Сценарий театрализованной постановки по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

«Война и мир» - это третья опера Сергей Сергеевич Прокофьева, в основу которой положен роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого. Отмечу, что сначала мир увидел концертное исполнение этого произведения в 1944, а лишь потом в 1946 состоялась премьера на сцене. В стране бушевала самая настоящая война, и дела до опер не было.

Вместить огромный роман Толстого в рамки одного оперного произведения было очень непросто. Тем интереснее, что над либретто к опере Прокофьев работал сам, вместе с женой М. Мендельсон-Прокофьевой. Работа была проделана просто колоссальная, что и говорить. Все отмечают, что Прокофьеву удалось создать настоящий шедевр.



Как вы все знаете, в этой опере с самого начала взаимодействуют две основные темы. Одна рассказывает об обществе перед нашествием Наполеона, а другая посвящена предмету гораздо более тонкому и лиричному - любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского.

Все знают знаменитый лирический вальс первого бала Наташи, в котором прекрасно показано трогательное отношение девушки к своему любимому, её смятение. Параллельно с этим звучит рассказ о представителях поместного дворянства, которые готовы проявить свою верность долгу и честность перед лицом надвигающейся катастрофы. Этот вальс потом появляется в опере несколько раз в различных вариациях, возвращая нас к судьбоносным событиям.

А вот на балу у Элен Безуховой звучит уже совсем другой вальс, который рисует совсем другие чувства, раскрывает Курагина и Долохову, лишенных настоящих чувств к родине.

Музыка в этой опере раскрывает тему патриотизма, народа, объединившегося для борьбы с общим врагом. Вспомните хотя бы сцену смотра Кутузовым русской армии. Очень мажорная, динамическая мелодия передаёт желанную победу над французами. Но это все, конечно, не так привлекает, как образ Наташи, который в оперекак нельзя более близок к оригинальному образу, придуманному Толстым.

Многие утверждают, что в этой опере Прокофьев выступает прямым наследником Глинки, Мусоргского, Чайковского и других великих русских композиторов. Это действительно уникальное патриотическое произведение, написанное в очень сложное для страны время, ставшее настоящим шедевром мировой культуры.

В 2012 году мы празднуем 200-летия Отечественной войны 1812 года и ничуть не удивительно, что режиссеры обратили внимание на легендарное произведение русского композитора.

28 марта 2012 года в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится премьера новой постановки величайшей оперы XX века - музыкальной эпопеи Сергея Прокофьева «Война и мир». Именно на этой сцене в 1957 году состоялась московская премьера произведения. Тогда постановкой руководил выдающийся российский дирижер Самуил Самосуд - один из главных пропагандистов оперы ХХ века.


В интервью Арефьев говорит по поводу новой постановки следующее:

«Достоверность бывает разная. Для меня достоверность заключается, прежде всего, в достоверности ощущений и ожиданий, которые появляются, когда мы читаем роман Толстого или слушаем музыку Прокофьева. И у каждого эти ощущения и ожидания свои. Абсолютной подлинности, если иметь в виду историческую аутентичность, сегодня добиться невозможно — это я знаю наверняка. Во многом потому, что люди другие. Все дело в нюансах: например, ожидать, что все участники нашего проекта могут так же легко и непринужденно носить одежду времени так, как ее носили в начале XIX века, было бы слишком наивно. Или ткани. Наверное, возможно создать в точности такую ткань, какой она была в те далекие времена, но это дело хлопотное, затратное. Да и нужно ли?

Мы отдаем себе отчет в том, что сегодня к нам может прийти зритель любого уровня подготовленности, и мы рады всем. Театр — помимо того, что это площадка, где реализуются художественные проекты и амбиции, — это еще и публичный объект гуманитарных знаний. Гуманитарной помощи, если хотите. И театр должен делиться своими знаниями с теми, кто этими знаниями не обладает ».

А вот что по поводу образа Наташи говорит тёзка литературной героини и исполнительница её роли Наталья Петрожицкая:

«Когда взяла партию, подумала: «Боже, ну что ты за дурочка такая, Наташа - тут есть один, здесь другой, куда тебя несет?». А потом я ее поняла, ей это было нужно и все интересно. Когда в шестой картине, она просит Пьера, чтобы он передал Болконскому, чтобы он простил ее я честно плачу. Мне так стыдно в этот момент. Мама дорогая, что же я натворила ».



