В каком городе жил тициан. Тициан - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.

Ранние произведения Тициана

Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини . Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне , с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи , Альбрехта Дюрера и Рафаэля , все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).

Тициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1514

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная »(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.

Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно - полные жизни «Вакханалия » (Мадрид), «Вакх и Ариадна » (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело , Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo ("Се человек"). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

Венеция подарила обществу множество талантливых художников эпохи Возрождения. Одним из них стал Тициан Вечеллио, жизнь которого протекала на протяжении конца 15-го – второй половины 16-го века.

Биография Тициана

Когда точно родился Тициан, не знает никто. Многие проводят изыскания, возлагают надежды на сторонние источники, но точных сведений найти не удалось. В одном из писем к императору Филиппу II художник сообщает о рождении своем, датировав его 1474 годом. Дата вызывает сомнения, но современники мастера живописи считали, что родился он в 1473 – 1482 годах, некоторые данные указывают на его появление на свет в 1490, часть музеев датируют 1488 годами.

Глава семьи художника – Грегорио Вечеллио, проживающий в Пьеве-ди-Кадоре, Беллуно. Государственный деятель, военный, он смог обеспечить достойную жизнь отпрыску.

С детства юный Тициан мечтал о карьере художника. Десятилетним переехал в Венецию, где работал сначала у Себастьяно Цуккато, позже у Джентиле Беллини, Джованни Беллини. Тут во многие секреты мастерства посвящается Тициан, и его круг расширяется венецианскими художниками, в том числе Лоренцо Лотто. Наиболее близким другом Тициану стал Джорджоне, вместе с которым молодой художник создавал первые фрески для Фондако-деи-Тедески. Схожесть стилей впоследствии позволила мастеру довести до завершения ряд незаконченных другом работ.

В 1511 Тициан направился в Падую создавать фрески для Скула дель Санто. Его работы рассказывали о чудесах, творимых св. Антонием Падуанским.

Основные направления творчества художника наполнены светом, жизнью, покоем, радостью. Главные герои полотен – Мадонна, прекрасная половина человечества.

1517-й принес живописцу звание первого художника Венецианской республики. Мастер занимается вырабатыванием собственного стиля живописи, тщательно изучая выдающихся живописцев. Портреты Тициана наполнились пафосом, монументализмом, динамикой, жизненной энергией, стремительностью, контрастностью. Рождаются шедевры религиозной направленности, образы мифологии.

В 1525 художник решается узаконить брак с матерью двух его мальчиков Чечилией. На протяжении пяти лет женщина дарит ему двух девочек, но рожая, умирает.

Мастеру покровительствуют могущественные люди, главным среди которых был Федерико Гонзага, являющийся герцогом Мантуи. Император обратил внимание на мастера кисти, произвел его во дворяне в 1533-м, дав титул графа Палатинского. Через год творческая натура Тициана снова перенесла потрясение, вызванное смертью отца.

Последующие годы итальянский художник Тициан Вечеллио работал с людьми, творя невероятно реалистичные портреты.

Папа Павел III в 1545 пригласил Тициана на территорию Ватикана, желая заиметь собственный портрет, изготовленный знаменитым художником. Здесь мастер получает возможность познакомиться с Микеланджело. Подобную просьбу высказал Карл V, пригласивший мастера на территорию Германии, окруживший художника уважением, почетом.

С возрастом произведения Тициана меняются. Они наполняются хроматизмом, цветовая гамма наполняется теплыми оттенками коричневого, золотого, дополненными неуловимыми оттенками нежных цветов. Полутона, воздушность изображений делают работы неповторимыми. Конец жизни ознаменовался созданием новой техники работы с красками, которые мастер наносил кистью, шпателем, просто пальцами. Картины Тициана с названиями из Греческой мифологии составили великолепную серию, заказанную ему Филиппом II.

1575-й приносит горе большинству жителей Венеции: разразилась эпидемия чумы, во время которой заразились близкие Тициана и он сам. Жизненный путь художника оборвался 27,08, 1576. Несмотря на приказ о сожжении тел всех погибших во время чумы, тело великого живописца было предано земле на территории венецианского собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Известные картины


«Венера Урбинская» — полотно, олицетворяющее идеал красивой женщины для Тициана. Современники художника восприняли ее эротическим символом, пробудив новые веяния моды. Увидев картину, женщины прекращали выщипывать на лбу волосы, художники перестали изображать живот чрезмерно округлым.


«Кающаяся Мария Магдалина» — картина, олицетворяющая истинную веру, любовь к Богу. Обладать ею желали многие сильные мира сего. Николай I приобрел шедевр для Эрмитажа. Считается, что мастер умер во время создания этого полотна, при этом был найден рядом с ним, сжимающий кисть ослабевшими пальцами.


«Даная» — творение мастера, созданное для Филиппа II серией полотен о мифологии Древней Греции.


«Любовь земная и любовь небесная». Многие считают, что на картине встретились Венера и Медея, обсуждающие возможность помощи Ясону. Здесь в аллегорической форме показана связь между возвышенными чувствами, счастливым семейным очагом. Идиллию немного нарушает символ смерти, саркофаг, но стоит помнить, что жизнь, смерть, чувства всегда находятся рядом.


