Пантомима название. Музыкальная энциклопедия

Актёру не всегда нужны слова, чтобы передать свои чувства и мысли зрителю. Он может это сделать при помощи жестов, мимики, пластики. Вид сценического искусства, где действующие лица изъясняются без слов, только посредством языка тела – вот что такое пантомима.

Искусство пантомимы известно с древнейших времён. Её зачатки можно найти в языческих религиозных ритуалах примитивных культур. В Риме во времена правления Августа она выделилась в самостоятельный вид театра, став модным развлечением при императорском дворе. В Средние века на пантомиму начались гонения, но она продолжала жить и развиваться в выступлениях бродячих комедиантов по всему миру.

Различают 4 вида пантомимы:

  • Танцевальная пантомима – берёт начало в культуре первобытного общества, некоторые элементы до сих пор сохранились в народных плясках у людей различных национальностей.
  • Классическая пантомима – произошла из зрелищных представлений древней Греции и Рима, включает в себя три составляющих: стихи, музыку, действие.
  • Акробатическая пантомима – родом из театров Востока, сопровождается прыжками и жонглированием.
  • Эксцентрическая пантомима – в основе лежит комическая ситуация и используется гротесковый реквизит.

Искусству пантомимы доступны любые жанры: от трагедии до юморески, от остросатирической миниатюры до драматической новеллы. Очень трудно определить границы между ними, они часто бывают тесно взаимосвязаны и как бы проникают друг в друга. Пантомима может исполняться только одним актёром или целой группой мимов. Неизменным остаётся одно: без единого слова донести до зрителя историю, воссоздать характер, рассмешить или взволновать.

Развитие искусства пантомимы в России

В России искусство пантомимы берёт начало в народных обрядах и праздниках, которые не обходились без игры, пляски и песни. Люди рядились в животных, пародировали различных персонажей. Игры часто сопровождались элементами пантомимы, когда движениями и жестами пояснялись слова песен. Такие сценки часто встречались в обрядах, приуроченных к праздникам: Масленице, Святкам, Рождеству. Примеры игры-пантомимы можно увидеть в самодеятельных представлениях, посвящённых различным событиям: концу жатвы, сватовству, свадьбе и т. д. Постепенно элементы пантомимики стали проникать в различные сферы искусства:

  • в русский профессиональный балетный театр;
  • на балаганные подмостки театральных площадей;
  • арены цирков;
  • драматические театры;

Со временем, переходя с площади на сценические подмостки, пантомима приобретает техническую виртуозность, обогащаясь выразительными приёмами. К искусству пантомимики обращались Станиславский и его великие ученики, среди которых были титаны театральной системы образования Вахтангов, Мейерхольд, Таиров.

Пантомимика стала широко применяться в театральной среде во время обучения актёров мастерству перевоплощения. С её помощью они учатся выражать мысли и чувства без слов, делая упор на внутренние ощущения.

Во времена Советского Союза пантомима проходила сложный путь, иногда даже просто предавалась забвению. Поскольку идеология нуждалась более всего в разговорной драме. В послевоенное время была практически одна маленькая площадка при Всесоюзном институте кинематографии, где сохранялись традиции пантомимического искусства.

Лишь в 60-х годах наметилась тенденция к её возрождению. Ярким примером этого может служить пантомима «Девушка, хулиган и шарик» в исполнении артистов Натальи и Олега Кирюшкиных. Номер был показан в 1973 году на гала-концерте Всемирного фестиваля молодёжи в Германии, транслировался в прямом эфире и имел огромный успех.

Всего 6 минут длилась пантомима, где мальчик-хулиган в рыжих конопатках и хрупкая девочка играют трогательную историю о вечной проблеме добра и зла. Публика рукоплескала и не отпускала артистов со сцены 20 минут.

