Крамской Иван Николаевич (1837–1887) - русский живописец. Крамской иван николаевич Крамской иван николаевич биография и творчество

Иван Николаевич Крамской, художник второй половины 19-го века, вошел в историю отечественной живописи как основатель реалистического направления в искусстве. Он активно развивал принцип критического реализма в своем творчестве, а также в статьях, посвященных теории искусства. Многие его полотна признаны классикой российской живописи. Автор был мастером портрета, исторических и жанровых сцен.

Краткая биография

Крамской, художник, прославившийся своими реалистическими картинами, родился в 1837 году в в мещанской семье. Он окончил острогоржское реальное училище, однако из-за бедности семьи не смог продолжить образование в гимназии. Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. Через несколько лет Крамской, художник, наиболее известный по своим портретам, переехал в Петербург, где и началась его плодотворная творческая карьера, продолжавшаяся вплоть до внезапной смерти в 1887 году.

Учеба в академии

В 1857 году он стал учеником академика А. Маркова, который специализировался на исторический живописи. В годы учебы он получил несколько медалей как за свои картины, так и за копии полотен других живописцев на религиозные темы. Свою малую золотую медаль будущий знаменитый живописец получил за картину, посвященную библейскому сюжету.

Для получения звания художника с правом получать государственную пенсию нужно было представить на конкурс работу, посвященную сцене из скандинавских саг. Однако Крамской, художник, стремившийся к реалистичному изображению событий и свободе творчества, вместе с другими тринадцатью студентами обратился к управлению академии с просьбой снять их с конкурса, обосновав свое желание тем, что они хотят писать на темы, которые сами предпочтут. После этого молодые живописцы основали свою художественную артель, которая, впрочем, просуществовала недолго, так как ее члены очень скоро решили перейти на государственное содержание.

«Товарищество передвижных художественных выставок»

Которого уже в ранний период его творчества стали знаковым событием в культурной жизни империи, стал одним из организаторов и идейных вдохновителей этой организации. Ее члены отстаивали принципы реализма в искусстве, активной общественной и гражданской позиции художников. В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Он полагал, что картины должны не только быть правдоподобными, но и нести моральную и воспитательную смысловую нагрузку. Поэтому его произведения проникнуты особенной драматичностью.

В 1870-е годы автор создает целый ряд замечательных портретов своих знаменитых современников: он пишет изображения Толстого, Некрасова, Шишкина, Третьякова и других. В этом ряду особое место занимает портрет художника Крамского, созданный им самим в 1867 году. Данное полотно отличается высокой степенью реалистичности, как и остальные его работы этого периода.

Портрет Н. Некрасова

Такова, например, известная работа художника «Некрасов в период “Последних песен”» 1877-1878 года. В этой картине художник задался целью показать знаменитого поэта за работой в последний период его жизни. Вообще, в творчестве художника большую роль играла тема душевных переживаний человека, его борьбы со смертью или каким-либо потрясением. В работах мастера эта тематика не имела социальной окраски, как в произведениях других живописцев. Он всегда показывал борьбу духа с недугом и наиболее сильно сумел передать эту идею в указанной картине.

Женские портреты

Пожалуй, самая известная работа мастера - картина «Незнакомка». Художник Крамской сделал акцент на красоте своей модели. Он подчеркнул, что она является городской модницей, и поэтому с особой тщательностью прописал ее внешний вид: богатую шубу, кокетливый головной убор, великолепные украшения и ткани.

Показателен тот факт, что задний фон на этом полотне играет второстепенную роль: он представлен в дымке, так как автор все свое внимание концентрирует на элегантной молодой женщине. Особенно любил рисовать портреты художник Иван Крамской. Картины автора отличаются разным настроением.

Если женщина на вышеописанной картине изображена в гордой уверенной позе, то модель на полотне «Девушка с распущенной косой», напротив, показана в тяжелую, даже болезненную минуту, когда она, казалось, отрешилась от всего окружающего и целиком погружена в себя. Поэтому ее лицо, в отличие от внешности незнакомки, выражает глубокую сосредоточенную задумчивость, грусть и светлую печаль.

