Клеопатра - некрасивая и холодная. Как выглядели Иисус, Клеопатра и Наполеон: Реконструирована внешность легендарных людей

Египетская царица обладала другими достоинствами, сводившими с ума сильных мира сего

Царицу Клеопатру многие считают эталоном и символом красоты. О ее внешних данных судили по признанным красавицам кинематографа, которые играли ее в исторических кинолентах: среди них Вивьен Ли, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Моника Беллуччи . Ее имя окутано легендами, и из поколения в поколения переходят рецепты сохранения неописуемой красоты. Однако не так давно ученые и историки развенчали миф о пленительной внешности царицы из македонской династии Птолемеев , которая родилась 2 ноября 69 года до нашей эры.

Двуликая царица

Древнегреческий историк Дион Кассий в свое время разливался соловьем, описывая Клеопатру как женщину непревзойденной красоты. Но не будем забывать, что с тех пор стандарты, которые определяли привлекательную внешность, сильно изменились. Ту же богиню любви и красоты – Афродиту вряд ли сегодня назовут восхитительной и лучезарной, если посмотреть на ее изображения. Пухлая, с толстыми щеками и длинным носом. Ее бы сегодня травили во всех соцсетях и посоветовали сесть на диету и лечь на стол к пластическому хирургу. Как и Клеопатру, которая, предположительно, на монетах и барельефах той эпохи предстает мужеподобной женщиной с крючковатым носом.


Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон год работала над реконструкцией облика Клеопатры, создав трехмерную модель и основываясь на изображениях царицы на найденных артефактах. В итоге получилась смуглая женщина с крупным носом, тонкими губами и острым подбородком, которая вряд ли может сегодня претендовать на титул самой красивой.

А историки Британского музея подлили масла в огонь, заявив, что Клеопатра была коренастой, полноватой и ростом около 1,52 м. Выглядела она непропорционально, имела толстую и короткую шею.

Манипулятор с харизмой

Как же с такими внешними данными царица, правившая 21 год, сумела околдовать диктатора Юлия Цезаря , а потом и его соратника – полководца Марка Антония , вместе с которым впоследствии покончила жизнь самоубийством? Философ Плутарх писал: «Ее красота... сама по себе не настолько ослепительна, чтобы ею восхищались все, кто видел правительницу». Он больше говорил о неотразимом шарме Клеопатры, ее ораторских способностях, умении открыто общаться с собеседником, который сразу попадал под ее чары.

Она обладала сексуальным голосом и харизмой. Была хорошо образованна, говорила на нескольких языках, могла поддержать беседу о литературе, философии, войне и политике. Поэтому ее внутренняя красота ослепляла мужчин сильнее и сияла ярче, прикрывая недостатки фигуры и лица хитрой царицы, которая, возможно, манипулировали теми, кто ей давал управлять государством.

Хороша до безобразия

Итальянский историк Гульельмо Ферреро пришел к выводу, что Клеопатра по своей природе была неспособна к искреннему чувству. Ею руководил холодный расчет и желание обладать неограниченной властью. Некоторые ученые считают, что миф о красоте египетской царицы распространил Октавиан Август , не желая признавать ее политических и интеллектуальных способностей. Удобнее было объяснить ее влияние на Цезаря банальными женскими чарами.


А еще ряд экспертов уверены в том, что Клеопатра могла быть и посимпатичнее в жизни, чем ее образ, который чеканили на монетах. В целях пропаганды царицу могли специально изображать мужеподобной, чтобы узаконить ее право на власть. Единственное, в чем нельзя сомневаться, Клеопатра была талантливой в сферах, традиционно относящихся к «мужским», и притягивала как магнит великих мужей, которыми управляла не хуже, чем государством.

Миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений.

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи. Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.

Кембриджский египтолог Салли»/>


Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи
Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года.
На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости.
Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

«/>



В массово»/>


Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон
В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.

«/>


Бюсты Клеопатры (предположительно)

«/>


Изображения Клеопатры на монетах

«Она, вероятно, не была полностью евро»/>


Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)
«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон. – Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».

«/>


Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица в»/>


Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934
Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок.
Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной.
По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.

«/>


Вивьен Ли в фильме *Цезарь и Клеопатра*, 1945

Греческий историк Плутарх так писал о Клеоп»/>


Софи Лорен в фильме *Две ночи с Клеопатрой*, 1953
Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием.
С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».

