Маленькие люди преступление и наказание олимпиада. Тема маленького человека в романе преступление и наказание

(347 слов) В своём творчестве Ф.М. Достоевский часто уделял особое внимание проблемам и страданиям обычных людей. Писатель всегда стремился познать русский народ, выявить его достоинства и оправдать недостатки. Именно это мы и видим в романе «Преступление и наказание». Все герои произведения — бедные, забитые, ничем не примечательные люди, но писатель постепенно раскрывает читателю этих персонажей, заставляя его по-новому посмотреть на мир в целом.

Первоначально мы не видим ничего положительно в Петербурге Достоевского, городе сумасшедших. Полубезумный студент Родион Раскольников, одержимый идеей собственного превосходства над окружающими, проститутка Соня, безработный пьяница Мармеладов, его высокомерная жена Катерина, озлобившаяся на весь мир и прочие эпизодические персонажи создают перед нами ужасную картину безнравственности, жестокости и равнодушия. Раскольников жестоко убивает старуху-процентщицу, Мармеладова толкает приёмную дочь на панель, а её муж обворовывает собственную семью, чтобы напиться в грязном кабаке. Кто-то пожалел бы несчастных, кто-то отнёсся бы к ним с призрением, но только не Достоевский. Казалось бы, низкие люди демонстрируют нравственные качества, достойные страдальцев. Ужасные условия толкают их на страшные вещи, очерняют их души и ожесточают сердца, но под всей этой грязью и мерзостью скрываются настоящие подвижники. Отчаявшаяся Соня Мармеладова пошла на панель, чтобы прокормить семью, но даже в таком унизительном положении она сохранила в своём сердце веру в бога. Именно она своей любовью помогла Родиону освободиться от заблуждений и обрести душевный покой. Сам Раскольников, голодая, помогает деньгами семье Мармеладовых, даже не рассчитывая ничего за это получить, до событий романа он без страха бросился в горящий дом, чтобы спасти ребёнка. Презиравшая мужа Мармеладова, когда с ним случилось несчастье, не отходила от него до самой смерти и искренне горевала о нём. Но наиболее ярко нравственность простых русских людей раскрывается во время поминок в память о Мармеладове. Когда Лужин, желая уязвить Раскольникова, обвиняет Соню в воровстве, Катерина, Родион и совершенно чужой человек Лебезятников до последнего защищали честь бедной девушки. Когда же обман Лужина стал явным, возмущению всех присутствующих гостей не было предела. Подлец был немедленно изгнан.

Каждое творение Достоевского наполнено жалостью к человечеству, но в тоже время он искренне верит, что именно русские люди, сохранившие в себе человечность и искреннюю веру, смогут изменить мир и принести на землю мир и любовь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман "Преступление и наказание". В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: "Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя". Раскольников - один из этой толпы: "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу".

Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния "маленьких людей" начинают появляться различные фантастические "идеи", не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Такова "идея" Раскольникова о Наполеонах и "тварях дрожащих", "обыкновенных" и "необыкновенных" людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия "маленьких людей".

Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.

Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?.." - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, изму шнного, задавленного своей неизбежной судьбой.

Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладо-вой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.

Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.

Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов "униженных и оскорбленных". Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали "сверхчеловека", чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.

" Маленькие люди" в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге "новой жизни", "постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью".

Произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стало одной из важнейших книг русской классической литературы. Оно несет очень важный смысл, так как относится не просто к книгам художественной литературы, а заслуженно считается философским шедевром. "Маленькие люди" в "Преступлении и наказании" Достоевского играют самую важную роль.

«Маленькие люди»

Тема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» играет почти ведущую роль. Если посмотреть и внимательно проанализировать героев произведения, то можно заметить, что почти все действующие лица в книге указывают читателю на жизненно важные черты характера человека.