«Неутешное горе»

Эта картина была написана в 1884 году под впечатлением от личного горя художника, который потерял своего сына. Поэтому в образе женщины, изображенной в траурном платье, угадываются черты жены самого автора.

Это полотно отличается от других работ автора той безысходностью, которой она проникнута. В центре полотна изображена женщина средних лет в черном платье. Она стоит рядом с коробкой, полной цветов. Ее горе выражается не в позе, которая довольно естественна и даже свободна, а в глазах и движении руки, которой она прижимает платок ко рту. Данное полотно, пожалуй, одно из самых сильных в творчестве художника и русской живописи вообще.

И ван Крамской участвовал в известном студенческом бунте Академии художеств: отказался писать конкурсную работу на заданную тему. Отчислившись из Академии, он основал сначала Артель свободных художников, а позже стал одним из учредителей Товарищества передвижников. В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе - Павел Третьяков .

Участник «Бунта четырнадцати»

Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Родители надеялись, что сын станет писарем, как и его отец, однако мальчик с раннего детства любил рисовать. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. Позже будущий художник работал ретушером - сначала у местного фотографа, а потом в Петербурге .

В столичную Академию художеств Иван Крамской поступать не решался: не было начального художественного образования. Но Михаил Тулинов, который к этому времени тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических дисциплин - рисование с гипса. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны к росписи храма Христа Спасителя в Москве.

В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали - Малая серебряная и Малая золотая. Впереди оставался творческий конкурс - те, кто проходил его с успехом, получали Большую золотую медаль и заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.

Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии - «Пир в Вальхалле». Однако в это время в обществе рос интерес к жанровым работам: становились популярными картины, изображающие повседневную жизнь.

Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. 14 из 15 претендентов на Большую золотую медаль отказались писать конкурсные полотна на мифологический сюжет. Сначала они подали несколько прошений в совет: хотели самостоятельно выбирать темы, требовали, чтобы экзаменационные работы рассматривали публично и давали аргументированные оценки. Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. Товарищи последовали его примеру.

«...В конце концов запаслись на всякий случай прошениями, гласящими, что «по домашним или там иным причинам я, такой-то, не могу продолжать курс в Академии и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден».
<...>
Один по одному из конференц-залы Академии выходили ученики, и каждый вынимал из бокового кармана своего сюртука вчетверо сложенную просьбу и клал перед делопроизводителем, сидевшим за особым столом.
<...>
Когда все прошения были уже поданы, мы вышли из правления, затем из стен Академии, и я почувствовал себя наконец на этой страшной свободе, к которой мы все так жадно стремились».

Иван Крамской

Артель свободных художников

Иван Крамской. Автопортрет. 1867. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери. 1882. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1869. Государственная Третьяковская галерея

После выпуска молодые художники должны были покинуть мастерские Академии, где они не только работали, но и жили - часто вместе с родственниками или друзьями. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Чтобы спасти товарищей от нищеты, Крамской предложил создать совместное предприятие - Артель свободных художников .

Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее просторное помещение для собраний. Хозяйство вела жена живописца - Софья Крамская. Вскоре у художников появились заказы: они рисовали иллюстрации к книгам, писали портреты, делали копии картин. Позже в Артели появилось фотоателье.

Объединение свободных художников процветало. Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. Одним из его учеников был Илья Репин . Он писал о Крамском: «Вот так учитель! Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников» .

В 1865 году живописец начал расписывать купола храма Христа Спасителя в Москве по картонам, которые он создал в годы учебы в Академии.

В конце 1869 года Иван Крамской впервые выехал из России, чтобы познакомиться с западным искусством. Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые.

«Сегодня осматривал музеум королевский... Все, что я видел, производит впечатление подавляющее».

Иван Крамской, из письма жене

Когда Иван Крамской вернулся в Россию, у него случился конфликт с одним из товарищей: тот принял пенсионерскую поездку от Академии, что было против правил «четырнадцати». Крамской вышел из Артели, и вскоре объединение свободных художников распалось.