«/>



«/>


Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопат»/>



Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония.
Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения.
Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.

«/>


Как говорится, найдите 10 отличий

Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря»/>


Как говорится, найдите 10 отличий
Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

Кто не слышал о царице Клеопатре. Общеизвестно, что она являлась и является одним из самых известных мировых секс-символов. С античных времён и до наших дней. Однако, интересно, - в жизни Клеопатра отнюдь не была той божественной красавицей, какой её изображали и изображают на картинах, в кинематографе и проч.

Сохранилось несколько её изображений, показывающих реальный облик египетской правительницы (кстати седьмой по счёту с таким именем), последней представительницы эллинистической династии Лагидов.

Например, её бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), хранящийся в Берлинском музее Altes и созданный после смерти Клеопатры по случаю брака её дочери от брака с Марком Антонием, Клеопатры Селены, с царем Мавритании Юбой II. Передает внешность Клеопатры в её последние годы. Судите сами:

Ещё один бюст, изображающий предположительно Клеопатру:

Ну и как она Вам? Впрочем ничего удивительного, нос с горбинкой был отличительной чертой представителей династии Лагидов.

Впрочем, античные авторы честно признавали, что внешность знаменитой египтянки далека от совершенства и Клеопатра покоряла сердца мужчин иным способом, нежели красотой своего лика. Вот как описывал её римский историк Плутарх:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие… (Плутарх, «Антоний», 27 ).

Хотя конечно же, она носила в особо торжественных случаях ту самую диадему в древнеегипетском стиле, которая нам известна по многочисленным фильмам. Само собой разумеется, эллинистические правители всячески демонстрировали преемственность своей власти от древних фараонов и подданые их точно также боготворили, хоть и не хоронили в пирамидах.

Давайте лучше посмотрим как образ царицы отразился в произведениях искусства в древности и в наши дни. Понимаю -тема сия неисчерпаема.

Люди Октавиана подбежали к ничего не подозревавшему караулу и раскрыли двери, но нашли Клеопатру уже мертвой (она умерла от укуса змеи, которой нарочно подставила свою руку ). В царском одеянии она лежала на золотой постели.


Пьеро ди Козимо. Клеопатра. 1485-1490 годы.


Джиованни Джампиетрино. Смерть Клеопатры. Около 1520 года.


Микеланджело Буанаротти. Клеопатра. 1533 - 1534 годы.


Массимо Станционе. Клеопатра. 1630 год.


Гвидо Рени. Клеопатра. 1635 - 1640 годы.


Алессандро Турчи. Смерть Клеопатры. 1640 год.


Леонард Керн. Клеопатра. 1652 год.


Якоб Йорданс. Праздник Клеопатры. 1653 год.


Гвидо Кагначчи. Смерть Клеопатры. 1659 год.


Жерар де Лайрессе. Клеопатра. 1680 год.


Ян де Брей. Пир Антония и Клеопатры. 1669 год.


Джованни Баттиста Тьеполо.Пир Клеопатры 1746-1747 годы.

Ослепительная красота египетской царицы ни у кого не вызывает сомнений. Однако современные ей источники об этом ничего не говорят, а более поздний автор пишет, что она выглядела «не бесподобно» . Лицо роковой женщины можно представить по ее официальным изображениям.

Не неотразимая сексуальность в некотором роде потрясла . Она была любовницей великого полководца и диктатора Юлия Цезаря, после убийства которого прибрала к рукам его соратника Марка Антония. Вместе они пытались сопротивляться Октавиану, будущему императору Августу, но потерпели поражение и покончили с собой. История жизни и самоубийства Клеопатры вдохновила множество писателей, художников, кинематографистов. В ее роли снимались самые блистательные голливудские звезды - Клодет Кольбер, Вивьен Ли, Элизабет Тейлор. Однако античные портреты Клеопатры наводят на мысль, что слухи о ее неземной красоте несколько преувеличены.

Подробнее о «Жемчужине Нила»

Почти все изображения царицы выглядят приукрашенными, символическими, намеренно искаженными или вообще оказываются не ее портретами. Однако ученые вновь и вновь внимательно к ним приглядываются. В конце концов это единственные доступные им «вещдоки» описаний очевидцев не сохранилось. Самый достоверный источник - труд греческого историка Плутарха (ок. 45 - ок. 127). знавшего внука одного из придворных Клеопатры:

«Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной... однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой - ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках... в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».

