Доказать что недоросль пьеса классицизма. Cочинение «Черты классицизма в комедии Д.И

20.04.2016 1752 357 Жунусова Гульнара Касенаевна

И. Фонвизин «Недоросль». Изучение комедии. Система уроков.
Урок 1. «Недоросль» как классицистическая комедия.
1. Фонвизин и его комедия
Реализация домашнего задания
Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении домашнего задания? (Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.)
Посмотрим видеосюжеты и ответим на вопросы (слайды 2-4)
Слайд 2. Родословная. Детство
Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).
Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)
Где родился Фонвизин? (в Москве)
В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)
Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)
Слайд 3. Комедия «Недоросль»
Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)
В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)
Слайд 4. Постановка комедии
Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)
Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)
Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)
Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)
2. Объявление темы урока, цели, проблемы.
“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.
Слайд 15.
Но сначала надо познакомиться с классицизмом как с направлением литературы.
В литературе и искусстве существуют такие направления:
1. Классицизм
2. Сентиментализм
3. Романтизм
4. Реализм
5. Модернизм
Слайд 16.
Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим. Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.
Слайд 17. (* постановка задачи: заполнить таблицу ответами)
Слайд 18. Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.
Слайд 19. Принципы классицизма
1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга
4. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
5. Наследование античности как образцу
(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)
6. Подражание “украшенной” природе
7. Главная категория – красота
Слайд 24. Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.
Основные требования классицизма в литературе
1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
2. Исключалось использование простонародного языка
3. Требование композиционной строгости
4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.
5. Строгое деление на жанры.
6. Система амплуа
Слайд 26.
А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.
Слайд 27.
3. Работа над кластером: Черты классицизма в комедии Фонвизина
 Учащиеся работают над отрывками, отвечают на вопросы слайда
 Защита кластеров
 Делается вывод, учитель дополняет фактами отклонения произведения от классицизма
Слайд 28.
Обратимся теперь к вопросу создания комического
Вопрос. Какими способами автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом “ его беспощадной иронии”, чьи недостатки, говоря словами Н.Гоголя, “выставлены в очевидности беспощадной”?
Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.
Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.
“ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.
 Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?
 Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?
Синквейн. Ребята составляют синквейн на слово классицизм для обобщения понимания данного понятия
Рефлекия: Заполняем листы, отвечая на вопросы, показанные на слайде.
Оценивание. Подведение итогов.
Домашнее задание:
1. Найти определения понятий
2. Индивидуальные задания по героям

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Одной из сложнейших задач, стоящих перед учителем литературы, является формирование у учащихся понятия о литературном направлении. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – уроки литературы, которые дают представление о характерных чертах каждого из этих направлений, являются трудными как для детей, так и для учителей. Практика показывается, что усвоение столь непростого материала ребятами 9 класса возможно лишь при поэтапном его рассмотрении. Позволим себе назвать эти этапы, сделав несколько попутных пояснений:

  • чтение установочной лекции с записью отдельных положений, новых понятий (возможно работа по заранее составленному учителем плану-опоре);
  • чтение и анализ имеющейся у учащихся учебной статьи, дополнение материалов лекции (эта работа проводится дома);
  • чтение литературных текстов, анализ их как произведений того или иного литературного направления;
  • привлечение искусствоведческого материала, позволяющего расширить представление об изучаемом направлении (это может быть интегрированный урок, проведённый совместно с учителем МХК, сообщения, сделанные учащимися старших классов или самими учащимися, особенно если они обучаются в художественной школе);
  • проведение в классе занятия в рамках спецкурса “Литература и музыка”, например по теме “Классицизм в музыке” (это привычная практика нашего учебного заведения: такие занятия проводятся совместно с преподавателем школы искусств).

Идя таким путём, учитель помогает ребятам в освоении ими сложнейших понятий. Это становится залогом успешной работы с литературными произведениями как зарубежной, так и русской литературы. Ребята постепенно учатся видеть особенности каждого направления, нашедшие отражение в произведениях разных авторов. Это позволяет учителю говорить с учащимися о том, как соотносятся “правила” и “признаки” направления и творческая индивидуальность писателя. Но особое место занимают уроки, посвящённые произведениям, которые дают возможность увидеть, как в “недрах” произведения зарождается нечто новое, нарушающее законы и правила литературного направления. Именно такому уроку мы посвящаем наш материал.

