Аркадий Александрович Пластов: биография. Сочинение на тему: «Картина А

Лето - любимое время года для многих из нас. Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий. На картине «Летом» художник показал знойный летний день. Под березками отдыхают двое людей. Судя по всему, это мама с дочкой. Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть. На девочке изображено белое платье и красная косынка. Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой. Она очень устала от длительной ходьбы. Но даже во время отдыха она не теряет времени даром, а отрывает веточки с ягод и бросает их в кружку, которая стоит на коленях.

Около девочки лежит собака. День выдался жаркий, и пес тоже устал, опустил голову на лапы. С другой стороны от девочки спит ее мама. На ней синее платье и платок, она укрывается им от насекомых. Рука женщины поднята наверх и мы видим, что она загорелая, сильная. Рука женщины, которая очень много работает, трудится или в поле, или в огороде.

Сзади усталых путников - полянка. Она вся освещена ярким солнцем. Художник применил самые яркие, насыщенные цвета, чтобы показать зрителям красоту русской природы, великолепный лес. Листочки березки, около которой сидят мама с дочкой шелестят на ветру, от солнца они становятся еще краше. Трава кажется буквально шелковистой.

Также художник нарисовал желтые и васильковые цветочки, которые отлично дополняют пейзаж. Летняя природа щедра на подарки. Стоит только поклониться ей и можно набрать много грибов, ягод. Рядом с героями картины стоит кувшин с водой или молоком, которое пьют мама с дочкой, когда становится совсем жарко.
Когда я смотрю на эту картину, то невольно вспоминаю жаркие летние дни, каникулы в деревне у бабушки, чувствую запах травы, нагретой солнечными лучами, запах свежесобранных ягод и ласковое дуновение ветра.
Очень хочется в тот же миг оказаться на такой живописной полянке, насладиться всеми прелестями знойного лета.Особенно его не хватает, когда возвращаешься в город после каникул.

Деревенское лето на полотне Аркадия Александровича Пластова


Описание материала: Данное сочинение написано для детей младшего школьного возраста. Поэтому будет интересно учителям начальных классов, родителям, учащимся.
Цель: Формирование представлений о деревенском лете через чтение сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».
Задачи:
- рассказать детям о деревенском лете;
- развивать память, воображение, любознательность, внимание, познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание любить и беречь природу, быть добрым и отзывчивым.
Немного об авторе картины.

А.А.Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновской области) в семье иконописцев. Следуя семейной традиции, обучался в Симбирском духовном училище, затем в духовной академии. В 1914 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурный факультет к С.М.Волнухину. посещал занятия по живописи у А.Е.Архипова, А.М.Васнецова. А.М.Корина. Л.О.Пастернака, постигая лучшие традиции национальной художественной школы. Возвратившись в родное село, Пластов много работает, создает огромное количество эскизов и этюдов. До конца дней Аркадий Пластов продолжал жить и работать среди своих земляков, никогда не отделяя себя от окружающего мира, так убедительно и страстно, с такой эмоциональной силой воссозданного им в полотнах. Полные трепетного чувства его произведения словно вырастали из самой жизни, раскрывая нам ее высший, сокровенный смысл.
В Ульяновске в честь А.А.Пластова названа улица, на ней установлен памятник художнику, на ул. Гончарова открыт музей Аркадия Александровича Пластова.
На родине художника в селе Прислониха в 1988 году открыт музей «Народный художник А. А. Пластов», посвящённый жизни и творчеству мастера.
В 2011 году в селе Прислониха Карсунского района открыт памятник А.А.Пластову.
Работы А.А.Пластова вошли в собрание Института русского реалистического искусства(ИРРИ).
Деревенское лето на полотне Аркадия Александровича Пластова


Передо мной – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов и грибов! Художник как раз изобразил на своём полотне двух собирательниц лесных даров. Обе путницы очень устали от ходьбы и жаркого солнца. Я вижу их в минуты отдыха.
На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье; красном платке и бусами из ягод. Ноги у девочки не обуты. Видимо, она привыкла бегать по всюду босиком и нисколько не бояться сучьев и колючих шишек. Рядом с ней лежит собака. Девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и складывает их в кружку.
А на заднем плане картины я вижу отдыхающую бабушку в синем платье и платке. Наверно она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. Позади людей озаренные ярким солнцем трава и цветы, стройные берёзки и старый пень. За этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. На солнце трава светло – салатного цвета, а цветы разноцветные: жёлтые, розовые и фиолетовые.
После того, как я долго смотрела на картину, на меня как будто повеяло летним зноем, приятным запахом трав и сладким земляники.
Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогают разглядеть её. Это полотно покоя и радости, в нём хорошо передана красота и щедрость летней природы.

