Сообщение о авторе валерий яковлевич брюсов. Некролог валерию брюсову

Знаменитый русский литератор и основатель символизма в России оставил большое наследие, и можно рассмотреть интересные факты из жизни Брюсова . Он родился 13 декабря 1873 года в Москве. Родители не принимали большого участия в воспитании сына. У его отца была неплохая домашняя библиотека, и Валерий, который научился читать в 4 года, читал, все, что попадалось под руку. Вся печатная продукция, имевшаяся в доме, была прочитана им: научные статьи, поэзия и бульварные романы. Хотя родители и не особенно занимались детьми, все же он получил хорошее образование.

  1. Свой первый стих Брюсов написал в 8 лет . Научившись читать в раннем детстве, будущий поэт рано начал писать стихи. В 8 лет он уже написал полноценный стих, а когда ему было 11 лет, состоялась его первая публикация в детском журнале.
  2. Маленького Валерия Брюсова приняли во второй класс частной гимназии . Ребенок был чрезвычайно одаренный, и оценив знания, его приняли сразу во второй класс гимназии. Через год он решил издавать журнал гимназии «Начало» со своим однокашником. Уже тогда он почувствовал свое призвание к литературному творчеству.

  3. За годы учебы в университете Брюсов издал собрание стихотворений «Русские символисты» почти полностью состоящий из его стихотворений . Сборник «Русские символисты» был первым коллективным сборником русских модернистов. Один из выпусков сборника состоял почти полностью из стихов Брюсова, в которых уже узнавалась рука зрелого и опытного поэта и обрисовывались основные его направления.

  4. Брюсов увлекался древними культурами, в частности, культурой Древней Руси . Поэта привлекали древние культуры и исторические события. Он часто писал о значимых исторических личностях, прославлял патриотов и борцов за свободу.

  5. Брат Валерия Яковлевича Брюсова был одним из участников поисков утерянной Янтарной комнаты . Родной брат поэта был заслуженным советским археологом. Много путешествовал по миру и участвовал в археологических изысканиях.

  6. В.Я. Брюсов собирал почтовые марки . В основном это были марки европейских колоний. Он состоял во Всероссийском обществе филателистов. Участвовал в редакционной коллегии журнала «Советский филателист».

  7. Брюсов состоял в масонской ложе . Со своими знакомыми составлял масонскую ложу «Люцифер», основанную «московским центром». Несмотря на это, нельзя точно утверждать принадлежность Брюсова к сообществу «вольных каменщиков», но факт зафиксирован в документах.

  8. Участвовал в Первой мировой войне в роли военного корреспондента . Во время Первой мировой войны поэт отправился на линию фронта корреспондентом одной из питерских газет. На фронте он писал патриотические стихи. Разочаровавшись в войне, он вернулся домой.

  9. Принимал активное участие в литературе послереволюционной России . Брюсов хорошо принял Октябрьскую революцию, даже вступил в Коммунистическую партию. После революции направил весь свой талант на организацию литературы в молодой Советской России. Состоял в союзе поэтов, читал лекции, занимал множество должностей, связанных с литературным творчеством. На свой 50-летний юбилей Брюсов даже получил грамоту, в которой Советское правительство отмечало его выдающиеся заслуги перед страной.

  10. Брюсов употреблял наркотики . Сначала поэт пристрастился к морфину, но со временем, после Октябрьской революции, перешел на более опасный героин.

  11. Имел привычку посещать «Кафе Грека» . Был постоянным посетителем этого кафе, павильон которого был расположен на Тверском бульваре. По воспоминаниям очевидцев, он часто сидел за столиком и попивал ликер, вслушиваясь в разговоры, записывал что-то в блокнот.

  12. Работал переводчиком . Особенно уделял внимание переводу армянской поэзии.

  13. Портреты Брюсова хранятся в музее . В 1924-м Брюсов позировал для скульптурного портрета, который сейчас хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. Портрет был выполнен скульптором Ниной Нисс-Гольдман.

