Сочинение по картине цыплакова мороз и солнце. Сочинение по картине В

Цыплаков — талантливый художник из-под кисти которого вышли великолепные работы. На многих из них художник изобразил природу нашей страны, при этом его картины, что та поэзия — смотришь на них, а мысленно начинаешь повторять строчки стихов знаменитых писателей. Так произошло и с картиной Цыплакова Мороз и солнце.

Картина Мороз и солнце

Картина Мороз и солнце, ее удачное название, ее изображение, напомнило мне строчки Пушкина: и картина полностью этим строчкам соответствует. А чтобы в этом еще больше убедиться, я сделаю описание картины в своем .

Описание картины Мороз и солнце

И вот, глядя на картину и работая над сочинением по картине Мороз и солнце, сразу примечаю большие сугробы и блестящий на солнце снег. Снег такой белый, что аж отдает синевой. На улице мороз и его просто чувствуешь, ведь этот морозный дух просто исходит от картины. Что самое интересное, само солнце художник не изображает, но его свет ощутим и мы видим, насколько ярко освещены солнцем дома, и насколько ослепляет свет, что отбивается от снега. Но в то же время понимаешь, что на улице никак не тепло, мороз сразу же начинает щипать за руки, щеки, нос. Мороз посеребрил все кругом, поэтому сейчас деревья стоят в инее. Все вокруг бело, и только лошадь, что тянет сани, выделяется коричневым цветом.

На санях сидит мужчина, возможно, он ездил в лес за дровами. Но теперь быстро направляется в деревню, чтобы согреться в доме. Едет мужчина по дороге, которая уже хорошо укатана, а значит, снег выпал давно, но благодаря крепким морозам, он не тает. От главной дороги отходят вытоптанные тропинки, которые ведут к домам, и как раз угол первого дома мы можем видеть. Получается, что деревня только начинается, а лошадь только-только въезжает на улицу.

В своем сочинении по картине Мороз и солнце еще раз хочу обратить внимание на ее название. Мороз и солнце — значит художник хотел обратить наше внимание именно на окружающую нас зимнюю красоту, именно на природу в суровую зиму. В это время земля полностью покрывается слоем снега, а голубизна и серость неба сливается с землей, и даже воздух кажется голубым от того обилия выпавшего снега и мороза, что стоит суровыми зимами. Это по-своему прекрасно, даже зимой природа нашей страны красивая.

Известный художник В. Цыплаков с огромным удовольствием изображал на своих полотнах красоты русской природы. Он рисовал все пейзажи с натуры, наблюдая за временами года, за сменой дня и ночи.

Моей любимой картиной является «Мороз и солнце». Глядя на нее, я словно переношусь на ту улицу, которая полностью заметена снегом. Он повсюду – и на крышах домов, и на деревьях. Думаю, совершенно недавно тут прошла снежная метель, которая и оставила за собой столько сугробов.

С одной стороны картины виднеется угол дома, который также припорошен снегом. Также, зритель обращает особое внимание на упряжку лошадей, которые тянут сани. Они едут из леса, с полным возом дров. Скорее всего, на улице стоит сильный мороз, поэтому человек, который сидит в упряжке, погоняет лошадок все быстрее и быстрее. Он хочет зайти в теплый дом и скорее согреться. Да и резвые скакуны не отказались бы от корма и уютного сарая.

На заднем плане картины заснеженный пейзаж равномерно соединяется с небом, которое укрыто пышными облаками. Из-за них, на землю проникают яркие лучи солнца. Они совершенно не греют все вокруг, однако, заливают дома, поля и луга светом. Снег, под солнечными лучами, переливается, искрится.

Картина наполнена голубыми тенями. Они делают ее более мягкой, отвлекают от холодного и промерзлого пейзажа. Вдали, на горизонте, мы видим темную полосу. Это густой и могучий лес, который также припорошен снегом после ушедшей метели.

Картина «Мороз и солнце» вызывает на моей душе спокойствие и тишину. Я представляю, как можно наслаждаться таким великолепным пейзажем, глядя из окна. Внутри тепло и комфортно, а на улице торжествует настоящая зимняя стихия.

