Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение),

КОМПОЗИЦИЯ . Под композицией произведения в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для «устроения» своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных его частей, переходов между ними и т. п. Сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей. Композиция складывается из завязки, развития, кульминации, развязки, а так же могут быть эпилог и пролог.Приёмы и способы весьма разнообразны. Композиционные приемы

  • центр (смысловой, композиционный)
  • применение золотого сечения
  • статика
  • динамика

Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, - временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, Композиция включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы.

Единицы композиции делятся на:

  • Формальные. Для эпоса – предложение, абзац, глава, часть, том. Дилогия предполагает, что на ряду с общими героями каждое произведение читается как самостоятельное, а книга в двух томах такого не предполагает. Для лирики – стих, строфа. Для драмы – сцена, акт (действие). «Рамочный» текст – это название произведения иногда с уточнениями: эпитеты, авторские комментарии, датировка, место написания.
  • Речевые единицы. (речевые характеристики – это то, что произносит персонаж, т.е. субъектное создание).

1. Диалог – самое частная и демократическая характеристика.

2. Монолог(Обращенный) – это свидетельство более развитого сознания.

3. Монолог(необращенный) – внутренний – это более глубокая характеристика человека, это то о чем человек думает.

4. Внутренний диалог – характеристика больного сознания, «разрушающего» человека.

5. Письменная речь персонажа

6. Дневник персонажа (Печорин) – максимальное самораскрытие. Дневник не предназначен для чужих глаз.

Текст обязательно должен иметь композицию, должен быть построен по определённому плану, который обычно имеет трёхчастную структуру – заголовок, зачин, среднюю часть (развёртывание мысли) и концовку.

  • Зачин непосредственно подготавливает читателя, слушателя к восприятию основного содержания текста. В нём формулируется тема повествования. В средней части идёт развитие этой темы. Концовка подводит итог раскрытию темы.
  • Каждый из трёх компонентов композиции имеет свои особенности и выражается специальными языковыми средствами. Существуют определённые формы выражения начала мысли, перехода от одной мысли к другой, завершения темы. Наиболее устойчивы они в зачине и концовке.

Заголовок - это вводная фраза текста. Это наиболее важный элемент информационного сообщения или объявления. Его основное назначение - привлечь внимание читателей и побудить прочитать основной текст. Создание заголовка - это творчество, удачный результат которого обязательно предполагает оригинальное, нестандартное мышление. В среднем в пять раз больше людей читают заголовки, чем основной текст.


Структура текстов по правилу «перевернутой пирамиды », как правило, следующая:

1. Основная мысль, самая важная информация, которая необходима для контакта с аудиторией.

2. Вспомогательная информация. Полезная, но не главная.

3. Выводы, заключение, благодарности, все, что угодно. Если Ваши читатели дошли до этой части, значит, статья была действительно стоящей.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Абзацное членение преследует одну общую цель - выделить значимые части текста. Основные функции абзацного членения следующие: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная.

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей текста, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.

Композиция текста — это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.

Знаменитому римскому ученому Марку Фабию Квинтилиану принадлежит честь разработки теории композиции речи. Квинтилиан выделил восемь частей в речи оратора. Композиция речи, им разработанная, вошла в практику позднейшей риторики.

Итак, восемь частей композиции по Квинтилиану.

1. Обращение. Его цель — привлечь внимания аудитории и расположить ее к оратору.

2. Именование темы. Оратор называет то, о чем будет говорить, настраивает слушателей на предмет, заставляет их вспомнить то, что им известно, и готовит их к углублению в предмет.

3. Повествование состоит из описания истории предмета (как возник вопрос, который подлежит разрешению, и как сложилось само дело).

4. Описание. Рассказ о том, каково дело в настоящий момент.

5. Доказательство состоит из логических аргументов, обосновывающих решение проблемы.

6. Опровержение. Доказательство от противного. Допускается иная точка зрения на предмет, которую оратор и опровергает.

7. Воззвание. Обращение к чувствам слушателей. Цель- вызвать эмоциональный отклик аудитории. Занимает предпоследнее место в структуре речи, потому что люди обычно более склонны выносить суждения, основываясь на эмоциях, а не на логике.

8. Заключение. Краткое изложение всего сказанного и выводы по обсуждаемому делу.