Нам обещают фантастическое зрелище, с шикарными костюмами, отличным оформлением и потрясающими голосами. Не уверен, что попаду на премьеру, но буду очень рад услышать отзывы тех, кто побывал. В любом случае, постановки таких колоссальных произведений пропускать не рекомендуется.

Премьера прошла в рамках IV «Санкт-Петербургского международного культурного форума» 14 декабря. Эпопею о жизни русского общества эпохи Отечественной войны 1812 г. поставил московский режиссер Виктор Рыжаков, решивший создать авторский путеводитель по одному из самых известных русских романов.

Художественный руководитель Центра имени Всеволода Мейерхольда, режиссер и педагог Школы-студии МХАТ Виктор Рыжаков был приглашен на постановку из Москвы. Совместно с Татьяной Уфимцевой он стал автором инсценировки, которую петербуржцам предстояло увидеть 14 декабря. В релизе он признался: «…процесс работы над спектаклем стал еще одной возможностью исследования толстовской истории, которая в свое время стала для всего человечества необъяснимо важной и притягательной. Сегодня нам необходимо перевернуть представление о романе и сломать накопившиеся в сознании стереотипы, затрудняющие общение современного человека с этим текстом».

Одну из главных ролей сыграла легенда российского и советского кино и театра БДТ, народная артистка СССР Алиса Фрейндлих. Ее персонажем стала Наталья Ильинична, которой нет в романе «Война и мир», но ее реплики, комментарии и сам ее персонаж в спектакле ключевой, так как является связующим звеном между прошлым и настоящим и между сценами, которые разыгрывают артисты. И если сам спектакль Виктор Рыжаков называет «путеводителем по роману», то персонаж великолепной Алисы Фрейндлих как нельзя лучше вписывается в концепцию спектакля-экскурсии. Она общается со зрителем напрямую, в отличие от других персонажей. Она все время на переднем крае сцены: то читает строки из «Войны и мир», то, иллюстрируя предпосланную спектаклю речь Рыжакова о плохом понимании нашими современниками истинного смысла романа Толстого, зачитывает отрывки из анекдотичных сочинений школьников. Кроме Алисы Фрейндлих в постановке задействованы такие актеры, Георгий Штиль (Митенька, Алпатыч), Ируте Венгалите (графиня Ростова), Василий Реутов (князь Василий), Марина Игнатова (княгиня Друбецкая), Анатолий Петров (князь Болконский), Евгений Славский (Андрей), Варвара Павлова (княжна Марья), Екатерина Страрателева (Элен) и другие.

Спектакль назван «путеводителем по роману» и демонстрирует зрителю лишь отдельные его эпизоды и некоего ожидаемого трехчасового эпичного действа здесь не случается — спектакль длится чуть больше двух часов. В спектакле зритель не увидел Наташи Ростовой, которой не нашлось места среди тех 26 персонажей (из 559 героев толстовских в романе «Война и мир»), которых режиссер решил вывести на сцену. Виктор Рыжаков стремился сломать стереотипы, затрудняюшие общение современников c романом и Наташа Ростова, видимо, как раз «затрудняла» и была лишней в этой концепции… Что касается визуальной составляющей постановки, то зритель увидел не роскошь исторических костюмов и интерьеров российского дворянства, а черно-белые, стилизованные под исторические, костюмы с небольшими алыми деталями. Белые мятые полотна фона в спектакле — для анимации, то перемещающей нас вслед за героями в бальные залы или дома семей романа Толстого, то просто демонстрирующей сменяющие друг друга бледные цвета, линии, за которыми можно угадывать то фигуры, то интерьеры, то узор полудрагоценных камней, которыми отделывали элементы декора в старину.

Как признался одному из телеканалов заслуженный артист России, исполнитель роли Пьера Безухова Андрей Шарков: «Мы существуем на сцене для рассказа-перессказа, погружение в роман Толстого в короткий промежуток времени. Пытаться все это проигрывать совершенно глупо». Может быть, поэтому спектакль не поражает эмоциональностью и не слишком задевает чувства. Катарсиса здесь ждать не стоит. Наверное, именно из-за иной задачи режиссера — пересказать, а не перестрадать, пережить. В рамках решения этой задачи зрителям презентуются не толстовские глубокие, мятущиеся, меняющиеся герои, а некие условные характеры, условность которых подчеркивается гримом-маской и происходящее на сцене скорее напоминает театр масок, а движения героев похожи на движения кукол в кукольном театре. Но это теперь уже не такие театральные новации, которые способны взбудоражить публику.

