Данте кратко. Шаг в бессмертие

Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии». Достоверных сведений о жизни этого человека сохранилось крайне мало; основным их источником является написанная им же самим художественная автобиография, в которой описан лишь определенный период.

Появился на свет Данте Алигьери во Флоренции, в 1265 г., 26 мая, в родовитой и обеспеченной семье.

Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.

В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. он вступил в брак с Джеммой Донати, которая являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе.

Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции.

Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.

С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны.

В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.

С 1316 г. он обосновался в Равенне, куда его пригласил Гвидо да Полента, правитель города. Здесь в обществе его сыновей, дочери возлюбленной Беатриче, поклонников, друзей проходили последние годы поэта.

Именно в период изгнания Данте написал произведение, прославившее его в веках, - «Комедию», к названию которой спустя несколько веков, в 1555 г., в венецианском издании добавят слово «Божественная».

Начало работы над поэмой относится примерно к 1307 г., а последнюю из трех («Ад», «Чистилище» и «Рай») частей Данте написал незадолго до смерти.

Он мечтал с помощью «Комедии» прославиться и возвратиться домой с почестями, но его надеждам не суждено было сбыться. Заболев малярией, возвращаясь из поездки в Венецию с дипломатической миссией, поэт 14 сентября 1321 г. скончался.

«Божественная комедия» была вершиной его литературной деятельности, однако только ею его богатое и разностороннее творческое наследие не исчерпывается и включает в себя, в частности, философские трактаты, публицистику, лирику. 1

История и время создания «Божественной комедии»

«Божественная Комедия» писалась почти четырнадцать лет.

Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие.

Для Данте же это была «комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном - как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtа sacra» - священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Эпитет же «Божественная» впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтического совершенства, а вовсе не религиозного содержания. Именно под этим названием, которое утвердилось за поэмой в 16 веке, вскоре после смерти Данте, мы и знакомимся с великим произведением поэта.

Комментаторы немало потрудились, чтобы определить твердые даты написания трех кантик «Комедии». Они все еще спорны. Есть только общие соображения, подсказываемые содержанием как «Ада», так и «Чистилища».

Когда писался «Ад», Данте был целиком под впечатлением событий, связанных с изгнанием. Даже Беатриче, мимолетно названная в начале поэмы и затем упомянутая еще 2-3 раза в связи с разными эпизодами странствования по подземному миру, как бы отошла на задний план. В ту пору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянской коммуны. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, его флорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. Поэтому как-то особенно настойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил в ножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился в обдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первое пятилетнее изгнание. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 году и занять 2 или 3 года работы.

Между «Адом» и «Чистилищем» легла большая полоса научных занятий, по-другому раскрывших для Данте мир науки и философии. При работе над «Чистилищем» раскрылась личность императора Генриха VII. Однако невозможно было оттягивать вплетение в сюжетную линию Беатриче. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Именно в «Чистилище» Беатриче должны была появиться, принося с собой весь груз сложной богословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которому заказаны пути в рай. Эти три темы: политическая, научно-философская и связанная с Беатриче богословско-символическая - определяют, опять-таки примерно, годы возникновения второй кантики. Она должна была быть начата не позднее 1313 и не раньше 1311 года и закончена до 1317 года.

Опубликованы были первые две кантики тогда, когда «Рай» еще не был окончен. Он был доведен до конца незадолго до смерти поэта, но опубликован в момент его смерти еще не был. Появление списков всех трех частей поэмы в составе 100 песен относится к годам, ближайшим после смерти поэта. 2

Семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов , вернулся в родной город в 1266 году , после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто . Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.

Данте родился 26 мая 1265 года во Флоренции. Первым наставником Данте был известный в то время поэт и ученый Брунетто Латини. Место, где учился Данте, не известно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.

Краткая хронология

  • - рождение Данте
  • - вторая встреча с Беатриче
  • - смерть Беатриче
  • - создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»)
  • / - первое упоминание о Данте как об общественном деятеле
  • - женитьба Данте на Джемме Донати
  • / - приор Флоренции
  • - изгнан из Флоренции
  • - - «Пир»
  • 1304- - трактат «О народном красноречии»
  • 1306- - создание «Божественной комедии»
  • - подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
  • В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 - умирает по дороге в Равенну

