План конспект по ознакомлению с искусством. Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и

1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж.

2)Учить воспринимать содержание пейзажной катины, понимать красоту природы, которую изобразил художник.

3)Развивать воображение, фантазию; вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.

4)Расширять знание детей о творчестве художника-пейзажиста И.И Шишкина.

4)Воспитывать у детей художественный вкус, умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогащение словаря-сосновый бор, дремучий, мрачный.

Активизация словаря-темный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые мишки, редкая, лапчатая, ажурная крона.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Показ, объяснение, беседа, напоминание, повторение, игровой прием, художественное слово, физминутка, поощрение, оценка действий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, проектор, компьютер, слайды-репродукция картины И.И Шишкина "Утро в сосновом бору",портрет-репродукция И.И Шишкина, аудиозапись (музыкальное сопровождение во время творческой работы), заготовки в технике монотипии.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия в рощу, парк, чтение р.н.сказок "Царевна лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Три медведя", "Маша и медведь", организация выставки картин-репродукций И.И Шишкина-"Рожь", "Сосновый бор", "Корабельная роща", "Перед грозой".

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу.Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.Покажите, какие в лесу высокие деревья.(дети поднимают вверх руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья.(дети быстро шевелят пальцами рук)

Подул холодный ветер, закачались сосны.(дети покачивают и машут руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки ни ветки.(дети расслабляются)

Снова подул ветер.(дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются)

Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы.Уметь видеть её красоту помагают нам художники.Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помагают нам увидеть красоту природы на картине. Картины,которые они пишут называются-пейзажами, а художников-пейзажистами.

Так как называют художника, который пишет пейзажи?(предполаг.ответы художник-пейзажист)

А картины которые он пишет?(пейзажи)

У нас в России жил замечательный художник И.И Шишкин.Он любил рисовать лес.

Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево.В народе его так и называли-"Лесной богатырь", "Царь леса"

Есть у И.И Шишкина картина, которую знают многие.Она называется "Утро в сосновом бору".

Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья которые нарисовал художник?(сосны)

А как называется лес, в котором растут только сосны?(сосновый бор)

Верно, сосновый бор.Посмотрие на деревья.Как вы можете охарактеризовать их-какие они?(высокие, могучие, стройные, толстые и.т.д)

Какая крона у сосны?(редкая,лапчатая,ажурная)

Как вы думаете, какой главный цвет в лесу?(зеленый)

Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес?(разные его оттенки)

Как вы думаете, какое время суток изображено на картине, почему?(Утро, т.к солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)

Кого вы видите в центре картины?(медведицу с медвежатами)

Посмотрите и скажите, что делают медвежата?(дети расказывают о том, что детают медвежата)

Так с каким художником мы с вами познакомились?(И.И Шишкиным)

А как называется картина, которую мы рассмотрели?("Утро в сосновом бору")

Как можно назвать одним словом то, что изображенно на картине?(пейзаж)

Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.

ФИЗМИНУТКА:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Локти согнули,кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут-тоже покажем

Крылья сложили назад.

Вот сейчас ребята, каждый из вас станет художником-пейзажистом.

Дети проходят к рабочим местам и выполняют задание в нетрадиционной технике-монотипия.

Ребята какое сейчас время года?(золотая осень)

Так давайте изобразим на своих картинах-золотую осень.

По окончании деятельности детей, работы вывешиваются и все любуются, делятся впечатлениями, выбирают понравившиеся.

Вы оказались замечательными художниками-пейзажистами!

Тема: Заинька (рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова)

Задачи:

Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Развивать слуховое восприятие, внимание, наблюдательность;

Совершенствовать речевое общение.

Продолжать учить рисовать круглые и овальные формы, закреплять

Умение правильно держать карандаш; развивать чувство цвета.

Воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование:

Игрушечный заяц, маска зайчика, иллюстрация Ю. Васнецова

«Заинька», листы бумаги жёлтого цвета с нарисованными вазами,

Образец рисунка на доске, цветные карандаши в коробке на каждого

Ребёнка.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Ладушки» Ю. Васнецова и «Кто

Сказал «Мяу» В. Сутеева.

Ход

Дети заходят в группу и видят, что на ковре сидит грустный серый зайчик. Дети и воспитатель интересуются, что случилось у зайчика, почему он такой грустный. Зайчик отвечает, что он поссорился со своими друзьями зайцами и не знает, как теперь помирится с ними. Воспитатель предлагает помочь зайчику.

