Анализ поэмы мертвые души гоголя. Н.В

Павел Иванович ЧИЧИКОВ живет по завету отца: беречь и преумножать копеечку, используя все способы и средства.

В его голове созрела мысль: купить " мертвые души" и превратиться в фантастически богатого человека, которого будут за это любить, уважать и чествовать.

Человек с обыкновенной внешностью, неплохим образованием начинает претворять в жизнь свой план. К каждому помещику он ищет свой подход: Манилова хвалит за детей и устройство жизни, Коробочку - за хозяйственность, Собакевича - за коммерческую жилку... Он - отличный психолог, и реализация плана ему почти удалась. Но тут нашлись все же " светлые головы современности " , которые и раскрыли весь обман. Обманывать государство - не стоит: и честь потеряешь, и почет не обретешь. Думаю, что эволюция Чичикова "пошла" не по правильному пути, и заветы батюшки были не те...

Манилов - приятный во всех отношениях человек. Милый, деликатный, обходительный. Глаза у него цвета неба, он все время улыбается, но, замечает гоголь. в них пересыпано слишком много сахара. Лоики в его речи нет никакой. На столе - аккуратные горочки золы, . Абсолютно бесхозяйственный Не имеет понятия о том, какое у него количество крепостных крестьян. По всем вопросом обращается к приказчику. На его земле мог бы появиться яблоневый сад, но вместо него мы видим какие-то низкорослые березки и полное отсутствие зелени.

Помещик МАНИЛОВ - никчемный, бестолковый в своих мечтаниях, непрактичный. В его комнате дорогая мебель, изящный подсвечник, и рядом, на контрасте - кресла, обтянутые грубой рогожей и какая-то статуэтка инвалида. Он и сам кажется калекой.

У Манилова легкость в мыслях необыкновенная. Он " прожектирует" дом с длинным подземным ходом, или каменный мост. Зачем ему это надо - наш герой и сам не знает, тем более, что мост будет над прудом. Его дети, названные именами великих греков, невоспитанны, неразвиты, не умеют себя вести правильно даже за обеденным столом. Да и кто им несет разумное и вечное? Сам Манилов, читающий книгу много лет на четырнадцатой странице.

Вывод: Манилов - внешне приятный, а внутренне - пустой человек, ни то, ни се...

ПЛЮШКИН - это " прореха на человечестве". Гоголь описывает подробно разрушенные дома его крестьян, горы сгнившего хлеба,его собственное жилище, казавшееся инвалидом. Красою вечною сияет только сад, но это - чудо природы, а не результат деятельности Плюшкина.

Фигура помещика - странная. Он не похож ни на бабу, ни на мужика, а, скорее всего, на просто нищее существо, которому хочется подать милостыню. Добра у него много, но жадность, его желание побираться, накапливать привела к абсолютному моральному падению.

Крестьяне его мрут аки мухи, людям он не доверяет, миру враждебен.

Вещи заменили ему реальных людей. Гоголь пишет: " И до такой же ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! "

Образ Чичикова «Мертвые души»

Чичиков внешне аккуратный, любит чистоту, одетый в хороший модный костюм, всегда старательно побритый; всегда на нем чистое белье и модная одежда «коричневых и красноватых оттенков с искрой» или «цвета наваринского дыма с огнем». Но внешняя опрятность, чистота Чичикова, поразительно контрастирует с внутренней грязью и непорядочностью героя. Образом Чичикова автор подчеркнул типичные черты хищника, негодяя и накопителя. В одиннадцатой главе автор детально рассказывает о жизненном пути героя от рождения до момента, когда он занялся приобретением мертвых душ. Как формировался характер Чичикова? Какие жизненные интересы, сформированные под влиянием внешнего окружения, руководили его поведением?
Еще в детстве отец учил его: «…более всего угождай учителям и начальникам… общайся с теми, кто более богатый, чтобы в некоторых случаях были тебе полезными, а больше всего береги копейку, эта вещь самая полезная в мире… Все сделаешь и пробьешь мир копейкой». Эти советы отца легли в основу взаимоотношений Чичикова с людьми еще со школьных лет. Еще в училище он добился хорошего отношения учителей, успешно накапливал деньги. Служба в разных учреждениях развила его естественные данные – практичный ум, изобретательность, лицемерие, терпение, умение «понять дух начальника», отыскать слабое место в душе человека и умение влиять на него из корыстных соображений. Все свои умения Чичиков направил на достижение желаемого обогащения. Он умел приворожить и губернский город, и усадьбы. Чичиков умеет найти подход к кому-нибудь, четко рассчитав каждый свой шаг и приспособившись к характеру помещика. Читатель замечает разницу в манере его общения с каждым из помещиков.
Гоголь сатирически разоблачает своего героя «негодяя», представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы XIX ст., когда буржуазно-капиталистические силы уже начали развиваться в рамках феодально-крепостнического порядка.

