Коняев г. Коняев николай михайлович

Родился в 1949 году в поселке Вознесенье на берегу Онежского озера.
Закончил Литературный институт имени А.М. Горького при Союзе писателей СССР.
Работал сварщиком, грузчиком, корреспондентом в многотиражной газете, редактором на киностудии "Беларусьфильм" и в издательстве "Советский писатель" (1984-1986), заведовал отделом прозы в журнале "Нева"(1986 - 1988).
Первый рассказ опубликован в альманахе "Молодой Ленинград" в 1974 году.
Был участником VII Всесоюзного совещания молодых писателей в 1979 году. Был делегатом VI съезда Союза писателей Российской федерации, IIX и IX съездов писателей России, II и III съездов Международного Сообщества писательских союзов.
Рассказы и книги переводились на английский, немецкий и французский языки.
Романы и повести отмечались премией имени Василия Шукшина, премией имени Андрея Платонова, премией ВЦСПС, годовыми премиями журналов "Наш современник" (дважды), "Молодая гвардия" (дважды), "Север", "Студенческий меридиан", премией "Русская повесть".
Член-корреспондент Международной Славянской академии.
Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга. Секретарь Союза писателей России.
Член редсоветов журналов "Роман-журнал XXI век", "Образ", "Проза", "Немига литературная", газет "Литературная Россия", "Литературный Петербург", сервера "Русское воскресение".

Основные книги

ТАКОЙ ВЕТЕР. Сборник рассказов, М., "Молодая гвардия". 1980
ЗЕМЛЯ, КОТОРАЯ ПОМНИТ ВСЕ. Рассказы. Л., "Советский писатель", 1982.
ПЕРВЫЕ УРОКИ. Рассказы. Минск, "Мастацкая литаратура", 1982.
О СЕБЕ ЕРМАК ИЗВЕСТИЕ ДАЛ. Повесть, рассказы. М. Б-ка журнала "Молодая гвардия", 1984.
Повесть "О себе Ермак известие дал" отмечена годовой премией ж-ла "Молодая гвардия".
НЕНАЙДЕННЫЕ КЛАДЫ. Рассказы, Л., "Советский писатель", 1987.
РАССКАЗЫ О ЗЕМЛЕПРОХОДЦАХ, Л., "Детская литература", 1987.
ДОЛГИЕ ДНИ ЛЕТА. Роман, рассказы. Л., "Лениздат", 1988.
У ТИХОЙ ВОДЫ. Рассказы, повести. М. "Современник" 1989.
ПРИГОРОД (Два романа и рассказ). Л. "Советский писатель", 1990. Книга отмечена премией СП России им. Василия Шукшина.
ЛЮСЯ ЛАМПОЧКИНА. Рассказы, Л., "Детская литература", 1990.
"Путник на краю поля". Книга о жизни, смерти и бессмертии Николая Рубцова. Годовая премия журнала "Север" и Нордвестбанка. Перездания повести: "Роман-газета", 1994, Из-во "Эллис лак", М., 1997; ООО ИКЦ "Сказ", 1996; "Эксмо-пресс". 1999, повторение в 2000 г.
МАРСИАНЕ. Рассказы и повести. М., "Молодая гвардия", 1991.
ГАВДАРЕЯ. Повесть-хроника. "Наш современник", NN 6-8, 1991. Повесть отмечена годовой премией журнала.
РОКОВАЯ ОШИБКА СТАЛИНА Сатирические рассказы. М., "Талицы", 1992.
НЕУДАВШИЙСЯ ПОБЕГ, роман, "Подъем", NN 8-9, 1993.
УБИЙСТВО В ПАСХАЛЬНУЮ НОЧЬ. "Молодая гвардия". N9, 1993.
СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ, СПб, "Лицей", 1993.
НАКАНУНЕ ИЛИ СНЫ НЕПОЗАБЫТЫЕ Повесть, "Континент", N75.
ДНИ ЗАБЫТЫХ ГЛУХАРЕЙ. Повесть. "Молодая гвардия", 1994.
ИГРУШКИ РУССКИХ ИМПЕРАТОРОВ. Ист.очерки. "Подъем". N6. 1994.
ВЛАСОВ ДО ВЛАСОВА. Документальная повесть. "Аврора", N7, 1995.
НОВОЛАДОЖСКАЯ ВАНДЕЯ. Документальная повесть. "Новый журнал", N3, 1995.
СТОЛИЦА НАШЕГО МИРА. Повесть. "Бежин луг", N5, 1995.
ПОЛЕТ НА ЮПИТЕР. Повесть. "Московский вестник", N1, 1996.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ. Повесть. "Бежин луг", N5, 1996.
ПОТЕРЯННАЯ РОДИНА. Повесть. "Север", N5-6, 1996.
РУССКИЙ ХРОНОГРАФ. Журнал "Встреча", NN6-12, 1996, NN1-12, 1997, 1998, 1999, 2000 гг.
ОХОТА В СТАРЫХ КВАРТАЛАХ. Сборник рассказов. М., "Голос". 1996.
СВИРСКИЕ СВЯТЫЕ (в соавторстве с Мариной Коняевой ). СПб, "Дума", 1997.
ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЙ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИТА ИОАННА. СПб. 1997.
ПИСЬМА С ТОГО СВЕТА. Роман. "Подъем", NN 8-11. 1997.
ГУСИ-ЛЕБЕДИ. Рассказы для детей. В соавторстве со свящ. Алексеем Морозом). СПб. 1998.
ИСТОРИИ ВАЛЕНТИНА ПИКУЛЯ. Кронштадт. 1998.
АНГЕЛ РОДИНЫ. Повесть. "Наш современник", N12. 1997, книжное издание - из-во "Феникс", Ростов-на-Дону, 1998.
ЗАКОПАННЫЕ И СОЖЖЕННЫЕ. Исторический роман. "Нижний Новгород" NN 7,8,10, 1997. (Книжное издание - "Костер Аввакума", "Терра" 1998).
ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ РЕВИЗИЯ. Исторический роман, "Подъем" N5,7,8 за 1999, книжный вариант в из-ве "Терра".
ЛЮДИ ПРОТИВ НЕЛЮДИ. Документальные повести. Москва, Военное издательство, 1999. Серия "редкая книга".
ОБЛЕЧЕННЫЙ В ОРУЖИЕ СВЕТА Документальная повесть, журнал "Молодая гвардия", NN 9-12 за 2000.
ДАЛЬНИЙ ПРИХОД. Сборник рассказов, СПб, "Диоптра". В серии "Русская духовная проза".

