Паоло трубецкой и его романовы. Скульптор паоло трубецкой - "русский итальянец" Институт славяноведения в париже скульптура трубецкого

Павел Петрович Трубецкой родился 16 ноября 1866 года в Италии, в Интре, на Лаго Маджоре, в имении своих родителей. Отец его - русский князь Петр Сергеевич Трубецкой, мать - американка. С восьми лет он увлекается скульптурой и под влиянием брата Пьетро, художника-декоратора, исполняет первые скульптуры для театра марионеток; через два года берет уроки у живописца Д. Ранцони. Серьезные занятия скульптурой начались в Милане в 1884 году в студии Баркальи, а затем у Э. Базарро. Правда, систематического художественного образования П. П. Трубецкой так и не получил, но редкая одаренность и воля способствовали его успехам.

В 1886 году молодой скульптор впервые представил свою работу - статую коня - на выставке в городе Брера (Италия), а затем его произведения появляются на выставках во Франции и Америке. Он лепит портреты, занимается анималистической пластикой, пробует силы в монументальной скульптуре. В 1891 году принимает участие в конкурсах на памятники Гарибальди и Данте.

В 1897 году Трубецкой приезжает в Россию, на родину отца. Захваченный новыми впечатлениями, скульптор напряженно работает и вскоре начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Бронзовая скульптура "Московский извозчик" (1898, ГРМ) - первое произведение, исполненное в России. Жанровая композиция, казалось бы, традиционна по сюжету. Подобные бытовые сцены не раз встречались в работах русских скульпторов - Е. А. Лансере и Л. В. Позена. Для Трубецкого же это было воплощением первых российских впечатлений, без созерцательной этнографичности, с подкупающей искренностью, особой пластической выразительностью мягких, "льющихся" форм.

Появившиеся на выставках работы Трубецкого вызвали резкую критику консервативных кругов петербургской Академии, усмотревших в его новаторском методе нарушение "классических" канонов, и привлекли вниманиЭ передовых представителей русской общественности, художественной интеллигенции. Скульптор знакомится и сближается с И. Е. Репиным И.И. Левитаном, В. А. Серовым, Ф. И. Шаляпиным. Большая дружба связывала Трубецкого с Л. Н. Толстым. Скульптор вызывал живейшую симпатию писателя. По свидетельству секретаря Л. Н. Толстого - В. А. Булгакова, "скульптор Паоло Трубецкой... принадлежал к любимцам Льва Николаевича... Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, любовь к животным, вегетарианство". Лев Николаевич охотно позировал ему и беседовал с ним в мастерской скульптора и у себя в Ясной Поляне.

Бюст Л. Н. Толстого (1899, ГРМ) и статуэтка "Л. Н. Толстой верхом" (1900, ГРМ) приобретают всемирную известность. Спокойствие и мудрость, нетерпимость к ханжеству и лицемерию, простота и великодушие раскрыты скульптором в самобытном характере гениального русского писателя.

В 1900 году произведения П. П. Трубецкого экспонируются в Русском отделе на Всемирной выставке в Париже. За портреты Л. Н. Толстого, Л. Голицына и группу "Московский извозчик" Трубецкому, наряду с О. Роденом, присуждается высшая награда - "Большой приз".

Затем последовала серия портретных статуэток, отличающихся одухотворенностью и неповторимой индивидуальностью характеристик: артистически изящный и внутренне взволнованный И. И. Левитан (1899, ГРМ), вдохновенный Ф. И. Шаляпин (1899-1900, ГРМ), жизнерадостный, добродушный С. С. Боткин (1906, ГРМ). Скульптурные произведения П. П. Трубецкого отличаются яркими художественными приемами: живописной подвижностью и вместе с тем ясностью пластических форм, стремлением избежать ровных и гладких - инертных - поверхностей. В этой подвижности, в идущем словно из глубины движении форм раскрываются сокровенные душевные грани модели.