Завершая изучение темы “Русский классицизм”, мы проводим двухчасовое занятие по теме “ ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН. КОМЕДИЯ “НЕДОРОСЛЬ”: ОТ КЛАССИЦИЗМА К РЕАЛИЗМУ”. Перед уроком проводится предварительная работа. Начинают свою деятельность творческие группы учащихся, руководят которыми ученики-консультанты и ученики-режиссёры. Одна группа готовит литературоведческий материал, две другие – инсценировки. Роль учеников-руководителей очень ответственна. Хотя они работают в контакте с учителем, но многое им приходится решать самим, например набирать актёров, осуществлять постановку, отбирать состав группы, выбирать форму представления материала. Помощь учителя, таким образом, сводится к минимуму или оказывается очень ненавязчиво, с уважением к предложениям ребят, их творческим поискам.

Сам урок начинается с чтения и анализа темы, записанной на доске. Ребятам даётся задание:

Вы - учитель. Исходя из темы урока, сформулируйте цели, которые вы должны достигнуть в итоге проведённого занятия.

Учащиеся хорошо справляются с предложенным заданием: они понимают, что должны увидеть традиции классицизма и новаторство в пьесе замечательного русского драматурга, о которой В.Г.Белинский сказал: “Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина.”

Далее в своём вступительном слове учитель говорит следующее: “Ряд наших уроков был посвящён изучению литературы XVIII века. Ведущее направление эпохи – классицизм, лучшие достижения которого были восприняты писателями других эпох и определили особенности русский литературы в целом. Писателями-классицистами были сделаны художественные открытия, которые проложили путь направлению, ставшему ведущим и достигшему своих высочайших вершин в XIX веке. Я говорю о реализме. Итак, вы правильно поняли тему. Ещё раз подчеркну: наша задача сегодня, во-первых, оценить комедию “Недоросль” как произведение классицизма, во-вторых, увидеть в ней те черты, которые мы определяем как новаторские. Литературовед А.П. Валагин писал: “Не случайно комедия Фонвизина начинает собой в русской литературе традицию “обманных” комедий, где за кажущейся простотой драматических построений кроется сложность противоречивой жизни, а за смехом “неведомые миру слёзы”. Эту особенность фонвизинской пьесы поняли и почувствовали уже современники драматурга. Об этом вам расскажет группа ребят. Руководитель, ученица вашего класса, определила состав участников, а вместе ребята отобрали материал, нашли форму для своего рассказа о том, как пьеса “Недоросль” шла на сцену, кто помогал её автору на этом пути и, наконец, о том, как она была встречена её первыми зрителями.”

Опыт проведения таких уроков показал, что учащиеся предлагают самые разнообразные формы преподнесения указанного материала: это и светская беседа- диалог дам о представлении комедии и вызванных им впечатлениях, это и разговор автора с актёрами: Иваном Афанасьевичем Дмитревским, первым исполнителем роли Стародума, Петром Алексеевичем Плавильщиковым, исполнителем роли Правдина, Авдотьей Михайловой (Простакова), Яковом Даниловичем Шумским, которого уговорили исполнить роль Еремеевны; диалог-спор с противниками Фонвизина и его сторонниками. Конечно, предложенный в такой форме учебный материал воспринимается слушателями с живым интересом. Не забудем и о том, что таким образом мы даём возможность ребятам проявить свои творческие способности, инициативу, творческую активность.

Следующий этап урока представляет собой эвристическую беседу. Она, с одной стороны, позволяет многое повторить (ведь детьми тема, посвящённая русскому классицизму, изучена!), с другой стороны, даёт возможность углубления знаний, получения новых сведений, их систематизации. С этой целью учитель заранее готовит для каждого ученика специальный лист, где обозначены важнейшие понятия, на которые нужно будет обратить внимание; кроме того, здесь же даётся словарь-опора. Лист-распечатка выглядит следующим образом:

  1. Предмет изображения в комедии.
  2. Характер конфликта.
  3. Изображение положительных героев.
  4. Изображение отрицательных героев.
  5. Сохранение жанровой формы.
  6. Элементы сюжета.
  7. Соблюдение основных правил классицизма.

