Cочинение «Фердинанд и Луиза как положительные герои драмы «Коварство и любовь. «Художественный анализ драмы Шиллера «Коварство и любовь

«Коварство и любовь»

Замысел создать пьесу о современной немецкой действительности впервые возник у Шиллера на гауптвахте, куда он был посажен герцогом вюртембергским за самовольную отлучку в Мангейм на представление «Разбойников». После побега из Штутгарта Шиллер, скитаясь по Германии, работал над пьесой. «Смелой сатирой и глумлением над породой шутов и негодяев из знати» называл ее поэт (письмо к Дальбергу от 3 апреля 1783 г.). Маленькое герцогство Вюртембергское, деспотичный, развратный Карл Евгений, его фаворитка графиня фон Гогенгеим, министр Монмартен, изображенные в пьесе под другими именами, сохраняя все свое портретное сходство, превратились в грандиозные обобщенные образы, типы феодальной Германии. Затхлый мирок глухой провинции, интриги и преступления, роскошь и разврат герцогского двора и ужасающая нищета народа - такова обстановка, в которой развертывается трагическая история возвышенной любви двух благородных существ - Фердинанда и Луизы.

Две общественные группы противопоставлены в пьесе: с одной стороны, герцог (невидимый для зрителя, но постоянно незримо присутствующий на сцене, связывающий именем своим трагическую цепь событий); его министр фон Вальтер, холодный, расчетливый карьерист, убивший своего предшественника, способный на любое преступление во имя карьеры; любовница герцога леди Мильфорд, гордая светская красавица; подлый и пронырливый Вурм, секретарь президента; надутый франт, глупый и трусливый гофмаршал фон Кальб. С другой стороны, честная семья музыканта Миллера, его простодушная жена, его милая, умная, тонко чувствующая дочь Луиза. К этой группе принадлежит и тот старый камердинер леди Мильфорд, который с презрением отвергает кошелек с деньгами, предложенный ему его госпожой.

Перед нами два мира, разделенные глубокой пропастью. Одни живут в роскоши, притесняют других, порочны, жадны, эгоистичны; другие бедны, гонимы, угнетены, но честны и благородны. К ним, к этим обездоленным людям, пришел Фердинанд, сын герцогского министра, майор в двадцать лет, дворянин с пятисотлетней родословной.

Он пришел к ним не потому только, что его увлекла красота: Луизы; он понял порочность моральных устоев своего класса. Университет с его новыми просветительскими идеями вдохнул в него веру в силы народа, общение с которым просветляет и как бы возвышает человека (Шиллер настоятельно это подчеркивает). Фердинанд в семье Миллера обрел ту моральную гармонию, ту духовную ясность, какой не мог найти в своей среде. Перед Фердинандом две женщины. Обе его любят. Одна - блестящая светская красавица, вторая - непритязательная, прекрасная в своей простоте и непосредственности горожанка. И Фердинанд может любить только эту девушку из народа, только с ней он способен обрести нравственную удовлетворенность и душевный покой.

Пьеса Шиллера была поставлена впервые 9 мая 1784 г. в театре Мангейма. Успех ее был необычайным. Зрители видели перед собой современную Германию. Те вопиющие несправедливости, которые творились у всех на глазах, но о которых боялись говорить, предстали теперь в живых и убедительных сценических образах. Революционная, бунтующая мысль поэта звучала с подмостков театра в волнующих речах его героев. «Мои понятия о величии и о счастье заметно отличаются от ваших», - говорит в пьесе Фердинанд своему отцу. Речь актера была обращена к креслам, где восседали представители знати тогдашней Германии: «Вы достигаете благополучия почти всегда ценою гибели другого. Зависть, страх, ненависть - вот те мрачные зеркала, в которых посрамляется величие властителя… Слезы, проклятия, отчаяние - вот та чудовищная трапеза, которой услаждают себя эти прославленные счастливцы».

(1759 – 1805) вошел в мировую литературу как участник движения «Буря и натиск». Это был протест передовой бюргерской молодежи против канонов классицизма, призыв к яркому изображению действительности, проявлению страстей.

Шиллер по праву считается одним из самых последовательных сторонников возвышенных идеалов: духовных, нравственных, политических и эстетических. Его трагедии, баллады, стихотворения, философские трактаты очень разнообразны, поэтому всегда актуальны. И по сей день пьесы Шиллера не сходят с подмостков театров всего мира. Особую славу автору принесла его мещанская трагедия «Коварство и любовь» . Она была написана в 1783 году и первоначально называлась «Луиза Миллер».