  14. Много раз пытался завести ребенка со своей женой. Его жене так ни разу и не удалось выносить и родить ребенка .

  15. После разрыва с поэтом Нина Петровская испытывала крайнюю нужду и пробовала покончить жизнь самоубийством . Первая попытка самоубийства не удалась, но во второй раз все закончилось печально.

Имя: Валерий Брюсов (Valeriy Bryusov)

Возраст: 50 лет

Деятельность: поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик

Семейное положение: был женат

Валерий Брюсов: биография

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более - печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже. Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.


В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.


У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной , – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.


Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.


Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.


Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с , Франсуа Виетом и , однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. – учился на историко-филологическом факультете.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы . Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.


Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с .


Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на , и .


Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы , взятые из «Фауста».


Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с и .

Личная жизнь

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Смерть

Основоположник символизма в России умер 9 октября 1924 года в Москве. Причина смерти – воспаление легких. Великий поэт был предан земле на Новодевичьем кладбище. Известно, что после смети возлюбленного Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

Валерий Брюсов – русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Также он является одним из основоположников русского символизма.

Личная жизнь

Достигнув 23-летнего возраста, молодой парень женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до самой смерти. Детей в семье не было.

По своей натуре Брюсов был весьма собранным, целеустремленным и волевым человеком. Однако в то же время он проявлял слабость к азартным играм, ночным ресторанам, эротике и т.д.

Его первые три сборника назывались «Русские символисты». В них были размещены переводы некоторых французских символистов, а также стихи начинающих поэтов.

Следующими сборниками стали «Это я», «Романсы без слов» и «Шедевры».

Вскоре из-под его пера выходят сборники стихов «Третья стража», «Венок», и «Все напевы».

Стихотворения Брюсова насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствует любовь, политика, философия и частные проблемы человека.

Интересен факт, что его творчество оказало влияние на таких поэтов, как , Сергей Соловьев и Андрей Белый.

Поэт никогда не останавливался на чем-то одном, и постоянно экспериментировал со стилем.

Например, в более позднем его творчестве прослеживались идеи урбанизма, когда речь заходила о больших и высокоразвитых .

Литературное окружение

В конце 90-х годов Брюсов познакомился с такими известными литераторами, как , Гиппиус, Минский, Сологуб и др.

В 1899 г. он был руководителем книгоиздательства «Скорпион», в котором публиковались произведения деятелей «нового искусства».

Следующим местом работы в биографии Брюсова стал журнал «Весы», в котором он был главным редактором.

Достигнув вершины писательского мастерства, Брюсов стал одной из самых заметных фигур русской литературы. Его называли «императором символизма».

В 1909 г. журнал «Весы» закрыли, вследствие чего Валерий Брюсов начал работать в отделе критики издания «Русская мысль».

Там он публиковал свои и чужие произведения, написанные в стиле символизма, целью которых было разрушение обособленности символической школы в литературе.

Исторические романы и концепции

Всегда занимала одно из центральных мест в биографии Брюсова. Он старался давать объективную оценку любым событиям, происходящим, как в России, так и за рубежом.

Революцию 1905 г. он воспринял как неминуемое уничтожение культуры прошлого. Одновременно с этим он не отрицал возможности собственной гибели, поскольку был частью старого мира (см. стих «Грядущие гунны»).

Со временем Брюсов потерял интерес к политическим событиям. Вместо этого он начал активно изучать закономерности исторических процессов.

В своих сочинениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он в подробностях описывал различные эпохи, стараясь показать кризисное состояние мира посредством исторических аналогий.

В начале Первой мировой войны, поэт был пропагандистом патриотизма. Однако работая военным корреспондентом и воочию увидев все ужасы войны, он пересмотрел свои взгляды.

Переводческая деятельность

В 1898 г. Брюсов познакомился с Бартеневым, который был главредом журнала «Русский архив».

