Чем занимается народ китая. Смотреть что такое "Народы Китая" в других словарях

Китай — многонациональное государство. Согласно результатам переписи населения, проведённой в 2010 году, здесь насчитывается 56 народностей. Титульной нацией в Китае являются ханьцы, составляющие 91% от всего населения страны. В ХХ веке китайское правительство проводило жёсткую политику консолидации ханьской нации, сопровождавшуюся поглощением многих более мелких народов. Но сегодня китайцы очень внимательно относятся к своим этническим различиям, поэтому в их паспортах до сих пор существует графа «Национальность». В целом, несмотря на коммунистическую идеологию, в Китае проводится политика мультикультурализма, направленная на сохранение национальных языков и традиций даже самых маленьких народностей.

К числу самым крупных групп среди представителей национальных меньшинств относятся:

  • чжуан (16 млн. чел.);
  • хуэй (10 млн. чел.);
  • уйгуры (10 млн. чел.);
  • и (8 млн. чел.).

Самым малочисленным народом Китая является лоба — около 3600 человек.

Большинство национальных меньшинств проживает на западе и юго-западе страны. Особенно примечателен в этом плане Синьцзян-Уйгурский автономный район. Здесь обитают множество малочисленных народов, исповедующих ислам: уйгуры, узбеки, киргизы и др. Пестротой этнического состава отличаются провинции Гуйчжоу и Юньнань, где проживают представители многих небольших народов. Из-за того, что эти провинции долгое время оставались периферией, здесь из поколения в поколение передавались древнейшие традиции, сказания и обычаи. Также весьма необычен в культурном и этническом плане Тибетский автономный район. Здесь обитают тибетцы, сохранившие свой язык и культуру, несмотря на длительное противостояние с китайским правительством.

Ханьцы

Ханьцы являются не только этническим большинством внутри Китая, но и самой большой нацией в мире. Они составляют 19% от всего населения Земли.

Ханьцы — автохтонные жители Китая. Их предки жили на территории бассейна Хуанхэ ещё со времён палеолита. В процессе этногенеза ханьцев участвовало множество алтайских, индонезийских, тайских и тибетских племён. В конце концов, на территории Китая появился крупный этнос с высокоразвитой культурой и национальным самосознанием. Впоследствии ханьцы ассимилировали многие более мелкие народы и переняли часть культурных традиций своих ближайших соседей (монголов, чжурчжэней и т. д.).

В III веке до н. э. править Китаем стала могущественная династия Хань, объединившая по своим началом все местные народы. Эта царственная фамилия и дала название коренным жителям Китая. В XVII веке Китай был завоёван кочевым народом маньчжуров. Однако завоеватели, имевшие не столь развитую культуру как ханьцы, постепенно заимствовали обычаи и традиции, покорённого ими народа. В итоге маньчжуры были почти полностью ассимилированы более многочисленными ханьцами.

Ханьцы проживают во всех китайских провинциях, но большая часть их часть обитает на северо-востоке страны.

НАСЕЛЕНИЕ

По численности населения Китай занимает первое место в мире. К концу 1997 г. она достигла 1236,26 млн. человек (не считая САР Сянган, провинции Тайвань, района Аомэнь).

Для Китая характерна сравнительно густая населенность. По данным всекитайской выборочной переписи среди сотой доли населения, проведенной в 1995 г., средняя плотность населения составила 126 человек на 1 кв. км. Однако население размещено очень неравномерно. В густонаселенных приморских районах Восточного Китая плотность населения превышает 400 человек на 1 кв. км, а в редконаселенных горных районах запада этот показатель составляет не более 10 человек на 1 кв. км.

РОСТ НАСЕЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ

В 1949 г. население материковой части Китая составляло 541,67 млн. человек. Ввиду установившейся в жизни стабильности и развития производства, а также вследствие того, что в стране отсутствовали понимание важности демографического контроля и соответствующий опыт, рост населения резко ускорился. К 1969 г. численность населения достигла 806,71 млн. человек. Оказавшись перед лицом демографического взрыва, китайское правительство, начиная с 70х гг., приступило к планированию рождаемости с целью установления контроля над ростом народонаселения. Благодаря принятым мерам коэффициент рождаемости стал постепенно снижаться. Если в 1967 г. он равнялся 34,11 на тысячу, то к концу 1997 г. снизился до 16,57 на тысячу, естественный прирост населения снизился с 26,08 до 10,06 на тысячу. Ныне в Китае в основном осуществлен переход к новой модели воспроизводства населения, характеризующейся низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения.

Основными мерами по планированию рождаемости являются: поощрение поздних браков и поздних родов, претворение в жизнь девиза «одна супружеская пара — один ребенок» (на селе, где реализация этого сопряжена с трудностями, предполагается, что с перерывом в несколько лет может быть рожден второй ребенок). В районах нацменьшинств конкретные методы и требования в сфере планового деторождения облегчены в сравнении с районами проживания ханьцев. В настоящее время планирование рождаемости возведено в Китае в ранг государственной политики. Она получает поддержку все большего числа граждан — особенно в городах. Сопротивление ей незначительно.

