Характеристика Николеньки из повести "Детство" Л. Н

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной . Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.
  6. Темы

    1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
    2. Еще одна немаловажная тема – воспитание . Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
    3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
    4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
    5. Роль учителя . Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.
    6. Проблематика

      В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека . Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние . Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых . Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути . Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.
  • Главная мысль

    В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

    Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

    Вывод: чему учит?

    Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

    Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

    Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть Л.Н. Толстого «Детство»

Анализ художественного текста

Повесть "Детство" -- первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л.Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает -- необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.

Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом. Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.

Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек». Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: "Ну, ну, лентяй!" И в душе мальчика уже теснятся новые чувства. "Какой он добрый и как нас любит", -- думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку». Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты». Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее».

В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит "кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку" (кружок этот Карл Иваныч "сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света"). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна» .

Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались». И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он -- один-одинешенек, и никто-то его не приласкает...». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя. Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.

Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.

Повесть «Детство» была впервые опубликована в «Современнике» и сразу принесла известность Толстому и признание его таланта. Замечательное умение видеть человеческую душу рассмотрели в начинающем авторе известные в то время писатели Тургенев, Чернышевский, Некрасов. Льву Николаевичу было тогда двадцать четыре года. Он был офицером русской армии.

В чем «сила писателя» Толстого?

Находясь на Кавказе, Толстой намеревался написать произведение «Четыре эпохи развития» о становлении личности человека. Задуманное произведение должно было рассказать о четырех важных вехах жизни - детстве, отрочестве, юности, молодости. Но впоследствии интересный замысел сложился в трилогию.

Первая часть ее, «Детство», стала первым произведением Льва Николаевича. Рукопись он отправил в известный тогда журнал «Современник», не надеясь, что повесть напечатают. Даже выслал в редакцию денег на ее обратную пересылку. Чернышевский, давая отзыв о «Детстве» Толстого, уже тогда определил две важные особенности его творчества, ставшими впоследствии «визитными карточками» великого русского мыслителя.

Одна из особенностей - Толстой не ограничился «изображением результатов психического процесса», его волнует и сам процесс, - «едва уловимые явления внутренней жизни». Есть и другая «сила в его таланте - чистота нравственного чувства». Именно это придает творчеству Толстого «особенную - трогательную и грациозную - очаровательность», - подчеркнул Чернышевский в своем отзыве.

В «Детстве» Толстой описывает во всех подробностях, как расцветает жизнь в маленьком человечке, как откликаются в его сердце каждодневные события. Человек, только вошедший в этот мир, с любопытством и восхищением вглядывается во все, что его окружает, и его пытливый ум развивается под действием звуков внешнего мира.

Кто главные герои повести?

Жизнь Николеньки Иртеньева, главного героя повести, мальчика доброго и нежного, с отзывчивым сердцем и пытливым умом, окружена атмосферой благополучия. Первые дни его детства проходят в дворянской усадьбе. Особое место в его жизни занимает мать, которая была для него источником всего самого прекрасного. Он любит своего отца, но это чувство отличается от нежности, которую он испытывает к матери. Отец для Николеньки, несмотря на множество недостатков, является несомненным авторитетом. Мальчик гордится отцом и считает его рыцарем.

В повести Л. Н. Толстого «Детство», первые воспоминания ребенка связаны с учителем Карлом Иванычем и ключницей Натальей Савишной. Своего наставника Николенька очень любит, хотя иногда и сердится на него. Ребенок видит доброе сердце старика-учителя и чувствует его огромную привязанность к воспитаннику. Для него Карл Иваныч - человек со спокойной душой и чистой совестью. Николенька вовсе не идеальный: он часто злится и бранит своего учителя или няньку, много думает о себе и не хочет учиться. Но Карл Иванович проявляет терпение и сдержанность к своему воспитаннику.

О чем «Детство» Толстого?

Первые впечатления о родном доме, близкие и любимые лица, живущие рядом люди. Второй важный момент в жизни мальчика - это разлука с родным домом, переезд в Москву, знакомство с новыми людьми. Третий, самый горький, момент жизни главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство», - письмо из деревни, смерть матери, неподдельное горе ребенка.

Семья Иртеньевых

Мальчику исполнилось два дня назад десять лет. Николенька просыпается от того, что Карл Иваныч ударил по мухе хлопушкой. Мальчика это очень рассердило. Он идет умываться и холодно и отчужденно анализирует поведение своего учителя. Даже его халат, и шапочка с кисточкой кажутся Николеньке противными. В обязанности учителя входит не только образование детей, но и их воспитание. Но ему это не в тягость, поскольку своей семьи него нет. И при всей строгости и требовательности, он очень любит детей. Вместе с братом Володей и Карлом Иванычем они идут здороваться с родителями.

В столовой ожидает мать, целует Николеньку и интересуется его самочувствием. После разговора с маменькой дети заходят в кабинет к отцу. Глядя на папеньку, отдающего распоряжения, и мать, разливающую чай, Николенька любуется ими и чувствует, как сильно любит их. Отец сообщает сыновьям, что уезжает в Москву и берет их с собой, чтобы они продолжили образование. Николенька очень проницателен и понимает, что добродушный старик-учитель будет за ненадобностью уволен. Ему искренне жаль Карла Иваныча. Это известие накладывает отпечаток на остаток дня мальчика.