Вообще, говоря о «маленьких людях» в романе «Преступление и наказание», нужно сказать, что Федор Михайлович выделил несколько критериев, отличающих этих героев от других. В литературе словосочетание «маленький человек» обозначает тех лирических героев, которые не способны противостоять окружающим проблемам, вынуждены вести постоянные борьбу за выживание с наиболее властными людьми. Кроме того, как выделяет сам Достоевский в произведении «Преступление и наказание», «маленькие люди», как правило, живут и держаться на самом низком уровне жизни, проводя за гранью бедности большую часть своего существования.

Кроме того, сам Федор Михайлович изображает своих героев не просто нищими и неспособными обеспечить себя необходимыми средствами, а обиженными жизнью, униженными другими и чувствующими себя абсолютным ничтожеством во внешнем мире.

Герой Родион Раскольников

«Маленький человек» «Преступления и наказания» Раскольников ведет главную сюжетную линию. Именно вокруг него и разворачиваются все события. как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом.

Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг - соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.

Герой Семен Мармеладов

В «Преступлении и наказании» «маленький человек» Мармеладов тоже имеет важную роль. Бывший военный, потеряв работу, впадает в депрессию. Все деньги, которые получает данный «маленький человек» «Преступления и наказания», он пропивает, из-за чего не может обеспечить свою семью. Несмотря на это, Мармеладов прекрасно понимает свое положение, однако исправить его он уже не в силах - настолько невозможной ему кажется борьба с собственным пьянством. Из-за своего же алкоголизма и умирает герой, а смерть его слишком глупа для человека, которого раньше уважали, - он просто напивается и попадает под колеса повозки. Погибая, Мармеладов говорит своей старшей дочери, что она единственная опора семьи, тем самым он сбрасывает с себя любую ответственность и обязательства перед своей семьей.

Образ Мармеладова

Мармеладов - лирический герой, который не смог противостоять своим финансовым трудностям, однако нашел отличный способ уйти от них: появившаяся алкогольная зависимость позволяла бывшему половнику хоть ненадолго забыться. Однако он сам был вершителем своей судьбы - он сам погубил свою семью, пропив все семейные средства; он сам взял в долг у очень жадного человека, который потом не давал покоя семье; он сам потерял свою сущность.

В одном из разговоров с Раскольниковым Мармеладов спрашивает Родиона, знает ли он то чувство, которое возникает в тех обстоятельствах, когда человеку некуда вернуться. Ведь Семен считал, что у него нет дома, что идти ему некуда. Но все ведь заключалось в том, что уходя из дома, он забирал все деньги, после чего семья вновь оставалась без средств к существованию. В том, что Мармеладову не были рады дома, была лишь его собственная вина.

Сонечка Мармеладова

Среди всех «маленьких людей» «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова отличалась своей самоотверженностью. Соня, видя, в каком трудном положении находится семья, устроилась на работу, совсем неподходящую для юной девушки. Сонечка и ее образ «маленького человека» в «Преступлении и наказании» тоже имеет не последнюю роль. Несмотря на свою работу продажной девушки, Соня все равно живет принципами сердца. Ее религиозные взгляды стали для Сонечки путеводителем по жизни. Христианские нормы, которыми руководствуется героиня, становятся немаловажной причиной для признания Раскольникова в убийстве.

Образ Сонечки

Бескорыстная героиня, способная принять любого человека, не обвиняя его ни в чем, словно луч света во всем произведении. Образ Сонечки - это образец праведного человека, поставленного в рамки вынужденного существования, которое заставляет его делать совершенно неправильные поступки. Однако положение Сонечки оправдано - она стала спасительницей для семьи. Именно благодаря ее работе младшие братья и сестры могли хотя бы изредка нормально питаться, а мать могла и работать, и успевать решать домашние заботы.