Недавно позвонил писатель Николай Михайлович Коняев, с которым меня связывают давние дружеские отношения. Взволнованным голосом он стал расспрашивать, что случилось с Леушинскими стояниями. «Все в порядке, проходят, как и прежде – в Мяксе, где их называют Памятными мероприятиями, а также в Брейтово, где их называют Мологскими стояниями. А что случилось?» Николай Михайлович рассказал, что в издательстве «Смирение» в этом году была подготовлена к изданию книга его избранных произведений, в которую он включил повествование «Леушинское стояние». Это же название он дал и всей своей новой книге. В соответствии с новым положением издательство представило книгу на рецензирование и экспертную оценку в Издательский совет РПЦ.
Николай Михайлович Коняев – известный русский писатель, секретарь Союза писателей России, член Совета Всемирного Русского Народного Собора, автор целого ряда известных книг: биографических исследований о Валаамском игумене Дамаскине, священномученике Вениамине Петроградском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне, поэте Николае Рубцове, документальных исследований «Первые Романовы» и «Гибель красных Моисеев». Он является создателем и председателем Православного общества писателей в Санкт-Петербурге. Лауреат многих Российских литературных премий. Член редсовета журналов: "Проза", "Роман-газета XXI век", "Немига литературная", "Образ"; газет: "Русь державная", "Литературная Россия", "Литературный Петербург". Одним словом - авторитетный и, так сказать, проверенный православный писатель. К тому же все произведения, вошедшие в его новую книгу, не раз издавались, в том числе и православными издательствами. Поэтому процедура получения грифа Издательского отдела воспринималась лишь как необходимая формальность.
Заседание Совета состоялось в октябре. Его результат поразил писателя. Издательский совет постановил удалить из книги «дневник крестного хода» - «Леушинское стояние», а также изменить само название сборника. Только при этом условии Издательский совет предоставлял право использовать его гриф. Николай Михайлович был в полном недоумении, на каком основании его паломнический дневник подпал, по сути, под запрет церковной цензуры? Выяснить имя рецензента, который составлял «экспертное» заключение, ему не удалось. Каких-либо объяснений дано не было. «Постановили» и все тут. Апелляции не принимаются.
Николай Михайлович сказал такие горькие слова: «Я понимаю, если цензор делает какие-то замечания, правку, такое бывало не раз. Бывало просили поправить то или иное место, даже удалить какой-то абзац… Но чтобы исключить целиком произведение без каких-либо объяснений, такого у меня не случалось даже в советское время...»
Потом при личной встрече Николай Михайлович передал мне листок с «Выпиской из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета №22 от 21 октября 2010 года». Привожу его дословно:
«132. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного издательством ООО «Смирение» текста книги Н.М.Коняева «Леушинское стояние» , предлагаемой к изданию.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству ООО «Смирение» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании текста книги Н.М.Коняева «Леушинское стояние» при условии удаления указанных текстов, изменения названия и приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания».
Что же это за "текст", который подвергся такой суровой экспертизе?!
Уже более десяти лет в селении Мякса проводятся молитвенные стояния, памяти святынь, затопленных Рыбинским водохранилищем, которые часто называют Леушинскими стояниями. Паломническая поездка прихожан храма Леушинского подворья в июле 1999 года положила начало народному движению по возрождению памяти о затопленном Леушинском монастыре и других святынях. На берегу водохранилища был установлен поклонный крест, а в самом селении стали строить приходской храм. Продолжением стояний в Мяксе стали памятные стояния в Брейтово (см.предыдущий пост), где была воздвигнута особая часовня в память о затопленных святынях. Еще одним местом памяти о затопленной Руси на берегу Рыбинского водохранилища с Тверской стороны стал г. Весьегонск, где также был установлен памятный поклонный крест. Летом этого года по затопленной Волге и Рыбинскому водохранилищу совершил паломническое плавание патриарх Кирилл, который обратил внимание на духовную актуальность памяти о трагедии затопления русских земель. В , патриарх увидел особый смысл: «Эта колокольня, стоящая посреди воды, есть некий символ непотопляемости Русской Православной Церкви» - сказал Патриарх.
