ж. мн. музыкальное орудие: по металлическим струнам бьют крючочками; род малых гуслей. | Стар. кимвалы, род медных тарелок. С цимбалами (с трубами) свадьба, и без цимбал (без труб) свадьба! | Род грохот, для очистки зернового хлеба. Не к рукам цимбалы достались. Цимбальные струны. Цимбалист, цимбальщик, кто играет на них. Польские жиды да еще волошские цыгане лучшие цимбалисты. Цимбалить, играть на цимбалах; | вят. шутить, зубоскалить.
Смотреть значение Цимбалы в других словарях
Цимбалы
— цимбал, ед. нет (от греч. kymbalon - кимвал). Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по к-рым, играя, ударяют молоточками.
Толковый словарь Ушакова
Цимбалы Мн.
— 1. Струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящичка с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками.
Толковый словарь Ефремовой
Цимбалы
— -бал; мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского деревянного корпуса трапециевидной формы с металлическими струнами, по которым ударяют двумя деревянными........
Толковый словарь Кузнецова
Цимбалы
— (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструментдревнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии,Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.
Большой энциклопедический словарь
Цимбалы
— В Белоруссии и на Украине, в Польше и Словакии, в Венгрии и Румынии широко известен этот инструмент, предок которого когда-то очень давно пришел в Восточную Европу из........
Музыкальный словарь
Цимбалы
— – многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Молдавии, Украины.
Исторический словарь
Цимбалы
— (польск. cymbaly, от лат. cymbalum, греч. kumbalon - кимвал) - струн. ударный и щипковый муз. инструмент. Имеет плоский деревянный резонансовый корпус трапециевидной формы, 2-5-хорные........
Музыкальная энциклопедия
Цимбалы
— Символизируют два полушария земли, движение элементов. Использовались в оргиях наряду с барабаном и тамбурином, особенно в ритуалах Диониса (Вакха), в культах Кибелы........
Словарь символов
Трембита
Трембита представляет собой деревянную трубу длиной до 4 метров. Не имеет вентилей и клапанов.
Чтобы сделать трембиту, требуется 3-4 года. Раньше изготовлялась исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придает трембите уникальное звучание. Карпатские трембиты делают из ели (смереки) и половинки инструмента скрепляются без клея плотными кольцами из еловых ветвей. В узкий конец трембиты вставляется роговое металлическое дульце - пищик. Мелодию исполняют чаще всего в среднем и верхнем регистре.
Используется для сообщения о различных событиях (приближении колядующих, свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей призывной или печальной мелодией, а также для исполнения пастушьих мелодий. Ее звучание раздается на 15-20 км.
Если верит книге рекордов Гиннеса, то трембита - самый длинный духовой инструмент в мире.
Иногда трембиту включают в оркестры.
Цимбала
Цимбала - это струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьют молоточками с обтянутыми кожей головками.
Ящик, в котором натянуты металлические поперечные струны (обычно их бывает 34), имеет форм усеченного конуса.
Строй струн хроматический. Объем в больших цимбалах три октавы: от ми в большой октаве до ми в третьей октаве.
Одновременно можно ударять молоточками только по двум струнам. Для продолжительности звука молоточками делают тремоло.
Партии для цимбалы пишется, как для фортепиано, на двух строках в ключах соль и фа. Усовершенствованные цимбалы имеют педаль.
Флажолет - это прием звукоизвлечения, который наиболее активно стал применяться на цимбалах в последние годы. Для его извлечения нужно легко прикоснуться пальцем к струне в месте ее деления на определенные части, а другой рукой произвести «удар» палочкой или щипок, одновременно с «ударом» (щипком) палец быстро снять со струны. «Флажолеты» на цимбалах можно извлекать октавные (звучит октавой выше), двухоктавные (звучит двумя октавами выше), квинтовые (звучит квинта через октаву), квинтовые (звучит квинта через октаву) и терцовые (звучит терция через октаву).
Исполнение с сурдиной - «con surdino» - извлечение сухого приглушенного звука. Для исполнения «сурдины» исполнитель прижимает пальцем нужную струну в месте ее касания с подставкой, а другой рукой производит удар или щипок струны в обычном месте. С помощью незначительного смещения пальца в ту или другую сторону цимбалисты могут добиться различного качества звучания - глухого, тусклого и более яркого.
Одним из часто применяемых в народном исполнительстве приемов звукоизвлечения является арпеджио - исполнение звуков аккорда, гармонии один за другим, последовательно, как в порядке возрастающей, так и убывающей высоты. Частая смена аккордов предполагает ловкость рук исполнителя для их глушения, чтобы одни звучания не накладывались на другие.
Ярким выразительным средством при игре на цимбалах является glissando (скользя) - это скользящий переход от звука к звуку, который осуществляется скольжением пальца, ногтя или палочек по струнам хроматическом порядке.
Реже в цимбальном исполнительстве используется прием vibrato. Для исполнения этого приема нужно струну немного опустить, а потом с другой стороны подставки рукой нажимать на струну, чтобы она вибрировала. От частоты нажатия vibrato может быть редкое и частое.
