Литературные произведения где герой обретает счастье. Счастливая семья в русской классической литературе

Классическая отечественная литература всегда охотно поднимала общечеловеческие темы. Это и понятно: читателю интереснее и легче всего сопереживать именно тем героям, которые чем-то похожи на них. Самые сильные чувства у людей пробуждают те персонажи, которые живут тем же, чем и они. Антон Павлович Чехов в своей небольшой пьесе «Вишневый сад» поднимает несколько тем: жадность, семейные перипетии.

Философские аргументы, проблема счастья и вопросы воли

Но самой важной темой, которая красной линией проходит через все произведение и «склеивает» его части, выступает именно тема счастья. Проблема человеческого счастья, как ни странно, поднимается в не так часто. Казалось бы, что может быть важнее? Ведь если человек несчастлив, он не ценит жизнь, а это является самой серьезной проблемой, которая только может прийти к человеку. Дело в том, что проблема счастья человека - это не решенный вопрос, потому что все трактуют само понятие счастья по-разному. Для кого-то это - обилие денег, для кого-то - радостные лица родных за праздничным столом. У Чехова же это - вишневый сад.

Внутренний конфликт на фоне внешнего

Но почему же литературоведы считают, что «Вишневый сад» - произведение о счастье? Какие они приводят аргументы? Проблема счастья в пьесе связана практически с каждым персонажем. Например, Раневская считает, что лишится последней радости в жизни, если вырубят ее любимый вишневый сад, в котором прошла почти вся ее жизнь. Ее дочь Аня мечтает выйти замуж - в этом она видит счастье для себя. Старый Фирс рад и тому, что может заботиться о своих господах, и это приносит искреннюю радость ему. Лопахин же является прекрасным образцом человека, который находится в поисках меркантильного счастья. Итак, проблема счастья в «Вишневом саде» - это не только внутренний конфликт каждого персонажа. Это еще и главная мысль, которая одновременно остается довольно неуловимой. Среди литературных критиков распространено такое мнение, что сам по себе вишневый сад символизирует то недостижимое, о чем мечтает каждый персонаж, но в итоге эта недостижимая мечта уходит от них. Уходит она потому, что мало кто приложил достаточно усилий, чтобы ее удержать. Таковы основные аргументы. Проблема счастья - тема очень широкая, и Чехов сумел мастерски раскрыть ее, вложив в уста героев всего несколько удачных реплик.

Человечность - превыше всего

Интересно, что каждый персонаж ведет себя очень человечно. В «Вишневом саде» нет ни одного героя, который мог бы называться слишком картинным или шаблонным. Например, старенький Фирс встречается в каждой третьей семье - такой себе пожилой сердобольный мужчина, который готов отдать последнюю рубашку, пусть даже и у самого ничего нет. Автор показывает его как бы мельком, но именно этот персонаж вызывает больше всего сострадания. Читатель не знает, чего хочется Фирсу, и он видит только безграничную заботу и любовь, которую тот выказывает своим господам. А вот Лопахин вызывает раздражение. Человек, который изначально пытался поддержать семью, в итоге наносит им удар в спину. Видно, что он немного раскаивается, но большая часть его раскаяния все-таки напускная. Лопахин - идеальный бизнесмен, поэтому у него такие мелочные аргументы. Проблема счастья кажется ему нелепой, ведь у него на первом месте - материальные блага, а разве сравнишь их с эфемерным счастьем?

Трагедия Раневской

Каждому хочется урвать свой небольшой кусочек в жизни, но не у каждого это получается гладко. Проблема счастья в произведениях русской литературы поднимается с помощью изображения обычных русских людей, которые живут простой жизнью. Неудачливая Раневская пытается отыскать свое счастье в другой стране, куда она бежит после трагической смерти сына. Но она не может найти там долгожданный покой, потому что ведь и туда она повезла свои предубеждения и наивный характер. Она все равно возвращается в Россию, оставшись практически без средств к существованию. Поразительно, но ее вишневый сад просуществовал без нее целых пять лет, и она не вспоминала о нем заграницей. Однако когда появилась реальная угроза уничтожения этого сада, символа ее былой счастливой жизни, она запаниковала. Человек слаб, потому что привязывается не только к другим людям, но и к территории и вещам, а Раневская не может представить себе, что символ ее прошлого счастья вдруг куда-то денется.

Любовь, которая спасает мир

Многие российские писатели поднимают тему поиска собственного места в жизни и удовлетворенности этой самой жизнью. Поэты же акцентируют гораздо больше внимания на Например, проблема счастья в «Поэме без героя» Анны Ахматовой и в стихотворении под названием «Ты выдумал меня» вырастает именно из осознания лирическим героем своего несчастья на поприще любви.

