Караваджо взятие христа под стражу. Картины Караваджо: "Поцелуй Иуды", "Больной Вакх", "Юдифь и Олоферн"

На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

В этот день, по нашему это была , — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.

Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, если я вам предам Его?»

Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников.

«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне


Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.


Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.

После моления Христа в Гефсиманском саду в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».

Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.

Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Базилика Сан Аполлинаре Нуово. Поцелуй Иуды

Предательство Иуды. Иван АйвазовскийПоцелуй Иуды. Петров Александр Николаевич.

Картина Предательство Иуды — Миронов Андрей Николаевич.

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: «согрешил я, предав Кровь невинную» (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему: «что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).

Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин.

“Поцелуй Иуды”. Лунный свет выхватывает из темноты несколько фигур. Лица. Руки. Чёрные доспехи. Христос отпрянул под натиском толпы. Иуда сейчас поцелует его. Тем самым подавая знак страже, что он тот самый. Один стражник уже дотронулся до груди Иисуса. До его ареста осталась секунда. А пока пауза.

Картина на первый взгляд типична для Караваджо. По ней легко понять все новаторства художника. Однако в этой работе зашифровано одно необычное послание. Его мы и попробуем расшифровать.

Тенебросо, реализм и кое-что ещё

Если вы до этого не видели ни одной картины Караваджо, то вполне сможете понять все его особенности по одному лишь “Поцелую Иуды”. Это его классическое произведение.

Тенебросо

Караваджо очень талантливо применял метод тенебросо. Когда на заднем плане сплошная тьма. И лишь тусклый свет вылепливает фигуры.

В картине “Поцелуй Иуды” метод тенебросо особенно уместен. Ведь Христа арестовывают в Гефсиманском саду ночью. И лишь луна могла освещать это драматическое событие.

Реализм

Изображение необычайно реалистично. Даже в полумраке мы видим грязь под ногтями героев. Видим каждую морщинку. Жесты и мимика персонажей очень правдоподобны. Как, например, у святого Иоанна. Который кричит, осознав весь трагизм происходящего.


Как Караваджо достигал такой реалистичности? Он использовал камеру-обскуру. Он просил натурщиков принять нужные позы. Изображение проецировалось на холст. Затем художник быстро обрисовывал очертания фигур. Так позы персонажей получались жизненными.

Ещё Караваджо никогда не создавал предварительных рисунков. Работал только с натуры. Это также помогало ему создавать живые образы. Иной художник, злоупотребляя чрезмерной подготовкой, может превратить динамичный сюжет в сухое повествование.

Приближение

Караваджо максимально нас приближает к происходящему. В результате в раму “уместилось” лишь пять фигур. Он даже не стал изображать святого Петра. Хотя до Караваджо его всегда включали в сюжет. Показывая, как он в порыве гнева бросается защитить учителя. Да только отрезает ухо одному несчастному из толпы.


. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия. wga.hu

Необычное послание Караваджо

Есть в картине один необычный момент. Посмотрите, справа стоит мужчина с фонарем в руках. Он с интересом вглядывается в происходящее.


Караваджо. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, г. Дублин. wga.hu

Он не апостол. И не стражник. Кто же он?

Это сам Караваджо.

Зачем Караваджо изобразил самого себя?

Это самолюбование? Желание увековечить себя?

Скорее всего, причина в другом. Это его послание всем нам. И чтобы его расшифровать, нужно немного углубиться в библейский сюжет.

А сюжет этот о вероломном предательстве. Ученик предаёт учителя за 30 серебренников. Казалось бы, сюжет трагичен, но прост. Корыстолюбивый злодей предал доброго и кроткого Иисуса.

Но корни его предательства уходят глубже. Иуда видел в Иисусе спасителя своего народа. Он представлял, как тот совершит переворот. Сядет на царский трон. А главные роли раздаст ближайшим соратникам. Ему в том числе.

Да, Иуда был тщеславен. Ради высокого поста он готов был потерпеть аскетичный образ жизни. Чтобы потом стать придворным министром. Не меньше.

Но Иисус вёл себя не так, как ожидал Иуда. Он не боролся за власть привычными способами. Он завоевывал сердца людей своей мудростью, великодушием и готовностью на самопожертвование.

Такого Иуда не ожидал. Его амбициозные планы рухнули. И небольшая плата за выдачу Христа – возможность выместить злобу за свои несбывшиеся надежды.

