Изобразительное искусство.

Хотя само слово имеет греческие корни и означает "пишу", "черчу". В наше время это самостоятельный и многогранный вид, имеющий свои жанры и каноны.

Виды графического искусства

По своему назначению графические работы подразделяются на такие виды:

  • Станковая графика. Как вид искусства приближена к живописи, так как передает видение и эмоциональный мир художника. Причем мастер достигает этого не за счет многообразия палитры красок и различных техник их нанесения на холст, а с помощью линий, штрихов, пятен и тона бумаги.
  • Прикладная графика как вид изобразительного искусства. Примеры ее окружают нас повсюду, она имеет конкретное предназначение. Например, иллюстрация книг помогает читателю легче воспринимать ее содержание, плакаты и афиши несут знания или рекламную информацию. Сюда же относятся этикетки на товары, марок, карикатуры и многие другие.

Любые виды изобразительного искусства (графика, картинки не исключение) начинаются с наброска рисунка. Все художники используют его как первую ступеньку перед написанием основного полотна. Именно в нем создается проекция положения объекта живописи в пространстве, которая в дельнейшем переносится на холст.

Графический рисунок

Графика как вид изобразительного искусства, виды графики любого направления начинаются с рисунка, как и полотна в живописи. Для графического рисунка используют бумагу, чаще всего белую, хотя возможны варианты.

Главной его отличительной чертой является контраст двух или нескольких цветов - черный, белый, серый. Возможны другие виды контрастов, но даже если мастер использует черный карандаш на белой бумаге, то оттенки штрихов богаты разнообразием от мягкого черного цвета до глубокой черноты.

Эмоционально сильными являются рисунки черно-белого оттенка с добавлением одного Это притягивает взгляды, и фокусировка взгляда зрителя сосредоточена на ярком пятне. Такая графика как вид изобразительного искусства (фото очень ясно это показывает) становится ассоциативным произведением, когда яркий акцент вызывает у зрителя воспоминания личного характера.

Инструменты для создания графического рисунка

Самыми простыми и доступными средствами являются графитные карандаши и обычная шариковая ручка. Также мастера любят применять тушь, уголь, пастель, акварель и сангину.

Графитный карандаш - самый популярный инструмент. Это деревянный или металлический корпус, в который вставлен либо графитный серовато-черный стержень, либо цветной, в который добавлены красители.

Не имеют корпуса, но их цвета можно смешивать, чтобы получать новые оттенки.

Тушь имеет насыщенный черный цвет, легко ложится на бумагу, применяется для каллиграфии, черчения и рисования. Наносить ее можно пером или кистью. Чтобы получать различные оттенки черного цвета, тушь разводят водой.

Графика как вид искусства не обошла стороной такой инструмент, как уголь. Древесный уголь для рисования применяли еще в древности, а в 19 веке был создан художественный уголь из спрессованного порошка угля и клеящих материалов.

Современные мастера графики применяют также фломастеры с различным по толщине стержнем.

Печатная графика


Это далеко не все виды, применяемые в печатном деле.

Книжная графика

К этому виду изобразительного искусства относятся следующие:

  • Книжная миниатюра. Древний способ оформлять рукописи, который применялся еще в Древнем Египте. В Средневековье основной темой миниатюры были религиозные мотивы, и только с 15 века стали появляться светские сюжеты. Основные материалы, которые использовали мастера миниатюры, - это гуашь и акварель.
  • Оформление обложки - это передача эмоционального посыла книги, ее основная тематика. Здесь гармоничным должны быть и шрифт, и размер букв, и рисунок, соответствующий ее названию. Обложка представляет читателю не только автора произведения, его труд, но и издательский дом и самого оформителя.
  • Иллюстрации используют как дополнение к книге, помогающее создавать зрительные картинки у читающего для более точного восприятия текста. Эта графика как вид искусства зародилась во времена книгопечатания, когда сменились ручные миниатюры на гравюры. С иллюстрациями человек сталкивается в самом раннем детстве, когда еще не умеет читать, а познает сказки и их героев через картинки.

Книжная графика как вид изобразительного искусства в ДОУ познается через иллюстрированные книги, несущие информацию в картинках для самых маленьких детей, и через текст с поясняющими изображениями для старшего возраста.