В «Вишневом саде» тема любви также поднимается, и она точно также связана со счастьем. Дочь Раневской Аня мечтает выйти замуж и создать собственную семью, поэтому потерю вишневого сада она переживает гораздо легче матери. Ей не понять, как дорог и символичен для Раневской этот участок земли, засаженный деревьями, потому что в ее возрасте приоритеты совсем другие. Она молода и смотрит в будущее, а Раневская уже отжила свои лучшие годы, поэтому прошлое для нее значит так много. Возможно, этим Чехов пытается намекнуть читателю, что хорошее ждет нас только впереди, а тужить о прожитых годах глупо.

Такое разное счастье для всех

Литературоведы не зря приводят свои неопровержимые аргументы: проблема счастья в «Вишневом саду» - очень противоречивая тема. Критики до сих пор обсуждают это произведение, и к единому мнению так и не пришли. Когда это произведение рассматривается в школе или университете, лучше всего предоставить ученикам и студентам возможность свободно рассуждать и не заключать их в какие-то рамки. Наверное, Чехову бы даже понравилось то, с каким жаром молодое поколение рассуждает о проблеме счастья - вопросе, на который человечество не может вот уже который век найти единодушного ответа. Если когда-нибудь и будет раскрыт, то первооткрыватель ни за что не поделится открытием, ведь счастье - это что-то очень индивидуальное и локальное. То, что Раневской кажется драгоценным, практически не имеет никакой цены в глазах ее дочери, а разница между ними всего лишь в одно поколение. Главное - чтобы люди никогда не уставали искать ответ на этот важный вопрос: «Что я должен сделать, чтобы стать счастливым?»

Разделы: Литература

Тип: повторительно-обобщающий урок в 9 классе.

Урок проводится после изучения творчества А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

Общая тема: проблема счастья.

Цели: обобщить и систематизировать знания по изученным произведениям; познакомить с высказываниями о счастье; научить делать выводы, находить главное; познакомить с толкованиями слов; выяснить позицию критиков по отношению к героям; понимать литературно-художественное произведение и персонажи не только как “отражение жизни”, но и как воплощение особенностей авторского видения мира и человека; прийти к пониманию философского понятия “счастье”; выявить степень усвоения материала; развивать творческое мышление; научить ставить жизненные цели, воспитывать нравственные качества личности учащихся.

Заранее класс поделен на 4 группы, в соответствии с автором и его произведением каждая готовила свое домашнее задание.

План.

1. Вступительное слово учителя.
2. Основная часть урока.
2.1. А. Н. Островский “Свои люди – сочтемся!”.
2.2. Н. А. Некрасов “Кому не Руси жить хорошо”.
2.3. Ф. М. Достоевский “Бедные люди”.
2.4. Л. Н. Толстой “Юность”.
3. Вывод. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы обобщим знания по изученным произведениям авторов, живущих в одно время (II половине XIX века), в одной стране (России), но освещавших жизнь разных слоев населения: купечество, крестьянство, мелкое чиновничество, дворянство; творивших в разных родах литературы: эпосе, лирике, драме. Мы поговорим о самом главном, объединявшем не только творчество А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, живущих в позапрошлом веке, но и нас с вами, поговорим о понятии, волнующем во все времена.

Посмотрите на доску, на ней записаны афоризмы, выражения известных людей, определите тему урока, о чем будем рассуждать. (О счастье. )

“Перед лицом иных несчастий невозможно быть счастливым”.
Ж. Лабрюйер

“Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть”.
Л. Н. Толстой

“Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь”.
Б. Паскаль

“Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”.
Русская народная пословица

Запишите тему урока в тетрадь.

Что значит жить счастливо? (Ответы учеников )

На другой половине доски вы видите слова, имеющие отношение к счастью: любовь, благовоспитанность, достижение цели, счастье. Свяжите их между собой, что у них общего? (Счастье не может быть без любви, благовоспитанности, достижения целей ).

Несмотря на то, что у этих слов много общего, каждое из них является ключевым изученных нами произведений.

2. Основная часть урока.

Сегодня вы исследователи творчества драматурга А. Н. Островского, поэта Н. А. Некрасова, писателей Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Каждая группа выбирает себе одно из понятий, близкое исследуемому произведению. (Островский – достижение целей, Некрасов-счастье, Достоевский – любовь, Толстой – благовоспитанность.)

2.1 А. Н. Островский. Каждый герой комедии защищает свои интересы, идет к достижению своей цели. Все ли достигли ее? Кто добился своего? (Своего добился Подхалюзин, обманув хозяина Большова, и всех, кто ему помогал, обещая деньги, и женился на Липочке. ) Посмотрим эпизод из этой пьесы. (Инсценировка.)

