Людвиг фейербах и конец немецкой философии.

Фридрих Энгельс (1820-1895) - немецкий философ и политический деятель, один из основоположников марксизма. Родился в семье фабриканта. По настоянию отца оставил гимназию за год до окончания и занимался изучением коммерческой сделки. Много времени отводил на самообразование. Во время прохождения военной службы в свободное время посещал лекции в Берлинском университете.

В работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) Ф. Энгельс раскрывает соотношение между классической немецкой философией, в частности философией Гегеля и Фейербаха как одним из теоретических источников марксизма, и диалектико-материалистической философией, формулирует основной вопрос философии и дает очерк материалистического понимание истории.

В первом разделе труда Ф. Энгельс обращает внимание прежде всего на противоположность ролей, которые сыграли немецкие и французские философы в "политических переворотах" во Франции и Германии. Энгельс характеризует философию Гегеля, считает ее завершением классической немецкой философии. Гегелевская философия, утверждает Энгельс, является одним из теоретических источников марксизма. Раскрывает процесс распада гегелевской школы. Анализирует противоречия между революционной и консервативной сторонами гегелевской философии, а именно - между ее диалектическим методом и догматической системой. Энгельс подчеркивает, что историческое значение и революционный характер философии Гегеля состоит в разработке им диалектических положений.

Во втором разделе Энгельс раскрывает сущность материализма и идеализма, в связи с чем определяет основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием. Энгельс определяет две стороны этого вопроса: о первичности бытия и о познаваемости мира. В связи с этим выделяется в философии два направления: материализм и идеализм. Также критикует агностицизм, подчеркивает роль общественной практики и познания, зависимость развития философии от развития науки и материального производства. Характеризуя ограниченность французского материализма XVIII в.: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.

В третьем разделе Ф. Энгельс уделяет внимание философским взглядам Фейербаха. В частности, критикует ирреалистичные понимание им истории, проявляется в философии религии и этике Фейербаха.

В четвертом разделе Ф. Энгельс дает краткий очерк основных положений диалектического материализма и особенно материалистического понимания истории. Возникновение диалектического материализма было революционным переворотом в философии. Ф. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистическую диалектику и материализма в диалектический материализм. Последний был последовательно распространен также и на понимание общества и его истории. Материалистическую диалектику Ф. Энгельс определяет как науку об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления, как учение о развитии и всеобщий связь в природе, обществе и мышлении, показывает ее противоположность метафизике. В этом разделе Ф. Энгельс отмечает решающем значении, которое имели для формирования материалистической диалектики три великих открытия в естествознании XIX в.: открытие клетки, превращения и сохранения энергии и теория Дарвина.

Анализируя общество и законы его развития, Ф. Энгельс характеризует предметную деятельность людей как отличительную черту общественного развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, которые скрываются за идеальными побуждениями людей. Он показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, дает философский анализ государства, права, философии. религии, указывает на изменение предмета философии, превращение ее в действительно научный, диалектико-материалистическое мировоззрение.

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"

" И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"

произведение Энгельса, посвященное характеристике отношения марксистской философии к своим теоретич. источникам и содержащее очерк ее важнейших положений. Написано в 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Старке "Людвиг Фейербах" (1885); однако Энгельс уделяет ей незначит. . Подлинные причины написания "Л. Ф. ..." Энгельсом были иные: распространение марксизма "вширь" сопровождалось его вульгаризацией, его эклектич. толкованием на уровне догегелевской философии ( и т.п.), поэтому надо было разъяснить, каковы коренные отличит. черты диалектич. и историч. материализма. Ленин высоко оценил работу "Л. Ф. ..." и часто ссылался на нее. Он считал, что "Л. Ф. ..." и "Анти-Дюринг", так же как и "Коммунистический Манифест", "...являются настольной книгой всякого сознательного рабочего" (Соч., т. 19, с. 4).