56 НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Китай — единое многонациональное государство, в котором проживают 56 национальностей. Согласно данным всекитайской выборочной переписи, проведенной в 1995 г., среди сотой доли населения, ханьцы составили 1099,32 млн. человек, или 91,02 процента всего населения, их численность увеличилась на 56,84 млн. человек по сравнению с периодом 4й всекитайской переписи населения (1990 г.). Остальные 55 национальностей насчитывают 108,46 млн. человек (прирост в сравнении с 1990 г. достиг 17,26 млн. человек), составляя 8,98 процента населения Китая. Все национальности, кроме ханьской, принято называть национальными меньшинствами. В их число входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо. маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун. яо, бай, хани, казахи, дай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дунсян, наси, ту, киргизы, цян, дауры, мулао, гэлао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань, таджики, пуми, ну, ачаны, эвенки, цзино, узбеки, цзин, дэаны, юйгу, баоань, мэньба, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ и лоба. Из них наиболее многочисленной этнической группой являются чжуаны — 15,556 млн. человек, а самой малочисленной — лоба (2322 человека).

Ханьцы расселены повсеместно, но главными районами их проживания являются бассейны рек Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян (преимущественно по среднему и нижнему течению этих рек), а также Северо-Восточная равнина. Национальные меньшинства живут преимущественно в окраинных районах Северо-Востока, Северного Китая, Северо-Запада и Юго-Запада.

Ханьцы имеют свой язык и письменность. Китайский язык, т. е. язык ханьцев, является официальным языком в стране и одним из принятых в международной практике языков. Хуэйцы и маньчжуры также употребляют китайский язык, остальные 53 нацменьшинства пользуются родными языками. 23 национальности имеют свою письменность.

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ АВТОНОМИЯ

Равноправие, сплоченность и всеобщее процветание — таковы основные принципы, которых придерживается китайское правительство в национальной политике. На основе этих принципов в районах компактного проживания нацменьшинств осуществляется национальная районная автономия. Она подразумевает создание при едином руководстве Центрального правительства местных органов, наделенных правами самоуправления. Благодаря этому нацменьшинства получают возможность быть хозяевами своей жизни и самостоятельно решать внутренние проблемы своего района. В Китае, помимо пяти автономных районов — Автономный район Внутренняя Монголия (создан 1 мая 1947 г.), Нинся-Хуэйский автономный район (создан 25 октября 1958 г.), Синьцзян-Уйгурский автономный район (создан 1 октября 1955 г.), Гуанси-Чжуанский автономный район (создан 5 марта 1958 г.) и Тибетский автономный район (создан 9 сентября 1965 г.), существует 30 автономных округов, 121 автономный уезд (сомон). Органами самоуправления в районах национальной автономии являются Собрания народных представителей и народные правительства автономных районов, автономных округов и автономных уездов (сомонов). В районах национальной автономии на пост председателя (или заместителя председателя) Постоянного Комитета местного Собрания народных представителей выбирается представитель национальности, осуществляющей региональную автономию; то же самое относится и к должности глав правительств автономных районов, округов и уездов.

Органы самоуправления в районах национальной региональной автономии, обладая компетенцией наравне с местными органами государственной власти аналогичных уровней, пользуются широкими правами на автономию, а именною определять порядок и правила самоуправления и разрабатывать специальные положения но отдельным вопросам с учетом политических, экономических и культурных особенностей данных районов; самостоятельно использовать финансовые доходы, принадлежащие данным национально-автономным районам; самостоятельно решать вопросы строительства, образования, науки, культуры и здравоохранения. Помимо всего этого, государство старается подготовить национальные кадры и специалистов разного профиля через обычные вузы, национальные университеты (институты) и школы национальных кадров. Центральное правительство оказывает районам национальной автономии финансовую и материальную помощь, стимулируя тем самым их экономическое и культурное развитие.

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБЫЧАИ

На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложились свои нравы и обычаи, на которые наложили отпечаток природные, социальные и экономические условия. Если говорить о питании, то на юге люди предпочитают рис, в северных районах — мучные продукты. У уйгуров, казахов и узбеков любимые блюда — шашлык из баранины, плов и жареные лепешки «нан»; монголы любят поджаренный рис, жареные курдюки и чай с молоком, у корейцев в почете пудинг «дагао», холодная лапша и квашеная капуста; тибетцы едят дзамбу — поджаренное на масле тесто из ячменной муки и пьют чай с топленым маслом; народности ли, цзин и дай используют в качестве жвачки листья арековой пальмы. Что касается одежды, то монголы носят национальные халаты и сапоги; тибетцы надевают запахивающиеся длиннополые кафтаны «чуба»; у уйгуров популярны вышитые тюбетейки; корейцы носят обувь с загнутым, как у старинной ладьи, носком; женщины мяо, и, а также тибетки питают повышенное пристрастие к украшениям из золота и серебра; как женщины, так и мужчины национальности и, выходя из дома, обязательно надевают плащеобразную накидку из овчины — «чарва». Традиционное жилище ханьцев — дом с внутренним двориком. Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и Ганьсу живут в юртах. Народности дай, чжуан, буи и многие другие нацменьшинства Южного Китая строят двухэтажные домики на сваях, называемые «ганьлань».