Известный русский живописец Аркадий Александрович Пластов умел разглядеть красоту в любом мгновении жизни. Даже нелегкий труд у него может выглядеть празднично. Полотно «Летом» передает и неповторимость российской природы, и жизнь простых людей занятых будничными делами.

Изображая очередной пейзаж средней полосы России, Пластов пишет пожилую женщину, которая от усталости прилегла на несколько минут в тень березок и девочку, скорее всего ее внучку. Можно понять, что грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. А когда солнышко достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой.

Художник не случайно выбрал своих персонажей: собирали дары леса раньше в основном пожилые женщины и дети, которые не участвовали в сенокосе, сборе урожая на полях и других деревенских заботах. А ведь грибы и различные ягоды заготавливались на долгую российскую холодную зиму. Их приберегали для поста или когда прочие запасы с наступлением весны были уже на исходе. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть достаточными.

Картины этого живописца всегда приносят чувство радости, спокойствия и умиротворенности. Художник любил все времена года, но особенно когда природа находится в полном расцвете сил. В своем произведении «Летом» он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес.

Пластов довольно часто обращался к деревенской теме, поскольку отлично знал жизнь крестьян и с огромной нескрываемой симпатией писал пейзажи и сельчан. Люди на его полотнах неразрывно связаны с природой. Художник нередко героями своих картин делал деревенских ребятишек.

Вот и в этом произведении художник изображает удачный поход бабушки и внучки в лес. Взгляд сразу останавливается на большой плетеной корзине с ручками, полной крупных белых грибов, и ведерко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче. Рядом кувшин полный ягод. Кувшин, конечно тяжелый, но зато сочные ягоды не помнутся по дороге.

В противоположном углу на мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи, в светлом сарафане и ярко-алом платке, вытянув босые ножки. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у нее на коленях. Ягоды словно просятся в рот, но девочка хочет показать дома, как много они собрали с бабушкой, и твердо кладет следующую ягодку в кружку. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка.

К девочке прижимается дворовый рыже-черный пес, который увязался с ними в лес. Однако свежий воздух и полная свобода, когда он бегал туда-сюда, заливаясь громким лаем, видимо утомили и его. Он положил голову на вытянутые лапы и дремлет, однако хотя глаза у пса прикрыты, но уши приподняты, и сквозь дрему он вслушивается в непривычные звуки леса.

Позади девочки видна спящая женщи¬на в темно-синем платье с длинными рукавами и синем наглухо повязанном платке. По этой одежде мы можем предположить, что это пожилая женщина. Художник не показывает нам ее лица. Женщина заслонила глаза от ярких лучей солнца, которые не могут задержать редкие листочки берез, возле которых герои остановились отдохнуть. Да и лесная мошкара не дает покоя. Женщина очень устала и крепко спит, положив голову на небольшой пригорок, образованный корнями березок.

На зад¬нем плане - залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. На полянке глаз радует разноцветье полевых скромных цветов, которые всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией, и о которых поэты не устают слагать стихи и песни. Это и лилово-голубые колокольчики, и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары, и отцветающая пастушья сумка. Художник использует краски, расказывающие зрителю о том, что сюжет происходит в августе, высокая трава, которая недавно была изумрудной, уже почти выгорела, а при солнечном свете приобретает янтарный оттенок. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Рядом еле заметный в густой траве пенечек.

Постояв несколько минут у картины, у нас создается впечатление, что мы почувствовали терпкий запах нагретой солнцем травы, ощутили на лице легкое прикосновение летнего ветерка, до нас донесся непередаваемый аромат лесных ягод.

Аркадий Александрович Пластов – уникальное явление в советском изобразительном искусстве. В череде прекрасных мастеров социалистического реализма, Пластов занимает совершенно особое место. Сейчас пересматривается сложившийся в последние десятилетия критический взгляд на соцреализм. Произведения советских мастеров, работавших в этом жанре, резко взлетели в цене на международных аукционах живописи. Искусствоведы всего мира обращаются к советскому реалистическому искусству, как к уникальнейшему явлению, своего рода неоромантизму и новейшему мифологизму, призванному навеять «человечеству сон золотой». Среди общего эпического настроя произведений этого направления картины Пластова выделяются прежде всего необычайно мощным личностным позывом, непосредственным обращением к самым трепетным и интимным участкам человеческой души. Его пейзажи и жанровые сценки невозможно не воспринять как что-то очень личное, неоднократно каждым из нас переживаемое в жизни. Именно в этом, необычайно личном и в то же время всеобщем, и состоит магия искусства Пластова.

Многие произведения Аркадия Александровича Пластова хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга. Многие люди мечтают получить работу знаменитых авторов, однако позволить себе покупку в несколько миллионов долларов они не могут. Репродукция известного полотна, конечно, не заменит оригинала, но поможет стать на шаг ближе к мечте. На нашем сайте представлена большая галерея картин (более 2000 работ), и Вы всегда сможете выбрать понравившееся Вам полотно.