Счастлив ли Подхалюзин? По-своему, да, но он сделал несчастными других, пусть даже нечестных, грубых и невежественных, как он. Но невозможно быть счастливым, если кто-то страдает. Из афоризмов, записанных на доске, найдите подходящий и запишите в тетрадь. (“Перед лицом иных несчастий невозможно быть счастливым” Ж. Лабрюйер. )

2.2 Н. А. Некрасов. Кто же может быть счастлив? При анализе “Пролога” поэмы Н. А. Некрасова мы выяснили, что счастливого среди крестьян, по мнению мужиков, быть не может. А что о слове “счастье” говорится в словаре? (Ответ подготовленного ученика. ) Но о “мужицком счастье” автор размышляет в главе “Счастливые”. К мужикам подходили люди говорили, что они счастливы. Кто они? (Один ученик зачитывает портрет этих людей, а другой – в чем счастье. )

Некрасов показал крестьян, безропотно принимающих жизненные законы, “народное счастье” оказывается мимолетным. Но вместе с тем в поэме автор рисует другие крестьянские типы, с которыми связан мотив протеста. Кто они? (Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий. ) Именно их народ прославил счастливыми, почему? Что в основе народного представление о счастье? Богатство, о котором мечтал Подхалюзин и другие? (Умение сострадать, человеколюбие, добро, правда, честность. ) Какой афоризм подходит этой теме? (“Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть” Л. Н. Толстой. )

2.3. Ф. М. Достоевский . В чем заключалось счастье для героя романа Достоевского “Бедные люди” Макара Девушкина? Стремился ли он быть полезным? (Да, ведь он очень любил Вареньку, и в этой любви есть известная жертвенность. ) Дома исследователи произведения Достоевского должны были подобрать высказывания критиков о любви Макара Девушкина и крылатые выражения известных людей. Что вы нашли? (Звучат ответы учащихся. ) Докажите, что Макар Девушкин любил Вареньку примерами из текста. (Учащиеся зачитывают отрывок из последнего письма. )

Макар Девушкин вызывает у нас жалость, мы не можем назвать его счастливым, скорее несчастным. Какой подойдет афоризм? (“Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь”,– Б. Паскаль. ) Почему не состоялось счастье Девушкина? (Ответ ученика словами Гроссмана “...это чистая и самоотверженная душа, пламенеющая любовью и состраданием, но обреченная на гибель в окружающем ее бессердечном мире насилия и всеобщей купли-продажи”. )

2.4. Л. Н. Толстой. Любовь Макару Девушкину дает понятие о самоуважении, средство духовного прозрения, но он не поднялся на новую ступень духовного развития. Л. Н. Толстой в своих произведениях поднимает проблему стремления к усовершенствованию героя, его нравственных поисков.

Герой повести “Юность” Николай Иртеньев однажды достал лист бумаги с тем, чтобы расписать свои обязанности на год. Разделил их на три рода: к самому себе, к ближним, к Богу. Но их оказалось много, поэтому сшил тетрадь и написал сверху: “Правила жизни”. Домашним заданием группы исследователей повести Л. Н. Толстой было составить эти правила, опираясь на произведение и собственное мнение. (Звучат и комментируются ответы учащихся. ) Какой афоризм запишем в тетрадь? (“Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”, – русская народная пословица. )

3. Вывод. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. На примере произведений писателей II половины XIX века мы поговорили о важнейшей проблеме занимавшей все человечество, – счастье. Размышлять можно долго, так как тема нескончаемая и обширная.

Когда же человек может быть счастлив, что для этого он должен делать? (Бороться за счастье, любить, стремиться к самосовершенствованию, трудиться во благо, не желать зла другим и т. д.)

4. Домашнее задание. Дома напишите сочинение-рассуждение о счастье, взяв за основу один из афоризмов, записанных во время урока, на примере одного из произведений.

Спасибо всем за работу, урок окончен, будьте счастливы!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа

Ростовская область Веселовский район х. Красный Октябрь

Тема семьи

в русской литературе

(на примере произведений Д.И.Фонвизина, А.С. Пушкина)

Работу выполнила

Матвиенко Татьяна, 15 лет

МОУ Краснооктябрьская СОШ, 9 класс

Руководитель

Котляренко Е.И.

учитель русского языка и литературы

МОУ Краснооктябрьской СОШ

х. Красный Октябрь

2010 год

1.Введение………………………………………………………………………3

2. Тема семьи в русской литературе 18,19 века:……………………………...5

а) Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»;

б) Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

в) Изображение семьи Лариных в романе А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

3. Заключение……………………………………………………………………15

4. Литература…………………………………………………………………….17

5. Приложение

Введение

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать?

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

Для любого ребенка Родина, в первую очередь, это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Всем очевидно: «что посеешь, то и пожнешь». Так и в семье: какие «ростки» пустят в душе своего ребенка родители – таким он и вырастает: добрым или злым, эгоистом или великодушным, трусом или настоящим человеком.

Но, к сожалению, изменения, которые произошли в обществе, влияют на личность и семью далеко не с лучшей стороны: налицо эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Все это ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Это одна проблема. Другая причина кроется в изменении моральных устоев общества. Статистика показывает, что в стране очень высокий процент распада семей.