Характеризуя в "Л. Ф...." появление на историч. сцене . философии 18 в. и классич. нем. философии, Энгельс говорит о филос. революциях. В еще более глубоком смысле явился революцией создания диалектич. и историч. материализма Марксом и Энгельсом. Этот процесс включал в себя усвоение в новом синтезе всего ценного из наследия филос. культуры и прежде всего ее высшего достижения – философии Гегеля. Поэтому 1-я гл. "Л. Ф. ..." посвящена Гегелю и истории раскола гегелевской школы. Взгляды Гегеля Энгельс передает так, как они исторически выступили в качестве идейного источника марксистской философии, а именно в их противоречии между диалектич. методом и догматизмом, некритичностью и консерватизмом его системы. Гегелевская в целом – "...величественный итог всего предыдущего развития философии..."; вся она – "... лишь идеалистически на голову поставленный " (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 279, 285); повсюду в ней – поразительное богатство идей, усвоение к-рых – подлинного выхода из "лабиринта" филос. проблем. Тем не менее Фейербах, восстановивший материализм, не преодолел философию Гегеля посредством "снимающей" критики, но попросту отбросил ее прочь. И все же именно Фейербах дал становлению марксизма "могучий толчок" (см. тамже, с. 299).

Во 2-й гл. Энгельс противопоставляет обывательскому утилитаристскому представлению о "материальном" и "материализме" научное, филос. о них. Филос. понятие материализма формулируется как ответ на философии; же в решении этого вопроса составляет классификации филос. концепций. При этом Энгельс выделяет "две стороны" этого вопроса. С т. зр. марксизма, способно, по выражению Энгельса, составлять верное действительности. "На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия" (там же, с. 283). Именно материалистически истолкованное мышления и бытия определяет совпадение гносеологии, онтологии и логики в диалектике как "... науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления", ибо эти законы "... по сути дела тождественны..." (там же, с. 302). Поэтому познающее мышление есть всегда понятий, согласно логике самого предмета.

Доказательство предметной истинности знания и тем самым дуализма и агностицизма; "...заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности" (там же, с. 284). Здесь Энгельс отвлекается от др. функций практики и от роли ее превращенных форм (отношения полезности и т.п.).

Обращая внимание на особенности материализма диалектического, Энгельс отмечает три ограниченности старого материализма: 1) механистичность, 2) метафизичность, 3) в понимании общества (см. тамже, с. 286–89). При этом надо учитывать, что гл. недостаток предшеств. материализма – его созерцательность (см. "Тезисы о Фейербахе" , "Немецкая , Материализм). Энгельс называл Л. Бюхнера, К. Фохта и Я. Молешотта вульгарными материалистами за то, что они "... не вышли ни в чем за эти пределы учений своих учителей" (там же, с. 288).

Корни этич. идеализма Фейербаха – в его антропологизме.

Глава 4-я содержит характеристику революц. переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом, и экскурсию в область материалистич. теории истории. Классич. филос. наследие восприняли и переработали основоположники марксизма. Гегелевскую диалектику они освободили от "идеологического извращения" (см. тамже, с. 301). Суть дела в том, чтобы не только "признавать" диалектику, но и уметь "...применять ее в каждом отдельном случае и в каждой данной области исследования" (там же, с. 302).

Марксизм провозгласил принципиально отношение между предметом философии и предметами остальных положит. наук. Оценивая открытие клетки, установление закона сохранения и превращения энергии и теорию Дарвина как "три великих открытия" (см. тамже, с. 288, а также с. 303–04), Энгельс усмотрел в них начало усвоения диалектич. метода мышления самими положит. науками. Поскольку такое усвоение совершается, избавляет философию от монополизирования задачи ".... дать общую картину природы как связного целого" (там же, с. 304), т.к. науки становятся полноправными строительницами "системы мира". Теоретически развитые науки делают излишней особую, отдельную от них науку "о мире в целом", каковой ранее претендовала быть философия. Тем самым философии предоставляется сосредоточить свое внимание на исследовании всеобщих характеристик действительности, на разработке как логики и теории науч. познания (см. тамже, с. 316).

