Герои отечества в художественной литературе. Исследовательская работа на тему "образ защитника отечества в русской литературе"

Есть такая профессия - Родину защищать. Родина -как много смысла в этом слове! Это родной край, земля, реки,дом в котором родился, мама! Каждый из мужчин защитник своей родины! Сколько молодых парней служат, отслужило в армии и каждый из них гордо носит звание «Защитник Отечества».

С каждым годом всё дальше и дальше уходит от нас война, всё меньше становится свидетелей тех страшных событий. В этом году мы праздновали семьдесят вторую годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы лет ни прошло, память о героях живёт и будет жить в сердцах россиян. Мы в неоплатном долгу перед теми, кто с каждым днём приближал победу. Немаловажную роль в этом сыграли дети, сражавшиеся на войне наравне со взрослыми. К сожалению, о них мы часто забываем. Но они герои не в меньшей степени, чем взрослые. Сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны лишь небольшая часть того, что мы можем для них сделать.

Но,к сожалению, многие молодые люди мало что знают о героях Великой Отечественной войны. О них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. Пока хоть один человек будет помнить об историях героев, память о них будет передаваться из поколения в поколение и никогда не умрёт. Ведь вся сила народа в его прошлом.

Я вспомнила рассказ Е.Носова «Живое пламя», который прочитала в 7 классе. Там речь шла о молодом лётчике, который погиб на фронте. Как живое пламя горели в рассказе маки, посаженные матерью в память о сыне.

Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.

Для того, чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека. Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц.

Первое в жизни - честно служить Отчизне.

Человек без Родины – всё равно, что земля без семени.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, свободу, город, край – всё, что мы зовём величавым словом «Родина».




О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (былинах, живописи, музыки, литературе, кино и театре). Они прославляют силу, мощь, мужество, благородство и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, рассказывающие о мужестве русских витязей- богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни. Русские композиторы, художники, писатели и поэты в своем творчестве постоянно обращаются к теме защиты Родины. Образ Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства.










Наша слава – русская держава! Памятник А. В. Суворову на перевале Сен-Готард в Швейцарии. Скульптор Д. Тугаринов год. В.Верещагин «Конец Бородинского сражения»




Недаром помнит вся Россия про день Бородина! М. И. Кутузов. Художник Н. Яш



Цыдыпов Ярослав

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). В данной работе учащийся пытался проследить,как литература и музыка разными путями идут к созданию образа защитника Отечества и его прославлению. Проект был выполнен на республиканский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Новые грани музыкального искусства» и был представлен в номинации: «Синтез литературы и музыки». Учащийся со своей работой занял II место.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43 г.Улан-Удэ»

Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся

«Новые грани музыкального искусства»

Номинация: «Синтез литературы и музыки»

Тема: «Образ защитника Отечества в музыке и литературе»

Ученик 6 класса СОШ № 43

Руководитель: Цыдыпова Ю.В.

Г. Улан-Удэ

2012

Введение

Основная часть

§ 1 Образ защитника Отечества в былинах.

Глава I I . Образ защитника Отечества в музыке.

§ 1

§ 2. Образ защитника Отечества в музыкальном искусстве в годы Великой Отечественной войны.

§ 3 Образ защитника Отечества в солдатских песнях Афганистана и Чечни.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

У слова «Отечество» тот же корень, что и у слов « отец», «отчий дом», «отчий край», «Отчизна». Значит, Отечество – это наша Родина, страна, в которой мы живём. А тот, кто защищает нашу Родину, есть защитник Отечества.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, кантаты Петровской эпохи, батальные, исторические картины художников XIX-XX веков, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.

Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Таким образом, защитник Отечества – один из главных образов в искусстве. Все вышесказанное доказывает актуальность нашей работы.

Какой же он – защитник Отечества? Какой образ защитника создан, запечатлён в искусстве слова и в изобразительном искусстве? Познакомиться с образом защитника Отечества через различные виды искусств стало целью моей работы .

Были поставлены следующие задачи : познакомиться с различными произведениями, в которых герой – защитник отечества; показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества.

Объектом исследования моей работы стал образ защитника Отечества, а предметом – изучение образа защитника в музыкальных, литературных и изобразительных произведениях.