Лучшие дня

Острая наблюдательность, поэтичность, мягкость лепки особенно присущи женским портретам. Эффектная, в бальном платье, М. К. Тенишева (1899, ГРМ), аристократичная Голицына (1911, Гос. художественный музей БССР), "Мать с ребенком" (1898, ГРМ, ГТГ), "Мать с сыном" (1901, ГРМ), обаятельная натурщица Дуня (1900, ГРМ) - все эти работы отличаются оригинальностью композиционных решений и художественных приемов.

Особым лиризмом овеяны детские образы: "Дети. Николай и Владимир Трубецкие" (1900, ГРМ), "Девочка с собакой (Друзья)" (1901,ГРМ). Своеобразный психологизм - в анималистических произведениях скульптора. Проникновенностью отличаются такие работы скульптора, как "Собака" (1899, ГТГ), "Лошадь с жеребенком" (1899, Смоленский областной краеведческий музей), "Сибирская лайка" (1903, ГРМ), "Лошадь под седлом" (1898, ГРМ).

В 1899-1909 годах скульптор работает над монументальным памятником Александру III. Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалеку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Выйдя победителем конкурса 1900 года на создание памятника Александру III, Трубецкой обращал мало внимания на замечания комиссии по сооружению памятника. С. Ю. Витте в "Воспоминаниях" сетует на "неуживчивый характер" скульптора. Трубецкой, очевидно, не учитывал и мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в "модели Трубецкого карикатуру на его брата". Однако вдовствующая императрица, удовлетворенная явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.

Памятник Александру III существенно отличался от многих официальных царских монументов; скульптор был далек от идеализации, от стремления к парадности.

На коне тяжелоступном,

В землю втиснувшем, упор копыт,

В полусне, волненью недоступном,

Недвижно, сжав узду, стоит, -

так выразил В. Я. Брюсов в стихотворении "Три кумира" свои впечатления от образа "стынущего над толпой" самодержца.

Удивительно точно определил идею этого монумента И. Е. Репин: "Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад".

Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что "портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем". Независимо от степени достоверности слов, приписываемых Трубецкому, - "не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом", - монумент вызывает ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника "обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу".

Еще до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, "отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз", а в столице воздвигнуть другой монумент. С. Ю. Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее.

Попавший в немилость к властям и лишенный возможности работать над новым большим заказом, Трубецкой уезжает за границу.

С 1906 по 1914 год, находясь в Париже, он создает скульптурные портреты О. Родена, А. Франса, Д. Пуччини, С. А. Муромцева, в Лондоне исполняет портрет Б. Шоу. Но Трубецкой продолжал участвовать в конкурсах и художественных выставках, проводимых в России. В 1912 году в Америке (Чикаго), затем в Италии (Рим) устраиваются персональные выставки П. П. Трубецкого.

В 1914 году Трубецкой уезжает в Америку, где сооружает монументы Данте (Сан-Франциско) и генералу Отису (Лос-Анджелес).

В 1921 году возвращается в Париж, а последние годы жизни проводит в Италии. Для театра Ла Скала в Милане он изваял мраморную статую знаменитого Карузо, Создал памятник павшим воинам в городе Брера, скульптурный портрет Габриеля Д"Аннунцио, автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, портрет одного из известнейших итальянских художников Д. Сегантини.

С выставками своих произведений скульптор выезжал в Египет (1934) и Испанию (1935).

Умер П. П. Трубецкой в Италии 12 февраля 1938 года. Недолго живший в России, П. П. Трубецкой сделал много для русского искусства, значительно расширив пределы пластического освоения мира. Глубина его проникновения в образ, темпераментность формы, своеобразие манеры оказали огромное влияние на развитие отечественной скульптуры.

Использованы материалы статьи Т.Володиной в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.

Судьба прославленного скульптора Паоло (Павла) Петровича Трубецкого — необычна. Сын русского князя и американки, он родился и прожил всю молодость в Италии, затем почти на два десятилетия связал свою судьбу с Россией и русским искусством (1897—1914), а с начала Первой мировой войны кочевал по Европе и Америке и в 1938 году умер в итальянском городке Палланца, в музее которого представлено более 400 работ мастера.
Для России Трубецкой не был заезжим гастролером-иностранцем. За границей в доме своего отца, где постоянно бывали его соотечественники, он немало узнал о русской культуре. Приехав в Россию, Трубецкой с присущей ему восприимчивостью быстро освоился в стране, тонко уловил особенности национального характера своих русских современников, грани их духовного мира и интересов.

