Письма с фронта. Литературно-музыкальная композиция

Сценарий литературно-музыкальной композиции на
тему "Фронтовые письма"

Цели:
1. Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;
воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт
нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины,
села.
2. Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о
письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Реквизит.
Для учащихся­бойцов армейские пилотки, для девушек – почтальонш сумки почтальона. Письма,
которые зачитывают учащиеся, сложены в форму треугольника.
Оформление зала (сцены, класса).
В центре необходимо расположить экран для показа музыкальных видеофрагментов. . Рядом с
экраном стол, покрытый скатертью. На столе армейские пилотки, письма­треугольники, патефон,
сумка почтальона. Справа и слева от экрана несколько стульев по числу учащихся, участвующих в
сценарии. В ходе сценария некоторые учащиеся выходят в центр зала, некоторые только встают и
читают свои слова с места. Последовательность действий решается на “больших” репетициях. В
сценарии принимало участие 10 человек.
Музыкальное оформление.
1.
Презентации 1­2
2. Презентация Фронтовые письма
3. Вьется в тесной печурке огонь­И.Кобзон(музыка)
4. Музыка боя
5. Компьютер. Проектор экран
Ход сценария.
Презентация «Память»­1
Учитель: Добрый день,дорогие ребята и уважаемые гости­ учителя литературы
Шатровского района. Прошло много лет со времени окончания второй мировой войны, но
отголоски ее все еще доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки,
окопы и воронки. Это и память оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто
ковал нашу победу в тылу. Одним из таких памятников являются солдатские письма­
«треугольники». Они хранятся в заветных коробочках, узелках папках. Читая эти скупые
строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.
Наш урок мужества посвящен солдатским треугольникам, а называется литературно­
музыкальная композиция­«Фронтовые письма»
Слайд­1
2Ведущий
Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они, ­кто старше, кто моложе ­
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь –
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же... А.Т,Твардовский

1 ведущий:Нет такой семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. Как ждали
писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж,
сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно,
когда переставали приходит с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.
Слайд­2
2 ведущий: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату
«Прощай». Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в жестокой схватке
с врагом.
1 ведущий: Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни:
работали по 16­18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта.
2 ведущий: Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые
рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа,
вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент ­
ЖИЗНЬ!
1 ведущий
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
2 ведущий
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
Слайд­3
Выходят ученицы­почтальонки.
1. Ученица­почтальонка: Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок.
Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие
письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал
смертью храбрых в боях за нашу Родину».
2. Ученица­почтальонка: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми,
милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости
или беспредельного горя.
Слайд­ 4
2 ведущий
Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев.
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов.
1 ведущий
О, письма фронтовые грозных лет –
Бесценней документов в мире нет!
1. Ученица­почтальонка
Как раскладывать по кварталам
Голоса всех живых и мёртвых,
Что дошли, словно гул металла,
В треугольниках полустёртых?
Только адрес есть на конверте,
А в конверте­ жизни и смерти,
Если б знать вам, на почте тут же
Что внутри там!
2 Ученица­почтальонка
Был в окруженьи?
Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен?
Пал, по слухам. В первом сраженьи...
Но приходит девочка в старых
Сбитых набок маминых ботах.
И берёт всех судеб удары,
Радость чью­то­ и смерть кого­то.
1 ученица­почтальонка

Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.
2 Ученица­почтальонка: Кроме писем и газет мы всегда носили пузырьки с нашатырным
спиртом.
Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».
1Ученица­почтальонка: В четырёх письмах ­ радость, а в пятом­ похоронка. Это было великое
горе.
Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это
письмо.
«Почтальонки» достают письма­треугольники, вручают их «адресатам».
Пишут письма на пеньке ученики в солдатской форме.
Музыка боя (звуки)взрывы

Слайд­5
1 ученик­солдат: «нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться
до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына».
2 ученик­солдат « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но
не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»
1 ведущий
На одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот
цветок. Я посылаю его для любимой девушки» А внутри письма какой­то засушенный цветок.
Смотришь на него ­ и слёзы подступают.
Ученик: Стихотворение И. Уткина «Ты пишешь письмо мне»
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем,
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как­нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя.
Как хронику чувств пронесем…
Слайд­6
Учитель
Учениками нашей школы создана книга «Память о далеком,но живом».Близкие и
односельчане рассказали горькую правду о военных днях, о том, как страшно жить во время
войны, даже в тылу. Этим проектом ребята хотели поблагодарить всех людей, солдат,
прошедших тяготы войны.
Письма с фронта из книги»Память о далеком,но живом»
Письмо Шабашова С.И.
Письмо Нестерова И.Ф.
Письмо Резепина И.Е.

Слайд­7
2 Ведущий
«Я вернусь, жди меня» ­ этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих
словах, были и надежда, и заклинание. И вера в победу жизни над смертью.
Ученик.Стихотворение К. Симонова «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: ­ Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,­
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слайд­8
1 Ведущий
Только на фронте проверишь лучшие чувства свои,
2 Ведущий
Только на фронте измеришь Силу и крепость любви.

Слайд­9
1 Ведущий
Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной из таких песен­ гимнов любви и верности
явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта Алексея.
Суркова своей жене Софье Кревс.
(Все поют, сидя у костра на корточках)
Песня «В землянке»(Музыка)
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти ­ четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви
Слайд­10­МУЗЫКА БОЯ
2 Ведущий
Письма военных лет. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из­под
бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они
не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык ­ не до того было им тогда.
1 Ведущий
Шел солдат в дымах непроходимых,
А от всех дорог и пристаней
Молча шли за ним глаза любимых,
И любви не выдумать сильней!
2 Ведущий
Письма согревали в холодном окопе бойца, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и
вселяли надежду на встречу в родимом доме…
Ученица
(Читает письмо.) “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом,
заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на
ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни
случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И
если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и
только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

Слайд­11
1 Ведущий
День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти
строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. С трепетом и
надеждой ожидали писем с фронта дети, мечтая о встрече с отцом. Многих из них ожидало
голодное, холодное послевоенное детство.
1 ведущий
В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в
дни войны. Сюжет её прост. В каком­то небольшом русском городке у широко распахнутой двери
старого деревянного дома собралась семья фронтовика.
2 ведущий
Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух,
бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина
буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.…
Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.
Слайд­12
Ученица Стихотворение Е Благинина «Папе на фронт»
Здравствуй, папка! »
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ж ты прежний был во сне!
Прежний­прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: “А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?”
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый!
Ведь война когда­нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю – прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так…от счастья… Твоя дочь.