Обманчивая внешность

На отчеканенных в Александрии монетах (см. справа) у Клеопатры крючковатый нос и торчащий подбородок. Однако эти части лица на официальных портретах часто увеличивали, чтобы образ получился более волевым и властным.

В любом случае Клеопатра вряд ли отвечала современным стандартам красоты. Судя по мумиям, женщины из династии Птолемеев были ростом около 1,5 м и отнюдь не худенькими. Монеты и бюсты Клеопатры демонстрируют жировые отложения вокруг шеи - у статуй их называют «венериными кольцами». Возможно, художники подчеркивали ими сытую жизнь своих моделей, но, по мнению ряда специалистов, в данном случае это не чистая символика. Похоже, шея у царицы была толстовата. На некоторых изображениях бросаются в глаза длинноватый горбатый нос, острый выступающий подбородок.

Клеопатру убил действительно аспид - под именем настоящего аспида известна египетская кобра или гая (до 2 м длиной), изображенная на короне египетской царицы: укус не очень болезненный, смерть быстрая.

Божество

Рельеф на храме Хатор в Дендере (см. слева) изображает Клеопатру в головном уборе богини с коровьими рогами. Очевидно, отождествляя себя с египетской богиней, царица старалась укрепить свой авторитет у подданных. Перед европейцами она могла предстать и в образе римской Венеры.

Королева дипломатии

Клеопатра VII родилась в 69 г. до н.э. Ее династия Птолемеев, номинально правя , давно уже зависела от Римской республики. Недостаток силы монархи компенсировали внешним блеском. Сама Клеопатра получила отличное образование и, по всем свидетельствам, уже в очень раннем возрасте вела себя по-царски.

Без дипломатических способностей выжить было трудновато. В 17 лет она унаследовала трон - вместе с 12-летним братом Птолемеем XIII, по традиции объявленным ее мужем, и сразу же столкнулась с недовольством подданных, интригами придворных партий и угрозой прямой римской аннексии (оккупация) Египта.

В 48 г. до н.э. в битве при Фарсале (Греция) Цезарь разгромил Помпея (Гней Помпей Великий). Тот бежал в Египет, где был убит придворными Птолемеев, которые опасались мести победителя. Вскоре сюда явился и сам Гай Юлий Цезарь. Клеопатру перед этим изгнали из Александрии сторонники ее брата. Великий полководец после трудной и опасной войны с ними в 47 г. до н.э. восстановил пострадавшую на троне. Возвращаясь в Александрию, для эффекта или просто опасаясь за свою жизнь, Клеопатра велела тайно доставить себя в лагерь Цезаря в полотняном мешке.

Описывая этот эпизод, Плутарх (древнегреческий философ, биограф, моралист) не говорит, что Цезарь был сражен красотой царицы, но «его сразу же покорило ее кокетство» .

Обольстительница...

Репутация Клеопатры как роковой женщины сложилась в древнем Риме после ее смерти, когда имя царицы стало престижной маркой для косметики и салонов красоты. В средние века считалось, что приворожила Марка Антония колдовским зельем. Шекспир, пользуясь трудами Плутарха и Светония, изо всех сил пытался разглядеть в ней царицу. В наше время образ Клеопатры был ярко воплощен, в частности, в фильме голливудской звездой Элизабет Тейлор.

Конечно, выкатываясь из ковра у ног Цезаря, она выглядит - по меркам кинозрителей - исключительно сексуально. Однако Клеопатра действительно скрывалась от врагов, а в римском полководце видела единственного гаранта безопасности. В конце концов еще вопрос, кто кого соблазнил.

Сравним шансы: у нее за плечами 22 года и фиктивный брак с младшим братом; ему 53, у него жена, куча любовниц и долгий опыт плотских утех.

Такое описание вряд ли соответствует романтической версии о закаленном воине, бросившем к нотам 22-летней проказницы целое царство. Они стали любовниками, и вскоре она приехала к нему в Рим. Конечно, Цезарь разгромил врагов Клеопатры и снова сделал ее правительницей древнего Египта прежде всего по политическим соображениям!. Историк Светоний Транквилл полагает, что римский диктатор предпочел оставить ее на троне, поскольку в то смутное время наместникам провинций, назначенным из Рима, доверял еще меньше.