В нашей школе, например, по состоянию на 2009-2010 год из 155 семей учащихся: 35 неполных, 6 семей асоциальных и 75 малоимущих.

Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Беда всех современных родителей в том, что, зарабатывая деньги, они упускают самое главное – духовную сторону воспитания, что является «стержнем» каждой личности.

Появление огромного количества бездомных детей при живых родителях, детей сирот, распространение среди молодежи наркомании, алкоголизма, преступности - один из показателей разрушения семьи. В нашей школе обучаются 15 детей, находящихся под опекой.

Славянская семья с незапамятных времен строилась на установившихся веками традициях. Главным в семье считался мужчина, в его функции входило материальное обеспечение семьи, защита ее от внешних неблагоприятных факторов, сохранение в ней здорового морального климата; мужчина-отец обязан был готовить себе смену, растить детей, достойных продолжателей рода, обучать сыновей тому ремеслу и делу, которым занимался он сам и его предки.

Женщина была хранительницей домашнего очага, продолжательницей рода, растила и воспитывала детей, учила домашнему хозяйству дочерей, готовила их выполнять предстоящую обязанность жены и матери.

Несоблюдение этих традиций в обществе и в семье, как правило, к добру не приводило.

Поэтому я решила обратиться к произведениям тех писателей, творчество которых мы изучали на уроках литературы, и выяснить, какую роль семье отводили они.

Тема семьи в русской литературе 18,19 века

Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, пытаясь понять его.

Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» Д.И.Фонвизина - шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины.

До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, то есть возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.

Воспитание детей - это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.

До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоросли». Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители «девичьих». Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.

Митрофан - единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать»... Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, - жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка» «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке» .

Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.

Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья - богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.

Простакова думает, что со своим умом Митрофан «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила.

Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг Митрофанушка!» - и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!». «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.

Митрофан - недоросль, прежде всего, потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым - Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.

Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать: «…пока Митрофанушка еще в недорослях, - рассуждает она, - пока его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится» .

Таково это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных.

Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Наша память с детства хранит имя Александра Сергеевича Пушкина. Это имя наполняет собой многие дни нашей жизни. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, велики и неоценимы. Александр Сергеевич Пушкин в своём творчестве много внимания уделял роду и семье, видел в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, усматривал историческое значение семьи для развития государства в целом.

«Капитанская дочка» - одно из наиболее совершенных и проникновенных созданий А.С.Пушкина. Повесть является предметом всеобщего внимания на протяжении многих и многих десятилетий. В своем произведении Пушкин отразил проблемы, связанные с социальным укладом общества в XVIII веке. Самым привилегированным слоем общества являлось дворянство. Но процветание страны оплачивалось другой Россией – трудящейся и умирающей от голода. Крестьяне не имели собственной земли. Не имели прав. Однако имели много обязанностей. Поэтому бунты, несмотря на их жестокое подавление, постоянно прокатывались по стране все сметающей на своем пути огромной неуправляемой волной. Восставшие выступали за отмену крепостного права, свержение монархии и передачу власти народу. Одним из таких восстаний было восстание Емельяна Ивановича Пугачева.

Вся художественная ткань «Капитанской дочки» распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению этих миров. Каждый из этих миров имеет свой бытовой уклад, свои эстетические идеалы и свою систему нравственных ценностей.

Быт Гриневых характерен для дворянского быта XVIII века. Уклад жизни провинциального дворянина Гринева не противопоставлен вершинам дворянской культуры, а слит с ней воедино, связан с лучшими ее традициями, а также с прямым порождением этих традиций – Чувством Долга, Чести, Собственного Человеческого Достоинства, понятием Дома.

В романе «Капитанская дочка» Дом – это не постройка, не стены, даже не люди, это единение близких по духу и крови людей, это сила, стремление действовать сообща, поддерживая друг друга. Это чувство защищенности и опоры. Для Пушкина Дом – очень важное понятие. Идея Дома вынесена на первое место. Дом предстает как порядок, где все делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспитываются и словом, и делом, в правильных понятиях и поступках, где человек защищен от подлости, предательства, жестокости, бесчестия. Естественно стремление человека к дому, к семье.

Ю.М.Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Главный герой романа – Петр Андреевич Гринев – родился в семье дворянина, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Его отец был военный, вышедший в отставку премьер майором. В свое время он много послужил на благо Отечеству. Мать Гринева также дворянка. Гринев воспитывался в традиционной по тем временам системе нравственных ценностей. С раннего детства ему старались привить определенные моральные принципы: его учили уважать старших, быть честным и порядочным человеком, не совершать дурных поступков. Петр Андреевич вырос в доме, где царили любовь, уважение, взаимопонимание, гармония. В доме Гриневых не было места подлости, не было деспотизма. К несчастью, хорошее образование Гринев не получил. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду» . В такой обстановке рос Петр Андреевич и вырос честным офицером. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить его в армию, чтобы он научился военной дисциплине и с низов познал службу офицера, научился служить на благо Отечеству. Отправляя сына в дорогу, отец сказал ему: «Служи верно, кому присягнешь… Береги платье снову, а честь смолоду» .