Катерина Мармеладова

Проблема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» отразилась также и на Катерине Мармеладовой - матери Сонечки. Тридцатилетняя женщина, в раннем возрасте ставшая вдовой, второй раз выходит замуж очень неудачно - несмотря на то, что когда-то Семен был порядочным и почитаемым человеком, со временем он становится невыносимым пьяницей. Катерина, которая является многодетной матерью, пытается бороться с мужем, пытаясь ему объяснить, что от его пьянства страдают дети, - вся семья живет очень бедно, у них имеется огромное количество долгов, а старшая дочь из-за своей работы уже никогда не сможет выйти замуж. Катерина постоянно говорит об этом своему мужу, показывая ему, что не нужно ломать жизни и другим своим детям, что старшая дочь и так пожертвовала своим будущим, чтобы семья все-таки смогла выжить. Однако все ее нравоучения никак не действуют на мужа - он по-прежнему пьет и заявляется домой только тогда, когда ему вновь нужны деньги.

Изнеможенная женщина уже не в силах терпеть такое поведение мужа и однажды просто начинает лупить Семена. Свидетелем этой сцены становится Родион Раскольников, что оказывает на него сильное впечатление. Он оставляет последние деньги на подоконнике, чтобы хоть чем-то помочь этой семье. Однако Катерина, которая была родом из порядочной семьи, не принимает его деньги. Это сразу характеризует личность Мармеладовой - несмотря на свое положение, она слишком горда, чтобы принимать подачки со стороны. «Маленький человек» Катерина Мармеладова не в силах унизиться перед другими.

Разумихин

Образ Разумихина олицетворяет противоположность образов «маленьких людей» в произведении «Преступление и наказание». Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Нищий студент, влюбленный в Дуню и ухаживающий за обезумевшим Раскольниковым, он старается выжить в своем трудном положении. Его жизнелюбие и оптимизм руководят его поступками и мировоззрением. Несмотря на то, что он точно так же, как и сам Раскольников, находится на социальном «дне», он пытается выбраться из него честными и праведными путями. Федор Достоевский изобразил данного героя как зеркальное отражение Раскольникова, показывая читателям, что возможен и другой исход такой жизненной ситуации.

Образ Разумихина

Разумихин - воплощение веры в лучшее и способности выживать даже в самых сложных условиях. Герою удается не сойти с ума в своей бедности, которая точно так же мешает его нормальной жизни, как и жизням всех других героев. Такое умение, как оставаться верным своим принципам, сильно помогает Разумихину не впадать в апатию, в которую впал Раскольников. Но кроме этих моральных качеств, Разумихин также не разочарован в людях, не замечает их истинной сущности. Он до конца верит Раскольникову в том, что он не является убийцей. Кроме того, он уверен, что все признания Родиона сказаны в бреду, поскольку известие о смерти старухи-процентщицы оказало сильное впечатление на героя - он был ее должником.

Главное в произведении

Глядя на все высказывания и цитаты «маленьких людей» в «Преступлении и наказании», можно сказать, что Федор Михайлович Достоевский был первым писателем, который обращал внимание не на финансовое положение человека, а на его духовные качества. Все герои произведения Достоевского слишком горды, чтобы принимать помощь других. Все они стараются выжить, каждый следует своим путем. Однако их объединяет одна общая цель - выбраться из нищеты, начать свою жизнь заново и прожить ее счастливо. Дороги, по которым идут герои, приводят их к разным решениям. Раскольникова она привела к каторге, Сонечку - к унижению, Катерину - к болезни, Мармеладова - к пьянству.

Общий вывод

Достоевский отлично показывает в своем произведении, насколько сильно люди сами виноваты в том, что их жизни складываются именно так. Отличный пример тому Раскольников: он мог бы не идти на убийство, а пытаться найти работу, которая со временем принесла бы ему приличный доход. Так и Мармеладов, который мог попытаться бросить пьянствовать и найти хорошую работу, что обеспечить свою семью. Катерина могла на минуту забыть о своей гордости, вернуться в родительский дом, а не выходить замуж во второй раз.

Все герои столкнулись с серьезными последствиями из-за своей гордости и попыток выбраться из своего положения нечестным путем. Именно это и показывает автор, именно это и стало главной темой произведения.