Словарь: животрепещущие вопросы общественной жизни, прогрессивные взгляды, “говорящие” фамилии, фразы- саморазоблачения, внесюжетные сцены, внесценические персонажи, приём прямого соотнесения характеров, прямое выражение авторского идеала, резонёрство, индивидуализация речи, анахронизм

Такой лист каждый ученик получает перед уроком, работать же с ним он начинает именно теперь. Учитель, оценив работу первой творческой группы, обращается к классу: “С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Мы начнём с вами беседу, в которой, я надеюсь, вы примите активное участие. В процессе беседы вы будете работать на листах, которые лежат перед вами. На них обозначены те аспекты, которые будут обсуждаться в связи с поставленной целью урока. Все записи и пометы вы будете делать прямо на листах. Обратите внимание на предложенный вам словарь. В конце урока сделанные вами записи помогут нам обобщить материал, о котором будет идти речь. Итак, начнём.

Вопрос. Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?

Ответ. Комедия классицизма –произведение низкого жанра, изображающее повседневную жизнь.

Комедия Фонвизина этому требованию соответствует. Действие происходит в усадьбе Простаковых.

Вопрос. Почему же, хотя предметом изображения стала частная жизнь одной дворянской семьи, пьеса зазвучала так остро?

Ответ. Комедия затрагивала злободневные для русской жизни конца XVIII столетия проблемы. Герои пьесы высказываются по самым животрепещущим вопросам общественной жизни.

Вопрос. Итак, каким может быть наш первый вывод?

Ответ. Пьеса Фонвизина как комедия классицизма была комедией общественной .

Вопрос. Напомните мне о том, каким был основной конфликт в комедии?

Ответ. Главный конфликт комедии – конфликт эпохи: борьба прогрессивных, просвещённых дворян с крепостниками- невеждами.

Вопрос. Какова цель в комедии классицизма?

Ответ. Смешить, “издёвкой править нрав”, просвещать.

Вопрос. Кто становится предметом осмеяния в комедии и за что?

Ответ. Это, конечно же, Скотинин, Простакова, Простаков, Митрофан. Это отрицательные герои комедии, невежественные, грубые, жестокие. Они гордятся своим невежеством. Всё в доме Простаковых устроено неразумно: муж унижен и безлик, жена, “злая фурия”, держит в страхе и мужа, и весь дом, сын хитёр и изворотлив, он жесток по отношению к матери, которая безумно его любит.

Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.

Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?

Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.

Вопрос. Теперь я предлагаю вам посмотреть отрывок из комедии. Кто участники этой сцены? Какова роль этих героев в пьесе?

Участники второй группы показывают сцену разговора Стародума и Милона.

После завершения выступления ученик- режиссёр говорит о том, что поставить эту сцену было сложно, так же как и исполнителям играть их роли. Учащимся понятно, почему это происходит. Они говорят о том, что в сцене действуют герои положительные. Они мало отличаются друг от друга, характеры их неинтересны, поэтому и исполнять их роли трудно: играть, как говорится, нечего.

Вопрос. Почему же современники встречали именно эти сцены бурными аплодисментами?

Ответ. Как и положено, комедия классицизма должна была не просто смешить, но и просвещать, поучать, утверждая разумное, положительное, выражать авторский идеал. Поэтому отрицательным героям обязательно противопоставлялись герои положительные. Приём прямого соотнесения характеров – одна из особенностей русской комедии классицизма. В комедии “Недоросль” четыре героя с одной стороны противопоставлены четырём с другой. Положительные герои лишь проясняли авторское отношение к происходящему. Они выдвигали разумный идеал в различных сферах человеческой жизни, жизни общества. Именно поэтому так близко было современникам Фонвизина всё то, о чём говорили Стародум, Милон, Правдин, Софья.

Учитель обязательно должен добавить, что Фонвизин всё-таки пытался сделать положительных героев более интересными, уйти от схематизма и однозначности в изображении их характеров.. Так, например, у Стародума появилась биография, элементы биографии есть и у других положительных героев. Милон – человек ясного разума, но ему свойственны и проявления довольно сильных чувств. Драматург хотел индивидуализировать речь каждого, избежать её излишней книжности, но всего этого было недостаточно, поэтому образы положительных героев всё же остались традиционно классицистическими. По словам В.О. Ключевского, “это благородные и просвещённые резонёры, академики добродетели… не столько живые люди, сколько моралистические манекены.”