Эта пьеса стала кульминацией раннего творчества Шиллера и квинтэссенцией гуманистических идей эпохи Просвещения. Многие критики считают ее литературным революционным манифестом для будущих поколений, художественным восстанием Шиллера против порядков Германии второй половины XVIII столетия.

Мещанскую драму еще называют «буржуазной трагедией» или «сентиментальной пьесой». Рождение этого жанра связывают с социальными изменениями, давлением капитала на общественные устои, а в литературе – с повышенным интересом к природе человеческих чувств. Как правило, в центре произведения – социальный и сентиментальный конфликты. На первом плане – добродетель и торжество разумного начала.

Сюжет пьесы «Коварство и любовь» получился типичным и бесхитростным, хотя и несколько запутанным. Но в нем сконцентрированы основные житейские проблемы той эпохи, которые Шиллер обозначил предельно эмоционально и трагично. Писатель-гуманист обличил и разоблачил пороки немецкого общества с присущей ему открытостью и остротой. Эти проблемы он уже затрагивал в «Разбойниках», но теперь характеры героев и эпизоды действия соотнес с реальными фактами и прототипами.

Провинциальный быт, коварные интриги и ужасные преступления, роскошь и разврат герцогского окружения, а также беспросветная нищета простолюдина – такова обстановка, в которой разворачивается любовная история двух молодых людей. Дворянин Фердинанд фон Вальтер и дочь простого музыканта Луиза Миллер представляют разные сословия. Тема стара как мир, но представлена по-новому, с присущим Шиллеру умением сочетать комическое и трагическое, хотя сам драматург относился с долей иронии к такому приему. Просто художественные методы классицизма были в то время еще популярны.

Пылкие чувства отпрыска президента Фердинанда к мещанке Луизе, к сожалению, не могут получить развитие. Они грозят разрушить все планы именитого отца, который намерен женить Фердинанда на фаворитке герцога леди Мильфорд. Поэтому в ход идут самые изощренные интриги. Луизу оклеветали в измене, и она должна сознаться в этом своему возлюбленному. План президента состоял в том, что Фердинанд отвергнет нечестную невесту. Но молодой человек выбрал иной путь, он не смог пережить крах своей веры в непорочность Луизы и предпочел смерть для обоих.

Сложность характера присуща практически всем действующим лицам драмы. В те годы Шиллер уже четко понимал, что поступки людей определяются не только их личными особенностями, но и местом в обществе. Отсюда и заметная противоречивость персонажей: аморальное поведение и великодушие леди Мильфорд, любовь к власти и славе президента фон Вальтера не мешает ему в момент скорби проявить благородство, трусливый и приниженный старик Мюллер находит в себе силы противостоять оскорбителю дочери. До Шиллера никто с такой пронзительной силой не демонстрировал испытания, через которые проходит сердце человека.

Ситуация осложняется еще и конфликтом сословий. Отец Фердинанда не просто чинит влюбленному сыну препятствия, он еще хочет самоутвердиться за счет бедной семьи Луизы, всячески унижая девушку и старого музыканта. Поведение вельможи наглядно доказывает факт пренебрежительного отношения высшего сословия к простолюдинам.

«Коварство и любовь» критики называют вершиной штюрмерской драматургии Шиллера. В этой пьесе влюбленный Фердинанд восстает против своей судьбы и непреодолимых обстоятельств. Он терпит поражение, но лишь физическое, а не моральное. Молодой человек торжествует над оппонентом, демонстрируя силу духа. Этот образ и борьба за человеческие права весьма характерны для Германии XVIII века. Положение бюргерства, отношения сословий, семейно-бытовые неурядицы были общественно и политически интересны, поэтому пьеса из бытовой сразу переросла в мещанскую трагедию.

В драме «Коварство и любовь» Шиллеру удалось достаточно глубоко раскрыть психологию героев, их сложные взаимоотношения между собой и место в обществе. Но главное здесь – не мелочи реального быта на примере конкретных персонажей, а реалистическое изображение «типичных» обстоятельств: коварства сильных и бесправия слабых. Но сильных и слабых не по духу, а из-за общественного устройства Германии того времени.

Для автора очень важно выяснить права народа и его возможность противостоять сильным мира сего. Действие пьесы развивается напряженно, в этом произведении уже ощутима зрелость художественного мастерства Шиллера. Характеры описаны достаточно ярко и емко, в них можно легко прочесть отношение автора к своим героям. В моменты особой духовной борьбы и моральной напряженности Шиллер выбирает наиболее сложные речевые обороты. Герои пьесы часто изъясняются языком самых возвышенных и вдохновенных трактатов.