Образ Манилова

Образом Манилова открывается галерея помещиков. Он немного напоминает Чичикова своей «сладкой» опрятностью и изысканностью одежды и движений. Еего жизнь пустая и никчемная. Даже имена своим сыновьям Манилов дает исключительные — Фемистоклюс и Алкид. Свою жизнь помещик проводит в полной бездеятельности. Он отошел от любой работы, даже ничего не читает. Свое безделье Манилов украшает беспочвенными мечтами и «прожектами», которые не имеют смысла. Вместо настоящего чувства у Манилова — «приятная улыбка», сладкая любезность; вместо мысли — бессмысленные суждения; вместо деятельности — пустые мечты.
Что касается главной цели визита Чичикова, Манилов даже не знает, сколько у него умерло крестьян, и проявляет к этому полнейшее равнодушие.

Образ Коробочки

Настасия Петровна Коробочка перед нами возникает пародией на человека, воплощением такой же духовной пустоты, как и Манилов. Мелкая помещица (владеет 80-ю душами), она домовитая хозяйка, но ее мировоззрение крайне ограничено. Автор подчеркивает ее тупость, необразованность, суеверность, тягу к наживе. Не всегда можно доверять первым впечатлениям. Чичикова вводит в обман внешняя простота Коробочки, наивная патриархальная речь, которая свидетельствует о том, что она всегда жила в селе, среди крестьян, никакого образования не получила, а в городе бывает с единственной целью: узнать о ценах на некоторые товары. Чичиков называет Коробочку «дубиноголовой», но эта помещица не глупее его; как и он, она ни за что не прозевает свою выгоду. Она хорошо знает, что делается в ее хозяйстве, за какую цену и какие продукты продаются, сколько у нее крепостных, кого как зовут и сколько когда умерло.

Образ Ноздрева

Тип «живого мертвеца» представляет собой Ноздрев. Это полная противоположность и Манилову, и Коробочке. У него «неудержимая живость и воинственность характера». Он гуляка, прохиндей и лжец. Даже не понимая сути аферы Чичикова, он распознает в нем прохиндея. Свое хозяйство Ноздрев вконец забросил, отлично содержится лишь псарня, так как он любит охоту.

Образ Собакевича

Собакевич — новая ступенька морального падения человека. Он приверженец старых крепостнических форм ведения хозяйства, враждебно относится к городу и просвещению, пылко стремится к наживе. Жажда к обогащению толкает его на нечестные поступки. Этот помещик умеет вести хозяйство. Богатство предоставляет ему уверенности в себе, делает независимым в суждениях. Он хорошо знает, как разбогатели другие помещики и высшие чиновники в губернии и глубоко их пренебрегает. Собакевич, кроме барщины, применяет еще и денежно-оброчную систему. Крепостные его умирают из-за нечеловеческих условий существования, так как он с ними ведет себя жестоко, несмотря на их таланты и способности. А крестьяне у него в самом деле талантливые: умелый каретник Михеев, плотник Степан Пробка, цегельник Милушкин, сапожник Максим Телятников и прочие.
Просьба Чичикова продать «мертвые души» не приводит в удивление Собакевича, поскольку тот убежден, что деньги можно делать на всем. Автор подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа.

