Синтаксис интересные факты. Что такое синтаксис в русском языке определение

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка

Валгина Н.С.

Синтаксис современного русского языка: Учебник

М.: Агар, 2000. 416 с. 10000 экз.

Учебник содержит программный материал по всем разделам курса синтаксиса современного русского языка: словосочетанию; простому и сложному предложению; сложному синтаксическому целому (межфразовому единству) и абзацу.

Даны оценки синтаксических единиц с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей. Рассмотрены грамматическое строение синтаксических единиц, их значение и функции в речи, а также практика употребления. Последовательно проведен принцип семантико-структурного описания словосочетаний и предложений и условий их функционирования.

Определены принципы русской пунктуации и основные функции знаков препинания с учетом современной практики печати.

ISBN 5-89218-113-8

© Н.С. Валгина, 2000

© Издательство «Агар», 2000

Предисловие

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Предложение и его признаки

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

2. Краткая история вопроса

3. Словосочетание и его отношения к слову и предложению

4. Количественно-структурные типы словосочетаний

5. Лексико-грамматические типы словосочетаний

5.1. Глагольные словосочетания

5.2. Именные словосочетания

5.3. Наречные словосочетания

6. Словосочетания свободные и несвободные

7. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания

8. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении

9. Виды синтаксической связи в словосочетании

10. Виды синтаксической связи в предложении

11. Компоненты словосочетания и члены предложения

ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

12. Общие сведения

13. Предложения реальной и ирреальной модальности. предложения утвердительные и отрицательные

14. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

15. Восклицательные предложения

16. Распространенные и нераспространенные предложения

17. Двусоставные и односоставные предложения

18. Полные и неполные предложения

19. Простые и сложные предложения

СТРОЕНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

20. Главные члены двусоставного предложения

21. Второстепенные члены предложения, их синтаксические функции

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

22. Выражение подлежащего различными частями речи

23. Подлежащее, выраженное словосочетанием

ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

24. Общий принцип классификации сказуемых

25. Простое глагольное сказуемое

26. Осложненное глагольное сказуемое

27. Составное глагольное сказуемое

28. Именное сказуемое и виды связок в нем

29. Именная часть сказуемого

30. Смешанное сказуемое

31. Сказуемое, выраженное наречием и междометием

32. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

33. Краткая история вопроса

34. Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения

35. Определения согласованные и несогласованные

36. Приложение

37. Способы выражения дополнений

38. Виды дополнений и их значения

39. Дополнения в действительных и страдательных оборотах

40. Способы выражения обстоятельств

41. Виды обстоятельств по значению

ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

42. Порядок слов и его роль в организации речи

43. Синтаксическое и актуальное членение предложения. порядок слов и контекст

44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый

45. Грамматическая значимость порядка слов

46. Порядок расположения членов предложения

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

47. Общие сведения об односоставных предложениях

48. К истории вопроса об односоставных предложениях

49. Определенно-личные предложения

50. Неопределенно-личные предложения

51. Обобщенно-личные предложения

52. Безличные предложения

53. Инфинитивные предложения

54. Номинативные предложения

55. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями

55.1. Именительный падеж в роли простого наименования

55.2. Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения

55.3. Изолированно употребленные именительные падежи

56. Генитивные предложения

СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

57. Общие сведения

58. Типы слов-предложений

НЕПОЛНЫЕ И ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

59. Общие сведения о неполных предложениях

60. Типы неполных предложений

61. Неполные предложения в диалогической речи

62. Эллиптические предложения

63. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

64. Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения

65. Однородные главные члены предложения

66. Форма сказуемого в предложениях с однородными подлежащими

67. Однородные второстепенные члены предложения

68. Однородные и неоднородные согласованные определения

69. Форма определяемого слова при нескольких определениях, соединенных союзами

70. Союзы при однородных членах предложения

71. Предлоги при однородных членах предложения

72. Обобщающие единицы при однородных членах предложения

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

73. Общие понятия

74. Из истории вопроса об обособленных членах предложения

75. Обособленные согласованные и несогласованные определения

76. Обособленные приложения

77. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

78. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями

79. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

80. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

81. Смысловые и стилистические функции обособленных членов предложения

ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

82. Общие сведения

83. Вводные слова и сочетания слов

84. Вводные предложения

85. Вставные конструкции

ОБРАЩЕНИЕ

86. Понятие об обращении

87. Способы выражения обращений

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

88. Краткая история вопроса

89. Сущность присоединения

90. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций

90.1. Союзные присоединительные конструкции

90.2. Бессоюзные присоединительные конструкции

91. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

92. Понятие о сложном предложении

93. Общая классификация сложных предложений

94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

95. Структура сложносочиненных предложений

96. Типы сложносочиненных предложений

97. Предложения с соединительными союзами

98. Предложения с противительными союзами

99. Предложения с разделительными союзами

100. Предложения с градационными союзами

101. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

102. Общие сведения

103. Краткая история вопроса

104. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточной

105. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

106. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений

107. Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью

107.1. Присубстантивно-определительные предложения

107.2. Приместоименно-определительные предложения

108. Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью

108.1. Изъяснительные придаточные с союзным подчинением

108.2. Изъяснительные придаточные с относительным подчинением

108.3. Употребление соотносительных слов при изъяснительных придаточных

109. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

109.1. Сложные предложения с отношением одновременности

109.2. Сложные предложения с отношением разновременности

110. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места

111. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

112. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени

113. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной

114. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

115. Сложноподчиненные приложения с придаточной частью уступительной

116. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия

117. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

118. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной

119. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями

120. Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

121. Общие сведения

122. Виды бессоюзных сложных предложений

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗ ДВУХ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ

123. Общие сведения

124. Многочленные сложные предложения

124.1. Предложения с сочинительной связью

124.2. Предложения с подчинительной связью

124.3. Предложения с бессоюзной связью

125. Сложные синтаксические конструкции

126. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций

127. Период

СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

128. Общие сведения

129. Структурные особенности сложных синтаксических целых

130. Общие сведения

131. Абзац и сложное синтаксическое целое

132. Абзац в диалогической и монологической речи

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

133. Понятие о чужой речи и способах ее передачи

135. Косвенная речь

136. Несобственно-прямая речь

ПУНКТУАЦИЯ

137. Понятие о пунктуации и история ее изучения

138. Три принципа русской пунктуации

139. Основные функции знаков препинания

140. Особенности пунктуации, связанные с функциональным назначением текста

142. Историческая изменяемость пунктуации

СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью: с изъяснительной придаточной частью при переходном глаголе, с определительной присубстантивной частью и другие, так как такие придаточные распространяют не всю подчиняющую часть предложения, а отдельное слово в ней (или словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. Наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени, причем теми же свойствами, которые определяют возможность согласуемого прилагательного или причастия, а также несогласованной формы обозначения признака в составе словосочетания или наличие согласованного обособленного определения в простом осложненном предложении; так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола. Ср., например: Дагни почувствовала порыв воздуха, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. - Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться (Пауст.); Вокруг полянки, на которой сидели ребята, пышно росли береза, осина и ольха! (Пан.). - Вокруг полянки, с сидящими на ней ребятами, пышно росли береза, осина и ольха; Проходя через двор, Сережа увидел, что ставни на его окнах тоже закрыты (Пан.). - Сережа увидел закрытые ставни...

Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова - форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно.

Форма слова - это прежде всего элемент словосочетания. Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание. Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб (Бун.). Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи, синтаксис текста, который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения. Так, синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня. Например: в результате подчинительной связи согласования в сочетании каменный дом рождаются атрибутивные отношения между формами слов в данной синтаксической единице; связь управления стала основанием для объектных отношений в сочетании купить книгу.

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разные виды синтаксической связи (подчинительной, сочинительной, бессоюзной) также формируют синтаксические отношения - причинно-следственные, временные, целевые, сопоставительно-противительные, перечислительные и т.д. Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях. Содержание синтаксических отношений двупланово: с одной стороны, оно отражает явления реального мира, в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.); с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь. Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности. Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону; семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения). Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) и формальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - его коммуникативной значимости, его назначения. Итак, содержание (что передается), форма (как передается) и назначение (для чего передается) - вот три условно вычленяемые (они существуют в единстве) стороны предложения, которые и послужили основой разного подхода к изучению предложения - семантического, структурного и коммуникативного. Все три стороны одного явления имеют «глубинную аналогию и параллелизм». Например, в простейшем предложении Птица летает полностью совпадают структуры семантическая (реальный носитель признака и признак), синтаксическая, или формально-грамматическая (подлежащее и сказуемое), и коммуникативная (данное, т.е. исходный момент высказывания, и новое, т.е. то, что сообщается о данном, или, в другой терминологии, - тема и рема). Однако это соотношение может быть нарушено, и именно это возможное несовпадение компонентов синтаксической, семантической и коммуникативной структуры предложения оправдывает тезис о существовании и самостоятельности всех трех уровней членения предложения. Например, в предложении Ему весело совпадение можно обнаружить лишь относительно функции компонента весело: это и синтаксическое сказуемое, и семантический предикат, и рема сообщения, тогда как компонент ему является семантическим субъектом состояния и одновременно темой сообщения, но подлежащим оно не является.

Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации) и предложение в речи, т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называть высказыванием, хотя часто пользуются и тем же термином - предложение, имея в виду его речевое содержание.

Набор синтаксических единиц, вычленяемых в языке, образует его синтаксические средства. Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций. Частные функции синтаксических единиц определяются общей коммуникативной функцией синтаксиса. Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения). Понятие функции часто отождествляется с понятием синтаксического значения и, следовательно, непосредственно связывается с синтаксической семантикой. При дифференцированном использовании этих терминов под значением понимается выражение внеязыковых отношений, т.е. отношений реальной действительности, в таком случае содержанием термина «функция» остаются собственно синтаксические показатели - функции «строительные», сочетательные.

Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция», который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но «язык неистощим в соединении слов». Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, как свекла, кровать, деньги и др., и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так, многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении, яркий пример тому - история формирования и развития наречий.

Определение (синтаксис) У этого термина существуют и другие значения, см. Определение.

Определе́ние (или атрибу́т ) - в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

Классификация

Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения ) и способами управления и примыкания (несогласованные определения ).

Согласованные определения

Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями.

  • «Большие деревья растут возле отцовского домика»
  • «В нашем классе нет отстающих учеников»
  • «Он решает эту задачу второй час»

В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры). Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти́м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:

  • в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: «Петропавловск-Камчатский », «Иван Великий », «имя существительное », «вереск обыкновенный »;
  • в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т. п.):

Барон в обители печальной
Доволен, впрочем, был судьбой,
Пасто́ра лестью погребальной ,
Гербом гробницы феодальной
И эпитафией плохой .

А. С. Пушкин. Послание Дельвигу

Несогласованные определения

Не согласуются с определяемым словом и выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом, придаточным предложением.

  • «Шумели листья берёзы »
  • «Ему нравились вечера в доме бабушки »
  • «Выбери ткань с рисунком повеселее »
  • «На завтрак дали яйца всмятку »
  • «Их объединило желание увидеться »
  • «Дом, в котором я живу »

В русском языке несогласованные определения в предложении почти всегда следуют за определяемым именем, исключения встречаются только в стихотворных произведениях:

Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις - «построение, порядок, составление») - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

Синтаксис включает в себя:

  1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;
  2. рассмотрение видов синтаксической связи;
  3. определение типов словосочетаний и предложений;
  4. определение значения словосочетаний и предложений;
  5. соединение простых предложений в сложные.

Синтаксис статический

Объектом изучения статического синтаксиса являются структуры, которые не связаны с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).

Синтаксис коммуникативный

Объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и тд.

Синтаксис текста

Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.Это его функциональная зависимость.

Синтаксис функциональный

Вид синтаксиса, использующий в карамматическая единица.

Данная статья посвящена такому разделу грамматики, как синтаксис. Что изучает он? Ответим на данный вопрос.

Определение

Синтаксис изучает правила, средства и способы соединения слов, словоформ и предикативных единиц, а также полученные в результате единицы. Законы их построения не могут быть поняты и истолкованы в отрыве от понятий синтаксической связи и синтаксических отношений. Поэтому они являются базовыми, фундаментальными понятиями раздела "синтаксис", что изучает эти и другие явления.

Синтаксические единицы

Данные единицы возникают и существуют в языке для обозначения синтаксических отношений - самых общих типизированных значений, выражаемых средствами языка и предназначенных для конструирования вещественной информации. Введем еще одно определение из раздела "синтаксис". Что изучает он еще?

Синтаксические связи

Это способы соединения синтаксических единиц средствами языка для выражения определенных смысловых отношений.

Существуют два традиционно противопоставляемых типа такой связи: сочинение и подчинение. Кроме них, выделяются координация и аппозиция, а внутри подчинительной связи - дуплексив.

Координация возникает между подлежащим и сказуемым в структуре предложения. Ее отличие от подчинительной связи (согласования) можно довольно четко определить:

  1. Согласование - подчинительная связь, наличие главного и зависимого компонентов. Координация - соотнесение, взаимная обусловленность форм подлежащего и сказуемого.
  2. Согласование идет по всей парадигме главного слова. Координация - соотнесение отдельных форм подлежащего и сказуемого (только И. п. и спрягаемая форма глагола).
  3. При согласовании образуется словосочетание, при координации - предложение.
  4. При согласовании зависимый компонент выполняет синтаксическую функцию определения. При координации синтаксические функции главных членов предложения - подлежащее и сказуемое.

При аппозитивной связи невозможно четко определить, как при подчинении, главное и зависимое слово. Форма приложения не согласуется, то есть не уподобляется форме определяемого, а совпадение рода и числа, когда оно наблюдается, объясняется не грамматическими свойствами последнего, а номинациями реалий. Одинаковый падеж объясняется синтаксическим параллелизмом форм, так как они управляются одним и тем же глаголом-сказуемым: река-красавица, злодейка-западня, но газета "Известия", журнал "За рулем" и др.

Дуплексив - это двойное подчинение, которое возникает только в структуре предложений: "Он выглядел утомленным". Эту связь часто использует русский синтаксис, что изучает подобные явления. Словоформа "утомленным" принимает форму рода и числа определяемого слова, а выбор падежа зависит от глагола.

Синтаксические отношения

При всех видах синтаксической связи между компонентами синтаксических единиц и ими самими возникают синтаксические отношения. Основной методический прием их обнаружения - система логических вопросов.