Просматривая видео пантомимы «Девушка, хулиган и шарик» становится ясно, как выразительной пластикой без единого слова можно передать чувства и мысли. На глазах рождается сказка: появляется юная девочка с обыкновенным воздушным шариком в руках. Девочка танцует, радуясь жизни. Неожиданно возникает хулиган, уверенный в своей силе, пытается отобрать шарик. Но происходит чудо, которое хорошо передаёт даже старое снятое видео. Шар становится тяжёлым, и парень не в силах даже поднять его с земли. Тогда девочка объясняет, что шарик нуждается в любви и бережном отношении. Постепенно хулиган понимает, что шар не может служить злу и насилию, а только добру. Они уходят, взявшись за руки. Видео пантомимы транслировалась на экранах больше двух лет, его и сейчас хорошо помнят советские зрители.

Так, пантомимическое искусство возвращалось к людям, несмотря на то, что чиновники смотрели на него с некоторым опасением.

Пантомима для детского развития

Пантомимическое искусство нашло широкое применение не только на сцене. Оно очень важно для развития детей: дошкольников и школьников. Пантомима решает несколько задач:

  • развивает творческое мышление;
  • учит корректному выражению чувств и эмоций;
  • расширяет кругозор детей;
  • раскрепощает, снимает скованность;

В зависимости от возраста детей подбираются задания или сценки с элементами пантомимы. Это может быть конкурс, игра, даже постановка целого представления, в основе которого будет лежать заранее написанный сценарий.

Когда ребёнок не посещает детский сад и мама занимается с ним дома, особенно важно с пользой проводить его досуг. Если за окном осень, холодно и дождь, а телевизор надоел, на помощь придёт игра в пантомиму без слов. Малышам до 4 лет можно предложить простые задания, например, показать, как мама выполняет ту или иную работу:

  • подметает пол;
  • развешивает бельё;
  • моет посуду и т. д.;

Для дошкольников предлагают задания посложнее: разыграть отдельные сценки на определённую тему. На тему «Осень» показать, как собирать грибы в лесу или прятаться от дождя. На зимнюю тему: кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Если ребят много, есть возможность разыграть пантомимические смешные сценки, к примеру, по басням. Взрослый будет читать текст, а дети изображать героев и их действия.

Школьников уже можно просить изображать не только движения, но и чувства:

  • показать человека, получившего радостное известие;
  • на улице холодно, осень, слякоть и идёт дождь;
  • когда навстречу несётся громадная собака;

Для школьников педагоги могут давать самые разные творческие задания:

  • изобразить, какие профессии они знают, или кем хотят стать;
  • показать походку: курицы, индюка, гуся, пингвина и т. п.

Детский праздник: день рождение или Новый год – ещё один повод поиграть в пантомиму. Новогодняя пантомима для детей может также включать в себя разные коллективные сценки и задания:

  • изобразить космонавтов на орбите, которые водят хоровод вокруг ёлки;
  • изобразить пантомимой мигающую гирлянду из лампочек;

Таких заданий и конкурсов можно придумать достаточно много, всё зависит от фантазии и желания взрослых сделать досуг детей полезным и увлекательным. Талантливый педагог может создать для детей театр пантомимы.

В последние годы растёт популярность пантомимического искусства. Актёру-миму, как и любому танцору, необходимо каждый день выполнять упражнения для того, чтоб в совершенстве владеть своим телом. Кроме того, он должен обладать большим обаянием, чувством юмора и трудолюбием.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова пантомима

пантомима в словаре кроссвордиста

пантомима

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

пантомима

ж. греч. выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом.

Род балета, драматическое зрелище без речей, немая игра; пантомимическое, -мимное зрелище.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

пантомима

пантомимы, ж. (от греч. pantomimos - все представляющий изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в к-ром действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями.

Сценарий для такого представления, а также сопровождающая его музыка.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

пантомима

Ы, ж. Представление средствами мимики и жестов, без слов игра мимов.

прил. пантомимный, -ая, -ое и пантомимический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

пантомима

    1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями.

      Соответствующий жанр в театральном искусстве.