В результате между ними завязались дружеские отношения, и в скором времени Валерий Яковлевич начал работать в его издании.

Практически все рабочее время он занимался переводами, причем с каждым годом его переводы становились все более качественными и детальными.

После революции

После Октябрьской революции, главным организатором которой был , Брюсов принял власть большевиков.

Тогда же в его биографии произошли серьезные перемены.

Он стал главой Комитета по регистрации печати. В скором времени ему доверили должность председателя президиума Союза поэтов.

В 1919 г. Валерий Яковлевич стал членом РКП, а уже через год основал литературно-художественный университет.

Он читал лекции студентам, а также продолжал публиковать статьи направленные на развитие литературы.

В своем сборнике «Сны человечества» Брюсов опубликовал произведения армянских и латинских поэтов, а также японские танка.

Он серьезно размышлял о проблемах стиховедения, после чего написал труд, в котором подробно рассматривал данную тему.

Последние стихи

В последние годы жизни Брюсов не переставал экспериментировать с различными стилями написания стихов.

Интересен факт, что в его последних работах присутствует научная поэзия, основоположником которой был французский поэт Гилем.

К подобным стихотворениям можно отнести «Явь», «Мир N измерений» и «Мир электрона».

Многие современники Валерия Брюсова не понимали его произведений из-за их чрезмерной сложности. Однако это в очередной раз говорило о его таланте и существовании уникальных приемов стихосложения.

Наследие Брюсова

За свою биографию Брюсов написал не только множество стихов символизма. Также он получил известность как прекрасный переводчик английских, французских, немецких, итальянских и античных поэтов.

Кроме этого, ему удалось написать целый ряд критических статей, помогающих лучше понять качество тех или иных произведений.

Брюсов оставил глубокий след в русском литературоведении, а также стал автором новых форм стиховедения.

Смерть

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 г. в возрасте 50 лет. Причиной его смерти стало воспаление легких. Могила великого поэта-символиста находится на Новодевичьем кладбище.

Если вам понравилась биография Брюсова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – обязательно подписывайтесь на сайт сайт .

Валерий Брюсов – личность настолько многогранная, что трудно найти область литературной деятельности, в которой бы не остался его яркий и уникальный след. Брюсов испробовал свои силы в поэзии, прозе, драматургии, критике, издательском деле, занимался историей литературы, выступал как переводчик и военный корреспондент, был директором литературного кружка, профессором и ректором института. И все это он успел за свою не столь длинную жизнь в пятьдесят лет.

В московской купеческой семье, где Валерий появился на свет 1(13) декабря 1873 года, царила своеобразная атмосфера. Брюсовы симпатизировали идеям народничества, поэтому в доме были категорически запрещены религиозная литература и даже сказки. Будущий литератор впоследствии вспоминал, что вместо детских книжек познавал теорию Дарвина и хорошо разбирался в других естественных науках. Из поэзии отец позволял читать мальчику только стихи Некрасова .

Валерий получил классическое образование. С 1885 года он обучался в гимназии Креймана, а через пять лет из-за атеистических взглядов перевелся в гимназию Поливанова. После окончания этого учебного заведения Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Валерий с раннего детства с упоением читал все книги в доме, а с восьми лет начал писать сам. Первыми литературными опытами были стихи, позже появились и прозаические произведения. Брюсов исписывал кипы бумаги, пробуя себя в разных поэтических формах и прозаических жанрах. Уже в тринадцать лет он решил, что посвятит себя писательской деятельности.

Юный Брюсов страстно увлекся французскими символистами. Еще в студенческие годы он издал три стихотворных сборника «Русские символисты», а затем собственные книги «Шедевры» и «Это – я». Безжалостные критики и представители литературной общественности ополчились на молодого поэта. Им не понравились эгоцентризм и повышенное самомнение Брюсова на фоне явного подражания Полю Верлену и Артюру Рембо . Но несколько скандальных стихотворений, среди которых особенно стоит выделить эпатирующий моностих без знаков пунктуации «О закрой свои бледные ноги», сыграли свою положительную роль – о Брюсове заговорили. Сегодня такой успех назвали бы удачной пиар акцией.