Зайка, мы знаем с детьми одну игру, про тебя, хочешь посмотреть? (Да хочу).

По желанию выбирают одного из детей на роль зайчика, и проводится хороводная игра «Заинька».

Заинька, войди в сад,

Серенький, войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый войди в сад!

Заинька, сорви цвет,

Серенький, сорви цвет.

Зайка, зайка, сорви цвет,

Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,

Серенький, свей венок.

Зайка, зайка свей венок,

Серый, серый свей венок!

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши!

Во время хоровода, ребёнок выбранный «заинькой», выполняет соответствующие словам песенки движения. После игры воспитатель вместе с детьми интересуется у зайчика, понравилась ли ему игра. (да, очень).

Затем воспитатель предлагает зайчику вместе с детьми рассмотреть иллюстрацию Ю. Васнецова «Заинька».

Дети, посмотрите на картинку. Где тут заинька? А что это он делает? (танцует). Как вы догадались? Покажите, как он танцует? (дети показывают)

А чему это он так радуется? Что он в лапках держит? (букет цветов) А цветы-то похожи на капустные кочанчики! Зайчик очень любит, капусту. Вот он и радуется!

Расскажите-ка, во что одет зайка?(нарядные красные узорчатые сапожки, курточка с красными пуговицами и с разноцветными каёмочками).

А что это у зайчика? (ушки)

Какие у него ушки?

Что ещё есть у зайчика?

А что нарисовано вокруг зайчика? (цветочки голубенькие, все узорчатые, расписные). На зелёненьких веточках ещё и жёлтенькие ягодки растут.

А солнышко- то какое удивительное! Расскажите о нём. (Жёлтое, круглое, с поясочком из беленьких точек, со множеством лучей.)

А какого цвета вся страничка? (розовая).

Вот как интересно и нарядно нарисовал песенку про зайчика художник Юрий Алексеевич Васнецов.

После рассматривания проводится физминутка:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал

Зайка – прыг – и убежал.

После физминутки, воспитатель предлагает детям нарисовать букет цветов для зайчика и его друзей. По окончании рисования подводится итог занятия. После итога зайчик дарит угощение для детей и уходит с рисунками детей.


Конспект занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой на тему: «Беседа о творчестве И.И. Левитана»

Министерство образования РФ № 32 «Березка» администрации г.Туапсе

(В подготовительной группе)

Воспитатель: Колосова Е.Б.

Программное содержание:

  • развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины;
  • закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами, танцем;
  • воспитывать любовь к родному краю, развивать творческие способности детей расширять их кругозор.

пейзаж, художник пейзажист, чародейка-зима, бездонная синева, тонкие, прозрачные березки, голубые тени.

Предварительная работа:

  • рассматривание с детьми пейзажных картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина

В.М. Васнецова;

  • прослушивание произведений П.И. Чайковского цикла «Времена года» ; разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов
  • знакомство с пословицами, поговорками приметами природы
  • просматривание слайдов.

Оборудование: пейзажные картины И.И. Левитана, слайды с иллюстрациями картин, грамзапись «Апрель из цикла» «Времена года» II. И. Чайковского, мольберты с листами бумаги, краски, кисти.

Ход занятия.

Воспитатель обращается к детям:

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного художника. Сейчас я покажу вам несколько его картин, и вы ответите: кто этот художник и как называются его картины?

(воспитатель показывает детям картины И.И. Левитана «Золотая осень» , «Март» )

Вопросы к детям:

Картины какого художника вы увидели? Назовите их.

Что вы знаете об этом художнике?

0 чем рассказывает он в своих картинах?

Что вы видите на картине «Золотая осень» ? Какое настроение навивает эта картина?

Какое из стихотворений русских поэтов созвучно с этой картиной?

Воспитатель обращает внимание на картину «Март» и спрашивает ребят:

О чем рассказал Левитан в этой картине? Какое настроение она у вас вызывает? - Какие из народных примет вы вспомните, рассматривая картину?

(Февраль силен метелью, а март капелью. Как зима ни злится, а весне покорится) .

- Дети, рассматривая картину И.И. Левитана «Март» , я вспомнила стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид» , послушайте его:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Воспитатель говорит детям:

Сегодня я вам покажу еще одну картину И.И. Левитана, называется она

«Весна. Большая вода» . Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П.И. Чайковского «Апрель» .