Далее предлагаем посмотреть ещё одну инсценировку. Это работа другой творческой группы. Обычно для постановки берут 1-4 явления 1 действия (или другие с участием отрицательных героев). После просмотра слушаем режиссёра, объясняющего свой замысел, оценивающего его реализацию. Затем обращаемся к учащимся: “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” Ответ находят довольно быстро: ребята понимают, что характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее. Учитель поясняет, что это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием. Учащиеся доказывают это примерами из комедии. Далее мы отмечаем, что речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, что тоже подтверждается примерами из текста. Затем мы предлагаем ребятам определить ещё одну особенность комедии "Недоросль", оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.

Учитель уточнит, что Фонвизиным была разрушена замкнутая жанровая форма, и поставит следующий вопрос: “В чём вы увидели особенности финала комедии?”

Учащиеся обычно говорят о традиционной для комедии классицизма развязке: порок наказан, добродетель торжествует. Однако наиболее подготовленные ученики понимают, что по сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.

Вопрос. Соблюдены ли в комедии три правила классицизма?

Этот вопрос не вызывает затруднений, поэтому наступает момент, когда необходимо подвести итоги. Это заключительная часть урока. Опираясь на сделанные в ходе занятия записи, учащиеся говорят о чертах классицизма в комедии и, самое главное, о художественных открытиях писателя. Выслушав ряд высказываний, учитель подводит итог: “ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи? Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами? Какие слова героев “Недоросля” имеют право на жизнь и сейчас?”

Обсуждением этих вопросов мы и завершаем наше занятие. Методические пути, выбранные нами, конечно, далеко не единственные, но многократное использование данной методики в ходе проведения подобных занятий говорит об их эффективности. Всё остальное определит сам учитель, его опыт, знание особенностей классов, творческих способностей и познавательной активности учашихся.

1.Валагин А.П. Прочитаем вместе… М., “Просвещение”, 1991, с. 6

1. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин.М., Л., 1966

2. Ключевский В.О. “Недоросль” Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы)//

Ключевский В.О. Соч. М., 1959. Т.8. С. 263-287

3. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. М., 1986 г.

4.Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985.

5. Стенник Ю.В. Драматургия русского классицизма. Комедия. Л., 1982.

План сочинения

1. Вступление. Классицизм как художественный метод. Стиль комедии Фонвизина.

2. Основная часть. Принципы классицизма и отступления от них в «Недоросле». Реалистические элементы в комедии.

Гражданская тематика произведения.

Сохранение Фонвизиным принципа трех единств.

Традиционные амплуа героев и отступления драматурга от принятой традиции.

Функция внесценических персонажей.

Принцип единства характеров в обрисовке положительных героев.

Многогранность отрицательных образов.

Изображение характера в типических обстоятельствах.

Принцип «говорящих» фамилий в комедии Фонвизина.

Отражение в речи героев их личностных особенностей и жизненных обстоятельств.

3. Заключение. Синтез элементов классицизма и реализма в комедии Фонвизина.

Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, для которого характерна высокая гражданская тематика, культ разума, строгая сюжетно-композиционная организация произведений, наличие одного конфликта, разрешающегося «торжеством добродетели» и «наказанием порока» в финале, иерархия жанров («высокие» и «низкие»), наличие условных героев, положительных и отрицательных, однозначность характеров, наличие определенной «системы амплуа» персонажей в произведении. В основе эстетики этого художественного направления лежит принцип рационализма. Своим идеальным образцом теоретики классицизма считали античность, а также определенные каноны искусства эпохи Возрождения. Для русского классицизма была характерна сатирическая направленность, преобладание национально-исторической тематики в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была создана автором в русле классицистической традиции. Однако в произведении присутствуют и черты реалистического стиля. Попробуем рассмотреть это вопрос более подробно.

О классицизме напоминает нам сама тематика комедии. В ней Д.И. Фонвизин касается многих важнейших социальных проблем. Изображая быт и нравы семейства Простаковых, драматург блестяще иллюстрирует тему российского воспитания и образования, затрагивает проблему крепостного права, политики правительства, обличает невежество, жестокость, самодурство, столь распространенные в российской помещичьей среде. По замечанию В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво изобразил современную ему действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…». Комедия «Недоросль» явилась блестящей и острой сатирой на пороки современного ему общества.