Гринев мечтал о блестящей службе в Петербурге, а попал в Белогорскую крепость. Жизнь в ней текла спокойно и монотонно. Но пугачевское восстание нарушило мирную жизнь обитателей крепости, заставило повзрослеть и главного героя повести, стать сильным и смелым офицером, не уронить честь и достоинство. Я думаю, что не последнюю роль в этом сыграло его знакомство с семьей капитана Миронова, простого русского офицера, который в трудные минуты жизни не дрогнул перед опасностью и предпочел смерть предательству, жизни в услужении.

Семья капитана Миронова живет «по старинке», тихо и спокойно, свято чтит патриархальные традиции. Не случайно один из эпиграфов к главе говорит об этом: «Старинные люди, мой батюшка». Читатель вместе с Петрушей Гриневым посещает простую русскую избу, стены которой украшены лубочными картинками, «представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота» . Пушкин иронизирует, смеется над жизнью провинциального офицера, который «в колпаке и китайчатом халате» занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах. Однако в молодости и он совершал боевые подвиги. Об этом свидетельствует офицерский диплом «за стеклом в рамке», повешенный на стену. И все же незадачливый капитан вызывает симпатию у читателя. Он добродушный, гостеприимный хозяин, любит свою дочь и жену, хотя и позволяет Василисе Егоровне командовать в семье.

Комендантша крепости – сильная и волевая женщина, она всегда рядом со своим мужем, его поддержка и опора в трудные минуты жизни. Не случайно Швабрин говорит о ней: «Василиса Егоровна прехрабрая дама». Ей бы самой командовать полком! Комендантша сама подшучивает и иронизирует над мужем: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше» . Она тоже любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…». Я думаю, что она стыдится своей бедности и хочет лучшей жизни для дочери. Василиса Егоровна по-матерински заботится о молодых офицерах Гриневе и Швабрине, пытается предотвратить дуэль между ними, пряча шпаги в чулан. Убийство для верующего человека – страшный грех, и она боится за жизнь этих юношей, готовых в пылу молодой горячности на убийство. Маша Миронова больше похожа на отца, она скромная, стеснительная, набожная девушка. Как и любая ее ровесница, Маша мечтает о любви и простом семейном счастье. Однако не любой возьмет в жены бесприданницу. Родители оберегают дочь от жизненных бурь, считая ее робкой и несмелой: «Смела ли Маша?...Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется» .

Такими герои показаны в начале повести. Но пугачевский бунт изменил сонную жизнь крепости. Иван Кузьмич, узнав о приближении врага, хочет спасти свою семью, однако Василиса Егоровна не может бросить мужа и готова быть рядом с ним и сражаться до последнего. Лишь Маша, по ее мнению, не должна быть в опасной крепости. Дети для любой семьи – самое дорогое и святое в жизни. В минуты опасности добрый сонный капитан преображается, становится сильным, смелым. Понимая явное превосходство пугачевских войск, он пытается с помощью своего слабого гарнизона не пустить их в крепость: «Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое». Офицер не может изменить присяге, своей Родине, поэтому сражается до последнего. Изнемогая от раны, капитан Миронов отказывается присягнуть «вору и самозванцу» Пугачеву. Он не боится быть повешенным, так как предательство для честного русского офицера страшнее смерти.
Вслед за мужем погибает от рук восставших казаков и Василиса Егоровна. Но перед смертью успевает назвать Пугачева «беглым каторжником», а его солдат «злодеями». Мы видим в ней сильную волевую женщину, не дрогнувшую перед лицом опасности. Я думаю, что именно благодаря поступку отважного капитана и Гринев отказывается присягнуть Пугачеву. Такие люди, как Иван Кузьмич, достойны уважения, достойны называться великими.
После гибели родителей Маша осталась совсем одна. И мы видим, как робкая и несмелая девушка становится волевой и сильной, она не хочет становиться женой ненавистного предателя Швабрина, для нее «лучше умереть». Маша отправляется в далекое путешествие в Петербург, чтобы спасти любимого Петра Гринева и рассказать императрице правду о восстании. Подвиг капитана Миронова становится известным Екатерине II, и именно поэтому она помогает Маше освободить Гринева. На примере поступка капитана Миронова Пушкин показывает, каким должен быть настоящий офицер. Хотя автор иронизирует над мягким характером и неумением командовать Ивана Кузьмича, он говорит о том, что настоящий русский офицер никогда не дрогнет перед опасностью, не станет предателем и не нарушит присяги. Он будет до последнего вздоха защищать свою Родину. И у такого отца выросла достойная дочь, которая сумеет постоять за себя и защитить честное имя своей семьи и любимого человека.

