Потомки чтят илью муромца. Илья Муромец: неизвестные факты Илья муромец фамилия гущин

«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» — так совершенно одинаково былины рассказывают нам о месте его рождения. Неоднократно он сам по ходу повествования вспоминает свои родимые места, затерявшиеся среди лесов дремучих да болот непроходимых и топких.

Согласно былинам родился самый известный русский богатырь в крестьянской семье в селе Карачарово, которое ныне вошло в городскую черту Мурома. Считается что его изба стояла на месте дома М279 по Приокской улице. До сих пор в Муроме почитаются следы, оставленные конем Ильи Муромца: когда он делал «скоки» (длиной в несколько километров), там, где он отскакивал от земли, начинала бить вода. По всему Мурому и его окрестностям на месте 13 «скоков» Ильи рассеяны святые источники.

Название села, по преданию, происходит от татарского слова «карачар», что значит «пост», «дозор». Среди многочисленных исследований жизни Ильи Муромца, выделяется наиболее известное, что прообразом великогог богатыря стал Илья Иванович Гущин (родителей героя звали Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна). Фамилия богатыря, якобы, произошла оттого, что предки его задолго до рождения Ильи поселились в густых муромских лесах.

Ещё предки Ильи были знамениты своей богатырской силой. По преданию, один богатырь из рода Гущиных одним ударом мог убить человека, а другой возил на себе телеги, которые не под силу было сдвинуть с места лошади. Один из рода Гущиных и вовсе сумел поднять со дна Оки многопудовый якорь. Некоторые историки считают, что все эти личности могли быть использованы в качестве прототипа народного героя, так что на самом деле богатырей могло быть и несколько.

Однако русская православная церковь считает, что герой всё же существовал в одном лице. Илья Муромец не был похоронен в земле, а мумифицирован и помещён в специальный склеп Киево-Печорской лавры. В 1643 году богатырь даже был канонизирован церковью, как один из защитников русской земли. Правда, мнение церкви о происхождении и времени жизни Муромца несколько расходятся с теми преданиями, что хранят жители его исторической родины.

Останками знаменитого муромского богатыря ещё в прошлом веке заинтересовались учёные. Исследователи заявили, что при вскрытии гробницы было обнаружено тело широкоплечего мужчины ростом около 180 см (по тем временам настоящий великан). Учёными также были обнаружены повреждения позвоночника, следствием которых мог быть паралич (как известно, согласно легенде, богатырь тридцать три года не мог подняться на ноги). Возраст человека был определён в районе 50 лет. Если верить преданиям, в которых говорится, что Илья погиб при осаде Киева Рюриком Ростиславичем (1204 год), то получается, что родиться он должен был примерно в середине XII века. Причиной смерти богатыря мог послужить удар острым орудием (предположительно копьём или мечом), нанесённый в область сердца.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Палехская иллюстрация, русский лубок, XVIII в.


Илью Муромца православная церковь чествует его как святого, а народ - как главного богатыря Русской земли. Вспоминаем Илию Печерского - Илью Муромца.

1. Почему богатырь свят?

Слово "богатырь" ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще - слова "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

2. Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

3. Прозвище Чоботок

"Илья Муромец" звучит куда серьезнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды обороняться от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:

И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет -
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет -
дак переулочек.

4. Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

5. Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.

Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.

Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

6. Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) на Украине.

«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.

Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

7. На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

Екатерина Оаро

Слово «богатырь» ассоциируется с недюжинной силой и смелостью. Но если задуматься глубже, мы легко увидим там кое-что ещё - слово «Бог» или «богатый». Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы.

Слово «богатырь» появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: «храбр» или «хоробр», то есть «удалец».

Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, «не в силе, а в правде». А тридцать лет, которые герой провел «на печи», следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

  • 1 Почему он сидел на печи?
  • 2 Прозвище Чоботок
  • 3 Цензурные упущения
  • 4 Потомки Ильи Муромца
  • 5 Муром или Моровск?
  • 6 На Западе

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что всё своё детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Учёные, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом.

«Калики перехожие», которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

«Илья Муромец» звучит куда серьёзнее и впечатляюще, чем «Илья Чоботок». Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали.

Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище». Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием.

В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем: «И он начал тут шеламом помахивать, Как в сторону махнет - так тут и улица, Ай в другу отмахнет - дак переулочек».

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его.

Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором «калики перехожие» исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене. Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в своё время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара.

По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками. Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине. «В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная. Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям, не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

Пока чиновники соседней страны спорят о родине былинного персонажа, наш корреспондент съездила в Муром и посмотрела на быт современных потомков русского богатыря.

Род на исходе?

Кому в России не известно село Карачарово - родина Ильи Муромца? У жителей города Мурома, к которому это село присоединили еще в шестидесятых годах прошлого столетия, имеется более конкретный адрес: улица Приокская, дом 279. На нем установлена табличка: "На этом месте, по преданию, стояла изба славного богатыря святого Ильи Муромца". Здесь живет пенсионерка Валентина Михайловна Гущина. Крестьянствует, как и ее далекий предок Илья.

Тятенька, когда был жив, всегда говорил: мы, Гущины, - потомки Ильи Муромца, на этом месте стоял его дом, - рассказывает Валентина Михайловна.

Она уходит в соседнюю комнату и выносит большой, размером со столешницу кухонного стола, старинный портрет в рамке. На фотографии под стеклом запечатлена пожилая пара. В фигуре седобородого старца, с благообразным светлым лицом обращают на себя внимание большие сильные руки.

Это мой прапрадед Афанасий, - продолжает хозяйка. - Он отличался богатырской силой. Бывало, везет на лошади сено в гору, лошадь встанет, выпрягает ее и везет сам. Жалеет скотину! А возы были чуть ли не со стог! А в кулачном бою ему не разрешалось драться руками: только - плечами, а руки закладывал за спину. В начале нашей улицы стоят старинные дома из красного кирпича. Там жили купцы, занимавшиеся судоходством. У одного утонул якорь. Афанасий взялся доставить его на место. Купец пообещал хорошо заплатить, да слова не сдержал. Мужик обиделся и проучил его: притащил якорь к воротам купеческого дома. Якорь был такой, что с места никто сдвинуть не мог.

У Валентины Михайловны есть внук Иван. Окончил Муромский промышленно-гуманитарный колледж, трудится на заводе имени Дзержинского по рабочей специальности, а весной собирается в армию. Обычно детей просят прочесть гостям стихи, а его, когда был маленьким, спрашивали: а что сделал Илья?
Самый младший потомок богатыря бойко отвечал: "В Муроме победил Соловья-разбойника, а в Киеве - печенегов!"

Мы - двадцать седьмое поколение Ильи Муромца, а роду почти тысяча лет, - уточняет Валентина Михайловна. - Всего было 500 потомков, сегодня нас осталось немного. Жив двоюродный брат по линии отца - Николай Константинович.

У Гущиной двое детей. Сын Алексей Шибаев был начальником участка в местной горэлектросети, сейчас сменил руководящую должность на рабочую. На днях у него родилась внучка Виктория. Дочь Татьяна Беляева длительное время работала начальником участка на Муромском заводе радиоизмерительных приборов, сейчас трудится здесь же в другой должности. И внуков тоже двое: Ваня - от дочери и Елена - от сына. Обоим детям - под пятьдесят, так что заводить по второму ребенку уже поздно. Неужели тысячелетний род Ильи сходит на нет?

Живительный родник

Ровная и широкая Ока немного отдаляется и уходит в сторону. А между рекой и улицей, где стоит дом Гущиных, "вклинивается" старица - озеро Лава. Рассказывают, при Илье река катила свои воды ближе к нижегородскому Навашину, а на месте сегодняшнего ее русла было большое поселение. Но Илья расширил ручей, и река пошла напрямую.

"Мы - двадцать седьмое поколение Ильи Муромца, а роду почти тысяча лет"

По преданию, приложил свои руки богатырь и к местной Троицкой церкви. Изначально она была деревянной с фундаментом из мореного дуба. Тяжелые дубовые бревна Илья сам вытаскивал из реки и заносил на гору.

В Карачаровском колодце воды столько, что рукой достанешь. Но особое место - у небольшого ключа под горой почти посредине Приокской улицы. "…30 лет и три года просидел Илья Муромец на печи, поднялся, напился из него воды и пошел бить врагов".

Родник "закован" в огромный металлический стакан с дном наверху и вытекает из него через трубу. Над ней летом нередко склоняются молоденькие солдатики - современные защитники Родины! Пьют с жадностью. Жарко! А вода, действительно, вкусная. В меру холодная, немного сладковатая, без постороннего привкуса.

Под нами - доломит, - поясняет местный житель Александр Федорович Горшков. - Вода проходит через него, как через фильтр, собирается и выбивается здесь.

С одиннадцати лет Горшков работал водовозом. Всю войну возил воду на фермы и конюшни колхоза "Ленинский путь". Легко сказать - возил! Раньше вода здесь собиралась в дубовый чан, а в чане были три окна. Из них воду начерпывали ведерным черпаком. Бочка у водовоза - на 40 ведер. Наполнит мальчишка ее и тащит в гору вместе с лошадью. И так за день раз шесть. Ну, чем не богатырь!

"Мифы" стали реальностью

Сколько себя помню, к нам всегда приезжали люди, - рассказывает Валентина Гущина. - Бывали туристы из Финляндии, Германии и даже Японии. Потянулись и наши паломники - хотели знать, где жил богатырь. В день по пять-шесть машин бывало. Откровенно говоря, иногда такое нашествие меня раздражало. А сейчас, когда туристов стало меньше, мне хочется, чтобы интерес к этому месту продолжал расти.

Мифотворчество! - заявила одна моя муромская знакомая, узнав, куда я отправляюсь в командировку.

А с мифотворчеством лет десять назад решил бороться настоятель старейшего мужского Свято-Благовещенского монастыря в Муроме отец Кирилл (Епифанов), к сожалению, трагически погибший в дорожной аварии в 2011 году. Для него было очень важно, чтобы изображение Ильи Муромца было не только каноническим. А рассуждал священнослужитель примерно так. Ко многим святым люди сегодня относятся как к сказочным героям. Взять хотя бы Николая-угодника. Также и с Ильей Муромцем. В памяти народной его образ опоэтизирован и сросся с мифами. И это сыграло с нами, сегодняшними, злую шутку: представить, что это реальная историческая личность, праведник, нам сложно.

В 2004 году, когда в Муроме готовились к празднованию 400-летия со дня преставления святой Иулиании Лазаревской, в селе Лазарево, недалеко от города, восстановили Никольский придел, подняли разоренное семейное захоронение ее родственников. С останками работал главный специалист Московского бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин. Позже, побывав в его рабочем кабинете, священник увидел выставку бюстов известных исторических личностей, восстановленных по черепам по методу Сергея Герасимова, а среди них - бюст Ильи Муромца. Заказал специалисту еще два скульптурных "образа" для Киево-Печерской лавры и Муромского музея.

Оказалось, что рентгенологическое исследование Никитина в Киево-Печерской лавре доказало, что факты, ставшие сказаниями и былинами, очень близки к правде и принадлежат истории. Умер муромский богатырь предположительно в 1188 году в возрасте старше 50 лет. И не своей смертью, а в бою с половцами, защищая Киево-Печерскую лавру. У воина-монаха пробита левая рука, ключица и ребра, а удар врага пришелся ему прямо в сердце. А выявленные признаки патологических изменений позвоночника подтвердили, что Илья мог быть недвижим. Да и роста он был по тем временам действительно богатырского - около 177 сантиметров.

В Благовещенском соборе установили раку, куда перенесли часть мощей Ильи Муромца из Киево-Печерской лавры. А над ней повесили табличку, в которой содержалось научное описание результатов работы московского судмедэксперта. Но главное открытие было еще впереди!

Бюст первейшего защитника земли Русской Никитин сделал еще в 1989 году, а в 2007 году - впервые приехал к Гущиным. Увидел портрет прапрадеда хозяйки и буквально оцепенел от неожиданности. Как он похож на своего далекого предка!

Тем временем

Сотрудники министерства обороны Украины правили страницу в "Википедии" богатыря Ильи Муромца, дополнив графу "происхождение" информацией, что он мог родиться не в деревне Карачарово под Муромом, а в украинском селе Карачев. В ответ на это "Почта России" и театр-музей Ильи Муромца опубликовали точный адрес богатыря и объявили конкурс писем Илье Муромцу. Для участия в конкурсе необходимо послать письмо-открытку в Муромский театр-музей до 31 января по адресу: 602267, Владимирская область, город Муром, улица Коммунистическая, дом 33. Авторы лучших посланий получат бесплатные билеты на представления с участием Ильи Муромца и других богатырей, а также подарки.

Село Карачарово под Муромом стало известно лишь благодаря одному человеку, о существовании которого спорят до сих пор. Этим человеком был самый известный русский богатырь Илья Муромец, о котором сложено множество былин. Сейчас село Карачарово практически является частью самого Мурома: оно расположено на его окраине. Но на небольшой улице, в которую трансформировалось село, все помнят о народном герое.


Село Карачарово

Название села, по преданию, происходит от татарского слова «карачар», что значит «пост», «дозор». О главном герое села Карачарово также известно, что звали его на самом деле Илья Иванович Гущин (родителей героя звали Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна). Фамилия богатыря, якобы, произошла оттого, что предки его задолго до рождения Ильи поселились в густых муромских лесах. Вынудили их к этому постоянные набеги врагов.

Ещё предки Ильи были знамениты своей богатырской силой. По преданию, один богатырь из рода Гущиных одним ударом мог убить человека, а другой возил на себе телеги, которые не под силу было сдвинуть с места лошади. Один из рода Гущиных и вовсе сумел поднять со дна Оки многопудовый якорь. Некоторые историки считают, что все эти личности могли быть использованы в качестве прототипа народного героя, так что на самом деле богатырей могло быть и несколько.

Однако русская православная церковь считает, что герой всё же существовал в одном лице. Илья Муромец не был похоронен в земле, а мумифицирован и помещён в специальный склеп Киево-Печорской лавры. В 1643 году богатырь даже был канонизирован церковью, как один из защитников русской земли. Правда, мнение церкви о происхождении и времени жизни Муромца несколько расходятся с теми преданиями, что хранят жители его исторической родины.

Останками знаменитого муромского богатыря ещё в прошлом веке заинтересовались учёные. В 60-х годах осмотревшие останки Муромца специалисты заявили, что они никак не соответствуют сведениям о богатыре, а ранения нанесены уже мумии, чтобы имитировать смерть в бою (по официальной версии богатырь погиб защищая монастырь). Ещё одна попытка была предпринята в 80-х годах. Никаких сведений о проведённых исследованиях учёные почему-то не сообщили. Но после распада Советского Союза тайну об исследованиях мощей, оказавшихся за пределами страны немного приоткрыли.

Исследователи заявили, что при вскрытии гробницы было обнаружено тело широкоплечего мужчины ростом около 180 см (по тем временам настоящий великан). Учёными также были обнаружены повреждения позвоночника, следствием которых мог быть паралич (как известно, согласно легенде, богатырь тридцать три года не мог подняться на ноги). Возраст человека был определён в районе 50 лет. Если верить преданиям, в которых говорится, что Илья погиб при осаде Киева Рюриком Ростиславичем (1204 год), то получается, что родиться он должен был примерно в середине XII века.

Причиной смерти мог послужить удар острым орудием (предположительно копьём или мечом), нанесённый в область сердца. Хотя и более поздние исследователи не исключают, что ранение могло быть нанесено уже после смерти богатыря, а смерть наступила по другим причинам. Специалистами даже был восстановлен приблизительный облик богатыря.

Как бы то ни было, богатыря на родине в Карачарове почитают до сих пор (день Ильи Муромца там отмечают ежегодно 1 января). Недостатка в туристах этот небольшой район на окраине Мурома также не испытывает. Количество желающих сфотографироваться на фоне домов знаменитого села, послушать истории местных жителей и приобрести иконы и другие сувениры с каждым годом только возрастает. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь. В доме живёт предок героя – Николай Константинович Гущин (такую фамилию до сих пор носят большинство жителей улицы).

Сам Илья Муромец был известен не только своими ратными подвигами, но и пирушками, которые устраивал после них. По преданиям, богатырь часто посещал винные погреба, двери которых сшибал с петель одним ударом. Выходил он оттуда обычно с тремя бочками, одну из которых катил перед собой, а другие две нёс в руках. Конечно же, не всё он выпивал сам: угощал и других земляков, у которых уже не оставалось денег на выпивку.

В селе Карачарово расположена маленькая одноглавая каменная церковьГурия, Самона и Авива. Она была построена местным жителем Гурием Синцовым в середине XIX века. После революции церковь закрыли, а стоявшую рядом колокольню разрушили. Церковь вновь стала действующей в 1993 году. Она официально открылась 1 января – в день памяти богатыря. В церкви хранится икона святого Ильи Муромца с частицей его мощей (останки богатыря по-прежнему покоятся в Киево-Печорской лавре), которая была изготовлена на средства, пожертвованные предками богатыря. Иконы Ильи Муромца можно увидеть и в других храмах города, в частности, в главном соборе Благовещенского монастыря.