Образ Плюшкина

«Прореха на человечестве», Плюшкин — полная противоположность Собакевичу. Он настолько потерял человеческое подобие, что Чичиков сначала считает его ключницей. Бесспорно, он имеет доходы, и немалые: свыше тысячи душ крепостных, полные амбары всякого добра. Однако его чрезвычайная скупость превращает богатство, заработанное для него тяжелой работой крепостных, в пыль и гниль. Есть ли что-то дорогое для него в жизни? Плюшкин забыл, ради чего живет на свете. Его крепостные страдают от скупости хозяина и «умирают, как мухи». По словам Собакевича, он всех людей переморил голодом. Все человечное умерло в нем; это в полном понимании «мертвая душа». У этого помещика нет человеческих качеств, даже отцовские вещи для него более дороги, чем люди, которых он считает ворами и мошенниками. В образе Плюшкина с особой силой и сатирической обостренностью воплощено позорное стремление к накоплению любой ценой, рожденное обществом.
Не случайно Гоголь образом Плюшкина завершает галерею помещиков. Автор показывает, что может произойти с каждым из них. Гоголя обижает поругание над человеком как подобием Божьем. Он говорит: «и к такому ничтожеству, мелочности, гадости мог дойти человек? Мог ли так измениться! и похоже это на правду? Все похоже на правду, все может произойти с человеком…».

Главным произведением, созданным Гоголем являются «Мертвые души». Он писал его долгих 17 лет, часто переосмысливая и переписывая главы, менял персонажи. Только над первым томом трудился 6 лет. Идею написать такое произведение ему подсказал Пушкин. Александр Сергеевич сам хотел использовать этот сюжет, но решил, что у Гоголя это лучше получиться. Так и вышло.

В названии поэмы отображен процесс продажи мертвых крепостных, а также по-настоящему «мертвые» души бездуховных, аморальных помещиков, которые занимались такой продажей в целях обогащения.

Главной темой произведения является безнравственность, которая царила на Руси в 30-х годах 19 века и пороки, из нее исходящие. Автор раскрыл эту тему очень широко и глубоко.

Сюжет произведения заключается в том, что Чичиков путешествует по России с целью скупить «мертвые души», чтобы потом обогатиться на этом. Этот сюжет позволил автору широко показать всю жизнь России изнутри, такой, какая она есть.

Композиция поэмы состоит из 11 опубликованных глав первого тома и еще нескольких уцелевших глав второго тома. Эти главы объединяет образ главного героя Чичикова. Второй том Гоголь закончил незадолго до своей смерти. Но от него остались только несколько глав, дошедшие до нас. Существуют разные мнения о том, куда подевалась рукопись. Некоторые литературоведы говорят о том, что он сжег ее сам, а другие говорят, что отдал своим знакомым писателям, которые впоследствии ее потеряли. Но точно этого мы уже не узнаем. Третий том он так и не успел написать.

Первая глава знакомит нас с главным героем Чичиковым и с жителями города. 2-6-я главы посвящены помещикам, описанию их быта и уклада жизни, их нравов. Читая эти главы, мы знакомимся с портретами помещиков, которые так сатирически тонко изобразил автор. А вот следующие 4 главы посвящены безобразному укладу жизни чиновников. Здесь процветает взяточничество, самодурство и другие пороки, свойственные большинству чиновников.

Поэма написана в стиле реализма, хотя в ней есть и романтические нотки: красивое описание природы, философские размышления, лирические отступления. Так, в конце произведения, автор размышляет о будущем Руси, о ее силе и могуществе.

Гоголь, используя подсказанную идею, развил сюжет. Для него случаи с «мертвыми душами» были хорошо знакомы. Он много слышал о таких аферах, ведь в тогдашней России покупка и продажа умерших, но по официальным документам числящихся крепостных людей была привычным делом. Перепись населения проводилась раз в 10 лет, и эти 10 лет умерших крепостных дарили, продавали, закладывали, чтобы на этом обогатиться.

Вначале автор думал писать свое произведение как сатирический роман, но потом понял, что в роман нельзя уместить все то, о чем он хочет написать, то есть всю подноготную жизнь Руси. Гоголь меняет жанр произведения на поэму. Он предполагал написать поэму в 3-х томах, на подобии поэмы Данте. И хотя многие литературоведы называют «Мертвые души» романом, принято называть произведение поэмой, именно так, как задумал автор.

Вариант 2

Н.В.Гоголь – один из уникальных и загадочных писателей XIX столетия. Масштабность его творчества поражает читателей вот уже несколько веков. Самобытность писателя проявляется во всех его произведениях. Правда о русской действительности девятнадцатого века – одна из ведущих тем его творений.