Плакат как вид искусства

Еще один представитель графической живописи - это плакат. Основная его функция - передача информации с помощью короткой фразы с усиливающим ее изображением. По области применения плакаты бывают:

Плакат является одним из самых распространенных видов графики.

Прикладная графика

Еще один вид графического искусства - это оформление этикеток, конвертов, марок и обложек для видео и музыкальных дисков.

  • Этикетка - это вид промышленной графики, главное назначение которой - дать максимальное о продукте при минимальном размере изображения. При создании этикетки учитывается цветовая гамма, которая должна вызывать у зрителя симпатию и доверие к товару.
  • Обложки для дисков несут максимальную информацию о фильме или музыкальной группе, передавая ее через рисунок.
  • Графическое оформление марок и конвертов имеет многолетнюю историю. Сюжетами для них чаще всего становятся события, происходящие в разных странах, окружающий мир и большие праздники. Марки могут выпускаться как отдельными экземплярами, так и целыми сериями, объединенными единой тематикой.

Марка, пожалуй, самый распространенный вид графического искусства, который стал предметом коллекционирования.

Современная графика

С появлением компьютерных технологий стал развиваться новый вид графического искусства - компьютерная графика. Ее применяют для создания и коррекции графических изображений на компьютере. Вместе с ее возникновением появились новые профессии, например дизайнер по компьютерной графике.

Пояснительная записка

Программа элективного курса “Основы графики. Виды графических техник и их использование в условиях современного урока” предназначена для обзорного знакомства обучающихся с искусством графики, расширяет знания об истории развития графического искусства и выдающихся мастерах-графиках.

Цель – формирование интереса учащихся к искусству графики, дальнейшее формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Задачи:

  • обзорное знакомство с развитием графического искусства, его видами, особенностями;
  • расширение знаний и умений в области графики и графических техник;
  • приобщение обучающихся к графической культуре разных стран и народов.

Внимание уделяется практической работе: рисунку различными графическими материалами, знакомству с печатной графикой, выполнению доступных видов гравюр. Занятия графикой связаны с композицией, развивают образное восприятие, фантазию, эстетический вкус.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

  • основные сведения об искусстве графики, его возникновении и развитии;
  • основные сведения о художниках-мастерах графики и их произведениях;
  • виды, выразительные средства и особенности графики.

Учащиеся должны уметь :

  • творчески использовать полученную информацию на занятиях по изобразительному искусству и уметь ее применять, а также находить необходимую информацию в архивах, библиотеках, музеях, через Интернет;
  • выполнять рисунки различными графическими материалами;
  • выполнять печатные графические произведения (монотипию, гравюру на картоне);
  • уметь комбинировать материалы и способы их применения, использовать богатые изобразительные приемы рисунка и применять их на практике.

Формы контроля полученных знаний и умений разнообразны: выставка и обсуждение творческих работ, написание эссе, создание и защита презентации.

Процедуры контроля уровня успешности учащихся.

Вариант I. Выполнение и анализ графических работ. Оценка навыков. Устранение профессиональных затруднений.

Вариант II. Выставка работ. Написание эссе по результатам просмотра выставки. Обсуждение.

Вариант III. Создание презентации по теме изученного курса. Обсуждение.

Материал сопровождается презентацией “Искусство графики”. Программа позволяет сформировать практическую деятельность обучающихся в области графики, что побуждает к участию в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Включенный в программу материал может использоваться на уроках изобразительного искусства и МХК, истории и литературы, на занятиях в изостудиях, а также в качестве модульного блока на курсах повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Программа рассчитана на 16 часов. Возможно вариативное изменение продолжительности курса.

Учебно-тематический план.

Тема Кол-во часов Кол-во часов
1 Графика. История развития.
Виды графики. Образный язык графики.
Средства выразительности графики.
2 Лекция. Презентация. Обсуждение
2 Рисунок. Разнообразие графических техник.
Выполнение рисунков.
6 Беседа. Практическая работа
3 Гравюра. Виды гравюр. Гравюра на картоне.
Гравюра на линолеуме. Монотипия.
6 Беседа. Практическая работа
3 Итоговые контрольные процедуры 2 Выставка. Обсуждение

После прохождения программы предусматриваются консультации с преподавателем.

Словарь терминов

Бистр прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем.

Графика вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка и обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями (от греч. grafo – пишу, черчу, рисую).

Гравюра (от фр. gravure – вырезать, выцарапывать), вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на гравюрную доску гравером.

