«Привидения. Генрик ибсенпривидения Ибсен привидения краткое содержание

Усадьба фрау Альвинг – очень красивое здание, вокруг которого все зелено и мило очень выглядит. Оно находиться на самой западной стороне побережья страны в Норвегии. В это время целый день идет мелкий дождь, который все же не прекращается.

И тут в дом входит мужчина средних лет, который является по профессии столяром. Его имя – Энгстранд. Этот человек – заходит довольно шумно, а потому, служанка, которая увидела его и услышала шум, говорит ему делать все потише, так как в ним в усадьбу приехал сын хозяйки усадьбы – фрау Альвинг. Но столяр говорит, не обращая внимания, что приют, который он строил – готов полностью и целиком, и даже внутри прибрано и все на своих местах. А потому можно въезжать. И к открытию, как получается, все готово. И даже памятник, который сделали в честь мужа фрау Альвинг, уже готов, и его как раз завтра собираются обнародовать, за разом. Именно в честь мужа хозяйки и был назван приют.

Сам строитель Энгстранд хорошо зарабатывает на строительстве домов и разных заведений, а потому – у него есть возможность заработать деньги, которые никогда лишними не бывают. Именно потому, у него есть уже некоторые сбережения, которые он хочет потратить на нужное для него дело. То есть он хочет открыть сам, как будущий хозяин, заведение и гостиницу для моряков с дальних плаваний. Это и выгодно и удобно. Но вместе с тем, он понимает, что для такого рода занятий, ему нужен кто-то, кто бы помогал в других вопросах, и для этого ему нужна женщина. И для этого отлично подходит его дочь, которая живет в другом месте, где ей очень хорошо и приятно, так как с ней общаются уважительно, и еще к тому же она там научилась немного говорить даже по-французски, что особенно ей выгодно.

Все в доме начинают вдруг бояться приведений, из-за странных шорохов. Также, оказывается, что сын хозяйки – болен серьезно, как безумный. Именно потому одним вечером, кое-кто просто решает его отравить, чтобы облегчить его участь.

Картинка или рисунок Ибсен - Привидения

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Золотой ключик или Приключения Буратино Толстого

    В маленькой и убогой каморке Папы Карло, старого шарманщика полено столяра Джузеппе превращается в мальчика по имени Буратино. Говорящий старый сверчок, живущий за печкой, советует Буратино быть благоразумным и пойти учиться в школу

  • Краткое содержание Белый пароход Айтматова

    Мальчика никто и ничто не радует. У него нет друзей и тех, с кем можно провести время в беседе. Его постоянные спутники и собеседники - это камни окружающие то место, где он живет, бинокль со временем войны

  • Краткое содержание Хромая Молли английская сказка

    В одном селении жила семья, в которой было много детей. Денег не хватало, и родители с трудом могли прокормить всех детей. Тогда они приняли решение, что трех старших сестер нужно отправить жить в лес.

  • Краткое содержание Астафьев Хвостик

    В небольшом по объему рассказе В. П. Астафьева «Хвостик» слышится боль за природу родного края, упрек в сторону тех людей, то в качестве отдыхающих от трудового дня туристов едет в леса и уродует растения и животные.

  • Краткое содержание Холодный дом Диккенса

    Роман «Холодный дом» принадлежит перу великого английского писателя Чарльза Диккенса. Маленькая девочка по имени Эстер Саммерстон проводит свое детство в доме крестной.

Просторная комната, выходящая в сад; в левой стене одна дверь, в правой – две. Посреди комнаты круглый стол, обставленный стульями; на столик книги, журналы и газеты. На переднем плане окно, а возле него диванчик и дамский рабочий столик. В глубине комната переходит в стеклянную оранжерею, несколько поуже самой комнаты. В правой стене оранжереи дверь в сад. Сквозь стеклянные стены виден мрачный прибрежный ландшафт, затянутый сеткой мелкого дождя.

Сцена первая

В садовых дверях стоит столяр ЭНГСТРАН. Левая нога у него несколько сведена; подошва сапога подбита толстой деревянной плашкой. РЕГИНА, с пустой лейкой в руках, заступает ему дорогу.

ЭНГСТРАН. Бог дождичка послал, дочка.

РЕГИНА. Черт послал, вот кто!

ЭНГСТРАН. Господи Иисусе, что ты говоришь, Регина! (Делает, ковыляя, несколько шагов вперед.) А я вот чего хотел сказать…

РЕГИНА. Да не топочи ты так! Молодой барин спит наверху.

ЭНГСТРАН. Лежит и спит? Среди бела дня?

РЕГИНА. Это уж тебя не касается.

ЭНГСТРАН. Вчера вечерком я кутнул…

РЕГИНА. Нетрудно поверить.

ЭНГСТРАН. Слабость наша человеческая, дочка…

РЕГИНА. Еще бы!

ЭНГСТРАН. А на сем свете есть множество искушений, видишь ли ты!.. Но я все-таки встал сегодня, как перед богом, в половине шестого – и за работу.

РЕГИНА. Ладно, ладно. Проваливай только поскорее. Не хочу я тут с тобой стоять, как на рандеву.

ЭНГСТРАН. Чего не хочешь?

РЕГИНА. Не хочу, чтобы кто-нибудь застал тебя здесь. Ну, ступай, ступай своей дорогой.

ЭНГСТРАН (еще придвигаясь к ней ). Ну нет, так я и ушел, не потолковавши с тобой! После обеда, видишь ли, я кончаю работу здесь внизу, в школе, и ночью марш домой, в город, на пароходе.

РЕГИНА (сквозь зубы). Доброго пути!

ЭНГСТРАН. Спасибо, дочка! Завтра здесь будут святить приют, так уж тут, видимо, без хмельного не обойдется. Так пусть же никто не говорит про Якоба Энгстрана, что он падок на соблазны!

РЕГИНА. Э!

ЭНГСТРАН. Да, потому что завтра сюда черт знает сколько важных господ понаедет. И пастора Мандерса дожидают из города.

РЕГИНА. Он еще сегодня приедет.

ЭНГСТРАН. Вот видишь. Так я и не хочу, черт подери, чтобы он мог сказать про меня что-нибудь этакое, понимаешь?

РЕГИНА. Так вот оно что!

ЭНГСТРАН. Чего?

РЕГИНА (глядя на него в упор ). Что же это такое, на чем ты опять собираешься поддеть пастора Мандерса?

ЭНГСТРАН. Тсс… тсс… Иль ты спятила? Чтобы я собирался поддеть пастора Мандерса? Для этого Мандерс уж слишком добр ко мне. Так вот, значит, ночью махну назад домой. Об этом я и пришел с тобой потолковать.

РЕГИНА. По мне, чем скорее уедешь, тем лучше.

ЭНГСТРАН. Да, только я и тебя хочу взять домой, Регина.

РЕГИНА (открыв рот от изумления ). Меня? Что ты говоришь?

ЭНГСТРАН. Хочу взять тебя домой, говорю.

РЕГИНА. Ну, уж этому не бывать!

ЭНГСТРАН. А вот поглядим.

РЕГИНА. Да, и будь уверен, что поглядим. Я выросла у камергерши… Почти как родная здесь в доме… И чтобы я поехала с тобой? В такой дом? Тьфу!

ЭНГСТРАН. Черт подери! Так ты супротив отца идешь, девчонка?

РЕГИНА (бормочет, не глядя на него ). Ты сколько раз сам говорил, какая я тебе дочь.

ЭНГСТРАН. Э! Охота тебе помнить…

РЕГИНА. И сколько раз ты ругал меня, обзывал… Fi donc!

ЭНГСТРАН. Ну нет, таких скверных слов, я, ей-ей, никогда не говорил!

РЕГИНА. Ну я-то знаю, какие слова ты говорил!

ЭНГСТРАН. Ну да ведь это я только, когда… того, выпивши бывал… гм! Ох, много на сем свете искушений, Регина!

РЕГИНА. У!

ЭНГСТРАН. И еще, когда мать твоя, бывало, раскуражится. Надо ж было чем-нибудь донять ее, дочка. Уж больно она нос задирала. (Передразнивая .) «Пусти, Энгстран! Отстань! Я целых три года прослужила у камергера Алвинга в Русенволле». (Посмеиваясь .) Помилуй бог, забыть не могла, что капитана произвели в камергеры, пока она тут служила.

РЕГИНА. Бедная мать… Вогнал ты ее в гроб.

ЭНГСТРАН (раскачиваясь ). Само собой, во всем я виноват!

ЭНГСТРАН. Чего ты говоришь, дочка?

РЕГИНА. Pied de mouton!

ЭНГСТРАН. Это что ж, по-англицки?

РЕГИНА. Да.

ЭНГСТРАН. Н-да, обучить тебя здесь всему обучили; вот теперь это и сможет пригодиться, Регина.

РЕГИНА (немного помолчав ). А на что я тебе понадобилась в городе?

ЭНГСТРАН. Спрашиваешь отца, на что ему понадобилось единственное его детище? Разве я не одинокий сирота-вдовец?

РЕГИНА. Ах, оставь ты эту болтовню! На что я тебе там?

ЭНГСТРАН. Да вот, видишь, думаю я затеять одно новое дельце.

РЕГИНА (презрительно фыркая ). Ты уж сколько раз затевал, и все никуда не годилось.

ЭНГСТРАН. А вот теперь увидишь, Регина! Черт меня возьми!

РЕГИНА (топая ногой ). Не смей чертыхаться!

ЭНГСТРАН. Тсс… тсс!.. Это ты совершенно правильно, дочка, правильно. Так вот я чего хотел сказать: на этой работе в новом приюте я таки колотил деньжонок.

РЕГИНА. Сколотил? Ну и радуйся!

ЭНГСТРАН. Потому куда ж ты их тут истратишь, деньги-то, в глуши?

ЭНГСТРАН. Так вот я и задумал оборудовать на эти денежки доходное дельце. Завести этак вроде трактира для моряков…

РЕГИНА. Тьфу!

ЭНГСТРАН. Шикарное заведение, понимаешь! Не какой-нибудь свиной закуток для матросов, нет, черт побери! Для капитанов да штурманов и… настоящих господ, понимаешь!

РЕГИНА. И я бы там…

ЭНГСТРАН. Пособляла бы, да. Так только, для видимости, понимаешь. Никакой черной работы, черт побери, на тебя, дочка, не навалят! Заживешь так, как хочешь.

РЕГИНА. Еще бы!

ЭНГСТРАН. А без женщины в этаком деле никак нельзя; это ясно, как божий день. Вечерком ведь надо же повеселить гостей немножко… Ну, там музыка, танцы и прочее. Не забудь – моряки народ бывалый. Поплавали по житейскому морю… (Подходя к ней еще ближе. ) Так не будь же дурой, не становись сама себе поперек дороги, Регина! Чего из тебя тут выйдет! Кой прок, что барыня тратилась на твою ученость? Слыхал я, тебя тут прочат ходить за мелюзгой в новом приюте. Да разве это по тебе? Больно ли тебя тянет стараться да убиваться ради каких-то шелудивых ребятишек!

РЕГИНА. Нет, если бы вышло по-моему, то… Ну да, может, и выйдет. Может, и выйдет?

ЭНГСТРАН. Чего такое выйдет?

РЕГИНА. Не твоя забота… А много ль денег ты сколотил?

ЭНГСТРАН. Так, крон семьсот-восемьсот наберется.

РЕГИНА. Недурно.

ЭНГСТРАН. Для начала хватит, дочка!

РЕГИНА. А ты не думаешь уделить мне из них немножко?

ЭНГСТРАН. Нет, вот уж, право слово, не думаю!

РЕГИНА. Не думаешь прислать мне разок хоть материал на платьишко?

ЭНГСТРАН. Перебирайся со мной в город, тогда и платьев у тебя будет вдоволь.

РЕГИНА. Захотела бы, так и одна перебралась бы.

ЭНГСТРАН. Нет, под охраной отцовской путеводной руки вернее будет, Регина. Теперь мне как раз подвертывается славненький такой домик на Малой Гаванской улице. И наличных немного потребуется; устроили бы там этакий приют для моряков.

РЕГИНА. Да не хочу я жить у тебя. Нечего мне у тебя делать. Проваливай!

ЭНГСТРАН. Да не засиделась бы ты у меня, черт подери! В том-то вся и штука. Кабы только сумела повести свою линию. Такая красотка, какой ты стала за эти два года…

РЕГИНА. Ну?..

ЭНГСТРАН. Немного времени бы прошло, как, глядишь, подцепила бы какого-нибудь штурмана, а не то и капитана…

РЕГИНА. Не пойду я за такого. У моряков нет никакого savoir vivre.

Генрик Ибсен

Привидения

Семейная драма в 3-х действиях

Действие первое

Просторная комната, выходящая в сад; в левой стене одна дверь, в правой – две. Посреди комнаты круглый стол, обставленный стульями; на столик книги, журналы и газеты. На переднем плане окно, а возле него диванчик и дамский рабочий столик. В глубине комната переходит в стеклянную оранжерею, несколько поуже самой комнаты. В правой стене оранжереи дверь в сад. Сквозь стеклянные стены виден мрачный прибрежный ландшафт, затянутый сеткой мелкого дождя.

Сцена первая

В садовых дверях стоит столяр ЭНГСТРАН. Левая нога у него несколько сведена; подошва сапога подбита толстой деревянной плашкой. РЕГИНА, с пустой лейкой в руках, заступает ему дорогу.


ЭНГСТРАН. Бог дождичка послал, дочка.

РЕГИНА. Черт послал, вот кто!

ЭНГСТРАН. Господи Иисусе, что ты говоришь, Регина! (Делает, ковыляя, несколько шагов вперед.) А я вот чего хотел сказать…

РЕГИНА. Да не топочи ты так! Молодой барин спит наверху.

ЭНГСТРАН. Лежит и спит? Среди бела дня?

РЕГИНА. Это уж тебя не касается.

ЭНГСТРАН. Вчера вечерком я кутнул…

РЕГИНА. Нетрудно поверить.

ЭНГСТРАН. Слабость наша человеческая, дочка…

РЕГИНА. Еще бы!

ЭНГСТРАН. А на сем свете есть множество искушений, видишь ли ты!.. Но я все-таки встал сегодня, как перед богом, в половине шестого – и за работу.

РЕГИНА. Ладно, ладно. Проваливай только поскорее. Не хочу я тут с тобой стоять, как на рандеву.

ЭНГСТРАН. Чего не хочешь?

РЕГИНА. Не хочу, чтобы кто-нибудь застал тебя здесь. Ну, ступай, ступай своей дорогой.

ЭНГСТРАН (еще придвигаясь к ней ). Ну нет, так я и ушел, не потолковавши с тобой! После обеда, видишь ли, я кончаю работу здесь внизу, в школе, и ночью марш домой, в город, на пароходе.

РЕГИНА (сквозь зубы). Доброго пути!

ЭНГСТРАН. Спасибо, дочка! Завтра здесь будут святить приют, так уж тут, видимо, без хмельного не обойдется. Так пусть же никто не говорит про Якоба Энгстрана, что он падок на соблазны!

РЕГИНА. Э!

ЭНГСТРАН. Да, потому что завтра сюда черт знает сколько важных господ понаедет. И пастора Мандерса дожидают из города.

РЕГИНА. Он еще сегодня приедет.

ЭНГСТРАН. Вот видишь. Так я и не хочу, черт подери, чтобы он мог сказать про меня что-нибудь этакое, понимаешь?

РЕГИНА. Так вот оно что!

ЭНГСТРАН. Чего?

РЕГИНА (глядя на него в упор ). Что же это такое, на чем ты опять собираешься поддеть пастора Мандерса?

ЭНГСТРАН. Тсс… тсс… Иль ты спятила? Чтобы я собирался поддеть пастора Мандерса? Для этого Мандерс уж слишком добр ко мне. Так вот, значит, ночью махну назад домой. Об этом я и пришел с тобой потолковать.

РЕГИНА. По мне, чем скорее уедешь, тем лучше.

ЭНГСТРАН. Да, только я и тебя хочу взять домой, Регина.

РЕГИНА (открыв рот от изумления ). Меня? Что ты говоришь?

ЭНГСТРАН. Хочу взять тебя домой, говорю.

РЕГИНА. Ну, уж этому не бывать!

ЭНГСТРАН. А вот поглядим.

РЕГИНА. Да, и будь уверен, что поглядим. Я выросла у камергерши… Почти как родная здесь в доме… И чтобы я поехала с тобой? В такой дом? Тьфу!

ЭНГСТРАН. Черт подери! Так ты супротив отца идешь, девчонка?

РЕГИНА (бормочет, не глядя на него ). Ты сколько раз сам говорил, какая я тебе дочь.

ЭНГСТРАН. Э! Охота тебе помнить…

РЕГИНА. И сколько раз ты ругал меня, обзывал… Fi donc!

ЭНГСТРАН. Ну нет, таких скверных слов, я, ей-ей, никогда не говорил!

РЕГИНА. Ну я-то знаю, какие слова ты говорил!

ЭНГСТРАН. Ну да ведь это я только, когда… того, выпивши бывал… гм! Ох, много на сем свете искушений, Регина!

РЕГИНА. У!

ЭНГСТРАН. И еще, когда мать твоя, бывало, раскуражится. Надо ж было чем-нибудь донять ее, дочка. Уж больно она нос задирала. (Передразнивая .) «Пусти, Энгстран! Отстань! Я целых три года прослужила у камергера Алвинга в Русенволле». (Посмеиваясь .) Помилуй бог, забыть не могла, что капитана произвели в камергеры, пока она тут служила.

РЕГИНА. Бедная мать… Вогнал ты ее в гроб.

ЭНГСТРАН (раскачиваясь ). Само собой, во всем я виноват!

ЭНГСТРАН. Чего ты говоришь, дочка?

РЕГИНА. Pied de mouton!

ЭНГСТРАН. Это что ж, по-англицки?

РЕГИНА. Да.

ЭНГСТРАН. Н-да, обучить тебя здесь всему обучили; вот теперь это и сможет пригодиться, Регина.

РЕГИНА (немного помолчав ). А на что я тебе понадобилась в городе?

ЭНГСТРАН. Спрашиваешь отца, на что ему понадобилось единственное его детище? Разве я не одинокий сирота-вдовец?

РЕГИНА. Ах, оставь ты эту болтовню! На что я тебе там?

ЭНГСТРАН. Да вот, видишь, думаю я затеять одно новое дельце.

РЕГИНА (презрительно фыркая ). Ты уж сколько раз затевал, и все никуда не годилось.

ЭНГСТРАН. А вот теперь увидишь, Регина! Черт меня возьми!

РЕГИНА (топая ногой ). Не смей чертыхаться!

ЭНГСТРАН. Тсс… тсс!.. Это ты совершенно правильно, дочка, правильно. Так вот я чего хотел сказать: на этой работе в новом приюте я таки колотил деньжонок.

РЕГИНА. Сколотил? Ну и радуйся!

ЭНГСТРАН. Потому куда ж ты их тут истратишь, деньги-то, в глуши?

ЭНГСТРАН. Так вот я и задумал оборудовать на эти денежки доходное дельце. Завести этак вроде трактира для моряков…

РЕГИНА. Тьфу!

ЭНГСТРАН. Шикарное заведение, понимаешь! Не какой-нибудь свиной закуток для матросов, нет, черт побери! Для капитанов да штурманов и… настоящих господ, понимаешь!

РЕГИНА. И я бы там…

ЭНГСТРАН. Пособляла бы, да. Так только, для видимости, понимаешь. Никакой черной работы, черт побери, на тебя, дочка, не навалят! Заживешь так, как хочешь.

РЕГИНА. Еще бы!

ЭНГСТРАН. А без женщины в этаком деле никак нельзя; это ясно, как божий день. Вечерком ведь надо же повеселить гостей немножко… Ну, там музыка, танцы и прочее. Не забудь – моряки народ бывалый. Поплавали по житейскому морю… (Подходя к ней еще ближе. ) Так не будь же дурой, не становись сама себе поперек дороги, Регина! Чего из тебя тут выйдет! Кой прок, что барыня тратилась на твою ученость? Слыхал я, тебя тут прочат ходить за мелюзгой в новом приюте. Да разве это по тебе? Больно ли тебя тянет стараться да убиваться ради каких-то шелудивых ребятишек!

РЕГИНА. Нет, если бы вышло по-моему, то… Ну да, может, и выйдет. Может, и выйдет?

ЭНГСТРАН. Чего такое выйдет?

РЕГИНА. Не твоя забота… А много ль денег ты сколотил?

ЭНГСТРАН. Так, крон семьсот-восемьсот наберется.

РЕГИНА. Недурно.

ЭНГСТРАН. Для начала хватит, дочка!

РЕГИНА. А ты не думаешь уделить мне из них немножко?

ЭНГСТРАН. Нет, вот уж, право слово, не думаю!

РЕГИНА. Не думаешь прислать мне разок хоть материал на платьишко?

ЭНГСТРАН. Перебирайся со мной в город, тогда и платьев у тебя будет вдоволь.

РЕГИНА. Захотела бы, так и одна перебралась бы.

ЭНГСТРАН. Нет, под охраной отцовской путеводной руки вернее будет, Регина. Теперь мне как раз подвертывается славненький такой домик на Малой Гаванской улице. И наличных немного потребуется; устроили бы там этакий приют для моряков.

РЕГИНА. Да не хочу я жить у тебя. Нечего мне у тебя делать. Проваливай!

ЭНГСТРАН. Да не засиделась бы ты у меня, черт подери! В том-то вся и штука. Кабы только сумела повести свою линию. Такая красотка, какой ты стала за эти два года…

РЕГИНА. Ну?..

ЭНГСТРАН. Немного времени бы прошло, как, глядишь, подцепила бы какого-нибудь штурмана, а не то и капитана…

РЕГИНА. Не пойду я за такого. У моряков нет никакого savoir vivre.

ЭНГСТРАН. Чего никакого?

РЕГИНА. Знаю я моряков, говорю. За таких выходить не стоит.

ЭНГСТРАН. Так и не выходи за них. И без того можно выгоду соблюсти. (Понижая голос, конфиденциально.) Тот англичанин… что на своей яхте приезжал, он целых триста специй-далеров отвалили… А она не красивее тебя была!

РЕГИНА. Пошел вон!

ЭНГСТРАН (пятясь ). Ну-ну, уж не хочешь ли ты драться?

РЕГИНА. Да! Если ты еще затронешь мать, прямо ударю! Пошел, говорят тебе! (Оттесняет его к дверям в сад.) Да не хлопни дверью! Молодой барин…

ЭНГСТРАН. Спит, знаю. Чертовски ты хлопочешь около молодого барина! (Понижая голос.) Хо-хо!.. Уж не дошло ли дело…

РЕГИНА. Вон, сию минуту! Ты рехнулся, болтун!.. Да не туда. Там пастор идет. По черной лестнице!

ЭНГСТРАН (идя направо ). Ладно, ладно. А ты вот поговори-ка с ним. Он тебе скажет, как дети должны обращаться с отцом… Потому что я все-таки отец тебе. По церковным книгам докажу. (Уходит в другую дверь, которую Регина ему отворяет и тотчас затворяет за ним .)

Сцена вторая

Регина быстро оглядывает себя в зеркало, обмахивается платком и поправляет на шее галстучек. Затем начинает возиться около цветов. В дверь из сада входит на балкон ПАСТОР МАНДЕРС в пальто и с зонтиком, через плечо дорожная сумка.

Режиссер мистического шоу «Вернувшиеся» Виктор Карина - о насилии, дискомфорте, перерождении и последствиях каждодневных поступков.

Сделаю вид, что ничего не знаю о шоу. В чем идея «Вернувшихся»?

Мы адаптируем пьесу Генрика Ибсена «Привидения». Главный мотив - тема прощения, жизнь семьи на которую влияет прошлое. Прошлое - краеугольный камень эволюции личности. Прошлое - вне времени, это универсальная проблема человечества. В этом достоинство пьесы - её поймут в любой точке мира. Каждый знает, что значит ощущать на себе последствия собственных поступков и поступков других людей.

Какова мораль истории?

Поступки, совершённые предыдущими поколениями, провоцируют последствия, которые мы не осознаем.

Эффект бабочки?

Определённо. Каждое действие имеет последствия. Пьеса Ибсена об этом. Как сделать так, чтобы люди поняли? Погрузить аудиторию внутрь повествования, вывести из зоны комфорта. Дискомфорт провоцирует мозг работать иначе. В пьесе затронута сцена инцеста. Основа повествования - борьба с табу.

Ибсен написал об отвратительных вещах. «Привидения» - сосуд с ядом , отравляющим тебя изнутри

Какие чувства ты испытал, когда впервые прочитал «Привидения» Ибсена?

Я прочёл «Привидения» в университете. Пьеса мне страшно не понравилась. Я подумал тогда: Ибсен написал об отвратительных вещах. Наверное я чувствовал себя как первые зрители пьесы в 1882 году. Книга показалась сосудом с ядом, который отравляет изнутри. Мы выбрали пьесу командным голосованием. Я предложил «Привидения», но сам проголосовал за другое предложение. Пьеса «Привидения» набрала больше всего голосов.

«Привидения» выбрали потому, что пьеса вызвала смешанные чувства. А значит аудитория откликнется.

Какие чувства ты хочешь вызвать у аудитории?

В жизни найдется место прощению, кем бы ты ни был и откуда бы ни пришёл. К такому пониманию зритель приходит через личный дискомфорт. Необязательно, что понимание придет сразу. Может на следующий день, а может и через полгода.

- «Привидения» изданы в 1882 году, но как ты сказал, пьеса не потеряла актуальности. Какие проблемы сегодняшнего общества она поднимает?

Люди боятся перемен. Когда всё хорошо, пусть так и будет. «Привидения» заставляют глубже всмотреться в то, во что ты веришь, понять, почему ты в это веришь. Пьеса обращается к табуированным темам - смертельная болезнь и инцест. В чем причина? В том, что это прямой способ доставить аудитории дискомфорт и одновременно заставить задуматься о причинах дискомфорта. Ну а дальше ты либо принимаешь собственные внутренние изменения, либо нет. Не бойтесь. Будьте открытыми и честными в отношении жизни и к другим людям, принимая их. Только так жизнь обретет баланс. Речь о том, что ты способен изменить себя и других людей. Мы не живем в вакууме.

Призываешь принять инцест?

Ни в коем случае. Я говорю, что таким способом Ибсен заставляет задуматься о серьёзных вещах. Инцест - приманка, которая притягивает ближе к сути вещей. Пьеса дает шанс понять, как изменить себя. История нужна обществу, чтобы понять, откуда оно пришло, и как не повторять ошибок прошлого.

Инцест - приманка, притягивающая к сути вещей . Прямой способ доставить аудитории дискомфорт


В «Привидениях» Ибсен затрагивает запретные темы

Инцест как метафора?

Отличается ли российская постановка «Призраков» от нью-йоркской?

Да, это другая постановка. Тема одна и та же – о последствиях поступков и прощении - но повествования не похожи друг на друга. Пример? Фразеологизм, произнесённый на двух языках: смысл один, лингвистика разная. Отличия продиктованы и игрой актеров, и их менталитетом. Русские думают иначе, чем американцы. В английском языке, как и в русском, свой способ выражения нюансов. Мы гораздо быстрее, по сравнению с русским языком, добираемся до сути. Мы говорим больше за меньшее количество времени. В России другая динамика.

Дело только в языковых различиях?

Нет. В России другая театральная школа, другой менталитет, другая подготовка. Обе постановки похожи в одном - и актёры, и зрители испытывают дискомфорт.

О каком дискомфорте ты говоришь?

О зрителях не скажу ничего. Секрет. Про актёров приведу один пример. Во время одного упражнения труппу закрывают в комнате на несколько дней или даже месяцев, в зависимости от того, как быстро они решат ребус. Актёрам запрещено говорить, в комнате приглушенный свет. Происходящее фиксирует камера. Через динамик мы отдаём распоряжения. Не торопим людей, говорим с ними только если они делают что-то неправильно. Конечная цель – выбраться из комнаты, не ломая дверь.

Выглядит так, будто ты возомнил себя господом богом. Любишь власть?

Вовсе нет. Эксперимент продиктован стремлением раскрыть актёрский потенциал. Опасно, когда режиссёр начинает вести себя как бог и говорит: «В том, что я делаю - глубочайший смысл». Режиссёр сам растёт вместе с материалом, вместе с труппой, потому что совместное видение и групповая работа – единственный способ сделать спектакль. Упомянутое упражнение – серьёзное переживание и для режиссёра. Если у участника труппы случается в комнате паническая атака (а такое бывает ), мы открываем дверь и забираем человека, конечно же. Но и режиссёр в такие моменты испытывает стресс.

Значит, тебе не приносит удовольствие запирать людей и отдавать им приказы?

Нет. Это больно. Добавлю - актёры делают это добровольно.

Что ты чувствуешь, когда люди заперты в комнате? Хочешь быть внутри или предпочитаешь оставаться снаружи?

Забавно, но сам я не проходил упражнение с комнатой с позиции актёра. Отчасти потому, что я знаю, как это работает с технической точки зрения. Я технически не способен выполнить упражнение. Но каждый раз, когда команда заперта в комнате, будучи за её пределами, я чувствую себя так, будто нахожусь внутри. В Москве это чувство было особенно сильным. Каждый эмоциональный поворот, который проходили участники труппы, каждое их сомнение, разочарование или откровение - мы чувствовали на 100%, находясь за пределами комнаты. Пришли к пониманию новой правды.

Она различается для американцев и для русских?

Правда для каждого своя. В том числе и для публики, которая приходит в театр. Правда зависит от того пути, по которому ты идёшь, чтобы найти ее. Как режиссер ты обращаешься к одной и той же морали. У актрисы, играющей Регину в Нью-Йорке, та же цель, что и у актрисы в России. Но тактика достижения цели будет иной. А значит и правда будет окрашена в разные цвета. Если я скажу, в чём правда повествования, это будет подсказка для аудитории. Ищите её самостоятельно.

Ибсен проникает в сердце, как вирус. Вирус приносит больше пользы, чем вреда. Но вы проходите через стадию клинической смерти

Почему артисты хотят играть в пьесе?

Они заинтригованы, испытывают любопытство и готовы работать с материалом, который говорит - вы изменитесь. Актёрский состав поразила та же стрела, что и меня. Они чувствуют дискомфорт в отношении материала, который затрагивает струны сердца. Некоторые иммерсивные шоу направлены на то, чтобы собрать публику вместе, сделать участниками закрытой вечеринки. Взять например нью-йоркское шоу Sleep no More. Что это? Галлюциногенный «Макбет» Шекспира, показанный в стиле Альфреда Хичкока. Спецэффекты. Драйв. Треш. Круто. Но это визуальная постановка. Отличие «Привидений» не в спецэффектах, а в том, как пьеса меняет зрителей. Ибсен проникает в сердце, как вирус. Вирус приносит больше пользы, чем вреда. Открывает глаза на мир. Но вы проходите через дискомфорт и возможно даже стадию клинической смерти. Многие впрочем считают, что счастье в незнании.

Что ты имеешь ввиду?

Люди предпочитают закрывать глаза на правду. Чем меньше знаешь, тем лучше себя чувствуешь. В момент, когда твои глаза открываются, ты замечаешь призраков прошлого, понимаешь откуда ты пришёл. Это ужасающее знание. Оно влечет трансформацию и часто это трансформация приходит через адскую боль.

Считаешь, что шоу оказывает терапевтический эффект?

Да. Театр в целом несёт в себе элемент того, что греки называли катарсисом. Об этом сказал еще Аристотель.

В чём было главное откровение о жизни, когда ты приступил к работе над «Привидениями»?

Понимание, что способность слушать другого человека играет решающую роль. Это важно для общества в целом - научиться слушать друг друга.

Почему мы не слышим других?

Дело в неуверенности и незащищённости. В несоответствии ожиданий. В том, что мы закомплексованы и думаем только о себе. Что такое гармония? Приятие отражения в зеркале. Речь не только о физической красоте, но и о душевной. Мы так увлечены погоней за идеалом, что оставляем за бортом реальность. Стремление к большему не противоречит радости того, чем ты уже обладаешь. Стремление к идеалу часто травмирует окружающих.

Эгоизм - еще одна из тем «Привидений».

Ибсен приглашает зрителя быть бескорыстным в любви к окружающим. Жить в гармонии. Сочувствие требует бескорыстия в отношениях. Впрочем, я не считаю, что есть только черное и белое. Дело в балансе. Фанатичное бескорыстие - тоже порок.


Отличие «Привидений» не в спецэффектах, а в том, как пьеса меняет зрителей © Пресс-служба шоу «Вернувшиеся»


В произведении звучат запретные темы © Пресс-служба шоу «Вернувшиеся»


Кадр из постановки, меняющей зрителей и актеров © Пресс-служба шоу «Вернувшиеся»

Так какие изменения необходимы в обществе, чтобы не повторять ошибок прошлого?

Больше сочувствия. Сопереживания. Любви. Чем больше людей верит в идею, тем скорее она материализуется.

Каково твое определение любви?

Говорю «я люблю тебя» только тем людям, к которым испытываю это чувство. Любовь - сочетание ряда факторов. Любовь - кислород. То, ради чего мы живём. Сочетание доверия, страсти, боли. Сложно описать любовь словами, но мне посчастливилось 100% чувствовать её в теле, сердце и душе.

Речь о любви к конкретному человеку?

Есть разные виды любви. Любовь между мужчиной и женщиной. Любовь к семье. Дружеская или платоническая любовь. Для меня всё вместе - совокупность любви -причина делать то, что я делаю. Причина жить. Ты, черт побери, задаёшь слишком много личных вопросов.

Хочу вывести тебя из зоны комфорта. Это ведь то, что ты делаешь со зрителями и актёрами.

У тебя почти получилось. Впрочем, любовь не доставляет мне дискомфорта. Она пугает меня до чёртиков, потому что она рождается в очень уязвимом органе - сердце. Но я принимаю её с раскрытыми объятиями.

Что ты чувствуешь, когда злишься на человека, которого любишь?

Стараюсь выводить на первый план любовь. Смотрю на ситуацию со стороны. Стараюсь понять, чего я хочу в будущем. Потом оцениваю одно маленькое событие, чтобы осознать последствия. Если ссора приведет к необходимым изменениям, терплю. Каждая ситуация в жизни не случайна. Вопрос в том, умеете ли вы учиться на жизненных ситуациях.

Ты умеешь?

Нет. Я обычный человек с кучей комплексов.

Ты скрываешь их от других?

Да, конечно. Есть вещи, которые я скрываю даже от себя самого.

Ты их принимаешь?

И да, и нет. То, что я скрываю, мне ещё предстоит сформулировать, но я об этом знаю. Я знаю, что меня пугает в себе самом, чувствую в чём хочу стать лучше, но мне ещё предстоит найти дорогу к этой трансформации. И да, мне нравится быть человеком.

Веришь ли ты, то люди, которые нас окружают - отражение нас самих?

Да. Когда ты общаешься с человеком (это доказано психологами ), ты подсознательно копируешь его манеру разговора и жесты. Ты будешь стараться соответствовать тому, что удобно для твоего собеседника, чтобы показать что с тобой безопасно. Я уверен, что каждый встреченный на пути человек формирует тебя как личность.

Когда ты плакал в последний раз?

Вчера. На вечеринке по поводу премьеры. Я заплакал, когда подошла актриса, играющая Регину. Вечеринка получилась в атмосфере фильмов Дэвида Линча, не знаю, почему привожу такое сравнение. Пламенные речи и немного алкоголя. Мы обсуждали премьеру, размышляли что сделано, что будет дальше. К полуночи люди начали понемногу расходиться. Я видел не актёров, а героев «Привидений», покидающих театр. Невероятный эффект. Сложно описать чувства словами. Так вот, подходит ко мне Регина. Обнимает. И говорит, что идёт домой. Мне хочется сказать «Нет! Не уходи!». Я начинаю плакать.

Так проявилась любовь или просто симпатия?

Абсолютная платоническая любовь. Симпатия к профессионалу. Любовь к отдельному человеку. Я полюбил всех членов труппы. С каждым из них было трудно расставаться. Мне трудно возвращаться домой и жить дальше. Я сломался, когда она обняла меня. Актриса спросила: «Почему ты плачешь? Мы же завтра увидимся!» Наверное это были слёзы осознания, что у всех историй есть завершение. А ведь у «Привидений» Ибсена нет технического завершения, пьеса оставляет тебя с вопросом.

С большим количеством вопросов.

Да. Но это не конец сам по себе. Это скорее порог, граница между настоящим и будущим. Это как жить в прошлом, настоящем и будущем одновременно. Как смотреть на человека и видеть, откуда он пришел, куда идет, кем станет, когда ему исполнится 80. Я не могу объяснить, как и почему это происходит.

Чему ты научился, работая над «Привидениями»?

Мы узнали много о себе. Узнали много о персонажах пьесы через артистов. Мы начали узнавать Регину, выстраивать её биографию, разбираться, почему она оказалась в доме и почему делает то, что делает. Оказалось, что персонажи объёмны. Работая с материалом я почувствовал себя ближе к Ибсену. Будто он вернулся к жизни и лично наблюдал за работой. И я спрашивал у него: «Ну что, всё в порядке?» И он отвечал: «Да, всё окей».

Ты изменился за четыре месяца в России?

Невероятно. В глубине души я остался собой, но в действительности во мне произошли необратимые изменения. Ибсен меняет людей. Изменений так много, что их сложно измерить.

Что ты чувствуешь сейчас?

Сложно поверить, что постановка сделана. Мы возвращаемся домой. Но мне хочется сказать: «Нет! Погодите!»

Хочешь остаться в Москве?

Скучаю по семье, любимым людям. Мой дом в Нью-Йорке. Но я однозначно буду скучать по Москве. Мы часто будем возвращаться сюда. Возможно, на пару недель, на одну неделю, на месяц, на пару дней. Часть меня останется здесь.

Где ты видишь себя через 10 лет?

Хочу увидеть эффект от работы. Видеть изменения в обществе, которые происходят под влиянием вдохновения, любопытства, задаваемых вопросов. Хочу, чтобы я сам и мои близкие люди были счастливы, чтобы мы оставались вместе и взаимно развивали друг друга, чтобы компания Journey Lab развивалась как коллективный бренд в Америке. У компании 20−летний план развития, план покорения мира. Мы хотим повлиять на мир. Не доминировать, но влиять на общество, привлекать к совместной работе великие умы и учить других, кто интересуется искусством. Нам интересен не только театр, но и кино, мультимедийные проекты и танец. Нам интересен любой вид языка, с помощью которого люди изменяют свой мир и окружающее пространство.

Каким ты видишь далекое будущее?

Хочу счастья для себя и для каждого человека на земле. Это не фигура речи. Хочу постоянного, открытого счастья без границ, а также безопасности и любви.

Часто ли ты заглядываешь в будущее или предпочитаешь жить настоящим?

К сожалению, я склонен жить в прошлом, настоящем и будущем. Причем не контролирую, где нахожусь, меня кидает то вперед, то назад. Но я пытаюсь жить в текущем моменте. Это непросто.

Уходя в прошлое ты ищешь то, чего тебе не хватает в настоящем?

Я одержим прошлым. Могу в нём застрять. Потягивая кофе, глядя в окно могу находиться в другом месте. Нет, это не угроза настоящему. Просто думаю - в прошлое стоит иногда наведываться. Прошлое даёт ответы на вопрос, что тебя ждёт в будущем. Путешествуя во времени, ты видишь целостную картину.

Прошлое даёт ответы на вопрос, что тебя ждёт в будущем. Путешествуя во времени, ты видишь целостную картину


«Привидения» — пьеса о призраках прошлого © Пресс-служба шоу «Вернувшиеся»

Раз уж мы заговорили о времени. Как изменился театр?

Запросы публики выросли. Людям нужны новый язык, новый формат, в котором они будут воспринимать истории. Мы – общество изменённое технологиями. Подумайте о смартфонах. Одним движением пальца ты получаешь доступ к информации. У нас есть все ответы, не нужно больше общаться. Традиционный спектакль, где публика сидит в зале, а действие происходит на сцене – это разновидность нарушения связи. Людям сейчас, на мой взгляд, не хватает элемента тактильности, того вида контакта, который есть у нас. Вот почему иммерсивные спектакли так популярны. Мы хотим участвовать в происходящем, а не смотреть на пьесу со стороны. Кроме того, поскольку жизнь современного общества отличается от жизни современников Аристотеля или Шекспира, люди задают себе другие вопросы. Театр меняется. Начинает давать другие ответы. Резюмирую: публика сегодня столь же требовательна как и раньше, но у неё другие запросы и ожидания, и театр подстраивается под них.

Спрос формирует предложение?

Верно. Но воспринимаем мы только то, что вызывает отклик. Вот почему классика вечна. Для творца невозможно смотреть только в будущее. Важно найти вопросы, которые люди ещё не задали и в то же время вопросы, которые люди задают себе на протяжении многих веков.

Ты уже нашёл эти вопросы?

Некоторые довольно философские. Ничего нового. Почему я тот, кто я есть? Как, чёрт возьми, я таким стал? Какое влияние на моё формирование оказывает окружающий мир? Как на меня влияют другие люди? Каковы последствия действий, которые я совершаю? Влияют ли на меня действия других людей? Многие из этих вопросов – очень личные. Глобально есть один вопрос: как моя жизнь связана с жизнями других людей. Это те же вопросы, что задавали себе современники Шекспира. Но секрет в том, что вопрос меняется в зависимости от того, в каком контексте мы его задаем. ELITE


Создатели шоу — Виктор Карина и Миа Занетти

«Вернувшиеся» - мистическое шоу продюсеров Мигеля (творческий псевдоним Сергея Шестеперова ) и Вячеслава Дусмухаметова, режиссеров Виктора Карины и Миа Занетти. Создатели шоу - американская театральная компания Journey Lab и российская компания YesBWork. Иммерсивное представление с полным эффектом погружения разворачивается на четырех этажах старинного особняка XIX века в центре Москвы. По словам нью-йоркских критиков, «иммерсивные шоу Journey Lab тотально погружают зрителя в непрерывное интерактивное действие, умело смешивая эстетику фильмов Дэвида Линча и Стэнли Кубрика и энергетику современного театра, уникальную хореографию и невероятные спецэффекты». Премьера в Москве состоялась 1 декабря 2016 года. www.dashkov5.ru

Действие драмы происходит в Норвегии, современной автору, место действия - размещенная на западном побережье Норвегии усадьба фру Альвинг. За окном мелкий дождь. В дом входит, громко гремя деревянными подошвами, столяр Энгстранд. Служанка Регина сообщает, что Освальд, сын фру Альвинг, только приехал из Парижа и спит наверху, и велит не шуметь. Столяр говорит, что построенный им приют к завтрашнему открытию готов. Заодно с приютом откроют и памятник Альвингу, камергеру и покойному мужу фру Альвинг, и приют также будет назван в честь него. На строительство Энгстранд отлично заработал и надумал открыть гостиницу для моряков. В этом деле нужна бы женщина. Не переедет ли дочь к нему? В ответ та только фыркает - чего он зовет её "дочкой"? Регина ни за что не покинет дом, где все устроено так благородно, привечают и её, и даже немного удалось научиться французскому языку.

Энгстранд уходит, входит пастор Мандерс. Он пытается отговорить фру Альвинг страховать приют - это будет отрытым сомнением надежности богоугодного дела. И почему фру Альвинг не желает, чтобы Регина переехала к отцу?

К пастору и матери выходит Освальд. Он вступает с пастором в спор, а тот обличает низкую мораль богемы. Моральный облик в среде артистов и художников, утверждает Освальд, ничем не отличается от морали в других сословиях. Слышал бы Мандерс рассказы высокоморальных чиновников, заехавших покутить в Париж! Фру Альвинг также на стороне Освальда: напрасно Мандерс её осуждает за то, что читает вольнодумные книги - защита им церковных догм слишком неубедительна и только вызывает интерес к вольнодумству.

Освальд вышел прогуляться, а пастор раздраженно спрашивает у фру Альвинг - неужто так ничему её жизнь и не научила? Ведь уже спустя год после пришлось ей бежать именно к Мандерсу в дом, и она отказывалась вернуться оттуда к мужу. Ему тогда удалось вернуть её в дом, выведя из "экзальтированного состояния", вернуть к домашнему очагу и супружескому долгу. А ведь камергер Альвинг повел себя как настоящий мужчина. Он плодотворно работал, умножил семейное состояние, был полезен обществу. И сделал фру Альвинг деловой помощницей, достойной женщиной. Освальд же сегодня демонстрирует порочные взгляды, то следует считать прямым следствием того, что он не воспитывался дома - по настоянию фру Альвинг он учился вдали.

Слова пастора задели женщину за живое. Если он так хочет, можно поговорить и серьезно! Мандерс знает, что она не питала любви к покойному мужу, что она была просто куплена камергером Альвингом у родственников. Он был красив, обаятелен, но и после свадьбы пил и распутничал. Что же ей было делать, как не бежать от такого мужа - к тому, кого любила, к Мандерсу, и ведь она ему тоже нравилась, как казалось! Мандерс, считая, что камергер Альвинг впоследствии исправился, очень ошибается - до самой смерти он оставался отчаянным забулдыгой. В собственной дом он ввел порок, однажды на балконе фру Альвинг застала его с горничной Йоханной. И Альвинг своего добился. Может, Мандерсу неведомо, что служанка Регина - это плод порока, незаконнорожденная дочь Альвинга? Столяр Энгстранд согласился прикрыть грех горничной Йоханны за кругленькую сумму, хотя и столяру всей правды неведомо: Йоханна придумала для него некоего заезжего американца.

Сына же она была вынуждена отослать из дома - в семилетнем возрасте тот уже начал задавать слишком сложные вопросы. Фру Альвинг полностью взяла правление в доме на себя после случившегося с горничной, и именно она занималась хозяйством, а вовсе не муж! Её же усилиями удалось скрыть поведение мужа от общества и сохранить хотя бы внешние приличия.

Исповедь - скорее отповедь - пастору фру Альвинг закончила, проводив его до двери. Проходя мимо столовой, они услышали возглас Регины, которая вырывалась из объятий Освальда. Фру Альвинг воскликнула: "Привидения!" - ей вдруг показалось, что она снова вернулась в прошлое и застала на балконе своего мужа с горничной Йоханной.

Фру Альвинг называет привидениями не только потусторонних гостей. По её словам, ими же следует называть любые отжившие понятия, старые верования и прочее подобное. Фру Альвинг считает, что все это отжившее и определило её судьбу, а также воззрения и характер пастора Мандерса и загадочную болезнь сына. Парижский доктор сказал, что болезнь Освальду передалась по наследству, но ведь сын практически не знал своего отца, он всегда идеализировал камергера, а потому не поверил доктору и считает причиной болезни собственную легкомысленность в парижских приключениях, которые были в начале его учебы. Его к тому же постоянно мучают необъяснимые страхи. В сгущающихся сумерках они с матерью сидели в гостиной. Внесли лампу, и, в желании снять чувство вины с сына, фру Альвинг уже вознамерилась рассказать ему правду и об отце, и о Регине - её легкомысленный Освальд уже пообещал свозить в Париж. Но разговор неожиданно прерван появившимся пастором и криком Регины. Пожар прямо рядом с домом! Горит только что отстроенный приют, который должен носить имя камергера Альвинга.

Скоро утро. В той же гостиной горит та же лампа. Столяр Энгстранд завуалировано шантажирует пастора Мандерса - говорит, что это пастор виновен в пожаре, поскольку неловко снял со свечи нагар. Впрочем, волноваться пастору не нужно, столяр никому ничего не скажет об этом. Но пусть и Мандерс поможет ему начать благое дело - оборудовать гостиницу для моряков. Мандерс дает согласие.

Пастор со столяром уходят, вместо них в гостиную входят фру Альвинг с Освальдом - он только что вернулся с пожара, который так и не удалось погасить. Начинают разговор с того места, на котором он был прерван. Короткая ночь миновала, но за неё фру Альвинг успела о многом подумать. Она была особенно поражена словами Освальда о том, что в краю их людей учат отношению к труду, как к проклятию, как к наказанию, а к жизни - как к скорбной юдоли, от которой лучше как можно скорее избавиться. Теперь она рассказывает сыну правду о камергере Альвинге, но суждения её уже не соль строги: сильная и одаренная натура камергера просто не смогла найти себе достойного применения в этой глуши, и потому единственным выходом для неё оказались чувственные удовольствия. Освальд понимает, о каких удовольствиях говорит мать. При их разговоре присутствует Регина - пусть он знает, что это его сестра. Регина после этих слов поспешно уходит, простившись. Уже собравшись уйти, она узнает о болезни Освальда, и только сейчас он сообщает матери, почему спрашивал о её готовности пойти ради него на все. И для чего он так нуждался в Регине. Он не все рассказывал о заболевании ранее: его дальнейший удел - безумие, уже после второго припадка он навсегда останется бессмысленным животным. Чтобы избавиться от такой обузы, Регина с легкостью дала бы ему спить заготовленный им в бутылочке морфий. Теперь он дает эту бутылочку матери.

Мать утешает сына. Его припадок прошел, дома он обязательно поправится. Здесь ему будет хорошо. После вчерашнего непрерывно моросящего дождя сегодня он сможет увидеть родные места во всей красе. Фру Альвинг гасит лампу у окна. Пусть сын увидит красоту сверкающих под восходящим солнце ледников!

Освальд смотрит в окно, и, не видя солнца, повторяет: "Солнце, солнце". Мать сжимает в руке бутылочку с морфием, глядя на сына.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Привидения». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.