  1. Цирковое представление феерического характера, в котором эффектные постановочные номера объединены определенным сюжетом.

    1. Сюжетная сцена в балете, опере, драме, основанная на бессловесной драматически выразительной игре исполнителей.

      Игра актера в подобной сцене.

  2. Жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пантомима

ПАНТОМИМА (от греч. pantomimos, букв. - все воспроизводящий подражанием) вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика.

Пантомима

(от греч. pantómimes ≈ актёр, играющий с помощью одних телодвижений, буквально≈ всё воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. Истоки искусства П. в Европе ≈ в театре Древней Греции и Рима. В средние века к П. обращались гистрионы, жонглёры и др., в средние 16≈18 вв. она возродилась в итальянской комедии дель арте. В 19 в. П. как самостоятельную театральную форму развивали Дж. Гримальди (Великобритания), Ж. Б. Г. Дебюро (Франция)≈ создатель знаменитой маски Пьеро. В последней трети 19 в. П. разыгрывались преимущественно на сценах мюзик-холлов. Во Франции сформировалась так называемая марсельская школа во главе с Л. Руффом. В Великобритании выступали Д. Лейно, Л. Тич, труппа во главе с Ф. Карно, в которой начал творческую деятельность Ч. Чаплин. В начале 20 в. П. занимала значительное место в работе видных режиссёров Германии (М. Рейнхардт и др.). В 1930≈ начало 70-х гг. самые известные актёры П.≈ Ж. Л. Барро, М. Марсо (Франция), Л. Фиалка (Чехословакия), Х. Томашевский (Польша).

В России П. входила в состав многих народных игр и обрядов, выступлений скоморохов . В 19 в. П. ставились на подмостках балаганов и в цирках. В 1910-х гг. выразительные средства П. привлекли внимание режиссёра К. А. Марджанова, Н. Н. Евреинова, А. Я. Таирова, В. Э. Мейерхольда.

Особый вид ≈ П. в сопровождении музыки, пения, ритмического аккомпанемента ≈ распространён с древнейших времён в Индии, Индонезии и др. странах Азии.

Современная П. включает в себя искусство мима (один актёр) и представления со всеми признаками театрального спектакля. В Советском Союзе получили развитие оба вида.

Лит.: Румнев А., О пантомиме. Театр кино, М., 1964.

Википедия

Пантомима

Пантоми́ма (от - пантомим ← - весь, целый + - мим, актёр; подражание, воспроизведение ) - вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Примеры употребления слова пантомима в литературе.

А главное - о, господи, уже радостное возбуждение только от одних названий: танец, занятия по музыке, пению, по технике движения и акробатике, пантомиме и гимнастике, истории советского и зарубежного кино.

Рим дает сценки Ливия Андроника, фесценнины, сатуру, игру гистрионов, оскские ателланы, пантомимы , экзодии и т.

Между тем зрители продолжали отдавать предпочтение пантомиму и встретили гиканьем крестьянина, который неожиданно показал им поросенка.

Юрий Саульский ввел певцов-солистов Нину Бродскую и Вадима Мулермана, артиста пантомимы Александра Жеромского и конферансье-фельетониста.

И в самом деле, Леонар был весьма обременительным гостем: мало того, что он говорил во весь голос, он еще сопровождал свои слова самой выразительной пантомимой , и пантомима эта, благодаря широчайшим полям его шляпы и необъятной ширине накидки, превращалась в гротескное зрелище, которое своей нелепостью выставляло на смех и его собеседников.

Экспрессия их пантомим сначала поразила зрителей, потом привела в восторг.

Покажем, как в действии смешное рождается от уподобления лучшего худшему и наоборот, от неожиданного обмана, от всего невозможного и противоречащего законам природы, от незначительного и непоследовательного, от принижения характеров, от употребления площадных и непристойных пантомим , от нарушения гармонии, от выбора наименее достойных вещей.