ПРАЗДНИКИ

Официальными праздниками в Китае являются Новый год (празднуется по всей стране 1 января), праздник Весны (Новый год по лунному календарю, который отмечается по всей стране в течение трех дней), Международный женский день (8 марта), День лесопосадок (12 марта), День международной солидарности трудящихся (1 мая), который является всенародным праздником, День молодежи Китая (4 мая). Международный день защиты детей (1 июня), День Народно-освободительной армии Китая (1 августа), День учителя (10 сентября), Национальный праздник КНР (1 октября), который отмечается всенародно в течение двух дней. К наиболее важным и распространенным традиционным праздникам Китая относятся:

Праздник Весны. Каждый год в конце зимнего сезона, в преддверии весны китайский народ по обычаю торжественно и радостно отмечает первый в году традиционный праздник — праздник Весны (Новый год по лунному календарю). Праздник Весны сопровождается расклеиванием парных бумажных надписей по обеим сторонам входа в дом, стены комнат украшаются новогодними картинами. В ночь под праздник Весны, которую называют «чуси», вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях не ложатся спать всю ночь, это называется «шоусуй» — ожидание Нового года. Утром следующего дня полагается обходить дома родственников и близких со взаимными поздравлениями и пожеланиями всяческих благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», шествие на ходулях.

Праздник «Юаньсяо». Приходится на 15й день первою месяца по лунному календарю, нередко именуется также «праздником Фонарей». Этот день — первое полнолуние в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями. «Юаньсяо» готовят из муки клейкого риса. начинка сладкая, они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. Обычай любования фонарями, появившийся в 1 веке, поныне сохраняется во многих районах страны. Вечером в праздник «Юаньсяо» во многих городах открываются ярмарки фонарей, где выставляются самые красочные образцы — произведения искусных мастеров. Они поражают разнообразием форм и сюжетов. В деревнях по обычаю устраиваются фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», развлечения на качелях и другие мероприятия.

Праздник «Цинмин». Приходится на один из дней с 4го по 6е апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. Ныне в праздник «Цинмин» стали устраивать мероприятия в память о павших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. Погода стоит уже теплая, природа расцветает, и многие люди отправляются в загородные прогулки, запускают бумажных змеев, любуются весенней природой, поэтому праздник «Цинмин» еще называют «Тацинцзе» — день прогулок по первой зелени.

Праздник «Дуаньу». Приходится на 5е число пятого месяца по лунному календарю. Считается, что возникновение его связано с памятью о древнем китайском поэте-патриоте Цюй Юане. Он жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств (475 —221 гг. до н. э). Не раз обращался к чускому царю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации и коррупции. Но тот, поверив наветам сановников, умышленно оговоривших Цюй Юаня, выслал его из столицы. В 278 г. до н. э. войска царства Цинь ворвались в столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, 5го числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, после его смерти люди, охваченные глубокой прискорбью, сели в лодки и долго искали тело поэта в реке. Позднее каждый год в день гибели поэта люди в его память стали устраивать на реках гонки лодок, оформленных в виде драконов. Одновременно с этим они бросают в реку бамбуковые коленца, наполненные вареным рисом (как бы для Цюй Юаня). Но однажды, как гласит легенда, им встретился на берегу Цюй Юань и сказал: «Весь рис, который вы даете мне, съедает дракон. Завертывайте рис в тростниковые листья и перевязывайте его цветной ниткой, потому что дракон больше всего боится этих двух вещей». После этого стали делать «цзунцзы», завертывая рис в листья тростника. Сегодня «цзунцзы» стали традиционным блюдом, которое едят в этот праздник.

Праздник Луны. Отмечается 15го числа восьмою месяца по лунному календарю. Этот день считается серединой осени и в древности его назвали «Чжунцю». Издавна каждый год в «Чжунцю» люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу Луны. По окончании обряда пряниками угощалась вся семья, что символизировало благополучие в доме. Этот обычай сохранился до наших дней. В этот день луна особенно ярка. Под ее светом вся семья собирается вместе, любуется луной и лакомится «лунными пряниками». Яркий свет полной луны вызывает воспоминания о родных, и в памяти всплывают строки из стихотворения Ли Бо, великого поэта династии Тан:

Голову вверх подняв,
Я взор к луне обращаю,
А опустив ее,
О родине вспоминаю.

Помимо всего этого, многие национальные меньшинства сохранили традиции своих специфических праздников. У дайцев это «праздник Воды», у монголов — «Надом», народность и отмечает «праздник Факела», народность яо справляет праздник «Дану», байцы устраивают «Мартовский базар», чжуаны — песенные соревнования, тибетцы отмечают свой (по собственному календарю) Новый год и праздник урожая «Ванго» и т. д.

РЕЛИГИЯ

Китай — страна, где соседствуют различные религии: даосизм, буддизм, ислам, католицизм и протестантство. Число верующих превышает 100 млн. Разные национальности и люди исповедуют различные религии. 10 национальностей — хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоаньцы — исповедуют ислам. Религией тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туйцев и юйгуров является ламаизм (одно из направлений буддизма). Дайцы, буланы, дэане — приверженцы хинаяны (ортодоксального направления буддизма). Среди народностей мяо, яо, и — немало членов католической и протестантской общин. Среди ханьцев есть приверженцы разных религий: буддизма, протестантства, католицизма, даосизма.

Буддизм проник в Китай в 1 в. до н.э. После IV в. начинается его повсеместное распространение. постепенно он становится самой влиятельной религией в стране. Ламаизм зародился как одно из ответвлений буддизма, получив распространение в Тибете и Внутренней Монголии. Наиболее известные буддийские храмы — Баймасы (Лоян), Дацыэньсы (Сиань), Линъиньсы (Ханчжоу), Шаолиньсы (Хэнань). Крупнейшими ламаистскими монастырями являются тибетские монастыри Джоканг, Дашилумпо и Сакья, монастыри Таэрсы (Цинхай), Утасы (Внутренняя Монголия) и Юнхэгун (Пекин).

Ислам проник в Китай примерно в середине VII в. В Янчжоу, Сиане, Пекине, Иньчуане и Кашгаре имеются известные в стране мусульманские мечети. Католицизм и протестантство проникли в Китай значительно позднее, и влияние их слабее по сравнению с буддизмом и исламом. Католические и протестантские общины сосредоточены главным образом в Шанхае, Пекине и некоторых других больших городах. Небольшое число приверженцев этих двух религий имеется и среди крестьян.

Даосизм зародился непосредственно в Китае во II в. Знаменитыми даосскими храмами являются Байюньгуань (Пекин), Цинъянгун (Чэнду), Тайцингун (Шэньян). В Китае граждане могут исповедовать любую религию или быть атеистами, любая нормальная религиозная деятельность охраняется Конституцией.

Все главные религии — буддизм, ислам, протестантство, католицизм и даосизм имеют свои общенациональные и местные организации и автономно управляют делами своих общин. Китайские религиозные организации и их деятельность находятся вне сферы контроля со стороны зарубежных клерикальных сил.

Введение

Китай - одно из древнейших государств мира. Первого октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

КНР по размерам территории (около 9,6 млн км 2) занимает третье место в мире. Она расположена в центральной и восточной Азии, на западном побережье Тихого океана. Протяженность страны с востока на запад - 5700 км, с севера на юг - 3650, причем 21,5 тыс. км - сухопутные границы, около 15 тыс. км - морские.

КНР граничит с Россией, КНДР, Монголией, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом.

Китай - самая крупная страна в мире по численности населения. Весь мир взволнован проблемами постоянно растущей численности населения Китая. Этот вопрос не мог остаться незамеченным и нами. В данной работе раскрываются такие вопросы, как национальности и народности, населяющие Китай, деторождаемость в КНР и проблемы с ней связанные.

Для раскрытия вопроса были использованы справочные пособия, статьи в научно-популярных журналах. Статистические данные были почерпнуты в глобальной сети Интернет.

Национальности и народности Китайской Народной Республики

Китайцы называют свою страну Чжунго, что означает в переводе с китайского «Срединное государство». Возникло это название еще в ту пору, когда жители Китая считали свою родину расположенной в центре Вселенной. Древним является и название Чжун-хуа -- «Срединное племя хуа» («хуа» -- одно из ранних китайских племен).

Себя китайцы называют «ханьцами» со времен древней династии Хань. Европейское название Китая -- немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна -- произошло от слова «чин» -- индийского названия династии Цинь, предшественницы Хань. В русский язык слово Китай пришло от названия народа кидань, некогда обитавшего в северо-западных районах Китая.

Китайская Народная Республика -- страна многонациональная, на ее территории проживает 56 различных национальностей и народностей. Наиболее многочисленны китайцы, которые составляют около 92% всего населения страны (по переписи 1990 г.), кроме них на территории страны проживают: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дун-сяны, наси, ту, киргизы, цян, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ача-ны, эвенки, цзин, бэнлуны, узбеки, цзи-но, югуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба.

Древнекитайский этнос сложился в начале 1-го тысячелетия до н. э. на Среднекитайской равнине. Китайцы -- носители древней плужной земледельческой культуры. Главное их занятие -- поливное рисосеяние, в котором они имеют ценные, накопившиеся веками навыки, а также разведение таких технических культур, как соя, арахис и др., чаеводство, шелководство.

По антропологическим признакам китайцы относятся к восточноазиатской группе тихоокеанских монголоидов (северокитайский расовый тип). Консолидация этнической общности древних китайцев послужила одной из предпосылок объединения древнекитайских царств.