Цены на продукцию находятся на очень приемлемом уровне. Ведь подарок должен быть не только приятным для виновника торжества, но и доступным для дарителя. Это касается и , сегодня свои деньги умеют считать все. на заказ – это оригинально, креативно и на сто процентов незабываемо. Такой подарок запомнится на долгие годы!

Наши дизайнеры и художники – мастера своего дела. Именно это помогло нам выбиться в лидеры продаж в нашей области. Необходимо отметить и тот факт, что в своем деле мы используем передовые технологии вакуумного термопереноса, которое разительно отличается от классической печати на холсте. Данная технология позволяет максимально точно передать не только цвет без изменений, но и фактуру живописного полотна. Будь-то нежнейшая прозрачная акварель или пресыщенное цветастое «масло». Глядя на наши холсты, лишь специалист способен определить, что Пластов на стене вашего дома репродукция, а не подлинник.



Родившийся в деревни Прислониха Симбирской губернии, Пластов получил великолепное академическое образование в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище, продолжив затем образование в Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении. Его учителями были С.М. Волнухин, А.М. Корин, А.М. Васнецов, А.Е. Архипов, А.С. Степанов, Л.О. Пастернак. Стоит также отметить, что до получения высшего художественного образования, Пластов учился в Симбирской духовной семинарии, что обусловило высокий общекультурный, гуманитарный уровень его творчества.

По окончании учёбы Пластов возвращается в родное село, с головой окунается в работу, деревенскую жизнь, во все перипетии строительства нового послереволюционного мира. В эти годы происходит его внутреннее созревание, идёт трудное становление стиля. Казалось бы, уже многое достигнуто и осмысленно, созданы прекрасные портреты, политические плакаты, серии иллюстраций к произведениям русских писателей, но нет ещё того Пластова, которым позже будет восхищаться весь мир. Неожиданный взлёт Пластова, его переход на новый уровень случился в 1931 году, после пожара, уничтожившего его и мастерскую, его работы и заготовки картин. Сорокалетний художник был вынужден начать всё заново. Имея за плечами уже значительный жизненный и художественный опыт, мощную русскую академическую школу, Пластов, фанатично работая, становится одним из самых ярких и самобытных русских художников. Все тридцатые годы он много пишет, вырабатывая тот лёгкий, трепетный стиль, тот необычайно солнечный колорит, которыми вскоре начнут восхищаться самые притязательные ценители искусства.

К концу тридцатых годов к художнику приходит успех. Творческим кредо Аркадия Александровича становятся слова: «Живи, как пишешь, пиши, как живешь». Его картины «Колхозный праздник», «Колхозное стадо» получают широкое признание и приносят автору славу «певца советского крестьянства». А картина «Колхозный праздник» (1937 год) для выставки «Индустрия социализма» получает уже официальное признание и Пластов входит в элиту советской живописи. Вот как описывает картину сам художник: «Шум, толчея, гам, песни. Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался — куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться». Художнику вполне удалось создать атмосферу вовлечённости, присутствия зрителя в пространстве картины, его соучастия в общем праздничном действе. С одной стороны – необычайная правдивость и реалистичность полотна, с другой стороны та задушевная лиричность, та созерцательность, которая возможна лишь в самой действительности. Эта двойственность придаёт полотну некое волшебство, когда зрителю кажется, что он перешагивает рамку картины и попадает в иной мир, такой знакомый и в то же время необычный, гиперреальный и гиперпоэтичный. Эта чудесная двойственность есть свойство всех работ Пластова.

Картины военного времени, по мнению искусствоведов, являются одними из самых сильных в мировом изобразительном искусстве в теме беспощадности войны, её тупой жестокости, неизбирательности и противоестественности. Русоволосый мальчик-пастушок, ничком лежащий на жухлой осенней траве, трепетные берёзки, живописный склон, овечки, самолёт далеко в прозрачном небе над изумрудными зеленями – «Фашист пролетел», и то, что ещё мгновение назад было жизнью и надеждой, обернулось смертью и тленом. Нет пафоса, нет плаката, есть всё та же неизменно прекрасная русская природа и … беспощадность и бессмысленность войны. Необратимость содеянного взывает к отмщению сильнее, чем иные пламенные памфлеты и эпические произведения. Картина имела на современников мощнейшее воздействие. По свидетельству очевидцев, эта картина, впервые демонстрировавшаяся на Тегеранской конференции, так потрясла Рузвельта и Черчилля, что повлияла на их решение открыть второй фронт. И теперь, спустя годы, это полотно не может оставить равнодушным никого.