В очерке материалистич. понимания истории (см. тамже, с. 305–316) противопоставляется домарксовским социологич. концепциям как впервые раскрывший материальные движущие силы, к-рые скрываются за идеальными побудит. силами (см. тамже, с. 307); рассматривая лишь общую первых от вторых, Энгельс отвлекается от того, что и те и другие могут выступать еще и как якобы независимые от человеч. деятельности, от реального человека. Энгельс поясняет важнейшие положения марксистской теории классов и классовой борьбы, теории базиса и надстройки, анализирует классовый гос-ва (см. тамже, с. 310).

В Энгельс выражает веру в грядущий расцвет теоретич. , выступающей смело и решительно, без каких бы то ни было соображений "... о карьере, о наживе и о милостивом покровительстве сверху" (там же, с. 317). Коммунизм и высокий к теории нераздельны.

"Л. Ф. ..." был издан сначала в "Neue Zeit" (1886, NoNo 4 и 5), а в 1888 в Штутгарте отд. брошюрой с предисловием. Первый рус. перевод "Л. Ф. ..." принадлежит Плеханову. В 1905 и 1906 публиковались и др. рус. переводы. В сов. "Л. Ф. ..." многократно переиздавался (до 1939 – в переводе Плеханова). На 1 янв. 1964 "Л. Ф. ..." издан в СССР 98 раз на 32 языках (народов СССР и иностр.) тиражом 3282 тыс. экземпляров.

Лит.: Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Соч., 4 изд., т. 19; Юдин П., Классич. произв. марксистского материализма, [М. ], 1939; Ильичев Л. Ф., О книге Ф. Энгельса "Л. Ф. ...", [М. ], 1940; Розенталь М., О произведении Ф. Энгельса "Л. Ф. ...", [М. ], 1952; Баллер Э. Α., Произведение Ф. Энгельса "Л. Ф. ...", М., 1960.

Г. Батищев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое ""ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"" в других словарях:

    - “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ” (Ludwig Feuerbach und der Ausgang der Klassischen deutschen Philosophie; рус. изд.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 269 317) работа Ф. Энгельса написана в 1886, посвящена проблеме … Философская энциклопедия

    Произв. Ф. Энгельса, посвящённое вопросу об отношении марксистской философии к классич. нем. философии, в особенности к философии Гегеля и Фейербаха; содержит систе матич. изложение основ диалектич. и историч. материализма. Написано в нач … Философская энциклопедия

    - («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии») философское произведение Ф. Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретических источников классической немецкой философии, в… …

    «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ» - работа Ф. Энгельса, впервые опубликована в журнале «Neue Zeit» за 1886. Рассматривая роль диалектики Гегеля и материализма Фейербаха как теоретич. источников марксист. философии, Энгельс дал сис тематич. изложение основ диалектич. и истории,… … Атеистический словарь

    - (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия

    Период развития нем. философии (кон. 18 1 я пол. 19 вв.), когда был создан преемственный ряд систем филос. идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материализм Фейербаха. Термин «К. н. ф.» употребляется Ф. Энгельсом в его работе «Людвиг … Философская энциклопедия

Конспект по философии.

Тема: Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.2 глава.

Основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с того, отдалённого времени, люди пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, - уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. Если она в момент смерти отделяется от тела и продолжает жить, то не стоит придумывать для неё ещё какую-то особую смерть. Так возникло представление о её бессмертии, которое на той ступени развития казалось не утешением, а неотвратимой судьбой и довольно часто, например у греков, считалось подлинным несчастьем. Не религиозная потребность в утешении приводила к вымыслу о личном бессмертии, а то обстоятельство, что, раз признав существование души, люди в силу ограниченности не могли объяснить себе, куда же девается она после смерти. Подобным же образом вследствие олицетворения сил природы возникли первые боги, которые в ходе дальнейшего развития религии принимали облик внемировых сил, пока в результате процесса абстрагирования - я чуть было не сказал: процесса дистилляции, - совершенно естественного в ходе умственного развития, в головах людей не возникло, наконец, из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов представление о едином, исключительном боге монотеистических религий. Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, имеет свои корни, стало быть, не в меньшей степени, чем всякая религия, в ограниченных и невежественных представлениях людей периода дикости. Вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что́ является первичным: дух или природа, - этот вопрос, игравший, впрочем, большую роль и в средневековой схоластике, вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века? Философы разделились на два больших лагеря те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, так или иначе признавали сотворение мира, - а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко ещё более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Большинство философов утвердительно решает этот вопрос. Так, например, у Гегеля утвердительный ответ на этот вопрос подразумевается сам собой: в действительном мире мы познаём именно его мыслительное содержание, именно то, благодаря чему мир оказывается постепенным осуществлением абсолютной идеи, которая от века существовала где-то независимо от мира и прежде него. Само собой понятно, что мышление может познать то содержание, которое уже заранее является содержанием мысли. Не менее понятно также, что доказываемое положение здесь молчаливо уже содержится в самой предпосылке. Но это не мешает Гегелю делать из своего доказательства тождества мышления и бытия вывод, что так как его мышление признаёт правильной его философию, то, значит, она есть единственно правильная философия и что, в силу тождества мышления и бытия, человечество должно немедленно перенести эту философию из теории в практику и переустроить весь мир сообразно гегелевским принципам. Но существуют философы, которые оспаривают возможность познания мира или исчерпывающего познания. К ним принадлежат Юм и Кант, которые играли значительную роль в развитии философии. Решающее для опровержения этого взгляда сказано уже Гегелем, насколько это можно было сделать с идеалистической точки зрения. Самое же решительное опровержение этих философских вывертов заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец. В продолжение этого длинного периода, от Декарта до Гегеля и от Гоббса до Фейербаха, философов толкало вперёд быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности. У материалистов это прямо бросалось в глаза. Но и идеалистические системы всё более наполнялись материалистическим содержанием и пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи. В гегелевской системе дело дошло до того, что она и по методу и по содержанию представляет собой лишь идеалистически на голову поставленный материализм.

Ход развития Фейербаха есть ход развития гегельянца к материализму. На известной ступени это развитие привело его к полному разрыву с идеалистической системой своего предшественника. С неудержимой силой овладело им сознание того, что гегелевское до мировое существование «абсолютной идеи», «предсуществование логических категорий» до возникновения мира есть не более, как фантастический остаток веры в потустороннего творца; что тот вещественный, чувственно воспринимаемый мир, к которому мы принадлежим, есть единственный действительный мир и что наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа - мозга. Материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи - чистый материализм.

Фейербах не может преодолеть обычного философского предрассудка, предрассудка не против самого существа дела, а против слова «материализм». Он говорит: «Для меня материализм есть основа здания человеческой сущности и человеческого знания; но он для меня не то, чем он является для физиолога, для естествоиспытателя в тесном смысле, например для Молешотта, и чем он не может не быть для них сообразно их точке зрения и их специальности, то есть он для меня не само здание. Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперёд, я не с ними». Фейербах смешивает здесь материализм как общее мировоззрение, основанное на определённом понимании отношения материи и духа, с особой формой, в которой выражалось это мировоззрение на определённой исторической ступени, именно в XVIII веке. Он смешивает его с той опошленной, вульгаризированной формой, в которой материализм XVIII века продолжает теперь существовать в головах естествоиспытателей и врачей и в которой его в 50-х годах преподносили странствующие проповедники Бюхнер, Фогт и Молешотт. Но материализм, подобно идеализму, прошёл ряд ступеней развития, открывается новый путь для его развития. Материализм прошлого века был преимущественно механическим, потому что из всех естественных наук к тому времени достигла известной законченности только механика, и именно только механика твёрдых тел (земных и небесных), механика тяжести. Химия существовала ещё в наивной форме, основанной на теории флогистона. Биология была ещё в пелёнках: растительный и животный организм был исследован лишь в самых грубых чертах, его объясняли чисто механическими причинами. В глазах материалистов XVIII века человек был машиной так же, как животное в глазах Декарта. Это применение исключительно масштаба механики к процессам химического и органического характера, - в области которых механические законы хотя и продолжают действовать, но отступают на задний план перед другими, более высокими законами, - составляет первую своеобразную, но неизбежную тогда ограниченность классического французского материализма.