Урок развития речи по русскому языку Подготовка к сочинению-описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце».

Ведерникова В.Г.

Цели:

  1. Подготовить учащихся к самостоятельному сочинению – описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце»
  2. Углубить знания учащихся о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому.
  3. Научить описывать предмет, выражая к нему свое отношение.
  4. Развивать речь учащихся, обогащая ее образно-выразительными средствами
  5. Воспитывать любовь к родной земле, чувство прекрасного.

Форма урока: развитие речи.

Оборудование:

  • интерактивная доска (эпиграф к уроку, портрет художника В. Цыплакова, пейзажные картины В. Цыплакова «Мороз и солнце», «Картошку сажают», «После дождя», «Солнечный день», «Осенний мотив», «На Волге», «Осенний пейзаж», «Снег в деревне», «Снег», «Первый снег»);
  • материал для словесно – стилистической работы;
  • отрывки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Подготовительная работа:

  • Подготовить сообщение о художнике В. Цыплакове .
  • Подобрать и прочитать выразительно стихотворения, связанные с темой «Зима».
  • Письменный ответ на вопрос «Чему так радуется человек, изображенный на картине?»
  • Найти и выписать теоретические понятия, которые будут изучаться на уроке (композиция, колорит).

Ход урока.

Солнце смеется! …Ликует природа

Всюду приволье, покой и свобода!

Н. Некрасов.

I. Вступительное слово:

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к домашнему сочинению – описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце». Запишите дату и тему урока (Слайд №1).

Тема урока созвучна с поэтическими строчками Н.А.Некрасова. Прочитайте. (Чтение эпиграфа, слайд №2 ). Эти замечательные слова послужат эпиграфом нашего урока.

Запишите. (Демонстрация картины В. Цыплакова «Мороз и солнце», слайд №3 ).

II. Рассказ о художнике Викторе Григорьевиче Цыплакове.

Такую картину не мог нарисовать равнодушный к природе человек. Об авторе этого полотна расскажет нам Пандюрин Андрей (слайд №4).

Ученик. Виктор Цыплаков родился в 1915 году в крестьянской семье, в селе Бурминки бывшей Рязанской губернии, в есенинском краю «березового ситца». Ярких деревенских впечатлений ему хватило на многие годы жизни. Они, разумеется, не могли быть только радостными, тем более в годы гражданской войны, да и позже, когда пришлось испытать немало лишений, когда семья искала, где прокормиться. И все-таки восприятие деревенской жизни у Цыплакова всегда окрашивается теплыми, светлыми тонами. Это весенние пейзажи (слайд №5), в которых с такой тонкостью выражается особое состояние протаявшей, ожидающей тепла земли, не оставляют без внимания летние картины (слайд №6, 7) , пристально вглядывается автор и в осеннее золото (слайд №8, 9, 10).

В этом - один из секретов художественной и жизненной полноты цыплаковской живописи. Художник любит ясные, предвесенние дни, когда снега как бы расцветают, сияя под солнцем, впрочем, он так же охотно пишет серенькие деньки с неярким серебристым светом низкого облачного неба.

В зимних пейзажах обращает внимание виртуозное мастерство, с которым наносит художник красочный слой, то более плотный и весомый, то, напротив, как бы размытый воздухом, почти акварельный (слайд №11, 12, 13). Не случайно этюд «Мороз и солнце» (1952) (слайд № 14), принадлежащий ныне Государственной Третьяковской галерее, вызвал восхищение И. Э. Грабаря. Цыплаков вспоминает, как тот, увидев этот этюд, просто прыгал от восторга, восклицая: «Вот это русское искусство!»

III. Беседа по картине «Мороз и солнце».

Учитель. Эту репродукцию вы видите и на страницах вашего учебника. Рассмотрите его.

Учитель. Что привлекает наше внимание, когда мы смотрим на картину Цыплакова «Мороз и солнце»?

Ученик. Зимний пейзаж.