Пережитая война внесла в творчество Пластова ещё большую жизненность и светозарность. Страна оправлялась после пережитых страданий, людям нужны были солнце, надежда, воздух, любовь и мир. Пластов ответил на это требование времени прекраснейшими полотнами. Его полотно «Сенокос» (1945 год) – гимн мирному труду, гимн жизни, которая восторжествовала над смертью. Недаром некоторые искусствоведы видят библейские параллели в сюжете картины. Эта картина несёт в себе мощнейший энергетический заряд, возвращает нас к вечным человеческим ценностям. Изумительная по колориту и композиции, по академическому мастерству, совершенно фантастическая по своему воздействию! Второе полотно этого периода – «Жатва», представляет собой сцену простой крестьянской жизни, проникнутую умиротворённостью и любовью. И в этой картине всё та же внимательность автора ко всем проявлениям бытия, всё те же мастерство и умудрённость.

Торжество жизни наполняет и все последующие картины художника. В 50-е годы выходят его самые известные картины. «Весна» (1954) по мнению многих критиков, является самой прекрасной работой Пластова и самой популярной с точки зрения простых зрителей, назвавших ее «Северная Венера». На полотне изображена молодая обнаженная женщина с маленькой девочкой после бани. В данном контексте обнаженная женщина не выглядит вызывающе или неуместно. Именно благодаря ей, так выделяющейся на фоне унылого зимнего пейзажа, темной сырой древесины бани и грубых и очень материальных деталей, и возникает то ощущение весны, которое автор обозначил в названии.

В шестидесятые годы Пластова занимает начавшаяся с картины «Когда на земле мир» (1957) тема материнства. Его работы «Солнышко» и «Мама» пропитаны теплотой, покоем и необыкновенно трогательны и чисты. Они все пронизаны солнечным теплом и светом и изображают минуты покоя и отдыха мамы и детей, самое трогательное и безмятежное время в любой человеческой жизни.

В свой последний творческий период Пластов стал все чаще обращаться к прошлому. Одна из последних картин Пластова, так и называется «Из прошлого»(1969-70). Несмотря на то, что художник продолжает все ту же тему жанровых зарисовок из крестьянского быта, последние полотна уже не блещут той молодой радостью, что предыдущие работы, здесь торжество молодости уступает место ностальгии, не то в силу возраста художника, не то потому, что сельская действительность уже не так радует автора. Так или иначе, все последние картины обращены к прошлому, пропитаны тихой тоской по нему.

Всё творчество художника-чародея Пластова проникнуто любовью к граням бытия. Гуманитарное духовное образование, академическая русская школа живописи и великая любовь к людям и Родине сделали Пластова совершенно уникальным явлением в мировой культуре. Сам Пластов говорил так: «Не стыжусь признаться, люблю все, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей». Этот художник, работавший в манере социалистического реализма, затронул сакральные, мистические моменты жизни, в его картинах не просто быт, в его картинах космогония. Когда художник писал их, то вкладывал всю свою душу, и теперь мы получаем от их созерцания энергию и покой, ощущение рая и святости. Гений.

Татьяна Пластова

ДИНАСТИЯ

Номер журнала:

Род Пластовых — старинный русский род. Их предки жили где-то недалеко от Арзамаса, многие были духовного звания. По преданиям, один из рода был священником у мордовского народа эрзя. Они носили тогда фамилию Синицыны. В конце XVIII — начале XIX века в Арзамасе жил соборный дьякон Василий Синицын — большой любитель живописи. Один из Синицыных поступил в ученики к иконописцу Пластову и вместе с ним писал иконы, переходя из села в село. Когда учитель умер, ученик принял его фамилию — сначала звался Пластов ученик, а потом просто Пластов. Отсюда и началась династия Пластовых-иконописцев. Первое достоверно известное имя — Гаврила Степанович Пластов (1801 — ок.1843), чей отец тоже был священником. Гаврила учился в Казанской духовной академии (но не закончил ее), обучался и в Арзамасской школе живописи, основанной в 1802 году художником А.В. Ступиным. Созданная по академическому принципу (сам А.В. Ступин учился в Петербургской Академии художеств), школа сочетала профессиональное образование с преподаванием широкого круга общеобразовательных предметов и находилась под покровительством Академии художеств. Большое внимание в школе уделялось иконописи.

Множество храмов Поволжья были расписаны выпускниками Арзамасской школы. Среди них был, видимо, и Гаврила Пластов. А.А. Пластов в одной из редакций автобиографии упоминает о нем: «Дед Григорий был учеником своего отца — Гаврилы Пластова, выпускника Арзамасской Ступинской школы. Живописных работ прадеда я не видел. От него у нас сохранились лишь рисунки тушью — копии с каких-то академических оригиналов...» 1 .