Правда, его ранние вещи не лишены оттенка салонности. Однако и здесь уже очевидны не только виртуозное мастерство, но и стремление порвать с академическими условностями, добиться убедительности изображения.

В России мастерство скульптора подчиняется чувству. Герои его композиций очень сосредоточенны, спокойны и серьезны. Их поэтический мир несколько тревожен и грустен. Персонажи Трубецкого хрупки и беззащитны перед окружающим миром. Гуманистическая природа искусства Трубецкого с особой полнотой раскрывается в его портретах. В них «случайное» оказывается предельно характерным, служит ключом к постижению самой сущности духовного строя изображенных людей.

Трубецкой в своих портретах прежде всего воссоздает, так сказать, пластику характера. Например, в «Левитане» (1899) нервный, с резкими изгибами силуэт скульптуры, ее неустойчивая композиция, острый ритм, динамичные свето-теневые эффекты — все рождает ощущение взволнованности, порыва чувств... В знаменитом бюсте Льва Толстого (1899) художник сумел воплотить яркое впечатление от встречи с человеком, обладающим могучей духовной силой В основе любой скульптуры Трубецкого лежит определенная конструкция, крепкий остов пластической формы. Но ее поверхность, обычно текучая, гибкая, динамичная, — это само непрестанное движение, происходящее на глазах у зрителя. Показывая быстролетные мгновения, скульптор достигает длительности и глубины общего впечатления от своих работ. И не удивительно, что самое крупное из произведений Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (установлен в 1909 году) — это работа подлинно монументального плана. В Европе и Америке он создает на про-тяжении двадцати пяти лет своей жизни немало инте-ресных произведений — среди которых бюсты О. Родена, Б. Шоу, А. Франса, Д. Пуччини, монумент Данте в Сан-Франциско, статую Энрико Карузо для театра Ла Скала в Милане. Все же эти работы мастера заметно уступают по своей художественной значительности скульптурам русского периода его деятельности, который был, несомненно, самым значительным и плодотворным в сложной творческой биографии Трубецкого. Именно этот период высокого взлета обеспечил Трубецкому видное место в истории мировой скульптуры конца XIX — начала XX века.


Marble bust of a girl (1895)

Левитан


Госпожа Хернхеймер. 1897г. Бронза.

Портрет матери

Портрет княгини М.Н. Гагариной с дочерью Мариной, 1898 год


Дети

Дети

Элина Трубецкая

Памятник Александру III

Портрет Л.Н. Толстого. 1899. Бронза

Портрет Сергея Витте с сеттером, 1901 год

Отец с дочерью

Московский извозчик. Бронза (1898)

Портрет жены

О. Роден

A Lady wearing a hat (1905-1909).

Балерина

П.П.Трубецкой лепит портрет Бернарда Шоу. 1926

Судьба прославленного скульптора Паоло (Павла) Петровича Трубецкого — необычна. Сын русского князя и американки, он родился и прожил всю молодость в Италии, затем почти на два десятилетия связал свою судьбу с Россией и русским искусством (1897—1914), а с начала Первой мировой войны кочевал по Европе и Америке и в 1938 году умер в итальянском городке Палланца, в музее которого представлено более 400 работ мастера.
Для России Трубецкой не был заезжим гастролером-иностранцем. За границей в доме своего отца, где постоянно бывали его соотечественники, он немало узнал о русской культуре. Приехав в Россию, Трубецкой с присущей ему восприимчивостью быстро освоился в стране, тонко уловил особенности национального характера своих русских современников, грани их духовного мира и интересов.

Правда, его ранние вещи не лишены оттенка салонности. Однако и здесь уже очевидны не только виртуозное мастерство, но и стремление порвать с академическими условностями, добиться убедительности изображения.