Гравюрная доска любой материал, на котором вырезана гравюра.

Итальянский карандаш – графический материал, изготавливается их жженой кости, скрепленной растительным клеем.

Коллаж (от фр. collage – наклеивание), прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, выполненное в этой технике.

Ксилография – гравюра на дереве

Линогравюра – гравюра на линолеуме

Литография – гравюра на камне.

Лубок (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.

Монотипия вид печатной графики; полученный при печатании оттиск всегда бывает уникальным, единственным.

Офорт (от фр. eau-forte – “крепкая водка”), вид гравюры на металле (цинк, медь), в котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами.

Сангина – карандаши без оправы различных красно-коричневых тонов, во время работы ее можно смачивать и получать разнообразную толщину и плотность штриха.

Сепия – светло-коричневое красящее вещество, натуральная сепия изготовлялась из т.н. чернильного мешка морского моллюска-сепии; так же называется и вид графической техники.

Рисунок – изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.

Эстамп (от фр. estamper – отпечатывать, отштамповывать), оттиск, отпечаток, станковая гравюра или литография.

1. Графика. История развития. Виды графики. Образный язык. Средства выразительности (2 часа). Презентация “Искусство графики” (Приложение 1) .

Графика – искусство изображения мира с помощью линий (Слайд 2) . Первые графические изображения (Слайд 3) . История развития графического искусства от наскальных изображений палеолита до полиграфических произведений и компьютерной графики. Известные мастера – графики. Виды графики. Графические материалы, инструменты и их особенности.

Рисунок (Слайд 4) . Рисунок как основа всех изобразительных искусств. Линейный и тоновый рисунок (Слайд 5). Рисунок – набросок. Передача объема, освещенности, фактуры в тоновом рисунке. Силуэт – разновидность тонового рисунка, в котором контур заполнен ровным тоном. Уникальность и неповторимость рисунка, его художественная ценность.

История развития искусства рисунка. Рисунки в искусстве Древнего Египта, древневосточных цивилизаций. Рисунок в древнегреческой вазописи. Рисунки тушью в Китае и Японии. Линейный рисунок, архитектурный чертеж в средневековом искусстве. Рисунок в иконописи. Средневековая миниатюра. Рисунок в эпоху Возрождения 15–16-х веков (Пизанелло, А.Мантенья, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, П.Веронезе, А.Дюрер и другие). Карандашные портреты Я. Ванн Эйка, Х. Хольбейна младшего, Ж. и Ф.Клуэ. Смелые и свободные по манере рисунки Рембранта. Энергичные рисунки П.П.Рубенса. Гротескные наброски Ж.Калло. Натурные, жанровые, пейзажные рисунки А. Ватто, Ф. Буше, Ж.О.Фрагонара, Т.Гейнсборо. Острые рисунки Ф.Гойи, острогротескные рисунки О.Домье. Зарисовки художников барбизонской школы. Передающие момент движения рисунки художников-импрессионистов. Подчеркнуто графичный рисунок художников стиля “модерн”, рассчитанный на воспроизведение на страницах книг, журналов, газет (Т.Т.Хейне, О Бердсли). Рисунки постимпрессионистов – П. Сезанна, А. де Тулуз-Лотрека, В. ван Гога. Политические рисунки К.Кольвица, Ф.Мазереля и др. Авангардистские, полные эксперимента рисунки Э.Кирхнера, А.Матисса, Ж.Брака, Ф.Леже. Остросатирические рисунки Ж.Эффеля, Х.Бидструпа. Рисунок в творчестве П.Пикассо. Натурный и композиционный рисунок А.Лосенко и П.Угрюмова в России 18–19 веков. Классическое совершенство формы, жизненная убедительность рисунков О.Кипренского, К.Брюллова, А.Иванова. Реализм в рисунках русских художников и художников-передвижников (И.Крамской, П.Чистяков, И.Репин, А.Васнецов, В.Серов, В.Врубель, В.Маковский). Книжная графика А.Бенуа, И.Билибина. Рисунки и иллюстрации Д.Шмаринова, Е.Кибрик, А.Дейнеки, Е.Лансере, Е.Чарушина, С.Герасимова и др.

Печатная графика. Тиражирование – особенность произведений печатной графики.

Гравюра (Слайд 6). Виды гравюр.

