История цимбал. Цимбалы К какой группе музыкальных инструментов относится цимбала

ж. мн. музыкальное орудие: по металлическим струнам бьют крючочками; род малых гуслей. | Стар. кимвалы, род медных тарелок. С цимбалами (с трубами) свадьба, и без цимбал (без труб) свадьба! | Род грохот, для очистки зернового хлеба. Не к рукам цимбалы достались. Цимбальные струны. Цимбалист, цимбальщик, кто играет на них. Польские жиды да еще волошские цыгане лучшие цимбалисты. Цимбалить, играть на цимбалах; | вят. шутить, зубоскалить.


Смотреть значение Цимбалы в других словарях

Цимбалы — цимбал, ед. нет (от греч. kymbalon - кимвал). Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по к-рым, играя, ударяют молоточками.
Толковый словарь Ушакова

Цимбалы Мн. — 1. Струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящичка с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками.
Толковый словарь Ефремовой

Цимбалы — -бал; мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского деревянного корпуса трапециевидной формы с металлическими струнами, по которым ударяют двумя деревянными........
Толковый словарь Кузнецова

Цимбалы — (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструментдревнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии,Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.
Большой энциклопедический словарь

Цимбалы — В Белоруссии и на Украине, в Польше и Словакии, в Венгрии и Румынии широко известен этот инструмент, предок которого когда-то очень давно пришел в Восточную Европу из........
Музыкальный словарь

Цимбалы — – многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Молдавии, Украины.
Исторический словарь

Цимбалы — (польск. cymbaly, от лат. cymbalum, греч. kumbalon - кимвал) - струн. ударный и щипковый муз. инструмент. Имеет плоский деревянный резонансовый корпус трапециевидной формы, 2-5-хорные........
Музыкальная энциклопедия

Цимбалы — Символизируют два полушария земли, движение элементов. Использовались в оргиях наряду с барабаном и тамбурином, особенно в ритуалах Диониса (Вакха), в культах Кибелы........
Словарь символов

Трембита

Трембита представляет собой деревянную трубу длиной до 4 метров. Не имеет вентилей и клапанов.

Чтобы сделать трембиту, требуется 3-4 года. Раньше изготовлялась исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придает трембите уникальное звучание. Карпатские трембиты делают из ели (смереки) и половинки инструмента скрепляются без клея плотными кольцами из еловых ветвей. В узкий конец трембиты вставляется роговое металлическое дульце - пищик. Мелодию исполняют чаще всего в среднем и верхнем регистре.

Используется для сообщения о различных событиях (приближении колядующих, свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей призывной или печальной мелодией, а также для исполнения пастушьих мелодий. Ее звучание раздается на 15-20 км.

Если верит книге рекордов Гиннеса, то трембита - самый длинный духовой инструмент в мире.

Иногда трембиту включают в оркестры.

Цимбала

Цимбала - это струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьют молоточками с обтянутыми кожей головками.

Ящик, в котором натянуты металлические поперечные струны (обычно их бывает 34), имеет форм усеченного конуса.

Строй струн хроматический. Объем в больших цимбалах три октавы: от ми в большой октаве до ми в третьей октаве.

Одновременно можно ударять молоточками только по двум струнам. Для продолжительности звука молоточками делают тремоло.

Партии для цимбалы пишется, как для фортепиано, на двух строках в ключах соль и фа. Усовершенствованные цимбалы имеют педаль.

Флажолет - это прием звукоизвлечения, который наиболее активно стал применяться на цимбалах в последние годы. Для его извлечения нужно легко прикоснуться пальцем к струне в месте ее деления на определенные части, а другой рукой произвести «удар» палочкой или щипок, одновременно с «ударом» (щипком) палец быстро снять со струны. «Флажолеты» на цимбалах можно извлекать октавные (звучит октавой выше), двухоктавные (звучит двумя октавами выше), квинтовые (звучит квинта через октаву), квинтовые (звучит квинта через октаву) и терцовые (звучит терция через октаву).

Исполнение с сурдиной - «con surdino» - извлечение сухого приглушенного звука. Для исполнения «сурдины» исполнитель прижимает пальцем нужную струну в месте ее касания с подставкой, а другой рукой производит удар или щипок струны в обычном месте. С помощью незначительного смещения пальца в ту или другую сторону цимбалисты могут добиться различного качества звучания - глухого, тусклого и более яркого.