Синтаксические отношения - это также то, что изучают в синтаксисе. Они бывают определительные, объектные и восполняющие. Объектные передают отношения между состоянием или действием и предметом, на который оно направлено: "писать письмо". Определительные возникают, когда предмет, действие, явление, признак, состояние характеризуется со стороны внутреннего или внешнего качества, свойства, а также получают разные обстоятельственные характеристики: "веселый молочник", "домик в саду". Восполняющие отношения имеют место, когда некоторое зависимое слово содержательно восполняет главное: "поступить благородно", "килограмм хлеба", "дни поздней осени". Вот что изучает наука синтаксис.

Что такое синтаксис? что изучает? и чему учит?

Эдуард

1. Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:
учение о словосочетании,

2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи) . Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Кристиша

Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:
учение о словосочетании,
учение о предложении (правильно построенном высказывании) . Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.
Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи).

Елена соколовская

Синтаксис - .от греч. "составление". С. - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учениео предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т. е. слово в определнной форме) , словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Simply the best

в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению
В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка.
Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко - новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи - образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.
Энциклопедия «Кругосвет»

Эльдар земляной

Си́нтаксис (от др. -греч. σύνταξις - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

1.соединение слов в словосочетаниях и предложениях;
2.рассмотрение видов синтаксической связи;
3.определение типов словосочетаний и предложений;
4.определение значения словосочетаний и предложений;
5.соединение простых предложений в сложные.

  • 1.Глагольные с:
  • 2.Именные с:
  • 3. Наречные
  • 6. Характеристика связей по признакам «обязательная / необязательная», «предсказующая / непредсказующая».
  • 7. Согласование как вид подчинительной связи. Особые случаи согласования.
  • 8. Управление как вид подчинительной связи. Понятие сильного и слабого управления.
  • 9. Примыкание как вид подчинительной связи. О границах между управлением и примыканием.
  • 10. Предложения и его отличительные признаки. Предложение как предикативная единица.
  • 11. Соотношение предложения, слова и словосочетания с точки зрения их грамматических характеристик и функций в речи.
  • 12. Понятие предикативности. Категории предикативности.
  • 13. Модальность как категория предикативности. Типы ирреальной модальности (Грамматика-80). Средства реализации модальности в предложении.
  • 14. Темпоральность как категория предикативности. Средства и формы выражения категории темпоральности в предложении. Время морфологическое и синтаксическое.
  • 15. Вопрос о статусе персональности как категории предикативности.
  • 16. Понятие структурной схемы предложения. Вклад ученых Пражской лингвистической школы в разработку понятия модели, структурной схемы предложения.
  • 17. Н.Ю. Шведова, Грамматика-80 о понятии структурной схемы предложения. Регулярные реализации структурных схем предложения в современном русском языке
  • 18. Простое предложение. Понятие минимального предложения. Виды простых предложений.
  • 19. Двусоставное предложение. Характеристика и классификация двусоставных предложений.
  • 20. Понятие сказуемого в сря. Типы сказуемого.
  • 21. Понятие подлежащего. Вопрос о способах выражения подлежащего
  • 22. Специфика форм связи между членами предикативной основы предложения, ее особенности и отличие от согласования как вида подчинительной связи.
  • 23. Виды распространителей в простом предложении. Понятие второстепенных членов предложения. Присловные и детерминирующие второстепенные члены предложения.
  • 27. Понятие детерминанта. Вопрос о детерминантах в современной лингвистике. Функции детерминантов в предложении.
  • 24. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений. Роль определений в организации предложения.
  • 25. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений. Роль дополнений в организации предложений.
  • 26. Обстоятельство. Значение и функции обстоятельства. Средства выражения обстоятельств.
  • 28. Различные случаи осложнения структуры простого предложения.
  • 29. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений в современном русском языке. Особенности использования и функции односоставных предложений в текстах разных стилей.
  • Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями
  • 30. Определенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 31. Неопределенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 32. Обобщенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 33. Безличные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 34. Присоединительные конструкции. Сущность присоединения. Смысловые и стилистические функции присоединения.
  • 35. Неполные и эллиптические предложения. Функции неполных предложений в диалогической речи. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических конструкций.
  • 36. Синтаксическая характеристика парцелляции: грамматические особенности и сферы использования.
  • 37. Порядок слов и его роль в организации речи. Порядок слов и контекст. Синтаксическое и актуальное членение предложения.
  • 38. Общее понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Способы установления темы и ремы в предложении
  • 39. Понятие актуализации. Средства выражения актуального членения предложения. Стилистически нейтральный и стилистический значимый порядок слов.
  • 40. Сложное предложение. Общая классификация сложных предложений. Синтаксические отношения между частями сложного предложения и средства их выражения.
  • 42, 43. Сложноподчиненные предложения. Грамматические средства связи частей сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточного.
  • 44. Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Функции бессоюзных предложений в текстах разных функциональных стилей.
  • 45. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Синтаксические возможности современного русского языка для выражения разных целей высказывания.
  • 46. Синтаксические средства передачи чужой речи в современном русском языке.
  • 1. Синтаксис современного русского языка: предмет и задачи курса. Основные синтаксические понятия.

    Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

    Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

      синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

      синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

      синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

    Существуют разные подходы к изучению предложения

      семантический – изучает содержание (что передается)

      структурный – изучает форму (как передается)

      коммуникативный – назначение (для чего передается)

    Основные единицы синтаксиса :

      предложение (простое, сложное)

    Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

      начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

      словосочетание

      с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

      40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

      Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

      Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

      Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

    Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

      синтаксическая форма слов

    Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

    синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

    Я подарил ему ( объект – адресат ) книгу. Золотова считает, что это разные единицы, т.к. у них разное значение, то есть

    Ему (субъект) не спится.- минимальная синтаксическая единица должна нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

    Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

    Непосредственно в предложении: Идет лекция .

    4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.

      Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке.

    Широкое и узкое понимание словосочетания.

    Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

    Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

    Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»

    Не являются словосочетаниями:

    Отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

    Ряд однородных членов (сочинительная связь)

    Предложно-падежные формы существительных

    Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

    Полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)

    Словосочетания:

    Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ:

    1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно…

    2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…

    ПО СТРУКТУРЕ

    1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным;

    2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание ); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне).

    ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ

    Superlinguist - это электронная научная библиотека, посвященная теоретическим и прикладным вопросам лингвистики, а также изучению различным языков.

    Как устроен сайт

    Сайт состоит из разделов, в каждой из которых включены еще подразделы.

    Главная. В этом разделе представлена общая информация о сайте. Здесь также можно связаться с администрацией сайта через пункт «Контакты».

    Книги. Это самый крупный раздел сайта. Здесь представлены книги (учебники, монографии, словари, энциклопедии, справочники) по различным лингвистическим направлениям и языкам, полный список которых представлен в разделе "Книги".

    Для студента. В этом разделе находится множество полезных материалов для студентов: рефераты, курсовые, дипломные, конспекты лекций, ответы к экзаменам.

    Наша библиотека рассчитана на любой круг читателей, имеющих дело с лингвистикой и языками, начиная от школьника, который только подступается к этой области и заканчивая ведущим ученым-лингвистом, работающим над своим очередным трудом.

    Какова основная цель сайта

    Основная цель проекта - это повышение научного и образовательного уровня лиц, интересующихся вопросам лингвистики и изучающих различные языки.

    Какие ресурсы содержатся на сайте

    На сайте выложены учебники, монографии, словари, справочники, энциклопедии, периодика авторефераты и диссертации по различным направлениям и языкам. Материалы представлены в форматах.doc (MS Word), .pdf (Acrobat Reader), .djvu (WinDjvu) и txt. Каждый файл помещен в архив (WinRAR).

    (2 Голосов)

    Валгина Н.С.

    Синтаксис современного русского языка

    Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Агар, 2000. - 416 с. Электронная книга . Славянские языки. Русистика. Русский язык

    Аннотация (описание)

    Учебник содержит программный материал по всем разделам курса синтаксиса современного русского языка: словосочетанию; простому и сложному предложению; сложному синтаксическому целому (межфразовому единству) и абзацу.
    Даны оценки синтаксических единиц с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей. Рассмотрены грамматическое строение синтаксических единиц, их значение и функции в речи, а также практика употребления. Последовательно проведен принцип семантико-структурного описания словосочетаний и предложений и условий их функционирования.
    Определены принципы русской пунктуации и основные функции знаков препинания с учетом современной практики печати.

    Содержание (оглавление)