Эта собака принадлежала одному фокуснику, который разыгрывал представление из нескольких пантомим с участием многих действующих лиц, причем одна из ролей отводилась собаке.

Следует упомянуть, что хозяин гостиницы сообщил им, будто часом-двумя раньше из Доннингтона в Кенилворт направилась труппа комедиантов, приглашенных, как он полагал, для исполнения масок и пантомим , составлявших часть увеселений, которые обычно устраивались по случаю приезда королевы.

Да это я засыпал, и в моей голове закружились и смешались разные обрывки из детских представлений, елочных спектаклей и цирковых пантомим , и мгновеньями я снова просыпался и вспоминал, что Таи уже нет в моей жизни, совсем нет, как и не было, быльем поросло, а такое горячее было место в сердце, такое живое.

Униформисты отодвинули две дольки барьера под оркестром, получилось как бы два выхода на манеж, один - старый и привычный, другой - с противоположной стороны, странный, под оркестровой эстрадой, его употребляют редко - во время пантомим , или для выпуска животных, или для какой-нибудь оригинальной режиссерской выдумки.

В сочинении пантомим принимали участие студенты, среди которых стоит имя Фрэнсиса Бэкона.

Ковент-Гарден, постановщика пантомим и известного исполнителя пантомим ных ролей арлекина.

Будь у него ляжки потолще, -- сказал Планкет, -- ни дать ни взять актриса на мужских ролях в пантомиме .

Англосаксы сидели выпрямившись, один из них, собиравшийся набить трубку, отложил ее в сторону, Инсарова разыгрывала какую-то несложную пантомиму , сентиментально и бесстыдно, как показалось Иоганне, пожалуй, даже глуповато, во всяком случае, банально.

παντόμῑμος (pantomimos)) - вид сценического искусства,в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Термином «пантомима» также пользуются специалисты в области «языка тела» (полицейские, следователи, профессиональные карточные игроки, воры «на доверии», специалисты в области переговоров, дипломаты, и, естественно, представители юриспруденции, такие, как судьи, прокуроры, и адвокаты), способные оценивать мотивации и внутреннее состояние, равно, как и правдоподобность информации, исходящей от собеседников вне зависимости от произносимого ими текста, и опирающиеся в своих оценках исключительно на био-механические проявления тела оппонента (позиционирование рук, осанка, спонтанные движения губ, изменения температуры тела, проявляющееся в появлении «румянца» или же внезапном исчезновении оного, расширении или уменьшении зрачков, и проч.) См. художественный фильм «True Romance» . Драматический монолог Кристофера Уокена (Christopher Walken) адресованный Деннису Хопперу (Dennis Hopper): «Сицилийцы - лучшие в Мире вруны. Чемпионы мира по вранью в „тяжёлом весе“. Мой отец был лучшим из них. Так вот, согласно ему, у мужчины существует 17 пантомим, показывающих, что он - врёт. У женщин - 20…» («Sicilians are the best liars. The best… The World Heavy Weight champion-liars. My father was the best of them. According to him, there are 17 pantomomes showing that the man is a liar. Women has 20…» Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён. Наиболее известными фигурами в Европейской классической пантомиме были Батист Дебюро (XIX век), Марсель Марсо , Этьен Декру, Жан-Луи Барро , (все - Франция), Адам Дариус (Финляндия), Борис Амарантов , Леонид Енгибаров , Анатолий Елизаров (Россия).

