Роль воспитателя в музыкальной деятельности дошкольников. Роль воспитателя в осуществлении процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №68 «РОМАШКА» СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Роль воспитателя

в музыкальном воспитании детей

консультация для воспитателей

Выполнила:

Музыкальный руководитель

Бурцева Е.С.

Старый Оскол

2016г

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных средних и высших учебных заведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

Воспитатель обязан:

Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.

Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.

Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах.

Работая с воспитателем, музыкальный руководитель раскрывает перед ним содержание предстоящих музыкальных занятий. Разучивает практический материал. Конечно, музыкальный руководитель знакомит воспитателей и с теми очередными задачами, которые он ставит в процессе работы над содержанием программы обучения. Это помогает им вместе наблюдать за успехами каждого ребёнка. Выявлять тех детей, кому нужна дополнительная помощь, намечать пути этой помощи.

Кроме того. Такая работа позволяет музыкальному руководителю, учитывая возможности каждого воспитателя, умело использовать его в процессе музыкальных занятий. Бывает так, что один двигается хорошо, а поёт фальшиво. Другой обладает хорошим голосом, но не ритмичен. Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно не убедительны. Если у воспитателя слабые слуховые представления. Недостаточно чистая интонация, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песен хорошо поющих детей, а сам лишь подпевать им. Для слушания музыки он может использовать аудиозапись.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.

Консультация для воспитателей

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

    Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

    Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

    Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

    Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

    Разучивать движения с отстающими детьми.

    Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

    Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

    Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

    Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

    Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

    Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

    Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

    Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

    Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

    Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

    Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

    Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

    Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

    Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

    Следит за дисциплиной;

    Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

    В распевании не участвует

    Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

    Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

    При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

    Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:

    Участвует в показе всех видов движений , давая соответствующие рекомендации детям.

    Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

    Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

    Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

    Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

    Берет одну из ролей в сюжетной игре.

    Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольников

Консультация для воспитателей

Музыкальный руководитель:

КудаеваИ.Е.

Саранск 2013

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.

Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Вот почему всесторонней подготовке педагога, его приобщению к миру музыкального искусства придается очень большое значение.

Воспитателю важно не только понимать и любить музыку научиться выразительно, петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструментах. А самое существенное - уметь применять свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем.

Не меньшую роль играет воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища. Роль педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке. Воспитатель должен активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.

В младших группах должен петь вместе с детьми (не заглушая детского пения).

В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем дает оценку выученному материалу. А также может исполнить новую песню под музыкальное сопровождение.

При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя малышей.

В средней, старшей и особенно в подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывает движения, напоминает построения, дает устные указания в песнях плясках, играх и хороводах.

Воспитатель развивает музыкальное творчество детей: подсказывает тему, распределяет и разучивает роли в музыкальных сказках, играх, драматизациях. Воспитатель руководит самостоятельной музыкальной деятельностью детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс. Воспитатель повторяет и закрепляет выученный на музыкальных занятиях материал. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на других занятиях.

Воспитатель должен соблюдать режим музыкальных занятий и приводить детей в зал на занятия в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой удобной обуви.

Воспитатель должен уделять особое внимание самостоятельной музыкальной деятельности детей, создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, которые способствуют музицированию детей.

Воспитатель заботится об оснащении уголка детскими играми и пособиями, причем многие из них самоделки, отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и набор детских пластинок с записью детских песен, нарядных плясок, мелодий музыкальных сказок, инсценировок. Воспитатель может удовлетворить желание детей послушать музыку, поплясать, поиграть. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но ребенок не должен быть предоставлен самому себе, воспитатель руководит, но косвенно:

1.воспитатель влияет на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду или дома.

2.организует условия, способствующие музыкальной деятельности по инициативе самих детей.

3. воспитатель должен быть тактичным, стать соучастником их игры.

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), основываясь на этих наблюдениях, воспитатель создает для всех оптимальные, наиболее благополучные условия.

Основная линия воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью – это его активное участие в ней.

Итак, за общую постановку музыкальной деятельности отвечает воспитатель.

Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей, дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, даёт советы, оказывает практическую помощь.

Литература

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
  2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.
  3. Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
  4. Михайлова М. А, Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  5. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М,; ВАКО, 2006. – 240 с.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии.

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Для осуществления музыкального воспитания требуется специальная подготовка со стороны воспитателя. Воспитатель получает музыкальную подготовку в колледже, институте, в котором он учится играть на инструменте, петь, танцевать. Знакомясь с основами физкультуры.