Формирование китайской нации происходило в междуречье рек Хуанхэ и Янцзы в бассейне притоков этих рек -- Вэйхэ и Хань-цзян. На протяжении истории эта область значительно расширялась за счет распространения китайцев на север, юг и запад, в ходе которого китайцы ассимилировали многие проживающие там некитайские народности. Специфика местных условий, особенности тех народностей, которые были ассимилированы в ходе колонизации, некоторые локальные культурно-хозяйственные черты определили появление существенных различий между группами китайцев, проживающих на тех или иных территориях, что проявляется в самом физическом типе людей. Китайцы-северяне, как правило, отличаются от южан более высоким ростом. Южане же низкорослы, худы, но сильны и выносливы. Весьма велики различия не только в диалектах, но и во всем образе жизни.

Государственный официальный язык -- путунхуа (всеобщий язык). Это современный литературный язык, на котором говорят дикторы центрального радио и телевидения, обучаются школьники и студенты. К путунхуа близок пекинский диалект. Различия же во многих других диалектах -- гуандунском, аньхойском и т. д. -- столь велики, что люди, говорящие на них, часто не понимают друг друга. Для того чтобы объясниться, они используют иероглифическое письмо, единое для всех диалектов.

Иероглифическая письменность оказала огромное влияние на развитие китайской культуры, а также сыграла большую роль в культуре Японии, Кореи, Вьетнама. Иероглифы -- это символы, обозначающие то или иное понятие. Истоки иероглифики -- пиктографическое письмо, в котором слово изображалось рисунками. Постепенно рисунки упрощались и приняли вид современных иероглифов.

Китайцы (ханьцы) входят в китайскую группу сино-тибетской семьи. Наряду с китайцами в эту же группу включаются хуэй (дунгане). Большая их часть проживает в северных районах КНР. Хуэй имеют свою автономию -- Нинся-Хуэйский автономный район. Хотя по разговорному языку и письменности хуэй не отличаются от китайцев, особенности религии, быта, хозяйствования позволяют выделить их в особую группу. Большинство хуэй происходит от ираноязычных и арабоязычных переселенцев, появившихся в Китае в XIII--XIV вв., и от китайских колонистов, осевших среди тюркских народов еще во II в. до н. э. По религии хуэй относятся к мусульманам. Селятся они обычно отдельно от китайцев, образуя самостоятельные сельские или городские кварталы.

Сино-тибетская семья представлена в Китае также народами тибето-бирманской группы, среди которых -- тибетцы, ицзу, хани, лису.

Большая часть тибетцев живет в Тибетском автономном районе. Занимаются высокогорным пашенным земледелием -- выращиванием голосеменного ячменя «цинкэ». Кочевники и полукочевники разводят яков, овец, коз. Тибетцы сильно отличаются от ханьцев по своим религиозным, языковым, хозяйственно-культурным особенностям. Стремление тибетцев к самостоятельности, более позднее вхождение Тибета в состав Китая и другие факторы привели к нестабильности политического положения в регионе, обострили национальные противоречия.

Из представителей тайской семьи наиболее многочисленны чжуаны, проживающие в южной части страны, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Основное их занятие -- плужное земледелие с наиболее распространенной грядково-террасовой системой. Животноводство играет подсобную роль. Поселения чжуанов обычно мало отличаются от поселений китайцев, живущих в тех же районах. Для них характерны свайные, бамбуковые и глинобитные постройки. Чжуаны исповедуют буддизм южного толка, сильное влияние среди них имеют идеи даосизма.

Представители австроазиатской семьи -- народности мяо и яо -- проживают в Южном и Юго-Западном Китае. Основные виды хозяйственной деятельности этих народов -- горное земледелие (мяо занимаются преимущественно выращиванием поливного риса и пшеницы, яо -- суходольного риса, кукурузы), лесоразработки, охота. Среди верующих мяо и яо наибольшее распространение получил политеизм.

Алтайская.семья представлена тюркской, монгольской и тунгусо-маньчжурской группами. В тюркскую группу входят уйгуры, казахи и киргизы, живущие на северо-западе КНР, причем основная часть сосредоточена в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного района. Среди народов этой группы выделяются оседлые земледельцы, ведущие интенсивное земледельческое хозяйство с применением искусственного орошения, кочевники-скотоводы, а также полуоседлое население, сочетающее, скотоводство с земледелием. Причем уйгуры занимаются в основном земледелием, а казахи и киргизы -- скотоводством. Большинство народов тюркской группы исповедуют ислам. Самым характерным является оазисный тип расселения.

Монголы берут свое начало от союза кочевых монгольских племен. Проживают они в автономном районе Внутренняя Монголия, также их поселения встречаются в Северо-Восточном Китае, провинциях Ганьсу, Цинхай, Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Монголы, живущие на территории Китая, говорят на пяти различных диалектах, один из которых близок к халхаскому, являющемуся основой литературного монгольского языка в МНР. Основное занятие -- кочевое скотоводство. Часть монголов, имевших более тесные контакты с китайцами и другими земледельческими народностями, переняли у них навыки земледелия. Преобладающей религией у монголов является буддизм (ламаизм).