Далее отметим, что в комедии «Недоросль» сохранен классицистический принцип «трех единств»: единства места, единства времени и единства действия. События происходят в доме помещицы Простаковой в течение суток. В пьесе пять действий. Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге – взаимоотношениях Софьи с претендентами на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым и Митрофаном). Однако у Фонвизина намечена и другая линия: в пьесе ощутимо звучит мотив противостояния передовых, просвещенных людей своего времени и невежественных, «злонравных» помещиков. Конфликт в «Недоросле» разрешается вполне в традиционном духе: «порок наказан» и «добродетель торжествует». В финале пьесы Софья остается с Милоном, планы госпожи Простаковой и ее брата терпят полный крах, по правительственному указу дом и деревни Простаковых отдают в опеку Правдину, государственному чиновнику, присланному в округ для надзора за порядком, Митрофана же собираются отправить на службу.

Система персонажей комедии отчасти сопряжена с системой персонажей классицистической семейно-бытовой комедии с любовным треугольником, где легко просматриваются амплуа героев: «благородный герой» – «любовник», «героиня», «второй любовник», «субретка» (служанка, помощница), «благородный обманутый отец». В комедии «Недоросль» такой героиней является Софья, «благородным любовником» – Милон, роль второго любовника отведена, вероятно, – Митрофану. Но у Фонвизина появляется еще и третий потенциальный жених – Скотинин, брат госпожи Простаковой. Однако этим персонажем, как и Митрофаном, владеет не любовь, а лишь корыстный расчет. И неоперившегося недоросля, и умудренного определенным опытом дядюшку привлекает состояние Софьи. Также мы не видим в пьесе «благородного обманутого отца» (героиня является сиротой). Отчасти функцию эту выполняет Стародум, родственник Софьи. Однако мотив обмана здесь не присутствует: сердечные предпочтения героини и намерения ее дядюшки чудесным образом совпадают.

Кроме того, анализируя систему персонажей комедии «Недоросль», нужно отметить, что внесценические персонажи (родители Софьи, граф Честан) расширяют жизненное пространство комедии, расширяют круг явлений и понятий, находящихся в поле зрения автора и читателей.

Для комедий классицизма характерна была однозначность в обрисовке характеров героев (у каждого одна доминирующая черта). Персонажи четко делились на положительных и отрицательных. Такое противостояние мы наблюдаем и в комедии Фонвизина. Стародум, Милон и Правдин противопоставлены в пьесе всему семейству Простаковых. Стоит отметить, определенный схематизм драматурга в обрисовке положительных героев пьесы. Так, Стародум, например, является в комедии героем-резонером, выражая взгляды самого автора. Этот персонаж замечает, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование также очень важно, однако оно не должно являться самоцелью. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Однако «отрицательные» герои у Фонвизина уже многогранны, он пытается избежать схематизма в обрисовке персонажей. Так, Митрофанушка в «Недоросле» не только невежествен, но и груб, труслив, злонравен. В финале он фактически отрекается от собственной матери, потерпевшей полную неудачу в своих намерениях. Госпожа Простакова бросается к сыну, пытаясь найти у него поддержку и утешение, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» В определенном смысле многогранен и характер самой помещицы. Госпожа Простакова изображена в пьесе в различных ипостасях: это и жестокая в своих отношениях с крепостными помещица, и властная жена, и мать, слепо любящая свое чадо.

Причем Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров. Из реплик матери Митрофана мы узнаем об условиях ее жизни в родительском доме, где детей ничему и никогда не учили, не прививали им никаких понятий о нравственности, добре и зле. В результате гражданский долг, честь, совесть, культура, милосердие – все эти понятия оказались чуждыми для всех членов семейства Простаковых. Пунктиром намечена и жизненная история Тараса Скотинина: некогда он служил в гвардии, затем вышел в отставку и стал жить в своей деревне. Драматург сделал попытку показать определяющую роль социальной среды в формировании характера героя, что является свойством реалистического стиля. Живописуя быт и нравы определенной среды, Фонвизин стремился показать своих персонажей в типических обстоятельствах. В комедии было так организовано чередование сцен, что смена их отражала типический распорядок дня помещичьего дома. Так, с утра госпожа Простакова бранит своего портного за сшитый им кафтан, затем она обсуждает с Еремеевной завтрак Митрофана, потом разговаривает с мужем и братом, представляя им пришедшего Правдина. Затем слуга приносит весть о приходе в деревню солдат, и это известие вносит переполох в тихое течение усадебной жизни. Таким образом, драматург стремился к максимально достоверному отражению действительности.