Основатель Товарищества передвижников

Иван Крамской. Портрет Ильи Репина. 1876. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. Портрет Ивана Шишкина. 1880. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. Портрет Павла Третьякова. 1876. Государственная Третьяковская галерея

Вскоре Иван Крамской стал одним из основателей нового творческого объединения - Товарищества передвижных художественных выставок . Среди его учредителей были также Григорий Мясоедов , Василий Перов , Алексей Саврасов и другие художники.

«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Из Устава Товарищества передвижных художественных выставок

Иван Крамской. Майская ночь. 1871. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872. Государственная Третьяковская галерея

На первой же выставке передвижников в 1871 году Иван Крамской представил свою новую работу - «Майскую ночь». Картину с русалками, залитыми лунным светом, живописец написал в Малороссии по мотивам повести Гоголя . Полотно с мистическим сюжетом не соответствовало программе передвижников, однако работы имела успех и у художников, и у критиков, а сразу после выставки его купил Павел Третьяков.

«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...»

Иван Крамской

В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной; я должен был написать Его, чтобы отделаться» , - писал он своему другу, художнику Федору Васильеву. За это полотно Академия художеств хотела присудить Крамскому звание профессора, однако он отказался. Картину купил Павел Третьяков за большие деньги - 6000 рублей.

В 1870-х годах Крамской создал множество портретов - художника Ивана Шишкина , Павла Третьякова и его супруги, писателей Льва Толстого , Тараса Шевченко и Михаила Салтыкова-Щедрина , доктора Сергея Боткина.

Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. Он призывал избавляться от влияния Академии художеств на искусство, выступал за создание школ рисования и мастерских, где молодые художники могли бы учиться у опытных живописцев и при этом сохранять собственный стиль. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях» .

Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. Неутешное горе. 1884. Государственная Третьяковская галерея

В 1880-е годы одной из нашумевших работ художника стала «Неизвестная». Героиню полотна - красивую даму, одетую по последней моде, - обсуждали и критики, и публика. Интриговала зрителей ее личность, немного высокомерный взгляд и безупречный по моде тех лет наряд. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». Однако ценители искусства отдавали должное мастерству Крамского, который тонко выписал и лицо неизвестной дамы, и ее изысканную одежду. После 11 выставки передвижников, где была выставлена картина, ее купил крупный промышленник Павел Харитоненко.
Товарищество передвижных художественных выставок

Главное направление его творчества - портретная и историческая живопись.

Родился он 27 мая в Воронежской губернии. Отец Крамского был писарем в местной думе. О бразование Иван получал в Острожском училище, которое окончил в двенадцатилетнем возрасте.

Училище было окончено с похвальным листом, он хорошо учился. В год получения первого образования юноша лишился отца. Ивану пришлось подрабатывать в той же думе, где и работал отец, служил в думе писцом.

В 15 лет Крамской был учеником Острожского иконописца, у которого перенимал мастерство в течении года. Так же он работал ретушером у одного фотографа, родом из Харькова, и зарабатывал на жизнь, скитаясь по , фотографируя различные мероприятия.

Харьковчанин приобщил Крамского к своему делу. Иван стал путешествовал вместе с фотографом по стране в течение трех лет. За это время он совершенствовал свои умения в ретуши.

В 1857 году судьба забросила Крамского в столицу Империи. В Санкт-Петербурге он работал в фотоателье и вскоре поступил в . В 1863 году Крамской получил от Академии Художеств малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».

Стоит отметить, что Иван Николаевич был наделен определенной харизмой, был лидером по натуре. За годы обучения в Академии ему удалось хорошо зарекомендовать себя и получить большой авторитет в коллективе её учеников.

Чтобы окончить Академию Художеств и получить большую золотую медаль, которая сулила пенсионерскую поездку по странам Европы, ему надо было написать серию работ.

Совет Академии предложил 14 выпускникам, в числе которых был и Иван Николаевич, тему написания картин - сюжеты из скандинавской мифологии. Все 14 учеников отказались писать работу по данной теме, так как считали её очень отвлеченной от реальной жизни.

Художники выступили с предложением к совету, чтобы каждый из них сам выбрал тему работ. Совет отказал. Художники же в свою очередь попросили совет об исключении их из конкурса. Это событие вошло в историю русской культуры, как «Бунт четырнадцати».

