Формы методической работы с воспитателями в доу. Формы методической работы

Введение

Структура, формы и методы методической работы

Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации

Заключение

Список литературы

Введение

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как методические объединения педагогов дошкольного образования, научно-методический и педагогический совет, мониторинговой службы, а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе МДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию методической работы в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.

Планирование методической работы

Методическая служба – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Методическая служба МДОУ в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, призвана обеспечить:

Достижение воспитанником установленных государством образовательных стандартов;

Построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

Адаптацию МДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

Планирование методической работы в МДОУ осуществляется на аналитической основе:

Анализ внешней среды МДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);

Анализ состояния МДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);

Цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.

Любое образовательное учреждение существует в одном из двух режимов: функционирования или развития.

Следовательно, в дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников.

Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.

Во всех случаях цель методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности МДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Координация деятельности МДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и МДОУ в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.

Таким образом, нужно отметить важность оптимального выбора содержания методической работы в современном МДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Чтобы преодолеть указанные недостатки и поднять содержание методической работы на новый уровень современных требований, следует проявить усилия на двух уровнях.

Во-первых, обеспечить и обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ; выработать проект содержания методической работы для современного дошкольного учреждения. (Эта задача работников педагогической науки и руководящих работников органов управления образованием, научно-методических служб и центров.)

Во-вторых, конкретизировать общие положения исходя из реальных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения. (Это задача организаторов методической работы в учреждении).

Основные подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:

Системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

Личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP и старшего воспитателя;

Дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;

Подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;

Мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

Коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих МДОУ. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

Методическое обеспечение методического процесса

Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение методического процесса. С этого начинается организация методической работы в любом МДОУ.

Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

Через орган самоуправления МДОУ – педсовет для осуществления образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.

Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах МДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом МДОУ.

Методическое сопровождение программы подбирается с учетом соответствия временным требованиям к содержанию, методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основного и дополнительного образования, осуществляемого в МДОУ, единства концептуальных основ комплексной и парциальных программ, а также методик и технологий, их реализующих.

Результативность воспитательно-образовательного процесса в МДОУ зависит и от созданий условий для его реализации. Это обуславливает следующие направленности методической работы:

1. Организация развивающей предметной среды в МДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

Обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;

Активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.

2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

Формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;

Анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;

Анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.

3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.

4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы.

5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

Структура, формы и методы методической работы

Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.

К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях города, района, МДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.

К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

Целями и задачами МДОУ;

Количественным и качественным составом коллектива;

Сравнительной эффективностью форм и методов работы;

Особенностями образовательного процесса;

Материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

Реальными возможностями;

Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

Педсовет;

Семинары, семинары-практикумы;

Открытые просмотры эффективны;

Медико-педагогические совещания;

Консультации;

Работа творческой группы.

Внешнее повышение квалификации происходит:

За счет посещения курсов повышения квалификации;

Обучение в учебных заведениях;

Участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:

Участие в работе совета педагогов;

Обучение на семинарах и семинарах-практикумах;

Консультирование и др.

В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.

Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.

В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества педагогического коллектива с родителями.

Методический кабинет как центр методической работы

методический дошкольный воспитание педагог

Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.

Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующей, методиста ДОУ, специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов и возможностей детей.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет – это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР – сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации (см. табл. 1).

Таблица 1. − Банк информации МДОУ

В методическом кабинете МДОУ постоянно должны действовать выставки, а также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов (материал семинаров-практикумов; план – график повышения квалификации педагогов; план аттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт и т.д.)

Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях науки и практики.

Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.

Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития МДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в МДОУ.

Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их

квалификации

Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строится дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.

Важнейшим условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с пед. кадрами, является анализ кадрового обеспечения.

Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня: курсовая подготовка; участие в работе творческих групп, клубов; участие в методических объединениях.

Зам. зав. по воспитательной и методической работе организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.

На втором этапе ППО обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания ППО комплексом ИПМ (информационно-педагогический модуль: сообщение, запись пед. информации).

Третьим этапом является распространение и внедрение ППО. В рамках МДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и т.д.

Заключение

Изучив особенности организации методической работы в МДОУ, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал.

Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическая служба

В условиях современного социума организация методической службы должна начинаться с поиска новых идей и современных технологий организации методической работы. Она нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.