В начале и середине XX века произошёл очевидный и по сей день, досаднейший раскол в развитии и восприятии искусства пантомимы в Старом Свете и Северной Америке (особенно - в США, где, как ни печально, само слово «мим» («mime») по сей день является если не «ругательным», то, по крайней мере, носит саркастический характер). В то же самое время в Европе, в России (и впоследствии, как ни парадоксально - в СССР) пантомима была трансформирована в более синтетическое искусство и серьёзно использована в театре и в системе театрального образования такими титанами, как А. Арто, Б. Брехт, В. Мейерхольд, А. Таиров, М. Чехов, Ю. Любимов, Е.Гротовски, Е.Барба и многими другими)

В 1950-х годах, в Ленинграде , в ДК Промкооперации (позднее переименованном в ДК Ленсовета) Рудольф Славский создал первую в СССР студию пантомимы, из которой вышли В. Полунин (театр «Лицедеи »), В. Агешин, Н. Самарина, А. Елизаров и другие. Так же эта студия сильно повлияла на творчество Роберта Городецкого (театр «Лицедеи »). На основе опыта работы в студии Славский опубликовал книгу «Искусство пантомимы» (1962, переведена на несколько языков).

В 1960-х в Польше, Чехословакии и Прибалтийских Республиках СССР появился феномен театра пантомимы, наиболее значимыми деятелями которого были Генрик Томашевский (Вроцлав, Польша), Ладислав Фиалка (Прага, ЧССР), и, наиболее значимый - Модрис Тенисон (Каунасский Театр Пантомимы, Литовская ССР). М. Тенисон, художник-график, дал искусству пантомимы - новую энергетику, в результате привнесения которой, само действо в его постановке уже почти ничто не связывало с традиционной пантомимой. Единственным, и непреложным качеством, «удерживающим» его искусство в максимальном приближении к «пантомиме» был факт, что слово или звук (не путать с музыкальным сопровождением!) - по-прежнему оставались табу. Но, в отличие от классической пантомимы, краеугольным камнем которой является дивертисмент, состоящий из до блеска отточенных миниатюр (преимущественно комического свойства), в театрах, указанных выше (и в особенности - в театре М. Тенисона) зритель сталкивался с цельным, продолжительном действом, базированным на цельном сюжете, преимущественно аллегорического свойства.

Из театра М. Тенисона вышло 2 наиболее значимых философа новой пантомимы: Валерий Мартынов и Гедрюс Мацкявичюс. Первый (В. Мартынов, Группа Пантомимы при Музее Электронной Музыки, Москва, -) декларировал импровизацию, основанную на медитативном состоянии артиста, как единственный путь к выразительности. Второй (Г. Мацкявичюс, Театр Пластической Драмы, Москва, -) был более «консервативен» и использовал импровизацию, как часть своего творческого метода: провоцируя актера на импровизацию в рамках заданной поэтической (метафорической) темы, он добивался органичного результата, и впоследствии включал этот результат в зафиксированную канву создаваемого спектакля. Исключительно важно отметить, что молчание актера на сцене в вышеозначенных театрах было не насильственно-привнесённым условием, а неотъемлемым и органическим элементом выразительности. (См. К. Станиславский «Работа Актёра над Собой», «зона молчания»)

Отдельно стоит отметить феномен театра клоунады п/р Вячеслава Полунина «Лицедеи ». Будучи классическим мимом «по образованию», В. Полунин привнес в пантомиму - элемент клоунады. Это же, несколько раньше, в меньшем масштабе и в противоположной пропорции, делал Леонид Енгибаров , привнёсший элемент пантомимы в сольную цирковую клоунаду. Как ни парадоксально, в Канаде , (провинция Квебек), основанный в 1984 году Cirque du Soleil , (Ги Карон (Guy Caron), Франко Драгоне (Franco Dragone) интуитивно возродил многие элементы постановочной методики Европейских театров пантомимы 60-х годов. Суть этого возрождения базировалась на синтезе циркового искусства, пластической импровизации, включающей элементы акробатики, гимнастики и хореографии, и цельной ассоциативной канвы, объединяющей весь спектакль.

В США в 70-е годы были осуществлены некоторые попытки возрождения пантомимы на новом уровне и для нового зрителя, но, как ни печально, даже наиболее значимые из них (San Francisco Mime Troup и Bread and Puppet) - канули в небытие. Это - вполне объяснимо: обилие и разнообразие хореографических театров в США заняло «нишу зрительского интереса» к пластическому искусству, которая была практически свободна 30-35 лет назад в странах Восточной Европы и бывшего СССР, где единственной «дозволенной» формой физического представления был Классический Балет.