Одно из самых гениальных произведений Н.В. Гоголя считается поэма «Мертвые души». Семнадцатилетний труд создателя не прошел даром. Тонкий психолог человеческих душ в образах героев своей поэмы воссоздал реальную историю того времени. В самом названии скрыт глубокий философский смысл задуманного писателем. Мертвые души - те ли умершие люди, которых собирал главный герой, или это сам Чичиков с его окружением.

Сюжет необычен и в то же время прост. Коллежский советник Чичиков скупает у помещиков умерших, но еще числившихся крепостных крестьян, мечтая разбогатеть на этом. Каждая из сторон сделки при этом имеет выгоду. Один - продает воздух, другой - покупает его. Автор окутал тайной происхождение главного героя, его возраст до последней 11 главы, в которой и раскрыта тайна советника Чичикова. Писатель умышленно в развитии сюжетной линии не заостряет внимание на прошлом героя. Для Гоголя он ничем не примечательным не отличался, «средний» человечек. Раскрывая тайну рождения Чичикова, писатель хочет подчеркнуть заурядность его героя.

Тема, подсказанная писателю А.С.Пушкиным, реальность того времени. Мошенничество, цинизм, стремление к наживе любыми способами - изобличает Гоголь в своем творении.

Композиционно поэма состоит из первого тома и нескольких глав второго тома. Яркие лирические отступления дополняют обстановку русской жизни. Шесть портретов рисует перед глазами читателя художник слова Гоголь. В полном цвете представляется перед глазами Чичиков, Собакевич, Манилов, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин. С нескрываемым юмором описывает писатель своих героев: самодурство, глупость, расчетливость - основные их черты характера. 11 глав поэмы раскрывает всю внутреннюю сущность общества того времени. Удивителен литературный жанр произведения - поэма (так назвал его сам автор). Но отсутствие стихотворной рифмы, структура скорее напоминало бы роман. Гоголь назвал свое творение именно поэмой в силу большого количества отступлений лирического характера, философских размышлений автора. До настоящего времени вызывает восхищение монолог о русской тройке, в котором прослеживается настоящее и будущее России.

Актуальность произведения не иссякла и по сей день. Разве нет сейчас людей, желающих получить богатство из ничего? А мечтающих, но ничего не делающих для этого Маниловых? Глупых и скупых Коробочек? Несомненно есть, они рядом и стоит только хорошенько присмотреться, то встретишь гоголевских героях в наши дни. В этом и проявляется бессмертие творения Н.В.Гоголя под названием «Мертвые души».

Анализ Мертвых душ

Поэма “Мертвые души’’ является одним из самых значимых произведений Н. В. Гоголя. Автор потратил на ее написание 17 лет. Изначально произведение задумывалось как комическое, но чем дальше продвигалось развитие сюжетной линии, тем логичнее казался переход на реализм. После выхода в свет, поэма стала предметом всеобщих споров и подняла волнение в литературном обществе. Через все произведение прослеживается тема настоящего и будущего России, которая очень волновала самого автора. Она передается в отношениях Чичикова c такими же шарлатанами и аферистами.

Гоголь очень любил свою страну и свой народ. Он описывал обычных русских людей, которые вывели бы Россию в светлое будущее. Но также остается открытым вопрос сословий, которые изживают себя, их души прогнили и деградировали. Отсюда и название поэмы, которая помимо прямого значения имеет и переносное. Мертвые души - это крестьяне, которые отошли в мир иной, но продолжают числиться за поместьем. Также “мертвыми душами” Гоголь называет дворян и помещиков, которые тормозят развитие страны, не имеют никаких интересов и доживают свой век, морально разлагаясь. Такими как раз и были Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин и другие. Мы начинаем знакомиться с этими персонажами со второй главы, когда коллежский советник Чичиков выезжает из города NN и начинает свое путешествие по близлежащим деревням. Там он знакомится с помещиками, которые являются собирательными образами дворянства гоголевского времени.

Каждая глава посвящена отдельному барину. Главы построены логично и последовательно, будто каждая из них является отдельным рассказом. Те, в которых описываются помещики имеют сходную композиции, что позволяет наглядно сравнивать образы. Несмотря на логически выстроенную последовательность, автор использует алогизмы и абсурд для передачи характеров персонажей. Также в поэме присутствуют лирические отступления и новеллы, которые не относятся к основному сюжету, но помогают более полно понять замысел всего произведения.

Само произведение больше похожа на повесть или роман, но Гоголь именует его эпической поэмой. Она имеет кольцевую композицию, но ей присуще некое своеобразие. Таким образом, последняя 11 глава может являться неформальным началом произведения и также формальным его завершением. Действие в поэме начинается с въезда Чичикова в город NN и заканчивается, когда он из города выезжает.

В своей поэме Николай Васильевич Гоголь хотел показать Россию хотя бы с одной ее стороны, пусть даже и не с самой красивой. Он старался высмеять все пороки общественной жизни, надеясь, что дальше Россия будет только процветать и ее ждет светлое будущее, в котором нет места “мертвым душам ”.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Иешуа в романе Мастер и Маргарита сочинение

    В роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа Га-ноцри является главной фигурой в этом романе, наравне с Пилатом.

Павел Иванович Чичиков - главный герой поэмы Гоголя "Мертвые души", авантюрист. До одиннадцатой главы для персонажей произведения и самих читателей этот герой и его мотивы остаются загадкой. Кто он такой, почему и ради чего скупает души умерших крестьян - неизвестно. Лишь потом раскрывается прошлое Чичикова и становится понятно, что в основе его отношения к людям лежит стремление накопить денег, которое ему еще в детстве привил отец:

"... больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете..."

Чичиков умный и сообразительный, внимательный, изворотливый, хитрый, подлый, никому не доверяет, цель его жизни - нажива, приобретение средств различными методами. Он рос одиноким и безрадостным, без друзей, слушал наставления отца. Воспитание и среда стали главной причиной отношения взрослого Чичикова к окружающим его людям.

Именно благодаря его авантюрным походам читатели могут видеть разные характеры пяти помещиков, каждый из которых имеет типичные черты русского помещика.

Манилов - первый помещик, которого встретил Чичиков. Он вежлив, обходителен, но все положительные качества у него в каких-то искаженных и некрасивых формах. До приторности сентиментален и добродушен. Живет фантазиями, размышлениями и мечтами, о реальном положении дел и действительных нуждах своих крестьян никогда не задумывается.

Настасья Петровна Коробочка - помещица-вдова, которая попадается герою "мертвые души" второй по счету. Торгует всякими разными продуктами натурального хозяйства, всех людей воспринимает как потенциальных покупателей. Глуповата, долго не понимает, чего от нее хочет Чичиков. Кругозор Коробочки очень узок и дальше ее поместья не выходит. Сама усадьба и все хозяйство носит патриархальный вид.

Ноздрев - хвастун, сплетник и врун. Любит подпортить жизнь ближнему. Бойкий, имеет бесконечные запасы энергии, но не очень удачно их применяет, азартный, с легкостью проигрывает большие деньги в карты. Громко заявляет на балу о том, что Чичиков скупает "мертвые души", отчего о герое посыпалась куча слухов.

Михаил Семенович Собакевич - хитрый торгаш, далекий от просвещения крепостник. Обладает железной хваткой, стойкой волей, чужд мечтательности Манилова и буйному характеру Ноздрева, циничный и твердолобый. Он похож на животное:

"Он был похож на средней величины медведя".

Собакевич единственный, кто прекрасно просек истинную сущность предложения о купле "мертвых душ" Чичикова.

Степан Плюшкин - последний помещик, которого посетил Чичиков. Усадьба и деревня Плюшкина кажется когда-то богатым, но теперь полностью разорившимся помещичьим хозяйством. И причиной этого является невероятная скупость Плюшкина. Разорение имения помещика изображает пустоту внутреннего мира персонажа. Такой характер Гоголь изображает уже не сатирически: у читателей Плюшкин вызывает не смех, а разочарование.

/С.П. Шевырёв (1806-1864). Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя. Статья первая/

Пройдем же внимательно галерею этих странных лиц , которые живут своею особенною, полною жизнию в том мире, где совершает свои подвиги Чичиков. Мы не нарушим порядка, в котором они изображены. Начнем с Манилова, предполагая, что сам автор недаром начинает с него. Едва ли не тысячи лиц сведены в этом одном лице. Манилов представляет многое множество людей, живущих внутри России, о которых можно сказать вместе с автором: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Коль хотите, они вообще добрые люди, но пустые; все и всех они хвалят, но в их похвалах нет никакого толку. Живут в деревне, хозяйством не занимаются, а так глядят на все спокойным и добрым взглядом и, куря трубку (трубка их атрибут неизбежный), предаются праздным мечтаниям вроде того, как бы через пруд выстроить каменный мост и на нем завести лавки. Доброта души их отражается в семейной их нежности: они любят целоваться, но и только. Пустота их сладкой и приторной жизни отзывается баловством в детях и дурным воспитанием. Мечтательное их бездействие отразилось на всем их хозяйстве; взгляните на их деревни: все они будут походить на Манилова. Серенькие, бревенчатые избы, нигде никакой зелени; везде только одно бревно; пруд посередине; две бабы с бреднем, в котором запутались два рака и плотва, да общипанный петух с продолбленной до мозгу головою (да, у таких людей в деревне и петух непременно должен быть ощипан) — вот необходимые внешние признаки их сельского быта, к которому очень пришелся даже и день светло-серого цвета, потому что при солнечном освещении такая картина была бы не столько занимательна. В доме их всегда какой-нибудь недостаток, и при мебели, обитой щегольскою материею, непременно найдутся два кресла, обтянутые парусиною. При всяком деловом вопросе они всегда обращаются к своему приказчику, даже если бы случилось им продавать что-нибудь из сельских продуктов. <…>

Коробочка — вот это совсем другое дело! Это тип деятельной помещицы-хозяйки; она вся живет в своем хозяйстве; она ничего и не знает другого. С виду вы назовете ее крохоборкой, смотря на то, как она собирает полтиннички и четвертачки по разным мешочкам, но, вглядевшись в нее пристальнее, вы отдадите справедливость ее деятельности и невольно скажете, что она в своем деле министр хоть куда. Посмотрите, какой везде у нее порядок. На крестьянских избах видно довольство обитателей; вороты нигде не покосились; старый тес на крышах заменен везде новым. Взгляните на ее богатый курятник! Петух у нее не так как на деревне у Манилова — петух щеголь. Вся птица, как заметно, уж так приучена заботливою хозяйкою, составляет с нею как будто одно семейство и близко подходит к окнам ее дома; вот отчего у Коробочки только могла произойти не совсем учтивая встреча между индейским петухом и гостем Чичиковым. Домашнее хозяйство ее все идет полной рукою: кажется, одна только Фетинья в доме, а посмотрите, что за печенья! и какой огромный пуховик принял в свои недра усталого Чичикова! — А что за чудесная память у Настасьи Петровны! Как она, без всякой записки, наизусть пересказала Чичикову имена всех вымерших мужиков своих! Вы заметили, что мужики Коробочки отличаются от других помещичьих мужиков все какими-то необыкновенными прозвищами: знаете ли, почему это?

Коробочка себе на уме: уж у ней что ее, то крепко ее; и мужики также помечены особыми именами, как птица помечается у аккуратных хозяев, чтобы не сбежала. Вот почему так трудно было Чичикову уладить с нею дело: она хоть и любит продать и продает всякой продукт хозяйственный, но зато и на мертвые души смотрит так же, как на свиное сало, на пеньку или на мед, полагая, что и они в хозяйстве могут спонадобиться. До поту лица умучила она Чичикова своими затруднениями, ссылаясь все на то, что товар это новый, странный, небывалый. Ее можно было только напугать чертом, потому что Коробочка должна быть суеверна. Но беда, если случится ей продешевить какой-нибудь товар свой: у нее как будто совесть не спокойна — и потому немудрено, что она, продав мертвые души и потом раздумавшись о них, прискакала в город в своем дорожном арбузе, напичканном ситцевыми подушками, хлебами, калачами, кокурками, кренделями и прочим, прискакала затем, чтобы узнать наверно, почем ходят мертвые души и уж не промахнулась ли она, Боже сохрани, продав их, может быть, втридешева.