В России мастерство скульптора подчиняется чувству. Герои его композиций очень сосредоточенны, спокойны и серьезны. Их поэтический мир несколько тревожен и грустен. Персонажи Трубецкого хрупки и беззащитны перед окружающим миром. Гуманистическая природа искусства Трубецкого с особой полнотой раскрывается в его портретах. В них «случайное» оказывается предельно характерным, служит ключом к постижению самой сущности духовного строя изображенных людей.

Трубецкой в своих портретах прежде всего воссоздает, так сказать, пластику характера. Например, в «Левитане» (1899) нервный, с резкими изгибами силуэт скульптуры, ее неустойчивая композиция, острый ритм, динамичные свето-теневые эффекты — все рождает ощущение взволнованности, порыва чувств... В знаменитом бюсте Льва Толстого (1899) художник сумел воплотить яркое впечатление от встречи с человеком, обладающим могучей духовной силой В основе любой скульптуры Трубецкого лежит определенная конструкция, крепкий остов пластической формы. Но ее поверхность, обычно текучая, гибкая, динамичная, — это само непрестанное движение, происходящее на глазах у зрителя. Показывая быстролетные мгновения, скульптор достигает длительности и глубины общего впечатления от своих работ. И не удивительно, что самое крупное из произведений Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (установлен в 1909 году) — это работа подлинно монументального плана. В Европе и Америке он создает на про-тяжении двадцати пяти лет своей жизни немало инте-ресных произведений — среди которых бюсты О. Родена, Б. Шоу, А. Франса, Д. Пуччини, монумент Данте в Сан-Франциско, статую Энрико Карузо для театра Ла Скала в Милане. Все же эти работы мастера заметно уступают по своей художественной значительности скульптурам русского периода его деятельности, который был, несомненно, самым значительным и плодотворным в сложной творческой биографии Трубецкого. Именно этот период высокого взлета обеспечил Трубецкому видное место в истории мировой скульптуры конца XIX — начала XX века.


Marble bust of a girl (1895)

Левитан


Госпожа Хернхеймер. 1897г. Бронза.

Портрет матери

Портрет княгини М.Н. Гагариной с дочерью Мариной, 1898 год


Дети

Дети

Элина Трубецкая

Памятник Александру III

Портрет Л.Н. Толстого. 1899. Бронза

Портрет Сергея Витте с сеттером, 1901 год

Отец с дочерью

Московский извозчик. Бронза (1898)

Портрет жены

О. Роден

A Lady wearing a hat (1905-1909).

Балерина

П.П.Трубецкой лепит портрет Бернарда Шоу. 1926

Третьяковская галерея открывает выставку Павла Петровича Трубецкого (1866–1938), выдающегося скульптора, одной из главных фигур эпохи Серебряного века, представителя импрессионизма в пластике. Его творчество в равной мере принадлежит России - родине его предков - и Италии, где он родился, сформировался как художник и прожил большую часть жизни.

Со времени проведения первой и единственной выставки произведений Трубецкого в Москве, состоявшейся в 1991 году, прошло более двадцати пяти лет. Тогда экспонировались работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и ряда других музеев страны. На нынешней выставке впервые в России представлено около 30 произведений, созданных за рубежом; это часть коллекции московского собирателя и мецената Давида Михайловича Якобашвили.

Павел Петрович Трубецкой, сын русского князя П.П. Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс, был воспитан в богемной среде итальянских любителей искусства, но не получил систематического художественного образования. Эстетические взгляды современников были ему хорошо знакомы с детства и оказались близки природе его дарования. Он усвоил культуру «боцетто» - наброска с натуры, которым пользовался его первый учитель, итальянский скульптор Джузеппе Гранди, рано художественно развился и обрел творческую индивидуальность. Трубецкой воспринял идеи импрессионизма и создал собственный пластический язык: поверхность его работ вибрирует, «дышит» и моделируется сочными, темпераментными, эффектными мазками стекой и пальцами рук.