Если говорить о музыкальном оформлении, спектакля, то его как такового фактически нет. В разных ритмах только звучит речь героев: то стаккато, то легато, то форте, то фортиссимо, то пиано. Лишь в конце спектакля при приглушенном, почти погашенном свете звучит хор, как «стройный хор музыки», который слышится в романе Пете Ростову во сне, как «сопряжение» всего со всем, имитирующий толстовскую музыку сфер, выражающую «геометрию согласия», звуковой образ единения человека с миром.

В целом, хотя режиссеру и хотелось уйти от стереотипа школьного восприятия «энциклопедии русской жизни», но целевая аудитория этого спектакля как раз — школьники и взрослые, «прогулявшие» в свое время уроки литературы, но никак не те, кто является ценителем русской литературы в целом и Толстого в частности. Им подобного рода путеводитель не только не нужен (никто не будет читать краткий пересказ романа, который знает и никто не будет покупать путеводитель по Санкт-Петербургу, например, если живет здесь уже много лет), но и есть шанс, что для них он станет определенным разочарованием. Почему? Потому, что чтобы еще и «перевернуть представление о романе и сломать накопившиеся в сознании стереотипы», нужно прибегать к другому жанру, нежели краткий пересказ. С задачей же путеводителя для тех, кто так и не прочел роман или никак не запомнит, кто же из семьи Курагиных, а кто из Ростовых, кто в кого влюблен и кто на ком женат, спектакль прекрасно справляется, а значит, основные цели постановщиков достигнуты и это главное.

Е. Митрофанова

Фото предоставлены пресс-службой театра

Сценарий спектакля «БАЛ 1812.СЦЕНЫ»

(по мотивам романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

ФОНОГРАММА 1. Сцена «БАЛ». Занавес открывается, фонограмма звучит тише.

1. Светский раут. Элементы танца. Танцевальные движения.

Пары поочередно выходят на авансцену, говорят текст и двигаются дальше.

Я думала, что нынешний праздник отменен.

Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили.

Признаюсь, все эти праздники и фейерверки становятся несносны. Что решили по случаю депеши?

Решили, что Бонапарт сжег свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши.

Ах, не говорите мне про Австрию! Я ничего не понимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас.

Россия одна должна быть спасительницей Европы. Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире, и он так добродетелен и хорош, что Бог не оставит его, и он исполнит свое призвание.

На кого нам надеяться? Англия с своим коммерческим духом не поймет и не может понять

Всю высоту души императора Александра.

Они не могут понять самоотвержения нашего императора, который ничего не хочет для себя, все хочет для блага мира. И что они обещали? Ничего.

Что обещали, и того не будет! Пруссия уж

Объявила, что Бонапарт непобедим и что вся Европа ничего не может против него...

Я верю в одного Бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасет Европу! А Вы как считаете, князь?

ФОНОГРАММА УБИРАЕТСЯ,

Я думаю, -- сказал князь улыбаясь, -- что ежели бы вас послали вместо нашего милого Винценгероде, вы бы взяли приступом согласие прусского короля. Вы так красноречивы.

ФОНОГРАММА 2. Сцена «НАТАША РОСТОВА».

звучит музыка, появляется Наташа. танец Наташи. После танца Андрей подходит к Наташе. Фонограмма становится тише.

Андрей: vous etes au bal pour la premiere fois? ca vous plait ici?

Наташа: ici.c est tres yoli.

Андрей: vous voule danser ?

Наташа: avec vous…

ТАНЕЦ Андрея и Наташи.

Андрей и Наташа стоят вместе, остальные выходят и проходят мимо них поочередно. Обсуждение. Танцы.

ФОНОГРАММА 2. Музыка звучит ТИШЕ.

Вы слышали новость: Андрей Болконский помолвлен с Наташей Ростовой.

Неужели?

Он так влюблен.

А она?

Не знаю, она думает, что любит его.

Когда венчание?

Пока они не торопятся.

Танец продолжается, затем все снова замирают. Андрей и Наташа в центре сцены.

Любите ли вы меня?

Да, да. Что с вами?