Учитель. Что изображено на переднем плане картины?

Ученик. Земля как спящая красавица, закованная в голубое; нависший на кустарнике иней; снег, розовеющий на солнце и синеющий в тени; лучи солнца, пронизывающие все предметы, изображенные на картине.

Учитель. Что вы видите слева от дороги?

Ученик. Дома, ярко освещенные солнечными лучами, телеграфные столбы с тонкими нитями проводов.

Учитель. Что изображено в центре картины?

Ученик. Лошади, люди.

Учитель. Что скажете о вознице?

Ученик. Чтение отрывков из письменного ответа на вопрос: «Чему так радуется человек, изображенный на картине?»

Учитель. Что изображено вдали?

Ученик. Поле, раскинувшееся за рекой. На горизонте виднеется лес, нарисованный сплошной линией.

Учитель. Обратите внимание на обилие красок, с помощью которых художник изобразил небо, снег, дали, дом. Какие краски и тона преобладают на картине?

Ученик. Много розового: снег, березы; голубого: небо, снег; коричневого: пятна домов, телеграфные столбы, лошади с возницами, березы; светло-лилового: снег; белого: снег. Цвета, создающие ощущение счастья, радости.

Учитель. Как выписывает художник детали?

Ученик. Неясно, расплывчато, как бы в дымке.

Учитель. Что хотел показать художник этой картиной?

Ученик. Красоту родной природы, необозримые просторы нашей родины. Ничего броского в этом этюде, но эта картина близка и понятна нам.

Учитель. Понравилась ли вам картина, если понравилась, то чем?

IV. Выразительное чтение самостоятельно подобранных отрывков из стихотворений, раскрывающих содержание картины В.Цыплакова «Мороз и солнце»

Учитель. Какие стихотворные строчки вспоминаются, когда смотрите на картину «Мороз и солнце»?

Ученик. Мне вспоминается из ранее прочитанных произведений строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мороз и солнце; день чудесный:

Ученик.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ученик.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

ЗИМЕ

Когда природа хороша

В своём обыкновении,

Зима врывается в дома,

Сквозит мороз метелями.

Но мне особенно мила

Другая снега сторона:

Когда он хлопьями кружится

И тихо на землю ложится.

Ты грезишь раннею зимой –

Великолепною порой:

Когда понурые деревья

Стоят и терпеливо ждут,

Что вновь мороз леса оденет,

Послушно в инее заснут.

Не снега первого любимей,

Бурана хмурого грустней,

Не новогодних поздравлений

Нет лучше для души моей.

Порой сидишь часами в школе

И глаз отводишь поневоле

От в клетку белого листа,

От скучных цифр и письма

Туда, где воздух чистый – чистый,

Где первый снег слегка искрится,

Туда, где правят холода –

Властолюбивая зима!

Домой идешь – момент лелеешь,

Не хочешь внутрь заходить,

Снежинки на ладони греешь –

Так можно ведь совсем простыть!

Но, несмотря на все прогнозы,

По мне зима – хоть круглый год.

За наши русские морозы

Никто не будет так же горд!

Все наши прошлые проказы:

Те санки, валенки, коньки

Как будто вспоминаем разом,

Кидаясь в снег, как чудаки.

Поём, танцуем бесконечно,

Ждём – не дождёмся новый год,

Тепла и волшебства, конечно –

Вот что нам зимушка даёт!

Теперь всё сказано словами,

А фразы сложены в стихи.

Мой снег, я в вас души не чаю,

Зима, вам признаюсь в любви!

V. Вывод:

Учитель. В искусстве Цыплакова сильно выражается глубоко лирическое начало радостной живописной гармонии. Пейзаж и жанровый рассказ составляют нечто нераздельное. В пейзаже Цыплакову удается проникнуть в глубины ее потаенной, скрытой жизни. Природа всегда соотносится с внутренней жизнью человека.

Иногда она противостоит состоянию его души, а иногда выражает высоту духовного подъема, прилива жизненных сил, сливаясь в едином потоке, что мы и наблюдаем, глядя на эту картину. Вот почему Цыплаков в центре своего полотна изобразил человека на лошади.