2Ведущий
Слайд­13
Сложнее всего сообщать родным о смерти на фронте близкого друга. Об этом –
стихотворение «Зинка» Юлии Друниной, посвященное памяти однополчанки­ Героя
Советского Союза Зины Самсоновой.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
­ Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле­еле,
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и замен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские хаты пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зина, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где­то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна…
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.

1 Ведущий
Слайд­14
– Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до
близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. А иногда
и не доходили…
Ученик Стихотворение Г. Горбовского «Письмо».
На дне окопного оврага
добыл я гильзу из стены.
А в ней ­ истлевшая бумага,
письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто­то перед боем
смочил графит карандаша
и с перемазанной губою
писал, как думал, ­ не спеша.
Вручал слова бумаге бренной,
писал, склоняясь к фитилю.
...И вот слова сожрало время.
И лишь одно сквозит: «лю­блю»...
Одно осталось… Но упрямо
горит сквозь всё, что в жизни есть...
...Что он «лю­бил»?.. Отчизну? Маму?
Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил и всё. Не по приказу.
А по приказу он в тот раз.
наверно, встал и умер сразу.
И вот воскрес.
Во мне. Сейчас
1 Ведущий
Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить
в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты
защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с
фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма
из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.
2 Ведущий
Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
1 Ведущий
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!
2 Ведущий
Письма были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они
озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские
письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.
1 Ведущий Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир.
2 Ведущий
Потому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, будь то Афганистан, Чечня,
Украина, Сирия…
1 Ведущий
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Презентация «Память­2»­«Никогда не забывай!»
Учитель:
В годы войны письма­треугольники связывали фронт и тыл. Я думаю, что сегодня письма свяжут
целые поколения. А какое впечатление на вас произвел урок, я думаю, мы узнаем, когда проверим
домашнее задание.

Рефлексия.
Д/З:
Подумайте, какие слова можно и нужно сказать ребятам, служащим в армии или
выбравшим профессию офицер. Напишите те слова, с которыми вы хотели обратиться к
защитникам Отечества. Может быть, вам помогут в этом ваши родители. Пусть ваши
слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед
павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для нас Родину и свободу, а также
тем, кто выполняет этот долг сегодня. Мы обязательно отправим письма адресатам­
нашим землякам.
Спасибо за подготовку к мероприятию и за сотрудничество на уроке. Вы все сегодня
достойны хороших и отличных оценок.


И на земле сухого места нет.
Когда приходит почта полевая,


«Прошу Вас
Храните солдатские письма
Они и просты,
И порою грустны
В них столько надежды
И вечного смысла
Прошу Вас
Храните солдатские письма -
Тревожную память
Людской доброты

1. На экране мелькают кадры военной хроники, озвученные песней «Журавли» Я. Френкеля. («Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей» - смотрите приложение - диск 2 «Военная хроника»)

Ведущие: - Скоро вся наша страна будет праздновать 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И ровно столько лет мы живём под мирным небом. Сегодня дети могут ходить в детские сады, учиться в школе, заниматься в кружках, получать образование и выбирать профессию по душе.

Вед. Люди могут спокойно жить и работать. И за всё это мы должны быть благодарны тем, кто на своих плечах вынес тяжёлое бремя войны,- нашим защитникам - офицерам и солдатам. Тем, кто, пройдя страшными дорогами войны, вернулся домой, и тем, кто навеки остался лежать на поле брани. .

Вед. С первого дня войны весь народ поднялся на борьбу с врагом: в тылу и на фронте, в партизанских отрядах. А дома так ждали весточки и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся. Тогда ещё никто не знал, какую огромную утрату мы понесём (более 20-ти миллионов человек погибли на этой войне Из них наших земляков 5270 человек).

Вед. Единственной ниточкой, соединявшей людей, были письма, вот такие военные треугольники.

Вед.
Как ждали писем с фронта! В деревнях выходили встречать почтальона за ворота, а то и за околицу. Далеко не простой была работа почтальона: ведь вместе с письмами от тех, кто бил врага, он должен был нести в дом и страшные письма-похоронки, нести людям в дом беду. Каково было видеть их боль утраты!

Музыка:
_________________________________________
3. Ученица читает стихотворение С. Н. Школьникова «Почтальон»:

Печальный вестник скорых похорон,
Как мину для родителей солдата,
Приносит весть о смерти почтальон,
Стараясь не встречаться с адресатом.
Надеясь не услышать взрыва боли
И оказаться в эпицентре так некстати,
Себя он не готовил к этой роли -
Разносчик смерти и приёмщик тех проклятий,
Которые вонзятся роем ос
И душу истерзают всю до крови.
Не убивал он, только весть принёс,
Но вестник был во все века виновен.

И почтальон всем сердцем проклинал
Судьбу за эту подлую награду,
И с горечью о прошлом вспоминал,
Когда он был несущим людям радость.
Когда он к людям шёл и нёс им весть
О новорожденном, о юбилее, свадьбе,
Он изнутри светился будто весь,
И люди его видеть были рады.
Война перечеркнула в один миг,
Всё то, ради чего он всю жизнь прожил.
И первый разорвавший душу крик
На месте почтальона уничтожил.

Его бояться стали, как чумы,
Хоть понимали, что не виноват он,
Но чёрным вестником он стал, увы,
Для матери и для жены солдата.
Он сгорбился, как лунь, весь поседел,
Не верящий, он начал в бога верить
И лишь шептал: «Господь терпеть велел»,
Но какой мерою терпение измерить.
Неразговорчив стал он, да и с кем,
С кем говорить мог, приносящий беды.
Лишь ночью в затянувшейся тоске
Наедине он с богом вёл беседы.

Отгородившись ночью ото всех,
От кого днём не мог отгородиться,
Он всё пытался вычислить тот грех,
Заставивший народ в крови умыться.
И не понять, молился ль, упрекал
Он на коленях перед образами,
Он говорил, а бог? А бог молчал,
Не отвечал ни жестом, ни словами.
Да собственно ответов он не ждал,
Вернее, ждал единого ответа,
Он и вопрос один лишь задавал:
- Когда же, наконец, придёт победа?

Вед. Первая почтальонка в городе Заводоуковске была, Шефер Екатерина Ивановна попала с 1942 года она пришла на почту.

Вед.
Жила она тогда в посёлке Заводоуковском Тюменской области, эвакуированная из Ленинграда. Родилась в Ленинграде в 1919 году, училась, росла, посещала школу,кружки, была очень воспитанным и культурным человеком. Когда началась Великая Отечественная война Екатерина Ивановна вышла замуж и стала Дворцова Екатерина Ивановна, её муж впервые дни войны погиб. И она с дочерью и со всей семьёй была эвакуирована на станцию Заводоуковская в 1942году.

Вед. Первые дни в Заводоуковске провели в Комышёвом клубе (который находился напротив ДК Машзавода» Было голодно, но не было взрывов и бомбёшки все были живы, нужно было привыкать к новой жизни совсем ни такой к какой она привыкла. Так как она была женой погибшего солдата, грамотная по сравнению с жителями села, её отправили работать на почту. Нужно было отвечать за всю поступающюю корреспонденцию.

Вед. Выглядела Екатерина Ивановна очень хорошо среднего роста, стройная,русая, моложавая с хорошей речью, прекрасными манерами - всё это помогало ей в её трудной работе.

Вед. Почта, где выдавали всю корреспонденцию, находился в конторе военного завода № 499, и туда она приходили в любую погоду. Наступила зима, а у неё даже не было тёплой одежды, не говоря уж об обуви. Ей раздобыли фуфайку и резиновые калоши, в этом она и ходила Первый год с 1942-1943 был самым трудным, нужно было выжить до весны, каждый член семьи получал паёк на день это и позволило выжить. А семья была очень большая.

Вед. Самое главное для Екатерины Ивановны было - это выдача солдатских писем которые получало местное население. Какими радостными были люди, дождавшиеся известия от своих родных. Письма читали всем посёлком. Приходилось выдавать с похоронкою конверт, нет ужасней новостей, слышать плач, как оплакивали матери мужей и сыновей.

Вед. И это было невыносимой ношей. Всем людям оказавшимся в беде, она старалась найти слова поддержки.Помочь дать успокоение пропуская через своё сердце каждую беду.Ночами спать спокойно не могла, в памяти стояли горестные лица.

Вед. Когда же Катерина треугольники вручала с хорошей вестью,её душа и пела и плясала. Она видела как получали письма с передовой,как радость от хорошей вести переполняла людские сердца как у них блестели глаза и восклицали они от радости «Сыночек мой живой!» и ей от этого становилось радостно и спокойно.

Вед. Она вносила свой вклад в победу как могла и как умела, находясь на передовом крае в тылу. Получая треугольники она не знала,что в них, но она понимала,что каждая семья ждёт вестей.

Песня __________________________________________________

Вед. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали, наши славные воины? Что их больше всего волновало? О чём они писали? В минуты затишья они читают и пишут письма (смотрите приложение «В минуты затишья»

Инсценировка

За кулисами читают письма с фронта.

«Привет с фронта, Здравствуйте мама, Витя! Пишу второе письмо с фронта. Первое писал когда только пришёл на передовую После этого со 2 января был в наступлении Сейчас пока стали в оборону,но сегодня или завтра пойдём опять вперёд Мы наступаем Пишите ответ.Пока до свидания.Привет всем. 13 января 1944года »

Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжёлый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немц15 октября ы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запылённых гимнастёрках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей… »

Строки из письма Александра Константиновича Беневолинского, которое он написал своим ученикам: «Мои товарищи попросили прочитать ваше письмо вслух, что я и сделал. Все мы довольны, что наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет. Ваши тёплые слова, ваши пожелания очень дороги для нас. Они согревают нас… Помните, ребята, будет и на нашей улице праздник… Овладевайте знаниями, изучайте крепко русский язык и литературу, Географию и историю, военное дело и немецкий язык… »

Вед. Вспоминают Екатерину Ивановну её родные как она радовалась хорошей вести, рассказывала о письме Петра Филипповича Громова семье от 22 февраля 1942 года он писал о том, что закончил учёбу на « хорошо» присвоено звание младшего лейтенанта 4марта 1942г прибыл на фронт находится под Смоленском скоро дадут взвод,будем уничтожать фашистов,с честью выполним приказ родного Сталина. Дома она говорила что все верят в победу и как она рада за эту весть для семьи солдата.

Вед. Но когда в 1942г Анна Ивановна Громова получила извещение № 169 , в котором говорилось «Ваш муж, лейтенант, командир взвода Пётр Филиппович Громов … был убит 28.08.1942г. Похоронили его на Смоленской земле.» Было больно и горько семье,но и также больно и работнику почты, что она вручила эту горестную весть.

Вед. Екатерина Ивановна вместе с каждой семьёй оплакивала каждого и радовалась за каждого.Тяжело на душе от похоронок. Сейчас проще, положили письмо в почтовый ящик и пошли, а тогда вести получали на почте и старались здесь же узнать какую весть получили, некоторые не умели читать и им содержание письма читала Екатерина Ивановна. И видела она их радость и горе, ждала известей вместе с семьями неделями и месяцами. Это всё сказалось на её здоровье, стало болеть сердце.

Вед. В 1946г она вышла замуж за Ветерана Великой Отечественной войны Мерзлякова Степана Фёдоровича родила дочь. Кажется, закончилась война вернулись участники войны 6200 человек, многие залечивали раны,нанесённые войной. Но главное всё же состояло в том, что война была позади, а впереди надежда на лучшую жизнь. Казалась всё самое страшное преодолели, а сейчас все будут счастливы под мирным небом.

Вед. Но случилось непоправимое Екатерина Ивановна в 1950году умирает от сердечного приступа. Её провожает в последний путь всё село, оплакивают все кто её знал, после её смерти остались две дочери одной было 5 лет,а другой 1год 8 месяцев.

Стихотворение посвящённое памяти Екатерине Ивановне читает Герасимов (он автор данного стихотворение)

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновья берегут.

Вед. Вот они, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Их писали своим родным и близким наши воины-защитники, те, кого сегодня нет рядом с нами. Это и всем хорошо знакомые военные треугольники, и письма, написанные на самой разной бумаге. Им более семидесяти лет. На многих из них выцвели чернила, поблёкла типографская краска, но их до сих пор бережно хранят во многих семьях.