Ах, я так счастлива…

Простите меня, но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.

Я должен уехать…

Надолго?

Год. Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны, если вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы…

Зачем вы это говорите? -- перебила его Наташа. -- Вы знаете…

В год вы узнаете себя...

Целый год! Да отчего ж год? Отчего ж год?... И нельзя иначе?

Я должен уехать, вы же понимаете…

Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! -- вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. -- Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. -- Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.

Нет, нет, я все сделаю, -- сказала она, вдруг остановив слезы, -- я так счастлива! Уже?

Андрей уходит. Звучит музыка, фонограмма-2 продолжается , пары двигаются вокруг Наташи, которая стоит в центре, после танца она отходит. ФОНОГРАММА-2 ЗАКАНЧИВАЕТСЯ

ТЕКСТ: Наташа скучает по Андрею?

До свадьбы осталось 4 месяца.

ПОСЛЕ ТЕКСТА ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА 3 (Романс «ДВЕ РОЗЫ»)

Звучит романс «ДВЕ РОЗЫ».После романса пары поочередно выходят на авансцену.

Элементы танца, пары выходят на авансцену.

Наташа отказала своему жениху без ведома родителей.

Причиной этого отказа был Анатоль Курагин.

Променять Болконского на дурака Анатоля? Не могу этого понять…

Она хотела бежать с ним в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.

Как обвенчаться? Он женат!

Час от часу не легче. Вот мерзавец! Надо сказать ей.

Наташа стоит одна, поочередно к ней подходят люди, что-то говорят, может приглашают танцевать. Она отрицательно качает головой, отходит, стоит отдельно от всех.

ФОНОГРАММА 1. ТАНЕЦ ОБЩИЙ.

Все выходят на авансцену. ФОНОГРАММА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.

Что это?

Где?

А ведь это пожар!

Да Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли.

Смотрите, как полыхает. Это, господа, в Москве пожар: либо в

Сущевской, либо в Рогожской..

Ах, какой ужас! Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно,

Посмотри, Наташа, как ужасно горит.

Что горит? - спросила Наташа. - Ах, да, Москва.

Звучит музыка, Наташа берет шинель Андрея.

Ты озябла. Ты вся дрожишь.

Он скоро будет…

Кто?

Он. Андрей.

Я скоро увижу его, он здесь. Князь Андрей тяжело ранен. Можно ли мне видеть его? Опасно ли он ранен? Скоро, уже скоро, я снова увижу его…. Мне страшно. Что я увижу? Такой ли он, какой был или ……

Наташа застывает с шинелью. На авансцену выходят пары:

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постоянном беспамятстве.

Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание.

Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание.

Когда его перенесли из коляски и уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и попросил Евангелие.

Все смотрят в сторону, откуда появляется Андрей. Он выходит и садится на авансцену. Все становятся вокруг него.

Андрей: В первый раз я вспомнил, что был ранен, когда коляска остановилась в Мытищах, потом я потерял сознание. Очнулся в избе, и вспомнил почему-то ту минуту на перевязочном пункте, когда увидел Курагина, при виде страданий ненавистного человека, пришли в голову новые, сулившие мне счастье мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели душой. Я вспомнил, что у меня теперь новое счастье и что это счастье имело что-то такое общее с Евангелием. От боли я снова потерял сознание и очнулся уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг.

ФОНОГРАММА-4.монолог-1.

Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, Счастье, находящееся вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!

Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его может только один бог.

Да, любовь, но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та

любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих, любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого, можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого-то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он... Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. Больше всех я ненавидел ее… Наташу. Только сейчас я понял ее чувства, ее страданья, стыд, раскаянье. В первый раз я понял жестокость своего разрыва с нею. Ежели бы мне было возможно только

еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать..."

Музыка заканчивается. Все расступаются, пропуская Наташу, она подходит к Андрею и становится на колени.

Он улыбнулся и протянул ей руку. Наташа садится рядом.

Вы? - сказал он. - Как счастливо!

Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях

и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее,

чуть дотрагиваясь губами.

Простите! Простите меня!

Я вас люблю, - сказал князь Андрей.

Простите...

Что простить? - спросил князь Андрей.

Простите меня за то, что я сделала, - чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрагиваясь губами, целовать руку.

Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, - сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.

Они держаться за руки. Постепенно встают и идут в центр сцены.