Цезарь не был влюбчив. Все римские авторы, включая Светония, называют его заядлым волокитой: у него были связи со знатными римлянками, а также царицами зависимых царств. Светоний добавляет, что Клеопатра очаровала диктатора своим бесстыдством, однако, пока она жила в Риме (46-44 гг. до н.э.), он не решился сделать ее ни супругой, ни даже официальной фавориткой. Цезарь понимал: для консервативных сограждан это было бы слишком экзотично.

И все же Клеопатра подарила ему то, чего не смогли дать жены-римлянки, - сына, названного Цезарионом. Согласно Светонию, диктатор мечтал о наследнике и даже обдумывал закон, который позволял бы ему обойти существующие правила. Некоторые историки полагают, что, женись Цезарь на Клеопатре, их сын стал бы в свое время править Римом.

Однако здесь она просчиталась. Цезаря убили 15 марта 44 г. до н.э. заговорщики, а его завещание, написанное за несколько месяцев до гибели, горько разочаровало царицу Египта. Своим преемником и наследником диктатор назначил усыновленного внучатого племянника Октавиана. Цезарь не решился нарушить закон, запрещавший иностранцам наследовать римским гражданам. Октавиан стал главой государства (впоследствии первым римским императором Августом), а Клеопатра вернулась в Александрию.

На этом перстне (см. справа) 50-30 гг. до н.э. Клеопатра в египетских регалиях. Нос и подбородок у нее выделяются здесь меньше, чем на других изображениях. Возможно, этот портрет ближе к реальности?

Выход на Антония

Через три года Клеопатра сошлась с другим влиятельным римлянином - Марком Антонием, полководцем и соправителем Октавиана. Принято считать, что она соблазнила его с чисто политическими целями. Авторы эпохи Августа пишут, ч то она помыкала Антонием, который ни в чем ей не отказывал. «Что бы ни велела Клеопатра, все исполнялось, невзирая на законы человеческие и божественные», - историк Аппиан.

Царственный лик...

Египетский наряд Клеопатры был богато украшен. Служанки подводили глаза царицы, красили ее ногти, ладони и стопы хной, а особыми растительными экстрактами - губы. Волосы скрывал традиционный для Египта парик. На египетских статуях Клеопатру отличает от предыдущих цариц «тройной урей», т.е. изображения сразу трех кобр на короне. Эти скульптурные портреты не передают сходства с оригиналом - они соответствуют традиционному образу правительницы из династии Птолемеев. Хотя, возможно, короткая шея и крупные уши - отличительные черты самой Клеопатры.

Эта связь началась в 41 до н.э., когда царице было уже 28 лет. Клеопатра приехала к Антонию в Тарсус (на юге нынешней Турции), чтобы оправдаться, так как не оказала поддержки армии триумвиров (Антония, Октавиана, Лепида), которой фактически командовал Антоний, перед битвой при Филиппах (42 до н.э.), где триумвиры разгромили войска республиканцев во главе с Брутом и Кассием, убийцами Юлия Цезаря (покончившими с собой после битвы).

Клеопатра прибыла с большой помпой. Плутарх пишет об этом так:

«Она плыла вверх по Кидну на барке с позолоченной кормой с распущенным пурпурным парусом, а серебряные весла били по воде в такт игре флейт, дудок и арф. Они возлежала под расшитым золотом балдахином в костюме Венеры». Антоний получил, выражаясь языком бокса, удар «ниже пояса» и, судя по всему, был «нокаутирован». Они стали любовниками , и Клеопатра снова забеременела.

Последовал визит Антония в Египет, затянувшийся на год. Он посещал игры и представления, наслаждался почетом, которым окружило его александрийское общество.

Присутствие римского полководца сильно укрепляло политические позиции Клеопатры: очевидно, она всеми силами старалась удержать рядом влиятельного любовника. Однако в 40 г. до н.э. Антоний вернулся в Рим, где его жена Фульвия и брат Луций своими действиями (мятеж в Этрурии) едва не привели к разрыву с Октавианом. Произошло примирение, и в знак вечной дружбы Антоний женился на вдовствующей к (бездетный брак с умершим в 54 до н.э. Марцеллом) сестре Октавиана, Октавии (Фульвия к этому времени умерла) к ужасу Клеопатры, которая только что родила двойню - Александра-Гелиоса и Клеопатру-Селену.