У памяти своя тропа,
Свои нечитанные строки,
Своя высокая судьба,
Её храни, её держись,
И суть её понятней станет,
Уходит жизнь - приходит память,
И память возрождает жизнь.

Пока живы мы, живы наши дети и внуки, память об этих людях не уйдёт в небытие. Им жить вечно в наших сердцах, в наших душах.

Пусть дождь идёт, окопы заливая,
И на земле сухого места нет.
Когда приходит почта полевая,
Солдат теплом далёким обогрет.

Для проведения праздничных мероприятий к Дню Победы очень часто требуются концертные программы, которые можно показать на открытых площадках Домов Культуры или сценах парков отдыха, в моменты массовых гуляний по поводу этого замечательного и всеми любимого праздника, в этих случаях, одной из выигрышных идей для сюжетной линии концерта может стать аналогия с с выступлениями фронтовых бригад. Предлагаем один из вариантов с конферансом и играми - Сценарий праздничной программы к 9 Мая «Музыка Победы»

Сценарий праздничной программы к 9 Мая

Торжественное начало программы.

Начало программы лучше сделать торжественно-патриотичным, например, включив блок "Бессмертный полк" из этого , а уже затем перейти к концертному блоку.

Ведущий: Тему нашей концертной программы нам подсказали фронтовые письма. Каждое из фронтовых писем - судьба. За каждой строчкой - большая жизнь. И мы поняли самую простую истину: для всех людей, сотворивших Победу, и тех, кто воевал, и тех, кто работал на Победу, главным был мир.

Ведущая: Вроде бы это и так ясно. Но вспомните, много ли рассказов о ужасах войны довелось Вам услышать от ветеранов? Они ведь не любили вспоминать об этом. Зато вспоминали друзей, и с удовольствием пели песни тех лет. И какие песни!

Ведущий: Да и любимые военные фильмы рассказывают не только о страхе и боли. В них есть место и любви, и настоящей дружбе, и хорошему юмору. А ведь многие из этих кинолент снимали люди, прошедшие сороковые, фронтовые.

Ведущая: Да, в этих фильмах есть всё: и боевое братство, и интернационализм, и любовь к Родине, и вера в победу.

Ведущий: А помните капитана Титаренко, командира поющей эскадрильи? Именно его слова и станут главным лейтмотивом этого концерта.

Ведущая: "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!"

Ведущий: За годы войны на фронт ушли 45 тысяч артистов. В составе фронтовых бригад были певцы, музыканты, актеры, чтецы, артисты цирка. Они дали в тылу и на передовой 1,5 миллиона концертов. В день было до десяти концертов. Артисты под пулями, рискуя жизнью, поднимали боевой дух советских солдат и с песнями шли к Победе.

Ведущая: Слава Богу, наша земля уже много десятилетий не слышит звуков войны, и тем не менее, может быть и нам в этот день стоит вспомнить песни тех лет? Тем более, что все они жизнеутверждающие, и даже веселые. Именно такие, какие нужны на каждом празднике!

Выступление "фронтовой" бригады

Появляется "фронтовая бригада": музыкант, чтец, певец, "конферансье". Специальности условны, каждый артист может быть и чтецом, и певцом, и гармонистом.

Чтец:

Читает стихотворение «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» (Автор В.Лебедев-Кумач)

Звучит переделанная песня Военных корреспондентов

Текст песни

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С песней и баяном,

А иногда с наганом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

Без глотка, товарищ,

Песню не заваришь,

Так давай по маленькой нальем.

За всех за выступавших,

С армией шагавших,

Выпьем за поющих под огнем!

Как бойцы шагали,

Мы цветов не ждали,

И на сцену, как в последний бой:

С полною отдачей

Справились с задачей,

И еще концерт у нас с тобой.

От ветров и водки

Хрипли наши глотки,

Но мы скажем тем, кто упрекнет:

«С наше покочуйте,

С наше поночуйте,

С наше повоюйте хоть бы год!»

Там, где мы бывали,

Нам сцены не давали.

Без софитов, рампы и кулис

Пусть костюмы - в клочья,

Утром, днем и ночью

Выступали мы всегда на бис!

Так выпьем за победу,

За цирк и оперетту.

А не доживем, мой дорогой,

Новый день настанет

Песню друг затянет,

И помянет ею нас с тобой!

Чтец:

Читает стихотворение «Жди меня, и я вернусь» (Автор К. Симонов)

Песня «Эх, дороги»

Чтец:

Читает отрывок из поэмы «Василий Теркин» от слов: «Чтоб идти в любую драку» до слов: «Или присказки какой». (Автор А. Твардовский)

Фронтовые частушки

Исполняются частушки 41-45 гг, например, вариант ниже.

(скачать, кликнув на файл)

Конферансье:

Ну, что ж, друзья, поете вы прекрасно.

Похоже мы приехали напрасно?

Но как сказал поэт "еще не вечер",

И не забавой будет наша встреча.

Другой поэт сказал: Да были люди

И в наше время, уж, таких не будет.

(Простите, уж, за вольную трактовку),

А мы сейчас проверим вашу ловкость.

Сыграем в партизан, вы как готовы?

Условия простые, как подкова.

Командная игра - эстафета "Партизаны на болоте"

РЕКВИЗИТ: мел, если покрытие площадки асфальтовое, или палочка, которой можно рисовать на земле.

Участвуют две команды. Цель - пройти через болото цепочкой "след в след". Команды выстраиваются друг за другом, у первого - мел. По команде первые номера шагают по дистанции обрисовывая свои следы, когда первые номера доходят до другого берега "болота" вторые номера идут по следам, стараясь не провалиться в "трясину".

Проводится игра

Чтец:

Нет, слово "мир" останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

Конферансье: Послевоенное поколение мальчишек наверняка помнит, что самым трудным при игре в войну в то далекое время, было найти противника. Никто не хотел быть ни фашистом, ни полицаем. А вот партизанами - это совсем другое дело. Вот и у вас теперь есть свои невидимые бойцы. Да еще и какие ловкие! Самое время для партизанской песни.

Исполняется песня «Смуглянка», если есть техническая возможность, то на экран выводится ролик для караоке

(скачать, кликнув на файл)

Конферансье: А среди Вас есть удачливые разведчики? Проверим? Мы не будем вживаться в образы врагов. Мы просто образуем две команды соперников, но захватить языка. вам все же придется.