Результатом методической работы в МДОУ должны стать:

Обновление содержания образования и улучшение качества образовательного процесса;

Пополнение и расширение запаса психолого-педагогических знаний;

Оценка, анализ, диагностика результата педагогического труда;

Конструирование педагогического процесса на основе системного анализа;

Формирование банка данных по обмену педагогическим опытом.

Список литературы

1. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. – №3. − С. 82-85.

2. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. − №6. – С. 70-78.

3. Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. − М., 2005.

5. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград, 2007.

6. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2009.


Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: Сфера, 2005. – С. 96.

Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: Дрофа, 2005. − С. 152.

Терре С.И. Методическая работа – как средство повышения эффективности и качества образовательного процесса. − Иркутск: Дрофа, 2010. − С. 3.

Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление ДОУ. – 2004. − №3. − С. 29.

Ломтева Е.А. Система методической работы в ДОУ. – М.: Дрофа, 2009. − С. 21.

Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно-аналитической деятельности. // Управление ДОУ. – 2005. − № 2. − С. 10.

Организация: МАДОУ д/с №369 «Калейдоскоп»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Статья посвящена созданию модели организации методической работы, способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. В статье раскрываютсяаспекты повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада.

Ключевые слова: мониторинг, профессиональная компетентность, инновационные группы, инновация.

С вступлением в силу ФЗ от29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого
педагога, специалиста к созданию следующих условий:

  • для реализации целей образовательного процесса;
  • для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме. Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:
  • социальному заказу государства к данному типу учреждения;
  • социальным ожиданиям субъектов образовательного
    процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
  • включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов работы с педагогами, можно сделать вывод, что активизация деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо
использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение
педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей как:

  • стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
  • повышение уровня активности и самостоятельности;
  • развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
  • развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - обучать, воспитывать и готовить педагогов.

На данном этапе в такой работе необходимо найти такие методы, с помощью которых можно преодолеть все негативные явления в работе с педагогами. Главными из них являются активизация человеческих факторов в просвещении, развитии творческого потенциала педагогов ДОУ. Современная реальность, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития детей обусловливают необходимость повышения роли и значения методической работы в ДОУ.

Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. В настоящее время практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, обмену опытом и повышению творческого потенциала педагогов.

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Исходя из этого, выделяем задачи методической работы на новом этапе:

    Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.

  • Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
  • Формирование в ДОУ коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
  • Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
  • Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

Учебно-методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Методическая работа, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.

Для эффективности образовательной деятельности необходим поиск и внедрение в практику работы новых, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Работа нашего дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Она направлена на: организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий; повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ;
обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития
образования; научно - методическое обеспечение содержания образования;
объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ребенка; мониторинг результатов педагогического процесса.

Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенка в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

1. Традиционные:
- работа в едином образовательном пространстве;
-проблемные семинары;
- семинары- практикумы;
- дни открытых дверей;
- творческие микрогруппы;
-наставничество;
-эстафеты педагогического мастерства;
- педагогические советы;
- повышение квалификации.

2. Инновационные:
-« копилка» педагогического мастерства;
- мастер-классы;
-проектная деятельность;
- создание банка инновационных идей;
- стажёрские площадки;
- творческие конкурсы;
- творческая лаборатория молодых специалистов;
- издательская деятельность.

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно - образовательного процесса.
Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы и технологий с педагогическим коллективом мы будем использовать. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей:
«Банк идей» - нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применения в практике педагогов.
«Педагогических портфель» - направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.
«Эффективный старт», модель проекта разработана на осуществление модульного принципа воспитательного процесса во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса в соответствии со стратегическим планом развития дошкольного образовательного учреждения. Модульный принцип модели « Эффективный старт» имеет конкретный горизонт прогнозирования, который служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду и формирования образа будущего детского сада по ступеням.
В управленческой деятельности ДОУ эффективен современный метод
«Коучинг». Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг- это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя. приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задаёт консультант.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя.
«Педагогический ринг» - сориентирует воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки, методической литературы, способствует выявлению различных подходов в решении педагогических проблем.
Метод мозговой атаки, или банк идей – рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических задач, не поддающихся решению традиционными способами.
Следует отметить ещё одну эффективную инновационную технологию в работе с педагогическим коллективом-« Педагогическая гостиная». Эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивала обстановку свободного и непринуждённого общения.

Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педколлективом:
- индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей
- индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребёнка
-дискуссионные клубы, гостиные, семинары- практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье проведение тренингов.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической работы, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.

В заключении необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующему:

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;

2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,

3) повышение профессиональной компетентности педагогов;

4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;

5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. Издательство «Детство – Пресс», 2009.

4. Елжова Н. В. Е 50 Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н. В. Елжова.- Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 216

5. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2010.

6. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации в схемах и таблицах. Педагогическое общество России М.2014)

7. Педагогические советы в ДОО/Сост.Камалова Н.Р.,Благушко Л.Н., Стрельникова Л.Н., Петрова А.В.,Бабчинская В.Ю.,Мурченко Н.А. – Волгоград: издательство «Учитель», 2016.

8. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования/Сост. Бацина Е.Г., Сертакова Н.М., Крылова Л.Ю., Бабчинская В.Ю. – Волгоград: издательство «Учитель», 2014.

9. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 9, 12 – 2008; № 3 – 2009; № 3, 12 – 2010.

10. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990, с. 36 с. .

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ. Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

Семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него "равняются" Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: "Скрипторий 2003", 2008, с. 74-75. .

Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта;

обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ Тавберидзе В.А., Калугина В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. - М.: Школьная пресса, 2008, с. 92-93. .

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

создание проекта деловой игры;

описание последовательности действий;

описание организации проведения игры;

составление задания для участников;

подготовка оборудования.

"Круглый стол" - одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора "круглого стола" состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников - литературная или педагогическая газета . Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, - сочинительство, владение речевыми навыками - образность высказываний и т.д.

Творческие микрогруппы возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута - группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Следующая форма - работа над единой методической темой. При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007, с. 45-47. .

методический педагогический коллектив воспитатель

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог - это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 83-85 с. .

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: "Скрипторий 2003", 2008, с. 95. .

Формы и методической работы в образовательном учреждении Существует множество форм методической работы в ОУ, они дополняют, в какой - то степени повторяют друг друга. Традиционно используемые: Педагогические совещания; Педагогические и методические советы; Консультации; Семинары и семинары - практикумы;


Профессиональные объединения в современном ДОУ. Цели: повышение профессиональной компетенции; разработка программ развития ", повышение эффективности проектно - исследовательской деятельности; подготовка программ экспериментов и др. управленческих задач.




ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Основания объединения в группу единство интереса к проблеме; компенсаторные возможности; психологическая совместимость, взаимная симпатия. Цели творческой группы проектное решение конкретной большой по значимости и объему задачи; подготовка исследовательского проекта и его реализация; обеспечение исследования какого - либо вопроса, педагогических разработок с последующим представлением мотивированного заключения; создание условий для личного и профессионального развития педагогов, привлечение внимания к их поискам и находкам.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Аналитическая группа. - временный коллектив, занимающийся « аналитико - прогнозирующей деятельностью. Состав: заведующий, ст. воспитатель. педагоги. Задача: анализ планов и концепций развития, прогноз результатов деятельности с целью создания эффективной системы образовательно - воспитательного процесса. « Исследовательская группа »- добровольное объединение педагогов. Задача: инновационная и проектная деятельность. Основа деятельности группы: потребность в исследовательской работе и способность к исследованию; наличие определенной темы для исследования; стремление к исследованию ранее не изученного; совпадение исследовательских интересов и способность к совместному действию: нестандартность мышления; свободный выбор темы исследования.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Группа « Я »- позиции - группа педагогов, работающих над исследуемыми проблемами индивидуально (в силу особенностей характера, интересов и желаний). Задача: реализация « Я »- позиций педагогов, что позволяет продемонстрировать индивидуальные достижения в педагогике, методике, психологии, собственное новаторство, свои подходы к организации занятий и их содержанию. Основа деятельности группы: Проведение мастер - классов. Педагогические мастерские. Обобщение передового педагогического опыта.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Творческая группа - добровольное объединение педагогов с общей целью - созданием " нового, никогда не существовавшего педагогического продукта, участвующая в творческой деятельности. Задача: разработка комплексно - целевых программ в ДОУ. Основа деятельности группы: потребность в творческой деятельности и способность к творчеству; осознание необходимости и важности дела, которое творчески внедряется в практику; демократичность, профессиональная и творческая совместимость; совпадение творческих целей и мотивов совместной деятельности; стремление к внедрению своих проектов; личная заинтересованность в активном использовании результатов творчества.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Схема работы творческой группы 1. Изучение документов по проблеме. 2. Разработка анкет и диагностического пакета. 3. Работа с педагогами по теоретическим вопросам проблемы. 4. Перспективно - тематическое планирование. 5. Разработка и проведение консультаций, диспутов, круглых столов, семинаров - практикумов. 6. Проведение тематического дня, недели, месяца и подведение итогов. 7. Анализ деятельности за год по проблеме и составление плана на следующий год.