Cовременная Пантомима

Ваграм Зарян / Vahram Zaryan spectacle ILYA

Джеймс Терри / James Therrée 2010

  • Ваграм Зарян (фр. Vahram Zaryan * )

французский актёр, танцор, режиссёр и хореограф, работающий в жанре современной пантомимы. Он создаёт труппу современной пантомимы - труппаа Ваграм Зарян (Compagnie Vahram Zaryan) , которая воплощает на сцене произведения Модерн Арта через искусство жестов. Совместно с драматургом Флорентoм Браконом он ставит спектакль Исповедь (Confession) с которым гастролирует в Восточной Европе и на международном фестивале пантомимы в Армении в Цахкадзоре в августе 2010-ого года. За ним следует ещё один спектакль Илья (ILYA) поставленный в Париже.

  • Джеймс Тьерри (фр. James Thierrée )

Внук Чарли Чаплина акробат, танцовщик, мим, актер и режиссер. Родители Тьерри - Виктория Чаплин и Жан-Батист Тьерри - являются одними из вдохновителей «Нового цирка», течения, объединяющего на арене драму, театр и традиционные цирковые жанры. Джеймс Тьерри работает в рамках этого направления со своей труппой «La Compagnie du Hanneton». После «Симфонии майского жука» он поставил спектакль «Bright Abyss» («Сияющая пропасть»). Джеймса Тьерри прославили шоу, в которых сочетаются театр, цирк и Пантомима.

  • Киевский квартет DEK.RU -это коллектив, работающий в жанре классической пантомимы. В репертуаре которого более 20 номеров представляющих собой небольшие сценки из жизни людей. Их содержание от лирического и романтичного до философского и комического. Но всегда это – высоко - художественно и профессионально исполнено.
  • Нижегородский театр пластики и пантомимы "Малиновая гряда".

Создан в 1985 году на основе школы классической пантомимы, но работает в различных стилистических направлениях: будь то соц-арт, клоунада, буто, перфоманс, модерн-данс, буффонада или другое ответвление пластического искусства. Их спектакли - это яркое отражение обыденности, умение замечать некрасивое в красивом...Преподнесенное всегда профессионально и очень творчески.Режиссёры: Ирина и Евгений Седовы.

Литература

  • кн. С. М. Волконский. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (По Дельсарту). - СПб, 1913
  • В.Румнев «О пантомиме. Театр. Кино»,
  • E.Barba & N.Savarese «A Dictionary of Theatre Anthropology»,
  • И.Рутберг, Книги о теории и истории ПАНТОМИМЫ.
  • Искусство пантомимы, «Искусство», Москва 1962 Рудольф Славский Учебник по основам пантомимы.

Ссылки

  • Пантомима в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пантомима" в других словарях:

    - (греч., от pan и mimos подражатель). 1) передача мысли телодвижениями без помощи речи. 2) пьеса, в которой актеры передают желания и чувства телодвижениями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНТОМИМА … Словарь иностранных слов русского языка

    пантомима - ы, ж. и устар. ПАНТОМИМ а, м. pantomime m. <лат. pantomimus, гр. 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. БАС 1. Pantomime. Пантомим. Ария, по которой два или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - (от греч. pantomimos букв. все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа пластика, жест, мимика … Большой Энциклопедический словарь

    ПАНТОМИМА, пантомимы, жен. (от греч. pantomimos все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями. || Сценарий для … Толковый словарь Ушакова

    ПАНТОМИМА, ы, жен. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов. | прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