«Венера перед зеркалом» — одно из лучших произведений мастера. Тонкая работа позволила создать картину внутри картины, изображая зеркальную поверхность.

«Флора» — великолепное портретное изображение, показывающее отношение мастера к браку, семье, поскольку наряд, образ символизируют непорочность, целомудрие, гармонию, чувственность.


«Венера и Адонис» — картина серии о греческой мифологии для Филиппа II.

«Венера Анадиомена» — полотно, созданное для королевы Швеции Кристины.


«Динарий кесаря» — простой, понятный сюжет, без второго смысла. Встреча двух миров: чистого небесного и реальности, конфликтующих, но вечных.


«Святой Себастьян» — образ, символизирующий самообладание, достоинство, готовность к гибели, мужество, спокойствие (одно из полотен, представляющих Тициана в Эрмитаже).


«Красавица» — еще один образ непорочности, чистоты, показанный четками, горностаем.


«Похищение Европы» — одно из полотен серии греческой мифологии, созданной для Филиппа II.

Категория

“Королем живописцев и живописцем королей” называли Тициана (1488/1490-1576) еще при жизни. Один из четырех титанов Возрождения, он родился более 500! лет назад, примерно в 1477 году и прожил почти девяноста лет – невероятный срок для того времени, когда средняя продолжительность жизни была всего 35 лет. Всю сознательную жизнь мастер творил шедевры, потому его наследие столь обширно.


“Кающаяся Мария Магдалена” Тициан. Около 1565. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Современник Тициана, Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников ». Их было много, знатных особ, а Тициан был один. В XVI веке считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значит стать бессмертным. Так и вышло.


«Аллегория благоразумия» (середина 1560-х) Тициан. Тициан изобразил не только себя, но и сына с племянником. Их портреты представляют одно целое с головами трех животных: царственного льва, верной собаки и одинокого волка. В символике этот зверь с тремя головами как раз и обозначал Благоразумие. В его составе было три значимых вещи: память, знание и опыт. Лондонская национальная галерея

Ему делали заказы европейские короли, римские папы, герцоги, кардиналы, князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим среди художников Венеции!

    • Тициан родился в семье видного политического деятеля недалеко от Венеции. Точная дата рождения неизвестна. Отец, разглядев талант сына, отправил его учиться мозаичному искусству и живописи в Венецию
    • Художник стал основателем и мастером психологического портрета, отражая не просто внешность заказчика, а его характер и душу

      “Портрет молодой женщины” Тициан. Около 1536 года. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

    • Тициан заработал славу мастера цвета , добиваясь на своих полотнах огромного количества оттенков, полутонов и переходных зон. Именно это стало одним из секретов его мастерства
    • Заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и монархов
    • Художник разработал новый способ и манеру письма, накладывая масляные краски на холст кистью, шпателем или просто пальцем. Прежде картины не писали на холсте. До него традиционно писали фрески или картины на досках, подобно русским иконам, однако в Венеции был влажный климат и фрески, живопись на досках не были долговечны. Новаторство Тициана мы видим повсеместно – вот уже более 500 лет основным методом живописи является холст и масляные краски

      “Мадонна с младенцем в нише” Тициан. ГМИИ имени Пушкина (Москва)

    • Испанский и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию
    • Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно уронил кисть, и император не погнушался встать и подать её художнику, сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору »
    • Император Карл V окружил любимого художника почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана »
    • Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его красавицы зачастую носят рыже-золотистые волосы

      “Автопортрет” 1567 год. Музей Прадо (Мадрид)

    • Искусствоведы отмечают, что поздний Тициан отличался какой-то незаконченностью, чуть ли ни небрежностью. Однажды ему заказали картину «Благовещение». Выполнив работу, живописец подписал ее словами по-латыни: «Тициан сделал». Однако заказчикам показалось, что картина не закончена, и они потребовали «довести ее до ума». Гордый венецианец дописал еще одно слово в подписи, вследствие чего на картине появилась фраза: «Тициан сделал, сделал». В оригинале на латыни это выглядело так: «Titianus fecit fecit»
    • Тициан практически не болел и до последних дней он не прекращал работать. Художник скончался от чумы в Венеции, заразившись от своего сына
    • Его последним произведением стало “Оплакивание Христа”, который Тициан писал для собственного надгробия , чувствуя близость смерти

      Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция), где похоронен Тициан

    • Прожив почти 90 лет, художник до конца сохранил ясность ума, остроту зрения и твердость руки. В день смерти (в это время в Венеции свирепствовала чума) он завершил картину «Оплакивание Христа», подписав ее твердой рукой «Тициан сделал». Рассказывают, что в этот день он велел накрыть стол для множества персон, но он был один. Он как бы прощался с тенями своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете : Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке
    • Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (в переводе на русский: Святой Марии Словущей или Успения Девы Марии). На могиле живописца расположен грандиозный памятник и высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли - соперник Зевсов и Апеллесов »

Памятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеции)

С недавнего времени в собраниях России появилась еще одна картина Тициана. «Венера и Адонис», авторская копия кисти Тициана со знаменитой на весь мир картины на ту же тему из музея Прадо в Испании, принадлежит российскому благотворительному фонду «Классика». Эту работу великого мастера открыла главный научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова.