Учитель музыки Миллер очень огорчен тем, что между его дочерью Луизой и майором Фердинандом вспыхнула любовь: «Вовек девчонке сраму не избыть!»

Скоро по всему городу распространяются сплетни — и дому музыканта грозит бесчестье. Ведь, по разумению Мюллера, сын президента Вальтера никак не может обвенчаться с дочкой скромного учителя.

Личный секретарь президента, коварный и низкий Вурм, претендует на руку Луизы. Он приходит к ее отцу, чтобы тот посоветовал дочери, на кого ей стоит обратить внимание. Но музыкант прогоняет Вурма, подлость которого всем известна.

Фердинанд на свидании убеждает Луизу, что любовь выше всех барьеров.

Вурм спешит донести президенту о чувствах его сына к простой мещаночке. Президент смеется: он готов уплатить штраф за обольщение девицы, но жениться его сын должен на леди Мильфорд, распутной фаворитке герцога. Этим фон Вальтер укрепит свое влияние на самого герцога. А нравственные качества будущей невестки и чувства собственного сына его вовсе не волнуют.

Герцог сообщает о свадьбе сына (герцогу, городу, двору) как о дели решенном. Но Фердинанд отвергает «высокопоставленную распутницу».

Сын осуждает отца за то, что он «ползает у трона» и грабит народ, за то, что для него собственная выгода дороже высоких идеалов.

Из беседы леди Мильфорд с камеристкой выясняется, что женщина безумно влюблена в Фердинанда. Она готова всем пожертвовать дли! него. И жертвует: великолепные бриллианты, подаренные ей герцогом, отсылает продать, а деньги передать в помощь беднякам, пострадавшим от пожара. Она хочет сравняться в благородстве с любимым человеком

На свидании Фердинанда и леди Мильфорд майор бросает влюблен» ной в него женщине обвинения в продажности, та же повествует ему о своей горестной судьбе — четырнадцатилетняя англичанка, в чьих жилах текла королевская кровь, была вынуждена после казни сановного отца-англичанина (его обвинили в заговоре) бежать в Германию. Однако шкатулку с фамильными драгоценностями девушка-подросток все-таки прихватила, вот и жила с продажи «бриллиантовых булавок». К труду и смирению она приучена не была, так что в двадцать лет миледи стала возлюбленной герцога. В заслугу себе фаворитка ставит, что она отвлекла герцога от множества девушек и женщин, которые до его связи с нею были жертвами его притязаний.

Фердинанд верит искренности этой женщины и признается ей в том, что любит другую, хочет связать с ней свою судьбу.

Миледи заявляет, что их брак — дело решенное. О нем говорит все герцогство, и отмены его допустить Мильфорд не может и не хочет.

Музыкант Миллер бранит жену, жалеет дочь и ждет от судьбы только несчастий. В дом учителя музыки являются сначала Фердинанд, я потом и его отец. Происходит ужасная сцена. Фон Вальтер обвиняй Луизу в распутстве, в том, что она продает свою любовь. Оскорбленный за дочь, Миллер выставляет президента из своего дома. Он собирается жаловаться герцогу. Наивный!

Разгневанный президент обещает арестовать Луизу и ее мать, чтобы приковать их к позорному столбу.

Фердинанд в гневе обещает отцу открыть его страшную тайну: «как становятся президентами».

Фон Вальтер держит совет с Вурмом — и один подлец подсказывает другому: «Нужно опорочить Луизу в глазах ее возлюбленного».

Темные дела связывают президента с Вурмом: подделка подписей, ложные свидетельства, воровство. Эти люди связаны на всю жизнь.

Отца и мать Луизы по приказу президента заключают под стражу «за оскорбление герцога». Фердинанд предлагает любимой бежать. Но она отказывается оставить отца и мать. В сердце молодого человека закидываются ревнивые подозрения.

Вурм приходит к Луизе и шантажирует ее тем, что отец в тюрьме — и его могут казнить или лишить возможности привычного существовали. Под диктовку Вурма девушка пишет «любовное письмо» к смехотворному гофмаршалу Кальбу — это якобы цена освобождения ее родители. Ей всего шестнадцать лет, что может она понимать в человеческой подлости?

Фердинанд верит клевете, подтвержденной «письменными доказательствами», и готов отказаться от возлюбленной, которой он совсем недавно так искренне клялся, так безоговорочно доверял.