В России Паоло Трубецкой появился сложившимся и уже известным скульптором, участником многих конкурсов и выставок, попробовавшим силы во всех жанрах скульптуры - от анималистики до портрета, от надгробного памятника до общественного монумента. В 1897 году он принял приглашение от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества князя А.Е. Львова преподавать скульптуру. Специально для Трубецкого была построена отдельная мастерская с верхним светом и широкими дверями, в которые могли въезжать парные кареты и казаки верхом, построена литейная мастерская и выписан из Италии великолепный литейщик Карло Робекки.

В 1900 году, когда П.П. Трубецкой показал свои работы в русском отделе Всемирной выставки в Париже и получил Гран-при, он, по выражению Огюста Родена, положил начало «русскому триумфу» в мире, и его имя стало ассоциироваться с русской скульптурной школой. Одной из лучших работ Трубецкого была «Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер» (1897), демонстрирующая отточенный образец импрессионистического стиля, с эффектными светотеневыми контрастами, закрученной композицией и виртуозным «живописным» мазком.

Внимание к художнику в России было беспрецедентным. Сама личность П.П. Трубецкого - вегетарианца, окружившего себя целым зверинцем, принципиально не читавшего книг ради сохранения индивидуальности, - вызывала жгучий интерес публики. Его работы породили яростную полемику в художественном мире. Критики старого академического толка не могли оценить и понять новую пластическую форму и окрестили искусство Трубецкого декадентством. Его мастерская стала местом притяжения художников и публики, сюда приезжал позировать Лев Толстой.

Вершиной творчества Трубецкого стал памятник Александру III, открытый на Знаменской площади Санкт-Петербурга 23 мая 1909 года, - одно из самых ярких произведений не только русского, но и мирового монументального искусства начала ХХ века. Памятник вызывал ощущение невероятной силы, олицетворял огромную суровую страну и стал символом эпохи.

В России Трубецкой создал около 50 первоклассных произведений, характерных portrait-statuette, многие из которых экспонируются на выставке. Скульптор предъявлял высокие требования к качеству бронзовых отливов своих работ и не переставал контролировать как процесс перевода их в бронзу, так и конечный результат. Метод отливки cire perdue (утраченного воска) исключал возможность неавторских повторений.

На выставке представлен ряд известных и значимых работ, выполненных в России, - из собрания Третьяковской галереи и Русского музея. Более половины экспонатов выставки - произведения из коллекции московского собирателя Д.М. Якобашвили - это портреты, статуэтки, композиции, выполненные во Франции, Италии и США. Большую часть экспонатов из этой коллекции московские зрители и специалисты увидят впервые. Среди шедевров - портрет Бернарда Шоу, портретные статуэтки Джакомо Пуччини, Огюста Родена, Энрико Карузо. Украшение экспозиции - портрет жены скульптора Элин Трубецкой, известный в единственном экземпляре.

Модель знаменитого памятника Александру III и "Московский извозчик", два портрета Льва Толстого и трехкратной олимпийской чемпионки фигуристки Сони Хени (звезды фильма "Серенада Солнечной долины")… Портрет сеттера и Бернарда Шоу, который написал предисловие к каталогу выставки Паоло Трубецкого 1931 года… Портрет юной пианистки Карлы Эрба (будущей матери Лукино Висконти) - он был показан на первой Венецианской биеннале, и скульптура ягненка (в 1912 году Трубецкой показал его на выставке в Чикаго под названием "Как вы можете есть меня?")…

Скульптурные портреты Трубецкого, как ни странно, лишены монументальности. Они живы и непосредственны. После них остается впечатление встречи - личной встречи с его героями. Может быть, мимолетной, но подлинной. Скульптор-импрессионист, один из главных героев русского Серебряного века, он известен в Италии и Франции, Англии и США.

От многочисленных "русских итальянцев" (от Федора Матвеева до Карла Брюллова, от Сильвестра Щедрина до Александра Иванова), для которых небо Италии стало родным, а ее уроки - драгоценными, скульптор Паоло Трубецкой отличается тем, что он не приезжал в Италию из России - он в Италии родился.