V. Составление примерного плана сочинения-описания картины.

Учитель. Для работы над сочинением необходимо составить примерный план. Ваши предложения.

  • Идея. Что хотел художник показать этой картиной?

На картине Цыплакова «Мороз и солнце» с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение родными просторами, стремиться передать внутренний мир изображаемых им людей, мысли, чувства и переживания в гармонии с природой.

От картины веет Родиной и покоем, как веет покоем от мудрой матери.

  • Описание:
а) улица, б) березы, в) дома, г) лошади с возницами, д) дали, лес е) небо.
  • Средства, использованные художником для раскрытия замысла картины (цвет, светотень, композиция).
  • Впечатление от картины. (Слайд №15)

VI. Словарная работа.

Учитель. Как можно одним словом можно назвать цвет, светотень?

Ученик. Колорит.

Учитель. Что такое композиция? Значение этих слов объяснит Шумская Виктория. (Слайд № 16)

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Яркий, выразительный). Композиция – соотношение, взаимное расположение частей.

Учитель. Великолепный зимний день – основная мысль картины и раскрывается она такими средствами живописи как расположение предметов на полотне, т.е. композицией, сочетанием различных цветов освещения. Раскрытию замыслов художника помогают и краски.

Учитель. Составить словосочетания и предложения со словами композиция, колорит. Варианты ответов (слайд №17): удачная композиция, композиция картины (произведения, поэмы, романа), особенности композиции.

VII. Словарно - стилистическая работа.

Учитель. Подберите синонимы к существительному простор и прилагательному необъятный.

Простор необъятный ширь неохватный даль необозримый приволье бескрайний безбрежный неоглядный беспредельный

Учитель. Составить словосочетания по схеме «прил. + сущ.». (Слайд №18)

Возможные варианты словосочетаний.

необъятные просторы

неохватная ширь

неоглядная даль

необозримое приволье

бескрайнее поле

VIII. Объяснить знаки препинания в следующем предложении (слайд №19).

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Учитель. Расставить знаки препинания в следующем предложении. (Слайд № 20)

Учитель. Проверьте (слайд № 21).

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –…

Учитель. Какое из этих предложений по содержанию не подходит к нашей теме урока. Почему?

IX. Учитель. Во время работы над сочинением иные начинают испытывать затруднения с подбором слов синонимов.

Учитель. Подобрать слова-синонимы к глаголам описывать и понравиться. (Слайд № 22).

Описывать понравиться показывать произвести большое впечатление изображать глубоко взволновать рисовать привлечь внимание знакомить с …запомниться вводить в … запасть в душу

X. Использование фразеологизмов в сочинении.

Учитель. Уместное использование фразеологизмов способствует выразительности речи. Об умелом их применении расскажет нам Лабахуа Светлана.

XI. Вывод.

Учитель . И поэт, и художник изображали одно и то же время года – зимний день. При этом каждый из них использовал разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем этот прекрасный зимний день. Картину художника видим и понимаем, что такое прекрасное произведение искусства мог написать человек, любящий свою землю, Отчизну.

Картина эта как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

XII. Домашнее задание.

Учитель. Представьте, что вы живете в одном из этих домов, которые изображены на картине. Вы подошли к окошку и увидели… Опишите, что вы увидели.

Виктор Цыплаков - художник, творивший в жанре реализма. Он создавал разнообразные портреты, писал городские пейзажи, обращался к религиозной теме, написал несколько жанровых картин, показывающих революционное время. Однако, лучшей его работой, принёсшей ему известность и затмившей значение других работ в творчестве художника, стал зимний этюд «Мороз и солнце».

Жанр пейзажа был максимально органичен сознанию художника. Наверное, так произошло, потому что Цыплаков родился в глухой деревне Бурминки Рязанской области, единственной достопримечательностью которой можно было считать прекрасную русскую природу вокруг с ее широтой полей и лугов, дремучими непроходимыми лесами и бурными реками.