При написании работы я изучил много литературы: монографии, журнальные статьи, произведения музыки, литературы и живописи, пользовался Интернет-ресурсами.

На мой взгляд, наша работа будет интересна широкому кругу читателей.

Глава I. Образ защитника Отечества в литературе.

§ 1 Образ защитника Отечества в былинах .

Кто своего родства не уважает,

тот сам себя унижает.

А кто предков своих стыдится,

тот через это срамится.

Столетья, сменяя друг друга, идут

Герои в старинных былинах живут.

Не раз от врагов они Русь защищали,

За землю свою не раз кровь проливали.

С тех пор поколений немало сменилось,

Но память о них на Руси сохранилась.

Какой же он, русский богатырь? Как он изображен в словесном народном творчестве (былинах)?

В словаре Ожегова дается следующее определение: «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги»

Главные герои былин – богатыри - отважные и благородные воины, сражающиеся и с мифическими чудовищами, и с врагами своей страны. Больше всего былин посвящено трём богатырям – Илье Муромцу, Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу.

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.

Вот что говорит об Илье былина «Илья Муромец и Идолище»: «Надвинулась на Киев-град беда великая: подступило к нему войско басурманское, войско хана татарского Идолища. Услыхал Идолище, что богатыря Ильи Муромца в Киеве нет - и осмелел. Позвал он писца, велел князю Владимиру письмо писать:

«Выбирайся, князь, из своих хором. Иду я на Киев. Город возьму, церкви разрушу, а тебя в кухню сошлю. Будешь мне обеды варить». Как написал, так и сделал. Напал Идолище на Киев, княжеские палаты занял, князя Владимира на кухню работать послал. Плачет Владимир, а бороться, с Идолищем не может: без богатырей у него своей силы нет.

А Илья Муромец в родительском доме живёт. Почуял он издали, что беда стряслась над Киевом. Сел на своего добра коня и поехал проведать, не нужна ли его помощь родной земле…».

Образ русского былинного богатыря запечатлён не только в искусстве слова, но и в изобразительном искусстве. Художник В.М.Васнецов написал картину, которую назвал просто и коротко «Богатыри». Художник не случайно изобразил именно трёх богатырей. Число три, в древности, имело значение множественности. Три богатыря олицетворяют весь народ, который стоит на страже Родины. (см. Приложение) .

§ 2 Образ защитника Отечества в «Слове о полку Игореве».

Весной 1185 года в огромной, бескрайней дикой степи двигалось небольшое войско новгород-северского князя Игоря Святославича и его немногих союзников. «Слово о полку Игореве» называет такую причину причину: князь Игорь «навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую». (см.Приложение)

Образ защитника Родины в «Слове…» имеет несколько ипостасей. По существу, все мужчины, выведенные как действующие лица этой героической поэмы (Всеволод, Игорь, Святослав, автор), являются защитниками Руси и патриотами. Но они по-разному понимают свои задачи.

Всеволод , брат князя Игоря, принявший участие в походе, поддержавший брата, не случайно назван в поэме «буйтуром». Он полагает, что защита родины – это его обязанность и долг любого русского князя. Ратные подвиги – его стихия, это реальный защитник своей Родины, физически крепкий, сильный духом и сознанием своей правоты: ведь он всегда готов драться на стороне своей семьи против ненавистных половцев: «Седлай, брат, своих борзых коней, – мои давно у Курска стоят наготове». Под стать ему и его дружина, о которой он заботится и которой очень гордится: «А мои куряне – дружина бывалая… сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы». Он хороший воин, истинный защитник земли русской. Куда в битве ни поскачет, там «лежат поганые головы половецкие». Он и погибает как истинный воин и защитник своей земли – в битве, под натиском половецких полчищ: «Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы…»

Сам инициатор похода на половцев князь Игорь Святославич изображен несколько иначе. Он понимает свой долг защитника не только в прямом физическом смысле – с мечом в руках защищать свои земли от врагов, но и более обобщенно. Обезопасить Русь от набегов можно, не только защищая свой дом и княжество от врагов, но и одержав победу в «диком поле», далеко от дома, чтобы половцы не только ненавидели, но и боялись русичей. Этот образ выведен в поэме уже как защитник всей русской земли.