Маменька всегда привечает странников и богомольцев. В обед, за отдельным столом подали еду юродивому Грише. Отцу Николеньки маменькина затея совсем не нравится, но он молчит. Отобедав, все мужчины семейства отправляются на охоту, после которой ребята на поляне резвятся. Николенька лобызает Катеньку, миленькую девочку гувернантки Мими, в плечико. Мальчик неравнодушен к ней уже давно, а старший брат насмехается над ним. Вечером семья собирается в гостиной, где маменька музицирует, а дети заняты рисованием. Учитель идет в кабинет к отцу и говорит, насколько сильно привязался к детям, что согласен их обучать бесплатно. Отец Николеньки - человек понимающий, он принимает решение взять старого учителя с собой в Москву.

Перед отъездом Николенька, главный герой «Детства» Толстого, вспоминает о Наталье Савишне. Пришла она еще работать к деду, который не дал ей благословения на замужество, а сослал на скотный двор. Не озлобилась няня, не надломилась, а перенесла всю свою нерастраченную любовь на хозяйскую дочку, маменьку Николеньки.

Разлука с родным домом

Наступает утро, и мужчины семьи Иртеньевых собираются ехать в Москву. Николеньке очень грустно. Мальчик нежно расстается с маменькой и сестрицей, искренне прощается с дворней. Ребенок не сдерживает эмоций при расставании и плачет. Всю дорогу он предается детским воспоминаниям. В Москве братья живут в доме бабушки. Вместе с ними живет и их наставник Карл Иваныч. Ко дню рождения бабушки Николенька слагает стихи, от которых она в восторге. Поздравить ее приехала и княгиня Корнакова, которая говорит, что мальчик некрасив. Николенька глубоко переживает эти слова.

В разговоре с Иван Ивановичем бабушка обмолвилась, что отец Николеньки играет в карты и развлекается с женщинами. Мальчик нечаянно стал свидетелем этого нелестного отзыва. В «Детстве» Толстого видно, как в душе ребенка борются противоречивые чувства. В числе гостей и родители Сережи Ивина, с которым Николенька сразу сходится. Видит он среди гостей и Соню, и старается ей понравиться. Николенька танцует, но все замечают его неуклюжесть. Отец от этого раздражается, а ребенок очень хочет прижаться к матери. Но маменька далеко.

После праздничного ужина танцы продолжились. Николенька танцует с Соней, и безмерно счастлив. Мальчик взволнован событиями этого дня и не может заснуть. Он делится переживаниями со своим братом Володей. Но тот его не понимает и не разделяет чувств Николеньки.

Письмо от маменьки

Так прошло полгода. Пришло письмо от матушки. Отец говорит детям, чтобы немедля собирались в деревню, но причину спешного отъезда не называет. Иртеньевы приезжают в деревню, и видят, что мать очень плоха и несколько дней не встает с постели. Вечером того же дня она умирает.

На похоронах Николенька подошел проститься с матерью. Мальчик видит, насколько сильно изменились черты родного лица, и с криком выбегает из комнаты. Через три дня они возвращаются в Москву. Наталья Савишна не оставляет опустевший дом и остается в деревне. От тоски она вскоре умирает, и няню хоронят недалеко от маменьки.

В чем особенность повести?

С большой теплотой рассказывается в повести о няне. В своих отзывах о «Детстве» Толстого, как читатели, так и литературные критики, считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишне. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкостная женщина согревала своей любовью весь дом.

Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, съехавшихся на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда обнаруживаются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, безмолвно и полно они разделяют горе детей, потерявших свою мать.

Трагедия, произошедшая в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, меняющиеся по мере того, как он познает большой мир взрослых людей, настолько точно и подробно описаны автором, что многие были уверены, - это детство Л. Н. Толстого.

Опубликованная в «Современнике» повесть носила название «История моего детства». Автор был очень этим опечален, так как он стремился к обобщенности в раскрытии самой «благоуханной поры жизни» - поры детства. Об этом он и написал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.

Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульми-нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий — раз-вязка, «последние грустные воспоминания».

Повесть «Детство», напечатанная в журнале Н. А. Некрасова «Современник», наряду с военными рассказами, сразу же при-несла Толстому известность и признание его таланта. Его замеча-тельный талант в изображении человеческой души, умение уви-деть и выразить словом тончайшие, часто противоречивые про-явления жизни как ребенка, так и взрослого, сказались уже в этих ранних произведениях. Тематика повести — становление личности ребенка под воздействием окружающей среды, отраже-ние его душевных переживаний.