Персонажи комедий классицизма являлись обладателями «говорящих» фамилий. Принцип этот был реализован и в пьесе «Недоросль». Драматург наделяет своих персонажей именами и фамилиями, указывающими на их основные черты. Так, Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Фамилия Простакова произошла, от слова «простак», означающего во времена Фонвизина «малоумный», «оплошливый». Столь же красноречивы и фамилии других персонажей пьесы: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цыфиркин.

Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, в речи помещицы Простаковой часто встречаются грубые, бранные, оскорбительные выражения. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», – доверительно сообщает она Правдину. «Скот», «вор», «воровская харя», «каналья», «бестия», «собачья дочь» – таковы ее обращения к дворовым. Мужа она считает «уродом» и «рохлей». Ласковые, заискивающие интонации, передающие материнскую любовь, появляются у нее лишь при общении с сыном: «друг мой сердешный», «душенька». Речь Скотинина также ярко очерчивает круг его интересов: «Ну будь я свиной сын, если…», «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». Исследователи неоднократно отмечали, что уподобление героя животному – один из основных приемов создания сатирических персонажей. Этим приемом активно пользуется и Фонвизин в своей комедии, подчеркивая животное начало всех «отрицательных» героев «Недоросля». Символический характер обретает реплика Скотинина о самом себе: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». Речь учителей Митрофана также отражает их личность и жизненные обстоятельства. Так, недоучившийся семинарист Кутейкин часто использует в своей речи слова высокого стиля, церковнославянизмы: «трапеза», «персты», «притча во языцех». Отставной сержант Кутейкин своими репликами напоминает нам о военной службе: «Желаем вашему благородию здравствовать…». Немец Вральман, обучающий Митрофана французскому языку, также открывает нам в своих репликах следы своей бывшей «профессии» (ранее он был кучером у Стародума): «конь», «лошатки», «карета». Яркой и колоритной является речь Еремеевны, кормилицы Митрофана. В ее репликах присутствуют устойчивые обороты («дым столбом», «насилу ноги унесла»), повторы («венчаться, мой батюшка, венчаться»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («головушка», «братец»).

Таким образом, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, определение персонажей как положительных и отрицательных), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности, к многогранности образов. Драматург показывает зависимость характеров и поведение героев от среды, в которой они живут. Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль».

В творчестве Фонвизина явственно виден переход от классицизма, преобладающего в его ранних произведениях, к реализму, ярко выступающему в комедии «Недоросль».

Классицизм и реализм в произведении

Как писатель Фонвизин сложился в 60-х годах XVIII в. Все его произведения носят в той или иной мере отпечаток господствовавшего тогда в литературе классицизма.

Но Фонвизин, самобытный и сильный художник, развивал главным образом сильные, прогрессивные стороны классицизма: принцип «подражания природе», обличение темных сторон жизни светом «разума», стройность композиции, ясность образов, т.е. все то, с чего начиналось новое, реалистическое отношение художника к действительности. В «Недоросле» черты классицизма переплетаются с чертами реализма, и правдивое, разностороннее отражение жизни в типичных и одновременно конкретных образах здесь побеждает.

Комедия построена по правилам классицизма. В ней строго соблюдаются и единство времени и места, и резкое деление героев на положительных и отрицательных. Но, тем не менее, несмотря на некоторую искусственность построения, «Недоросль» дает превосходное изображение русской крепостнической действительности. Образы помещиков-крепостников освещены так отчетливо и ярко, что комедия по праву может быть названа замечательным народным бытовым произведением. Слабой стороной комедии является изображение положительных героев: оно бледно, схематично. В них автор не рисовал типические характеры людей своего времени, а передал свои мысли. И Стародум, и Правдин, и Милон — лишь рупоры для провозглашения авторских идей.

Язык комедии "Недоросль"

Выпуклая реалистическая обрисовка отрицательных персонажей и бледный схематизм положительных ярко выявляются в языке действующих лиц комедии. Ограниченность, грубость, невежество Скотинина находят прекрасное выражение в его речи. «Как что заберу в голову, — говорит этот герой скотного двора, — то из нее гвоздем не выколотишь». Митрофанушку он грозится «как черта изломать», называет его «чушкой проклятой». Госпожа Простакова выражается не менее грубо: «Пусти, батюшка. Дай мне до рожи, до рожи...» «Ах, она бестия», — восклицает она о Палашке, которая лежит больная. Забитый и напуганный женой, господин Простаков говорит запинаясь, угодливо и просительно: «Ме... мешковат немного», — определяет он достоинства кафтана, сшитого его сыну, думая таким определением угодить жене. «Ах ты, отец родной, — робко замечает он Правдину при известии о приходе в деревню солдат. — Я к ним и появиться не смею». Язык отрицательных действующих лиц раскрывает индивидуальный облик каждого. Положительные же герои все говорят почти одним языком — языком самого автора.