Ведя свои полки на землю половецкую за землю русскую, Игорь думает уже в отличие от брата не о хорошей драке, а размышляет более обобщенно, когда говорит своей дружине: «Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться». Но именно ему, раненному в руку, и суждено попасть в плен, бежать оттуда, именно его возвращение будет приветствовать вся русская земля: «Страны рады, города веселы». Помимо качеств защитника Родины и храброго воина, он показан в произведении как человек, обладающий сильной волей и национальной гордостью.

Иной взгляд на защиту русской земли у самого автора произведения. Рассказывая о горе, постигшем русскую землю после гибели Всеволода и пленения Игоря, показывая результаты битвы, в которой «кровавого вина недостало; тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую», он скорбит вместе со всеми людьми и природой: «Никнет трава от жалости, деревья в горе к земле склонились». Но реально оценивая события, произошедшие в 1185 году, говоря о благородстве Игоря, который не бросил погибать брата и, по свидетельству летописи, приказал своей дружине спешиться, чтобы пришедшие с ним «черные люди», то есть крестьяне, бились в равных с его дружинниками условиях, автор возлагает вину за произошедшее на князя Игоря и его родственников, считает, что их попытки выделиться и сыскать себе славу дорого обходятся Родине, которую князья должны защищать: «А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на русскую землю, дань беря по белке от двора». Вот он, взгляд истинного патриота, защитника Отечества, незамутненный никакими имущественными и династическими распрями!

Самый старший и самый мудрый защитник русского государства Святослав полагает, что не так страшны для Руси половцы, как своеволие князей и феодальные междоусобицы, разрывавшие русскую землю на слабые и беззащитные кусочки, легкую добычу для всех желающих расширить свои земли и набить свой кошелек за русский счет. Обращаясь поименно ко всем своим детям и родственникам, князь Киевский восклицает, вслед за автором «Слова…»: «Вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобицы ведь стало насилие от земли Половецкой». Он требует от всех этих людей, чтобы они вспомнили прежние деяния предков по защите русских княжеств, были достойны славы отцов, чтобы русские люди действительно чувствовали себя под надежной защитой и могли искренне возглашать «славу» князьям, которая и заканчивает по традиции текст «Слова…»: «Здравии князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя полки».

§ 3 Образ защитника Отечества в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

В годы войны с фашистами образ простого солдата Василия Теркина приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения до образа защитника Отечества.

Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».

Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»). Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина.

Глава I I Образ защитника Отечества в музыке.

§ 1 Образ защитника Отчества в русской классической музыке.

О подвигах защитников Отечества рассказывают не только жития святых воинов, летописи, былины, поэзия, иконы, но и произведения русской музыкальной культуры. Так знаменитый русский композитор С.С.Прокофьев написал музыкальное произведение - кантату «Александр Невский». В нём средствами музыки и поэзии рассказывается история сражения русских людей под предводительством великого князя.

Вставайте, люди русские,

На смертный бой, последний бой!

На Руси родной, на Руси большой

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная Русь!

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») - опера М.И.Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, заведшего вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погибшего вместе с ними, часто использовали литераторы. В 1815 году в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы Катерино Кавоса «Иван Сусанин». Автором либретто был Александр Шаховской. Опера была написана в стиле французской «опера комик» - диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. В ней Сусанин оставался жив.

Спустя более двух десятков лет за тот же сюжет берётся Глинка, стремившийся создать русскую национальную оперу. По воспоминаниям друзей композитора, ещё в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Глинка предполагал писать оперу по повести Василия Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему - тему подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Таким образом, в русской классической музыке представлено много патриотических произведений, раскрывающих образ защитника Отечества с разных сторон

§ 2. Образ защитника Отечества в музыкальном искусстве в годы Великой Отечественной войны .

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Эти люди своим примером вдохновляли солдат на подвиги.

Но и сам образ русского солдата – защитника Родины – не остался без внимания. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача , начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война» .

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Всем известна песня «В землянке» (муз. К.Листова, сл. А.Суркова) , но не все знают, как она появилась.. Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней. “Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой". Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет...

Но через педелю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом. “Некоторым блюстителям солдатской нравственности, – заметил по этому поводу Сурков, – показалось, что строки “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага” упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но портить песню было уже поздно...”

И сейчас, спустя четыре с половиной десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

Биографию "Катюши" (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера) – песни-ветерана – продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне". Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения.