(от греч. pantomimos - актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв. - всё воспроизводящий подражанием).
1) Иск-во выражать чувства и мысли посредством мимики и жестов.
2) Вид театр. представления, сопровождаемого музыкой, в к-ром художеств. образ создаётся без помощи слова, посредством выразит. движений, жестов, мимики. Такие П. были известны уже в Др. Египте и Др. Греции; в Др. Риме они пользовались большой популярностью. Муз. сопровождение состояло из пения хора и игры инстр. ансамбля. В эпоху Возрождения, особенно в Италии, были распространены П. аллегорич. содержания. Они входили в исполнявшиеся на разл. придв. торжествах интермедии, позднее стали включаться и в придв. театр. представления, сыграв определённую роль в формировании жанров оперы и балета. Со времени Ж. Ж. Новера П. становится важным элементом балетного иск-ва; применяется в балете в органич. сочетании с танцем (т.н. действенный танец) или сюжетной игровой сценой. П. использовались также в разл. нар. представлениях - ср.-век. мистериях, спектаклях комедии дель арте, ярмарочного театра, арлекинадах. Элементы арлекинады нашли применение в цирке, немом и звуковом кино. Рядом композиторов 20 в. создавались П. в виде отд. соч. или частей крупных муз.-сценич. произведений (П. "День рождения инфанты" Шрекера, 1908, "Дафнис и Хлоя" Равеля, 1912, балет-П. "Чудесный мандарин" Бартока, 1918-19, "Кардильяк" Хиндемита, 1952).

Литература: Broadbent R. J., A history of pantomime, L., 1901, N.Y., 1964; Simon K. G., Pantomime, Mьnch., (I960); Marceau M., Ihering H., Die Weltkunst der Pantomime, Z., 1961; Dorcy J., Jacot M., Pantomime, Lausanne, (1963.


Смотреть значение Пантомима в других словарях

Пантомима — пантомимы, ж. (от греч. pantomimos - все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в к-ром действующие лица изъясняются не словами, а мимикой,........
Толковый словарь Ушакова

Пантомима — ж. греч. выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. | Род балета, драматическое зрелище без речей, немая игра; пантомимическое,........
Толковый словарь Даля

Пантомима Ж. — 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. // Соответствующий жанр в театральном искусстве.........
Толковый словарь Ефремовой

Пантомима — -ы; ж. [от греч. pantomimos - всё воспроизводящий подражанием]
1. Театральное представление без слов, в котором чувства и мысли действующих лиц выражаются жестами, мимикой.........
Толковый словарь Кузнецова

Пантомима — Заимствовано из французского, где pantomime восходит к латинскому pantomimes, образованному от греческого pan (pantos) "все" и mimos – "немой".
Этимологический словарь Крылова

Пантомима — (от греч. pantomimos - букв. - все воспроизводящий подражанием),вид сценического искусства, в котором основные средства созданияхудожественного образа - пластика, жест, мимика.
Большой энциклопедический словарь

Пантомима — - вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика. Букв. - все воспроизводящий подражанием.
Исторический словарь

ПАНТОМИМА — ПАНТОМИМА, -ы, ж. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов. || прил. пантомимный, -ая, -ое и пантомимический, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Пантомима является особым видом искусства, своеобразным способом общения с окружающим миром и другими людьми. В переводе с данное слово обозначает "тот, кто все изображает". Таким образом, пантомима - это вид театрального представления, в котором основной смысл происходящего передается жестами, а не словами.

Истоки «немого» искусства

Возникло такое искусство еще в древние времена и было частью языческих обрядов и ритуалов. Театр пантомимы появился в Римской империи в эпоху Августа. Позже, в смутное средневековое время, церковь ввела запрет на пантомиму, однако последняя продолжала свое существование в искусстве бродячих жонглеров, мимов, менестрелей и скоморохов.

Своего расцвета этот достиг в эпоху Возрождения в импровизированной комедии дель арте, в постановках странствующих Первая пантомима - это любовная (бытовая) мелодрама, арлекинада, которая к 19 веку стала излюбленнейшим жанром театров-балаганов Франции.

