Рубенс "вакханалия". Петер пауль рубенс вакханалия В каком году рубенс написал картину вакханалия

Масло/Холст (1615)

Описание

Динамичны движения персонажей: пышные сатирессы с усилием поддерживают опьяневшего Силена; сатир, висящий на дереве, дразнит тигра; дети с жадностью приникли к груди матери. Густой золотистый тон...

Античная мифология стала одной из главных тем творчества Рубенса. В основе сюжета картины - миф о боге плодоносящих сил природы, растительности и виноградарства Вакхе и его спутниках - Силене, сатирах и вакханках. В эпоху Рубенса считалось, что они выражают телесную, животную сторону человеческой натуры, ведут бездумное существование среди природы, в полной гармонии с ней. Все в картине пронизано ощущением жизенного напора, преизбыточности и великолепия.

Динамичны движения персонажей: пышные сатирессы с усилием поддерживают опьяневшего Силена; сатир, висящий на дереве, дразнит тигра; дети с жадностью приникли к груди матери. Густой золотистый тон пронизывает горячие краски картины, наложенные широкими свободными мазками.

Рубенс.Вакханалия,1615г Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Сегодня мы познакомимся с Вакханалией Рубенса и сравним с другими работами двух предыдущих художников на эту же тему.
Тициан ВАКХАНАЛИЯ http://www.proza.ru/2015/08/05/640
Никола Пуссен. Вакханалия перед изваянием Пана http://www.proza.ru/2015/08/06/1210

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ.

Первую скрипку во фламандском искусстве 17 века играл Питер Пауль Рубенс. Его называли живописцем королей и королём живописи. Он создал свою школу и за всю жизнь написал около 3 000 картин и бесчисленное множество рисунков.Господствующий стилем этой эпохи было барокко.
Рубенс начал рисовать с самого детства. Отто ван Веен стал учителем Рубенса. Античная мифология стала одной из главных тем творчества Рубенса.

ВАКХАНАЛИЯ РУБЕНСА

На картине изображено пиршество в честь бога Вакха или Диониса.Отношение к этому богу- двойственное. С одной стороны, он – бог вина, напитка, который греет и веселит душу и тело. Один из персонажей Еврипида говорит про Вакха:

Придумал он питье из винограда
И смертным дал – усладу всех скорбей.
Когда несчастный соком винограда
Пресытится, забвение и сон
Забот дневных с души снимают тяжесть,
И от страдания верней лекарства нет.

На празднике участвуют козлоногие сатиры и сатирессы. Именно Рубенс стал создателем сатиресс – козлоногих существ женского пола. В античных источниках вместо них представлены вакханки – безумные, опьяневшие красавицы. Интересно, что этот праздник очень часто изображался греками. Но в античной традиции присутствуют ритм, гармония, совершенство тела и движения.

У Рубенса все герои находятся в движении. Силен уже не стоит на ногах и давно бы упал без поддержки сатирессы. Чернокожая сатиресса выливает вино из кувшина, из куста вылезает рогатый сатир и замахивается дубиной, львица машет лапой. Движение несколько затихает в нижнем правом углу, где опьяневшая сатиресса засыпает, но всё же кормит своих сатирят. Но мы поднимаем глаза и видим другого сатира в кустах и движение продолжается вновь.

Рубенс, в отличие от предшественников, отнюдь не стремится изображать совершенного человека. Он пишет человеческое тело, как оно есть, без прикрас.
Интересно проследить, что Рубенс делает с цветом. Он совершенно раскрепощает цвет. Существует мнение, что во всей истории искусств всего лишь три живописца – Тициан, Рубенс и Ренуар – действительно умели изображать человеческое тело. Причём Рубенс делал это особенно.