Этим возрождением народной памяти заинтересовался писатель Николай Коняев. Он пожелал увидеть Леушинские стояния и в 2005 году сам принял участие в очередных стояниях: проехал вокруг Рыбинского водохранилища, побывал в Брейтово, в Рыбинске, в Мяксе. Результатом личных впечатлений как раз и стал цикл документальных рассказов "Леушинское стояние" с подзаголовком «Дневник крестного хода». Книга, прямо скажем, получилась неординарная, яркая, написанная с болью в сердце за родную землю и с верой в ее духовное возрождение. В ней рассказано о многих городах и весях, монастырях и храмах, о многих известных святых и беззвестных подвижниках. Когда я читал эту книгу, почему-то вспомнил небезысвестное "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором автор по пути заметил и записал только одну подноготную, один негатив. Николай Михайлович Коняев наоборот смог увидеть лучшее, что есть в нашей земле, ее духовную соль - святость.
Эта книга впервые была издана в 2006 году на Вологодчине в Череповце Благотворительным фондом «Возрождение», там же в Череповце в одном из центральных залов города в октябре 2006 года прошла ее презентация. Потом книга целиком или в отрывках (под названием «Богородица-на-водах») была опубликована в разных периодических изданиях. Для автора эта книга важна, поскольку он своими глазами увидел реальные ростки возрождения народной памяти. В ней Николай Михайлович выразил много своих заветных мыслей о России, о русской душе. Книга завершается глубокими размышлениями о святейшем патриархе Алексии, из которых хотелось бы привести только одну цитату: «Я думаю, что церковные историки будущих столетий, оглядывая свершения нашего Святейшего Патриарха, окажутся в затруднении, пытаясь найти в церковной истории другую, близкую по масштабу созидательных свершений фигуру. Ведь это благодаря трудам и молитвам Святейшего Патриарха Алексия II практически из небытия возродилась Святая Русь и стала реальностью, не взирая на противодействие всесильной демократической общественности. Разумеется, будущие церковные историки точнее смогут оценить деятельность Патриарха Алексия II, но и сейчас с каждым месяцем, с каждым днем его святительского служения все яснее и отчетливее видишь, что нам некого поставить рядом с ним. Никто из наших современников по масштабу своих созидательных свершений и не приближается к тому, что совершено нашим Святейшим патриархом…» (Эти слова были написаны еще при жизни Святейшего, сейчас они стали еще более очевидными!)
Тем более было не понятно, кому же помешали Леушинские стояния?! Ведь реально они продолжают проходить на том же месте и в тот же час. Что нашли непозволительного строгие эксперты в книге православного писателя?! Какие догматы или каноны нарушил автор?! Что не соответствует издательской цензуре?! Ответить на эти вопросы невозможно, поскольку экспертиза в Издательском совете анонимная. Экспертный совет состоит из 17 уважаемых экспертов, имена которых указаны на сайте Совета. Но узнать автора экспертизы и обсудить его мнение не представляется возможным. Автор не участвует в обсуждении и не имеет никакого голоса. Так росчерком пера неизвестного эксперта произведение удалено из книги.Хотя, как известно, даже дореволюционная цензура носила именной характер: на книге всегда публиковалось имя цензора, который таким образом нес и личную ответственность за вынесенное решение.
Тем более удивительна нынешняя ситуация, что положение о рецензировании, как сообщается на сайте Издательского совета, оказывается еще не разработано: «Положение о рецензировании определяет порядок рецензирования изданий Издательским Советом Русской Православной Церкви. Проект Положения о рецензировании находится в стадии разработки и согласования. После утверждения Священным Синодом Положение будет сразу же опубликовано» (http://www.izdatsovet.ru/doc/polog_orez/index.php). То есть получается, что рецензирование происходит без каких-либо определенных и утвержденных правил. Конечно, Издательский совет имет право "рекомендовать" или "не-рекомендовать", но чтобы "не-рекомендация" не стала искушением для читательской паствы, а имела бы какой-то педагогический эффект, безусловно требуется объяснение мотив "не-рекомендации". Все это ставит проблему гласности сформированного органа церковной цензуры.
Нужно не забывать, что есть еще один цензор и эксперт – сам читатель. Ведь это произведение Коняева уже не раз издавалось, оно давно выставлено в интернете, в том числе и у нас на сайте . И любой пользователь интернета может сам составить представлене о книге Коняева и вынести собственную экспертизу.
В утешение я сказал Коняеву: «Николай Михайлович, Издательский совет сделал Вам рекламу, боюсь, что Ваш цикл рассказов «Леушинское стояние» станет весьма читаемым произведением…»
Закончить хотелось бы на оптимистической ноте, взятой из «запрещенной» книги Коняева: «Я шел среди людского потока, растянувшегося по дороге на все село, и думал о тех мертвых селах и городах, которые мы проезжали, добираясь сюда. Это Россия. Но происходит чудо и поднимается наш общий Китеж град. И наше стояние - это тоже такой же Китеж, который, спрятавшись, неведомо для нас пребывал в каждом, а сейчас поднялся, и мы сами удивляемся ему...»
P.S. Для желающих составить собственную экспертизу предлагаю ссылки на интернет-издания книги Коняева:

Известный российский писатель Николай Коняев скончался на 70-м году жизни 15 сентября. Директор Дома писателей Петербурга Евгений Лукин сообщил, что у Коняева обострилось старое заболевание. Писателю сделали необходимую операцию, но она не спасла его жизнь.

Биография

Николай Михайлович Коняев родился в 25 августа 1949 года в поселке Вознесенье Ленинградской области. Отец Николая был директором школы, мать - домохозяйка. Уже в седьмом классе маленький Конаев писал небольшие рассказы «для себя», редактировал школьный литературный журнал. После окончания школы он поступил в Ленинградский политехнический институт, но в связи с болезнью и смертью матери учёбу не окончил.

По материалам дневника болезни и смерти матери он написал «взрослый» рассказ «Первые уроки». Ещё раз неудачно пробует учиться в Лесотехнической академии. Простой рабочий, он своё свободное время полностью посвящает литературе. Впервые в альманахе «Молодой Ленинград» был опубликован его рассказ «Пятьдесят пятая весна». Наконец, в 1974 году он поступает в Литературный институт имени Горького.


Фото: Itartass.spb.ru

Не прерывая учебу, Коняев переезжает в Минск и идёт работать на завод разнорабочим. Затем трудится корреспондентом многотиражной газеты «Трактор», редактором на киностудии «Беларусь-фильм» и в издательстве «Советский писатель».

Творчество

В 1986-1988 годах Николай уже заведовал отделом прозы в журнале «Нева». В годы «перестройки» писатель обращается к исторической и документально-художественной литературе. Он пишет книгу о Ермаке, Дежнёве и Беринге, биографические исследования о поэтах русском Николае Рубцове и якутском Алексее Кулаковском (вышли в серии «ЖЗЛ»), о поэте-обэриуте Н. М. Олейникове («Дни забытых глухарей») и о жизни писателя В.С. Пикуля.


Фото: spbdnevnik.ru

Ряд книг посвящен истории, порой нелицеприятной, царского дома Романовых. В книге «Новоладожская Вандея» повествуется о первом крестьянском восстании при советской власти в 1918 году. Малоизученная тема секретной деятельности Петроградской ЧК откровенно раскрыта в книге-исследовании «Гибель красных Моисеев» - известных революционеров Володарского и Урицкого.

Две книги посвящены изучению жизни и деятельности генерала-изменника Власова. В юбилейном 1999 г. опубликован исторический очерк «Исполнить последний долг христианина»о последних днях жизни А. С. Пушкина.