После окончания университета Валерий Брюсов приступил к издательской деятельности. Он принимал участие в организации издательства «Скорпион», создавал альманах «Северные цветы», редактировал журнал «Весы», который стал центральным печатным органом символистов.

Литературное творчество также продолжало занимать важное место в жизни Брюсова. В первый год нового века поэт выпустил сборник «Третья стража», который принес ему широкую известность. А появившиеся в течение последующих десяти лет сборники «Граду и миру», «Венок» и «Все напевы» стали вершиной поэтического мастерства Валерия Брюсова. Наиболее значительные произведения в прозе – исторические романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы».

В лирике Валерия Брюсова преобладают образы мифологии, мировой истории и культуры, а также городские мотивы – символ современной цивилизации. Критики считают его родоначальником урбанистических мотивов в литературе, а также основоположником русского символизма.

Брюсов-интеллектуал ясно чувствовал и смело отражал в своих произведениях веяния непростого времени, в котором ему выпало жить. К революционным настроениям 1905 и 1917 годов поэт относился противоречиво. С одной стороны он приветствовал свободу каждого человека и его освобождение от оков самодержавия, но понимал, что революционная стихия – это разрушительная сила, в огне которой «грядущие гунны» уничтожат многие духовные ценности.

К 1913 году в жизни и творчестве Брюсова наметился кризис, но начало Первой мировой войны дало новый толчок его воображению. На волне патриотизма поэт ушел военным корреспондентом на фронт. Быстро и энергично влился Валерий Брюсов в реалии нового послереволюционного строя, а в 1919 году вступил в партию большевиков. Много внимания уделял литератор организационной работе на различных постах в Наркомпросе, союзе поэтов, читал лекции в МГУ, организовал и возглавил литературно-художественный институт.

К сожалению, жизненный путь поэта внезапно оборвала болезнь. Это случилось в первый год после пятидесятилетия Брюсова, которое торжественно отмечалось в Большом театре.

Брюсов был настоящим экспериментатором и достиг невероятной технической изощренности. Он искал необычные образы, рифмы, создавал стихи всех форм и размеров, стилизовал их под старину и разные поэтические манеры, подбирал строки, в которых каждое слово начиналось на одну и ту же букву. В поэте всегда кипел «избыток новых рифм и новых слов», дерзких, экзотичных, выразительных.

В своем творчестве Валерий Яковлевич Брюсов воспевал великое предназначение человека-творца, всегда стремился «идти к совершенству», «озарять все новые дали нашего духа, увеличивать область души».

Знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед. Человек, который стал одним из немногих основоположников русского символизма. Человек, которого помнят и любят, произведения которого перечитывают с уважением и в наши дни. Всё это, без преувеличения можно сказать о Брюсов Валерии Яковлевиче. Он был рожден в обычной купеческой семье, которая ничем не отличалась от других таких же семей того времени, в 1873 году.

Нужно отметить, что маленький мальчик Валера начал получать своё образование на дому, так как родителям это было удобно. После он отправился учиться в гимназию в Москве, из которой был переведен в другую гимназию, там же в столице.

После окончания всего вышеперечисленного он с легкостью поступает в Московский институт на историко-филологический факультет. В это время Валерий Яковлевич много занимается дополнительно, открывая для себя различных знаменитых писателей и поэтов, в том числе и французских символистов, которые были популярны в то время.

Как ни странно, творчество многих из них для него становиться очень близким и он начинает создавать свои собственные произведения, представляя себя не просто писателем и поэтом, а русским символистом. Кстати, именно русскому символизму данный человек посветил целых три своих книги.

Окончив институт с отличием Брюсов устраивается на работу в издательский журнал. Именно в это время по словам специалистов в области литературы данного автора настигает активная издательская пора. Он выпускает один своё произведение за другим. Среди них были и целые сборники стихов, и другие различные произведения.