На большой дороге, в каком-то деревянном, потемневшем трактире, встретил Чичиков Ноздрева , с которым познакомился еще в городе: где же и встретиться с таким человеком, если не в таком трактире? Ноздревых встречается немало, замечает автор: правда, на всякой русской ярмарке, самой ничтожной, вы уж непременно встретите хотя по одному Ноздреву, а на другой, поважнее — конечно, по нескольку таких Ноздревых. Автор говорит, что этот тип людей у нас на Руси известен под именем разбитного малого : к нему идут также эпитеты: безалаберный, взбалмошный, ералашный, хвастун, забияка, задирала, враль, человек-дрянь, ракалия и проч. С третьего раза они говорят знакомому — ты ; на ярмарках покупают все, что в голову ни взбредет, как, например: хомутья, курительные свечи, платье для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолеты, селедок, картин, точильный инструмент, — словом, в их покупках такой же ералаш, как и в их голове. В деревне у себя они любят хвастать и лгать без милосердия, и называть своим все, что им и не принадлежит. Не доверяйте словам их, скажите им в глаза, что они вздор говорят: они не обижаются. Страсть большая у них все у себя в деревне показывать, хотя и глядеть не на что, и всем хвалиться: в этой страсти выказывается радушие — черта русского народа — и тщеславие, другая черта, также нам родная.

Ноздревы большие охотники меняться. У них ничто не посидит на месте, и все должно также вертеться вокруг их, как у них в голове. Дружеские нежности и ругательства в одно и то же время льются с их языка, мешаясь в потоке слов непристойных. Избави Боже от их обеда и от всякой короткости с ними! В игре они нагло плутуют — и готовы драться, если им это заметишь. Особенная страсть у них к собакам — и псарный двор в большом порядке: не происходит ли это от какой-то симпатии? ибо в характере Ноздревых есть что-то истинно собачье. Дела с ними никакого сладить нельзя: вот почему сначала кажется даже и странным, как Чичиков, такой умный и деловой малой, узнававший с первого разу человека, кто он и как с ним надо говорить, решился войти в сношение с Ноздревым. Такой промах, в котором Чичиков после сам и раскаялся, может, впрочем, объясниться из двух русских пословиц, что на всякого мудреца бывает довольно простоты и что русский человек крепок задним умом. Зато Чичиков и поплатился после; без Ноздрева кто бы так всполошил город и произвел всю суматоху на бале, которая причинила такой важный переворот в делах Чичикова?

Но Ноздрев должен уступить место огромному типу Собакевича . <…>

Случается иногда в природе, что наружность человека обманывает и под странным чудовищным образом вы встречаете добрую душу и мягкое сердце. Но в Собакевиче внешнее совершенно, точь-в-точь, отвечает внутреннему. Наружная образина его отпечаталась на всех его словах, действиях и на всем, что его окружает. Несуразный дом его, полновесные и толстые бревна, употребленные на конюшню, сарай и кухню; плотные избы мужиков, срубленные на диво; колодезь, обделанный в крепкий дуб, годный на корабельное строение; в комнатах портреты с толстыми ляжками и нескончаемыми усами, героиня греческая Бобелина с ногою в туловище, пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах; дрозд темного цвета, — словом, все, окружающее Собакевича, похоже на него и может вместе со столом, креслами, стульями запеть хором: и мы все Собакевич!

Взгляните на его обед: всякое блюдо повторит вам то же самое. Эта колоссальная няня, состоящая из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгами и ножками; ватрушки больше тарелки; индюк ростом с теленка, набитый невесть чем, — как все эти кушанья похожи на самого хозяина! <…>

Поговорите с Собакевичем: все высчитанные кушанья отрыгнутся в каждом слове, которое выходит из его уст. Во всех его речах отзывается вся мерзость его физической и нравственной природы. Он рубит все и всех, так же как его самого обрубила немилосердная природа: весь город у него дураки, разбойники, мошенники, и даже самые порядочные люди в его словаре значат одно и то же с свиньями. Вы, конечно, не забыли фонвизинского Скотинина: он если не родной, то, по крайней мере, крестный отец Собакевичу, но нельзя не прибавить, что крестник перещеголял своего батюшку.

«Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», — говорит автор. Так тело осилило в нем все, заволокло всего человека и уж стало неспособно к выражению душевных движений.