Известно также, что Гаврила Степанович служил пономарем в Архангельской церкви села Чирково Алатырского уезда, а затем в церкви Рождества Христова города Алатыря. В конце жизни он был дьяконом. 2

Сын Гаврилы Степановича и дед Аркадия Александровича Григорий Гаврилович (1831—1887) — иконописец, архитектор, строитель храма в Прислонихе. Григорий Гаврилович окончил Алатырское духовное училище, служил во многих храмах (дольше всего — в Никольской церкви села Тетюши Ардатовского уезда Симбирской губернии и в Богоявленской церкви села Прислониха). Видимо, он не получил систематического художественного образования, однако достиг значительных высот как иконописец и церковный архитектор. Аркадий Александрович вспоминал в автобиографии, что до пожара 1931 «в бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то, сочинял и чертил Григорий Пластов».

Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом». Известно, что по проекту Григория Пластова был построен храм и в соседнем селе Жеребятниково (оба в годы советской власти частично разрушены, «приведены в гражданское состояние»). Восстановленная церковь в Прислонихе при всей простоте удивляет соразмерностью и ясностью пропорций, вписанностью в ландшафт и целостностью архитектурного решения.

В храме было два престола — главный в честь Богоявления Господня, а другой — в честь Казанской иконы Божьей Матери. Стены были обтянуты холстами с росписями на библейские сюжеты (утрачены в тридцатые годы). Григорий Гаврилович Пластов вместе с сыном Александром (отцом А.А. Пластова) и художником Грошевым расписали церковь. На юного Аркадия Пластова эти росписи произвели сильное впечатление, которое он сохранил на всю жизнь: «Особенно поразили потемневшие евангелисты и Бог Саваоф в куполе, писанные дедом, и верхняя часть иконостаса... Живопись иконостаса я помню отлично, она вся в памяти. Дед был любителем густых, насыщенных до предела тонов. Он любил сопоставлять глубокие зеленовато-синие тона с кроваво-красными, перебивая их лимонно-изумрудными, фиолетовыми, оранжевыми; фоны были золотыми, почва под ногами — сиена жженая или тусклая розовато-серая. Все головы писались какой-то огненной сиеной, тени — зеленой землей. Носы, завитки волос, губы, глазницы, пальцы — все прочерчивалось огнистым суриком, и когда бывало за вечерней солнце добиралось до иконостаса, невозможно было оторвать глаз от этого великолепия» 3 .

В семье сохранилось всего несколько икон его работы: «Архангел Гавриил» — фрагмент «Благовещения», «Бог Саваоф» и «Михаил Архангел», а также фрагменты настенной живописи («Крещение»).

Николай Аркадьевич Пластов (сын А.А. Пластова) так оценивал эти работы: «Письмо «Гавриила» тяжеловато и скованно. Зато добротно прописанный, густого темного колера — прозрачные умбры, сиены — «Бог Саваоф» — внушителен и необычен по композиции и, видимо, повторяет один из серьезных академических образцов храмовой живописи первой четверти XIX века, тональное решение выдержано, рисунок определен и строг. Крылатый «Михаил Архангел» — несомненно, лучшая из этих трех работ Григория Пластова. Архангел величав и значителен. Под потемневшей за столетие олифой смуглая плавкая живопись изображает архистратига небесного воинства с огненным мечом и развернутым свитком. Темные доспехи римского воина играют на изгибах тонкой золотой штриховкой, золотое узорочье окаймляет одежду, рдяный плащ, колеблемый нездешними стихиями, развевается по накладному золоту фона. Это — единственное движение в грозной замкнутости фигуры, стоящей на охряных клубах облаков. Сам гневный лик, тонкого рисунка руки, изящные следки легких стоп — все говорит о том, что мастер обладал немалой выучкой и понимал премудрости современного ему иконописного дела» 4 .

Сын Григория Гавриловича — Александр Пластов (1862—1908) — систематического образования не получил, но был человеком грамотным и «большим любителем чтения». В качестве подмастерья он помогал отцу расписывать храмы, а после его смерти стал «исправлять должность псаломщика» в прислонишенской церкви. Александр Григорьевич был женат на дочери сельского лекаря немецкого происхождения Ивана Васильевича Леймана — Ольге Ивановне. В их семье 31 (18 ст. с.) января 1893 года родился шестой ребенок, крещеный Аркадием. В его судьбе словно сплелись две стези его рода — священство и искусство. Родители мечтали видеть сына священником. Десяти лет Аркадий был отдан в симбирское духовное училище, а затем поступает в семинарию. Но летом 1908 года случилось то, что определило всю его будущую жизнь.