Миледи вызывает к себе Луизу и пытается «сначала запугать ее, а потом выкупить» у нее Фердинанда за крупные драгоценности. Луиза ведет себя так, что любовница герцога испытывает стыд за саму себя, злость и желание уничтожить любящую и гордую девушку. Миледи угрожает Луизе даже самоубийством, и в конце концов решает порвать с герцогом. Она пишет своему развратителю прощальное письмо, награждает слуг крупными суммами и поручает гофмаршалу передать ее послание герцогу.

Ослепленный ревностью, Фердинанд решается отравить «подлую змею» — и подает Луизе яд в стакане лимонада. Предсмертные слова девушки доказывают ему, что она невинная жертва коварства.

Тогда Фердинанд тоже принимает яд.

Родители девушки (их освободили из заключения) и сам господин президент рыдают над умершими влюбленными.

Фон Вальтер и Вурм готовы разоблачить свои преступления перед герцогом и народом, но их позднее раскаяние уже не может вернуть в пир две нежные любящие души.

Главная > Программа

С. Ю. Хромова

Swetlana Khromova @ yandex . ru

Своеобразие жанровых особенностей трагедии Шиллера
«Коварство и любовь»

В статье проведен анализ художественных особенностей
трагедии Шиллера «Коварство и любовь».

У Шиллера трагедия «Коварство и любовь» явилась вершиной развития штюрмерской драматургии. Определим трагедию как пьесу, в которой духовно сильная личность борется против более сильного соперника, как то судьба или обстоятельства, и терпит физическое поражение, но одерживает моральную победу, показывая читателю пример торжества духа личности над негативными факторами.

«Бюргерская трагедия» первоначально была задумана как бытовая пьеса, в которой должны рассматриваться проблемы семьи. Но в процессе работы автор обнаружил, что вопрос о положении бюргерства и сословные отношения, рассматривавшиеся им в плане семейно-бытовом, на деле представляли острый общественно-политический интерес. Проблема была важной и актуальной для Германии конца XVIII в.

Быт и нравы современной писателю Германии в трагедии Шиллера представлены очень точно и ярко. Интересна сама история написания произведения: замысел создать пьесу «Коварство и любовь» о современной немецкой действительности впервые возник у Шиллера на гауптвахте, куда он был посажен герцогом вюртембергским за самовольную отлучку в Мангейм на представление «Разбойников».

Провинциальный быт и нравы, интриги и преступления, роскошь
и разврат герцогского двора и ужасающая нищета народа - такова обстановка, в которой развертывается трагическая история возвышенной любви двух благородных существ - Фердинанда и Луизы.

«Коварство и любовь» относится к числу ранних пьес Шиллера, одной из важнейших особенностей которых было шекспировское смешение трагического с комическим. Сам автор признается в том в письме от 27 марта 1783 г.: «Моей „Луизе Миллер”» присущи многие неотъемлемые качества, мало подходящие. Например, готическое смешение комического
и трагического, не в меру откровенные изображения… Всесильных самодуров и разнообразия деталей…» .

Хотя сам Шиллер порицает это «смешение комического и трагического», в данном случае он просто приспособился к поэтике классицизма, которая характерна для литературы той поры.

Немецкая литература эпохи Просвещения развивалась в исключительно сложных и трудных условиях. Германия и в XVIII столетии продолжала оставаться страной феодальной, экономически и политически отсталой, раздробленной. Лишь с середины столетия, а более интенсивно с 1770-х гг., в связи с экономическим и общественным подъемом и активным политическим и культурным воздействием извне, шедшим, в частности, из Франции и Англии, возникают условия для «ускоренного» развития литературы. В творчестве выдающихся писателей и мыслителей - Винкельмана и Лессинга, Гердера, Гете и Шиллера, а также их соратников - искусство и эстетическая теория Просвещения достигают расцвета .

Великие деятели немецкого Просвещения были глашатаями прогрессивных идей, ставившими в своих произведениях насущные вопросы
своего времени, ратовавшими за национальное объединение страны
и социальное обновление.

Усиление буржуазных отношений вызывает кризис просветительской идеологии, ощутимые признаки которого обозначаются уже с начала 1770-х гг. На литературной арене утверждается сентиментализм как реакция на абстрактность и рассудочность классицизма и как выражение живого интереса к нуждам и чаяниям «третьего сословия», сочувствия к простым людям - не только к «слугам», но и к угнетенным вообще .

Тенденциями сентиментализма была пронизана литература движения «Бури и натиска», расцвет которой падает на 1770-е - начало 1780-х гг. Наследуя лучшие традиции Лессинга и сентиментальной поэзии Клопштока, писатели движения «Бури и натиска» явились наиболее характерными выразителями той оппозиционности, которая соответствовала как состоянию, так и определенным формам развития немецкой идеологии своей эпохи.