14 бунтовщиков образовали «Петербуржскую артель художников», которая была образованна по инициативе Ивана Николаевича. 1870 год ознаменован созданием «Товарищества передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем и основателем этой организации стоит считать Крамского.

В биографии художника много хороших , которые и сегодня известны каждому. Крамской - значимая фигура русской истории, оказавшая большое влияние на развитие художественного искусства в России. По сути он был воспитателем последующего поколения русских художников реалистов.

Иван Николаевич Крамской умер 24 марта 1887 г, прямо за работой - он рисовал портрет доктора Раухфуса и неожиданно упал. Доктор пытался оказать помощь, но все, же оказался бессилен.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая 1837 в бедной мещанской семье.

С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.

В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За картину “Моисей источает воду из скалы” (1863) получил Малую золотую медаль.

В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет. Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии.

Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому. В своих статьях и обширной переписке (с , В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) отстаивал идею “тенденциозного” искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.

В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил, итальянского карандаша, работал также, используя метод так называемого “мокрого соуса”, позволявший имитировать фотографию. Техника живописи у Крамского была — тонкая законченность, которую некоторые иногда считали излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского. Этот портрет был написан за одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской во время работы над этой картиной умер.

Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Хорошо известны портреты художников (1868), (1869), (1861), (1861), Н. А. Кошелева (1866). Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Таковы “Автопортрет” художника (1867) и “Портрет агронома Вьюнникова” (1868). В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Однако с течением времени “Артель” стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных художественных выставок. Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

На первой выставке Товарищества экспонировались “Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”. Через год была показана картина “Христос в пустыне”, замысел которой вынашивался несколько лет. По словам Крамского, “и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей”. Сам он, подобно и , в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию. Художнику удалось здесь убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в историю отечественного искусства.

К теме Христа художник неоднократно возвращался. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной “Хохот (“Радуйся, царю иудейский”)” (1877 — 1882), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие. Собирая для нее материал, Крамской побывал в Италии (1876). Выезжал он в Европу и в последующие годы.

Наследие Крамского очень неравноценно. Замыслы его картин были значительны и оригинальны, однако их осуществление наталкивалось на ограниченность его возможностей как художника, которую он сам хорошо осознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом, но не всегда успешно.

Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало недоброжелателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самосовершенствованию. Его замечания и мнения об искусстве не были субъективными, были, как правило, доказательны, насколько это вообще возможно в вопросах эстетики. Основное его требование — содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность; но и самой живописи он отводил не последнее место. В этом можно убедиться, читая его переписку, изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова “Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи” (СПб., 1888). Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. Крамской не был хорошо образован, но всегда сожалел об этом и постоянно пытался восполнить этот недостаток.

В небольшой композиции “Осмотр старого барского дома” (1873 — 1880) Крамской нашел необычное по лаконизму решение, успешно преодолев стереотипы, распространенные в жанровой живописи того времени. Незаурядным произведением оказалась его “Неизвестная” (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства — загадочностью обстоятельств работы над нею). Но не стала серьезным явлением картина “Неутешное горе” (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Попытка воплотить фантастический мир в картине “Русалки” (1871) закончилась неудачей.

Наибольших успехов Крамскому удалось добиться в портретном творчестве. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), И. А. Гончарова (1874), Я. П. Полонского (1875), П. П. Третьякова, Д. В. Григоровича, М. М. Антокольского (все 1876), Н. А. Некрасова (1877 —1878), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) и других; часть этих портретов была написана специально по заказу П. П. Третьякова для его картинной галереи.

Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: “Полесовщик” (1874), “Созерцатель” (1876), “Мина Моисеев” (1882), “Крестьянин с уздечкой” (1883). Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Все же именно в 1880-х гг. он поднялся на новую ступень — добился более глубокого психологизма, позволявшего порой обнажить сокровенную суть человека. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет.

Крамской — выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860 — 1880-х годов. Организатор Петербургской художественной артели, один из создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов.