Вторая своеобразная ограниченность этого материализма заключалась в неспособности его понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии. Это соответствовало тогдашнему состоянию естествознания и связанному с ним метафизическому, то есть антидиалектическому, методу философского мышления. Природа находится в вечном движении; это знали и тогда. Но по тогдашнему представлению, это движение столь же вечно вращалось в одном и том же круге и таким образом оставалось, собственно, на том же месте. У Гегеля природа, как простое «отчуждение» идеи, не способна к развитию во времени; она может лишь развёртывать своё многообразие в пространстве, и, таким образом, осуждённая на вечное повторение одних и тех же процессов. В области истории - то же отсутствие исторического взгляда на вещи. Здесь приковывала взор борьба с остатками средневековья. На средние века смотрели как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV веков. Вульгаризаторы, взявшие на себя в пятидесятых годах в Германии роль разносчиков материализма, не вышли ни в чём за эти пределы учений своих учителей. Все дальнейшие успехи естественных наук служили им лишь новыми доводами против существования творца вселенной. Да они и не помышляли о том, чтобы развивать дальше теорию. Идеализм, премудрость которого к тому времени уже окончательно истощилась и который был смертельно ранен революцией 1848 г., получил, таким образом, удовлетворение в том, что материализм в это время пал ещё ниже. Фейербах был совершенно прав, отклоняя от себя всякую ответственность за этот материализм.

Во-первых, и при жизни Фейербаха естествознание находилось в том процессе сильнейшего брожения, который получил относительное, вносящее ясность завершение только за последние пятнадцать лет.

Во-вторых, Фейербах был совершенно прав, когда говорил, что исключительно естественнонаучный материализм «составляет основу здания человеческого знания, но ещё не самое здание». Ибо мы живём не только в природе, но и в человеческом обществе, которое не в меньшей мере, чем природа, имеет свою историю развития и свою науку.

Задача, следовательно, состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе. Но Фейербаху не суждено было сделать это. Здесь он, несмотря на «основу», ещё не освободился от старых идеалистических пут, что признавал он сам, говоря: «Идя назад, я с материалистами; идя вперёд, я не с ними». Но именно здесь, в области общественной, сам Фейербах «вперёд», дальше своей точки зрения 1840 или 1844 г., и не пошёл, и главным образом вследствие своего отшельничества.

Заметим ещё, что Штарке видит идеализм Фейербаха не в том, в чём он действительно заключается.

«Фейербах - идеалист; он верит в прогресс человечества». Во-первых, здесь идеализмом называется не что иное, как стремление к идеальным целям. Но эти цели необходимым образом связаны разве только с кантовским идеализмом и его «категорическим императивом».

Во-вторых, никак не избегнуть того обстоятельства, что всё, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову. Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом - в виде «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами».

В-третьих, убеждение в том, что человечество, по крайней мере в данное время, двигается в общем и целом вперёд, не имеет абсолютно ничего общего с противоположностью материализма и идеализма. Французские материалисты почти фанатически держались этого убеждения - не меньше деистов Вольтера и Руссо - и довольно часто приносили ему величайшие личные жертвы.

Фактически Штарке здесь делает, непростительную уступку укоренившемуся под влиянием долголетней поповской клеветы филистерскому предрассудку против названия материализм. Под материализмом филистер понимает все те грязные пороки, которым он сам предаётся втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в «лучший мир», о котором он кричит перед другими, но в который он сам начинает веровать разве только тогда, когда у него голова болит с похмелья или когда он обанкротился, словом - когда ему приходится переживать неизбежные последствия своих обычных «материалистических» излишеств. При этом он тянет свою любимую песню: Что же такое человек? Он - полузверь и полуангел.

