В н бакшеева голубая весна. Урок " Описание картины «Голубая весна» В.Н

/ / Сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Василий Бакшеев входит в число тех русских пейзажистов, которые довольно часто изображали на своих полотнах прекрасные леса, непроходимые чащи, ведь они являлись украшением земель русских. На его полотнах зритель может наблюдать лесные пейзажи, изображенные в различные периоды года. Конечно же, наибольшее внимание приковывает весенняя зарисовка, когда все полотно заполнено тонкими и хрупкими березами.

Картина «Голубая весна» является именно тем холстом, на котором пейзажист закрепил все красоты пришедшей весны. Лес еще не полностью очнулся от зимней спячки. Деверья обнажены, молоденькие листочки не успели покрыть из ветки и обличить в зеленые наряды. Вглядываясь в картину, зритель словно переносится в ту лесную чащу, ощущает влажный, сырой воздух, который напоминаем нам грибной запах.

Картина «Голубая весна» весьма спокойна. На ней нет никаких волнующих событий, которые могут взбудоражить внимание автора. Перед нами обычный, теплый весенний денек. Лесной пейзаж залит солнечным светом, теплые лучи насквозь пронзают ветви деревьев и опускаются до самой земли. Лесные тропинки залиты водой. Они появилась в лесу после обильного таяния снега.

Однако не это привлекает внимание зрителя. Намного больше мы обращаем свой взор на изумительно чистое небо, наполненное лучезарным, голубым оттенком. Глядя на пейзаж, мы понимаем, что зима ушла. И вернется она не скоро.

Картина «Голубая весна» переполнена светлыми, мягкими, теплыми оттенками. В. Бакшеев не прибегает к помощи темных оттенков, ведь не видит свою работу мрачной и пасмурной. Весна ассоциируется у него с новой жизнью, новым потоком сил и энергии, светом, который пробудил природу после зимней спячки.


«Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».
Бакшеев Василий Николаевич.


Василий Николаевич Бакшеев
Голубая весна
Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе.
Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.

15.12.2015

Составление рассказа по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Степахина Людмила Александровна, учитель –логопед МДОУ « Детский сад № 24 г.Рязани

План-конспект фронтального занятия по развитию речи с детьми логопедической подготовительной к школе группы.

Цель :

Организовать деятельность детей по формированию умений строить монологическое высказывание описательного типа.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний и представлений о понятиях характеризующих явления природы весной, обогащать речь детей новым познавательным содержанием;
  • уметь составлять небольшой рассказ по картине, опираясь на образец, данный логопедом;
  • способствовать воспитанию интереса к речи; приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать; задавать вопросы и строить ответ) и монолога (умение излагать свои впечатления о картине грамматически правильно, связно, образно);
  • способствовать развитию памяти, внимания;
  • создавать условия для развития речемыслительной деятельности посредством специальных дидактических игр и упражнений;
  • -организовать практическую деятельность по овладению дошкольниками грамматически правильной диалогической и монологической речью;
  • - создать условия для деятельности детей по овладению обобщающими понятиями по заданной теме.

Ожидаемые результаты в виде целевых ориентиров:

Дети знают:

  • о структурных особенностях текста (начало, середина, конец);
  • об особенностях построения речевого высказывания в ситуации выражения своих мыслей, в процессе общения с педагогом, со сверстниками;
  • об изменениях, происходящих в неживой и живой природе весной (снег растаял, реки освободились от льда, земля становится суше; прибавляется день; ярко светит солнце, пробуждаются деревья, животные);

Дети умеют:

  • употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и познавательной ситуацией, связывать их по смыслу;
  • использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, вести диалог в соответствии с определенными правилами, умеют составлять описательный рассказ по картине в виде монологического высказывания;
  • устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; обобщать знания, выстраивать доказательства при описании природных явлений;
  • использовать свои знания об изменениях в природе при ответах на вопросы, в процессе рассуждений, при описании картины.

Оборудование: проектор, репродукция картины В.Бакшеева «Голубая весна»; опорные сигналы; ватман тонированный, смайлики; магнитная доска (фланелеграф)», «дерево оценок».

Предварительная работа: пополнение словаря, грамматических форм, организация наблюдений воспитателем, родителями; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

1. Орг. момент

Игра «Почемучка»

Я «Почемучка». Очень любознательная, люблю задавать вопросы. Сможете ответить на мои вопросы?

Почему весной тает снег?

Почему весной набухают почки? (Почему появляются насекомые? Почему бегут ручьи?...)

Решение речевой задачи. Мотивация к познавательной деятельности.

Вопросы к детям. Вовлечение их в познавательную деятельность

2. Объявл.