Автопортрет

Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием Крамской занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу.


Мария Федоровна, урожденная принцесса Дагмара Дании, женой русского царя Александра III. 1880

Перебравшись в 1856 году в Петербург, Крамской продолжал заниматься тем же у лучших столичных фотографов. На следующий год решился поступить в Академию художеств, где вскоре оказал быстрые успехи в рисовании и живописи. Будучи учеником профессора А. Т. Маркова, Крамской получил малую серебряную за картину «Умирающий Ленский» (1860),

Роспись главного купола храма Христа Спасителя в Москве. 1863

Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море 1861

большую серебряную медаль за этюд с натуры (1861) и малую золотую медаль, написанную по программе картину: «Моисей источает воду из камня». Крамскому надлежало конкурировать на получение большой золотой медали, но в это время между молодыми художниками академистами зародились и созрели сомнения в правильности академического преподавания, и они подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому свою тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия художеств отрицательно отнеслась к предложенному новшеству.


Христос в пустыне, 1872 Третьяковская галерея, Москва

Неизвестная, 1883 Третьяковская галерея, Москва

Девушка с распущенной косой, 1873 Третьяковская галерея, Москва

Александр III, 1886 Русский музей, Санкт-Петербург

Мария Федоровна 1880

Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так характеризовал попытку молодых художников: «в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты». Вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать картины на заданную академией тему - «Пир в Валгалле» и вышли из академии. Сначала, для приискания средств к жизни, они образовали художественную артель, а в 1870 году некоторые из них, присоединившись к молодым московским художникам, с Мясоедовым во главе, основали товарищество передвижных выставок. Крамской сделался портретистом. В дальнейшей своей художественной деятельности, Крамской постоянно обнаруживал стремление к картинам - произведениям воображения и охотно отдавался ему, когда житейские обстоятельства то допускали. Еще в бытность свою академистом, Крамской принес большую пользу своему профессору Маркову, употребив год времени на рисование картонов для плафона в храме Спасителя (в Москве), по эскизам Маркова.

Великий Князь Михаил Павлович

К лучшим произведениям не портретной живописи Крамского относятся картины: «Майская ночь» (по Гоголю), «Дама в лунную ночь», «Неутешное горе», «Полесовщик», «Созерцатель», «Христос в пустыне» и некоторые другие. Много труда положил Крамской на сочинение картины «Иисус Христос, осмеиваемый как царь Иудейский» - картины, которую он называл «Хохот», и много надеялся на нее.


Но Крамскому не удалось обеспечить себя так, чтобы вполне отдаться этой работе, которая так и осталась далеко неоконченной.

Скульптура Христос 1883

Полесовщик 1874

Созерцатель 1876

Русалки (Майская ночь) 1871

Лунная ночь 1880


Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи 1884

Семья художника

Дети в лесу 1887

Портретов Крамской написал множество; из них особенного упоминания заслуживают портреты С. П. Боткина, И. И. Шишкина, Григоровича, госпожи Вогау, семейства (женские портреты) Гинцбургов, мальчика еврея, А. С. Суворина, неизвестной, графа Л. Н. Толстого, графа Литке, Д. А. Толстого, Гончарова и многие другие. Они отличаются полным сходством и талантливой характеристикой лица, с которого портрет писался; упомянутая выше картина «Неутешное горе» есть собственно портрет, имеющий все качества и достоинства картины.

Портрет Софьи Крамской, 1869


Портрет пейзажиста Федора Васильева (1850—1873), сгоревшего от чахотки - друг художника


Портрет Льва Толстого 1873

Портрет художника Шишкина, 1873

Портрет художника Ивана Шишкина, 1880



Портрет философа Соловьева, 1885



Женский портрет 1881


Неутешное горе 1884

Но не все произведения Крамского равной силы, что художник и сам признавал без колебания; иногда он не интересовался лицом, с которого ему приходилось писать, и тогда становился только добросовестным протоколистом. Крамской понимал и пейзаж и хотя не написал ни одной картины этого жанра, но в «Майской ночи», равно как и в другой «Ночи», превосходно передал лунное освещение не только человеческих фигур, но и пейзажной обстановки.