Немецкая классическая философия этих лет оказала огромное воздействие на развитие литературы. Идеалистическая в своей основе философия развивалась исключительно сложными путями.

И все же штюрмерство, подобно европейскому сентиментализму, не было течением единым как по социально-политическим и теоретическим принципам, так и по творческим установкам. Гердер, Гете, Шиллер и их соратники поистине выражали «дух протеста». Их критицизм связан
с дальнейшим развитием реализма в немецкой литературе, а идеал сильного человека, цельной личности, богатство ее духовного мира определены стремлением выразить принципы свободы.

Позднее, в свой период классицизма, Шиллер отказывается от юмора в пьесах, что можно расценить как отход от поэтики трагедий Шекспира, что не пошло на пользу немецкой драматургии в целом. Зато он резко усилил поэтическую составляющую своей драматургии, перейдя на стихи («Мария Стюарт», «Орлеанская дева» и др.). При этом следует отметить, что и в период «Бури и натиска» Шиллер-драматург не терял связи с поэзией (например, в «Разбойниках»). Эта связь тем более очевидна, что писатель создает лирику одновременно с пьесами.

Но главное в этой связи - поэтичность самой драматургической прозы во всех трех юношеских сентиментально-романтических прозаических пьесах Шиллера: «Разбойники» (1780), «Заговор Фиеско в Генуе» (1783) и «Коварство и любовь» (1784). Эта поэтичность ощутима в красочной риторике, в театрализованной патетике монологов Франца и Карла Моров, Фердинанда, Луизы. Но не только эти персонажи говорят поэтической прозой. Впадают в мелодекламации и разбойники из шайки Мора; умеет красиво говорить и отец Фердинанда, когда он, например, в порыве раздражения отчитывает сына: «Но это что же - благодарность?.. За мои неустанные заботы? За вечные угрызения?..» (акт 1, явление 7).

Смешение комических и трагических, переходящих в мелодраму интонаций составляет в стиле пьесы лишь один из важнейших эпизодов жанровой поэтики. Так, в «Коварстве и любви» сатирически обрисованы секретарь Вурм и гофмаршал фон Кальб. Смешна и уничижительна сама антропонимика этих персонажей. Как по-разному они обрисованы. Вурм - хитрый, ловкий интриган, подлец, пресмыкающийся перед хозяином, но готовый в минуту опасности предать его. Кальб - «теленок» с дворянской приставкой «фон» - пустое ничтожество, идиот и сноб, пресмыкающийся перед начальством .

«Коварство и любовь» отличается глубиной раскрытия психологии героев, усложненной детализацией, раскрытием диалектикой отношений личного и общественного. И все же сила трагедии заключалась не столько в показе мелочей реального быта, сколько в реалистическом подчеркивании «типичных обстоятельств» - преступлений одних и трагической гибели других. Весь этот сложный конфликт, который Шиллер разрешает в своей трагедии, по существу подчинен выяснению важнейшего вопроса о праве народа, о судьбах простых людей, пока еще забитых и бесправных.

Творчество Шиллера драмой «Коварство и любовь» достойно вписывается в завершающую стадию развития литературы европейского Просвещения.

Литература

1. Абуш А. Шиллер: Величие и трагедия немецкого гения. М., 1964.

2. История немецкой литературы. М., 1982. Т. 1-2.

3. Либензон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990. 175 c.

4. Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи. М., 1998.

5. Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 7. М., 1957.

С. В. Шалышкин

ifksirby @ ya . ru

Проблемы мониторинга качества образования
в современной школе

В статье дается краткое описание проблем, связанных с мониторингом качества образования в современной школе, анализируются подходы к их решению.

