Послания Сергея Архипова.Из творческого наследия художника. Архипов сергей николаевич

Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
  • 04.07.2019 МХЯ продлится с 11 июля по 11 августа 2019 года. Да, целый месяц. В ярмарке примут участие антикварные галереи, переехавшие в Гостиный Двор из закрывшегося ЦДХ, а также другие продавцы искусства
  • 03.07.2019 Вчера Мединский объявил, что все формальности планируют завершить до конца нынешнего года
  • 01.07.2019 Это пока не официально. Сам аукцион ссылается на договор о неразглашении. Но New York Times разузнала по своим каналам, что многомиллионного Караваджо с неснятыми сомнениями в подлинности купил американский миллиардер Дж. Томилсон Хилл
  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 04.07.2019 Лучше всего на прошедших торгах русского и западноевропейского искусства продавались фарфор, серебро и ювелирные украшения
    • 03.07.2019 Участвуют более 700 работ. В течение всего месяца будут добавляться новые работы
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Сергей Георгиевич Архипов (12 января 1897 - 25 марта 1991) - советский художник, педагог. Член Союза художников РСФСР; почётный гражданин города Мичуринска.

    Биография

    Архипов родился и работал в городе Мичуринске (Козлове) Тамбовской области. Учился в Козловском коммерческом училище (1907-1915), где брал уроки рисования у художника-педагога П. Я. Арклина; в 1915-1916 гг. - в Московском коммерческом институте. Но образование не закончил, был призван в армию, в чине прапорщика участвовал в первой мировой войне. Вернувшись в Козлов, стал заниматься в мастерской А. М. Герасимова, который создал и руководил деятельностью «Коммуны творчества Козловских художников». Однако вскоре Архипов снова был призван - теперь уже в РККА. В её составе сражался на фронтах гражданской войны. После демобилизации продолжил образование. В 1924 году закончил Московский институт народного хозяйства. Вернувшись в Мичуринск, преподавал в техникумах и плодоовощном институте (ныне Мичуринский государственный аграрный университет). Участник Великой Отечественной войны.

    Творчество

    На раннем творчестве Архипова сказались события первой мировой и гражданской войны. Лейтмотив творчества художника этих лет - торжество смерти. К этому периоду относится создание им рукописной иллюстрированной книги «Апокалипсис», представляющей собой сокращенный вариант «Откровения Иоанна Богослова». Книга была создана им в 1919 году, когда он находился в Казани. Здесь же «Апокалипсис» для музейной коллекции приобрел заведующий художественным отделом губернского музея Петр Максимилианович Дульский. В настоящий момент книга хранится в фондах Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.

    Архипов входил в козловскую коммуну художников «Творчество» под руководством А. М. Герасимова, с которым поддерживал дружеские отношения. Знакомство с А. М. Герасимовом оказало большое влияние на Архипова, изменило его взгляды на живопись:

    В то время я увлекался импрессионизмом, любил и изучал русскую иконопись и писал как символист. Однако любил и ценил Рылова, Туржанского, Жуковского, а узнав Герасимова, полюбил и его. Под его влиянием я стал заметно отходить от символизма, начал больше работать на природе. Интересно то, что Александр Михайлович никогда не говорил мне ничего отрицательного о моих работах, но, тем не менее, я начал уходить от символизма к реализму, стал понимать, что надо много и упорно учиться и работать

    В своем творчестве Архипов большое внимание уделял своему родному городу - Козлову-Мичуринску. Благодаря его картинам сохранен облик его старых улиц, домов и церквей, многие из которых утрачены в настоящее время. Автор картин на исторические и религиозные темы («Основание Козловской крепости», «Наказание разинцев», «Спас»); портретов знаменитых земляков - И. В. Мичурина и И. Г. Рахманинова; книжных иллюстраций. Фундаментальный труд Архипова - рукописный текст «Слова о полку Игореве». Картины С. Г. Архипова выставляются в Мичуринском городском краеведческом музее, в картинной галерее при Доме-музее А. М. Герасимова в Мичуринске, в Тамбовской областной картинной галерее. В Мичуринском краеведческом музее хранятся рукописные воспоминания С. Г. Архипова.