(Дети рассматривают картину под сопровождением пьесы П.И. Чайковского «Апрель» ) .

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Как вы думаете, о чем художник хотел рассказать в этой картине?

На картине не нарисовано солнце, но оно чувствуется.

Как художник передал это?

Какое стихотворение о весне вам хочется прочитать, глядя на эту картину?

Мы посмотрели с вами три картины И.И. Левитана. Чем же привлекают они нас?

Какие чувства вызывают?

После ответов детей воспитатель говорит:

Вокруг нашего города тоже много интересных и красивых мест, которые чем-то напоминают картины Левитана. Многие из них вы видели, когда были с родителями на прогулке. Вы видели картины нашей родной природы.

Она дарит нам много радости, чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, природу надо беречь и охранять.

Природа вдохновляла не только художников, но и композиторов, которые

написали много произведений о временах года.

Предлагает детям спеть песню «Весна»

Представьте, что мы с вами на лесной полянке, где пригревает яркое

весеннее солнышко и пробиваются к свету первые весенние цветы.

Какие это цветы? Верно. Подснежники. Вообразите, что вы подснежники, и под музыку покажите, как растут, тянутся к солнцу эти цветы.

Дети исполняют танец «Подснежники» под немецкую народную мелодию.

Вот мы и побывали в весеннем лесу. А теперь подойдите к мольбертам. Сегодня вы нарисуете то, что считаете характерным для этого времени года.

(Ребята рисуют под музыку П.И. Чайковского) . После окончания работы воспи-татель обращает внимание на работы детей.

Посмотрите, какая радостная картина пробуждения природы получилась. Сколько в рисунках солнца, голубизны. Все это создает у нас радостное настроение. Встаньте в хоровод, встретим весну веселой песней.

Дети исполняют хоровод «Веснянка» под русскую народную мелодию в обработке П.И. Чайковского.

Конспект занятия - путешествия в старшей группе по знакомству детей с изобразительным искусством.
«Путешествие по Королевству изобразительного искусства».

Составила: воспитатель МДУ детский сад № 228 Сизова Ольга Вадимовна

Программное содержание:

1. Гармонически развивать каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства при помощи аудиовизуальных средств. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.

2. Формировать художественный вкус.

3. Воспитывать нравственные начала через восприятие изобразительного искусства, через произведения изобразительного искусства, имеющие эстетические общечеловеческие ценности.

4. Воспитывать начало музейной культуры как части общей культуры человека, бережное и благоговейное отношение к произведениям

искусства, к музейным памятникам, осознание взаимосвязи культуры

внешней и внутренней.

5. Знакомить с основными видами и жанрами изобразительного искусства:

скульптура - скульптура малых форм;

жанры - сказочно-былинный портрет; в живописи - натюрморт, пейзаж, бытовая картина.

Подготовительная работа:

Занятие познавательного характера, беседы об основных видах профильных музеев.

Рассматривание тематических альбомов о художниках, фотографий,

иллюстрации, дидактические игры.

Материал к занятию:

1. Ширма, оформленная как дворец, мольберты для заданий.

2. Домик для персонажа. Незнайка-кукла.

3. Атрибуты для задания.

4. Скульптуры м/ф.

фарфор (медвежонок, оленёнок, жеребенок, собачки, белка, зайчонок, телёнок, зебра, слон, девочка, вытирающая тарелку, девушка с чайником).

дерево (медведь).

мрамор (сова).

стекло (мышь, гусеница, дракон, гусеница в яблоке).

5. Кроссворд.

6. Портреты художников.

7. Мозаика по жанрам.

8. Рамы и багет.

Музыкальное оформление : Г. Гладков

Веселая дискотека.

Ход занятия:

В: Ребята, вы любите приключения?

Д: Да, конечно, мы любим!

В: Вот и я очень люблю и хочу пригласить вас отправиться со мной в увлекательное путешествие!

Д: А куда, куда мы поедем?

В: Я уже говорила вам, что со дня на день жду письма от одной очень важной персоны.

Д: Да, говорили, а пришло письмо.

В: Письмо я получила, вот оно. Прислала его нам королева Кисточка. Она приглашает нас в путешествие по своему королевству Изобразительное искусство. Согласны?

В: Но дорога нелегка, нужно много знать и, возможно, нас в дороге ждут приключения и неожиданности, а может и волшебные превращения. Не испугаетесь?