На современном этапе развития школьного образования немаловажным является вопрос обеспечения его качества. Одним из инструментов для этого является адекватный реалиям сегодняшнего дня мониторинг качества образования. Мониторинг - один из важнейших средств, благодаря которому
изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга - оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования . Качество образования - сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) . Своевременный и объективный мониторинг качества образования
в школе на сегодняшний день затруднен из-за достаточно большого количества проблем, которые можно классифицировать следующим образом: кадровые; методические. К классу кадровых проблем можно отнести следующие проблемы: отсутствие подготовки преподавательского состава к деятельности в области мониторинга качества образования в школе, что связано, прежде всего,
с устаревшей программой подготовки специалистов; некорректная работа управляющего состава, что связано, прежде всего, с отсутствием современной системы менеджмента качества образования в школе. Также важна роль психологических факторов, общая и специальная подготовка учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это так или иначе влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний. К классу методических проблем можно отнести следующие: необходимость инструментария для проведения мониторинговых исследований - качественного, простого в обработке, с высокой степенью валидности, охватывающего все стороны обучающего процесса, соответствующий государственным образовательным стандартам . Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны: совершенствуются государственные образовательные стандарты как общественно необходимый норматив, разрабатываются критерии и показатели качества разного уровня образования, накапливается эмпирический опыт организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях и т. д. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед
необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений
о школе к педагогическому мониторингу, под которым понимается целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации
и педагогического прогноза. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в системе образования
в течение нескольких последних лет является введение Единого государственного экзамена. Неоднократно отмечалось, что Единый государственный экзамен предъявляет новые требования к результатам обучения, нацеливает образовательный процесс на достижение современных задач, дает возможность объективировать их, получить внешнюю оценку, обеспечивает равенство подходов в оценивании учащихся, сопоставимость результатов и др. Анализ результатов ЕГЭ позволяет провести сравнение уровня обученности учащихся разных классов по одному предмету, по профилю обучения, по количеству часов, отведенному в учебном плане на изучение предмета, по используемым в процессе обучения УМК. Используя результаты ЕГЭ, можно проследить динамику изменения уровня обученности учащихся конкретному предмету в течение ряда лет. При наличии информации образовательное учреждение может сравнить свои результаты с показателями по району, городу, области, региону и др. Еще одним параметром анализа качества обученности является соотнесение годовой оценки ученика по предмету, выставляемой учителем,
с оценкой независимых экспертов, проверявших ЕГЭ. Использование результатов ЕГЭ для мониторинга качества обученности школьников может включать в себя множество других параметров. Например, возможно сравнение выбора учащимися предметов для сдачи ЕГЭ, количества выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в вузы по результатам ЕГЭ в процентах от всех поступивших и др. . Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и оценки письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает «нормально», что, очевидно, ограничивает ее ценность. Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Например, при создании системы необходимо учитывать качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы .

Литература

1. Грушникова Е. В. Мониторинг качества образования как фактор успешности развития школы. URL: /component/option,com_mtree/ task, viewlink/link_id,5678/Itemid,118/ 2. Петрухин В. В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении. URL: / journal/2007/0115-7.htm. 3. Распопина Л. К. Использование результатов ЕГЭ для мониторинга качества образования. URL: /page.php?article=407. 4. Термины и определения в области качества образования. URL: http://quality. /quality/sk/525,4/

И. А. Шехматова

shehmatova @ mail . ru

Психологическое исследование взаимосвязи
внутригруппового статуса подростка и стиля его поведения
в конфликтных ситуациях

В данной статье отражено исследование взаимосвязи внутригруппового статуса подростка и его поведения в конфликтной ситуации. На основе полученных данных составлена программа оптимизации конфликтного поведения подростков.

Проблематика общения является одной из наиболее актуальных сфер в старшем подростковом возрасте. Это связано с тем, что межличностные контакты для подростков чрезвычайно значимы и в то же время достаточно избирательны. Многие подростки не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Поэтому в старшем подростковом возрасте часто возникают межличностные конфликты, которые ведут к целому ряду сопутствующих проблем. Нами было проведено экспериментальное исследование особенностей конфликтного поведения подростков, цель которого состояла в выявлении особенностей конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Предметом изучения явились особенности конфликтного поведения старшеклассников в такой группе. Теоретическую основу исследования составили концепции стиля конфликтного поведения К. Томаса и периодизации возрастного развития Д. Б. Эльконина.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Балашовской МОУ СОШ гимназии им. Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева. В нем участвовали ученики 9 класса (21 человек - на первом этапе и 27 человек на втором). Применялись две методики: диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено («Социометрия») и определение тактики поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.

Результаты первого этапа исследования, проведенного в 2008/2009 учебном году, показали, что среди предпочитаемых и отверженных
в классе (как мальчиков, так и девочек) преобладающей тактикой поведения в конфликте является соперничество. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д.

На втором этапе исследования, который проходил в 2009/2010 учебном году, произошло уточнение рабочей гипотезы. Было сформировано предположение, что с переходом из старшего подросткового возраста личность становится в своем конфликтном поведении более гибкой
в применении тактик. Используя те же методики, что и на первом этапе эксперимента в выбранном нами классе, но расширив выборку до 27 человек, получены данные, дополняющие общую картину исследования. Так, математическая обработка данных позволила нам выяснить, что помимо соперничества старшеклассники предпочитают такие тактики поведения в конфликте, как сотрудничество и компромисс. Они добавились с переходом подростков в старшие классы. Таким образом, наша гипотеза о том, что
с переходом из старшего подросткового возраста личность становится
в своем конфликтном поведении более гибкой в применении тактик, подтвердилась.