ФОНОГРАММА-2.

Пары:

Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор

должен был признаться, что он не ожидал от девицы такой твердости, и такого искусства ходить за раненым.

Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог умереть во время дороги на руках ее дочери, она

не могла противиться Наташе.

Ей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены,

Хотя, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией

заслонял все другие предположения.

ФОНОГРАММА 2.

Снова танцы, все двигаются вокруг Наташи и Андрея.

После танца все останавливаются и идет текст Андрея и Натальи.

Андрей: Никто не дает мне той мягкой тишины... того света. Наташа , я слишком люблю вас. Больше всего на свете.

Отчего же слишком?

Отчего слишком? Как вы думаете, буду я жив? Как вам кажется?

Я уверена, я уверена! -- почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.

Он помолчал.

Как бы хорошо! -- И, взяв ее руку, он поцеловал ее.

ФОНОГРАММА 2,СНАЧАЛА.

Общий танец.

после танца, они застывают в центре сцены, актеры выходят и

Останавливаются на авансцене, закрывая Андрея и Наташу.

ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ФОНОГРАММА

Когда одетое, омытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.

Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше.

Старый граф плакал о том, что скоро ему предстояло сделать тот же страшный шаг.

Наташа и княжна Марья плакали от осознания простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Звучит фонограмма 5.

Все расступаются, монолог2.

На авансцену выходит АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ

Туман начинал расходиться и виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Стрельба становилась сильнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг неожиданно перед нами. Французы атаковали батарею и, увидев

Кутузова, выстрелили по нему. С этим залпом упало несколько солдат, а прапорщик, державший знамя, выпустил его из рук. Солдаты без команды стали стрелять. Князь Андрей уже соскочил с лошади и бежал к знамени, с наслаждением слушая свист пуль, направленных на него. «УРА»-закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, он побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

Тронулся один солдат, другой, и весь батальон с криком «УРА», побежал вперед и обогнал его. Князь Андрей слышал над собой свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него падали солдаты. Но он не смотрел на них, а вглядывался в то, что происходило на батареи. Кто-то со всего размаха крепкой палкой ударил его в голову. Что это, я падаю?-подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидеть, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, но он ничего не видел. Над ним не было ничего, кроме неба, высокого неба, неясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. Как тихо, спокойно, торжественно, совсем не так, как я бежал,_ подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и дрались, совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Князь Андрей лежал, истекая кровью, и сам того не зная, стонал тихим, жалобным, детским стоном. К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал как долго продолжалось его забытье. Вдруг он почувствовал себя живым и страдающим от жгучей боли в голове. ГДЕ ОНО, ЭТО ВЫСОКОЕ НЕБО, КОТОРОГО Я НЕ ЗНАЛ ДО СИХ ПОР. ГДЕ Я? Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было все тоже высокое небо с плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видел тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились. Это был Наполеон с двумя адьютантами.

« Voila une belle mort… Вот прекрасная смерь», сказал Наполеон, глядя на Болконского. Андрей понял, что это было сказано о нем, и что это говорит Наполеон. Он слышал эти слова, но не интересовался ими. Ему жгло голову, он чувствовал, что истекает кровью, и он видел над собой далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон-его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнению с тем, что происходило теперь между его душей и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками. Ему казались так ничтожны все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему этот герой, с его мелким тщеславием и радостью победы, в сравнению с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожестве величия, о ничтожности жизни и о смерти.

Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились Андрею: лицо мамы, склоненное над ним, Пьер на пароме, девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, луна. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, надо чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили мы независимо друг от друга»-подумал князь Андрей, он ощутил себя частью огромной великой страны, и боль за эту страну была сильнее и острее его собственной боли. Эта боль героев войны, матерей, простых людей, эта боль и любовь помогут сохранить ее, эту великую, не побежденную, удивительную Россию.

(На экране лица людей- сцены боя, перемежаются с мирными кадрами и лицами людей, простые крестьяне, герои-защитники, Кутузов, Ушаков, маленькие дети и т. д.Звучит музыка)


© Вадим Лапин / Предоставлено Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Опера Сергея Прокофьева «Война и мир» - не просто опера. И от публики, и от труппы она требует специальных усилий. Как ни ужимал композитор со своей женой-либреттисткой Мирой Мендельсон роман Льва Толстого в оперный формат, но произведение, которое знаменито несколькими щемящими темами, получилось длинное и невероятно многолюдное. Для любого театра поставить эту оперу - некоторый поступок (такой, кстати сказать, собираются совершить Даниэль Баренбойм с Дмитрием Черняковым по случаю открытия после реконструкции берлинской Staatsoper ).

Однако смысл поступка, который совершил Театр Станиславского и Немировича-Данченко, мне за весь долгий вечер так и не удалось толком расшифровать. Конечно, на дворе 2012 год - 200-летие сами понимаете чего. Конечно, с этим творением довольно позднего Прокофьева театр связывают многочисленные приятные воспоминания. Именно здесь в 1957 году прошла премьера полной версии оперы из 13 картин. Именно балетмейстер «Стасика» Владимир Бурмейстер в 60-е годы ставил хореографические сцены в знаменитой киноверсии романа Толстого, снятой Сергеем Бондарчуком. А в парижской постановке оперы, осуществленной в 2000 году, пели несколько солистов московского театра во главе с Ольгой Гуряковой в роли Наташи Ростовой.

© Олег Черноус / Предоставлено Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

В новорожденной продукции «Стасика» тоже есть чудесная Ростова - Наталья Петрожицкая. Еще прекраснее - Пьер Безухов в исполнении приглашенного Николая Ерохина. Но в целом театр неплохо обошелся собственными силами, а ведущие солисты, понимая экстремальность ситуации, не стеснялись выходить в ролях «кушать подано», иногда в самом прямом смысле слова (Вячеслав Войнаровский в качестве наполеоновского повара появляется с дымящимся супом). Приятно было послушать обоих полководцев враждующих армий - Кутузова в исполнении Дмитрия Ульянова и Наполеона - Арсена Согомоняна. Во втором действии (там, где война) прямо по-гергиевски раззадорился оркестр под управлением Феликса Коробова, и хор показал свою стать. В первом действии (там, где мир) театр демонстрировал сплоченность оперной и балетной трупп, и император Александр Первый (Виктор Дик) со своим адъютантом (Владимир Фомин) изящно прыгали по сцене среди изумленных придворных.

Однако какой-то сильной и, главное, эмоциональной общей идеи, цементирующей все многообразие продемонстрированных возможностей, все равно не выковывалось. Рискну предположить, что постановщики пошли на некий эксперимент - в театре режиссера Тителя попытались создать антирежиссерский, антипсихологический, антиконцепционный спектакль. Причем постановщиком как раз был сам Александр Титель - вместе с художником Владимиром Арефьевым и художницей по костюмам Ольгой Поликарповой. И если это допустить, то не имеет смысла горевать по поводу бесхитростности пересказа хрестоматийного сюжета, отсутствию психологических подробностей, бесконфликтной стерильности и мира и войны, подчеркнуто дистанцируемых от каких бы то ни было реальных проблем.

И мир и война помещены в неизменное анонимное белое пространство, красивое своей пустынностью в первом действии и теснотой во втором. Только в самом начале (сцена в ночном Отрадном) оно закрывается на авансцене отвесной стеной, из которой выползают два минималистских балкона без перил. На них, над оркестровой пропастью, находятся князь Болконский и Наташа с Соней - вроде как держась для страховки за тайные ручки в стене. И в такой отчаянной, но визуально выигрышной ситуации звучит самая красивая и безмятежная музыка оперы - дуэт девичьих голосов.

© Вадим Лапин / Предоставлено Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Все остальное время сцена открыта. В огромном павильоне происходит и первый бал Наташи Ростовой, и Бородинское сражение, и бред князя Андрея, и много чего еще. Дизайнерски расставлены элегантные знаки эпохи - полосатые ампирные стулья, безразмерные диваны, покоящиеся на боку хрустальные люстры, красавицы в струящихся платьях и военные из энциклопедий по истории костюма. {-tsr-}Маленькими и большими группами они то и дело застывают в мастерском свете Дамира Исмагилова, вызывая восхищение зала и, надо думать, фотографов.

Перечитывать всегда актуального Толстого, а заодно смотреть репортажи из горячих точек планеты и очередной провокационный сериал Гай Германики про нынешние семейные ценности - это вы будете дома. А здесь - ничего личного, только любование картинками, сделанными не без эстетства, и радость за безграничные возможности труппы. ​