Лесная тропинка, 1870

Деревня-Yard-в-Франция, 1876

Техника живописи у Крамского была - тонкая законченность, которую иногда считали некоторые излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: в несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского (Портрет написан в одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской за этой работой умер.)

Много произведений Крамского находится в известной Третьяковской галерее в Москве (картины «Неутешное горе», «Христос в пустыне» и «Майская ночь»; портреты П. М. Третьякова, гр. Л. Н. Толстого, Д. В. Григоровича, Н. А. Некрасова, П. И. Мельникова, В. В. Самойлова, М. Е. Салтыкова и др.; рисунки: «У лукоморья дуб зеленый», портрет В. Васистова, Н. Ярошенко и другие произведения).

Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского, 1866

Портрет академика Рупрехта Франца Ивановича.(офорт)

Крамской занимался также гравированием на меди крепкою водкой; в числе исполненных им офортов, лучшие - портреты императора Александра III, в бытность его наследником цесаревичем, Петра Великого и Тараса Шевченко. Сделался ли бы Крамской крупным историческим живописцем - трудно сказать. Рассудочность у художника преобладала над воображением, как он сам признавался и в интимном разговоре, и в переписке, ставя И. Е. Репина выше себя по существу таланта. Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало порицателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самоусовершенствованию. Замечания Крамского и его мнения об искусстве не имели характера лишь личного убеждения, но обыкновенно были доказательны, на сколько это вообще возможно в вопросах эстетики.

Иван Крамской, Портрет императрицы Марии Александровны. 1877 г.

Основное его требование - содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность; но не менее того Крамской требовал и хорошей собственно живописи. В этом отношении Крамской должен быть отмечен, и в этом можно убедиться, читая переписку художника, изданную А. Сувориным по мысли и под редакцией В. В. Стасова («Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи». (СПб., 1888). Нельзя сказать, чтобы Крамской судил верно по первым впечатлениям, но всегда более или менее мотивировал перемену мнения. Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока живописец не находил компромисса.


Иван Гончаров

Крамской не имел большого образования, всегда жалел о том и восполнял этот недостаток постоянным серьезным чтением и сообществом интеллигентных людей, вследствие чего он сам был полезным для художников собеседником (Крамской известен также своей педагогической деятельностью, как преподаватель с 1862 года в рисовальной школе общества поощрения художников).

Портрет художника И. Е. Репина - ученика Крамского


Портрет художника Ивана Николаевича Крамского работы Репина. 1882 год

Крамской Иван Николаевич в ушел из жизни за работой, у мольберта. В последний свой день, 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 года, Крамской несколько часов подряд писал портрет доктора К. Раухфуса. Вдруг побледнел и, бездыханный, рухнул на мольберт. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.


Могила Ивана Николаевича Крамского. Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра

Букет цветов, 1884

Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины ХIХ века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.

Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника 1879

Портрет Анатолия Крамского, Сын, 1882

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника, 1882

Портрет Сергея Крамского, сын художника, 1883

Оскорбленный еврейский мальчик 1874

Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова 1874

Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника 1875

Портрет Дмитрия Васильевича Григоровича, 1876

Портрет Павла Михайловича Третьякова, 1876

Портрет Веры Николаевны Tretjakowa, родившийся Mamontowa, 1876

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского, 1876

Портрет поэта Николая Некрасова, 1877

Н.А. Некрасов в период "Последних песен" 1877-1878

Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова 1878

Адриана Викторовича Прахова портрет, искусствовед историк и искусствовед, 1879

Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровского на сцене Дворянского собрания, 1879

Портрет писателя Михаил Евграфович Салтыков (Н. Щедрин), 1879

женский портрет 1880

Портрет доктора Сергей Петрович Боткин, 1880

Портрет С. И. Крамской. 1880

Портрет Анны фон Дервиза, 1881

Девушка с кошкой, 1882

Портрет Барбары Кирилловны Лемох в детстве, 1882

Женщина с зонтиком (в траве, Подмосковье), 1883

Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло 1884

Часть 45 -
Часть 46 -