Давайте присмотримся к сатирессе слева. Девушка переливается, как жемчужина. Она реальная и настоящая. У неё естественный, жизненный изгиб спины, ветерок развевает её локон. Цвет её тела – серо голубой. Даже просвечивает грунт и дополняет цветовую гамму картины.
Рядом Силен. И цвет его тела тоже живой. Но краски совсем другие. И тоже естественные.
Негритянка – новый вызов для Рубенса.Он специально включает её в композицию, чтобы попробовать другой цвет человеческого тела и блестяще с этим справляется.
Мастер вводит красный цвет ткани, это цветовая связкой между Силеном, негритянкой и другим сатиром. Ткань бросает множество разноцветных бликов на живот Силена и на кожу негритянки.

В своей «Вакханалии» Рубенс не изображает никакой морали. Он просто восхищается человеческим телом и немного улыбается, изображая этих сатиров. Они пришли из леса, праздник пройдёт и они снова уйдут в свой лес. Рубенс восхваляет жизнь. Человек – существо, которое находится между всем и ничем, бытиём и небытиём. Рубенс задумывается над этим, он считает, что непременно нужно ловить момент и наслаждаться полнотой жизни.

«Вакханалию» Рубенс написал для себя, совсем не по заказу. И до конца дней она оставалась у Рубенса в доме. В коллекцию ГМИИ картина попала из Эрмитажа.

Интересно, что хотя Рубенс изображал пышные, тучные тела, сам он был необычайным стоиком. Философия стоицизма была очень популярна в те дни. «Если не можешь что-либо изменить, измени своё отношение к этому». Рубенс не только её принял, но и следовал ей. Вставал художник ежедневно в 5 утра. Работал, шёл на мессу, трапезничал, совершал конные прогулки. Во время работы он просил, чтобы ему читали Сенеку, Плутарха, Тацита.

Великий фламандский живописец, глава художественной школы Фландрии XVII века. После смерти отца семья возвратилась в родной Антверпен, где Рубенс учился в мастерских Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена. В 1508 году он получил звание мастера, а в 1600 - отправился в Италию. 1603-1604 годы художник пробыл в Испании, затем снова работал в Италии и только’ осенью 1608 года возвратился в Антверпен. Вскоре им была организована мастерская для выполнения многочисленных заказов, поступавших из разных стран. В 1622-1625 годах художник ездил во Францию, а в АГёриод с 1628 по 1630 - выполнял различные дипломатические поручения в Испании и Англии.

Картина «Вакханалия» воспроизводилась неоднократно на полотнах фламандских живописцев, что свидетельствовало о высокой оценке, данной этому произведению современниками Рубенса. Античная тема празднества в честь бога вина Вакха была выбрана мастером для прославления буйных стихийных сил природы. Главный герой картины, опьяневший Силен, воспитатель Вакха, окружен сатирами, сатирессами и лесными божествами. Хмельное действие вина обнаруживается в разной степени состояния персонажей, через их мимику и пластику фигур. Художника увлекает задача изображения разнообразных мотивов, выражающих эмоциональную жизнь, он расширяет шкалу передачи чувств, вводя зрителя в сферу природного инстинкта. Художник сплетает воедино образы природы и существ, ее олицетворяющих; до ощутимого правдоподобия он передает стремительный бег облаков, твердость почвы, подвижность пушистых крон деревьев, игру окутывающих тела света и воздуха.
Живописная текучесть и чувственно-осязаемая трактовка форм, а также восприятие напряженного пульса жизни как отражение динамики и ритма бытия, по всей видимости, были следствием органического понимания единства мира, которое художник так и не утратил до конца своих дней.
Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1930 году из Государственного Эрмитажа.

История фламандского искусства тесно связана с политическим положением этой территории. К XVI веку Фландрия как государство практически исчезла с карты Европы и была включена в состав Нидерландов. В 1477 году последний правитель Фландрии и Бургундии, герцог Бургундский пал в битве, его дочь вышла замуж за австрийского принца. Внук супружеской четы стал императором Священной Римской Империи Карлом V. В 1555 году он решил уйти в монастырь и разделил земли Нидерландов между братом и сыном. Сын Филипп II свою страну не любил, фламандского языка не знал и стремился изменить в ней многое, если не всё.