Обжорливая его натура обозначилась также и в жадности к деньгам. Ум действует в нем, но настолько, насколько нужно сплутовать и зашибить деньгу. Собакевич точь-в-точь Калибан 1 , в котором от ума осталась одна злая хитрость. Но в изобретательности своей он смешнее Калибана. Как мастерски ввернул он Елизавету Воробья в список душ мужеского пола и как хитро начал вилкою тыкать маленькую рыбку, уписав прежде целого осетра, и разыграл голодную невинность! С Собакевичем трудно было сладить дело, потому что он человек-кулак; его тугая натура любит торговаться; но уж зато сладив дело, можно было оставаться спокойным, ибо Собакевич человек солидный и твердый и за себя постоит.

Галерея лиц, с которыми Чичиков обделывает свое дело, заключается скупцом Плюшкиным . Автор замечает, что подобное явление редко попадается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться. Здесь так же, как и у других помещиков, деревня Плюшкина и дом его рисуют нам внешним образом характер и душу самого хозяина. Бревно на избах темно и старо; крыши сквозят как решето, окна в избенках без стекол, заткнуты тряпкой или зипуном, церковь, с желтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся. Дряхлым инвалидом глядит дом, окна в нем заставлены ставнями или забиты досками; на одном из них темнеет треугольник из синей сахарной бумаги. Ветшающие кругом строения, мертвая беззаботная тишина, ворота, всегда запертые наглухо, и замок-исполин, висящий на железной петле, — все это готовит нас ко встрече с самим хозяином и служит печальным живым атрибутом затворившейся заживо души его. Вы отдыхаете от этих грустных, тяжких впечатлений на богатой картине сада, хотя заросшего и заглохшего, но живописного в своем запустении: здесь угощает вас на минуту чудная симпатия поэта к природе, которая вся живет под его теплым на нее взглядом, а между тем в глубине этой дикой и жаркой картины вы как будто проглядываете в повесть жизни самого хозяина, в котором так же заглохла душа, как природа в глуши этого сада.

Взойдите в дом Плюшкина; все здесь расскажет вам об нем прежде, нежели вы его увидите. Нагроможденная мебель, сломанный стул, на столе часы с остановившимся маятником, к которому паук приладил свою паутину; бюро, выложенное перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем; на бюро куча исписанных мелко бумажек, лимон, весь высохший, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов… Далее картины на стенах, почерневшие от времени, люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк, куча разного сора в углу, откуда высовывался отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога, — и одна только примета живого существа во всем доме, поношенный колпак, лежащий на столе… Как здесь во всяком предмете видится Плюшкин, и как чудно по этой нескладной куче вы уже узнали самого человека!

Но вот он и сам, похожий издали на свою старую ключницу, с небритым подбородком, который выступает очень далеко вперед и походит на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей, — с серенькими глазками, которые, как мыши, бегают из-под высоко выросших бровей… Плюшкин так живо видится нам, как будто бы мы его припоминаем на картине Альберта Дюрера в галерее Дориа 2 … Изобразив лицо, поэт входит внутрь его, обнажает перед вами все темные складки этой очерствелой души, рассказывает психологическую метаморфозу этого человека: как скупость, свивши однажды гнездо в душе его, мало-помалу простирала в ней свои владения и, покорив себе все, опустошив все его чувства, превратила человека в животное, которое, по какому-то инстинкту, тащит в свою нору все, что бы ему ни попалось на дороге, — старую подошву, бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок, офицерскую шпору, ведро, оставленное бабою.

Всякое чувство почти неприметно скользит по этому черствому, окаменелому лицу… Все умирает, гниет и рушится около Плюшкина… Немудрено, что Чичиков мог найти у него такое большое количество мертвых и беглых душ, которые вдруг так значительно умножили его фантастическое население.

Вот те лица, с которыми Чичиков приводит в действие свой замысел. Все они, кроме особых свойств, каждому собственно принадлежащих, имеют еще одну черту, общую всем: гостеприимство, это русское радушие к гостю, которое живет в них и держится как будто инстинкт народный. Замечательно, что даже в Плюшкине сохранилось это природное чувство, несмотря на то, что оно совершенно противно его скупости: и он счел за нужное попотчевать Чичикова чайком и велел было поставить самовар, да к счастию его, сам гость, смекнувший дело, отказался от угощения.