Изображение семьи Лариных в романе А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В произведении «Евгений Онегин» Пушкин показывает одну единственную семью - семью Лариных. В ней автор видит разные начала. Фамилия помещиков происходит от слова «лары» - боги домашнего очага. В их деревенском доме много доброго, патриархального и трогательного. Жизнь Лариных – «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Это тихие, простые, непритязательные обыватели, гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих страстей, но и без диких ссор и сцен. Даже равнодушный и скучающий Онегин оценил тепло домашнего очага в семействе Лариных:

А кстати: Ларина проста,

Поэту дороги привычки «милой старины», которым следовали родители Татьяны. Они соблюдали религиозные посты, чтили православные и язычески обряды:
Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам.

Служанок била, осердясь –

«Управляла» своим супругом, как и Василиса Егоровна в повести «Капитанская дочка».

Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских обывателей лишена духовных интересов, поисков, развития. Их не интересуют:
Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые

И гроба тайны роковые…

Дмитрий Ларин – посредственный, примитивный человек:
Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой…

А ведь отец Татьяны не всегда был простым барином: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятие Очакова. Мать Татьяны возвышенно, романтично любила сержанта гвардии, потом испытала душевную драму, когда ее выдали замуж за нелюбимого человека. Размеренная, спокойная жизнь «по привычке» привела к внутреннему оскудению, угасанию душевных порывов матери Татьяны и ее мужа. Поэту больно осознавать, как легко люди превращаются в обывателей, медленно доживающих свой век. И все-таки семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.
Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла ее семья, близость к народным традициям и корням, к природе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Времена меняются, но семья для человека всегда остается университетом его души. Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души. Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно.

В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Только семья может воспитать семьянина. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. Нам необходимо помнить о том, что духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Катасонов В.Н. «Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»// Литература в школе. – 1991, № 6.

Там же, стр.44

Тема: Счастье – это …..

Аннотация работы
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого, А. И. Куприна, И.А. Бунина. На основе прочитанных произведений раскрыть понятие счастье: каким видят его герои, счастливы ли они. Вывесит свою формулу счастья. Работа организуется с применением технологии развития критического мышления. Учащиеся умеют составлять кластеры, синквейн, отзыв, самостоятельно ставить цели урока и его этапов, самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, владеют навыками исследовательской деятельности, что находит применение при подготовке к данному уроку, имеют представление о нравственных ценностях, являющихся ориентирами поступков и мыслей героев произведения; они владеют навыками анализа текста, необходимыми для осознанного осмысления произведений. На уроке находит применение интеграция в философию, самопознание, музыку

Тип урока: урок - исследование .

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение
и письмо, используемые на данном уроке: составление кластера, синквейн, отзыв.
Фазы урока: вызов, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия .
Тема: Счастье – это …..

Цель урока: развитие критического мышление учащихся, умения самостоятельно формулировать гипотезы и выводы, вырабатывать собственное мнение, собственную точку зрения на основе осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно, аргументировать свою точку зрения.
Задачи:

Закрепить умение самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, совершенствовать у учащихся знания в области литературы, музыкального искусства ;

- развивать навыки монологической речи; выразительного чтения, совершенствовать навыки исследовательской деятельности,умение составлять кластеры, синквейн, отзыв

Формировать понятия счастье, любовь, нравственные поступки, способствующие воспитанию личности;

Оформление:

1презентация 2 плакат- цветок 3 смайлики (для оценивания ощущений от урока)

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников

примечание

Добрый день! Солнышко приветствует нас. Улыбнёмся!

1 Слайд Солнце

I. « Мозговой штурм»:

    Что такое счастье?

Ответы: Счастье- это……

Слайд №2

1 Стадия вызова

Музыка

Просто ли вам было ответить на вопрос о счастье?

Тогда попробуем ощутить его..

Тренинг для учеников: закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

1Что вы ощущаете, прикасаясь к нему.

    Какого счастье цвета?

3Какого счастье размера?

4Какое счастье на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза.

Вот какие ответы даёт на данные вопросы поэт

Сложно, так сразу ответить.

Дают ответы с закрытыми глазами

Чтение стихотворения

Что такое счастье?

Музыка №1

Слайд 3

II. Целеполагание.
Планирование

Оценка на каждом этапе

Свободное письмо

Сегодня вместе с вами попытаемся ответить на этот вопрос, вернее раскрыть значение и, основываясь на мнение других, выработать собственное

Ребята, вам даны высказывания известных людей, объёдинённые общим ключевым словом, оно пропущено, попробуйте его восстановить. Прочитайте

Личное счастье невозможно без счастья других.
Н.Г.Чернышевский.
Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.
Ж. Ламетри.
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

Познакомьтесь с другими высказываниями, с каким из них созвучно ваше , Выскажите своё мнение по данному высказывание как понимают счастье, счастливый человек философы . Что общего в них?

это ключевое слово счастье.