Чистых, умытых покойничков мы все жалеем, любим, а ты живых полюби, грязных.
В. М. Шукшин

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» описывается необычное преступление, совершённое нищим студентом для проверки своей страшной теории, в романе она называется «кровь по совести». Раскольников делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных. Первые должны жить в послушании, вторые «имеют право, то есть не официальное право, а сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть...через иные препятствия единственно в том только случае, если исполнение их идеи того требует» (3,V). Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных («маленьких») людей — обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах. Решительность, глубокий и оригинальный ум, стремление исправить несовершенный мир, а не подчиняться его несправедливым законам — вот черты, которые не позволяют отнести образ самого Раскольникова к типу «маленьких людей».

Чтобы поверить в себя, герою надо удостовериться, «тварь ли он дрожащая» (то есть обыкновенный человек) или «право имеет» (то есть выдающаяся личность), сможет он позволить себе «кровь по совести», как успешные исторические герои, или не сможет. Если проверка покажет, что он относится к избранным, тогда следует смело приниматься за исправление несправедливого мира; для Раскольникова это значит облегчить жизнь «маленьких людей». Таким образом, в теории Раскольникова счастье «маленьких людей» вроде бы является главной и конечной целью. Этому выводу не противоречит даже признание, которое герой сделал Соне: он убил не для того, чтобы помочь матери и сестре Дуне, а «для самого себя» (5, IV).

Из приведённых рассуждений следует, что тема «маленького человека» является одной из основных в романе, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в «Преступлении и наказании» эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в «Станционном смотрителе» и у Гоголя в «Шинели». Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга — район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель картины беспросветной нужды «маленьких людей», оскорблённых и униженных бессовестными «хозяевами жизни». В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу «маленьких людей»: сестра старухи процентщицы Лизавета, которая у Достоевского становится символом «маленького чело-века», мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова Катерина Ивановна. Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире.

В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении «маленьких людей». Мармеладов, как и Башмачкин, жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством), но в нём сохраняется, как в Самсоне Вырине, живое чувство — любовь к Соне и Катерине Ивановне. Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает: «А вы знаете, что значит, когда некуда пойти?» (1,II). Так же, как Вырин, Мармеладов начинает пить с горя, от несчастья (потерял службу), страха перед жизнью и бессилия что-нибудь сделать для своей семьи. Как Вырин, Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери Сони, которая вынуждена «переступить» и пойти на панель, чтобы прокормить голодающих детей Катерины Ивановны. Разница, однако, в том, что дочь станционного смотрителя была счастлива (своей любовью к Минскому), а Соня несчастлива.

Достоевский выстроил в романе сюжетную линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть трагичность образа Семёна Захаровича. Пьяный Мармеладов попадает под колёса щегольской коляски по собственной вине и умирает, оставляя без средств к существованию свою большую семью. Он хорошо понимает это, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей: «"Соня! Дочь! Прости!" — крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана...» (2, VII).

Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного «маленького человека», безропотно принимающего страдания. Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи. Но по сути Катерина Ивановна, как и все «маленькие люди», сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает: «Что? Священника?.. Не надо... Где у вас лишний целковый?., на мне нет грехов!... Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..» (5,V). Эта сцена свидетельствует, что «маленький человек» у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.

Соня Мармеладова — главная героиня романа — внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти. Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге. Так неожиданно поворачивается тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание».

Совсем непохож на традиционного «маленького человека» друг Раскольникова Разумихин — очень привлекательный, цельный герой. Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды: «Он был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его» (1, IV). Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к «маленьким людям» потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы. Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню. Она, правда, неожиданно и очень кстати получает наследство-приданое от Марфы Петровны Свидригайловой.

Итак, в литературном типе «маленький человек» можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное — неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам.