Психолого - педагогический консилиум: Совещаниеиливзаимная консультация специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития. Рекомендуется использовать в дошкольных образовательных учреждениях, где ведется инновационная работа по управлению качеством образования или по оптимизации педагогического процесса. (Педагоги - новаторы, педагог – психолог узкие специалисты) собираются 1-2 раза в год


Годичные команды педагогов. Управляемые объединения педагогов, сформированные на основе психологической совместимости. Решает те же вопросы, что и психолого - педагогический консилиум. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные, активные педагоги, узкие специалисты) Ежемесячно.


Школа профессионального мастерства. Профессиональное объединение педагогов, формирующееся на основедифференцированного подхода к уровню развития их мастерства. Имеется четыре ступени школы. Перваяступень: группа повышенного, внимания администрации. Включает в свой состав как малоопытных педагогов, так и тех, кто по каким - либо причинам не желает заниматься самообразованием, профессионально расти, а также тех, кто отказывается от участия в инновационной работе. Цель группы - стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.


Третьяступень: школа совершенствования профессионального мастерства. Объединяет педагогов, имеющих квалификационные категории. Цель работы - доведение их знаний и практических умений до уровня педагога - мастера. Четвертая ступень: школа высшегопедагогического мастерства. Объединяет педагогов - новаторов. Цель работы - повышение их знаний и практических умений в области научно - исследовательской деятельности, обучение методам ведения экспериментальной работы, помощь в освоении новых педагогических технологий.


Школа передового опыта. Имеет своей целью распространение опытаработы педагогов дошкольногообразовательного учреждения средимолодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущие формы работы: лекции, семинары, просмотры открытых занятий руководителя школы. Девиз школы - « Делай, как я!». индивидуальное наставничество и педагогическая студия (Варианты школы передового опыта). Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог дошкольного учреждения, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми педагогами на равных. Ведущие формы работы: совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты) 1 раз в месяц


Педагогическое ателье или педагогическая мастерская. Педагогическое ателье - вызов традиционной педагогике. Его цель - познакомить воспитателей дошкольного учреждения с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Как правило, педагог - мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно - образовательной системы и практическими способами ее реализации. Ведущие формы работы: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально - практических заданий с прицелом на дальнейшее их использование в работе с детьми. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты) По потребностям педагогов, не чаще 1 раза в месяц.


Мастер - класс. Разовая и одновременно выездная форма работы педагогов с целью распространения своего опыта среди других дошкольных, учреждений района, города. Основной метод - прямой и комментированный показ своей работы. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты). По мере необходимости.


Творческие микрогруппы. Стихийные объединения двух - трех опытных педагогов с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы творческое микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Цель создания - нахождение способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и пр.(Педагоги - новаторы, педагоги - м астера, опытные активные педагоги.) По мере необходимости до полного решения проблемы.


Кружки качества. Организуются по инициативе администрации для решения той или иной проблемы. Ведущий метод - « мозговая атака » или « мозговой штурм ». Обязательным условием при организации работы кружка является наличие хотя бы одного педагога, способного обучать коллег без участия администрации. О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка.(Педагоги - новаторы, педагоги - мастера.) По мере необходимости до полного решения проблемы.


Временные творческие коллективы. Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения какой - либо проблемы. Основной метод -« мозговой штурм ». Конечный продукт - сценарий праздника, конспекты занятий и др. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги.) По мере необходимости, невозможность перерыва деятельности до полного решения проблемы. Длительность работы от нескольких часов до 2-3 суток


Школа исследователя. Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской работы с детьми. Обязательно есть научный руководитель Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги. По мере необходимости. Длительность работы от 1 года до нескольких лет. Частота встреч - 1 раз в 1-2 месяца.