Игра "Кто больше "языков" приведет?"

Это командное состязание, в основе которого игра «Разрывные цепи», когда одна команда стоит крепко сцепившись друг с другом и выкрикивает команде соперников: «Цепи кованые, раскуйте нас!», а те спрашивают: «Кем из нас?». Тот, кого назовут бежит изо всех сил, стараясь разорвать «цепи», если ему это удалось забирает самого сильного игрока и ведет в свою команду, если не удалось, то сам встает в ряды устоявшей команды. Только в данном случае условия немного меняются. Команды выстраиваются в линию друг против друга. Каждый капитан назначает по три - четыре "разведчика", которые по команде должны разорвать линию противника и увести "языка", или попасть в плен.

Проводится игра

Конферансье: Хотелось бы вспомнить и о тех, кто не совершал видимых подвигов. Да, они работали. "Все для фронта, все для Победы!" - лозунг с которым жила вся страна. Но вспоминая о потерях и подвигах, мы часто забываем о тех, ради кого эти подвиги совершались: матери, дети, любимые - жены и невесты, которые писали письма, молились, которые ждали. И не случайно незатейливая песня о любви простой девушки стала военным символом.

Песня «Катюша» или другой концертный номер

Конферансье: Как бы не хотелось нам остаться с вами, друзья, но труба зовет. Ведь у фронтового артиста много зрителей. И надо заметить, что в мирное время мы востребованы не меньше. Особенно в такой день. Мы поздравляем всех жителей со светлым праздником, Днем Победы. Пусть наше общее небо будет ясным, а тучи будут только грозовыми. Счастья вам, дорогие!

Девочка читает стихотворение «Дети из ладошек солнышко сложили» (Автор О. Маслова)

Концертный номер

Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Ушли на фронт защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Сегодня, когда кажется, что о Великой Отечественной войне сказано и написано практически все, нелегко найти тот пласт, который еще не изучен.

Возможно, таким пластом смогут стать письма участников войны, со стенографической точностью запечатлевшие не только годы и дни героической эпохи, но даже ее часы и минуты.

Данная литературно-музыкальная композиция способствует формированию у школьников представлений об истории военной переписки, учит видеть красоту человеческих отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной композиции «Фронтовые письма»

Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Савина Зинфира Фаиловна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы , Внеклассная работа

Цели:

  • расширить знания о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, пробуждать интерес к истории своей семьи, страны;
  • способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;
  • учить видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.

Оборудование:

  • ПК, проектор, экран;
  • запись видеороликов;
  • музыкальное оформление – песени: “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова) в исполнении Е.Мартынова, «Письмо с фронта» (музыка В.Началов) в исполнении Юлии Началовой, «Фронтовые письма» в исполнении Владимира Можаева.
  • компьютерная презентация.

Оформление: импровизированная землянка, свеча в жестяной кружке, солдатская форма, гелевые воздушные шары (к концам веревочек привязаны солдатские треугольники с письмами-обращениями учащихся солдатам, не вернувшимся с войны), на столах гвоздики, Книги Памяти, керосиновая лампа, каска, пилотка .

Ход мероприятия

Слайд 1.

Учитель:

Мы сегодня собрались для того, чтобы вспомнить о людях, которые прошли через ужас войны, отдали жизни во имя победы.

Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Уходили на войну деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки. А дома, их оставались ждать, любящие жены и матери, сестры, любимые.

Ушли защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. За годы войны через почту страны прошло 600 миллиардов солдатских писем. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Сегодня, когда кажется, что о Великой Отечественной войне сказано и написано практически все, нелегко найти тот пласт, который еще не изучен.

Возможно, таким пластом смогут стать письма участников войны, со стенографической точностью запечатлевшие не только годы и дни героической эпохи, но даже ее часы и минуты.

Под пулями не лгут. Под разрывами бомб совсем не думают о том, как написать покрасивее, поумнее. Им гораздо привычнее было держать в руках винтовку, а не карандаш. Именно поэтому большинство писем фронтовиков не блещут красотами литературного стиля и абсолютно бесхитростны, но в то же время предельно искренны и правдивы.

Слайд 2.

1-й чтец: Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев.

Писали их в окопах, блиндаже,

На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов.

О, письма фронтовые грозных лет –

Бесценней документов в мире нет!

Е. Кирпонос

Видеоролик «Письма с фронта (письмо 1)».

Ведущий 1. Фронтовые письма! Нет, это не короткие SMS или сообщения в чате. Это – жизнь, человеческая боль и страдание, долгожданная радость и потаенная надежда. Это вера – «Он жив, раз он пишет, значит жив! Ты живи, родной мой, любимый, ты только выживи, вернись домой. Выживи в этой страшной войне! Заклинаю тебя, молю тебя, вернись!».

Слайд 3,4,5.

Ведущий 2 . Как ждали эти письма, как писали их урывками между боями, прямо в окопе или обессиленно припав к огарку свечи в землянке. Или в медсанбате кое-как исхудалой левой рукой, правая искорежена раной. Писали мамам, мужьям и женам, любимым, детям, всем-всем, кто жил этими весточками с фронта. Всем, кто зачитывал их до дыр, снова и снова перечитывая себе, родным, соседям, друзьям.

Слайд 6.

Ведущий 3. А сколько писем так и не дошло до адресата, просто адресата уже не было в живых или письмо так и не было отправлено. Взрыв – и оборвалась человеческая жизнь, жизнь солдата, который только несколько минут назад писал домой, вспоминал родных, мечтал вернуться...

Слайд 7.

Звучит запись песни в исполнении Е. Мартынова «Письмо отца»

На сцену в полумраке выходит юноша и читает стихотворение.

Слайд 8.

2-ой чтец:

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней – истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю,

И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»...

Одно осталось... Но упрямо

Горит сквозь всё, что в жизни есть!

Что он «лю-бил»? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую...? Бог весть.

Любил, и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне.

Сейчас.

Г. Горбовский

Слайд 9,10,11.

Ведущий 1 . Уж сколько лет гремят победные салюты как отзвуки той войны, которая болью до сих пор живет в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта! Эти маленькие желтые треугольнички были залогом человеческой веры, надежды, мужества. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

Ведущий 2. Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент жизнь!

Юноша в солдатской форме, сидит у свечи и, читая стихотворение, изображает, что обломком карандаша пишет письмо с фронта домой.