В 1900 году выходит его художественный сборник стихотворений «Tertia Vigilia», который дословно можно перевести как третья стража. Именно он приносит ему самую сильную славу.

4 класс по датам

Биография Брюсова Валерия Яковлевича о главном

Родился Брюсов в купеческой семье. Родители очень любили сына и ни в чём ему не отказывали. Но у них были свои принципы и методы воспитания. Отец мальчика считал, что незачем забивать голову разными сказками и небылицами. Первыми его игрушками стали приборы, которые использовал для опытов его отец. Брюсов много читал о путешествиях, научных открытиях. Биографии учёных, мореплавателей, путешественников расширяли кругозор мальчика. В честолюбивых мечтах он видел себя знаменитым учёным или писателем.

В одиннадцать лет Брюсова устроили в частную школу. Но за резкие высказывания в адрес учителей и директора его отчислили. Новая попытка попасть в гимназию была успешной, но для этого ему пришлось сдать экзамены за пять классов. В новой гимназии ему очень понравилось. Вместе с одноклассниками они выпускали рукописный журнал, сочиняли весёлые истории, фантастические рассказы. Во время учёбы Брюсова заинтересовали французские символисты. Им он посвятил несколько своих статей. Их творчество он назвал новой поэзией, а себя – родоначальником символизма в России.

Учёба в университете пополнила его знания по многим предметам, отточила его способности переводчика. Брюсов прекрасно знал и использовал в своих трудах до двадцати иностранных языков. Это были не только современные, но и древние языки. За годы, проведённые в этом учебном заведении, он выпустил три книги со стихами русских символистов. Стихи Брюсова в этих сборниках тоже были напечатаны, но под другой фамилией. Чуть позже вышла первая его книга – «Шедевры». Благодаря этой книге Брюсов познакомился с Бальмонтом, который был близок ему по духу и со временем стал его другом. С ним он организовал издательство «Скорпион», в котором вышел второй сборник поэта. В книге он ярко отобразил тему времени.
Посещение Италии подтолкнуло Брюсова к написанию книги об искусстве.

Во время путешествия по Европе поэт встретился с поэтом Вячеславом Ивановым. Вместе с ним Брюсов посещал исторические места, памятники культуры, зачитывался мифами различных народов. Особенно поразила его Германия, с её старинными замками, легендами, мистическими историями. Ей он позже посвятит свой роман «Огненный ангел». Под этими впечатлениями появилась в стихах Брюсова историко-мифологическая тематика. В это же время была напечатана новая книга Брюсова, высоко оценённая Александром Блоком.

В стихах этого сборника ярко проявилось отношение поэта к простому трудовому народу. Хотя и вырос поэт в богатой семье, не знал нужды, но его острый и наблюдательный ум подсказывал ему, что государственный строй в России необходимо сменить. Поэтому революцию в России принял сразу и бесповоротно.

Встреча с наркомом просвещения Луначарским помогла ему найти своё место. Он с жаром окунулся в работу. Занятость не мешала ему творить: писать стихи, статьи, жить напряжённой духовной жизнью. Сотрудничество с Максимом Горьким поспособствовало Брюсову подготовить к выходу сборники стихов народов России. В этот период поэт увлекался армянской поэзией и решил выпустить книгу под названием «Поэзия Армении». Многие стихотворные произведения были переведены им лично.

В своих переводах он старался сохранить индивидуальность каждого автора, чтобы донести до русского читателя силу духа армянского народа, пострадавшего от турецкого ига. Прекрасно зная поэзию прошлого, Брюсов старался ни на шаг не отходить от действительности. Две темы волновали поэта – родина и революция. Но главным его детищем был институт, который он создал и в котором трудился в должности ректора до самой смерти. Умер поэт от пневмонии, оставив в наследство будущим поколениям свои произведения.

Интересные факты и даты из жизни