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам надо стучать деревянными палочками, чтобы извлекать звук. Это лишь краткое описание цимбал. История развития и применения их очень интересна. Дальнейшая характеристика этого музыкального инструмента поможет более подробно разобраться в значении слова «цимбалы».
Разновидности
Цимбалы делят на две разновидности: народные и концертно-академические. В процессе своего существования этот музыкальный инструмент изменялся и совершенствовался.
В статье Р. В. Подойницыной «О взаимообусловленности развития музыкального инструментария и исполнительского стиля» сравниваются форма, размеры и детали конструкции цимбал фольклорных и усовершенствованных («Прима»).
Оба этих инструмента представляют собой форму правильной равнобокой трапеции. По размеру корпуса народные цимбалы могут варьироваться.
У фольклорных цимбал предусмотрены три, а иногда две подставки: с правой стороны — басовая; с левой стороны — голосовая. Они делят струны на квинты и кварты. В результате этого появляется звукоряд, который состоит из трех регистров. Сверху, рядом с основными подставками, располагается маленькая дополнительная, которая предназначена для одного ряда струн. Профессиональные цимбалы имеют шесть подставок: две основных и четыре дополнительных (нижнюю и три верхних), которые делят струны на интервалы (секунды, терции и квинты).
Инструменты различаются между собой количеством рядов струн, числом струн в одном ряду, их длиной и сечением. Народные цимбалы имеют чаще всего звукоряд в объеме 2-2.5 октав. В основе лежит диатоника с хроматизмом некоторых ступеней. Академический инструмент имеет более расширенный и хроматизированный звукоряд.
Особенности звукоизвлечения
Что такое цимбалы в народном и профессиональном исполнительстве?
Профессиональные цимбалы исполнители ставят перед собой на пол, а народные - держат на коленях. Звукоизвлечение осуществляется с помощью палочек — специальных молоточков, которые в народной практике называются «крючками».
И профессиональные, и народные исполнители держат молоточки между пальцами (указательным и средним), остальные пальцы собраны в кулак. Молоточки народных исполнителей ничем не обшиваются, музыканты играют деревом по металлу. Профессиональная музыка более требовательна к исполнению. Необходимо динамическое и тембральное разнообразие звуков. Поэтому у академических цимбалистов молоточки обшиты замшей, при этом используется немного ваты. Обшивка молоточков — определяющий момент в звукоизвлечении. Если она слишком жесткая - звук получается резкий и неприятный. Напротив, если она слишком мягкая - звук неясный, глухой.
Что такое цимбалы в народной традиции
Народные цимбалы отличаются следующими характерными особенностями:
- открытые струны не глушатся;
- правая и левая рука имеют строгую функциональность: правой исполняют мелодию, левой - аккомпанемент;
- молоточки не обшиваются;
- при игре цимбалы кладут на колени, либо держат на специальном подвесе.
Необходимость в совершенствовании инструмента
Конструкция и художественная функция народных цимбал, которые использовались в сельской местности, не изменялась. Совершенствование профессиональных цимбал зависело от социальной среды. В городской среде приобщение исполнителей к профессиональному академическому искусству, а также требования, предъявляемые к профессиональному исполнительству, привели к необходимости реконструкции этого музыкального инструмента. Впоследствии это отразилось на исполнительском уровне.
Реконструкция инструмента
Цимбалы - музыкальный инструмент, который неоднократно видоизменялся с целью совершенствования.
Реконструкцией цимбал народной традиции в 1920-е годы занимались Д. Захар и К. Сушкевич. Они приводили звучание этого инструмента в соответствие с требованиями академического исполнительства.
В процессе реконструкции цимбалы претерпевали следующие изменения:
- диапазон расширился до трех октав;
- изменилось внутреннее устройство инструмента, улучшились акустические характеристики, тембр стал более насыщенным;
- изменились форма и устройство молоточков, в том числе появилась возможность использовать прием глушения звучащих струн, что сделало исполнение более выразительным;
- весь диапазон инструмента был полностью хроматизирован в поступательном движении, что облегчило техническую сторону исполнительства;
- было создано целое семейство цимбал: прима, альт-тенор, бас и контрабас.
Определение цимбал как инструментов современности
Цимбалы после реконструкции стали широко использоваться как на концертной сцене, так и в учебно-педагогической практике. В результате этого сформировалось и стало активно развиваться исполнительское и педагогическое мастерство музыкантов, играющих на этом инструменте. Композиторы создали интересный репертуар для цимбалистов различного уровня подготовки.
Что такое цимбалы, используемые в современной практике? В середине 1960-х годов возникла необходимость реконструкции инструмента, с целью раскрепощения корпуса исполнителя. Манера игры, при которой музыкант держал цимбалы на коленях, ограничивала его технические возможности. В результате инструмент стали устанавливать на три ножки, которые вкручиваются в его корпус. Появилась возможность полноценно использовать все регистры музыкального инструмента, что способствовало развитию исполнительской техники цимбалистов.
Цимбалы мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского деревянного корпуса трапециевидной формы с металлическими струнами, по которым ударяают двумя палочками или молоточками. Толковый словарь Ефремовой