Одним из часто применяемых в народном исполнительстве приемов звукоизвлечения является арпеджио - исполнение звуков аккорда, гармонии один за другим, последовательно, как в порядке возрастающей, так и убывающей высоты. Частая смена аккордов предполагает ловкость рук исполнителя для их глушения, чтобы одни звучания не накладывались на другие.

Ярким выразительным средством при игре на цимбалах является glissando (скользя) - это скользящий переход от звука к звуку, который осуществляется скольжением пальца, ногтя или палочек по струнам хроматическом порядке.

Реже в цимбальном исполнительстве используется прием vibrato. Для исполнения этого приема нужно струну немного опустить, а потом с другой стороны подставки рукой нажимать на струну, чтобы она вибрировала. От частоты нажатия vibrato может быть редкое и частое.

Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам надо стучать деревянными палочками, чтобы извлекать звук. Это лишь краткое описание цимбал. История развития и применения их очень интересна. Дальнейшая характеристика этого музыкального инструмента поможет более подробно разобраться в значении слова «цимбалы».

Разновидности

Цимбалы делят на две разновидности: народные и концертно-академические. В процессе своего существования этот музыкальный инструмент изменялся и совершенствовался.

В статье Р. В. Подойницыной «О взаимообусловленности развития музыкального инструментария и исполнительского стиля» сравниваются форма, размеры и детали конструкции цимбал фольклорных и усовершенствованных («Прима»).

Оба этих инструмента представляют собой форму правильной равнобокой трапеции. По размеру корпуса народные цимбалы могут варьироваться.

У фольклорных цимбал предусмотрены три, а иногда две подставки: с правой стороны — басовая; с левой стороны — голосовая. Они делят струны на квинты и кварты. В результате этого появляется звукоряд, который состоит из трех регистров. Сверху, рядом с основными подставками, располагается маленькая дополнительная, которая предназначена для одного ряда струн. Профессиональные цимбалы имеют шесть подставок: две основных и четыре дополнительных (нижнюю и три верхних), которые делят струны на интервалы (секунды, терции и квинты).

Инструменты различаются между собой количеством рядов струн, числом струн в одном ряду, их длиной и сечением. Народные цимбалы имеют чаще всего звукоряд в объеме 2-2.5 октав. В основе лежит диатоника с хроматизмом некоторых ступеней. Академический инструмент имеет более расширенный и хроматизированный звукоряд.

Особенности звукоизвлечения

Что такое цимбалы в народном и профессиональном исполнительстве?

Профессиональные цимбалы исполнители ставят перед собой на пол, а народные - держат на коленях. Звукоизвлечение осуществляется с помощью палочек — специальных молоточков, которые в народной практике называются «крючками».

И профессиональные, и народные исполнители держат молоточки между пальцами (указательным и средним), остальные пальцы собраны в кулак. Молоточки народных исполнителей ничем не обшиваются, музыканты играют деревом по металлу. Профессиональная музыка более требовательна к исполнению. Необходимо динамическое и тембральное разнообразие звуков. Поэтому у академических цимбалистов молоточки обшиты замшей, при этом используется немного ваты. Обшивка молоточков — определяющий момент в звукоизвлечении. Если она слишком жесткая - звук получается резкий и неприятный. Напротив, если она слишком мягкая - звук неясный, глухой.

Что такое цимбалы в народной традиции

Народные цимбалы отличаются следующими характерными особенностями:

  • открытые струны не глушатся;
  • правая и левая рука имеют строгую функциональность: правой исполняют мелодию, левой - аккомпанемент;
  • молоточки не обшиваются;
  • при игре цимбалы кладут на колени, либо держат на специальном подвесе.

Необходимость в совершенствовании инструмента

Конструкция и художественная функция народных цимбал, которые использовались в сельской местности, не изменялась. Совершенствование профессиональных цимбал зависело от социальной среды. В городской среде приобщение исполнителей к профессиональному академическому искусству, а также требования, предъявляемые к профессиональному исполнительству, привели к необходимости реконструкции этого музыкального инструмента. Впоследствии это отразилось на исполнительском уровне.

Реконструкция инструмента

Цимбалы - музыкальный инструмент, который неоднократно видоизменялся с целью совершенствования.