    Литература

    • Архипов Сергей Георгиевич // России Чернозёмный край. - Воронеж, 2000. - С. 766.
    • Воронова Т. И. Архипов Сергей Георгиевич // Тамбовская энциклопедия. - Тамбов, 2004. - С. 39.

    9 июня 2010 года в музейно-выставочном комплексе Тамбовского областного краеведческого музея состоялось открытие выставки «Послания Сергея Архипова. Из творческого наследия художника», из собраний Тамбовского областного краеведческого музея, Тамбовской областной картинной галереи и художественного музея Сергея Денисова, коллекция которого послужила основой для создания экспозиции.

    На выставке экспонируются более 100 произведений живописи, графики, а также, мемориальные вещи, личный архив и фотографии из семейного альбома. Впервые наряду с работами Архипова-художника, были представлены и его воспоминания, дневники, литературные эссе, которые позволяют услышать живой голос автора, глубже понять его творческие устремления и переживания.

    Учеба в Козловском коммерческом училище (1907-1915), где он брал уроки рисования у художника-педагога П.Я. Арклина, обучение в Московской школе прапорщиков (1916), Первая мировая, гражданская войны - ощущение ужаса, происходящего со страной и людьми, предчувствие кровавой развязки вселенской трагедии запечатлелись в страстной мятущейся душе молодого художника - нашли отражение в его искусстве.

    Мировосприятие, осмысление действительности, получившие некую поэтико-философскую интерпретацию в целых сериях и рисунках 1915-1920 гг., представляют художника в совершенно неожиданном для зрителя ракурсе - беспощадном, обескураживающе-откровенном. Здесь нет прилизанной завуалированности, Архипов далек от желания быть добрым, покладистым или угодным. Он резкий и предельно откровенный в своих оценках. Лейтмотив творчества художника этих лет - торжество смерти. Она и судья, и палач, и даже музыкант. Это ее всепоглощающий страшный танец, удивительно динамичный, виртуозный создает незабываемое впечатление от увиденного.

    Обширные познания Архипова в литературе, музыке и, конечно же, в искусстве, нашли благодатную почву для творческого воплощения в многочисленных иллюстрациях - гравюрах и рисунках.

    Обращение к истокам, к традициям иконописи было в творчестве Архипова закономерным шагом в постижении высокого духовного начала древнерусского искусства.

    Архиповым был создан целый ряд произведений религиозного содержания, серия живописных и акварельных работ, в которых цветовая гамма синих, сиреневато-коричневатых, золотисто-охристых тонов покоряет своей уравновешенностью и благородством.

    Русские и ветхозаветные святые, быт провинции с ее ярмарками и трактирами, торговыми рядами, где реальность и вымысел образуют удивительный сплав творческого метода и пластического языка художника.

    Козлов-Мичуринск был в жизни Архипова больше, чем родиной, домом он стал для него источником вдохновения и любви. Поэтому настоящей сюитой, посвященной городу, стали изображения улочек, домов и усадеб, торговых рядов и церквей. Ароматом ушедшей эпохи пронизаны все без исключения городские пейзажи старого Козлова. Художник увлечен передачей особого колорита провинциального городка, в котором родился и прожил почти всю свою жизнь.

    Невостребованные современниками при жизни рисунки, гравюры и акварели до недавнего времени оставались в многочисленных папках, ожидая своего зрителя. И наша выставка знакомит не только с работами из коллекции краеведческого музея и частного собрания, мы знакомимся с неизвестным художником Сергеем Георгиевичем Архиповым.

    Архипов - человек своего времени, своей эпохи, но Архипов-художник стоит вне временных рамок. Его искусство простирается на будущие времена, являясь одной из составляющих русской национальной культуры.

    Заместитель директора по научной работе Тамбовского областного краеведческого музея Елена Романенко.