После гоголевской «Шинели» (1842) русские писатели в своих произведениях стали часто обращаться к образу «маленького человека». Н.А.Некрасов, выступая в роли редактора, выпустил в 1845 году двухтомный сборник «Физиология Петербурга», в который вошли очерки о людях из городских трущоб и закоулков столицы: В.И.Даль изобразил петербургского дворника, И.И.Панаев — фельетониста, Д.В.Григорович — шарманщика, Е.П.Гребёнка — жителей захолустной петербургской окраины. Эти очерки были в основном бытописательные, то есть содержали портретные, психологические и речевые характеристики «маленьких людей». Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера «маленького человека», что приyципиально отличало его произведения от повестей и очерков вышеназванных авторов.

Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами по отношению к «маленькому человеку» были жалость и сострадание, то у Достоевского выражен другой подход к подобным героям: он более критически оценивает их. «Маленькие люди» до Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом сами виноваты в своём бедственном положении. Например, Мармеладов своим пьянством подталкивает к гибели любимую семью, сваливая все заботы о малолетних детях на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну. Иными словами, образ «маленького человека» у Достоевского усложняется, углубляется, обогащается новыми идеями. Это выражается в том, что герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, уже сами объясняют свою жизнь. Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин не формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы.

В формуле «маленький человек» Достоевский делает акцент не на маленький, как его литературные предшественники, а на человек. Для униженных и оскорблённых героев «Преступления и наказания» страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство. Об этом рассуждает Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью Катерина Ивановна. То есть сами «маленькие люди» у Достоевского опровергают теорию Раскольникова, который считал их только «тварями дрожащими», материалом для экспериментов «необыкновенных» людей.

(349 слов) Сюжет романа «Преступление и наказание» неразрывно связан с его главным героем, Родионом Раскольниковым: мы наблюдаем за тем, как он переживает по поводу принятия решений, определяющих его дальнейшую судьбу. Выбирая свой путь, он общается с разными людьми. Эти взаимоотношения влияют на его выбор. Именно на характеристиках отдельных второстепенных персонажей я бы хотела остановиться.

Почти все образы героев, которых Ф.М. Достоевский в романе приближает к Родиону Раскольникову, построены на критериях единого типажа –маленького человека. В отечественной литературе словосочетание «маленький человек» определяет тип персонажей, не способных противостоять жизненным катаклизмам и занимающих низкий чин по службе. Они ограничены скромными потребностями и еще более скромными возможностями. В «Преступлении и наказании» автор гиперболизирует проблему этих людей, помещая их на самое дно: герои прожигают дни в нищете и не имеют шанса вернуться к нормальному образу жизни.

Героем, наиболее ярко отразившем в себе черты маленького человека, является Семен Мармеладов. Его история способна вызвать у читателя, как сожаление, так и недопонимание. Хотя господин Мармеладов и живет на грани нищеты, при этом имея кучу долгов, оправдать проблему героя сложно. Отставной чиновник сам довел себя до этого состояния. Даже не собираясь искать выход из сложившийся ситуации, он нашел успокоение в алкоголе. Не обращая внимания на детей и жену, Мармеладов растрачивал последние копейки на себя и на свои порочные желания. Герой жаловался на то, что дома его никто не ждет, но это была лишь его вина.

Но Ф.М. Достоевский вводит в свой роман образ Мармеладова не только, чтобы поразить читателя его несчастьем: в произведении знакомство с отставным чиновником должно раскрыть у Родиона положительные черты характера. Рассказ Семена Мармеладова о его «пропитой» жизни вызывает у главного героя недоумение. Бывший студент не понимает поступков «маленького человека», что еще раз доказывает то, что душа Раскольникова до сих пор жива и способна к возрождению. Кроме того, горе этой семьи подталкивает Родиона к убийству, оправдывая жертву во благо.

Конечно же, Семен Мармеладов не является единственным героем романа, на чьей судьбе оставлена печать «маленького человека». Кроме него, чертами распространенного образа обладает Соня Мармеладова, ее мачеха, Разумихин, Дуня и многие другие. Перед этими героями стоит лишь одна главная цель – разбудить в Родионе противоречивые чувства, являющиеся психологическими двигателями сюжета.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!