В остальном же Штарке усердно старается защитить Фейербаха от нападений и учений тех доцентов, которые шумят теперь в Германии под именем философов. Для людей, интересующихся выродившимся потомством классической немецкой философии, это, конечно, важно; для самого Штарке это могло казаться необходимым.

Том 21 Энгельс Фридрих

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

Написано в начале 1886 г.

Напечатано в журнале «Die Neue Zeit» №№ 4 и 5, 1886 г. и отдельным изданием в Штутгарте в 1888 г.

Печатается по тексту издания 1888 г.

Перевод с немецкого

Титульный лист книги «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»

Из книги Хрестоматия по философии [Часть 2] автора Радугин А. А.

Тема 13. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА 13.1. Постановка проблемы познания в классической немецкой философии. И. КАНТ1.О различии между чистым и эмпирическим познаниемБез сомнения, всякое наше познание начинается с опыта, в самом деле, чем же пробуждалась бы к

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

1. СОЦИАЛЬНЫЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономического застоя. «Все было скверно, и во всей стране господствовало общее недовольство… Народ был проникнут низким, раболепным, жалким

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

6. Л. ФЕЙЕРБАХ - ПОСЛЕДНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПЕРВЫЙ РЕФОРМАТОР Людвиг Фейербах (1804–1872) - последний представитель немецкой классической философии и ее реформатор. Интерес представляет становление Фейербаха как философа. Он посещает

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

9.8. Природа человека (Людвиг Фейербах) Если Гегель создал идеалистическое учение, то последний представитель немецкой классической философии – Людвиг Фейербах был представителем материализма или, как он сам говорил, натурализма.По его мнению, понятия «Бытие», «природа»,

Из книги Том 21 автора Энгельс Фридрих

Людвиг Фейербах. Природа человека Если Гегель создал идеалистическое учение, то последний представитель немецкой классической философии – Людвиг Фейербах был приверженцем материализма или, как он сам говорил, натурализма. По его мнению, понятия «Бытие», «природа»,

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ» В предисловии к своему сочинению «К критике политической экономии», Берлин, 1859, Карл Маркс рассказывает, как мы в 1845 г. в Брюсселе решили «сообща разработать наши взгляды», - а именно,

Из книги Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (Книга - диалог) автора Толстых Валентин Иванович

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804–1872) Немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию идеализма, противопоставив антропологический материализм. Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы

Из книги Мадэализм - концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории) автора Шулицкий Борис Георгиевич

В.М.Межуев Эвальд Ильенков и конец классической марксистской философии МЕЖУЕВ Вадим Михайлович - доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН. В послевоенной советской философии 50–60–х гг. Э.В.Ильенков - самое крупное и, пожалуй, наиболее

Из книги Толпа, массы, политика автора Хевеши Мария Акошевна

4. Работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и современная действительность По известному выражению М. Планка, новые, революционные идеи и теории побеждают только тогда, когда вымирает поколение - носитель старых теорий. Иными словами,

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

Идеи просвещения народных масс в немецкой классической философии и в марксизме Известно, что немецкая классическая философия, несмотря на всю свою абстрактность, по-своему отражала идеи и события Французской революции, продолжая линию Просвещения. Так Кант считал

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 1. Исторические корни классической немецкой философии Во второй половине XVIII в. в Западной Европе происходят новые социально-экономические сдвиги, обусловленные утверждением капиталистического способа производства и превращением буржуазии в экономически

Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих

Природа человека. Людвиг Фейербах Если Гегель создал идеалистическое учение, то последний представитель немецкой классической философии – Людвиг Фейербах – был приверженцем материализма или, как он сам говорил, натурализма.По его мнению, понятия «Бытие», «природа»,

Из книги Политические онтологики автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из предисловия Ф. Энгельса к его книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Прежде чем отправить в печать эти строки, я отыскал и еще раз просмотрел старую рукопись 1845 – 1846 годов. Отдел о Фейербахе в ней не закончен. Готовую часть составляет

Из книги Феномен языка в философии и лингвистике. Учебное пособие автора Фефилов Александр Иванович