Аппиан описывает эту коллизию следующим образом. Сначала Антоний, как мальчишка, потерял голову» от Клеопатры. Насладившись ее обществом в Александрии, теперь он точно так же зимовал в Афинах с Октавией.

«Он обедал по греческому обычаю и... посещал празднества в компании Октавии, которая доставляла ему большое удовольствие. В нее он тоже без памяти влюбился, поскольку вообще был падок на женщин».

Дурнушка...

Этот бюст из коллекции Депсейга считается истинным портретом Клеопатры . Прическа и диадема такие же, как на ее официальных портретах.

Особенно велико сходство с бюстом Клеопатры, обнаруженным в 1933 г. Л. Курциусом в Ватикане. Правда, у того был отбит нос, который здесь сохранился. Его кончик загнут вниз, ноздри слегка раздуты. Тщательная проработка этих деталей говорит, что они индивидуальны. В целом же черты I лица мягче, чем на других портретах, но, возможно, их сглаженность объясняется сравнительно недавней обработкой химикатами.

За двумя зайцами

Семейное счастье Антония длилось недолго. В 37 до н.э. он вернулся к Клеопатре . Это ли не доказательство ее неотразимых чар? Судя по всему, нет. Царице было уже хорошо за 30. Бюсты и монеты того времени демонстрируют ее строгую прическу и суровое лицо.

Сразу же бросается в глаза длинный, крючковатый нос Клеопатры - совсем не такой, как у Элизабет Тейлор. Однако римлянин Марк Антоний долго служил на востоке Средиземноморья - видимо, этот, уже ставший к 1 веку до н.э. обычным там тип женского лица (сильно отличавшийся от еще преобладавших тогда в Италии и Греции европеоидов северного типа с «классическими» чертами) он считал привлекательным.

Однако вряд ли его вернула в Египет только любовь . Отношения Антония с его соперником Октавианом никогда не были дружескими и все сильнее портились. Вероятно, оба понимали, что в одной стране им становится тесно. Бросив в Риме жену и шурина, Антоний решил закрепиться в Египте. Флот Клеопатры был одним из самых сильных в Восточном Средиземноморье - этот фактор мог быть весомее женских прелестей.

Антоний женился на Клеопатре (брак, недействительный с точки зрения римского права) и объявил, что дарит ей и ее детям Ливию, Сирию, Киликию, Армению и еще не завоеванную Парфию.

В Риме это двоеженство вызвало законное возмущение. Развод с Октавией, официальный брак с Клеопатрой, а также оглашение (по инициативе Октавиана) завещания, в котором Антоний просил похоронить его в Александрии, окончательно подорвали его былую популярность. Ораторы обличали Антония как мятежника, предавшего римское дело, в Италии ходили слухи (раздувавшиеся Октавианом), что Клеопатра мечтает о господстве над всем миром и клянется «издавать законы на Капитолии». Можно сказать, что к моменту принятия более решительных мер пропагандистскую войну Октавиан уже выиграл.

...или македонская матрона

Это возможное изображение Клеопатры (см. слева) обнаружено на греческом острове Дилос. Сьюзан Уолкер, заместительница хранителя Отдела греко-римской античности Британского музея, считает, что прической и формой носа оно совпадает с другими портретами царицы. Резко выражены жировые складки на шее - так называемые «венерины кольца». Монеты, отчеканенные в Аскалоне (Ашкелоне), изображают 18-летнюю Клеопатру со сходными особенностями, так что дилосский бюст вполне может изображать именно ее.

Конец Клеопатры

В 32 г. до н.э. Октавиан объявил войну , причем именно Клеопатре, поскольку бывший с ней в союзе Антоний оставался римским гражданином и сохранял остатки популярности. Важно было свалить вину на «колдунью и развратниц» из Египта.