Понятно, что на войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. В русской армии одной из таких отдушин всегда была песня. Песня о доме, песня о солдате, песня о любимой, песня о Родине.

§ 3 Образ защитника Отечества в солдатских песнях Афганистана и Чечни .

Во второй половине XX века в истории нашей страны опять появились трагические страницы – военные действия в Афганистане. Наша армия помогала дружественному режиму этой страны своими военными силами, кровью и потом своих солдат поддерживая мир.

Война в Афганистане унесла жизни многих хороших людей. Кто-то из них только начал жить и не успел сделать в своей жизни первый шаг, а кому-то смерть навечно преградила дорогу в карьере. Пускай кто-то из них даже не успел сделать свой первый выстрел, но все равно он останется героем и никогда не умрет в памяти своих друзей и однополчан. Про войну в Афганистане написано немало песен, они несут в себе память трагических дней десятилетней войны. Память о друзьях, братьях, отцах осталась навечно в афганских песнях.

В 90-е годы после распада Советского государства на территории нашей страны начались межнациональные конфликты, в том числе на территории Чеченской республики.

Солдатская песня помогала нашим парням не падать духом, поддерживала их во время военных операций. Образ защитника Родины – молодого солдата – навсегда запечатлен в песнях о Чеченской войне.

Заключение

Повышенный интерес к Родине и проблеме ее защиты возникает у писателей, художников, музыкантов в связи с военными событиями современности или памятными датами героического прошлого. В человеческой истории с различной степенью периодичности войны случались, к сожалению, постоянно: захватнические, освободительные, справедливые и несправедливые. Военные действия непременно сопряжены с проявлениями мужества, героизма, отваги и смелости. Защита Отечества и в мирное время - главный вид деятельности людей военной профессии. При охране покоя своих сограждан нередко возникают ситуации, когда приходится жертвовать собой и совершать героические поступки. Эти черты защитников Отечества и стремится отразить Искусство.

Тема защитника Отечества находит отражение практически во всех видах искусства: в музыке и скульптуре, в литературе и изобразительном искусстве, в театре и кино.

Проанализировав некоторые музыкальные и литературные произведения, картины художников, я пришел к выводу, что произведения, главным героем которых стал солдат – защитник Отечества, прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского солдата.

Литература

  1. Бирюков, Ю. Е. Песни, рождённые в боях / Ю. Е. Бирюков. - М.: Музыка, 1985
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Windows DVD-2006
  3. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г.
  4. Пузицкий В. Родная история. Саратов «Детская книга» 1994г.
  5. Сергеева Г., Критская Е. Музыка. Учебник для 5-го класса. М. 2003г.
  6. Слово о музыке. Хрестоматия М. 1990г.
  7. Терехов В. Александр Невский. М. 1990г.
  8. Ткаченко П.И. Когда поют солдаты: Современное самодеятельное песенное творчество советских воинов, выполняющих интернациональный долг в Афганистане / П. И. Ткаченко. - М.: Молодая гвардия, 1987.

Приложение

В.М.Васнецов «Богатыри» (1898)

Натюрморт "Слово о полку Игореве". Арсенюк Юрий. Билибин И.Я. Иллюстрация к "Слово о полку Игореве"

И.И.Голиков Оформление иллюстрации к «Слову…»

Василий Теркин – народный герой.