«В 1908 году, — писал А.А. Пластов в автобиографии, — к нам в село приехали иконописцы подновить и дополнить то, чем дед с отцом когда-то разукрасили нашу церквушку. Общество поручило отцу руководство и надсмотр над работами. Когда стали устанавливать леса, тереть краски, варить олифу, я ходил как во сне — до того было все пронзительно увлекательно. Но вот с отцом полезли под купол к веселым кудрявым богомазам. Запах олифы, баночки с красками, саженные пророки, архангелы с радужными крыльями обступили меня кругом. Контура были в палец толщиной, обычной прилизанности икон не было и в помине. Живопись была мазистой, резкой. Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня, и потрясающий неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал мое сердце. Тут же я взял с отца слово, что он мне купит вот таких же порошков, я так же натру себе этих красивых — синих, огненных красок и буду живописцем и никем больше...» 5

С четвертого курса духовной семинарии Аркадий, получив благословение ректора послужить народу художником, раз у него нет призвания быть священником, едет в Москву. А. Пластов учился у И.И. Машкова, Ф.Ф. Федоровского, Л.О. Пастернака, А.М. Васнецова, А.С. Степанова, С.М. Волнухина, был студентом двух лучших художественных учебных заведений Москвы — Строгановки и МУЖВиЗ, он считал своими учителями В. Серова, Н. Ге, И. Репина, В. Сурикова, изучал и копировал Гольбейна, Веласкеса, Рембрандта, Хальса, мастеров Возрождения, импрессионистов. Все богатство мировой живописной культуры было им освоено.

Жизнь Аркадия Пластова и бытие Пластова-художника были почти тождественны. «Единственной нашей мыслью должно быть желание, страстное и непрестанное, устроить так свою жизнь, чтобы в тишине и уединении насладиться природой и свободой, предаваться любимому делу без помех и поправок невежественных и бесчестных людей» (Из письма 16 марта 1950 г.).

В 1925 году Аркадий Пластов женится на дочери бывшего земского начальника Корсунского уезда Симбирской губернии, потомственного дворянина А.Н. Фон Вика — Наталье. До замужества Наталья Алексеевна прислуживала в церкви и мечтала уйти в монастырь. Пластов привлек ее, думается, не только яркостью личности, талантом, но и тем, что был человеком православным, связанным с церковью, с духовной культурой. В крестьянский быт Прислонихи Наталья привнесла традиции своей семьи, культуру дворянского дома. В 1930 году в семье Пластовых родился сын Николай. Ему было чуть больше года, когда случилось непоправимое несчастье — пожар в Прислонихе уничтожил не только дом, но и все, что было создано Пластовым. «С этого года я перестал принимать участие в полевых работах. Надо было восстанавливать погибшее, и в темпах чрезвычайных» 6 . Зимы художник жил в Москве, в деревне оставались жена и маленький сын. Письма Пластова домой полны тоски и осознания собственной вины — за разлуку, за бесприютность, за неустроенность жизни. Он вполне осознавал ту цену, которую семья платила судьбе за стремительный разворот его таланта в середине тридцатых годов.

Николай Аркадьевич Пластов вспоминал: «Я никогда не видел отца в те годы отдыхающим, с восхода и до глубокой ночи он переходил от дела к делу, наквитывая все, что сгорело, догоняя товарищей, выколачивая скудные копейки постоянной работой по техническому плакату. Видимо, жили мы в то время крайне бедно, все было на счету. Я помню, как ребенком любил играть под большим станом, на котором были натянуты одеяла для стежки. Мать стегала их соседям, добиваясь лишней десятки. Отец делал рисунки павлинов для этого, что поражало односельчан до крайности. В долгие зимние вечера я так и засыпал на лоскутах под крышей, а отец и мать сидели допоздна и выстегивали терпеливо очередного павлина» 7 .

С отроческих лет (а они пришлись на годы войны) Николай выполнял в отсутствии отца всю мужскую работу по дому, ходил в школу в соседнее село Языково за шесть километров и, конечно, рисовал, не представляя для себя с детства иного пути, чем путь художника. Пластов был непревзойденным, но жестким и требовательным учителем. Письма к сыну полны заботой о его душе, любовью, и вместе с тем — в них четкие профессиональные наставления.

«Знай, милый сынка, что радостью бьется мое сердце и гордостью, когда я читаю о том, что ты пишешь и рисуешь и не кичишься достигнутым, а относишься вдумчиво и критически. Это очень верно. Через это достигается то беспокойство духа, плодотворное и творческое, без которого немыслимо никакое движение вперед... Конечно, насильно не следует приневоливать себя, но дисциплина духа должна быть всегда на высоте» (13 января 1946 г.).

«Умоляю тебя — не теряй теперь времени даром. Поработай акварелью покрепче. Если нельзя с натуры, то как бы с натуры, очень вольно, не придерживаясь рабски оригинала, копируй мои этюды голов. Не бойся некоторого уклонения от оригинала. Старайся сохранить самую суть, то есть чтобы голова лепилась, казалась выпуклой, звонкой, сильной по цвету. Постарайся сделать в натуральную величину, или чуть поменьше руки у бабы Сони или бабы Оли. Делай смело, без дрожи, в тенях прозрачно, на свету постарайся увидеть перламутровость поверхности. Если будешь делать на темном фоне, делай и фон, а хорошо бы на чем-нибудь белом, светлом» (20 ноября 1944 г.)