С начала 1990-х обозначается новый, наиболее зрелый период творчества Коняева, связанный с окончательным осознанием традиции православия не только личной, но и общественной культурно-исторической ценностью. Православная тема становится доминирующей в последующих книгах, романах, повестях писателя и в его публицистике.


Фото: newinform.com

Кто выразил соболезнования?

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выразил соболезнования в связи с кончиной известного писателя.

«Ушёл из жизни наш земляк - уроженец посёлка Вознесенье Подпорожского района Ленинградской области - замечательный русский писатель Николай Михайлович Коняев», — сказал глава 47 региона.

От лица всех жителей Ленобласти Александр Дрозденко передал слова сочувствия и поддержки родным и близким Николая Михайловича Коняева, всем, кому довелось знать его лично, а также многочисленным верным читателям.

«Кончина Николая Михайловича Коняева стала большой утратой для всей отечественной культуры», — заключил глава региона.

Исторический роман известного петербургского писателя Николая Коняева воскрешает события трёхсотлетней давности - время церковного раскола. Автор исследует истинные причины этой национальной трагедии, разрушает стереотипы, навязанные идеологией прошлых лет.
Книга Н. Коняева, являясь результатом тщательного изучения архивных документов, представляет собой редкий пример живо написанной, увлекательной и одновременно познавательной исторической хроники.

В Советском Союзе имя генерала Власова на многие десятилетия стало синонимом предателя №1, кровавого злодея, верного пособника фашистов, настоящего исчадия ада. Этот образ усиленно создавался в советской пропагандистской, художественной и научной литературе. "Власовцами" зачастую называли всех, кто не был лоялен Кремлю в ходе Великой Отечественной войны.

Книга посвящена истории Сибири в XVI-XVII столетиях. В неё вошли повести советских писателей о Ермаке, Дежнёве, Атласове, "скаски" и "отписки" русских землепроходцев, отрывки из "Жития протопопа Аввакума" и "Записок о русском посольстве в Китай" Избранта Идеса, а также ряд исторических сочинений, рассказывающих о Сибири этого времени.

Николай Коняев представляет свой взгляд на историю судьбы генерал-лейтенанта Красной армии Андрея Власова, прошедшего путь от любимца Сталина, сделавшего головокружительную военную карьеру, до изменника Родины.
Вас ждет рассказ о Великой Отечественной войне и об одном из самых ее трагичных эпизодов - гибели под Ленинградом 2-й Ударной армии.

В юности душа живет, не отдавая никому отчета в своих желаниях и грехах. Что, например, страшного в том, чтобы мальчишке разорить птичье гнездо и украсть птенца? Кажется, что игра не причинит никому вреда, и даже если птенец умрет, все в итоге исправится каким-то волшебным образом.

Марсиане, по мнению автора книги, - это люди с непривычным, причудливым взглядом на жизнь, которых породила наша полная противоречий и аномальных явлений действительность. И попадают марсиане в нелепые, порой невероятные ситуации, о которых и рассказывает ленинградский писатель, призывающий читателя взглянуть на свои поступки, мысли и чувства со стороны, сравнить их с общечеловеческими нормами.

Орешек, Нотебург, Шлиссельбург... Этой крепости, когда к ней подступили в 1941 году немцы, исполнилось уже шесть веков, но она вступила в бой и, захватчики так и не сумели одолеть ее. Древние стены, скрепленные веками русской истории и духовности, сумели выдержать обрушившуюся на них огневую мощь врага.

Книга о замечательном поэте Николае Рубцове, лирике и провидце собственной судьбы, - на сегодняшний день, пожалуй, самая обстоятельная биография. Скитальческий быт, сплетни и непонимание при жизни и особенно трагическая смерть образовали вокруг Рубцова наносы предвзятых, несправедливых и спекулятивных "воспоминаний". Кто только ныне не набивается ему в друзья!

Петербургский автор Н. М. Коняев предпринял грандиозное исследование "белых пятен" в истории Московской Руси и Российской империи. Три столетия правила Россией династия Романовых, и, казалось бы, страна и мир хорошо знали этих монархов.

В новую книгу Николая Коняева включены два романа и рассказ. Действие их развертывается в небольшом городке - пригороде огромного промышленного и культурного центра, на заводской окраине... Герои сталкиваются с теми застойными и предкризисными явлениями нашей жизни конца семидесятых - начала восьмидесятых, которые так губительно отразились не только на состоянии нашей экономики, но и на общественном сознании; пытаются преодолеть "окраинность" своего мироощущения.