Временные научно - исследовательские коллективы. Создаются по инициативе администрации для разработки какого - либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Работа во временном научно - исследовательском коллективе требует хорошей научной подготовки. Его члены должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции. Временный научно - исследовательский коллектив имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги). По мере необходимости до полного решения проблемы.


Творческие лаборатории. Творческие лаборатории. Создаются с целью теоретической разработки и практического внедрения инновационного содержания дошкольного образования. Задачи: теоретическая разработка документа, апробация его на практике, отслеживание и анализ полученного результата, распространение опыта работы среди педагогов. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги). По мере необходимости. Частота встреч - 1 раз в месяц


Кафедра. Создается с целью подготовки к публикации результатов работы дошкольного образовательного учреждения в виде методических рекомендаций, учебно - методических пособий, дидактических материалов и т. д. Имеет право теоретической разработки документов, внедрения их в практику работы учреждения, отслеживания результатов, проведения курсов повышения квалификации. У кафедры обязательно должен быть научный руководитель или консультант. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги). По мере необходимости, до полного решения проблемы. Длительность работы - от 1 года до нескольких лет. Частота встреч 1 раз в месяц.



Коллективные традиционные формы методической работы:

1. Педагогический совет.

2. Консультации (групповые);

5. Педагогические чтения;

6. Методические выставки

7. Открытые мероприятия;

8. Творческие микрогруппы

9. Открытые просмотры

10. Деловые игры

Педагогический совет:

Педагогический совет - это законодательная форма собрания педагогов; все решения, принятые на педсовете. Обязательны для всех работников ДОУ.

Главная цель педсовета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Семинары:

Семинары могут быть теоретическими и практическими.

Практический семинар – форма повышения практических умений и навыков воспитателей.

Теоретический семинар направлен на повышение теоретических знаний педагогов в ДОУ.

Семинары могут быть длительными и кратковременными.

Консультации:

Консультация – это коллективная форма работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства, преподнесение новой информации в виде монолога по отдельным вопросам учебно-воспитательного процесса.

Консультации могут быть индивидуальные и групповые (коллективные), по заявкам воспитателей, по основным направлениям работы всего коллектива и др.

Индивидуальные формы методической работы:

2. Беседа;

4. Самообразование;

6. Собеседование

7. Стажировка

8. Наставничество и др.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.



Билет № 9. Индивидуальные формы методической работы в ДОУ (традиционные).

1. Наблюдение и педанализ учебно-воспитательной работы в группах;

2. Беседа;

3. Индивидуальные консультации;

4. Самообразование;

5. Взаимное посещение занятий.

6. Собеседование

7. Стажировка

8. Наставничество и др.

Билет № 10. Коллективные формы методической работы в ДОУ (традиционные).

1. Педагогический совет.

2. Консультации (групповые);

3. Семинар, семинар-практикум;

4. Научно-практические конференции;

5. Педагогические чтения;

6. Методические выставки

7. Открытые мероприятия;

8. Творческие микрогруппы

9. Открытые просмотры

10. Деловые игры

11. Работа по единым методическим темам

Педагогический совет

Пед.совет- законодательная форма собрания педагогов, все решения, принятые на педсовете обязательны для всех работников ДОУ.

Главная цель педсовета-объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспит- образов. процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Задачи педсовета:

1. Реализация государственной политики по вопросам образования

2. Ориентация пед. коллектива ДОУ на совершенствование образовательного процесса

3. Разработка общей методической темы и ее содержания в деятельности ДОУ

4. Ознакомление с достижениями пед.науки и передовым опытом и внедрение их в практическую деятельность ДОУ.

5. Решение вопросов по организации образовательного процесса

6. Принятие решения об изменении обр.программ, о коррективе сроков освоения обр.проограмм

Основные принципы деятельности педсовета: актуальность, научность, перспективность, системность.

Консультации

Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем в зависимости от того, какие затруднения испытывают воспитатели в своей работе. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций.

Так, в работах Н.С. Голициной мы находим характеристику такой формы методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели - выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

Консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок, которые он сделает в процессе двухчасовой консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется