический персонал найти гораздо проще, чем творческий.

Частный театр: Билетная политика. Выводы.

Относительно стоимости билетов трудно назвать конкретные цифры, однако на данный момент цена в 1000-1500 рублей за хороший спектакль не является чем-то запредельным. Кроме того, разумеется, стоит ориентироваться на другие театры, в том числе местные, если вы работаете в передвижной форме. Для начала, в целях привлечения публики, стоит установить планку в 75-90% цены местных билетов.

Как уже говорилось выше, грамотно организованное и правильно рассчитанное театральное дело может быть не только приятным но и весьма выгодным времяпровождением, приносящим к тому же славу, почет и уважение.