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

3. Язык в освещении немецкой классической философии 3.1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Диалектика отношения языка, сознания и действительности Немецкий философ, создатель теории диалектики, суть которой определяется принципом: «Противоречие есть критерий

Из книги автора

3. Работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» была написана в 1886 г. и опубликована в том же году в журнале «Die Neue Zeit» («Новое время»). Непосредственным поводом для

; содержит систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма. Написано в начале 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Штарке «Людвиг Фейербах» (Штутгарт, 1885). В. И. Ленин считал, что наряду с «Манифестом Коммунистической партии» и «Анти-Дюрингом» «Л. Ф....» является «... настольной книгой всякого сознательного рабочего» (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 23, с. 43).

В 1-й главе книги, говоря о философской революции в Германии, Ф. Энгельс характеризует гегелевскую философию как завершение классической немецкой философии и всего прежнего философского развития, как один из теоретических источников марксизма, и описывает процесс разложения гегелевской школы. Анализируя противоречие между революционной и консервативной сторонами гегелевской философии, между её диалектическим методом и догматической системой, он показывает, что её историческое значение и революционный характер заключались в разработке диалектики.

Во 2-й главе, раскрывая сущность материализма и идеализма, Ф. Энгельс определяет основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике агностицизм , указывает на роль общественной практики в познании, на зависимость развития философии от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизического материализма, он характеризует ограниченность французского материализма 18 века: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.

В 3-й главе подвергается критике идеалистическое понимание истории у Л. Фейербаха, как оно проявляется в его философии религии и этике.

4-я глава содержит очерк основных положений диалектического материализма и в особенности материалистического понимания истории. Возникновение диалектического материализма явилось революционным переворотом в философии. Ф. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистическую диалектику и материализма в диалектический материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества и его истории. Материалистическую диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и законов его развития, Ф. Энгельс характеризует деятельность людей как отличительную черту общественного развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, которые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, даёт философский анализ государства, права, философии, религии; указывает на изменение предмета философии в ходе её развития.

«Л. Ф....» был первоначально напечатан в теоретическом журнале германской социал-демократии «Die Neue Zeit» (Штутгарт, 1886, № 4-5), а затем издан отдельной брошюрой с предисловием Ф. Энгельса (датировано 21 февраля 1888) и с приложением «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса (Штутгарт, 1888). В 1889 в петербургском журнале «Северный вестник» (№ 3-4) под названием «Кризис философии классического идеализма в Германии» был напечатан русский перевод Г. Ф. Львовича с многочисленными отступлениями от текста оригинала. В 1892 в Женеве группа «Освобождение труда» издала полный русский перевод Г. В. Плеханова, 2-е издание с его предисловием вышло там же в 1905. В 1894 в парижском журнале «L’Ere nouvelle» (№ 4-5) был напечатан французский перевод Л. Лафарг, просмотренный Ф. Энгельсом. В 1892 в Болгарии вышел болгарский перевод (с русского), в 1899 во Львове украинский перевод, в 1902 в Риме итальянский перевод, в 1903 в Чикаго английский перевод. «Л. Ф....» - одно из наиболее распространённых произведений марксизма, издавался почти во всех европейских и во многих других странах на десятках языков. В СССР «Л. Ф....» был издан отдельной книгой 121 раз на 33 языках (народов СССР и иностранных) общим тиражом 4806 тысяч экземпляров (данные на 1 января 1971).

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] И. Блоху, 21-22 сентября 1890, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 37, с. 396; его же, [Письмо] В. Я. Шмуйлову, 7 февраля 1893, там же, т. 39, с. 22; его же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 января 1894, там же, с. 176; Плеханов Г. В., Письмо Ф. Энгельсу, 25 марта 1893, в книге: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967, с. 648-649; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23, с. 43 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 351); Розенталь М., О произведении Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1952; Баллер Э. А., Произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1960; Билецкий Е. Е., У истоков марксистской философии, М., 1965; Покровская В. И. и Свинцов В. И., О работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1965.

Г. А. Багатурия.

Статья про слово "«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 8994 раз