В это время на политическую арену Европы выходит Мартин Лютер с идеями церковной Реформации. Народ Нидерландов горячо поддержал его знаменитые “95 тезисов”. Филипп II был разъярён своими поддаными-еретиками и послал в страну испанские войска. Север страны жестоко сражался, юг же пал. Филипп II признал независимость северных территорий, Голландии. В южные земли, бывшую Фландрию, получившую название Католических Нидерландов, он послал инфанту Изабеллу и её мужа Альберта.
Поэтому исторически сложилась огромная разница между голландским и фламандским изобразительным искусством.

Первую скрипку во фламандском искусстве играл Питер Пауль Рубенс. Его называли живописцем королей и королём живописи. Он создал свою школу и за всю жизнь написал около 3 000 картин и бесчисленное множество рисунков.
Рубенс начал рисовать с самого детства. Отто ван Веен (его работа у нас есть) стал учителем Рубенса. Учился Ван Веен в Италии и всё его искусство несколько итальянизировано. Под влиянием учителя Рубенс тоже едет в Италию. Он прожил в этой стране восемь лет.

В Италии он стал довольно знаменит, к нему пришёл успех, появились свои заказчики. Но неожиданно заболела его мать, о чём сообщила в письме сыну. Рубенс вернулся в Антверпен. После смерти матушки у мастера возник вопрос – вернуться в Италию или остаться на родине. И он решает, что в Италии он будет одним из многих. В Антверпене же он станет первым и единственным.

Правители Фландрии, Инфанта Изабелла и её супруг очень полюбили страну и стремились вкладывать в неё деньги. Они строили храмы, заказывали картины. Для выполнения такого объёма работ им очень нужен был придворный художник. Им и стал Питер Пауль Рубенс.

Он был блестящим мастером, который свободно обращался с античностью. На античный сюжет Рубенс написал «Вакханалию».
У посетителей музея, которые впервые видят эту картину, она вызывает отторжение. Как? Как такой мастер мог написать таких безобразных героев? И как это может быть шедевром? И тем не менее, это так.

Рубенс был художником XVII века. В это время уже стали возможны многие вещи, считавшиеся немыслимыми ранее. Господствующий стиль эпохи – это барокко. В энциклопедическом словаре 1726 года, то есть столетие после того, как творил Рубенс, этот стиль определяется, как нечто вычурное, хотя точного определения для этого слова нет. Такие же приёмы использовали мастера при работе с раковинами. Барокко отражает противоречия своего времени. Были сделаны важные научные открытия и люди узнали, что мир совсем не такой, каким они его представляли. Важнейшие географические открытия – Колумб открыл Америку, Магеллан совершил кругосветное путешествие – потрясли устои мировоззрения. И образовалась большая разница между тем, что люди видели вокруг себя и то, что они знали – то есть между видением и знанием. В этом заключалось и противоречие, и трагедия того времени. Это очень важно для понимания искусства XVII века.

Вернёмся к «Вакханалии». На картине изображено пиршество в честь бога Вакха или Диониса. На празднике участвуют козлоногие сатиры и сатирессы. Именно Рубенс стал создателем сатиресс – козлоногих существ женского пола. В античных источниках вместо них представлены вакханки – безумные, опьяневшие красавицы. Интересно, что этот праздник очень часто изображался греками. Но в античной традиции присутствуют ритм, гармония, совершенство тела и движения.

Можно сравнить «Вакханалию» Рубенса с одноимённой работой Тициана.

Итальянский мастер изображает прекрасных и гармоничных людей. Но не следует забывать, что Тициан творил в эпоху Возрождения. Тогда главной была линия. И у Тициана изображена гармония и спокойствие, даже несмотря на веселие. Это отражение прекрасного человека, находящегося в прекрасном мире.