Слайд 12.

3-ий чтец: Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

В. Якуш

Звучит запись песни в исполнении Юлии Началовой «Письмо с фронта».

Слайд 13.

Ведущий 3. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно храпят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало иногда и так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами...

Юноша в солдатской форме и девушка читают стихотворение.

Слайд 14.

Девушка.

Помятый пожелтевший треугольник,

Листок тетрадный в клеточку, простой.

Кривые строки по сердцу - так больно,

Написаны мальчишеской рукой:

Слайд 15.

Юноша (одет в солдатскую форму).

- Везут на Запад. Нас в вагоне много.

Мальчишки все такие же, как я.

Беседуем, чтоб скоротать дорогу.

Здесь все свои, мы как одна семья.

Ты не грусти, маманя, мы ж пехота!

За Родину, за братьев, за отцов

Мы повоюем, верь. А жить охота!

Но за тебя я жизнь отдать готов!

Ну, всё, целую. Станция. Здесь почта.

И снова в путь, чтоб встретиться с врагом.

Храни, Господь! Жаль, некому помочь-то...

Вот я вернусь, и будет всё ладом.

Девушка.

Слайд 16.

Письмо ушло, а поезд под бомбёжку

Попал всего лишь через два часа.

Тела, припасы, котелки и ложки...

И сгустки крови в светлых волосах...

А фронт далёко, здесь не поле боя,

Здесь братская могила... Сотни душ.

И только ветер по погибшим воет,

Да вороньё спешит сорвать свой куш...

Слайд 17.

Помятый пожелтевший треугольник

За образами. Нет ему цены.

Кривые строки по сердцу - так больно...

Как весточка проклятой той войны...

Т. Лаврова

Видеоролик «Письма с фронта (письмо 3)»

Ведущий 1. Это письмо с фронта. Подлинное письмо, написанное солдатом той войны. Бережно сохраненное в семейном архиве как самое ценное, самое дорогое. Солдатский треугольник, фронтовое письмо. Сегодня с экрана звучат подлинные письма. Вслушайтесь в них.

Слайд 18,19.

Юноша в солдатской форме и девушка с белым платочком на плечах читают стихотворение.

Юноша.

В минуты редкой тишины,

Между кровавыми боями,

Пускай к тебе мои мечты

Летят, гонимые ветрами.

Пишу письмо тебе, родная,

Ночной безоблачной порой

И, от разлуки изнывая,

Болею всей своей душой.

Склонилась ива надо мною,

Ветвями нежно обнимая.

Под шелестящею листвою,

Уединение скрывая.

И мне привиделись в ночи

Твои объятия и ласки,

Как будто нет лихой войны,

А мы с тобою в чудной сказке.

Жаль, явь развеет чудеса

С лучами первого рассвета.

Целуй детишек за меня!

Я с нетерпеньем жду ответа!

Слайд 20.

Девушка.

Здравствуй. Иванушка желанный!

Истосковалась без тебя!

Всё остальное не столь важно,

Всё остальное суета!

Детки здоровы, слава богу!

И словно по часам растут.

Втихую бегая к дороге,

Отца порой подолгу ждут.

Как без тебя живем, не знаю!

Нет меры горестным слезам!

Я так обнять тебя желаю,

Припав к твоим родным губам!

В молитве искренней и страстной

Я повторяю вновь слова:

Храни, Господь, наш край прекрасный!

Будь трижды проклята война!..

Видеоролик «Письмо с фронта (письмо7) “ Здравствуй, родная моя... "»

Слайд 21, 22.

Желанные вести с треклятой войны...

Солдатские письма, солдатские письма,

О, как же вас ждали с чужой стороны!

Смотрели с надеждой в глаза почтальонке - Не горькую весть принесла ли в избу?

И вдруг, увидав серый штамп похоронки,

Дрожащей рукой утирали слезу...

В одном доме - радость, в другом доме - горе...

Здесь - выжил, но ранен, там - геройски погиб.

И реки страданий, а горечи - море...

И ждать, вот уж, кажется, больше нег сил.

Солдатские письма, солдатские письма,

Читали всем миром по тысячу раз...

В них боль и надежда, стремление к жизни,

Проклятья врагу, боль и ярость подчас...

Солдатские письма - треугольники жизни.

Посланники верной солдатской любви...

Салютов победных весенние брызги –

Вечная память погибшим в войне!

И. Дмитриева

Слайд 23.

Ведущий 2. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Звучит запись песни «Фронтовые письма» в исполнении В. Можаева.

Слайд 24, 25.

Учитель:

Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Видеоролик «Письмо с фронта (письмо 4)»

Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.

Благодаря почте, миллионы людей, судеб были связанны чуть ли не единственной возможностью общаться. Вся война в переписке. Каждая весточка с фронта – это и радость и холодящая душу тревога за жизнь дорогого человека.

Слайд 26.

Учащиеся читают строки из подлинных солдатских писем:

«Любимая Варенька! Какое счастье получить твое письмо! Силы сразу прибавилось. Сегодня был жаркий бой. Но мне все бесстрашно, привык к боевой обстановке».

«Дорогая доченька, вчера в газете прочитала стихотворение Юлии Друниной «Зинка». С тех пор тревожные мысли не покидают меня. Береги себя! Защищая Родину и помни о своих близких. Пусть материнская любовь хранит тебя».

«Дорогой мой, Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Очень волнуюсь и скучаю».

«Я с тобой, мой друг. Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, стараюсь сказать тебе что-то теплое, ласковое, но не могу. Любочка! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту перечитал твое последнее письмо и сразу сделалось теплее, даже руки согрелись».

«Дорогая, получил от тебя вчера вечером письмо, но не мог прочитать до сегодняшнего рассвета, так как был в пути. Ехали с боя. Сегодня выдался хороший день. Мы с бойцами вспоминали мирную жизнь. Как же мы счастливы были тогда».

« Дня через два-три я вступаю в бой. Придется остаться живым, значит, через полмесяца напишу вам письмо и сообщу о всем случившимся. Сейчас слушаю артиллерийскую канонаду и думаю разные думы. В бой иду честно, как сын нашей справедливой семьи, и думаю сражаться также честно до тех пор, пока будут силы».

«Война кончится – я приеду, будем жить. Пишите все новости, кого взяли в армию. Мама, никак не привыкну к военной жизни.