Так что это не какой-то страшный злодей, каким его часто представляют. Это скорее жалкий, мелочный человек. Который готов тут же отвернутся от своего учителя, друга. Поняв, что ему эта связь ничего не сулит. В этом его главная трагедия. И таких трагедий – сплошь и рядом во все времена. И в наше время.

Вот для чего Караваджо изобразил себя в качестве наблюдателя. Он всматривается в происходящее. Как бы задавая себе вопрос “А я? Не предаю ли я Христа?”

Он как бы взывает к нам. Предостерегает. Мол, будьте бдительны. Задавайте себе почаще вопрос “А не предаю ли я Христа?”

А Христос уже будет у всех свой. Моральные принципы. Семья. Предназначение. Совесть…

Интересный факт. Еще один “Поцелуй Иуды”

Картины Караваджо часто копировали. У “Поцелуя Иуды” тоже есть копия. Она хранится в Одесском музее восточного и западного искусства.

Я ее, конечно, вам здесь покажу. Но особого смысла в этом нет. Их сложно отличить друг от друга. Скопировано все до мельчайших деталей.


Последователь Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Музей восточного и западного искусства, г. Одесса. museum.odessa.ua

На освещение и цвета не обращайте внимания. Все-таки картины взяты из разных источников.

Нет. Все же одной деталью они отличаются.

Присмотритесь к лицам героев на обеих картинах.

На одесской картине кожа на вид восковая. На дублинской же – более натуроподобна.

Но все равно обе картины очень похожи. Поэтому одно время одесскую копию считали авторской. Есть даже легенда, как она появилась.

Караваджо написал дублинский “Поцелуй Иуды” для своего покровителя Кириако Маттеи. Картиной восторгались ценители искусства. Чему очень позавидовал родной брат Кириако. Дабы ему угодить, Караваджо и написал для него авторскую копию.

Копия действительно была написана для брата заказчика. Судя по его бухгалтерской книге. Но скорее всего сделал это не Караваджо. К тому моменту его уже не было в Риме. Он сбежал оттуда после .

PS.

Кстати, одесский “Поцелуй Иуды” был украден из музея в 2008 году. Картину удалось вернуть в 2010 году. С помощью подставного покупателя. Полотно было сильно повреждено ворами. Оно до сих пор находится на реставрации.

Вконтакте

Сюжет

История

Картина была создана художником по заказу его постоянного клиента Кириако Маттеи. Считалось, что в XVIII веке картина исчезла. В 1990 году потерянный шедевр был опознан главным реставратором Ирландской Национальной Галереи Серджио Бенедетти в картине, висящей в дублинском Обществе Иисуса . Открытие было опубликовано в 1993 году. Бенедетти опознал картину, очистив ее.

Картина, висевшая в иезуитской трапезной с начала 1930-х, долго считалась копией утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста, одного из голландских караваджистов. С такой атрибуцией она пришла из наследия рода Маттеи, которые продали ее как Хонтхорста в 1802 году Уильяму Гамильтону Нисбету, в шотландском доме которого она оставалась до 1921. Затем она была продана ирландскому педиатру Марии Ли-Уилсон, которая пожертвовала ее в 1930-х (вероятно, в 1934), дублинским иезуитам в благодарность за их поддержку после убийства ее мужа капитана Персиваля Ли-Уилсона ирландской республиканской армией в 1920.

В настоящий момент иезуиты предоставили картину галереи в бессрочную аренду.

Повторение в Одессе

Одесская картина после возвращения потребовала реставрации

Картина «Поцелуй Иуды» была похищена из одесского Музея западноевропейского и восточного искусства 30 июля 2008 года. Долгое время она считалась авторским повторением либо же вообще оригиналом (с чем яростно не соглашался Дублинский музей).

Она была обнаружена в Берлине. 25 июля федеральной криминальной полицией были задержаны 4 участника международной банды (1 россиянин и 3 украинца). На территории Украины арестованы еще около 20 возможных соучастников кражи. Полотно было найдено при попытке воров передать покупку подпольному коллекционеру . Преступление было раскрыто благодаря внедрению подставного покупателя-«миллионера» .

В 2012 году украинский музей согласился, что их «Поцелуй Иуды» не является авторским повторением дублинской картины. Украинские эксперты объявили, что теперь, после проведенных исследований, они согласны с этим фактом, на котором прежде настаивали представители ирландского музея. Заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации Татьяна Бычко, в чьем ведомстве сейчас находится картина, поведала журналистам, что для установления истины пришлось ехать в Эрмитаж. Петербургский музей располагает собственным подлинником великого итальянца (знаменитый «Лютнист»), в 1954 году занимался реставрацией «Поцелуя Иуды» в мастерских Грабаря и подтвердил данное предположение. Вероятней всего, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Ее заказал родной брат владельца оригинального «Поцелуя»: имена братьев - Чиаракко и Адсрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствует записи в его бухгалтерской книги). Петербургские специалисты со всей определенностью утверждают, что картина - не оригинал. Манера ее написания заметно отличается от манеры Караваджо. Это стало понятно после внимательного исследования рентгеновских снимков .