Д: Нет, мы ничего не боимся.

В: Чтобы дойти до королевства, надо знать дорогу. А что помогает путешественнику не сбиться с дороги?

Д: Компас и карта.

В: Правильно. Есть у меня такая карта, а компасом будет вот это перо Жар-Птицы. Хорошо взять в путь и веселую мелодию. (Звучит мелодия).

В: Давайте развернём карту и поглядим. Здесь указан маршрут по которому мы должны идти, и первым кого мы видим?

Д: Незнайка и его домик.

В: Правильно, а вот и перо-компас показывает направление (Звучит мелодия, дети идут к домику Незнайки).

Д: Тут конверт.

В: Посмотрим, что в нем (открывает, читает):

«Незнайка идет в гости к художнику Тюбику на урок рисования. Он собрал мольберт. Что лишнее положил Незнайка?» Дети выполняют задание, помогают Незнайке навести порядок в мольберте.

В: Молодцы, все правильно. Давайте посмотрим на карту и продолжим путь. Здесь написано » Аллея художников», и перо-компас показывает, куда идти. (Звучит музыка. Дети идут ко второму пункту своего путешествия).

Д: Здесь тоже конверт. Конверт оранжевого цвета.

В: Давайте-ка откроем и поглядим. Читает:

» Волшебница Чернильда перемешала все книги. Художники расстроены. Они не могут разобраться в своих иллюстрациях и просят им в этом помочь».

В: Ну, этому несчастью мы сумеем помочь.

Д: Да, мы разберем книги.

В: Давайте, возьмите по книжке и кладите туда, где стоит фотография

художника-иллюстратора.

(Дети раскладывают иллюстрации).

В: Вот, просто молодцы! Нам пора в дорогу. Взгляните на карту. Нам нужно на улицу Скульпторов, вот и перо показывает туда. (Звучит музыка).

Д: Опять конверт. Желтого цвета.

В: Прочитаем?

В: » Кто такие скульптуры?

Что вы знаете о скульптуре?

Составьте маленький рассказ о медвежонке.» (Выслушивает ответы детей).

В: Художник может передать тревогу, испуг своего героя с помощью выразительного жеста. А вы не хотите придумать историю про медвежонка? Медвежонок остался в большом лесу без мамы-медведицы, малыш-медвежонок, в нерешительности переступает с лапы на лапу и напряженно думает, как ему поступить - идти вперед или нет?

Так с помощью движения скульптор сумел передать характер своего героя, его настроение, тревогу и нерешительность.

В: А нам опять пора в путь, и перо показывает, что с улицы Скульпторов мы попадаем с вами в Жанровые переулки. (Звучит музыка).

В: Знаете, ребята, в Жанровых переулках очень легко заблудиться. А чтобы этого не случилось, мы должны вспомнить, какие бывают жанры? Стихи? И мозаика? Поговорим и поиграем.

Д: Это переулок Пейзажный. (Дети выполняют задание и читают стихи).

В: Вот и вышли мы с вами из переулков и не заблудились. Поглядим на

карту. Что вы видите?

Д: Художника Тюбика и кроссворд.

В: Значит идем к художнику Тюбику. (Звучит музыка).

Д: Здесь конверт голубого цвета.

В: Откроем и прочитаем.

» Ребята, мы находимся в гостях у художника Тюбика. Все предметы, которыми он пользуется, всем хорошо знакомы. Назовите их, и вы узнаете, как называется комната, где работает Тюбик«.

В: Что, поиграем в «Поле чудес?»

(Дети и воспитатель выполняют задание).

А нас зовет карта, поглядим, куда нам идти дальше. (Звучит музыка).

В: Вот и пришли. Что за чудеса - рама есть, мольберт есть, а картины нет?

Может это проделки злой Чернильды?

Д: Есть конверт синего цвета. (Читает текст в конверте):

Волшебница Чернильда залила чернилами картину Васнецова «Три богатыря». Богатыри просят о помощи. Их надо вернуть в картину.

В: Как же это сделать? Разве что самим поиграть в богатырей. Ведь для чего-то лежат здесь богатырские доспехи и ждут добрые кони. (Дети делают предположения, обмениваются мнениями).

Д: Мы согласны.

В: Вспоминайте сюжет картины. Что за жанр? А теперь распределите, кто будет кто. (Звучит музыка).

Вот так картина получилась, настоящая живая картина. Ребята, поглядите на мольберт. Чары злой Чернильды пропали. Богатыри вернулись на свое место. Вот, что значит быть смелыми и решительными. Давайте скажем богатырям «До свидания» и обратимся к карте. Что вы видите?

Д: Дворец, замок, большой дом.

В: Мы совсем близко от дворца Королевы Кисточки. Но на нашем пути еще

один дворец. Там живет принцесса Цветана. Давайте поспешим туда.

(Звучит музыка).

Д: Конверт фиолетовый.

В: Откроем, посмотрим. (Читает):

«Злая волшебница Чернильда, пролетая над дворцом принцессы Цветаны, засыпала песком цветные тропинки, которые ведут к дворцу. Помогите Цветане освободить тропинки от песка, вспомнив волшебную фразу. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр.

В: Принцессе Цветане нужна наша помощь. Вспомните, как звучит фраза.

Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

В: Вот и появились дорожки-тропинки.

(Звучит музыка Королевы Кисточки, из дворца выходит Королева Кисточка). К.К. : Много ли вы узнали нового?

К.К. : А знаете ли вы, что больше всего на свете любят дети?

Д: Мороженое, пирожные, мультики, кукол, гулять, рисовать, конфеты.

К.К. : Много всего любят дети. Я хочу подарить вам краски и волшебные

конфеты, которые называются «Фантазия». Скушаете их и нарисуете

прекрасные рисунки. Опустите их в большой конверт и пришлете ко мне во

дворец, а мой дворец называется домом для муз, а где живут музы?

Д: В музее.

К.К. : Музыка, муза, музей… Какие красивые слова. Ну что ж, мои друзья, вам пора возвращаться, а я буду ждать ваших рисунков. До свидания. (Звучит музыка).

В: Вот и закончилось наше путешествие, и хоть все мы знаем, что это была игра, но игра очень интересная. Спасибо вам, дети. Спасибо гостям.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства».
Автор: Сизова Ольга Вадимовна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 228
Месторасположение: г. Ярославль, Ярославская область

« Ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного

искусства».

Цель: Познакомить детей с разнообразным миром

изобразительного искусства. Закреплять знания об искусстве, как виде творческой

деятельности людей.

Задачи: Дать определение таким видам изобразительного искусства, как: живопись, графика, иллюстрации к произведениям художественной литературы, скульптура,

декоративно-прикладное искусство

В доступной форме рассказать про жанры живописи: портрет, картина, натюрморт, пейзаж, привести примеры. Познакомить детей с великими произведениями живописи: И. И. Шишкин «Зима», И. И. Левитан «Большая вода», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Г. Г. Мясоедов «Страдная пора»

Материалы: наглядное пособие Т. Н. Дороновой «Дошкольникам об искусстве» (для старшего возраста). Картинный материал В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Развитие связной речи.

Воспитатель рассказывает детям:

Сегодня мы познакомимся с произведениями изобразительного искусства. Искусство окружает нас повсюду, даже в этой комнате. Посмотрите на наших матрешек, на сервиз из гжели, на расписанный шелк это искусство. Вон тот расписной поднос - тоже искусство. Роспись на наших столиках для игры - и это искусство. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусство. Только что мы с вами называли предметы декоративно-прикладного искусства. Называется оно изобразительным потому, что художник в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства выражает свои мысли и чувства через изображение человека, животных, природы, вещей, узоров - через изображения всего многообразия явлений и предметов реального мира и воспринимается это искусство глазами. Изобразительное искусство возникло в глубочайшей древности. Сохранились многие памятники художественного творчества первобытного человека, например -наскальная живопись.

Живопись создается с помощью красок, наносимых на твердую поверхность (холст, дерево, стена и т. п.). По назначению живопись бывает монументальной, декоративной, театральной и миниатюрной. Монументальную живопись и мозаику мы все видели на станциях метрополитена. Это, правда, очень красиво. Наверное, почти все были в театре и видели во время представлений декорации - это театральная живопись. А маленькие расписные шкатулки - это миниатюрная живопись.

Графика - это изображение (рисунок), выполненное художником на бумаге или картоне с помощью карандаша, пера, угля, кисти, а также рисунок сделанный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих его в большом количестве экземпляров. Произведения графики - это рисунки и гравюры, книжные иллюстрации и спичечные этикетки, газетные и журнальные карикатуры, плакаты, шрифты для книг, афиш, марки и товарные упаковки. Вот какая разная бывает графика.