Сочинения

  • - «Божественная комедия » - (итал. Divina Commedia ):
  • - «Пир» (итал. Convivio )
  • - «О народном красноречии», трактат (dubia лат. De vulgari eloquentia libri duo )
  • «Эклоги » (лат. Egloghe )
  • «Послания» (лат. Epistulae )
  • «Цветок» (итал. Il fiore )), поэма из 232 сонетов, основанная на «Романе о Розе » (Roman de la Rose ) фр. аллегорический роман XIII века
  • - «Монархия», трактат (лат. Monarchia )
  • «Detto d’Amore» поэма, также основанная на «Романе о Розе» (фр. Roman de la Rose )
  • «Вопрос о воде и земле», трактат (dubia лат. Quaestio de aqua et de terra )
  • «Новая жизнь» (итал. Vita nuova )
  • «Стихи» (итал. Rime (Canzoniere) )
    • Стихотворения флорентийского периода:
    • Сонеты
    • Канцоны
    • Баллаты и станцы
    • Стихотворения написанные в изгнании:
    • Сонеты
    • Канцоны
    • Стихи о каменной даме
  • Письма

Русские переводы

  • А. С. Норова, «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» («Сын Отечества», 1823, № 30);
  • его же, «Предсказания Д.» (из XVII песни поэмы Рай;
  • «Литературные листы», 1824, Л" IV, 175);
  • его же, «Граф Угодин» («Новости литер.», 1825, кн. XII, июнь);
  • «Ад», пер. с итал. Ф. Фан-Дим (Е. В. Кологривова; СПб. 1842-48; прозой);
  • «Ад», пер. с итал. размером подлинника Д. Мина (М., 1856);
  • Д. Мин, «Первая песнь Чистилища» ("Русск. вест., 1865, 9);
  • В. А. Петрова, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами, СПб., 1871, 3-е изд. 1872; перев. только Ад);
  • Д. Минаев , «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879, перев. не с подлинника, терцинами);
  • «Ад», песнь 3-я, перев. П. Вейнберга («Вестн. Евр.», 1875, № 5);
  • «Паоло и Франческа» (Ад, дерев. А. Орлов, «Вестн. Евр.» 1875, № 8); «Божественная комедия» («Ад», изложение С. Зарудного, с объяснениями и дополнениями, СПб., 1887);
  • «Чистилище», перев. А. Соломона («Русское обозрение», 1892 г., белыми стихами, но в форме терцин);
  • Перевод и пересказ Vita Nuova в книге С., «Триумфы женщины» (СПб., 1892).
  • Голованов Н. Н. «Божественная Комедия» (1899-1902)
  • М. Л. Лозинский «Божественная комедия» ( Сталинская премия)
  • Илюшин, Александр Анатольевич. («Божественная Комедия») (1995).
  • Лемпорт Владимир Сергеевич «Божественная комедия.»(1996-1997)

См. также

Литература

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.
  • Баренбойм П. Д. «Конституционные идеи Данте», Законодательство и экономика, № 6, 2005, C. 64-69
  • Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки . - 1991. - № 8. - С. 132-170.
  • Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура / Под редакцией и послесловием академика В. М. Жирмунского . - М .: Наука, 1971.
  • Данте и всемирная литература. М., 1967.
  • Дживелегов А. К. Данте, 1933. - 176 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Доброхотов А. Л. Данте Алигьери.- М.: Мысль, 1990.- 207,c.-(Мыслители прошлого) ISBN 5-244-00261-9
  • Елина Н. Г. Данте. М., 1965.
  • Зайцев Б. К. Данте и его поэма. М., 1922.
  • Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения. М., 1985.

Ссылки

  • 2011.02.09. 21-25. Россия-К. Академия-4. Academia. Михаил Андреев. Восхождение к Данте. 1 лекция
  • 2011.02.10. 21-25. Россия-К. Академия-4. Academia. Михаил Андреев. Восхождение к Данте. 2 лекция
  • Божественная комедия с комментариями Лозинского и иллюстрациями Гюстава Доре в библиотеке mobook.ru

Данте Алигьери – величайший средневековый поэт. Он родился в 1265 г. во Флоренции, в зажиточной семье, принадлежал к гвельфской партии. 9-ти лет от роду Данте влюбился в 8-летнюю Беатриче (может быть, дочь Фолько Портинари, как утверждает Боккаччо), 18-ти лет посвятил ей своей первый сонет. С 24 лет Данте Алигьери принимал деятельное участие в политической и общественной жизни родного города, сначала в военных походах (в битве при Кампальдино, в осаде Капроны 1289 г.); потом (приписавшись для получения политических прав к цеху аптекарей и врачей) – в правительственных органах (в Большом и Малом Советах, в Совете Ста). В 1300 г. Данте исполнял должность приора. Когда гвельфы распались на Черных и Белых, Данте примкнул к последним и вместе с их вожаками покинул Флоренцию, когда Черные в ходе жестокой партийной борьбы взяли верх в союзе с папой Бонифацием VIII (1301). Данте был заочно приговорен к сожжению, а имущество его было конфисковано, так что жена его, Джемма, урождённая Донати, с трудом содержала семью.

