Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Сочинение-рассуждение 1
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.
Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).
А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письма погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.
Сочинение-рассуждение 2
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы :
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
выразить своё отношение к ней.
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на...
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что...
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова :
действительно
на самом деле
я полностью согласен с...
вынужден согласиться с...
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование , например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира .
Можно обойтись и без цитирования , например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания .
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя .
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими словами
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте...(называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя...(фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста...
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста ;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте .
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что...
Мы убеждаемся в том, что...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что...
Таким образом, ...
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Общий план:
2.Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
Каждую часть начинаем с красной строки, т о есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4 , т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
За отсутствие абзацев снимают баллы.
Константин Георгиевич Паустовский, родился 19 мая 1892 года в городе Москва. Советский писатель, прозаик. Автор книг - «Кара-Бугаз», «Судьба Шарля Лонсевиля», «Колхида», «Чёрное море», «Созвездие гончих псов», «Северная повесть», «Золотая роза» и др. Умер 14 июля 1968 года в городе Москва.
Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Паустовский Константин Георгиевич.
- У рака будущее позади.
- Дело художника - рождать радость.
- У подлинной прозы всегда есть свой ритм.
- Чем больше знаешь, тем интереснее жить.
- Одна из основ писательства - хорошая память.
- Если у людей телосложение, то у меня теловычитание.
- И палачи считают, что они борются за кровные интересы народа.
- Если поэту приснилось, что у него кончились деньги, это - к стихам.
- Писательство - не ремесло и не занятие. Писательство - призвание.
- В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.
- Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу.
- Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира писателей.
- Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше этих самых дней.
- Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое.
- Наша критика имеет обыкновение все гипертрофировать - и хорошее и дурное.
- Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.
- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
- Известный писатель - тот, у кого печатают и слабые вещи. Знаменитый - тот, кого за них хвалят.
- Гений всегда боится, что он отчасти графоман, графоман никогда не сомневается, что он - гений.
- Только писатели, обладающие даром импровизации, могут писать без предварительного плана.
- У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание.
- Усидчивость - это тоже свойство таланта. Некоторых писателей стоит фотографировать не с лица, а с зада.
- Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль.
- Всегда пишу только от руки. Машинка - свидетель, а работа писателя - интимное дело. Оно требует полного одиночества.
- Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь, разумеется, наивно, но писать без веры в это тоже невозможно.
- Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
- Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - Человек.
- По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
- Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великие вес и последствия.
- По-моему, главное - не забывать банальной истины, что ты такой же, как и другие, а потому стараться не причинять людям того, от чего тебе самому стало бы худо.
- Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего.
- Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. Выпадение хотя бы одного из этих свойств свидетельствует о непоправимой духовной ограниченности.
- Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.
Константин Георгиевич Паустовский (31 мая 1892 - 14 июля 1968) прожил тяжелую, но честную жизнь. Он родился в один день с другим советским классиком - Леонидом Леоновым. Их обоих в разное время выдвигали на Нобелевскую премию по литературе. Но шансов ее получить было все-таки больше у автора «Золотой розы»…
«Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой», - писал о Константине Георгиевиче его литературный секретарь Валерий Дружбинский.
Мы отобрали 10 цитат из произведений писателя:
- Хороший вкус - это прежде всего чувство меры. «Золотая роза»
- Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. «Золотая роза»
- Любить лучше издали, но любить необходимо, иначе - крышка. Вот так скитаться и всюду - в поездах, на пароходах, улицах, в полудни и на рассветах - думать о прекрасных вещах, ненаписанных книгах, бороться, погибать, растрачивать себя. «Романтики»
- Способность ощущать печаль - одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. «Беспокойная юность»
- Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека. «Беспокойная юность»
- Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту - вот в чем задача. А сделать это трудно. Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния, даже шутки, и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно безнаказанно поверить мечту. «Золотая роза»
- Проза, как сама жизнь, велика и разнообразна. Иногда бывает нужно вырвать из старой прозы целые куски и вставить их в новую прозу, чтобы придать ей полную жизненность и силу. «Бросок на юг»
- Русский язык существует подобно своду величайшей поэзии, столь же неожиданно богатой и чистой, как полыхание звездного неба над лесистыми пустошами. «Книга скитаний»
- Никогда не кладите в книги письма любимых женщин. «Романтики»
- Почти каждый уходит из жизни, не свершив и десятой доли того, что он мог бы свершить. «Время больших ожиданий»
(1892 - 1968) прожил тяжелую, но честную жизнь. Он родился в один день с другим советским классиком - Леонидом Леоновым . Их обоих в разное время выдвигали на Нобелевскую премию по литературе.
«Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времен и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой», - писал о Константине Георгиевиче его литературный секретарь Валерий Дружбинский.