В 31 г. до н.э. объединенный флот Антония (170 тяжелых кораблей) и Клеопатры (60 кораблей) был разгромлен флотом Октавиана (260 легких кораблей) у мыса Акций в Эпире (Греция), в 30 до н.э. остатки их войск перешли на сторону противника, и супруги покончили с собой. Октавиан в 27 г. до н.э, принял титул Августа и правил - уже как император - до самой смерти в 14 лет. При нем и сложился миф о Клеопатре - распутной, но обольстительной интриганке, сбившей с толку и околдовавшей увлекающегося Антония. За столетия эта история становилась все более романтической, а ее героиня превратилась в сказочную красавицу. В истинное лицо которой - на потемневших монетах и поврежденных статуях - уже никого не интересовало .

12 августа 30 г. до н. э. египетская царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством внутри мавзолея в Александрии. Она была последним независимым фараоном, которого знал Древний Египет. На протяжении двух десятилетий Клеопатра вела безжалостную борьбу за власть со своими братьями и сестрами, сражалась с будущим римским императором и была вовлечена в военные союзы, и амурные дела, с Юлием Цезарем и Марком Антонием. О ней вспоминают как об одной из самых ярких и очаровательных фигур античности, но многие факты ее жизни либо неизвестны, либо так и остаются мифами. У вас есть возможность узнать 10 удивительных фактов о легендарной Царице Нила.

1. Клеопатра не была египтянкой

Несмотря на то что Клеопатра родилась в Египте, корни ее рода уходят в Македонию и Грецию. Она принадлежала к династии Птолемея I Сотера (один из генералов Александра Великого). Птолемей взял бразды правления Египтом после смерти Александра в 323 г. до н. э. и стал основателем династии правителей, говорящих на греческом языке. Династия Птолемея правила в Египте на протяжении практически трех столетий. Несмотря на свое происхождение, Клеопатра переняла множество древних традиций страны, которой правила, и стала первой из династии Птолемея, кто выучил египетский язык.

2. Она была рождена в результате кровосмешения

Как и многие правители, члены династии Птолемеев заключали браки внутри своей семьи, чтобы сохранить чистоту родословной. Более десятка предков Клеопатры связывались узами брака со своими двоюродными братьями и сестрами, поэтому не исключено, что ее отец и мать также были братом и сестрой. В соответствии с традициями, Клеопатра вышла замуж за двух своих братьев, и каждый из них исполнял роль ее церемониального супруга и регента в разные периоды ее царствования.

3. Красота Клеопатры не была ее самым большим достижением

Римская пропаганда сделала из Клеопатры развратную соблазнительницу, которая использовала свою сексуальную привлекательность в качестве политического оружия. Несмотря на это, она должна была быть известной благодаря своему интеллекту, а не внешности. Она говорила на десятках разных иностранных языков и получила образование в области математики, философии, риторики и астрономии. Египетские источники позже описывали ее как правителя, который возведен в ряды ученых и пользуется их уважением. Также есть доказательства того, что Клеопатра не была настолько привлекательной, как в это принято верить. На монетах с ее портретом изображено мужественное лицо с крючковатым носом, хотя некоторые историки утверждают, что она специально приказала сделать свое изображение более мужественным и похожим на мужское. Со своей стороны древний писатель Плутарх утверждал, что красота Клеопатры не была уж такой несравнимой, но это компенсировалось «ласкающим слух» голосом и неотразимым шармом, которые и сделали ее такой желанной.

4. Она приложила руку к гибели троих братьев и сестер

Силовой захват власти и убийства были такими же традициями Птолемеев, как и браки внутри семьи, и Клеопатра со своими братьями и сестрами ничем не отличались. Ее первый муж, который был также и ее братом, Птолемей XIII выгнал ее из Египта, когда она попыталась полностью захватить власть, поэтому пара встретилась уже во время гражданской войны. Клеопатре удалось победить, так как она заключила союз с Юлием Цезарем, а Птолемей утонул в Ниле после поражения в бою. После войны Клеопатра вышла замуж за своего младшего брата Птолемея XIV, но предполагается, что он также был убит, когда она пыталась сделать своего сына своим соправителем. В 41 г. до н. э. она также устранила свою сестру Арсиною, которую считала конкуренткой в борьбе за престол.

5. Клеопатра знала, как лучше представить себя

Клеопатра считала себя живим воплощением богини и часто играла роль перед своими союзниками, чтобы добиться их благосклонности и укрепить свой божественный статус. Известный пример ее таланта к драматической игре: в 48 г. до н. э., когда во время ее вражды с братом в Александрию прибыл Юлий Цезарь, зная, что Птолемей будет мешать ей встретиться с римским полководцем, она завернулась в ковер. Некоторые источники говорят, что это был полотняный мешок. Таким образом ее занесли в личные покои Цезаря. Полководец был ослеплен внешним видом молодой царицы и согласился стать ее союзником.