Данте Алигьери. Рисунок Джотто, XIV век

О жизни Данте Алигьери в период изгнания мы имеет мало достоверных сведений. Сначала присоединившись к Белым (тяготевшим к гибеллинам ), Данте потом с ними разошелся, гостил у Бартоломео делла Скала в Вероне, был в Болонье, в Луниджиане, может быть, в Париже. Когда в 1310 г. император Генрих VII отправился походом в Италию, Данте проникся надеждой вернуться в родной город, торопил императора раздавить неблагодарных флорентинцев. Но Генрих VII умер в 1313 г., и Данте снова был обречен на жизнь скитальца, осужден «есть чужой хлеб и всходить по чужим лестницам». Последнее прибежище Данте нашел у Гвидо Новелло да Полента, племянника воспетой им (Ад, V) Франчески да Римини, в Равенне, где он и умер в 1321.

Если внешняя биография Данте в подробностях нам неизвестна, то его духовная история вызвала среди ученых оживленный и продолжительный спор. В статье «Dante"s Trilogie» исследователь Витте старался доказать, что жизнь и творчество Данте Алигьери представляют собой «трилогию». В юности Данте был наивно верующим человеком: этот период опоэтизирован в его «Новой Жизни » («Vita Nuova»). В зрелые годы Данте от веры перешел к сомнению: эта эпоха увековечена им в «Пире » («Convivio»). Наконец, на склоне жизни Данте Алигьери снова вернулся к вере, но уже не детски-наивной, а просветленной разумом: эта последняя фаза его духовного развития нашла свое художественное воплощение в «Божественной Комедии » («Divina Commedia»).

Памятник Данте на площади Санта-Кроче во Флоренции

Гипотеза Витте вызвала оживленный спор на страницах немецкого «Дантовского ежегодника», после которого от неё уцелела только основная её идея. Жизнь и творчество Данте в самом деле представляют собой трилогию, и притом в двояком отношении. С формально-психологической стороны это – трилогия любви. В основе мира и жизни лежит по философскому учению Данте (Пир, III; Чистилище, XVII и XVIII), любовь, как основная движущая сила. Стихийная в низших сферах, она становится сознательной в человеке. В сердце юноши Данте эта любовь обращена к женщине. В «Новой Жизни», состоящей из ряда стихотворений, спаянных и объяснённых прозаическим комментарием, воспета в загадочно-мистических тонах платоническая страсть поэта к Беатриче. Некоторые толкователи Данте видят в ней, впрочем, не земную женщину, а лишь символ или католицизма (Перес) или империи (Россетти) или же вечной женственности (Бартоли). В зрелый период жизни Данте обращает свою любовь уже не к женщине, а к «философии», воспевая в «Пире» не мадонну, а науку, знание (О любви, как основе философствования, см. Пир, III). Наконец, на склоне лет любовь Данте обращена к Богу, к небесам (Рай, XV).

Жизнь и творчество Данте Алигьери представляют вместе с тем в культурно-историческом отношении «трилогию» человека, выросшего на рубеже двух сменявшихся эпох. В юности – поэт-мистик в духе любовной лирики трубадуров , преобразованной в Италии представителями dolce stil nuovo («Новая Жизнь»), Данте в зрелом возрасте является пионером новой реалистической культуры начинавшегося Возрождения , утверждая (Пир, III, 15), что не к разрешению «вечных» метафизических вопросов стремится, главным образом, ум человека, а к постижению земных наук. Он и сам углубляется в изучение научных проблем («Пир» – своего рода, хотя и неоконченная, энциклопедия; «De vulgari eloquentia» – первый трактат по лингвистике и теории словесности), предаётся земной любви (увлечение donna gentile в конце «Новой Жизни», Петрой, см. «Canzoniere»), увлекается мирскими общественными и политическими делами. Но Данте не остановился на этой реалистической точке зрения, а вернулся на склоне лет к средневековому аскетическому мировоззрению, объявив земные блага прахом и тленом (Чистилище, XIX, Рай, XI), сосредоточив свои помыслы на Боге, как на высшей цели бытия. Из этого аскетического настроения выросла «Комедия» Данте, прозванная так, потому что она открывается ужасом и кончается блаженством (см. письмо к Кангранде делла Скала, может быть, написанное не Данте). Эпитет «божественная» (в смысле «несравненная») встречается впервые в 1555 году.

(Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е.

Родился в середине мая 1265г. во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.


Как поэт Данте начинает с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д"Ареццо, но вскоре меняет поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти становится основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» (Дольче стиль нуово). Её главный отличительный признак – предельное одухотворение любовного чувства.

1292 – автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Беатриче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290г. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы».

1295-1296 – Данте несколько раз призывается на государственную службу, включая участие в Совете Ста, ведавшего финансовыми делами Флорентийской республики.

1300 – в качестве посла едет в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII. В том же году Данте избран членом правительствующего совета приоров – эту должность Данте занимает с 15 июня по 15 августа. Исполняя её, он пытается воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых гвельфов (выступавших за независимость Флоренции от папы) и Чёрных (сторонников папской власти).

Примерно в это время Данте женится на Джемме Донати, чей род принадлежит чёрным гвельфам.

1301 – с апреля по сентябрь Данте вновь входит в Совет Ста. Осенью того же года он входит в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301г., с приходом Карла, власть в городе переходит к чёрным гвельфам, а белые гвельфы подвергаются репрессиям.

27 января 1302 – Данте, симпатии которого на стороне белых гвельфов, приговорён к изгнанию и лишён гражданских прав. Больше он уже не возвращается во Флоренцию.

1304-1308 – трактат «Пир» (Il convivio), написанный, по словам самого Данте для того, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. «Пир» задуман как своего рода энциклопедия в области философии и искусства, предназначенная для широкого кругов читателей; название «Пир» аллегорично: просто и понятно изложенные научные идеи должны насытить не избранных, но всех. Предполагалось, что в «Пир» войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей её аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трём канцонам, Данте оставляет работу над трактатом. В первой книге «Пира», служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы.

Также Данте работает над трактатом на латинском языке «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia, 1304-1307), который не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нём Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.

1307 – примерно в это время Данте начинает писать «Божественную Комедию», прервав работу над трактатами «Пир» и «О народном красноречии». Свою поэму Данте называет «Комедией», поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности). Кроме того, поэма написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не Данте, его предпослал «Комедии» Боккаччо, выражавший восхищение художественной красотой творения, и впервые он появляется в издании, вышедшем в 1555г. в Венеции.

Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130-150 строк) и делится на три кантики – «Ад», «Чистилище» и «Рай», по тридцать три песни в каждой; первая песнь «Ада» служит прологом ко всей поэме. Размер «Божественной Комедии» – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в неё глубокий смысл. «Божественная Комедия» – непревзойдённый пример искусства как подражания, за образец Данте берет всё сущее, как материальное, так и духовное, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность её строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.

Хотя повествование «Комедии» почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Следуя средневековой традиции, Данте вкладывает в своё произведение четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (мистический). Первый из них предполагает «натуральное» описание загробного мира со всеми его атрибутами. Второй смысл предполагает выражение идеи бытия в абстрактной её форме: в мире всё двигается от тьмы к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, от плохого к хорошему. Главной можно считать идею восхождение души через познание мира. Моральный смысл предполагает идею воздаяния за все земные дела в жизни загробной. Анагогический смысл предполагает постижение Божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии, как языка тоже Божественного, хотя и сотворённого разумом поэта, человека земного.

1310 – император Генрих VII вторгается в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликается пылким письмом «К правителям и народам Италии», призывая поддержать Генриха. В другом письме, под названием «Флорентиец Данте Алигьери , несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе», он осуждает сопротивление, оказанное Флоренцией императору.

1312-1313 – трактат-исследование «О монархии» (De monarchia). Здесь в трёх книгах Данте стремится доказать истинность следующих утверждений:

1) лишь под властью единого вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить своё предназначение;

2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи);

3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму).

Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привносит в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осуждает трактат и приговаривает книгу к сожжению.

1313 – после неудачной трёхлетней кампании, Генрих VII внезапно умирает в Буонконвенто.

1314 – после смерти папы Климента V во Франции Данте выступает ещё с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывает их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.

На некоторое время Данте находит убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвящает заключительную часть «Божественной Комедии» – «Рай».

Последние годы жизни поэт проводит под покровительством Гвидо да Полента в Равенне.

В последние два года жизни Данте пишет латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование «Вопрос о воде и земле» (Questio de aqua et terra), посвящённое вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).

13 сентября 1321 – Данте умирает в Равенне, завершив незадолго до смерти «Божественную Комедию».