  • линейная композиция представляет собой последовательное изложение фактов и событий и обычно строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет);
  • ступенчатая — предполагает акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад),

  • параллельная — основана на сопоставлении двух или нескольких положений, фактов, событий (например, школьные сочинений, темы которых —

«Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский», «Сестры Ларины»

  • кольцевая композиция– содержит повтор зачина и концовки текста. Такой тип строение дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста.

Так, например, неполный повтор зачина в стихотворении А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» дает возможность осмыслить сказанное поэтом как жизненное противоречие словам «И повторится все как встарь» в концовке текста.);

Жанровые виды композиции

В зависимости от жанра текста она может быть:

  • жесткой — обязательной для всех текстов жанра (справки, информационные заметки, заявления, докладные записки);
  • вариативной — примерный порядок расположения частей текста известен, но автор имеет возможность варьировать его (учебник, ответ на уроке, письмо);
  • нежесткой — предполагающей достаточную свободу автора, при том, что он ориентируется на существующие образцы жанра, (рассказ, очерк, сочинение);

В текстах:

  • построенных на основе объединения элементов, используется линейная, ступенчатая, параллельная, концентрическая композиция,
  • в художественных текстах ее организация чаще более сложная — она по-своему выстраивает время и пространство художественного произведения.

Наша краткая презентация по этой теме

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Долгое время особенности композиции текста не привлекали внимания лингвистов, а были сферой интересов литературоведов. При этом вне внимания исследователей оставались очень существенные моменты, во многом определяющие художественные достоинства произведения, его своеобразия, а иногда и смысл. При анализе композиции с литературоведческой точки зрения, рассматриваются как правило, экстралингвистические способы выражения содержания. Но языковая структура служит той же цели, потому она также должна быть предметом изучения.

Наблюдения над лингвистической композицией еще только начинаются, есть первые опыты анализа, первая классификация и обобщения, но нет пока строгой и четкой теории, которая была бы применима к любому тексту. Тем не менее необходимо пытаться определить хотя бы самые общие особенности построения текста при его полном анализе.

Можно говорить о композиции текста как всего художественного произведения. Однако здесь у нас нет возможности ее анализировать- это очень трудоемкий и длительный процесс. В связи с этим, мы ограничимся наблюдениями над небольшими частями произведений, которые также обладают микро композицией.

Художественный текст не является набором предложений, порядок которых определен только реальной последовательностью описываемых действий или событий. Излагая содержание, писатель стремится найти для его выражения идеальную форму, то есть в отношении композиции - расположить языковые единицы таким образом, чтобы они обладали способностью для выражения смысла и воздействия на читателя. Уже установлено, что интуитивно художники обычно приходят к такому построению, которое определяется законами симметрии - как основы эстетического воздействия любого вида искусства на человека. Понятие симметрии сложно, оно появляться в разных видах. При анализе всех языковых уровней мы останавливались на особенностях повторения в тексте элементов разного рода: синонимов, антонимов, омонимов, слов, обладающих одинаковой стилистической окраской,. Все эти явления можно считать особенностями композиции текста. При анализе синтаксиса мы продолжаем исследование структуры текста.

С точки зрения композиции текста важно, из каких предложений он состоит - из простых или сложных, что представляет собой их структура.. как уже было сказано, эти особенности во многом определяют интонационный рисунок текста, степень его экспрессивности и семантической однородности.

Синтаксической единицей, большей, чем предложение является сложное синтаксическое целое. При анализе этой единицы обычно в центре внимания находятся связи и смысловые отношения между ее частями. Это также элементы структуры текста, а само ССЦ можно считать микротекстом. Наиболее типичны параллельная и цепная связи между единицами в сложном целом, эти же принципы организации характерны и для текстов, состоящих из нескольких ССЦ. Трудно сказать, какой способ построения более экспрессивен. При параллельном построении выразительность может возникать в связи с тем, что установление отношений между отдельными предложениями, не определенных прямо лексически и грамматически, - дело читателя, который вынужден воспринимать текст творчески, догадываясь, почему автор списывает объекты именно в таком порядке и какие отношения между ними он хочет установить. Выразительность цепной связи может быть вызвана тем, что, напротив, отношения между явлениями подчеркнуты, их взаимозависимость акцентируется, часто встречаются повторы, которые сами по себе интересны.