Сын русского дипломата князя Петра Петровича Трубецкого и американской пианистки и певицы Ады Виданс, он вырос в Пьемонте, учился в Милане и Интре. Он рисовал и лепил, как дышал, - всегда. А по-итальянски говорил много лучше, чем по-русски. Благополучно провалив выпускные экзамены в техническом колледже и не проявив никакого интереса к агрономической науке и к ведению дел в подольском имении своей тетушки, он наконец в 18 лет получает от родителей карт-бланш на занятия скульптурой. Благо родителям было, чем заняться в тот момент, - они разводились. Паоло, воспользовавшись моментом, начал брать уроки в Милане у знакомого с детства итальянского скульптора Гранди (тот бывал на вилле его отца "Ада" и хвалил первые работы 8-летнего Паоло в воске) и профессора Академии искусств Брера-Ф. Барцаги… Впрочем, никакого официального диплома он не получил.

Последний недостаток он превратил в преимущество, сделав своим кредо: "Не происходить ни от кого и не оставлять потомства в искусстве". Но отважные заявления, что не нужно ничему учиться и полезно игнорировать авторитеты (кто бы сомневался!), не мешали ему работать и … учить других. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал с 1898 по 1906, он обаял всех (кроме, пожалуй, С.М.Волнухина, руководителя уже существовавшего скульптурного класса) своим артистизмом, "легкостью", раскованностью… Его работа ничем не напоминала скучные академические штудии. Все студенты вдруг захотели "лепить a la Трубецкой", то бишь "сочно, живо, быстро и весело".

Да, что там студенты! Лев Толстой, который приезжал на лошади позировать скульптору в его мастерскую с верхним светом на Мясницкую (к слову, построенную специально для Паоло, где работал еще и выписанный из Италии формовщик Робекки), так впечатлился манерой работы Трубецкого, что захотел тоже заняться лепкой. Не случайно, видимо, Лев Николаевич, очень подружившийся с Павлом Петровичем, любил называть его "ваше сиятельство", поясняя, смеясь: "К нему это так идет!". Уж очень праздничный, "сиятельный" человек был скульптор. Или, как заметил С.Н. Щербатов: "С ним всегда было весело и вдохновительно. Его присутствие освежало и бодрило".

Эта "сиятельная" легкость многих обманывала, даже графа Витте, чей портрет с сеттером, Трубецкой затеял вроде как между делом - пока Сергей Юльевич приезжал в его мастерскую посмотреть, как движется работа над памятником Александру III. В результате, кроме памятника Александра III (вызвавшему бурю страстей, но ставшему таким же пограничным "столпом" эпохи и Российской империи, как памятник Фальконе Петру I) мы имеем один из самых восхитительных портретов Витте - по-домашнему сидящего на стуле, гладящего сеттера, примостившегося у его ног. Слово "импрессионизм" тут - в строку, как и сравнение с Огюстом Роденом.

В отношении скульптурных портретов Трубецкого выражение "живой момент" кажется лишь констатацией факта. "Когда ищешь жизнь, форма является сама собою, как непосредственное последствие, и еще более ярко", - признаемся, что это объяснение мастера не объясняет ничего. Пленительность его работ, будь то Лев Толстой на коняге по имени Кривой (в том числе за эту работу Трубецкой получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже, став вровень с Роденом) или Джакомо Пуччини, в пальто и с сигарой в зубах, или портрет князя А.В.Мещерского, чьи торчащие в разные стороны бакенбарды так и хочется погладить, или московский извозчик, дремлющий на облучке, (с которым он "въехал в историю русского искусства") определялась не величием идеи, а почти кинематографическим чувством момента и органики жеста. Кто еще, кроме Трубецкого, мог заявить Толстому, что Толстого не читал? А на вопрос, чем же писатель ему интересен, ответить, мол, формой головы. И тем не менее именно его, Паоло Трубецкого, Лев Николаевич назвал "умным портретистом". Достаточно увидеть нынешнюю выставку в Третьяковской галерее, чтобы убедиться, что Толстой не ошибся и в этот раз.