Народы тунгусо-маньчжурской группы расселены на территории Северо-Восточного Китая преимущественно в глухих горных и таежных уголках. Будучи коренным населением этих районов, в ходе китайской колонизации они были в значительной степени ассимилированы китайцами, «окитаизировались». Для многих представителей этих народов китайский язык и письменность стали родными. Основным занятием маньчжуров, проживающих в долинах рек, является земледелие, а живущих в городах и их окрестностях -- торговля и ремесла.

На китайском о. Тайвань проживают представители австронезийской семьи -- гаошань («горцы»), родственные малайцам.

В Китае имеются представители индоевропейской семьи -- припамирские таджики и русские, а также корейцы и многие другие малочисленные народности.

Главными особенностями расселения некитайских народностей являются, во-первых, огромные по площади ареалы (2 / 3 всей территории страны), во-вторых, совместное проживание представителей разных народностей, в-третьих, как правило, размещение их поселений на менее удобных землях.

Особо следует отметить, что в ряде стран Юго-Восточной Азии, Америки и Океании проживает около 25 млн китайских эмигрантов -- «хуацю». Многие из них сохраняют китайское гражданство и поддерживают тесные связи с родиной своих предков.

Влияние мифологии на повседневный быт китайцев, традиции и обычаи велик. Различные предания и легенды говорят о возможности узнать историю происхождения китайцев. Согласно одной из легенд человек появился благодаря богине Нюйве, прогуливавшаяся по сотворенному миру заметившая всю его красочность и масштабность. Мир скучен и до конца не заполнен, чего-то не хватало. Богиня из глины сделала фигурку человека и своим дыханием вселила жизнь в первого и пока единственного человека женского пола, потому что лепила она его по своему образу и подобию. Затем появился мужчина, тоже с помощью глины и рук богини Нюйве.

Лепить каждого человека дело непростое и сильно утомительное, поэтому богиня пошла на хитрость, разбросав по земле кусочки глины, превращающихся в людей. Наделила людей репродуктивной функцией для продолжения рода. Так и появился народ Китая, согласно мифологии.

Находка останков древнего человека позволили археологам предположить, что первый человек в Китае появился около 500 тысяч лет назад. Ученые прозвали его Синантропом. Позже были найдены стоянки древних племен, населявших Китай.

Существуют несколько основных теорий происхождения народа Китая:

Человек в древности всегда старался селиться вокруг водоемов. Это обеспечивало его водой, а также промыслом. В Китае основными реками являются Хуанхэ и Янцзы.

  • Народ Китая сформировался и проживал здесь с момента появления первого человека. Согласно этой теории китайский народ издавна населял эту территорию и никуда отсюда не уходил. Эта теория скорее близка к тем, кто верит в божественное происхождение китайского народа.
  • Теория миграции населения. Предки китайцев мигрировали на эту территорию из других регионов. Китай с Востока окружен водой, следовательно, все племена и народы мигрировали в данный регион изо всех оставшихся трех направлений. Маршрут у всех был разный. Эта теория одна из самых популярных и достоверных. Среди историков синологов идут бесконечные споры по поводу маршрута предков китайцев. Одни утверждают, что они пришли из Севера, другие, что с Юга.
  • Китайцы, как обособленная народность возникли в результате оседания некоторых слоев населения на территории современного Китая. Согласно ей, Китай являлся далеко не конечной точкой прибытия, возможно, что племена двигались на Восток, но в процессе долгой миграции устали и свыклись с климатом, что позволило им закрепиться в данном регионе. Действительно, эта теория имеет под собой свои доводы. Климатические условия Китая раньше были намного мягче и благоприятнее. Это и создавало удобные условия для проживания на этой территории.
  • Китайцы сформировались в процессе смешанной ассимиляции. Китай государство с огромной по площади территорией. Некоторые народы здесь проживали с древних времен, другие мигрировали сюда, остальные закрепились здесь в результате изнурительного перехода. Они ассимилировали между собой, что привело к появлению общего этноса. В современном Китае прослеживается различие между китайцами разных регионов, это демонстрирует, что разные теории зарождения великого народа имеют место в современности.

Вопрос о появлении китайского народа до сих пор актуален и вызывает бурю обсуждений, и до сих пор не закрыт и детально не изучен. Ученые, на основании своих находок делают определенные выводы и строят свои теории на основании их.

Диалекты китайского языка.


Китайский язык
, согласно ООН, входит в состав 6 основных языков международного общения. На нем разговаривают больше всего людей(более 1 миллиарда).

Китай славится своим языковым разнообразием. Диалекты бывают настолько разные, что жители противоположных берегов одной маленькой речушки могут не понимать друг друга. Поэтому за основной диалект в стране Путунхуа. Этот диалект образован от пекинского языка. Распространен он в столице и на нем разговаривают ¾ населения Китая.