Для постижения экспрессивности структуры текста часто используются стилистические фигуры, значительная часть которых связана с особым расположением языкового материала в предложении или в ССЦ. Иногда весь текст может представлять собой одну стилистическую фигуру - в первую очередь период.

Особенный интерес представляет композиция стихотворений. Кроме различного рода стилистических, поэты используют такие приемы, как повторение строки- например, у Есенина в ряде стихотворений совпадают первая и последняя строка в строфе. По существу, возможности создания оригинальной, эстетически воздействующей на читателя и помогающей передать смысл композиции текста в поэзии неисчерпаемы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
  2. Васильева А.Н. Художественная речь. - М., 1983.
  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М., 1963.
  4. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - М., 1980.
  5. Долинин К.А. Интерпретация текста. - М., 1985.
  6. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. - М., 1961.
  7. Ковалевская Е.Г. Анализ текстов художественных произведений. -Л., 1976.
  8. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980.
  9. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. - Л., 1974.
  10. Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. -Л., 1972.
  11. Моисеева Л.Р. Лингвистический анализ художественного текста.- Киев,1984.
  12. НовиковЛ.А. Лингвистическое толкование художественного текста. - М., 1979.
  13. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988. Общая риторика / Дюбуа Ж. и др. - М., 1965.
  14. Одинцов В.В. О языке художественной прозы.- М., 1973.
  15. Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. - М., 1965.
  16. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., 1986.
  17. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. - Л., 1990.
  18. Языковые процессы в современной русской художественной литературе /Под ред. А.Д. Григорьева.- Кн. 1. Поэзия. - М., 1977.
  19. Языковые процессы в современной русской художественной литературе /Под ред. А.Д. Григорьева.- Кн. 2. Проза.- М., 1977.

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.

Композиция текста – это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.

Очень часто заглавие служит ключом к пониманию всего текста, так как заголовок привлекает, подготавливает восприятие самого материала, расставляет акценты или интригует.

Большинство текстов в композиционном отношении состоит из трех частей : вступления (зачина), основной части и концовки.

Вступление (зачин) обычно выражает ключевую мысль высказывания. В системе текста это наиболее самостоятельное, наиболее значимое предложение или предложения. Функция введения новой мысли не позволяет зачину иметь в своем составе слова-заменители (местоимения или местоименные наречия) или представлять собой неполные предложения. Все его члены, как правило, выражены лексически полнозначными словами. Поскольку зачин выражает новую мысль, он как бы синтаксически открыт, незамкнут, он как бы приглашает продолжить чтение и посмотреть, как развернется, раскроется та мысль, которая подана в нем в сконцентрированном виде. Зачин группирует вокруг себя все остальные предложения, которые в какой-то степени зависят от него. Однако самостоятельность зачина относительна: он не только формирует текст, подчиняя себе все последующие предложения, но и сам зависит от них, поскольку они опираются на него и развивают его мысль.

Основная часть состоит из законченных предложений, связанных между собой и с зачином цепной или параллельной связью. Композиция этой части должна быть продуманной.

Концовка подводит итог тому, что было сказано ранее. Часто концовка представляет собой обобщающее предложение с обобщающим словом. Здесь могут быть и вводные слова, указывающие на законченность, завершенность, полную исчерпанность мысли (наконец, итак, следовательно, таким образом, одним словом). Существуют и другие грамматические средства оформления концовки, например союз и, который может открывать последнее предложение текста или замыкать в нем ряд однородных членов.

Типы композиции текста:

1) Линейная композиция – последовательное изложение фактов, событий; обычно строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет).

2) Ступенчатая композиция – предполагает акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад).

3) Концентрическая композиция – дает автору возможность перейти от одного положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали), в этом случае подчеркивается уже известное читателю или слушателю, и к этому известному добавляется новое, такой тип композиции способствует хорошему усвоению текста.

4) Параллельная – основана на сопоставлении двух или нескольких положений, фактов, событий (например, школьные сочинения на темы «Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский»).

5) Дискретная – предполагает пропуск отдельных моментов изложения событий; это довольно сложный тип композиции, характерный для художественных текстов (часто такая композиция лежит в основе детективов).

6) Кольцевая – содержит повтор зачина и концовки текста; такой тип композиции дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста.

7) Контрастная – основана на резком противопоставлении двух частей текста.

Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями.

В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.

1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).

3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.

4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.

5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.

6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.

7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.

8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.

Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.