Типизация героев

Главное достоинство комедии заключается в широком типическом обобщении представителей господствующего класса. Типичность Скотининых отмечалась и самим Фонвизиным. Для него эти образы — собирательные. «Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы», —говорит Стародум. О «всех» Скотининых говорит и Правдин.
Эту типичность понимал и Пушкин. «Скотининых чета седая» выступает у него в «Евгении Онегине». Да и все сатирически изображенное Пушкиным провинциальное дворянство во многом напоминает образы Скотининых и Простаковых.
Большое влияние оказала комедия «Недоросль» на писателей последующих поколений, особенно на драматические произведения Грибоедова («Горе от ума») и Гоголя («Ревизор», «Женитьба»).

Фонвизин Денис Иванович - Традиции классицизма в комедии Фонвизина «Недоросль»

Традиции классицизма в комедии Фонвизина «Недоросль»

Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. С. Пушкин

Классицизм — литературное направление, которое существовало в XVIII — начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках античного искусства, неизменные для всех времен.

В классицизме существовало четкое деление жанров литературы на «высокие» и «низкие». Предметом высоких жанров (поэмы, оды, трагедии) мргла быть жизнь высшая, духовная, действующими лицами — лишь цари и аристократы. Содержание низких жанров (сатиры, комедии, басни) сводилось к изображению жизни частной, будничной. Персонажами были представители низших сословий — мелкопоместное дворянство, чиновничество, крепостные слуги. «Высокое» и «низкое» никогда не соединялось в одном произведении. В характере героя преобладала единственная черта — положительная или отрицательная. В результате персонажи были или полностью порочными, или полностью благородными.

Классицизм решал задачи воспитания человека-гражданина. Поведение окружающих оказывает решающее влияние на личность ребенка. Добродетельное или порочное, оно служит примером, образцом для подражания. Идеалом эпохи провозглашается человек, способный приносить общественную пользу, для которого интересы государства выше личных интересов. Внимание комедии обращалось на отрицательные явления действительности. Цель комедий, по классицизму, — просвещать, осмеивая недостатки, воспитывать смехом.

Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе XVIII века является комедия Фонвизина «Недоросль». В построении своей пьесы Фонвизин точно следовал правилам классицизма. «Недоросль» состоит из пяти канонических актов. В каждой соблюдается правило триединств — действия, времени и места. События, изображенные Фонвизиным, происходят в течение одних суток и в одном месте — в доме помещицы Простаковой.

Согласно правилам классицизма, действующие лица комедии подразделяются на порочных и добродетельных, а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют победу. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под опеку.

В столкновении «злых» и «добродетельных» героев отражен глубокий социальный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками. Драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, достигая этим большей убедительности в обличении крепостничества.

Образы положительных персонажей комедии схематичны в духе классицизма. Правдин, Стародум, Милон, Софья не столько живут и действуют, сколько пространно и важно рассуждают на морально-политические темы, преподают уроки дворянских добродетелей.

Подобно этим положительным героям пьесы, отрицательные персонажи ее наделены «говорящими» именами, по которым сразу можно судить о каждом из них: Простаков, Вральман, Скотинин.

Три темы проходят через драматическое Фонвизина: тема воспитания, крепостного права и государственного устройства России.

Проблема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, который мечтал о новом поколении просвещенных русских людей. По мнению Фонвизина, в правильном воспитании коренится единственный надежный источник спасения от духовной деградации дворянства. Фонвизин поставил вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Стародум высказал об этом такую мысль: «Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!»

Другая проблема «Недоросля» — это проблема крепостного рабства: ужасное положение русских крепостных, отданных в полное владение помещикам, чудовищный произвол дворян. Писатель, высказываясь за обуздание невежественных помещиков, злоупотреблявших своей властью над крестьянами, показывает, что вера в Екатерину II бессмысленна. В ответ на слова Правдина о том, что с такими правилами, «каковы они у Стародума, людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно... за тем, за чем к больным врача призывают», Стародум с полной убежденностью отвечает: «Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не п