У Рубенса все герои находятся в движении. Силен уже не стоит на ногах и давно бы упал без поддержки сатирессы. Чернокожая сатиресса выливает вино из кувшина, из куста вылезает рогатый сатир и замахивается дубиной, львица машет лапой. Движение несколько затихает в нижнем правом углу, где опьяневшая сатиресса засыпает, но всё же кормит своих сатирят. Но мы поднимаем глаза и видим другого сатира в кустах и движение продолжается вновь.
В композиции царит асимметрия и волнообразная линия, она идёт ниспадающими и восходящими волнами. Волнообразная линия приходит на смену ровной линии, а асимметрия – симметрии.

Рубенс, в отличие от предшественников, отнюдь не стремится изображать совершенного человека. Он пишет человеческое тело, как оно есть, без прикрас. Сам Рубенс всегда говорил о том, что нельзя брать античный мир и просто перекладывать его в XVII век. В XVII веке люди стали совершенно другими.

Интересно проследить, что Рубенс делает с цветом. Он совершенно раскрепощает цвет. Существует мнение, что во всей истории искусств всего лишь три живописца – Тициан, Рубенс и Ренуар – действительно умели изображать человеческое тело. Причём Рубенс делал это особенно.

Делакруа, когда приезжал в Антверпен, чтобы познакомиться с живописью Рубенса, просил принести лестницу, чтобы приблизиться к огромным полотнам мастера и лучше рассмотреть, как Рубенс изображает тело.


Вот юная сатиресса – она живая! Девушка переливается, как жемчужина. Она реальная и настоящая. У неё естественный, жизненный изгиб спины, ветерок развевает её локон. Цвет её тела – серо голубой. Даже просвечивает грунт и дополняет цветовую гамму картины.

Рядом Силен. И цвет его тела тоже живой. Но краски совсем другие. И тоже естественные.

Негритянка – новый вызов для Рубенса. Он специально включает её в композицию, чтобы попробовать другой цвет человеческого тела и блестяще с этим справляется.

Мастер вводит красный цвет ткани, это цветовая связкой между Силеном, негритянкой и другим сатиром. Ткань бросает множество разноцветных бликов на живот Силена и на кожу негритянки.

И если обращаться к аллегориям, то здесь они тоже есть. В те времена художники изображали многие символические вещи и истолковывали по-своему, изображали то или другое чувство. Существовали специальные словари для расшифровки того или иного символа. Во многих картинах были зашифрованы целые послания и люди со словарями стояли и разгадывали эти ребусы. Вакханалия – праздник урожая, праздник в честь природных сил и плодородия. Поэтому в композицию включены созревшие плоды. Рубенс проводит аналогию между плодами и сатиресссой, кормящей сатирят – она, как созревший плод.

В своей «Вакханалии» Рубенс не изображает никакой морали. Он просто восхищается человеческим телом и немного улыбается, изображая этих сатиров.
Они пришли из леса, праздник пройдёт и они снова уйдут в свой лес. Рубенс восхваляет жизнь. Человек – существо, которое находится между всем и ничем, бытиём и небытиём. Рубенс задумывается над этим, он считает, что непременно нужно ловить момент и наслаждаться полнотой жизни.
Основной, серый цвет композиции скользит по всему полотну. Это мощный, светящийся, звуковой аккорд.
«Вакханалию» Рубенс написал для себя, совсем не по заказу. И до конца дней она оставалась у Рубенса в доме. В коллекцию ГМИИ картина попала из Эрмитажа.

Интересно, что хотя Рубенс изображал пышные, тучные тела, сам он был необычайным стоиком. Философия стоицизма была очень популярна в те дни. «Если не можешь что-либо изменить, измени своё отношение к этому». Рубенс не только её принял, но и следовал ей. Вставал художник ежедневно в 5 утра. Работал, шёл на мессу, трапезничал, совершал конные прогулки. Во время работы он просил, чтобы ему читали Сенеку, Плутарха, Тацита.

Рубенс было очень счастливым человеком. Он умер до войны. И хотя он был чрезвычайно знаменит, ни слава, ни роскошь не испортили его. Рубенс – маг, волшебник, который простой краской создавал живые фигуры.