«Пиши акварели как можно легче и цветнее, согласованнее в цвете. Для этого посмотри Веласкеса, Серова или Репина, Сурикова. В их работах ты, присмотревшись, увидишь изумительную гармонию, изысканнейшее соединение тонов. Избегай пестроты лоскутного одеяла» (20 декабря 1944 г.).

Отец был для Николая Пластова первым и главным учителем на всю жизнь. Копирование и работа с натуры — традиционная основа европейского художественного образования, осмысленность живописных задач, усвоение системы цветов и тоновых отношений, собственный пример неустанной работы и беспощадной требовательности к себе — вот главные его уроки, сформировавшие сына как художника. Но у Николая Аркадьевича были и другие учителя. Он закончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, мастерскую Д.К. Мочальского, блестящего педагога, мастера композиции, умевшего виртуозно колористически выстроить самый, казалось бы, простой сюжет. Сокурсниками и друзьями по институту Н.А. Пластова были Е.И. Зверьков, А.Н. Макаров, Е.Л. Леонова, Я.Н. Манухин, Э.Г. Браговский, ставшие впоследствии превосходными мастерами. Дружеские, почти братские и творческие отношения связали их на всю жизнь.

Н.А. Пластов — прекрасный рисовальщик. В ранние годы он работал в «Детгизе» и в детских журналах как иллюстратор. Грандиозный талант и слава отца, в тени которой он был обречен находиться, понимание своей ответственности, безусловно, во многом определяли путь его становления как художника. В нем не было отцовской неистовости и дерзости — просто потому, что этот путь был уже пройден, явив миру ослепительный результат, но была абсолютная грамотность, безукоризненный художественный вкус, начитанность и насмотренность. Вся история мирового искусства была в его зрительном арсенале, когда он смотрел на натуру. Как и отец, он видел пластику и живописный смысл в каждом проявлении жизни, он видел мир только как художник (мог сказать, например, о якобы красивом человеке, что «он плохо нарисован»). В домашнем и дружеском обиходе был поразительно острым карикатуристом.

Как живописец Н.А. Пластов безусловно принадлежал к той плеяде представителей московской школы, которая наряду с живописцами «сурового стиля» определяла лицо отечественного искусства 60-80-х годов. Его ранние традиционно реалистические работы сменились в зрелые годы осознанным уходом от подробностей натуры в сторону усиления цветового воздействия и стремлением к утрированной, максимально выразительной по рисунку форме. Густые насыщенные цвета, звучность в соединении близких по тону красок, глубокие прозрачные тона — все это создавало словно живую, дышащую поверхность.

Николай Аркадьевич стал бесценным свидетелем жизни своего отца, наблюдал рождение многих его картин, зачастую становился их героем.

Н.А. Пластов был выдающимся общественным и культурным деятелем. В разные годы он занимал руководящие посты в Союзе художников РСФСР и СССР, был председателем закупочной комиссии. Во многом благодаря ему лучшие произведения самых различных направлений были закуплены у авторов и составили золотой фонд нашего изобразительного искусства. Вместе с П.Д. Кориным, Л.М. Леоновым, И.С. Глазуновым, Б.А. Рыбаковым, Г.В. Свиридовым Н.А. Пластов стоял у истоков Всероссийского общества охраны памятников истории культуры, был членом Президиума общества. Благодаря усилиям творческой и научной интеллигенции были спасены, восстановлены и научно реставрированы десятки исторических зданий и храмов, среди которых Казанский собор и собор Новоиерусалимского монастыря.

В Прислонихе стараниями Николая Аркадьевича восстановлен и открыт храм Богоявления Господня, построенный его прадедом Г.Г. Пластовым. Он много сделал для сохранения и систематизации творческого наследия А.А. Пластова, им были организованы две грандиозные выставки в Центральных выставочных залах Москвы (1976) и Санкт-Петербурга (1977).

Ранний уход его (Николай Аркадьевич умер в 2000 году) знаменовал невозможность пережить то небрежение и потребительское отношение к национальной культуре, которое совпало с последними годами его жизни.

Творчество супруги Н.А. Пластова — Е.Н. Холодилиной — по праву может считаться частью наследия этой династии. Елена Николаевна родилась в городе Луганске в семье профессора химии, закончила Харьковское художественное училище, затем институт имени В.И. Сурикова. Приехав после замужества в Прислониху, Елена Николаевна в полной мере ощутила, что попала в семью Пластовых. Соседство великого мастера, который всегда был очень занят и поначалу совсем не обращал внимания на робкую художницу, скорее пугало ее, чем поощряло к творчеству. Но вскоре она смиренно, но твердо избрала свой путь в искусстве. Несомненно, возможность видеть произведения Пластова, а впоследствии и совместная работа на пленэре многому ее научили, открыли то, что обычно постигается художником годами и десятилетиями. «Когда я ближе познакомилась с живописью Пластова, то была поражена той ясности, силе, тому торжеству цвета, которое есть правда Божьего мира...