Иллюстрация - любое изображение, поясняющее текст. Вы, наверное, не представляете себе ни одну книжку без красивых картинок - иллюстраций.

Скульптура - это объемное изображение чаще человека и животных. Она бывает круглой и отображает объект объемно, ее можно обойти вокруг. На занятиях лепкой мы с вами, конечно же, создаем скульптуру. Рельеф - это объемное изображение, частично выступающее над плоскостью.

. Декоративно-прикладное искусство - это художественно оформленные предметы, с которыми человек встречается в быту постоянно (одежда, мебель, посуда и т. д.). В декоративно-прикладном искусстве отражаются традиции народного искусства.

Теперь я хочу подробнее рассказать вам о живописи и ее жанрах, на которые она делится.

Натюрморт - жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных для людей вещей.

Есть в изобразительном искусстве другой вид натюрморта. В нем предметы говорят не о себе, а о своем хозяине. Как бы дают ему некоторую характеристику. Смотришь на изображения и думаешь, что хозяин этих вещей отошел на минутку и сейчас вернется.

Посмотрите на эти натюрморты. Что вы можете про них сказать? Какое настроение они у вас вызывают? Да. И цветы, и фрукты, и предметы быта - как настоящие. Мы словно ощущаем аромат цветов, представляем вкус сочных плодов, а предметы хочется взять в руки

Портрет - это такое изображение человека, которое не только передает его

внешний облик, но и раскрывает внутренние, психологические качества. Черты характера и внутреннее состояние человека можно увидеть в мимике лица, выражении глаз, манере ходить, одеваться, и т. д. Существует несколько видов портретов:

Интимные (И. Н. Крамской Н. А. Некрасов в период «Последних песен), раскрыты качества человека, известные только узкому кругу людей;

Парадные (В. А. Тропинин, портрет генерала А. И. Горчакова), это портреты видных деятелей, где показаны их заслуги и роль в обществе;

Социальные, рассказывающие о жизни целых классов;

- психологические (О.А.Кипренский, портрет А.С. Пушкина), в них с большой выразительностью выявляется характер человека;

Автопортрет (И. Е. Репин) - художник изображает сам себя.

- Существует еще и детский портрет. Если посмотреть на портрет В. А. Серова «Мика Морозов» можем увидеть удивленные глаза, почувствовать незащищенность, нежность, порыв ребенка.

Жанровая живопись рассказывает о быте и труде разных людей, об их успехах, радостях и невзгодах (Г. Г Мясоедов Страдная пора).

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, морской. Пейзаж ярче других жанров живописи выражает

различные оттенки и нюансы чувств, эмоции художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. К каждому пейзажу можно подобрать музыкальное произведение. Восприятие картины В. Д. Поленова «Золотая осень» можно мысленно сопровождать строками А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса...

Лирический пейзаж отражает красоту природы, он вызывает определенные переживания - чувства грусти или радости, любви к Родине. Например, картина «Зима» показывает природу в ее наиболее спокойном состоянии. Художник уводит нас в уголок дремучего векового леса, но в эту пору лес спит, он пустынен и тих. И. И. Шишкин мастерски передает это величавое спокойствие: тяжелым белым покрывалом укрыта земля. Нигде не видно следов, лишь одна замерзшая птица одиноко сидит на ветке могучей ели. На огромных мохнатых еловых лапах неподвижно лежит снег. Зимний лес красив и величав, но словно слышится голос: «Тихо! Не потревожьте сон природы!» У таких полотен хочется читать лирические стихи. Картина Г. Г. Мясоедова «Страдная пора» (Косцы) пробуждает желание вспомнить строки С. А. Есенина:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке, Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки...

Романтический пейзаж вызывает у нас чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отраженная в таком пейзаже, ассоциируется с чувствами человека. В картине И. И. Левитана «Весна - большая вода» весна - это пробуждение жизни, но вокруг все так спокойно, неподвижно, мирно; кажется, что и душа художника находится в состоянии покоя, созерцания жизни со стороны.

В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства. Например, картина И. К. Айвазовского Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.

А теперь мы вместе посмотрим на картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Художник в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка», оглушая окрестности

неумолкаемым гомоном. Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно - голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца. В каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.

А теперь назовите, в каком жанре написано это произведение? Умея ориентироваться в изобразительном искусстве вы можете посетить настоящую картинную галерею и открыть много интересного!