Подобное представление Клеопатра использовала немного позже, в 41 г. до н. э., во время встречи с Марком Антонием. Когда она ехала на встречу с римским триумфатором в Тарсе, она приказала построить золотую баржу с пурпурными парусами и веслами, украшенными серебром. Внешне она напоминала богиню Афродиту и сидела под позолоченным навесом, а ее слуги в костюмах амуров сжигали сладко пахнущий ладан. Антоний, который считал себя воплощением греческого бога Диониса, был мгновенно очарован.

6. Клеопатра жила в Риме во время убийства Цезаря

Клеопатра присоединилась к Юлию Цезарю в Риме в 46 г. до н. э., и ее присутствие вызвало настоящий переполох. Цезарь не скрывал, что они любовники, она также привезла в город их общего ребенка. Многие римляне были возмущены, когда он поставил ее позолоченную статую в храме Венеры-прародительницы. Клеопатра была вынуждена бежать, когда Цезаря убили в сенате в 44 г. до н. э., но до этого она успела оставить свой след в городе. Ее экзотическая прическа с жемчужными украшениями стала модным трендом, и по словам историка Джоана Флетчера, очень многие женщины начали подражать Клеопатре. Их статуи даже ошибочно принимались за изображения самой Клеопатры.

7. Клеопатра и Марк Антоний создали собственный клуб

Легендарный роман Клеопатры и Марка Антония начался в 41 г. до н. э. Их отношения имели политическое основание. Антоний был нужен Клеопатре, чтобы защитить трон и сохранить независимость Египта, в то время как полководцу был необходим доступ к богатствам страны. Но также они любили проводить время в компании друг друга. Согласно древним источникам, зиму 41-40 гг. до н. э. они провели вместе, отдыхая и наслаждаясь богатствами Египта, и даже создали собственный клуб, известный как «Неподражаемая печень». Клуб занимался тем, что организовывал ночные застолья, а его члены иногда участвовали в сложных играх и конкурсах. Говорят, что любимым занятием Антония и Клеопатры было бродить по улицам Александрии переодетыми и разыгрывать жителей города.

8. Она вела флот в морской битве

Клеопатра вышла замуж за Марка Антония и родила ему троих детей, но их отношения также стали причиной общественного скандала в Риме. Соперник Антония Октавиан использовал пропаганду, чтобы изобразить полководца как предателя, который стал жертвой интриги соблазнительницы. В результате в 32 г. до н. э. римский сенат объявил войну Клеопатре. Конфликт достиг своего апогея на следующий год, во время знаменитой битвы при Акциуме. Клеопатра лично возглавила несколько десятков египетских кораблей, но их было недостаточно для сражения с военно-морским флотом Октавиана. Битва вскоре обратилась в бегство, и Клеопатра с Антонием вынуждены были скрываться в Египте.

9. Клеопатра, возможно, не умерла от укуса змеи

Клеопатра и Антоний покончили жизнь самоубийством в 30 г. до н. э., после того как Октавиан преследовал их до Александрии. Если со смертью Антония нет никаких секретов (он убил себя мечем), то смерть Клеопатры не так однозначна. Легенда гласит, что она умерла от укуса египетской кобры в руку, но древний летописец Плутарх сообщает, что правды не знает никто. Он говорит, что Клеопатра могла спрятать смертельный яд в одной из своих расчесок, а историк Страбон отмечает, что она могла использовать роковую «мазь». Учитывая это, многие историки склоняются к мысли, что она могла использовать штифт, смоченный в каком-то мощном токсине, к примеру, змеином яде.

10. Фильм о Клеопатре, снятый в 1963 году, стал одним из самых дорогих за всю историю кинематографа

В 1963 году был снят фильм «Клеопатра». Первоначальный бюджет фильма с 2 миллионов долларов вырос до 44 миллионов, и только расходы на костюмы Тейлор насчитывают 200 000 долларов. Это был самый дорогой фильм на момент его выпуска, и он практически обанкротил студию, которая его снимала. Если учитывать инфляцию, то он остается одним их самых дорогих и на сегодняшний день.