Картине потребовалась значительная реставрация.

Летом 2012 года директор Пушкинского музея Ирина Антонова на открытии выставки «Возвращение Святого Луки. Западноевропейская живопись VI-XVIII веков из музеев Украины», где было представлено 100 шедевров из украинских музеев (в том числе предмет другой громкой кражи - Святой Лука (картина Хальса)), рассказала, что одесский «караваджо» планировался для участия выставки, но поскольку его авторство было пересмотрено, в список экспонатов ее не включили.

Примечания

Категории:

  • Картины Караваджо
  • Украденные картины
  • Картины по алфавиту
  • Картины XVII века
  • Картины по сюжетам Нового Завета
  • Иуда Искариот

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Поцелуй Иуды (картина Караваджо)" в других словарях:

    Франц Хал … Википедия

    Картина Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» в 1913 году пострадала от трёх ударов ножом, после чего лица изображённых пришлось воссоздавать фактически заново … Википедия

    Запрос «Страсти Христовы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с … Википедия

    О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

    О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

    I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

    Случаи краж картин известных художников в 2007-2012 гг. - Случаи краж картин известных художников в 2007 2012 гг. 2012 19 июня неизвестные украли картину испанского художника Сальвадора Дали Дон Хуан Тенорио из галереи на Манхэттене в Нью Йорке. Картина оценивается в 150 тысяч долларов. Камеры… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Случаи краж картин известных художников в 2007-2011 гг - 2011 14 августа из отеля Ritz Carlton в Южной Калифорнии неизвестный украл выполненный великим голландским художником Рембрандтом ван Рейном рисунок Приговор (The Judgment) приблизительной стоимостью 250 тысяч долларов. Заранее спланированная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

После плача в Гефсиманском саду Иисус Христос спускается вниз с горы и в это время появляются стражники, а вместе с ними – Иуда Искариот. Он сказал стражникам: «Кого я поцелую, тот Иисус». Иуда поцеловал Иисуса, предав его, после чего Иисус Христос был арестован. За это Иуда получил 30 серебренников.

В русской культуре :

Прецедентная ситуация Предательство Иуды .

Иуда – символ предательства (Например : Ты настоящий Иуда, ты меня обманул и предал ).

Тридцать серебреников – атрибут ситуации (Почему ты решил перейти на сторону моих врагов? За 30 серебреников? Они тебе заплатили? ).

Повеситься на осине – атрибут ситуации (по преданию, Иуда после предательства Иисуса Христа повенсился на осине.

Поцелуй Иуды – Иуда предает Иисуса Христа стражникам, целуя его в щёку, чтобы они поняли, что это и есть Иисус Христос.

Апостол Петр, как и предсказывал Иисус Христос в Тайной вечере, также трижды еще до первых петухов отрёкся от Иисуса, сказал, что не знает его (А.П. Чехов в рассказе «Студент» сравнивает поступок своего героя-студента с поступком Петра, который раскаивается в том, что предал своего учителя) (Чехов «Студент»).

ИКОНА "Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды " Двусторонняя икона -таблетка Конец XV - начало XVI вв. 24 = 19.5 см Новгород.

Николай Ге. Совесть. Иуда. (1891 ).

Николай Ге. «Совесть. Иуда» (1891). Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление от Идеала».

М. Караваджо. Взятие Христа под стражу (целование Иуды)

около 1598, Дублин, Национальная галерея Ирландии

Христос на суде у Понтия Пилата («Се человек»).

Стражники арестовали Иисуса, которого боялись ветхозаветные священники и царь Иудеи Ирод, и привели его на суд к Понтию Пилату – римскому прокуратору (наместнику) в Иудее. Понтий Пилат долго разговаривал с Иисусом, а потом сказал, что Иисус ни в чем не виноват и хотел отпустить его. Но первосвященники подняли народ против Иисуса и стали требовать распять его на позорном деревянном кресте вместе с двумя разбойниками. Понтий Пилат сказал знаменитую фразу: «Не виновен я в крови этого праведника» и отправил его на распятие.