В поднебесной насчитывается около 300 различных языков. Несколько из них являются безвозвратно утраченными. Влияние китайского языка заметно и в соседних государствах, в которых используется китайский язык.

Сама письменность и иероглифы сформировались давно, но название и произношение постоянно менялось это и привело к образованию диалектов.

Китай условно делиться на 2 большие языковые семьи: северную и южную.

Северные диалекты схожи, что позволяет людям понимать друг друга. В южной части понять человека из другой провинции затруднительно. Южные провинции обособленные и самостоятельны.

Ученые лингвисты синологи выделяют в последнее время 10 основных диалектов:

  • Гуньхуа
  • Хакка
  • Шанхайхуа
  • Пинхуа
  • Цзинь
  • Аньхой

Этнический состав Китая

Китай можно считать многонациональным государством. Около 60-ти различных национальностей проживает на огромной территории.

Китайские этносы: китайцы(хань), мяо, хуэй, туцзя, буи, дун, яо, бай, хани, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, наси, ту, цян, дауры и другие.

Другие национальности, проживающие в Китае: маньчжурцы, монголы, узбеки, таджики, русские, казахи, уйгуры, татары, корйцы, японцы, вьетнамцы, филиппинцы и другие.

Естественно львиную долю перевеса имеют ханьцы. Их доля в общей численности населения составляет 9/10. Численность остальных же колеблется от нескольких миллионов до нескольких тысяч человек.

Ханьцы проживают почти во всех регионах Китая. Остальные народности, в силу своей незначительности рассредоточены в одном регионе. Создание автономий на территории Китая позволило таким народам, например как: уйгуры, тибетцы иметь свои административно-территориальные единицы.

В этническом плане более 90% населения Китая составляют ханьцы, или китайцы "хань". Вследствие миграционных процессов их число в районах проживания национальных меньшинств увеличивается, однако в большинстве своем они населяют Центральный и Восточный Китай.

Национальные меньшинства. Китайцы "хань" традиционно считали всех некитайцев отсталыми народами. По мере расширения территории ханьцев за пределы изначальных районов проживания они ассимилировали некоторые некитайские этнические группы. Другие этносы отступили в отдаленные, менее удобные для жизни районы, где многим из них удалось сохранить свои национальные особенности.

Многие некитайцы проживают ныне на обширных слабо заселенных территориях Северо-Восточного, Западного и Юго-Западного Китая. По данным переписи 1953, общая численность жителей, входящих в состав более 50 этнических групп национальных меньшинств, составляла 35,3 млн. человек, или ок.6% всего населения. Перепись, проведенная в 1982, показала, что общая численность лиц некитайской национальности возросла до 67,2 млн. человек, а в 1990 этот показатель составил уже 91,2 млн. человек, или 8% населения. В состав национальных меньшинств входят самые разные этнические группы, начиная от почти первобытных горных племен до народов, стоящих на равной с ханьцами ступени развития. Продолжается процесс ассимиляции ханьцами некоторых национальных меньшинств. Всего в Китае, по официальным данным, 55 национальных меньшинств. Крупнейшие по численности некитайские народы, проживающие в КНР: чжуаны (ок.1,4% населения), хуэй (0,8%), маньчжуры (0,8%), мяо (0,7%), монголы, тибетцы, уйгуры, казахи, корейцы и др.

Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. В 2003 году население составило около 1,287 млрд. чел., или 22% населения планеты Земля (см. Приложение 1).

За последние два с лишним десятилетия режим воспроизводства населения в Китае изменился коренным образом. По показателю естественного прироста населения его уже не отнесешь к категории слаборазвитых стран: в частности, ежегодный естественный прирост населения снизился до менее чем 1%, а средняя продолжительность жизни превысила 70 лет (см. Приложение). Такая ситуация является следствием, с одной стороны, проводимой государством жесткой демографической политики, а с другой стороны, улучшения материального положения людей и их медицинского обслуживания.

Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания и китайского правительства, и мирового сообщества. Начиная с августа 1956 года, правительство целенаправленно осуществляет контроль за численностью населения, а именно: молодым людям запрещается вступать в брак до достижения 20 лет, а супружеским парам разрешается иметь не более одного ребенка (за исключением представителей национальных меньшинств, для которых планка поднимается до уровня двух детей). Следовательно, политика стабилизации численности населения принесла свои плоды.

Тем не менее, и у этой медали есть своя оборотная сторона: необходимо учитывать такие негативные последствия демографической политики, как относительное сокращение трудоспособного населения, на которое ложится все более тяжелая демографическая нагрузка, и нарастающее недовольство граждан вмешательством государства в личную жизнь каждого гражданина.

Язык

Китай - многонациональная страна, его народы говорят на более чем 100 языках, принадлежащих разным языковым семьям. Описание языков народов Китая еще не завершено. Перечисленные языки наиболее известны и в той или иной степени описаны.

Языки народов Китая относятся к сино-тибетской, тайской, австроазиатской, алтайской, индоевропейской семьям.