Читательская конференция «Защитники Отечества в произведениях художественной литературы»
Цели и задачи мероприятия:Обучающиеся должны знать:
Об отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в произведениях разных жанров
О нравственных ценностях разных эпох
Различные способы выражения патриотической идеи
Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для обсуждения, а также их авторов
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать предложенные фрагменты художественных текстов
Соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом
Характеризовать образ героя
Выявлять в образах героев общее и индивидуальное
представлять обобщенный собирательный образ защитника Отечества
Обучающиеся будут иметь опыт:
Публичного выступления и выразительного чтения
Сопоставления произведений разного жанра
Ведущий 1:
У слова «Отечество» тот же корень, что и у слов « отец», «отчий дом», «отчий край», «Отчизна». Значит, Отечество – это наша Родина, страна, в которой мы живём. А тот, кто защищает нашу Родину, есть защитник Отечества.
Ведущий 2:
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, кантаты Петровской эпохи, батальные, исторические картины художников XIX-XX веков, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.
Ведущий 1:
Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Таким образом, защитник Отечества – один из главных образов в искусстве.
Ведущий 2.
Какой же он – защитник Отечества?
Ведущий 1:
Какой образ защитника создан, запечатлён в искусстве слова и в изобразительном искусстве?
Ведущий 2.
Давайте с вами вспомним, какие литературные герои защищали Русь.
Ведущий 1:
Кто своего родства не уважает,
тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдится,
тот через это срамится.
Столетья, сменяя друг друга, идут
Герои в старинных былинах живут.
Не раз от врагов они Русь защищали,
За землю свою не раз кровь проливали.
С тех пор поколений немало сменилось,
Но память о них на Руси сохранилась.
Ведущий 2.
Какой же он, русский богатырь?
Как он изображен в словесном народном творчестве (былинах)?
Ведущий 1:
В словаре Ожегова дается следующее определение: «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги».
Главные герои былин – богатыри - отважные и благородные воины, сражающиеся и с мифическими чудовищами, и с врагами своей страны.
Ведущий 2
Каких богатырей вы знаете?
Какие былины вы читали о них?
Участник 1.
Больше всего былин посвящено трём богатырям – Илье Муромцу, Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу.
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.
Ведущий 1.
Какие былины посвящены Илье Муромцу?
Перескажите их, зачитайте из книги характеристику образа богатыря.
Участник 1.
Исцеление Ильи Муромца
В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.
Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.
Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.
Участник 2.
Илья Муромец – любимейший былинный богатырь. Он наделён силой необыкновенной и мужеством великим. Илья не боится один вступить в бой с врагом, в тысячи раз превышающим его количеством. Всегда готов постоять за землю-матушку, за веру русскую.
Студент зачитывает образ Ильи Муромца из былин.
Участник 1.
Добрыня Никитич не менее любимый герой былин киевского цикла. Он так же силён и могуч, как Илья, так же вступает в неравный бой с врагом и побеждает его. Но, кроме того, обладает ещё рядом достоинств: прекрасный пловец, гусляр искусный, играет в шахматы. Из всех богатырей Добрыня Никитич ближе всех стоит к князю. Он происходит из знатного рода, умён и образован, искусный дипломат. Но, прежде всего, Добрыня Никитич – воин и защитник земли русской.
Пересказ былины.
Добрыня и Змей
Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налёты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змеёныши. Ещё не велела она купаться в Пучай-реке.
Сын-богатырь делает все наоборот. Едет в чисто поле, достигает Сорочинской горы, топчет змеёнышей и выручает пленных земляков. После этого он не торопится восвояси. «Богатырское его сердце распотелося». Не спеша Добрыня подъезжает к Пучай-реке, раздевается и ныряет, приговаривая, что мать была не права: учила, что река свирепая, а она «кротка-смирна, она будто лужа-то дождевая!». В ту же минуту небо заволакивает чёрная туча, раздаются удары, похожие на гром. Это летит разгневанный Змей Горыныч. Он со злорадством обнаруживает богатыря раздетого и безоружного и кричит ему, что теперь Добрыня в его руках.
Добрыня одним взмахом выплывает на берег. Одежда его похищена Змеем, коня нет. Остался лишь один пуховый колпак. Но у богатыря и колпак не прост - «по весу тот колпак; да целых три пуда». И герой запускает им в Змея с такой силой, что сразу отшибает злодею двенадцать хоботов. Чудовище падает на траву. Добрыня повергает его навзничь, вскакивает ему на грудь и достаёт булатный нож, который всегда носил с собой на нательном кресте. Змей молит о пощаде, заклинает не убивать его и предлагает сговор: он больше не летает на Святую Русь, не берет в полон православных людей, Добрыня же не появляется на Сорочинской горе и не топчет змеёнышей.
Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака.
Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.
В отчаянии князь Владимир кличет клич, призывая всех богатырей спасти Забаву Путятичну. Багатыри указывают на Добрыню, замечая, что у него есть договор со Змеем. А Алеша Попович говорит, что освободит Князеву племянницу «без драки-кровопролития».
Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжёлый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.
Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белёшенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка - старого, но верного и ещё доброго коня, которого любовно поит и кормит. Затем он седлает коня - долго и очень тщательно: «Седлал Бурка в сёдлышко черкасское, / Он потнички да клал на потнички, / Он на потнички да клал войлочки, / Клал на войлочки черкасское сёдлышко, / Все подтягивал двенадцать тугих подпругов, / Он тринадцатый клал до ради крепости...»
Матушка вручила сыну шёлковую плётку, наказав, когда змеёныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плёткой.
Так оно и случилось. Змеёныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шёлковой плёткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.
В это время из норы выполз Змей и обратился к Добрыне с вопросом, почему вновь прикатил на Сорочинскую гору и супротив уговора потоптал его змеёнышей? Добрыня ответил ему с праведным гневом: «Черт ли тя нёс да через Киев-град!» После этого богатырь предложил сопернику вернуть назад Забаву Путятичну без боя и кровопролития. Однако чудовище бросилось в бой.
Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес: «Молодой Добрыня сын Никитинич! / Дрался со Змеёй ты трое суточки, / Подерись со Змеем ещё три часа: / Ты побьёшь Змею да ту проклятую!»
Добрыня повинуется. Собрав последние силы, он отчаянно дерётся ещё три часа. Наконец Змей падает обессиленный и издыхает. Из его ран извергается море крови. Добрыня хочет покинуть поле боя, но снова слышит небесный наказ: не уходить просто так, а взять копье и что есть мочи бить им во сыру землю, приговаривая: «расступись-ка, матушка-сыра земля <…> ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную».
Добрыня, забыв об усталости, все исполняет. Земля расступается и поглощает ядовитую кровь. Добрыня идёт в змеиное логовище, где находит по сорок пленных царей, царевичей, королей и королевичей, не считая множества простого народа. Он выпускает всех из подземелья на волю. Затем выводит с поклоном Забаву Путятичну и провожает ее в Киев, заметив, что именно ради неё предпринял весь этот опасный поход: «Для тебя я эдак теперь странствовал, / Ты поедем-ка ко граду ко Киеву, / Ай ко ласковому князю ко Владимиру».
Участник 2.
В былине «Добрыня и Змей» богатырь вступает в единоборство со Змеем двенадцатиглавым и побеждает его в честном поединке. Коварный Змей, нарушая договор, похищает племянницу князя Забаву Путятичну. Именно Добрыня отправляется вызволять пленницу. Он выступает как дипломат: освобождает из плена людей русских, заключает мирный договор со Змеем, вызволяет из норы змеевой Забаву Путятичну.
Былины киевского цикла в образах Ильи Муромца и Добрыни Никитича показывают могучую, несокрушимую силу и мощь всего русского народа, его способность противостоять чужеземцам, защитить землю русскую от набегов кочевников. Не случайно именно Илья и Добрыня так любимы в народе. Ведь для них служение Отечеству, людям русским есть наивысшая ценность в жизни.
Ведущий 1.
Какого еще богатыря мы знаем?
Какие былины об Алеше Поповиче можем вспомнить?
Участник 3.
Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). По местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу.
Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.
Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) - Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).
Участник 4.
Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп.
Алёша Попович и Тугарин ЗмеевичМолодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.
У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.
Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове - она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.
Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.
Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг - огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.
Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.
Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.
Подъехав к княжеским палатам, Алеша Попович бросает голову в окно и насмешливо кричит княгине, чтобы она взяла Алешину голову. Князь предлагает богатырю почести. На это Алеша отвечает, что, если бы не приходились ему князь и княгиня дядюшкой и тётушкой, то назвал бы он князя сводничком, а княгиню - и того хуже.
Ведущий 2:
Одно из замечательных произведений литературы о Великой Отечественной войне – поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В годы войны с фашистами образ простого солдата Василия Теркина приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения до образа защитника Отечества.
Как впервые читатель знакомится с героем поэмы Василием Теркиным? Каким он предстает перед нами?
Участник 3:
Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «в доску своим» парнем.
Чтение отрывка из главы «На привале»
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный и т.д.
Ведущий 1:
Какие качества Василия Теркина вам понравились?
Участник 4:
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
-Не унывай!
Не зарвемся, так прорвемся
Будем живы – не помрем,
Срок придет – назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Участник 3:
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя, достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа
Участник 5:
Следующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Ведущий 1:
Твардовский придал своему герою общенациональные черты, то есть в образе конкретного солдата он обобщил духовные и нравственные силы народа. Как вы думаете, какие качества могли быть одинаково присущи российскому защитнику Отечества с древности и до XX века?
Участник 6:
Это терпеливость и находчивость, смекалка и задор, трудолюбие и отсутствие уныния в трудной ситуации. Вот, например, мы читаем в главе «Два солдата» такие строки:
Сам пилу берет:
-А ну-ка…-
И в руках его пила,
Точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.
Повела, повисла кротко.
Теркин щурится
- Ну вот.
Поищи-ка, дед, разводку,
мы ей сделаем развод и т.д.
Сразу вспоминается русская народная сказка о том, как солдат варил суп из топора – здесь такая же смекалка, умение многое делать своими руками.
Участник 7:
В других главах, например, таких как «Поединок», «Теркин ранен», также подчеркнуты национальные особенности натуры Василия Теркина, связанные с исторической судьбой русского героя, который наследует черты былинных богатырей, персонажей устного народного творчества.
Бьется насмерть парень бравый,
Так что дым стоит сырой,
Словно вся страна-держава
Видит Теркина:
- Герой!
Ведущий 2:
Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Таким предстает перед нами защитник Отечества в поэме А.Т. Твардовского.
Ведущий 1:
Служение Отечеству, его защита – священный долг гражданина. Такие гражданские качества, как долг, закладывались веками и формировали менталитет народа. Вот поэтому защитники Отечества – это народные герои, которые вошли в литературу и остаются любимыми для многих поколений читателей.