Вводная беседа: мы будем составлять рассказ о весне по картине. Выполнять речевые упр. Рисовать. Действовать сообща, вместе.

Слушание

Вводная беседа.

3. Упр. «Подбери слово»

К слову подобрать признаки весенней погоды (согласование сущ с прилаг).

Весна какая?

Радостная, дружная, ранняя, солнечная…

Солнце какое?

Яркое, теплое, ласковое

Небо какое?

Ясное, голубое, высокое

Воздух какой?

Теплый, душистый

(Почки на деревьях какие?- набухшие, смолистые

Трава какая?- прелая, пожухлая, местами зеленая…)

Речемыслительная деятельность

Вопросы (3-4) к детям

Комментирование.

4. Упр. «Нарисуем красками весеннее настроение»

Коллаж о весне из индивидуальных рисунков детей. Вопрос: «Какое настроение получилось?»

Выполнение задания стоя. Коллективная познавательная и продуктивная деятельность

Совместная познавательная и продуктивная деят-ть с детьми.

5. Показ картины В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Показ и рассматривание картины

Дети сидят на ковре перед экраном. Рассматривание картины.

Восприятие картины.

Показ картины ч/з проектор

6. Беседа по картине

Что вы видите на картине?

Какое время года изображено на картине?

Какое настроение вызывает у вас картина?

Придумайте название картины

Познавательно-исследовательская деятельность.

Рассуждения, ответы, детей

Вопросы к детям.

Комментирование.

Выражение своего отношения к картине.

7. Физминутка «Весну закликаем!»

Ау-ау, приди весна с радостью…

Повороты вправо-влево.


8. Рассказ-описание по картине

Картина Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна». Послушайте рассказ о ней: «Радостна весна в лесу!..»

Слушание рассказа. Рассматривание картины

Рассказ-описание по картине. Комментирование

9.Составление рассказов в группах.

Работа в 2-х группах (равных по интеллектуальным и речевым возможностям): коллективное обсуждение структуры рассказа по картине «Голуб. весна» с использованием картинок-символов (начало, середина, конец рассказа).

Помощь. Вопросы по структуре рассказа. Указания. Пояснения.

Инд помощь.

10.Рассказы детей по картине

Выступление рассказчика-представителя от группы

Познавательная деятельность. Общение детей со сверстниками.

Инд. помощь. Словесные указания, грамм. поправки. Оценка деятельности

11.Заключительная беседа с выводами

Какую картину мы рассматривали?

Как составляли рассказ в группах? Как рассказывали о картине? Поделитесь впечатлениями, выберите для себя смайлик.

Аналитическая деятельность.

12.Рефлексивная оценка

Дети оценивают свою деятельность с помощью «Дерева оценок»

Самооценка.

Совместная аналитическая деятельность.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25doshk-standart-dok.html

3. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций/сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО Изд. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.

4. Деятельность учителя-логопеда в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения/ под ред. К.А. Фокиной. - М.: Перспектива, 2013.

5. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /авт-сост. Г.В. Чиркина. - М., 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Василий Николаевич Бакшеев
«Голубая весна»

Радостна весна в лесу! С каждым днем природа все больше и больше пробуждается ото сна. Лес наполнен теплым душистым воздухом; пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая травка, смолой пахнут набухшие почки. На переднем плане изображены березы. Причудливо переплетаются их верхушки на фоне голубого неба. Тонкие, бело-розовые веточки освещены ласковым солнцем. По земле от деревьев тянутся голубовато-лиловые тени. По влажной земле в ложбинке течет весенний ручеёк. Чуть поодаль, среди берез стоят веселые озорные елочки. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы! …

Презентация к занятию во вложении (pptx, 1MB)

Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной.

На картине как раз много голубого неба. Конечно, тут и зеленая трава, и синие ручьи и молодые березки, на которых ещё почти совсем нет листьев… А небо за ними такое яркое, высокое!

Цвета картины такие лёгкие, прозрачные, но в то же время яркие и оптимистичные. Очень красиво!

Березы будто расступились перед весенним ручейком. Наверняка, каждый год здесь он и течёт – уже создалось русло. Такая маленькая весенняя речка.

Слева видна темная зелень постоянных елок. А вот на березках листьев ещё совсем мало. Может быть, что эта весна выдалась холодной. И например, это конец мая, когда всё должно уже цвести, быть давно зелёным, а тут только первые листочки появляются.

Мне картина нравится очень. На неё приятно смотреть, она навевает хорошие мысли. Сразу вспоминаешь прогулки в лесу – весной тоже. Главное – не замёрзнуть, так как весеннее солнце очень ещё обманчиво: ни воздух, ни земля ещё не прогрелись. Но гулять после долгой зимы очень приятно. Здорово смотреть на первую листву-траву, на подснежники, на ручьи. Слушать первых птиц. И знать, что скоро лето – каникулы!

Но весенние каникулы тоже есть. Я их тоже очень люблю.

На картине я не могу разглядеть пока ни одной птички или мышки. Конечно, нет тут и людей. Только деревья… Наверное, прохладно ещё – первый погожий день той весной. А весна эта могла быть и в этом году, и десять лет назад, и век даже. Хорошо, что художник сохранил для нас это прелестное состояние прозрачного воздуха, эту свежесть, молодость природы…

Я представляю это не только картиной, но и сюжетом для фото-обоев. Почему нет? Картина лучше, чем просто фотография. Столько мастерства, сил вложил художник. И не факт, что он видел именно этот пейзаж, ведь он мог объединить всё самое лучшее, что видел весной. Всё собрал лучшее за много лет (что-то даже додумал) и создал такую красивую картину!

Картину я с удовольствием покажу друзьям и родным, очень по-весеннему.

2, 3, 8 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Твір роздум Справжній друг

    Дружба - це невід"ємна частина життя кожної людини. Мабуть, не існує людини, яка не мала би друзів. Дружба дуже допомагає в житті кожному, скільки б друзів в тебе не було. Але який сенс треба вміщувати

  • Анализ рассказа Зощенко История болезни

    Произведение является комедийный рассказом, основной темой которого становится насущная проблема человеческих взаимоотношений, описанная на примере обычного больничного заведения.

  • Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов сравнительная характеристика сочинение

    Свое произведение “Отцы и дети” Тургенев И.С. создал в то время, когда поднялись вопросы об упразднении крепостного права, в то время, когда начались споры между демократами и либералами

  • Сочинение Понтий Пилат и Иешуа (встреча, разговор,спор, диалог) в романе Мастер и Маргарита

    В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова не так уж много строк, посвященных событиям связанных с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Но именно эти несколько глав становятся основой

  • Образ и характеристика Василисы Егоровны Мироновой в романе Капитанская дочка

    Казалось бы, крепостью управляет комендант Иван Кузьмич, но только номинально. На самом деле мы видим как бразды правления Белгородской крепостью тайно располагаются в руках Василисы Егоровны Мироновой

Известным пейзажистом является Василий Бакшеев. Художник влюблен в русский лес и его красоты. Он любил писать природу в разные времена года.

Простая концепция

Лиственный лес без берез будет неполным. Картина «голубая весна» показывает середину апреля. Листва еще не распустилась, но воздух вокруг пропитан теплом. Природа постепенно оживает. Можно буквально почувствовать запах прошлогоднего осеннего листья, которые остались на земле. Но вместе с тем врывается аромат молодой листвы и травы.

Никаких особенностей в пейзаже не наблюдается. Автор профессионально передал красоту березовой рощи. Лес запечатлен в погожий весенний денек. О тепле свидетельствуют тени деревьев, которые возникают благодаря солнцу. По земле струится вода. Это остатки снега тают и уходят в землю. Изюминка полотна кроется в небе. Только весной горизонт имеет такой насыщенный голубой цвет. Эта палитра говорит о том, что жизнь продолжается, все вокруг оживает. Тепло способствует озеленению деревьев. Пока рано для полноценной листы, но уже появились первые почки. Можно заметить на картине легкую зеленую дымку, которая и говорит о скором распускании листьев.

Краски картины

Василий Бакшеев отдал предпочтение светлой палитре в своем произведении. Художник практически не использовал темных тонов. Именно это позволило передать наступление весны, создать праздничную атмосферу. Небо окрашено мягкой лазурью, трава приятно зелениться и на этом фоне белеют стволы берез. Все переходы максимально плавные, нет контраста. Автор удачно подобрал цвета, чтобы передать правильную атмосферу.

На заднем плане деревья слились в единое бежевое пятно. На переднем плане насаждения не такие густые. Позади березок можно увидеть несколько зеленых елей. Они удачно дополняют русских красавиц. Концепция полотна не имеет никаких сложностей. Вглубь леса направляется тропа. Она создает перспективу картины.

Непросто передать зарождающуюся жизнь с помощью красок. Но картина Бакшеева сумела показать зрителю весеннюю пору, ее радость и трепет. Картина простая и понятная, без сложных контрастов и тайного смысла. Она вызывает спокойствие, мотивирует на добро. Возможно, между березок художник заключил собственное жизнелюбие и нестареющий пыл.