Сино-тибетская семья включает китайский, тибетский и многочисленные языки Северо-Западного и Юго-Западного Китая, состоящие с тибетским в близком или удаленном родстве. В составе этой семьи китайский язык, как отмечалось, занимает положение обособленной группы.

Тайские языки еще недавно причислялись к сино-тибетской семье, ныне они выделены в самостоятельную семью. Тайские языки делятся на ряд групп. Группа чжуан-дай представлена на территории Китая языками чжуап, буи, нунг, ша, дай, на которых говорят народы, живущие в Гуанси-Чжуанском автономном районе, а также в провинциях Гуйчжоу, Юньнань. Группа кам-суй представлена языками кам, суй и их многочисленными диалектами, на которых говорят в Гуанси-Чжуанском автономном районе и в пров. Гуйчжоу. Группа ли состоит из одного языка ли на о-ве Хайнань и его диалектов.

Австроазиатская семья представлена на территории Китая двумя группами, к которым относятся малые народы, живущие в пров. Юпьнань. В группу ва-палаунг входят языки кава и пала-унг. Группа пумань состоит из одного языка пумань с многочисленными диалектами. Языки мяо-яо представлены на территории Китая языками мяо, яо и их многочисленными диалектами. Народы, говорящие на них, рассеяны на обширной территории провинций Хунаиь, Юньнань. Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанского автономного района, а также па о-ве Хайнань.

Алтайская семья представлена на территории Китая тюркскими, монгольскими, тунгусо-маньчжурскими языками. К тюркским языкам Китая относятся уйгурский, саларский, югурский, казахский, узбекский, татарский языки (Синьцзян-Уйгурский автономный район). К монгольским языкам относятся диалекты монгольского языка, на которых говорят в Автономном районе Внутренняя Монголия, язык монголов пров.

Индоевропейские языки представлены в Китае диалектами таджикского языка в СУАР.

Тибетский, уйгурский, монгольский являются старописьменными языками с богатой культурной традицией, пользующейся мировой известностью. Тибетский алфавит на древнеиндийской графике (брахми) и письменная традиция па этом языке существуют с VII в. Древний уйгурский алфавит на согдийской графике был создан в X в. и сыграл важную роль в истории культуры Центральной Азии.

Религия

Благодаря "культурной революции" 59% населения КНР (767 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм, даосизм и конфуцианство. В отличие от КНР, большая часть населения Тайваньского Китая считает религию необходимой составляющей частной жизни.93 % исповедуют буддизм, даосизм и конфуцианство, 4.5% - христианство разных течений, и 2.5% - ислам, иудаизм и другие верования.

Главными верованиями КНР являются: конфуцианство, даосизм, поклонение предкам, буддизм (100 млн), ислам (20 млн), христианство (15 млн протестантов, 5 млн католиков).

Главными верованиями Республики Китай являются: буддизм, даосизм, конфуцианство.

КНР - атеистическое секулярное государство, однако в нём позволяется следование религиозным практикам, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, хотя и ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая в течение 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.

Республика Китай не ограничивает ни одну религию или вероучение. В ней не существует преград для реализации права на свободу совести.

Однако существует и другое мнение о том, как относится коммунистическая партия Китая к верующим: "В середине февраля 2006 года группа экспертов по правам человека из Объединённого Королевства Jubilee Cаmраign опубликовала 140-страничный материал, состоящий из секретных документов, нелегально переданных сотрудниками Министерства общественной безопасности Китая в Комитет по расследованиям религиозных гонений. Ранее свидетельства о садистских преследованиях верующих в КНР просачивались сквозь информационные барьеры довольно часто, но упомянутый документ - это первый случай, когда в распоряжении ошеломлённых исследователей оказались официальные документы, по которым стало возможно судить о размахе антирелигиозной деятельности нео-маоистов, их методологии и планах.

Согласно этим документам, правительство Китая занимается планомерным исследованием "культов“, которые способны стать "подкрадывающейся угрозой нашей безопасности и защиты“. Под ними подразумеваются все религиозные организации, не зарегистрированные органами общественной безопасности, кроме четырнадцати зарегистрированных и, по мнению партийного руководства, "миролюбивых и безопасных“. В составе же "подкрадывающейся угрозы“, кроме местных культов, оказались общины католиков и протестантов, решившие не присоединиться к "патриотическим" религиозным организациям, которые контролирует атеистическая власть, нелегальные буддистские и прочие религиозные группы. За такого рода "угрозу национальной безопасности КНР" верующие - христиане, мусульмане и прочие, рискуют оказаться в пожизненном заключении либо быть казнёнными".

Китай, являясь самой большой по населению страной мира, характеризуется относительно низкой рождаемостью (28, при средних показателях - 24), низкой смертностью (8, при средних показателях - 9), низким естественным приростом (16, при средних показателях - 15). Тем не менее Китай страдает от перенаселенности, поэтому в стране проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Демографическая политика закреплена законодательно в 1978 г.