Реконструкцией цимбал народной традиции в 1920-е годы занимались Д. Захар и К. Сушкевич. Они приводили звучание этого инструмента в соответствие с требованиями академического исполнительства.

В процессе реконструкции цимбалы претерпевали следующие изменения:

  • диапазон расширился до трех октав;
  • изменилось внутреннее устройство инструмента, улучшились акустические характеристики, тембр стал более насыщенным;
  • изменились форма и устройство молоточков, в том числе появилась возможность использовать прием глушения звучащих струн, что сделало исполнение более выразительным;
  • весь диапазон инструмента был полностью хроматизирован в поступательном движении, что облегчило техническую сторону исполнительства;
  • было создано целое семейство цимбал: прима, альт-тенор, бас и контрабас.

Определение цимбал как инструментов современности

Цимбалы после реконструкции стали широко использоваться как на концертной сцене, так и в учебно-педагогической практике. В результате этого сформировалось и стало активно развиваться исполнительское и педагогическое мастерство музыкантов, играющих на этом инструменте. Композиторы создали интересный репертуар для цимбалистов различного уровня подготовки.

Что такое цимбалы, используемые в современной практике? В середине 1960-х годов возникла необходимость реконструкции инструмента, с целью раскрепощения корпуса исполнителя. Манера игры, при которой музыкант держал цимбалы на коленях, ограничивала его технические возможности. В результате инструмент стали устанавливать на три ножки, которые вкручиваются в его корпус. Появилась возможность полноценно использовать все регистры музыкального инструмента, что способствовало развитию исполнительской техники цимбалистов.

Цимбалы мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского деревянного корпуса трапециевидной формы с металлическими струнами, по которым ударяают двумя палочками или молоточками. Толковый словарь Ефремовой

  • цимбалы - сущ., кол-во синонимов: 5 инструмент 541 кимвал 4 сантур 2 хордофон 12 чанг 4 Словарь синонимов русского языка
  • цимбалы - ЦИМБАЛЫ, ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по к-рым ударяют деревянными молоточками. | прил. цимбальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • Цимбалы - (польск. cymbały, от греч. kýmbalon - кимвал) струнный ударный музыкальный инструмент. Состоит из плоского деревянного корпуса трапециевидной формы с натянутыми над верхней декой струнами. Большая советская энциклопедия
  • цимбалы - орф. цимбалы, -ал Орфографический словарь Лопатина
  • ЦИМБАЛЫ - ЦИМБАЛЫ (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др. Большой энциклопедический словарь
  • цимбалы - ЦИМБАЛЫ -бал; мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского деревянного корпуса трапециевидной формы с металлическими струнами, по которым ударяют двумя деревянными палочками или молоточками. Толковый словарь Кузнецова
  • цимбалы - (от греч. kymbalon - кимвал), струнный ударный и щипковый музыкальный инструмент. трапециевидный плоский корпус, при игре устанавливают на коленях или на столе или подвешивают через плечо на ремне, ударяют двумя палочками, извлекая долго не затихающий звук Этнографический словарь
  • Цимбалы - Струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьют молоточками с обтянутыми кожей головками. Ящик, в котором натянуты металлические поперечные струны (обыкновенно числом 34), имеет форму усеченного конуса. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • цимбалы - -бал, мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым ударяют двумя молоточками. Посадили за стол молодых; разрезали каравай; брякнули в бандуры, цимбалы --- - и пошла потеха. Малый академический словарь
  • цимбалы - Цимбал, ед. нет [от греч. kymbalon – кимвал]. Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по к-рым, играя, ударяют молоточками. Большой словарь иностранных слов
  • цимбалы - Цимбалы, цимбал, цимбалам, цимбалы, цимбалами, цимбалах Грамматический словарь Зализняка
  • цимбалы - ЦИМБ’АЛЫ, цимбал, ед. нет (от ·греч. kymbalon - кимвал). Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками. Толковый словарь Ушакова
  • цимбалы - ЦИМБАЛЫ ж. мн. музыкальное орудие: по металлическим струнам бьют крючочками; род малых гуслей. || Стар. кимвалы, род медных тарелок. С цимбалами (с трубами) свадьба, и без цимбал (без труб) свадьба! || Род грохот, для очистки зернового хлеба. Толковый словарь Даля