Исторически сложилось, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире: «он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет».

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека.

В древнерусском искусстве – в первую очередь в иконе — заступников за Русскую землю олицетворяли Святые Георгий и Дмитрий Солунский, князья Борис и Глеб, Александр Невский.

До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, среди которых наиболее известны Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В изобразительное искусство они вошли с творчеством художников конца XIX – начала XX веков – Виктора Васнецова, Николая Рериха и Михаила Врубеля.

В эпоху Российской империи наша страна также не избежала войн – со шведами, турками, французами.

В изобразительном искусстве нашли отражение образы как выдающихся полководцев – Петра Великого, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, В. А. Корнилова, так и менее известных героев. В период наполеоновских войн мастера академической школы Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов и другие писали полотна на сюжеты из героического прошлого России.

Особое место в русском искусстве этой эпохи занимают графические и живописные портреты героев Отечественной войны 1812 года О. А. Кипренского.

Две мировые войны, выпавшие на долю России в XX веке , призвали художников вновь обратиться к теме защиты своего народа. А. А. Дейнека, В. А. Серов, Ю. И. Пименов, И. А. Серебряный, В. И. Мухина, В. В. Исаева, В. В. Лишев, Ю. М. Непринцев, Н. Н. Дормидонтов, А. Ф. Пахомов, Г. С. Верейский создавали свои произведения, воодушевленные подвигами соотечественников.

М.Б. Греков — создатель замечательной галереи картин, посвященных Первой Конной армии. На полотнах Грекова запечатлены яркие страницы Гражданской войны. Написанные по живым впечатлениям, они отличаются достоверной конкретностью. Это свидетельства художника-очевидца, изобразительная летопись народной борьбы за землю и волю. В картинах М. Б. Грекова «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной» (1934), «Знаменщик и трубач» (1934) созданы обобщенные, романтически-возвышенные образы, проникнутые пафосом победы Красной армии.