Даже при наличии музыкального руководителя, с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкальных занятий в группе в которой он работает. Воспитывая средствами музыки, педагог должен понимать ее всестороннее значение. Воспитатель должен уметь пробудить интерес к музыке, ее содержанию, направлять чувства детей вызываемые музыкой, следить и направлять развитии творческих музыкальных способностей детей.

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание по разделам:пение, движение, слушание, музицирование. Следует, однако сказать, что ни один воспитатель не освобождается от обязанности петь с детьми, проводить танцевальные миниатюры, игры, ит. д. Ссылки на недостаточно развитый слух, на отсутствие голоса и недостаточную подготовленность по движению-очень неубедительны.

В практике имелись случаи, когда воспитатели не обладали музыкальным слухом, все же добивались прекрасных результатов. Роль воспитателя может быть самой разнообразной, в зависимости от программного содержания, которое надо детям освоить. А так же, и от возраста детей группы. Различные разделы музыкальной работы требуют и различного участия в ней воспитателя, так, пение не требует активного вмешательства со стороны воспитателя.

Музыкальный руководитель должен находиться в центре внимания детей. Воспитатель поет вместе с детьми. Причем голос его не должен звучать громче детских голосов. В старших группах и средних, он поет в момент разучивания с детьми, ставиться задача - самостоятельно спеть песню.

Если, воспитатель обладает хорошим голосом, то по договоренности с музыкальным руководителем может исполнить новую песню на занятии. В данном случаи его роль, более ответственна. Наиболее активную роль, воспитатель играет при проведении ритмических движений на музыкальных занятиях. При этом степень его участия зависит, как от содержания задания, так и от возраста детей. Так, в младшей группе воспитатель, непосредственным участием в пляске, в игре, активизирует детей, вносит эмоциональный подъем. Весело хохочут дети, глядя на воспитателя изображающего "медведя", и игра проходит непринужденно. Дружно пляшут они, повторяя за воспитателем. Это, конечно не значит, что дети пляшут, играют, только подражая воспитателю. В известный момент, показ прекращается. И дети действуют уже самостоятельно. Например: дети пляшут знакомую пляску, а воспитатель подбадривая им хлопает в ладоши. В старших группах, активная роль воспитателя уже видоизменяется. Так при проведении игры, воспитатель включается лишь по мере надобности. Если дети затрудняются в движении, воспитатель помогает показом. Например:если ребенок бегает тяжело, воспитатель бегает вместе с ним. Обращая внимание на это, при разучивании движения, воспитатель помогает детям, своим примером становясь с ним рядом, или помогая отдельными указаниями. При этом, воспитатель отмечает, кому из детей надо помочь в дальнейшем. Также это является постоянной сменой видов деятельности, что позволяет постоянно использовать непроизвольное внимание детей.

На празднике в нашем детском саде выступления детей - это разнообразная речевая деятельность.

С точки зрения общей педагогики праздники нужны детям, чтобы отдохнуть и повеселиться, снять эмоциональное и психологическое напряжение.

«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников»

Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Всегда ли воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Осознают ли важность такого участия? Чаще всего, воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – поддерживать дисциплину. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.

ИТАК:

1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.

5.В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал.

6.Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, игр, петь песни и т д.

7.Следить за правильным выполнением детьми движений

8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

9.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Воспитатели должны хорошо понимать, что воспитание гармонично - развитой личности идет прежде всего через музыку. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Воспитателю необходимо знать :

Все программные требования по музыкальному воспитанию,

Музыкальный репертуар, разучиваемый своей группой,

Быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях;

Уметь показывать образцы точного выполнения танцевальных движений, иметь навыки песенного исполнения;

Уметь проводить музыкальные занятия с детьми группы, в случае отсутствия музыкального руководителя,

Разучивать песенный и танцевальный репертуар с отстающими детьми;

Закреплять музыкальные впечатления детей с помощью прослушивания музыкальных произведений в группе, используя средства ТСО.

Использовать музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха, памяти, ритма в самостоятельной деятельности детей;

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности;

Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя песни, танцы, музыкальные игры,

Использовать музыкальное сопровождение в организации занятий и режимных моментов,

Принимать активное участие в проведении музыкальных праздников, развлечений, досугов, кукольных спектаклей;

Готовить подборки поэтического материала к праздникам и развлечениям;

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала к праздникам.

Во время музыкального занятия роль воспитателя различается, в зависимости от частей занятия и задач, от чередования его активного участия или пассивного.

Так, например, во время слушания музыки :

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

При распевании, пении :

1. В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Разучивая и закрепляя музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.