Каждая группа читает и дает пояснения высказыванию. (устно)

Счастье для философов - это когда человек

Слайд№4

Реализация плана

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.деКостер Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. Гёте?

Счастье, быть счастливым человеком:…. Когда делаешь приятное. Делать людей счастливыми, дарить счастье, осуществлять радость.Счастье для философов - это когда человек заботится о близких, когда он дружелюбный, весёлый, общительны.)

Слайд№ 5

Слово учителя

Наверное, счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни этого состояния.

Попытаемся определить самые важные понятия

С какими понятиями ассоциируется слово счастье?

Вот, оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово – счастье

Заполняют: … Выделяют самые важные понятия :

состояния – добро, справедливость, любовь, сострадание… мир семья дружба любовь

Слайд 6

заготовки кластеров

Оценку дают ученики по группам

Выделив самые важные понятия, остановимся на таких как семья, дружба и любовь

У вас есть заготовки кластеров, они не заполнены, ваши предложения, что можно исследовать, чтобы развить своё пониманию счастья.

мы постараемся почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья литературными героями, с которыми мы п ознакомились, прочитав произведения Л. С. Толстого , А. И. Куприна, И.А. Бунина

Вспомним, как определяет счастье Л.Н. Толстой Докажем мысль писателя.

Мысль семейная в романе «Война и мир». Идеал семьи. Что же тогда,по мнению Толстого, является истинной, настоящей

семьей?

Обратиться к литературе

В ходе урока записывают или запоминают моменты, важные для заполнения кластера

Л.Н. Толстой утверждал:

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь

Сообщение учащихся + презентация

В чем заключается счастьекаждой семьи? Какие понятия являются важными?

Слайд 7

Две позиции

Дискуссия

Т Толстой считает, что нет семейного

счастья а там, где нет взаимопонимания,

традиций, единения.Болконские и Ростовы – э то больше, чем семьи, это целые жизненные у клады. На примере этих семей Толстой

доказывает свою мысль о том, что только

семья развивает в человеке лучшие чувства- л любовь, милосердие, самоотдачу.

Но Толстой в романе противопоставляет с семьи, но что е объединяет их всех?

З Изменились ли в наше время представление о с счастливой семье?

Курагины, Друбецкие - многое в них отрицает Толстой. Две позиции

Забота о детях и их будущее

Мнение детей: Семья – это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть «мы».

Презентация

Слайд 8

Сообщение учащихся

Семья важна для человека, но случается так, что понимание человек находит у других. Чужой человек становится близким, именно ему доверяет свои тайны, проблемы. Мы говорим о дружбе.

Выступления по теме

Дружба в жизни героев

Дает ли им дружба ощущение счастья

Презентация

Слайд 9

Даёт ли любовь ощущение счастья?

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Эти слова созвучны с мыслями, которые возникают при знакомстве с историями любви в произведениях Куприна. Попытаемсяраскрыть это загадочное слово и ответить на вопросы, возникшие у одного из героев Куприна: А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость

Прослушайте историю любви Желткова из повести Куприна « Гранатовый браслет»

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться

Выступления ребят по теме, беседа-дискуссия

Любовь в жизни героев Куприна :

Счастливы ли герои в любви

Куприн «Олеся»

Олеся – Иван Трофимович

Вера Николаевна – Желтков

Герои Бунина

«Солнечный удар», «Тёмные аллеи»»

Чтение письмаЖелткова (индив.задание)

Куприн «Гранатовый браслет»

Вера Николаевна – Желтков

Работа в группе - доказать

Любовь трагедия.сумасшествие, счастье

Слайд 10

Слайд 11

Музыка: Бетховен

Соната для фортепьяно

Слайд 12

Вывод: , несмотря на весь их трагизм.

Слайд 13

Музыка

Кластер, постер

Как представляют счастье герои Куприна, Толстого. Бунина

Работа в группе. Кластер Защита.. Презентация кластера. Чтение наизусть стихотворений (Бунин + самостоятельно подобранные стихи о счастье)

музыка

Д/З Напишите эссе о счастье +Пожелания

Видео «Дорожите счастьем, дорожите!» (Э.Асадов.)

Оценивание

Дайте оценку вашим ощущениям, настроению, чувствам, которые вы испытываете по окончанию нашего общения. Перед вами смайлики, передающие разное состояние.

Учащиеся соответственно своих ощущений прикрепляют под смайликами стикеры

музыка

Смайлики

Приложение 1:

1группа

1 Личное …. невозможно без счастья других.

Н.Г.Чернышевский.

Согласны ли вы с ними?

Д. Дидро

Ш.де Костер

И.В.Гёте

2 группа
1 …. увеличивается оттого, что им делишься с другими.

Ж. Ламетри.

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье , счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное,на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

3 группа

1Стараясь о ….. других, мы находим своё собственное.