На основе проведенного нами исследования разработана программагрупповых занятий, направленных на оптимизацию конфликтного поведения старшеклассников, которую будет проводиться в экспериментальном классе в 2010/2011 учебном году. Целью программы является обучение участников эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации, профилактика конфликтов.

Литература

    Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

    Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Большая книга подросткового психолога. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 636 с.

    Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2007. 349 с.

Ю. А. Шишкова

Адаптация молодых супругов к условиям семейной жизни

В статье рассматривается специфика адаптации молодых супругов к условиям семейной жизни. Выделяются характерные черты адаптации супругов, проживающих в сельской и городской местностях.

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук. Эти исследования направлены на изучение таких сторон семейной жизни как формирование супружеской пары, кризисные периоды
в супружеской жизни и многие другие. Выделяется ряд работ, посвященных изучению адаптации молодых супругов к условиям семейной жизни 1 . Наше исследование направлено на изучение вопроса, связанного со спецификой брачно-семейной адаптация молодых супругов, проживающих в городской и сельской местностях. Гипотезой нашей работы является предположение о том, что существуют характерные отличия в психологической адаптации к семейной жизни таких супругов. Эмпирическое исследование проводилось в 2010г. в г. Балашове Саратовской области (11 семей) и в р. п. Рудня Волгоградская области (11 семей). Средний возраст супругов в семьях, проживающих в городе, составляет 23-27 лет; проживающих в условиях сельской местности - 18-22 года; стаж совместной жизни - 2-5 лет; в сельской местности - 2-3 года; дети имеются у 4 семей обеих групп. Для определения специфических черт и характерных различий семейной адаптации молодых семей
использовались методика «Ролевые ожидания и притязания в браке»
(Л. Н. Волковой), методика определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская), методика «СЖО» (Д. А. Леонтьева). В ходе эмпирического исследования были выявлены следующие результаты. 1. Разногласие в понимании и принятии таких ценностей в сельских
и городских семьях как сексуальные отношения, взгляды на воспитание детей, бытовой уклад молодой семьи обусловлено ранним возрастом заключения брака в сельских семьях и более поздним в семьях, проживающих в условиях городской местности. Личностная идентификация с супругом в сельских семьях имеет противоречия, объясняющиеся особенностями и спецификой проживания семей в сельской местности, укладом жизни сельчан, более ритмичной спецификой городской жизни и сельским более размеренным темпом жизни. 2. Распределение ролей в семье является важным условием развития стабильности семьи. Мужья, проживающие в условиях сельской местности, материальное обеспечение семьи берут на себя, в то время как городские мужья предпочитают делить эту роль с женами поровну. Мужья, проживающие в городах, с легкостью отдают право хозяйки дома своим супругам. Сельские мужья реализуют эту роль совместно с женами. Женщины, проживающие в городах, роль организатора развлечений
в семейной жизни берут на себя. Это может говорить о сложной экономической ситуации в стране, смешении ролей в семье мужчин и женщин на фоне этого. 3. Показатель осмысленности жизни у всех исследуемых пар, достаточно высок - в пределах от 35 до 40. Молодые люди еще не считают себя достаточно сильными и самостоятельными личностями, обладающими свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, что может быть обусловлено ранним возрастом вступления в брак, зависимостью от родителей, их помощи. Молодые супруги считают, что человек способен контролировать свою жизнь, свободно принимать решения. Это противоречие можно объяснить тем, что брачно-семейная адаптация не завершена. Можем утверждать, что молодые люди в период своей первичной адаптации позитивно оценивают свои отношения в паре, стремятся найти компромиссы в тех или иных ситуациях, стараются избегать конфликтов.

В. И. Щедров

Исследование доминирующего психического состояния
представителей гармоничного стиля регуляции состояния

В статье рассматриваются особенности испытуемых гармоничного стиля саморегуляции, детерминанты, определяющие специфику доминирующего психического состояния.