Ну, пока, до свидания. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю: быть здоровыми навсегда.

Пишите ответ. Ваш сын Василий».

Учитель:

Слайд 27, 28.

Мы благодарны Вам ветераны Великой Отечественной войны, за победу, за мирную жизнь наших родителей, за радостное детство наших детей.

Мы благодарны всем тем, кто не жалея себя, отдавал все силы борьбе за счастливую жизнь своих потомков.

Пройдет еще 70 лет, а благодарное человечество всегда будет помнить о подвиге героев. Память о минувшей войне никогда не покинет сердца людей.

Участники композиции идут к Памятнику, установленному в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы и выпускают шары (к концам веревочек привязаны солдатские треугольники с письмами-обращениями учащихся к солдатам, не вернувшимся с войны).

В музыкально - литературной композиции использованы:

  1. Песни в исполнении:
  • Е.Мартынова «Письмо отца»;
  • Ю. Началовой «Письмо с фронта»;
  • В. Можаева «Фронтовые письма».
  1. Интернет-ресурсы:

Видеоролики с сайта: URL: http//yandex.ru/video/:

  • «Письмо с фронта 1»;
  • «Письмо с фронта 3»;
  • «Письмо с фронта 4»;
  • «Письмо с фронта 7».
  1. Стихотворения:
  • Е. Кирпоноса «Писали их на смертном рубеже»;
  • Г. Горбовского «На дне окопного оврага»;
  • В. Якуша «Дорогие мои родные!»;
  • Т. Лавровой «Помятый пожелтевший треугольник»;
  • И Дмитриевой «Солдатские письма».

Песни фронтовых дорог


Лекция-концерт


Каждую весну все миролюбивое человечество живет в преддверии светлого праздника – дня Великой Победы. Неимоверно сложно досталась она нашему народу. Этот день мы приближали, как могли и на фронте, и в тылу. И все это время в строю была песня.
Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость...
Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора Александра Александрова "Как вошла в мою жизнь война". Александр Васильевич писал: "Внезапное нападение вероломного врага на нашу советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева... С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею,- песни..."

Впервые песня "Священная война" была исполнена 26 июня 1941 года на белорусском вокзале для бойцов, уезжавших на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародились сомнения: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио.
Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня "Священная война", тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них тоже слезы на глазах...
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль "Священную войну".

Звучит песня «Священная война».


Самая знаменитая песня Суркова родилась неожиданно. Собственно, Сурков не писал песню. Он написал письмо в стихах жене. В ноябре 41-го. Написал в землянке, в районе наблюдательного пункта западного фронта, на 2-ом километре Минского шоссе. Слова стали известны его товарищам по перу и по боям. Переписывались от руки, переходили из рук в руки, из уст в уста. Когда, уже вначале 1942-го, в Москве проездом на флот находился композитор Константин Листов, он написал на эти стихи мелодию.

Песня «В землянке».


Иногда во время привалов, когда не было военный действий и бойцы отдыхали, они пели-шутили весёлую песню под гармонь…
Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.
А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных М.В. Исаковским, автором популярных в то время песен: "И кто его знает", "Прощание", "Зелеными просторами", "Любушка" и ряда других. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором М.И. Блантером. Композитора настолько поразили "причудливая игра ударений" в стихах Исаковского, что он попросил поэта оставить ему написанные строки, и, как позже вспоминал сам Блантер, с тех пор он "буквально не находил себе места". Всё его воображение было занято "Катюшей” без остатка.В результате поэт провёл не одну бессонную ночь в работе над музыкальным решением композиции, результатом чего стало рождение бессмертной мелодии. Но текста песни ещё не было, поскольку стихотворение не было завершено. В дальнейшем поэт совместно с композитором стали искать дальнейшее песенное решение. Окончательный сюжет песни был определён военной обстановкой того времени: участием советских добровольцев в Гражданской войне в Испании, операцией Красной Армии у озера Хасан и предчувствием надвигающейся бури...
Новое звучание "Катюше" придала Великая Отечественная война: в солдатской среде было сложено множество новых вариантов композиции. Катюша выступала и бойцом с автоматом наперевес, и солдатской подругой, и медсестрой, и даже партизанкой, ходившей "по лесам и сёлам партизанской узкою тропой" с "песенкой веселой, что когда-то пела над рекой".
Именем "Катюша" солдаты прозвали новые реактивные минометы, "песни" которых приводили в ужас фашистов.

Песня «Катюша».


Счастливая судьба у песни «Синий платочек». Эту песню пели многие известные певцы и певицы: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. Очень много вариантов этой песни гуляло по дорогам войны – но на слуху у всех остался один вариант. Первые слова «Синего платочка» были написаны поэтом и драматургом Яковом Марковичем Галицким на одну из мелодических импровизаций польского композитора и пианиста джаз-оркестра «Голубой джаз» Ежи Петербургского, гастролирующего в 1939 году в Советском Союзе. Этот вариант получил самую широкую известность и распространение в годы войны, а исполнительницей его стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта «Синего платочка» - 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-ой армии Болховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов (1907-1985г.) В ноябре 1942 года на экране страны вышел фильм режиссера Ю.Слуцкого «Концерт-фронту» и именно в нем прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К.И. Шульженко.

Песня «Синий платочек».


В 1943 году родилась знаменитая "Темная ночь" В. Агатова и Н. Богословского, прозвучавшая в фильме "Два бойца", тотчас ставшая популярной.

Песня «Темная ночь».


Иногда песней становились какие-то эпизоды, встречи, воспоминания фронтовиков. Таков "Случайный вальс" написанный Е. Долматовским и композитором Марком Фрадкиным.

«Случайный вальс».


В минуты передышки меж боями, тогда когда части отводились на переформирование, на солнечной поляне играла фронтовая гармонь, звучала песня " В лесу прифронтовом " М. Исаковского М. Блантера.

Песня «В лесу прифронтовом».


Песня "Огонек". Чем объяснить всеобщую известность этой песни? Прежде всего замечательными стихами Михаила Васильевича Исаковского. Казалось бы, в песне идет разговор о сугубо личных переживаниях молодого паренька, а какая большая патриотическая тема поднимается поэтом!

Все, что было загадано,
В свой исполнится срок,-
Не погаснет без времени
Золотой огонек.