Н.Г. Чернышевский, определяя особенности творчества писа-теля, отметил его умение улавливать «диалектику души». Другая сильная черта, по мнению критика, — это «чистота нравствен-ного чувства». И действительно, эти черты обнаруживаются уже в ранней автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Объективное наблюдение над жизнью соседствует с изображением внутреннего мира художника. В трилогии при-сутствуют персонажи, прототипами которых послужили родствен-ники Толстого, близкие его семье люди, его друзья и учителя. В центре произведения мальчик Николенька Иртеньев, духов-ный мир которого постепенно растет и раскрывается. Характери-стика всех действующих лиц и их поступков ведется от лица маль-чика, он как бы все «пропускает через себя». И что интересно, хотя произведение написано уже зрелым человеком, события и поступки осмыслены с позиции ребенка.

С большой теплотой рассказывается в повести о няне Наталье Савишне. Ей посвящены самые проникновенные строки. Так, горе детей, теряющих свою мать, которое притворно разделяют съе-хавшиеся соседи, искренне и полно, просто и безмолвно разде-ляют крепостные. И чудесный образ Натальи Савишны в полной мере проявляется тогда, когда описывается общее горе. А Карл Иваныч, добрый старик-учитель! Ему приходилось терпеть мно-гое от своих воспитанников, но при этом он не переставал любить этих непослушных детей.

Особое место занимает в повести образ матери. Он явно проти-вопоставлен остальным, в нем — целостность любящего человека и чудесного характера. Материал с сайта

Одно из открытий молодого Толстого таково: каждый человек вмещает в себе от рождения все человеческие возможности — хорошие и дурные. Воспитание, среда, его собственная воля раз-вивают одно и вытесняют, а часто и истребляют другое. В слож-ном противоборстве растет и крепнет характер, и оно никогда не утихнет.

План

  1. Жизнь детей в родительском доме.
  2. Переезд мальчиков в Москву.
  3. Известие о болезни матери.
  4. Смерть и похороны матери.
  5. «Последние грустные воспоминания».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • план текста "детство" толстого
  • план произведения отрочество толстой
  • толстой детство план и анализ
  • толстой л н детство анализ
  • анализ толстой детство

Повесть "Детство" - это часть известной трилогии Льва Толстого "Детство. Отрочество. Юность". Главному герою Николеньке Иртеньеву к тому моменту, как начинается повествование, всего десять лет. Давайте посмотрим, о чем в этом произведении пишет Толстой, и сделаем анализ повести "Детство".

В те времена, о которых пишет автор, дети в десятилетнем возрасте уже начинали получать серьезное образование, для чего приходилось оставлять дом и ехать в лицей, либо в пансионат. Затем, отучившись, такой человек мог послужить для пользы Отечества. Николенька понимает, что через это предстоит пройти и ему. Осталось не так много времени, и отец повезет его в Москву. Но сейчас его окружают родные и близкие люди, можно наслаждаться счастливыми и пока беззаботными еще минутами.

Анализ повести "Детство" был бы неполным без упоминания разновидности жанра. По сути, это автобиография, в которой замечательным языком и авторским стилем Льву Толстому удалось нарисовать картину своих детских лет, причем, в больших подробностях. Мать Льва умерла, когда мальчику не было и двух лет, это же событие происходит и в жизни Николеньки, только позже, когда главному герою уже десять лет. Конечно, Толстой не мог помнить свою маму, но образ maman, как дворяне называли маму с французским манером, вобрал в себя идеальные черты матери по мнению автора.

Ключевые детали анализа повести "Детство"

В первых же главах читатель видит Николеньку, окруженного атмосферой дворянской жизни. Большую роль в мире героя играют гувернеры и дворовые люди. Но один из них произвел на Николеньку особое впечатление. Да, именно к Карлу Ивановичу - добрейшему человеку - возникает у него мимолетная обида, которая потом превращается в чувство стыда.

Отдельно стоит упомянуть "диалектику души", которую в повести "Детство" стал использовать Толстой первый раз. Во время описания состояния главного героя, Толстой прибегает к внутреннему монологу, который показывает изменения в душевном состоянии. Герой то радуется, то печалится; то злится, то чувствует неловкость и стыд. Эти внутренние порывы и есть "диалектика души", и этим приемом в будущем Толстой часто будет пользоваться, если говорить о больших его произведениях.

Рассмотрим в ходе анализа повести "Детство" такие аспекты жизни, как: участие в охоте Николеньки и его братьев; поездки на бал, где даже дворянские дети должны принимать участие в светских беседах и знать, какие танцы приняты в обществе. Главный герой хочет вызвать к себе симпатию у Сонечки Валахиной, для чего пытается подражать взрослым - надев на руку смешную перчатку, он лишь слышит, как окружающие потешаются над ним, и от этого Николеньке стыдно и досадно.

А вскоре Николай понимает, что и дружба бывает недолговечной. Например, он разочаровывается в своем кумире Сереже Ивине, который подло обошелся с сыном одного небогатого иностранца. Сережа Ивин унижает Иленьку, и это на глазах у других ребят. Сочувствуя Илиньке, главный герой не знает, как ему помочь. Испытав такие сильные чувства, как любовь к Сонечке, или уважение к Сереже, Николенька понимает, что он прошел какой-то важный этап в жизни и что-то значимое осталось позади.