Платон

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье, счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное, на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

Приложение 2:

1 Мы знакомы с точкой зрения Л.Н.Толстого о счастье. Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь

с возможностью делать добро людям

Докажите, что оно верное. Как понимают счастье в каждой семье?

(дополнения к сообщениям)

2 Для Толстого идеал семьи – Ростовы, положительно относится к Болконским. Но отрицает жизненный уклад Курагиных и Друбецких

Попробуйте опровергнуть его мнение:

1группа – Курагины

2 группа – Друбецкие

3 группа - Изменились ли в наше время представление о семейном счастье?

3 Является ли дружба составляющим понятия счастье?

Счастливы в дружбе князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов?

(дополнение к сообщеиям)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность проекта Семья – это маленькая ячейка общества, которая несет огромное значение в социальном и нравственном становлении каждого человека. Актуальность проекта в том, что анализируя художественные произведения, можно оценивать, какую роль играет семья в жизни человека. Как сказал один классик, любовь к родине начинается с семьи. И это абсолютно верное высказывание, так как именно в семье мы получаем первые навыки общения с социумом.

3 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проекта Цель проекта: Осознать роль семьи в жизни человека. Анализировать значение семьи в жизни человека на примерах из произведений художественной литературы. Воспитывать заботливое отношение к близким людям, оценить значимость семьи в своей жизни Задачи проекта: Изучить художественную литературу, выбрать примеры на тему значение семьи в жизни каждого человека Сформулировать выводы о своеобразии воплощения темы семейного счастья в литературных произведениях Совершенствование коммуникативных навыков обучающихся

4 слайд

Описание слайда:

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. (Л.Н. Толстой)

5 слайд

Описание слайда:

Семья – важная ценность человеческой жизни Семья объединяет, скрепляет родственными и нравственными узами людей. Каждый человек любит и ценит дом, который является «семейной» крепостью, где можно укрыться от любых жизненных невзгод, а люди, которые в нем живут, всегда поймут, выслушают и поддержат в трудную минуту. Вот поэтому роль семьи для человека огромна.

6 слайд

Описание слайда:

«Мысль семейная» Мне вспоминается “Война и мир” Л.Н.Толстого. Рассказывая про разные семьи, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. В этой семье искренне радуются и искренне плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого члена семьи. Эта семья всегда готова гостеприимно принять любого человека. В их доме приятно находиться, там спокойно на душе, так как в их семье царит счастье и любовь

7 слайд

Описание слайда:

В семье Обломовых Вспомним семью Ильи Обломова из романа Гончарова. Семья Обломовых была большой, в их доме жило множество родственников. В этой семье была тёплая, дружеская атмосфера. Илью любили и ласкали все родственники. Все члены семьи жили сонной, ленивой и тихой жизнью. Они не любили трудиться. В этой семье редко грустили и задумывались над жизнью. Всем жилось весело и беззаботно. Семья Обломовых жила в лени и апатии. Но эту апатию они любили. Они наполняли апатичную жизнь праздниками и обрядами. Можно сделать вывод о том, что все семьи разные, у всех разные законы в семье, разные стили жизни, но самое главное-это семейный очаг.

8 слайд

Описание слайда:

Одиночество человека, потерявшего семью в рассказе Андрея Платонова «На заре туманной юности» В романе Андрея Платонова «На заре туманной юности» 14-летняя девочка Оля остается сиротой. Ей хочется, чтобы кто-нибудь взял ее к себе. Действительно, не каждый способен взять на себя ответственность за воспитание чужого ребёнка. Но что же говорить о чужих людях, ведь и родные не всегда возьмут детей-сирот. Так вышло и с Ольгой. Её желание иметь семью было сильным, но никто не понял её, не сжалился над ней. Ребёнок в отчаянии. «Ольга пошла мимо домов по чужому большому городу, но смотрела она на все незнакомые места и предметы без желаний, потому что она чувствовала сейчас горе от своей тетки, и это горе в ней превратилось не в обиду или ожесточение, а в равнодушие; ей стало теперь неинтересно видеть что-либо новое, точно вся жизнь пред ней вдруг омертвела» . Человек, оставшись один, бессилен, слаб. Как найти силы жить?

9 слайд

Описание слайда:

Тема семьи в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» А вот в рассказе М.Шолохова "Судьба человека" Андрей Соколов ценил свою семью, в довоенное время много работал, чтобы жена и дети ни в чем не нуждались Однажды, когда Андрей был на фронте, в дом попала бомба, и жена с двумя дочками погибли, старший сын в это время находился в городе. Узнав о смерти близких, Андрей был потрясён

10 слайд

Описание слайда:

Одиночество Андрея Соколова А после войны некуда было возвращаться герою, потому что погибли все: жена и трое детей. Все выдержал в лютую годину этот человек, пройдя нечеловеческие испытания, но самой страшным горем оказалась потеря семьи. Одинокий человек быстро растрачивает силы, и потому ему нужна семья.