Пластов в начале письма старался использовать протирки прозрачными красками, эти протирки иногда сохранялись в тенях. Сиены, умбры, земля... С самого начала письма он старался не замутнять смеси, цвета белилами... «Палитра Делакруа»... Какие краски как звучат? Какие смеси вызывают звучание других? Система дополнительных цветов. Эти проблемы всю жизнь меня очень интересовали. В своих работах я старалась об этих понятиях помнить..» 8 .

Пейзаж стал ее главным жанром. Умение видеть цельность состояния природы, делать эстетически ценным и значимым каждый мазок, воплощать тонкую семантику пейзажа — все это сделало ее еще в 70—80 годы очень интересным художником. Несмотря на несомненное влияние на творчество художницы личности А. Пластова, стилистически пейзажи Е. Холодилиной все же ближе к творчеству таких художников, как С.Ю. Жуковский, Л.В. Туржанский, П.И. Петровичев. В ее работах выделенность мазка и его решающая самоценность, намеренная однозначность прочтения цвета составляют одну из важных для автора задач.

Быть может, главное качество художницы Холодилиной — поэтичность и открытость, теплота души, которую она, человек в жизни скромный и застенчивый, не боится передать зрителю.

«Пейзаж, который когда-то поразил воображение, должен быть построен, композиционно укреплен, выстроены линии, направляющие глаз зрителя — наклон дерева, изгибы веток, пространственные планы., чтобы захотелось войти в этот мир, полюбить его... Всегда хотелось «поселить» в пейзаже кого-то живого. Большая порубка, оставлены несколько деревьев — сосен. Весь пейзаж залит алым заходящим солнцем, под ногами желтые опавшие листья, крошечные зеленые сосенки, высокий сухой бурьян с зонтичными соцветиями. И среди всего этого царства деловито топая пробирается еж. По быстрому этюду потом написала большой пейзаж и назвала «Время, когда бродят ежи» 9 .

Единственный и горячо любимый внук А.А. Пластова — Николай Николаевич Пластов — вырос в Прислонихе с бабушкой Наталией Алексеевной и няней Катей, более шестидесяти лет прожившей в семье. Аркадий Александрович наслаждался каждой минутой жизни этого ребенка, бесконечно рисовал его, баловал, вырезал ему игрушки из дерева, рассказывал сочиненные им самим сказки, спасал от строгости родителей, учил рисовать. Облик маленького Коли запечатлен в замечательных пластовских портретах, таких как «Портрет внука (У окна)», «Внук рисует», картине «Кружечка молока». Как и его родители, Николай Пластов окончил художественный институт имени В.И. Сурикова, мастерскую Д.К. Мочальского, затем стажировался в Академии художеств у замечательных мастеров — А.М. Грицая, А.П. и С.П. Ткачевых.

Конечно, большое влияние на творческое становление Н. Пластова оказала живопись деда и отца. В детстве дедушка ставил ему натюрморты, «учил словом, не поправлял кистью»: жесткий и строгий учитель, он старался привить внуку главное — любовь к живописи, наслаждение искусством. Отец и дед были чрезвычайно требовательными к себе художниками, никогда не шедшими на компромисс в вопросах творчества. Все это передалось, а точнее, было воспитано в нем с юных лет. Ответственность за честь фамилии и достоинство — его главные качества как художника и человека.

Почти двухсотлетняя история семьи Пластовых неразрывно связана с историей России, и каждый из ее представителей в меру сил и возможностей своих служил ей верой и правдой.

Н.Н. Пластов — сопредседатель жюри по присуждению Международной премии имени А.А. Пластова, первыми лауреатами которой в номинации «Мастер» недавно стали известные художники русской живописной школы — Е.И. Зверьков и В.Н. Телин.

  1. Пластов А.А. Автобиография. (Архив А. Пластова).
  2. Авдонин-Бирючевский А.М. А.А. Пластов. Корпорация технологий. Ульяновск, 2006. С. 30.
  3. Пластов А.А. Автобиография.
  4. Пластов Н.А. «Прислониха. Из прошлого» // Памятники Отечества, 1998. № 42 (7-8), Часть II. С. 164.
  5. Пластов А.А. Автобиография.
  6. Там же.
  7. Пластов Н.А. Вступительная статья // Пластов А.А. Альбом репродукций. Ленинград. Художник РСФСР, 1979. С. 9.
  8. Холодилина Е. Н. Воспоминания (рукопись).
  9. Там же.