На протяжении многих лет нами исследовались индивидуальный стиль саморегуляции состояния (ИССС), его основные характеристики
и механизмы регуляции. Выделили «природные» типы стилей регуляции: гармоничный, экономный и накопительный, затратный. По многим показателям и механизмам регуляции состояний испытуемых гармоничного были «лучше всех». Мы решили выделить с помощью факторного анализа детерминанты, определяющие специфику доминирующего психического состояния представителей данного стиля, с помощью регрессионного анализа определить факторы, которые в наибольшей степени влияют на регуляцию состояния, с помощью критерия S-Джонкира - определить подгруппу
с лучшими показателями регуляции состояния. Используя методику Шипоша, Айзенка и Микшика, определены ИССС, а с помощью методики Прохорова - доминирующее психическое состояние испытуемых (студенты БИСГУ, N = 180 чел.), получили соответствующие результаты
и дали их сравнительную оценку. Остановимся на анализе гармоничного стиля регуляции (N = 104 чел.), используя указанные методы математической статистики. В начале был проведен факторный анализ для исследования структуры саморегуляции состояния. В результате было выявлено три значимых фактора, вобравших в себя 60 % общей дисперсии. Проанализируем полученную после вращения факторную матрицу. Согласно наибольшему факторному весу, первый фактор можно назвать фактором Сп (спокойствие/тревога). В этот фактор со значимыми весами вошли все показатели доминирующего состояния кроме Бо (бодрость/уныние), а именно: Сп (0,84), Ра - раскованность/напряженность (0,8), Ус - устойчивость/неустойчивость эмоционального фона (0,71), Уд - удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью (0,76), По - положительный/отрицательный образ самого себя (0,69), То - тонус (0,59), Ак - активность/пассивность (0,58). Так, в составе первого фактора оказались следующие качества: спокойствие, раскованность, удовлетворенность жизнью, устойчивость
эмоционального тона, положительный образ самого себя, достаточная активность, готовность к преодолению трудностей. Второй фактор можно назвать Н - (нейротизм «минус») (–0,51). Противоположный полюс указывает на отрицание эмоциональной возбужденности и неустойчивости состояния. Третий фактор можно назвать Бо - бодрость/уныние (0,69). В этот фактор также вошел показатель КВ (вегетативный коэффициент). Это свидетельствует о том, что испытуемые имеют повышенное, бодрое настроение и полны энергии. Возникла гипотеза о том, что «хорошие» характеристики состояния определяются стилем регуляции состояния. Поэтому провели анализ одного регрессионного уравнения, в котором в качестве зависимой переменной была выбрана переменная RE (регулирующая вариабельность) Y(RE) = 2,49 + 0,74KB + 0,21KO + 0,17MH –
– 0,31KA + 0,33EA. Согласно полученному регрессионному уравнению, регуляция состояния в большей степени детерминирована вегетативным коэффициентом (0,74KB) (энергетика), затем эмоционально-сформиро-ванной вариабельностью, т. е. оптимизмом (0,33EA), сознательным отрицанием высокого честолюбия (–0,31KA) и в меньшей степени когнитивной вариабельностью (0,21Ko) и моторной гибкостью (0,17MH). Затем было проведено разделение группы на «возбуждающихся», «переживающих», «уравновешенных» и «реактивных» (Микшин) и выявлена тенденция изменения показателя RE при переходе от подгруппы к подгруппе с помощью критерия S-Джонкира. В итоге получили возрастающую тенденцию регуляции состояния по подгруппам: «возбуждающиеся», «реактивные», «переживающие» и «уравновешенные», Sэм = 58 (p ≤ 0,05). Таким образом, именно «уравновешенные» испытуемые в гармоничном стиле регуляции имеют самый оптимальный уровень регуляции, высокую энергетику, эмоционально устойчивы.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Научное издание

Актуальные проблемы науки и образования

Сборник научных статей

Под общей редакцией С. А. Ляшко

Редактор Н. Н. Дробышева

Подписано в печать 28.08.10. Формат 60×84/16.

Уч.-изд. л. 12,1. Усл.-печ. л. 13,0.

Тираж 130 экз. Заказ №

ИП «Николаев»,

г. Балашов, Саратовская обл., а/я 55.

Отпечатано с оригинал-макета,

изготовленного редакционно-издательским отделом
Балашовского института Саратовского университета.

412309, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.

Печатное агентство «Арья»,

ИП «Николаев», Лиц. ПЛД № 68-52.

412340, г. Балашов, Саратовская обл.,

ул. К. Маркса, 43.

E-mail: arya @ balashov . san . ru

1 Courant R., Variable methods for the solution of problems of equilibrium and vibration. Bull. Amer Math. Soc. Vol. 49. № 1. 1943.

1 Возжаева С. Ф. Адаптация детей-инвалидов к современным условиям // Социальное обеспечение. 2009. № 5. С. 24-25.