В картине «Мороз и солнце», написанной в 1952 году, художник как раз и постарался максимально правдоподобно передать красоту родных мест в зимнее время. Название к работе автор позаимствовал из первых строк стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Пейзаж, который рисовал словами поэт в своем произведении, совпадал в сознании художника с картинами воспоминаний родных мест и складывался в единый образ.

Зритель видит суровую русскую зиму. Вся земля накрыта толстым снежным одеялом, которое ярко блестит на солнце. Сильный блеск выдает присутствие крепких морозов. Кажется, что стоит прислушаться лишь на минуту, и сможешь услышать отчетливый скрип снега под ногами.

Цыплаков использовал лишь холодные оттенки. Небеса светлы, почти белоснежны, а снег так чист, что имеет синеватый оттенок. Одним единственным выделяющимся пятном на полотне является лошадь, тащащая телегу по почти непроходимой дороге. Видно, что животному тяжело, но такова его жизнь и работа, лошадка привыкла и смирно тянет сани вперед, высоко поднимая копыта и чувствуя шлепки хлыста на своей шкуре.

Над телегой возвышается покрытая пушистым снегом береза. Она тоже написана полутонами: светло-розовым, серым, светло-голубым. Кажется, что природа встречает того, кто въехал в деревню. Скоро приехавших порадует и солнце: оно только начало разогреваться. Понятно, что грядущий день будет теплым.

Слева можно заметить несколько домов. Их крыши покрыты снегом, а дворы не чищены. Создается впечатление, что снегопад шел всю ночь, а на картине показано весьма раннее утро, и хозяева еще не успели освободить свое жилища от излишнего снега.

Художник подметил на картине один интересный момент. Хотя в целом изображенная деревня производит впечатление забытого Богом места, в котором все еще властвует старина, электрические столбы здесь уже поставлены. Изменения, происходившие в стране, добрались и до таких глухих деревенек в пару домов.

Однако, стоит заметить, что Цыплаков назвал свою работу «Мороз и солнце», то есть он старался обратить взгляд зрителя на русскую природу, которая прекрасная в любом, пусть и самом непритязательном на первый взгляд месте, и в любое, даже самое суровое, время года.

Известный художник Виктор Григорьевич Цыплаков также был и заслуженным деятелем искусства. Он брал уроки живописи в таких мастеров как Г. Шегаль, С. Герасимов, И. Грабарь. Его перу принадлежит известная картина «Мороз и солнце». Название автор взял с первых слов стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина. Именно имеющейся в стихотворении пейзаж, запечатлен на полотне.

На картине мы видим суровую зиму. Всю землю покрывает толстый слой снега. Оттого как он блестит на солнце можно понять, что очень сильный мороз. Вся картина нарисована холодными тонами. Небо очень светлое, а снег настолько белый, что даже отдает синевой. Единственным темным пятном на картине есть лошадь с санями, которая заезжает в деревню. Слева на картине виднеются несколько домов. Они все покрыты снегом и такое чувство, бут-то спят. Если бы не лошади, то, казалось бы, что на картине нет никакой жизни. Но один противоречивый факт невозможно не заметить. Хотя вся картина насыщена какой-то стариной и древность, но столбы с линией электропередач уже присутствовали. Прогресс даже в то время не стоял на месте. Но все, же автор назвал свою картину «Мороз и солнце», значит, он хотел обратить наше внимание на природу, хотел показать все ее стороны. Что даже в холодные, суровые, зимние дни прелесть природы окружающей нас просто ослепительна. И хотя лучи солнца, падающие на снег, уже совсем не греют землю, но своей красотой отражения очень радуют глаз ценителей прекрасного.

Глядя на картину Виктора Цыплакова «Мороз и солнце» невольно ощущаешь пронзительный холод, исходящий от нее. Но от него не замерзаешь, а просто покрываешься мурашками по коже от увиденного чуда на картине. Переливы солнечного света на снегу уносят нас в сказку. Стоит только надеть потеплее одежду и любоваться ее до захода солнца.