Выпуклые гравюры (ксилография – гравюра на дереве; линогравюра– гравюра на линолеуме; рельефная гравюра на металле) (Слайд 7).

Углубленные гравюры (резцовая гравюра; офорт и другие разновидности) (Слайд 8).

Плоские гравюры (литография – гравюра на камне) (Слайд 9) . Оттиск. Эстамп.

Гравюра известна в Китае с 6–7-х веков. В Европе интерес к гравюре появился в эпоху Возрождения. Гравюры религиозного содержания 14 века. Резцовая гравюра 15–16-го веков (М.Шонгауэр, А.Монтенья, А.Дюрер, Пармиджанино и др.) Развитие в 16-м веке книжной ксилографии. Гравюра резцом 17века. Голландская школа офорта (Рембрант, Я.ван Рейсдал, А.ван Остаде). Распространение в 17-м веке в России гравюры на металле (С.Ушаков, Л.Бунин, А.Трухменский). Русский лубок конца 17 века. Офорты А.Ватто, Ж.О.Фрагонара, Дж. Тьеполо, А.Каналетто, У.Хогарта. Резцовые гравюрные аллегории, батальные сцены, пейзажи и портреты А.Зубова, И.Соколова, Н.Уткина, С.Галактионова, А.Ухтомского. Японская ксилография 17–18-го веков (О.Масанобу, С.Харунобу, К.Утамаро, К.Хокусаи, А.Хиросигэ и др.). Офорты Ф.Гойя. Торцовая гравюра на дереве В.Матэ. Офорты Ж.Милле, К.Коро, К.Писсаро, Т.Шевченко, И.Шишкина, В.Серова. И.Репина. Цикл офортов на революционную тему К.Кольвиц. Декоративная стилизация, модерн и возрождение ксилографии (У.Моррис, А.Остроумова-Лебедева). Ксилография и линогравюра 20 века (Ф.Мазерель, Л.Мендес, Р.Кац, Ли Хуа). Книжные гравюры и эстампы П.Пикассо, А.Матисса, Р.Дюфи. Реализм в гравюрах Р.Кента, А.Гранта. Тоновая гравюра И.Павлова и И.Соколова. Ксилография и цветная гравюра П.Шилинговского, В.Фалилеева. Психологизм и цельность линогравюр В.Фаворского, техничность и богатство тоновых переходов в линогравюрах М.Ахунова.

Графика станковая. Книжная и газетно-журнальная графика. (Слайд 10).

Прикладная графика. (Слайд 11) . Плакат. (Слайд 12).

Станковая графика обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства – тематической композиции, портрету, пейзажу, натюрморту. Станковые произведения печатной графики тиражируются во многих экземплярах. Лубок – специфичный вид станковой графики. . (Слайд 13) . Декоративная графика. Коллаж. (Слайд 14) . Компьютерная графика.

Образный язык графики. Линия, штрих, пятно – основные выразительные средства графики. Контраст. Нюанс. Особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги. Черное и белое – основа образного языка графики.

2. Рисунок. Разнообразие графических материалов и техник. Выполнение рисунков (6 часов).

Рисунок. Рисунок – изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Рисунок линейный и тоновый. Светотеневые эффекты и пластическая моделировка. Разновидности рисунка – эскизы, наброски, зарисовки, этюды. Рисунки, отражающие архитектурный замысел.

Ограниченное использование разных цветов в рисунке. Рисунок как станковое произведение графики и как вспомогательный материал для создания живописных, графических, скульптурных произведений. Рисунки, выполненные сухими красящими веществами (уголь, металлические штифты, итальянский и графитовый карандаш, сангина и др.). Рисунки, выполненные жидкими красящими веществами (тушь, бистр, сепия, чернила и др.). Основа для рисунка – папирус, пергамент, бумага белая и тонированная. Рисунок как средство познания художником действительности.

Разнообразие применяемых в рисунке материалов и способов их использования. Комбинирование материалов в рисунке. Необычайное богатство изобразительных приемов и разновидностей рисунка. Монохромные и подцвеченные рисунки. Многоцветные рисунки. Акварель, гуашь, пастель, тушь – средства создания рисунка и живописных произведений. Выполнение рисунков разными материалами в различных графических техниках.

3. Гравюра. Виды гравюр. Гравюра на картоне. Гравюра на линолеуме. Монотипия (6 часов).