“Венера и Адонис” Тициана на вставке “Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе” в ГМИИ Пушкина – лето 2017 года

Прежде она считалась картиной, написанной художником круга Тициана, и именно в таком качестве была приобретена фондом «Классика». Картина была впервые продемонстрирована российскому зрителю на выставке “Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе ” в ГМИИ имени Пушкина летом 2017 года


(собственно Тициано Вечеллио , Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, - 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.

Аллегория возрастов

Похищение ЕвропыЕго искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. ("Христос и грешница", Художественная галерея, Глазго; "Христос и Магдалина", Национальная галерея, Лондон; так называемая "Цыганская мадонна", Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости.


Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная", около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; "Флора", около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; "Динарий кесаря", 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм ("Мужской портрет", Национальная галерея, Лондон; "Юноша с перчаткой", около 1520, Лувр, Париж).

Конец 1510-х-1530-е гг. - новый период в творчестве Тициана, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики ("Вознесение Марии", около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция)


Юдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид; "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон; "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Бахус и АриаднаКонец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации.

Аллегория бренности (Ванитас)
С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.


Венера на леопардовой шкуре

Венера, завязывающая глаза Амуру
Венера и АдонисДоминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Тициана - "Ипполито Медичи" (1532-33), так называемый "Ла белла" (около 1536), "Пьетро Аретино" (1545) - все в Галерее Палатина, Флоренция, "Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), "Карл V" (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), "Карл V в сражении при Мюль Берге" (1548, Прадо, Мадрид) и др.



ДанаяС середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности.

Мать Cкорбящая (Dolorosa)


Святой Иоан Баптист в отшельничестве
Мученичество святого ЛаврентияСвятой ИеронимЖизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений ("Даная", около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; "Венера и Адонис", 1554, Прадо, Мадрид; "Воспитание амура", около 1565, Галерея Боргезе, Рим; "Венера перед зеркалом", 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; "Похищение Европы", около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.

Воспитание Амура


Святая Мария МагдалинаНаписанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни ("Св. Иероним", около 1552, Лувр, Париж; "Положение во гроб", 1559, Прадо, Мадрид; "Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; "Св. Себастьян", Эрмитаж, Ленинград; "Коронование терновым венцом", Старая пинакотека, Мюнхен; "Оплакивание Христа", 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.).



Троица во славеОтличительное свойство поздних работ Тициана - их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.

Благовещение Мадонны

Мадонна с кроликом
Мадонна Гипси
Мадонна и дитя
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Мадонна во славе
К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.

Динарий кесаря
"Не тронь меня "
Христос и грешница
Взятие Христа
Се человек
Несение креста
Несение креста
Бичевание Христа

«Коронование терновым венцом»

"Коронование терновым венцом "
Распятие Христа
Христом и Вор на Голгофе
Оплакивание Христа

Положение Иисуса во гробПоложение Иисуса во гроб
Воскресение Иисуса Христа
Воскресение Иисуса Христа
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.

Аллегория времени,управляемого разумом

Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов.

Портрет Федерико Гонзага, герцога Мантуа
Портрет Пьетро Аретино
Портрет инквизитора, дожа Андреа Гритти
Портрет мужчины в платье с синими рукавами
Портрет мужчины в красной шапке
Портрет мужчины с перчаткой
Кардинал Александро Фарнези
Портрет музыканта
Портрет Якобо Страдо
Портрет молодого англичанина
Портрет Папы Юлия второго
Портрет Папы Павла третьего
Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе (незавершена)

Портрет Марка Антонио Тревисани
Портрет Томазо Винченцо Мости
Портрет Филиппа второго
Портрет славянки
Портрет Клариссы Строцци с собачкой

ТИЦИАН Франциск I, король Франции, 1538.

Дон Фернандо Альварес де Толедо, великий герцог Альба

Императрица Изабелла Португальская

Изабелла д"Эсте

Девушка в шубке

«Цыганская Мадонна»

Автор - Ела2012 . Это цитата этого сообщения

Итальянская живопись Tициан Вечеллио (1488-1576)


« Автопортрет »
1563-66г
холст, масло, 68 x 61 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания

ТИЦИАН БОЖЕСТВЕННЫЙ

Император Священной Римской империи Карл V, глубоко почитавший творчество Тициана Вечеллио (около1488-1576), любил повторять: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана?». А когда художник, работая над портретом императора, однажды уронил кисть, Карл V поднял её со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору». Имя этого великого живописца, никогда не изменявшего родной Венеции, стоит в одном ряду с такими титанами Высокого Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Славу Тициану принесли картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как блестящий портретист. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда он был признан лучшим живописцем не только Венеции, но и всей Южной Европы.

Оригинал записи и комментарии на