    Предисловие
    СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    1. Предложение и его признаки
    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
    2. Краткая история вопроса
    3. Словосочетание и его отношения к слову и предложению
    4. Количественно-структурные типы словосочетаний
    5. Лексико-грамматические типы словосочетаний
    5.1. Глагольные словосочетания
    5.2. Именные словосочетания
    5.3. Наречные словосочетания
    6. Словосочетания свободные и несвободные
    7. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания
    8. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении
    9. Виды синтаксической связи в словосочетании
    10. Виды синтаксической связи в предложении
    11. Компоненты словосочетания и члены предложения
    ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
    12. Общие сведения
    13. Предложения реальной и ирреальной модальности. предложения утвердительные и отрицательные
    14. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
    15. Восклицательные предложения
    16. Распространенные и нераспространенные предложения
    17. Двусоставные и односоставные предложения
    18. Полные и неполные предложения
    19. Простые и сложные предложения
    СТРОЕНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    20. Главные члены двусоставного предложения
    21. Второстепенные члены предложения, их синтаксические функции
    СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
    22. Выражение подлежащего различными частями речи
    23. Подлежащее, выраженное словосочетанием
    ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ
    24. Общий принцип классификации сказуемых
    25. Простое глагольное сказуемое
    26. Осложненное глагольное сказуемое
    27. Составное глагольное сказуемое
    28. Именное сказуемое и виды связок в нем
    29. Именная часть сказуемого
    30. Смешанное сказуемое
    31. Сказуемое, выраженное наречием и междометием
    32. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого
    ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    33. Краткая история вопроса
    34. Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения
    35. Определения согласованные и несогласованные
    36. Приложение
    37. Способы выражения дополнений
    38. Виды дополнений и их значения
    39. Дополнения в действительных и страдательных оборотах
    40. Способы выражения обстоятельств
    41. Виды обстоятельств по значению
    ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    42. Порядок слов и его роль в организации речи
    43. Синтаксическое и актуальное членение предложения. порядок слов и контекст
    44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый
    45. Грамматическая значимость порядка слов
    46. Порядок расположения членов предложения
    ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    47. Общие сведения об односоставных предложениях
    48. К истории вопроса об односоставных предложениях
    49. Определенно-личные предложения
    50. Неопределенно-личные предложения
    51. Обобщенно-личные предложения
    52. Безличные предложения
    53. Инфинитивные предложения
    54. Номинативные предложения
    55. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями
    55.1. Именительный падеж в роли простого наименования
    55.2. Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения
    55.3. Изолированно употребленные именительные падежи
    56. Генитивные предложения
    СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    57. Общие сведения
    58. Типы слов-предложений
    НЕПОЛНЫЕ И ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    59. Общие сведения о неполных предложениях
    60. Типы неполных предложений
    61. Неполные предложения в диалогической речи
    62. Эллиптические предложения
    63. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений
    ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    64. Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения
    65. Однородные главные члены предложения
    66. Форма сказуемого в предложениях с однородными подлежащими
    67. Однородные второстепенные члены предложения
    68. Однородные и неоднородные согласованные определения
    69. Форма определяемого слова при нескольких определениях, соединенных союзами
    70. Союзы при однородных членах предложения
    71. Предлоги при однородных членах предложения
    72. Обобщающие единицы при однородных членах предложения
    ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    73. Общие понятия
    74. Из истории вопроса об обособленных членах предложения
    75. Обособленные согласованные и несогласованные определения
    76. Обособленные приложения
    77. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами
    78. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями
    79. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения
    80. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
    81. Смысловые и стилистические функции обособленных членов предложения
    ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
    82. Общие сведения
    83. Вводные слова и сочетания слов
    84. Вводные предложения
    85. Вставные конструкции
    ОБРАЩЕНИЕ
    86. Понятие об обращении
    87. Способы выражения обращений
    ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
    88. Краткая история вопроса
    89. Сущность присоединения
    90. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций
    90.1. Союзные присоединительные конструкции
    90.2. Бессоюзные присоединительные конструкции
    91. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций
    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    92. Понятие о сложном предложении
    93. Общая классификация сложных предложений
    94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения
    СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    95. Структура сложносочиненных предложений
    96. Типы сложносочиненных предложений
    97. Предложения с соединительными союзами
    98. Предложения с противительными союзами
    99. Предложения с разделительными союзами
    100. Предложения с градационными союзами
    101. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями
    СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    102. Общие сведения
    103. Краткая история вопроса
    104. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточной
    105. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении
    106. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений
    107. Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью
    107.1. Присубстантивно-определительные предложения
    107.2. Приместоименно-определительные предложения
    108. Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью
    108.1. Изъяснительные придаточные с союзным подчинением
    108.2. Изъяснительные придаточные с относительным подчинением
    108.3. Употребление соотносительных слов при изъяснительных придаточных
    109. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени
    109.1. Сложные предложения с отношением одновременности
    109.2. Сложные предложения с отношением разновременности
    110. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места
    111. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины
    112. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени
    113. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной
    114. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной
    115. Сложноподчиненные приложения с придаточной частью уступительной
    116. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия
    117. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели
    118. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной
    119. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями
    120. Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями
    БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    121. Общие сведения
    122. Виды бессоюзных сложных предложений
    СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗ ДВУХ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ
    123. Общие сведения
    124. Многочленные сложные предложения
    124.1. Предложения с сочинительной связью
    124.2. Предложения с подчинительной связью
    124.3. Предложения с бессоюзной связью
    125. Сложные синтаксические конструкции
    126. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций
    127. Период
    СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ
    128. Общие сведения
    129. Структурные особенности сложных синтаксических целых
    АБЗАЦ
    130. Общие сведения
    131. Абзац и сложное синтаксическое целое
    132. Абзац в диалогической и монологической речи
    ЧУЖАЯ РЕЧЬ
    133. Понятие о чужой речи и способах ее передачи
    134. Прямая речь
    135. Косвенная речь
    136. Не собственно-прямая речь
    ПУНКТУАЦИЯ
    137. Понятие о пунктуации и история ее изучения
    138. Три принципа русской пунктуации
    139. Основные функции знаков препинания
    140. Особенности пунктуации, связанные с функциональным назначением текста
    141. Понятие авторской пунктуации
    142. Историческая изменяемость пунктуации

    Термин "синтаксис" употребляют для обозначения и объекта изучения и раздела науки о языке.

    Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

    Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

    Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

    Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса.

    Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

    Словосочетание - низшая единица синтаксиса; это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, например: наклоненная голова, быстро бежать, красный шарф. Из словосочетаний формируются предложения. Как и слово, словосочетание называет предметы, признаки, действия, но только делает это более конкретно, поскольку зависимое слово уточняет смысл главного.

    Словосочетание имеет следующие признаки : 1) наличие не менее двух самостоятельных слов; 2) их смысловое единство; 3) их грамматическая связь: чудное мгновенье, явилась передо мной и пр. Наиболее цельными по значению являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (майский полдень, бегущий олень, девичьи лица, дорога в лесу и пр.).

    Минимальное словосочетание, включающее два самостоятельных (знаменательных) слова, называется простым (встреча друзей, встреча с друзьями, дружеская встреча, встретил друзей). Сложные словосочетания образуются при распространении простых (встреча старых друзей, встретил брата и друга, написал письмо брату). Сложное словосочетание может быть разделено на простые (встреча друзей, старых друзей; встретил брата, встретил друга; написал брату, написал письмо).

    Подчинительная связь на уровне словосочетания всегда носит "субординативный" характер. Субординация - связь прямая и односторонне направленная от подчиняющего к подчиняемому. Рассмотрим три основных способа связи слов в словосочетании.

    Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: красный сарай, этот сарай, опустевший сарай . В данных словосочетаниях зависимые слова красный, этот, опустевший стоят в тех формах - единственное число, мужской род, именительный падеж, что и главное слово сарай.

    Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определенном падеже, например: увидеть учителя (В. п.), посеять пшеницу (В. п.), освоение глубин (Р. п.).

    Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) связывается с главным только по смыслу, например: настойчиво интересоваться, пришел поговорить, спал улыбаясь, очень бояться.

    Предложение - это основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьбу). Предложение представляет собой отдельное высказывание, т.е. обладает смысловой законченностью.

    Предложение, в отличие от словосочетания, имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего или сказуемого) или одного из них. В грамматической основе заключается грамматическое значение предложения, которое связано с наклонением глагола-сказуемого, например: предложение Скоро стемнеет содержит сообщение о том, что действие будет иметь место в будущем, а предложение Сварила бы ты суп содержит побуждение. Также предложение характеризуется интонационной законченностью, которая выражается большой паузой в конце предложения.

    Основными признаками предложения являются:

    • 1. грамматическая форма в виде предикативной основы - главных членов;
    • 2. предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;

    Интонация, имеющая завершенное строение;

    Свободное лексическое наполнение.

    Простое предложение имеет разное строение, разный объем, различается грамматическими значениями. Среди них обязательными являются значения синтаксического наклонения времени, лица; они выражаются разными способами. Это различие закреплено в двух типах простого предложения - двусоставных и одно составных.

    Двусоставным называется предложение, которое состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, например: Вороне где-то бог послал кусочек сыру (И. Крылов).

    ·Односоставным называется предложение, которое состоит только из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

    Важнейшими общими логическими значениями простого предложения являются утверждение и отрицание. В утвердительных предложениях выражается связь действия или признака с предметом, утверждается самостоятельный признак или наличие предмета, например: Дорога вышла из леса в поля (Пауст.); Расчистило на западе (Б.); В вагоне было тесно (Пауст.); Огоньки замигали. Вот и дом (Сер.).

    В отрицательных предложениях отрицается связь действия или признака с предметом, наличие независимого признака или бытие предмета, например: Идеализм теперь не в моде (Ч.); На деньги ума не купишь (посл.). Отрицание имеет специальный показатель - частицу не (ни) , но может быть выражено описательно: Ступай, ступай - нет работы! Какая зимой работа? (М.Г.). При наличии "двойного" отрицания выражается усиленное утверждение: Оленин не мог не любоваться конем (Л.Т.).

    Члены предложения бывают главными и второстепенными. Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство.

    Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? , например: Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад (А. Чехов).

    Сказуемое - это главный член предложения, который согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др., например: Уже проснулись певчие птицы (И. Соколов-Микитов). Сказуемое может быть простым (Яхотел булочку ), составным (Я хотел съесть булочку ) и сложным (Я хотел стать булочником ).

    Второстепенные члены предложения зависят от главных, грамматически подчинены им. Второстепенные члены поясняют, уточняют значение господствующих над ними словоформ.

    Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительным, и отвечает на вопросы какой? чей? Определения как зависимые слова относятся к именам существительным.

    По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные. Согласованные определения выражаются прилагательными, местоимениями, причастиями, числительными, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже. Несогласованные определения выражаются существительными и местоимениями с предлогами и без предлогов, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием, которые согласуются с определяемым словом при помощи управления или примыкания

    Также определением является и причастный оборот. Особым видом определения является приложение.

    Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, и обозначающий различные добавочные сведения о предмете (возраст, национальность, профессия, специальность, собственные имена и собственные наименования, качества характера), например: Возница -киргиз сидит неподвижно на облучке (Д. Фурманов). Приложение может быть согласованным и несогласованным . Несогласованными являются приложения, представляющие собой собственные наименования (названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений и т. д.). Все остальные приложения являются согласованными, т.е. ставятся в том же числе и падеже, что и определяемое слово.

    Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. В словосочетании дополнение связывается с главным словом при помощи примыкания и управления.

    Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, а косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей с предлогами и без них.

    Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака и отвечает на вопросы как? в какой степени? где? куда? откуда? когда? как долго? с каких пор? и др. Обстоятельства поясняют сказуемое (в большинстве случаев) или другие члены предложения.

    Основные признаки сложносочиненного предложения:

    • 1. равнозначность и независимость составляющих его частей;
    • 2. сочинительная связь между ними.

    Эти признаки находят выражение в сочинительных союзах. Сочинительный союз стоит между соединяемыми частями и не входит ни в одну из них; он представляет грамматическую форму всего сложносочиненного предложения,

    Сложноподчиненными называют предложения, в которых одно из предложений (придаточное) по смыслу подчинено другому (главному) и связано с ним подчинительными союзом или союзным словом, например: Дорогу размыло дождем, так что по краям образовались рытвины (И. Гончаров).

    Подчинительная связь оформляется союзными средствами, - подчинительными союзами, союзными словами, указательными словами. Союзные средства выполняют две общие для сложного предложения функции: 1) соединяют предикативные чисти; 2) выражают отношения между ними; кроме того, союзы и союзные слова выполняют третью, специальную, функцию: оформляют придаточное предложение.

    Подчинительные союзы различаются по значению: время (когда, пока, как только и др.); условие (если, коли); сравнение (как, будто, точно и др.); цель (чтобы ); причина (так как, потому что} и др., причем в каждой группе есть основной союз (или основные), а все другие имеют ограниченное употребление, отличаются деталями значения или стилистической окраской.

    Союзные слова (относительные местоимения) не относятся к служебным частям речи. Они сохраняют в сложноподчиненном предложении свое местоименное значение, т.е., указывают па лицо (кто), предмет (что), признак (который), количество (сколько), пространство (где, куда) и пр. Союзные слова не только выполняют все три функции, характерные для подчинительных союзов, но и являются членами предложения в придаточной части; например: Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастном (П.) - союзное слово который связывает придаточное предложение с главным (с существительным служба), выражает определительные отношения, представляет грамматическую форму придаточного предложения и является в нем дополнением при глаголе-сказуемом думал. Своей знаменательностью союзные слова противопоставлены подчинительным союзам вообще и союзам-омонимам в частности (что, как, когда).

    В бессоюзном сложном предложении отсутствует одно из основных средств связи - союзы и союзные слова. Функцию связывания и выражения отношений между частями выполняет преимущественно интонация. В отдельных конструкциях используются дополнительные средства: 1) указательные местоименные слова (так, таков, одно и др.); 2) слова с общеуказательным значением (сначала, сперва, потому, это, поэтому, для этого и др.); 3) соотношение видо-временных форм глагола, форм наклонения.

    В бессоюзных сложных предложениях роль знаков препинания более важна, чем в союзных; правила их употребления более сложны. Благодаря знакам различаются предложения одной структуры, но с разными видами отношений.

    Бессоюзные сложные предложения имеют, как и союзные, равнозначные или неравнозначные части. Этим они аналогичны сложносочиненным или сложноподчиненным. Однако в бессоюзных формально не выражена ни независимость, ни зависимость частей.

    Предложения равнозначного типа могут выражать два вида отношений: перечисление и сопоставление.

    Перечисление выражается интонацией ("интонацией перечисления"), для которой характерно равномерное повышение тона в конце каждой части; количество частей не ограничено; например: Начинало светать, река туманилась, наш костер потух (Кор.). При перечислении выражается одновременность (глагольные формы несовершенного вида) или разновременность (совершенный вид); например: Густаяроса лежала на измятой траве, с липовых листьев падали тяжелые капли (А. Т.); Днепра стал темен брег отлогий; с востока льется ночи тень (П.).

    Сопоставление выражается интонацией (противительной"), особенностью которой является более высокий тон в первой предикативной части, более низкий - во второй, между частями выдерживается пауза.

    Предложения равнозначного типа могут быть перестроены в сложносочиненные, т. е. они допускают введение сочинительных союзов и, а.

    В предложениях неравнозначного типа выражается логическая связь событий, положений.

    Условные отношения отражают обусловленность одного события другим; условие заключается в первой части. Основной знак - тире; например: Напролом идут - волос не жалеют (Поел.); значение условия может опираться на форму сослагательного наклонения; например; Было б поле, найдем и сошку (Поел.).

    Причинно-следственные отношения ; 1) причина во второй предикативной части; например: Радости жизни нельзя навсегда удержать у себя: радость приходит и уходит, как гость (Пришв,); 2) следствие во второй части; например: Учись доброму - худое на ум не пойдет (Поел.).

    В предложениях со значением причины основной знак - двоеточие, со значением следствия - тире.