Гравюра. Гравюрная доска. Оттиск.

Виды гравюр. Выпуклые, плоские, углубленные гравюры. Выпуклые гравюры:

– ксилография – гравюра на дереве;
– линогравюра – гравюра на линолеуме;
– рельефная гравюра на металле (применялась до конца15 в., пластины латуни, олова, свинца обрабатывались штихелем).

Углубленная гравюра:

– резцовая гравюра – прорезание штихелем линий в поверхности металла;
– офорт – процарапывание гравировальной иглой рисунка на металлической доске, покрытой кислотоупорным лаком с последующим травлением доски;
– гравюра “сухой иглой”– процарапывание рисунка иглой на доске;
– акватинта – протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка и другие разновидности.

Плоская гравюра – литография – гравюра на камне.

Монохромные и цветные гравюры.

Рисунок – эскиз – это образ будущей гравюры. Лаконизм техники, сжатые средства выразительности. Отображение самого существенного. Состояние – стадия работы над гравюрой, фиксированная на каком-либо этапе.

Гравюра на картоне. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения гравюры на картоне: гофрированный картон, нож для бумаги, черная гуашь или тушь, широкая кисть, цветная и белая бумага, карандаш. Особенности работы. Выполнение эскиза гравюры и ее зеркального изображения. Выполнение рисунка на картоне. Вырезание. Печатание оттисков.

Гравюра на линолеуме. Материалы, инструменты, необходимые для выполнения линогравюры. Особенности выполнения. Организация рабочего места. Упражнения.

Монотипия – вид печатной графики. Полученный при печатании оттиск всегда бывает уникальным, единственным. Цветная монотипия тонкостью цветовых отношений напоминает акварель. Техника известна с 17 века, распространилась с 19 века (Е.Кругликова, Е.Шевченко и другие авторы). Выполнение монотипии.

4. Итоговые контрольные процедуры (2 часа).

Источники информации.

  1. Н.М.Сокольникова. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996.
  2. Н.М.Сокольникова. Словарь терминов. – Обнинск: Титул, 1996.
  3. А.С.Щипанов. Юным любителям кисти и резца. – М.: Просвещение,1975.
  4. Популярная художественная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1986. Т.1,2.
  5. “Школа изобразительного искусства”. – М.: Изобразительное искусство,1994. №5.
  6. http://www.hudojnik.ru; http://>www.bibliotekar.ru; http://www.arttrans.com; http://www.museum.ru , ru.wikipedia.org
Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка , но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Термин "графика " происходит от греческого глагола «graphtin», что означает скрести, царапать, писать, рисовать. Первоначально термин «графика» употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 - начале 20 вв. в связи с бурными развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически четкого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство , в основе которого лежат линия , контраст черного и белого . Такое понимание графики в дальнейшем было расширено.

Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно , также контрастирующие с белой (реже цветной или черной) поверхностью бумаги – основного материала графики . Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета.

Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению В.А.Фаворского, «воздух белого листа». Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги . При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостной характер.

Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись , в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большей свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объемно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намеком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности.

Емкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно-выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска. Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта , создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии , мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и др.).

По назначению различаются следующие виды графики :
. станковая графика,
. книжная графика,
. газетно-журнальна я графика,
. прикладная графика ,
. плакат .

Станковая графика получила широкое распространение в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства:
. тематическая композиция - гравюры А.Дюрера, Калло, Рембрандта, Хогарта и Ф. Брэнгвина, Гойи, К. Кольвиц, литографии Делакруа, Домье, Стейнлена, гравюра и рисунки Репина,
. портрет - рисунки Клуэ, Энгра, Кипренского, Серова, гравюры Уткина и др.,
. пейзаж - гравюры Хокусай, Шишкина, рисунки и гравюры Остроумовой-Лебедевой, Митурича и др.,
. натюрморт - рисунки Врублева, Матисса, гравюры Митрохина.

Станковые произведения печатной графики (эстампы ) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств широко используются для украшения интерьеров. Одна из основных областей применения графики книга . С рукописной книгой древности и средних веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой – гравюра и литография.

По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику .

Рисунок - наиболее древний и традиционный вид графического искусства , истоки которого можно увидеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.

В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной графики могут распространяться во множестве равноценных экземплярах.

Гравюра известна с 6-7 вв. в Китае, с 14-15 вв. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.