Театр нового времени

Как театрализованный балет пантомима впервые появилась в 1702 году в лондонском театре Друри-Лейн. На протяжении 18 века она исполнялась как интермедия в антрактах комедий и трагедий. Как танец пантомима стала частью балета-драмы Ж. Ж. Новера.

Как отдельный эстрадный номер «немая» сценка активно развивается в мюзик-холлах и театрах миниатюр Европы в конце 19 века. Позже возникла школа пантомимы в Марселе, которую возглавил Л. Руфф. Впервые на подмостки лондонского театра выходит актер, который в итоге обретет мировую славу, лучший комик немого жанра Ч. Чаплин. В Германии этим видом искусства занимался М. Рейнхардт.

Во второй половине 20 века появляется беспредметная пантомима - своеобразный рассказ с использованием несуществующих, воображаемых предметов. Мим наших дней должен в совершенстве владеть своим телом. Он должен быть универсальным: жонглером, акробатом, драматическим артистом и при этом прекрасно разбираться в языке балета. Притом хороший мим - это прежде всего философ, способный заложить те или иные настроения, мысли, переживания в других людей при помощи одних лишь жестов.

Виды пантомимы

Различают несколько основных видов «немого» искусства:

Танцевальная (зародилась в обрядах и ритуалах древних людей, языческих племен, до сих пор сохраняется у многих народов);

Классическая (истоки можно наблюдать в зрелищах древнегреческой и древнеримской цивилизаций; в ней гармонично объединяются стихи, музыка и действие);

Акробатическая (включает в себя жонглирование, прыжки, различные трюки; берет истоки из восточного театра, активно используется в цирке);

Эксцентрическая (применяется в цирке, в основе лежит какая-либо комичная ситуация, в сценке задействован специальный реквизит).

К цирковой пантомиме также относят батальную, зоопантомиму, водяную и приключенческую феерию с массовыми сценами и спецэффектами. Последний вид - наивысший уровень мастерства.

Существуют два типа этого вида искусства: соло-пантомима - работа одного артиста, и театральная, с участием коллектива актеров, с использованием декораций и сценария.

Жанры пантомимы

По своему жанру пантомима - это комедия, трагедия иди драма, сказка или миф, памфлет или новелла, эстрадная миниатюра. Одним словом, ей подвластно все. Комедия характеризуется сатирическим, юмористическим подходом. Конфликт или борьба персонажей решаются специфически. Гениальным комиком-мимом всех времен признан Ч. Чаплин. В трагедии сюжет заканчивается катастрофой. Трагическая пантомима отмечается серьезностью, выражением противоречий, конфликтностью.

Сказка и миф, как правило, повествуют о каких-то вымышленных героях и персонажах, зачастую наделенных невероятными способностями к магии и колдовству. «Немая» постановка также может носить характер памфлета, выражая отрицание существующих жизненных принципов, политического устройства страны, может иметь черты насмешки, разоблачения. В случае исполнении новеллы мим рассказывает с помощью жестов о каком-либо лирическом сюжете. Это может быть пантомима - игра одного актера, либо целого коллектива мимов.

Пантомима в России

Святки, разнообразные обряды, масленица, а также всевозможные ярмарочные театры и клоунада стали истоками «немого» искусства в России. В начале 20 века в творчестве режиссеров-модернистов появляется драматическая пантомима - это «Кривое зеркало» Н. Евреинова, «Слезы» К. Маржданова, «Ящик с игрушками» А. Таирова, «Шарф Коломбины» В. Мейерхольда.

Первоначальные принципы старой пантомимы театра дель арте переосмысливались, выливаясь с нечто новое, сопровождаясь чтением стихов, музыкой и хореографией. В середине 40-х годов 20 века этот вид искусства увядает, поскольку в приоритете оказывается слово - более понятное массам, не требующее догадок. В цирковых номерах говорящие клоуны пришли на смену мимам-комикам. Но тем не менее в балете пантомима воистину расцветает. Появляются хореодрамы и драмбалеты, в основе которых лежат «немые» сценки, а не чистый танец.