Николай Ге. «Что есть истина?» Христос и Пилат

Яркий солнечный свет освещает фигуру римского прокуратора в Иуде е По нтия Пила та. Пилат задаёт вопросы Иисусу. Христос, измученный пытками, стоит со связанными руками у стены – художник поднимает историческую тему бесправия народа перед властью. Колорит картины строится на контрасте темных и ярких пятен. Яркими красками выделена неприятная фигура судьи - Понтия Пилата, но все симпатии зрителей - на стороне страдающего, но не сломленного Иисуса. Художник подчеркивает все превосходство отверженной личности над властью (тема народ и власть, актуальная для конца 19 века).

Однако Библия описывает историю суда над Иисусом Христом иначе. Согласно Евангелию от Иоанна, именно Понтий Пилат на суде признал невиновность Иисуса Христа, назвав Его не самозванным царем иудейским и не человеком, считающим себя Богом, в чем Его обвиняли, а просто человеком. На суде Понтий Пилат произнёс знаменитую фразу: «Се человек » - «Это человек» («Вот человек» ), по латински - Ecce Homo. Именно с этими словамипрокуратор ИудеиПонтий Пилатпоказал народуИерусалимаИисуса Христа, слабого и избитого, одетого вбагряницуи увенчанноготерновым венцом(венцом страданий), желая возбудить сострадание толпы к нему.

В этот день Страстной пятницы Иисус Христос был распят.

В мировой живописи активно разрабатывается этот библейский сюжет, где важно было показать страдания Иисуса Христа как человека. В частности, в картине Караваджо, которая так и называется – «Се человек».

«Се человек», Караваджо , ок. 1605, Палаццо Россо , Генуя

Иисус изображается страдающим, в терновом венце, впивающемся шипами в кожу, окровавленный после бичевания, в руках скипетр(здесь – палка из тростника), на плечах багряница -красная мантия(царские символы). В сцене присутствует Понтий Пилат, указывающий на Иисуса Христа и произносящий фразу «Се человек». Его руки сложены как крест, связаны веревкой. Выражение лица Христа для художников представляло проблему - они стремились передать его жалось к врагам (в Раннем Возрождении он мог плакать). Караваджо показывает Его смирение с судьбой, одиночество, страдание, но и твёрдость воли.

Библейские сюжеты: Поцелуй Иуды глазами художников

Иуда Искариот. Это библейское имя и связанная с ним история превратилась в символ предательства. Тридцать серебряников, за которые Иуда согласился рассказать про Иисуса - плата за это предательство. Все библейские сюжеты на протяжении двух тысячелетий вдохновляют представителей разных видов искусства. История про Иуду наравне с другими часто появляется на полотнах художников.

История картины Караваджо «Поцелуй Иуды» удивительна сама по себе. Мастер написал ее по заказу Кириако Маттеи в 1602 году. Однако спустя два столетия работа исчезла. Обнаружить ее удалось совсем недавно, когда в 1990 году картину опознал главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти. Долгое время полотно Каравджо висело в Обществе Иисуса, в Дублине. Его считали копией картины голландского живописца Герарда ван Хонтхорста. Сейчас работа находится в Национальной галерее Ирландии.

К образу Иуды обращается итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья . Главной работой мастера считается алтарный образ сиенского собора «Маэста». Его создание относится к началу XIV столетия.

Предательство ученика Иисуса попало в серию работ «Большие страсти» Альбрехта Дюрера . На гравюре немецкого живописца и графика мы видим, как Спасителя берут под стражу. Возле него расположился и тянется Иуда. На лице Иисуса - страдание и боль, в то время как предатель нервно и поспешно пытается объясниться перед учителем.

В мадридском музее «Прадо» находится «Поцелуй Иуды», написанный представителем неаполитанской школы Джордано Лука . Предатель с отчаянием всматривается в лицо Иисуса. Но глаза сына божьего закрыты, голова повернута, рука тянется к сердцу.

На фреске Джотто Ди Бондоне разворачивается драма. Иллюстрируя библейскую историю, автор использует все средства художественной выразительности, чтобы подчеркнуть значимость и величие Христа и противопоставить ему уродливость и подлость Иуды. Художник сталкивает высокое и низкое, мораль и ее отсутствие. Спокойный и уверенный взгляд Иисуса встречается с отталкивающими и неприятными глазами предателя. Джотто оживляет композицию за счет окружающих учителя и ученика, застывших в напряжении. Статичность и концентрация в центре контрастирует с динамикой вокруг.