Мы отобрали 10 цитат из произведений писателя:
Хороший вкус - это прежде всего чувство меры. «Золотая роза» |
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. «Золотая роза» |
Любить лучше издали, но любить необходимо, иначе - крышка. Вот так скитаться и всюду - в поездах, на пароходах, улицах, в полудни и на рассветах - думать о прекрасных вещах, ненаписанных книгах, бороться, погибать, растрачивать себя. «Романтики» |
Способность ощущать печаль - одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. «Беспокойная юность» |
Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека. «Беспокойная юность» |
Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту - вот в чем задача. А сделать это трудно. Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния, даже шутки, и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно безнаказанно доверить мечту. «Золотая роза» |
Проза, как сама жизнь, велика и разнообразна. Иногда бывает нужно вырвать из старой прозы целые куски и вставить их в новую прозу, чтобы придать ей полную жизненность и силу. «Бросок на юг» |
Русский язык существует подобно своду величайшей поэзии, столь же неожиданно богатой и чистой, как полыхание звездного неба над лесистыми пустошами. |
Цитаты
Паустовского Константина Георгиевича
Паустовский Константин Георгиевич (1892 - 1968) - русский, советския писатель.
Берегите любовь, как драгоценную вещь
Цитата из книги Паустовского К.Г. «Повесть о жизни» (Беспокойная юность) (1954 г.). Старик говорит главному герою (автору) -
"- Разрешите дать вам стариковский совет. Берегите любовь, как драгоценную вещь. Один раз плохо обойдетесь с любовью, так и последующая будет у вас обязательно с изъяном".
Будьте милостивы к воображению! Не избегайте его
Выражение из книги Паустовского К.Г. «Повесть о жизни» «Бросок на юг» (1959-1960 гг.) -
"Но все же будьте милостивы к воображению! Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды.".
В литературе, как всегда, идет война между Алой и Серой Розой!
Выражение принадлежит писателю Паустовскому К.Г. Его сын, Вадим Паустовский пишет в предисловии к книге «Повесть о жизни» «Время больших ожиданий» (1958 г.) -
"Именно отцу принадлежит известный в свое время афоризм о положении в нашей литературе. Сравнивая писателей с рыцарями, которые в средневековой Англии вели войны между приверженцами орденов Алой и Белой Розы, он говорил:
«В литературе, как всегда, идет война между Алой и Серой Розой!»"
Войной Алой и Белой розы именовали серию вооружённых династических конфликтов в 1455-1485 годах в борьбе за власть между сторонниками двух ветвей английской династии Плантагенетов - Ланкастеров и Йорков.
Война завершилась победой Генриха Тюдора из дома Ланкастеров, основавшего династию, правившую Англией и Уэльсом в течение 117 лет. Розы были отличительными значками двух враждующих партий. Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке.
Алая роза стала символом династии Плантагенетов - Ланкастеров во время войны. Возможно, она была изобретена в противовес эмблеме врага. Выражение "война Алой и Белой розы" вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом.
Скотт выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают их розы различного цвета в Церкви Храма.
Как мало нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется
Цитата из произведения Паустовского К.Г. Далекие годы (Беспокойная юность) (1954 г.). Автор описывает мальчика, у которого нет своего дома, которого оставили родители. Паустовский рассуждает -
"Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется."
Красоту только тронь небрежной рукой, – она исчезнет навеки
Выражение из книги Паустовского К.Г. «Повесть о жизни» «Книга скитаний» (1963 г.).
Эти слова говорит писатель М.М. Пришвин Паустовскому К.Г. Он укорял Паустовского К.Г. за то, что тот слишком популяризировал Мещеру, в результате туда хлынули толпы туристов:
"– Вы знаете, что вы наделали своими восторгами перед Мещерой! – сказал он мне с укором и осуждением, как неосторожному мальчику. – В вашей тихой Солотче уже строят сотни дач для жителей Рязани. Пойдите-ка теперь в луга и найдите хоть один цветущий шпорник.
Поищите! Черта с два вы его найдете! Красоту только тронь небрежной рукой, – она исчезнет навеки. Современники, может быть, и будут вам благодарны, а дети ваших детей вряд ли за это поклонятся. А сколько в этой самой Мещере было сил для развития высокого народного духа, народной поэзии! Неосмотрительный вы человек, милый мой. Не сберегли свое Берендеево царство.
Да, шпорник теперь в Мещере, пожалуй, и днем с огнем не найдешь.".
Ничто в жизни не возвращается, кроме наших ошибок
Цитата из произведения Паустовского К.Г. Далекие годы (Беспокойная юность) (1954 г.). Это слова отца Паустовского -
"В том, что прошлое необратимо, были смысл и целесообразность. Убедился я в этом позже, когда сделал две-три попытки вторично пережить уже пережитое.
«Ничто в жизни не возвращается, - любил говорить мой отец, - кроме наших ошибок».
И в том, что ничто в жизни действительно не повторялось, была одна из причин глубокой привлекательности существования.".