Стихи Исаковского, строки "Огонька" были опубликованы в газете "Правда" 23 апреля 1943 года и словно сами просились в песню. И действительно, многие композиторы сочинили музыку на этот текст. Но случилось так, что "Огонек" получил распространение на музыку неизвестного автора.
В годы войны песню "На позиции девушка..." знали и любили все - и на фронте и в тылу. В своей статье "Советская культура в годы Великой Отечественной войны" Алексей Суриков писал: "Мы не можем забывать, что написанные замечательным поэтом Михаилом Исаковским песни "Ой, туманы мои, растуманы", "В лесу прифронтовом" и особенно "Огонек" в равной мере были близки и солдатам фронта, и партизанам, сражавшимся с врагом по ту сторону фронта, и работникам тыла".

Песня «Огонек».


В 1940 году Политуправление Киевского Особого военного округа заказало ряд музыкальных произведений для своего ансамбля песни и пляски, в результате чего Шведовым и Новиковым была написана сюита в честь Г. И. Котовского, в которую входило 7 песен, одной из которых и была ставшая позже знаменитой "Смуглянка".

Песня «Смуглянка».


Песня "Москвичи" была написана композитором Андреем Эшпаем на стихи Евгения Винокурова в послевоенном десятилетии.
"... Когда я писал стихи, вспоминает поэт, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Мне хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной..."
Стихи поразили композитора Андрея Эшпая: они удивительно совпадали с тем, что пришлось пережить. Ведь ему также привелось воевать на берегах Вислы. Там погибли близкие его фронтовые друзья, погиб на фронте и старший брат. И уже совсем поразительное совпадение - жили мы на Бронной...
Песня "Москвичи" стала советской классикой. Такая простая и такая глубокая.

Песня «Москвичи».


Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата - ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне.
Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал в Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам - «Алеши».
«Стихи родились очень быстро, на едином дыхании, - вспоминает поэт. - Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей. А тема войны для нас всегда кровоточаща.
До 1971 года мне не удавалось побывать в Болгарии, хотя и очень хотелось. А когда я впервые туда приехал и увидел «Алешу», когда увидел его громадные сапоги из камня, гимнастерку… я чувствовал себя так, будто встретился со старым и близким другом…»
Песня "Алеша” - это раздумье о подвиге советского воина, баллада, в которой гражданственность сочетается с лирической интонацией.

Песня «Алеша».


В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир» и начиналось словами: «Мне кажется порою, что джигиты, с кровавых не пришедшие полей…». Стихотворение «Журавли», напечатанное в журнале, попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Сам Бернес в войну никогда не участвовал в боях, но он ездил выступать с концертами на передовую. И особенно ему удавались песни, посвященные войне. Очевидно, что война тоже была его личной темой. Прочитав стихотворение «Журавли», возбуждённый, Бернес позвонил поэту-переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону, сразу же, обсудили некоторые изменения в тексте будущей песни, и Гребнев заменил в том числе слово «джигиты» на «солдаты». Расул Гамзатов: «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми, и вместо „джигиты" написали „солдаты". Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание». Со стихами, включающими изменения для будущей песни, певец обратился к Яну Френкелю, с которым до этого много сотрудничал, и попросил сочинить музыку. Сочинить музыку удалось далеко не сразу. Только два месяца спустя, когда композитор написал вступительный вокализ, работа пошла легче. Позднее Ян Френкель вспоминал: «Я тут же позвонил Бернесу. Он сразу же приехал, послушал песню и… расплакался. Он не был человеком сентиментальным, но нередко случалось, что он плакал, когда ему что-либо нравилось».
Звучит песня «Журавли».

«Прощай», «До свидания» - этими словами начиналась долгая дорога войны. На этой дороге взрывались мины, пылали огнём мосты, над нею кружились вражеские самолёты. Шли солдаты в летний зной и зимнюю стужу. Шли на встречу пулям и огню. До самой победы. И про эти дороги Анатолий Новиков и Лев Ошанин написали в 1945 году песню «Эх, дороги». Композитора и поэта волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня могла быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне. И она была написана.

Песня «Дороги».


Вот что рассказывал об обстоятельствах создания песни «Ехал я из Берлина» автор ее слов, поэт Лев Ошанин. «Однажды утром, – рассказывал лев Иванович, – я услышал, что наши части находятся на подступах к Берлину. И ощущение Победы, большой, долгожданной Победы, стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого все впереди. И я увидел этого парня в его счастливом звонком полете домой. И сама собой пришла емкая и гордая строчка – «Ехал я из Берлина».
Эту строчку я носил с собой всюду, никому не рассказывал о ней. А песню не писал, не имел права, пока Победа не стала свершившимся фактом. И когда она пришла, я сразу легко начисто написал песню. Мне показалось, что по характеру «Ехал я из Берлина» наиболее близка солнечной палитре Дунаевского. Мы с ним давно собирались что-нибудь написать. И я отнес песню ему…» Прочитав их, композитор тут же сел за рояль и начал импровизировать. Мелодия родилась сразу, как говорят, «с ходу», и все строки легли, как литые, не пришлось ничего переделывать. Но Дунаевскому потребовался припев, которого у Ошанина не было. Продолжая импровизировать, он проиграл поэту мелодию, которая могла бы им стать.
– По-моему, надо так… Попробуйте на эту мелодию написать слова, – предложил он Ошанину…
Припев написали тут же.

Песня «Ехал я из Берлина».


Песня "День Победы" впервые прозвучала на праздничном "Огоньке", посвященном 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню.
Газета "Правда" в статье о "Дне Победы" писала:
"Давид Тухманов и Владимир Харитонов создали замечательную песню, песню- поэму о прошлом, которая зовет вперед в будущее. Песню, которая трогает до слез ветеранов и заставляет учащенно биться сердце молодых".
"День Победы" – это песня человечности, это песня подлинной гуманности.

Песня «День победы».


В своих воспоминаниях- мемуарах маршал Советского Союза И.Х. Баграмян отмечал:
У народа слабого духом не могли родится такие песни: песни – призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира.
...и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей.

Песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» Муз. В.Соловьева-Седого, сл. Фатьянова.


Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Сегодня мы лишь приоткрыли страницы большой книги песен о Великой Отечественной.
И нам, очень приятно, что благодаря этим песням мы воочию увидели связь поколений.
И пусть накануне праздника Дня Победы - Песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.