Бережное отношение ко времени. Квинт Гораций Флакк


Категория «многодетной семьи» появилась в официальной советской риторике в середине 1930-х гг. В 1936-1937 гг. государством был установлен размер ежемесячного пособия для матерей, имеющих семь и более детей. Позднее, в 1940-е гг., было учреждено почетное звание и целая серия наград для матерей-героинь (орден «Мать- героиня», «Медаль материнства», медаль «Материнская слава» для матерей, воспитавших 10 и более детей). В 1980-е гг. большие семьи стали получать дополнительные субсидии. Однако постепенно размер пособий для многодетных матерей начал уменьшаться (Ivanov et al., 2006: 411).
В течение нескольких последних десятилетий определение многодетной семьи менялось. Сегодня под эту категорию подпадают семьи с тремя и более детьми младше 18 лет (Ivanov et al., 2006). Федеральная программа поддержки предоставляет многодетным семьям пособия для решения жилищных проблем. Примеры льгот, предназначенных большим семьям, включают предоставление кредитов на покупку жилья на особых условиях, льготную оплату за отопление,
а также субсидии, предоставляющие возможность бесплатного проезда на общественном транспорте. Кроме того, многодетные родители имеют право на сокращенный рабочий день («Многодетные семьи»).
Зачастую многодетные семьи риторически связываются с неблагополучными семьями. Материалы моего исследования также показывают, что сегодня многодетные семьи или семьи с несколькими детьми рассматриваются до определенной степени как проблематичная группа.
Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровождается их значительной дифференциацией, концентрацией мало- обеспеченности в семьях с несколькими детьми, в молодых семьях с маленькими детьми, с детьми-инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Среди различных категорий населения в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми (Федеральная политика в отношении детей).
Эксперты по вопросам семьи Республики Карелия рассказали мне также, что многодетные семьи, матери-подростки, наркоманы и алкоголики принадлежат к группам высокого риска, имеющим социальные и экономические трудности и требующим особой поддержки.
Что же можно сказать в целом о дискурсе многодетной семьи в контексте современной российской демографической политики?
В анализируемых документах существует лишь несколько прямых ссылок на то, каковы предполагаемые результаты демографической политики с точки зрения федеральных властей. Единственное исключение - повторяющиеся рекомендации по изменению ситуации в области рождаемости. В программе семейной политики Санкт- Петербурга это видно особенно четко. Власти города планируют организацию и проведение в школах семинаров и лекций, посвященных теме идеальной двухдетной семьи. Эта нормативная модель - нукле- арная семья с двумя детьми - также упоминается в федеральных текстах и речи Путина.
Здесь мы наблюдаем парадокс. Очевидно, что с точки зрения роста рождаемости многодетная семья не должна считаться неблагополучной. Например, в советском официальном дискурсе большое количество детей в семье рассматривалось как особо значимая цель (Ivanov et al., 2006). Дискурс о большой семье связывался с дискурсом о матерях-героинях. Однако в настоящее время конвенциональное представление о размере идеальной семьи значительно переменилось. В результате лишь немногие стремятся иметь большие
семьи, так как они рассматриваются как имеющие серьезные экономические трудности или неспособные самостоятельно вырастить детей и дать им образование (см. статью А. Роткирх и К. Кессели в этом сборнике).
Существующие федеральные и региональные демографические программы определенно формулируют цель повышения рождаемости. В мае 2006 г. президент Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что реальной целью является увеличение количества семей с двумя детьми. Семья с тремя и более детьми упоминается в этом послании президента всего дважды. В более раннем документе эта проблема поставлена так:
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более (Федеральная концепция демографического развития).
Прагматика влияет на политическую риторику. Именно поэтому политики разного уровня обсуждают перспективы двухдетной, а не трехдетной или многодетной семьи. В современном российском обществе, в котором большинство женщин фертильного возраста рожают одного ребенка, нормативная модель двухдетности представляется более реализуемой, чем какая-либо иная. Ту же точку зрения высказал и президент Путин, формулируя прагматическую цель, которую возможно достичь в сфере рождаемости. Риторически большие семьи представляются как потенциально проблемные, сталкивающиеся не только с экономическими затруднениями, но и с другими проблемами воспитания детей, обусловленными низкой родительской культурой. Эти семьи рассматриваются также как нуждающиеся в больших объемах государственной помощи.

Неблагополучные многодетные семьи.

Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма­тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю струк­туру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи - взаимопонимание, одина­ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се­мьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч­ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению из­держек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни­ченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в са­мых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письмен­ных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образова­ние, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-худо­жественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не­достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) - многодетные роди­тели в 1991 г. - 1,2; в 1996 г. - 107,4. Семья с тремя несовершен­нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, по­лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед­ности, в 1996 г. около 76 %.



Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до­ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях воз­можно путем повышения собственных доходов (личная инициа­тива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % та­ких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по­требностей, что является в современных условиях непозволитель­ной роскошью.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нор­мативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большин­ства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в об­ществе.

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет­ной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об­щения, старшие заботятся о младших, формируются, как прави­ло, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но за­гружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз­растному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Де­фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи­тания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж­де, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой террито­рии с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. авто­номности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-ку­рортное лечение.

Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от поряд­кового номера рождения ребенка - вероятность влияния прена-тальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей за­болеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рожде­ния более длительный срок находятся на грудном вскармлива­нии, но страдают режим, качество питания. В структуре заболева­емости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте - нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте - заболевания нервной системы, органов зрения.

Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, невро­зы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

Время - оно мимолетно, один и тот же момент нельзя пережить дважды, мы не можем увидеть время, но мы можем почувствовать его через нашу старость или зрелость, опыт и мудрость. Время летит незаметно, казалось, мы только идем в первый класс, а уже через некоторое время наши дети идут в первый класс, а мы не осознаем, как быстро летит время, мы не осознаем, что жизнь пролетает перед нашими глазами, и мы даже порой не успеваем принять в ней участие. Время и жизнь - два разных слова, но связаны они так крепко. Это тот промежуток, который нам выделен для действий, не для существования, а для действий. Жизнь нам дает время для каких либо поступков и дел, а время нам дает жизнь, как только время заканчивается, мы умираем.

И так, каково же отношение человека ко времени, которое ему выделено? Кто-то живет прошлым, кто-то думает только о будущем, не осознавая настоящего, а кто-то живет только сегодняшним днем, день за днем одним днем. У каждого человека философия своя, но какой бы она не была, ко времени нужно относиться серьезнее и дорожить каждым мгновением жизни. И все же нужно найти золотую середину, в меру вспоминать о прошлом, в меру думать о будущем и жить настоящим, получая от нее все. А кто-то, осознавая быстротечность времени, бежит по жизни, пытаясь догнать или даже опередить время, не замечая все прелести жизни. Жизнь нужно вкушать как вино, улавливая все нотки вкуса.

И так, жить как-то надо, успевая все делать, причем, не теряя зря времени. Многие жалуются, что у них нет времени то на это, то на то, кто-то хочет научиться играть на гитаре, а кто-то хочет заняться кулинарией, но нет времени на все это. Дом, семя, работа, друзья, учеба - у кого-то это все вместе присутствует, а у кого-то по частям. Для того, чтобы все успевать, первым делом нужно с вечера или с утра нового дня запланировать день, так и жить проще, и время можно сэкономить достаточное количество для какого-то еще одного занятия. Отношение человека к планированию не особо развито, такой вывод я делаю, смотря на своих друзей. Кто-то что-то да и забудет. Сейчас много разных органайзеров и электронных и бумажных, очень популярны ежедневники - просто записывайте или вводите, что вам необходимо сделать на следующий день, или же на протяжении дня, и составляйте не как попало этот список, а по порядку, так, чтобы можно было быстро все выполнить. И так, теперь вам станет намного проще, и время сэкономили, и дела все будут в порядке.

Еще один совет, не теряйте свое время на разные ненужные занятия, тратьте только на занятия, которые принесут реальную пользу вашему будущему или же на занятия, которые поддерживают и сохраняют ваше настоящее в порядке. Удовольствия, конечно же, неотъемлемая часть нашей жизни, но некоторые из них не приносят никакой пользы, то есть мы теряем наше время зря. Развлечения наши могут перейти на обеспечение нашего настоящего или же создания будущего.

На что мы тратим свое время? На что мы тратим свою жизнь? Есть ли у нас цели, к которым мы стремимся? Работа наша относится лишь к обеспечению нашей жизни деньгами, а иначе, откуда взять деньги? Я говорю о той жизненной цели, которая нам дана свыше. Да, конечно, кто-то может заниматься тем, что ему предначертано и этим зарабатывать деньги. Значит, жизненная цель является и развлечением и методом получения денег.

Человек по-разному относится ко времени, предназначенным для него, не понимая, что он также относится к своей жизни, и как бы он не относился, так должно быть, ведь не всем положено ценить свое время. Как бы то ни было, не теряйте время зря, цените его, ведь теряя время зря, мы теряем какой-то кусочек своей жизни.