Основной задачей графического искусства времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. являлось отражение величия подвига народа и армии в борьбе с фашизмом, создание ярких образов, формирующих в людях патриотические чувства гражданина и воина, воспитывающих ненависть к врагу. Первыми «пошли в бой» такие оперативные жанры, как военно-политическая карикатура и плакат, рисунок. Плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» появился на улицах Москвы уже на второй день войны. В названиях «Родина-мать зовет!», «За Родину!», «Стоять насмерть!», «Кровь за кровь!» звучали единственно нужные слова — призывы, которые шли от сердца, выражали мысли и чувства миллионов. Лаконичные, но емкие по содержанию, они призывали, воодушевляли, поднимали народ и вели на поле битвы. За этими листками последовали многочисленные плакаты И. Тоидзе, В. Иванова, Л. Голованова, А. Кокорекина, Н. Жукова, В. Климашина, В. Серова, Кукрыниксов, М. Черемных, В. Лебедева, А. Кокорина и многих других художников. Подкрепленные выразительным рисунком, они расходились огромными тиражами. Часто это был небольшой формат, рассчитанный для кабины танка и самолета, блиндажа или землянки, почтовой открытки. Плакаты «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе, «Воин Красной Армии — спаси!» В. Корецкого и другие приобретали силу боевого приказа, их хранили в карманах гимнастерок, с ними шли в бой. Искусство плаката обрело грозную силу оружия в борьбе с врагом. Плакаты начала войны убеждали в справедливости войны, которую вели россияне, вселяли веру в победу. К примеру, в плакате В. А. Серова «Наше дело правое, победа будет за нами!» создан образ человека, немало повидавшего в жизни, с открытым и полным решимости лицом, уверенного в победе. В конце войны в плакате перед зрителем предстает уже воин-победитель, которому суждено было не только очистить от врага родную землю, но и освободить от фашизма всю Европу. Таков, например, плакат Л. Ф. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944) — один из самых популярных как в военные годы, так и позднее.

Графические работы художников в годы войны — это изобразительная летопись суровых, страшных и поистине героических лет. Но значение их этим не исчерпывается. В каждом из рисунков создан емкий и глубокий художественный образ, рождающий самые различные переживания: гнева и сожаления, гордости и радости, участия и надежды… В этом сила графического искусства, для которого главным оказалось раскрытие того истинно человеческого, что столь ярко проявилось в моральном облике наших сограждан во время войны. Среди фронтовых рисунков обращают на себя внимание портретные зарисовки командиров, рядовых, танкистов, связистов, медсестер, разведчиков. Этот ряд военных профессий можно было продолжать. Но главное в том, что перед нами предстают лица, в чертах которых нет ничего исключительного, в них — внутренняя сила и стойкость. Рисунки очень убедительные, живые, поскольку часто художники сами были участниками тех событий и создавали портреты фронтовиков непосредственно на передовой, в окопе или в минуты отдыха после боя.

Изобразительное искусство первого послевоенного пятилетия теснейшим образом связано с предшествующим периодом - периодом Великой Отечественной войны. Художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, - высокие моральные качества советских людей. Годы тяжких страданий, пережитых в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке. Ведь в повседневной жизни так причудливо переплетаются обыденные, героические, поэтические моменты!

Советские люди проявили невиданное мужество и стойкость в борьбе. Их питала твердая вера в победу правого дела. Имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев-краснодонцев узнал весь мир. Но были еще миллионы безымянных борцов, подвиг которых также увековечен в искусстве.

Многие произведения искусства были связаны с непосредственными впечатлениями их авторов - участников войны. Так, например, возникла картина «Отдых после боя». Ее автор, бывший боец Ленинградского фронта, Ю. М. Непринцев изобразил в ней своих однополчан.

Воинам, грудью прикрывавшим родную землю на тысячеверстных фронтах, помогал весь народ. Фронт и тыл были едины. Эта мысль нашла образное воплощение в картинах А. И. Лактионова «Письмо с фронта», Б. М. Неменского «Мать», «Сестры наши».

В первые послевоенные годы образ человека, вставшего на защиту Отечества, по-прежнему привлекал мастеров искусства. Отсюда — особый интерес к портрету. Художники стремились показать те черты в духовном облике людей, которые обнаружились в годы войны с особенной силой и отчетливостью: решительность, силу воли, особую собранность мыслей и чувств, продиктованную тяжелыми жизненными испытаниями.

«Портрет маршала Г. К. Жукова» (1945) кисти П. Д. Корина является лучшим произведением среди многих, посвященных этому человеку. Художник представил парадную трактовку образа, изобразив портретируемого в мундире со всеми наградами, в подчеркнуто позирующей горделивой позе. Живописная трактовка голубоватого мундира, отливающего блеском металла, вызывает ассоциации с доспехами былинного богатыря, легендарного рыцаря. Художник создал облик мужественного и сурового человека.

В 1967 году была учреждена Золотая медаль им. М. Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, и первым ею был награждён Пётр Кривоногов. Картина «Победа» этого художника стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом.