Как звали главных героев балета лебединое озеро. Балет "Лебединое озеро"

Сейчас, когда балеты Чайковского составляют основу музыкальных театров мира, трудно даже представить себе, что его «Лебединое озеро» было принято в то время довольно сдержанно.

Знаменитый Петипа признавался, что ему было трудно работать над балетами Чайковского. Почему?

Чтобы понять это, надо немного углубиться в историю русского балета.

Н. Кузнецов «Портрет Чайковского»

Из истории русского балета

Первые балетные представления в России ещё не были балетом в полном смысле этого слова. 17 февраля 1672 г. , на масленицу, такое представление состоялось при дворе царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы. После исполнения куплетов, восхваляющих свойства души царя-батюшки, выступила танцевальная группа. Вот с этого выступления и начался в России балет.

В дальнейшем развитию танцевального искусства способствовал Петр I , который даже издал указ, согласно которому танцы стали обязательной частью придворного этикета, а дворянская молодежь обязана была обучаться танцам. Сухопутный шляхетный корпус, открытый в Петербурге в 1731 г., стал колыбелью русского балета: его выпускники должны были занимать высокие государственные должности, поэтому светское обхождение, в том числе и бальные танцы, входили в программу их обучения.

Танцмейстером корпуса с 1734 г. был Жан Батист Ланде , который и считается основоположником русского балетного искусства.

В 1738 г. он открыл первую в России школу балетного танца «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучать танцам 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.

В царствование Елизаветы Петровны русский балет продолжал развиваться, но особую популярность он приобрёл во время правления Екатерины II . По случаю её коронации в московском дворце был дан балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны », в котором участвовали и вельможи. Известно, что в придворном театре часто танцевал наследник престола Павел Петрович (Павел I ). В эпоху Екатерины II в России появился крепостной балет, состоящий из крепостных крестьян помещиков. Но и в это время балет ещё не был в таком виде, как мы понимаем его сейчас. Это были отдельные постановочные номера или танцы, которые показывались в антрактах оперы.

В. Баранов "Портрет Дидло"

Новых высот русский балет достиг в царствование Александра I , этим балет обязан Карлу Дидло , приехавшему в Россию в 1801 г.

Балет в это время был очень популярен в России. Об этом мы узнаем и из романа Пушкина «Евгений Онегин», роман этот не зря назван Белинским «энциклопедией русской жизни». Самыми известными балеринами того времени были ученицы Дидло Истомина и Телешова .

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», гл.I

Очень любили балет и Николай I , и Александр II . Балетмейстер Мариус Петипа поставил несколько балетов на сюжеты русских сказок: «Конёк-горбунок», «Золотая рыбка». И вот в балет «приходит» П.И. Чайковский. Он сказал новое слово в каждом из жанров, в которых творил. И это новаторство часто было скрытым, поэтому и не сразу оцененным. Однако именно в балете реформаторская роль Чайковского является безусловной. Композитор обратился к балету в середине 70-х годов. К тому времени он был уже автором четырех опер, трех симфоний, двух квартетов и других сочинений. В письме к Римскому-Корсакову он признавался, что «давно хотел попробовать себя в этого рода музыке», несмотря на то, что серьёзные композиторы смотрели на балет свысока, оценивая балетную музыку как «низший род музыки».

Мариус Петипа

Балеты П.И. Чайковского

И действительно, ни один крупный русский композитор до Чайковского не обращался к сочинению балетов. Балеты, которые шли в Императорских театрах, не имели самостоятельной художественной ценности, так как не выходили за рамки иллюстрирования танцевальных номеров. Хотя именно эта тенденция создания партитур, учитывающих связь танцевальных номеров с развивающимся музыкальным сюжетом, уже намечалась во французском балете: «Жизели» Адана и «Коппелии» и «Сильвии» Делиба . От балета «Сильвия» был в восторге и Чайковский.Именно по этому пути и пошёл композитор, но ушёл далеко вперёд от французских композиторов: его балетные партитуры отличаются симфоническим развитием музыкальных образов, возможностью выражать сложные психологические состояния персонажей. Он даже сказал однажды: «... балет - та же симфония». Но балеты все-таки были в его понимании и в его музыкальном наследии совершенно особым явлением. Если сказать кратко – это воплощенная мечта о победе любви и добра. Все три его балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» ) основаны на сказочных сюжетах. Но в театральной практике его времени они были непривычны и новы.

История создания балета «Лебединое озеро» (1877)

«Лебединое озеро» - первый балет Чайковского. Его премьера прошла 4 марта 1877 г . на сцене Большого театра в Москве.

Это балет в IV актах. Либретто создано Владимиром Бегичевым и, предположительно, Василием Гельцером.

Сюжет балета построен на фольклорных мотивах, в основе - старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна, рыцаря Ротбарта.

Прообразом для лебединого озера стал Воткинский заводской пруд, который находился напротив дома Чайковского, хотя в Германии распространено мнение, что прообразом является озеро, находящееся в предгорьях Альп в окрестностях города Фюссена. Существует также версия об озере в Лебедевой экономии Давыдовых (Черкасская область в Украине). Композитор часто бывал в имении Давыдовых (его сестры Александры), наблюдая за белоснежными птицами.

История постановок

Как мы уже отмечали, музыка балета первоначально не вызвала особого интереса, показалась сложной, а первая постановка балета вообще оказалась неудачной. Оригинальную хореографию создал Ю. Резингер , и она не имела успеха. Спектакль редактировался, и в 1894 г. был показан в постановке Л. Иванова . К 1895 г. для постановки в Мариинском театре было заново пересмотрено либретто (над ним работали М. Петипа и М.И. Чайковский, брат композитора). Эта версия в дальнейшем и стала классической. Но каждая постановка этого балета всегда имеет свои нюансы, поэтому из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.

Сюжет балета



В старинной немецкой легенде рассказывается о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя.

Принц Зигфрид празднует своё совершеннолетие и в дворцовом парке замечает стаю лебедей, которая манит его за собой. На берегу озера среди девушек-лебедей он находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Принц покорен её красотой, а её рассказ о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом вызывает в нём возмущение и желание помочь ей. Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. Но на балу, по велению матери, он должен выбрать себе невесту. Принц безучастен к претенденткам, но вдруг появляется Одиллия, и в ней Зигфрид видит Одетту – её он и выбирает. Но тут же Зигфрид понимает, что совершил роковую ошибку. Он бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но та его не прощает. Тогда Зигфрид срывает с её головы корону, бросая вызов Ротбарту, олицетворяющему образ хозяина озера. Корона спасала Одетту от преследования, но принц надеется, что девушка-лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшегося озера поглощают Одетту и Зигфрида.

Жизнь балета



На премьере балета в 1877 г. партии Одетты и Одиллии танцевала П. Карпакова , Зигфрида – А.Г. Гиллерт , Ротбарта – С.П.Соколов . А затем за длинную историю жизни балета его партии исполняли лучшие танцовщики мира, постановщиками были лучшие балетмейстеры мира, а дирижировали лучшие дирижёры. По мотивам балета сняты мультфильм, полнометражное аниме, кино- и телевизионные версии полного балета.

«Лебединое озеро» стало уникальным явлением мировой художественной культуры. Балет воплотил в себе все богатство романтического балета XIX в. и во многом определил развитие балетного театра в дальнейшем. И сейчас он является одним из самых востребованных спектаклей во всём мире.

П.И. Чайковский (1840 - 1893 )

«Лебединое озеро», фантастический балет в 4-х действиях

Балет «Лебединое озеро» был заказан Чайковскому весной 1875 года дирекцией Московского большого театра. Инициатива, по-видимому, принадлежала тогдашнему инспектору репертуара, а в последствии управляющему императорскими театрами в Москве – В.П. Бегичеву, который был весьма известен в Москве как литератор, драматург и активный общественный деятель. Он же, совместно с балетным артистом В.Ф. Гельцером , явился и автором либретто «Лебединого озера».

Первые два действия были написаны композитором в конце лета 1875 года, весной 1876 балет был дописан и полностью инструментован, а осенью того же года в театре уже шла работа над спектаклем.

Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года на сцене Московского Большого театра. По мнению современников, постановка оказалась весьма посредственной, причиной чему была прежде всего творческая беспомощность хореографа-постановщика Юлиуса Рейзингера . В одном из отзывов на премьеру читаем: «…Рейзингер … проявил если не искусство, соответствующее его специальности, то замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения. Кордебалет топчется на одном и том же месте, махая руками, как ветряные мельницы крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены».

Весьма слабым был и состав исполнителей главных ролей на первых спектаклях: в роли Одетты вместо талантливой прима-балерины А. Собещанской выступала ее дублерша П.Карпакова , оркестр, руководимый малоопытным тогда дирижером Рябовым, к тому же неподготовленный к исполнению партитур, подобных «Лебединому озеру», выполнил свою задачу крайне небрежно. По свидетельству одного из рецензентов, до премьеры состоялось всего лишь две оркестровые репетиции.

Первым сценическим воплощением «Лебединого озера», достойным музыки Чайковского, явлась петербургская премьера балета, осуществленная в 1895 году М.Петипа и Л.Ивановым. Здесь хореография впервые открыла для себя и перевела на свой язык чудесную лирику произведения Чайковского. Постановка 1895 года послужила основой для всех последующих интерпретаций балета. Образ девушки-лебедя стал одной из классических ролей балетного репертуара, привлекательной и трудной, требующей от артиста блестящей виртуозности и тонкой лирической отзывчивости. Русская хореографическая школа выдвинула немало замечательных исполнительниц этой роли, и среди них непревзойденную по одухотворенности Галину Уланову.

Действующие лица:

Владетельная принцесса

Принц Зигфрид - ее сын

Бенно - друг Зигфрида

Вольфганг - наставник принца

Одетта - королева лебедей

ФонРотбард - злойгений

Одиллия - его дочь

Церемониймейстер

Друзья принца, придворные кавалеры, лакеи, придворные дамы и пажи в свите принцессы, поселяне, поселянки, лебеди,лебедята.

Музыка интродукции - первый эскиз красивой и печальной повести о зачарованной девушке-птице. Нить повествования ведет нежная мелодия гобоя, родственная главному музыкальному образу балета - теме лебедя. В среднем разделе интродукции колорит постепенно меняется: набе­гают мрачные и тревожные тени, музыка драматизируется. Грозно и зловеще звучат возгласы тромбонов. Нарастание приводит к повторению начальной темы (реприза-кода), которую исполняют трубы (дублированные деревян­ными духовными), а потом виолончели на фоне тревожного гула литавр. Теперь эта тема приобретает трагический характер.

Действиепервое

Парк перед замком.

2. . Веселая пирушка по случаю совершеннолетия принца Зигфрида . Являются поселяне, которые хотят поздравить юного принца. Мужчин угощают вином, женщинам поселянкам дарят ленты и цветы.

Музыка этой сцены ярко мажорна и полна задорной энергии. По словам Лароша , в этой музыке проявляется «светлый, бодрый и могучий Чайков­ский». Средняя часть сцены - изящный пасторальный эпизод, иллюстри­рующий появление поселян. Выразителен контраст блестящего и густого из­ложения музыки в крайних частях сцены и прозрачного звучания - глав­ным образом деревянных инструментов - в среднем эпизоде.

3. . Танцуют поселяне, желающие развлечь принца. Красота этого вальса более всего в его яркой и неистощимо разнообразной мелодике. Вальс начинается небольшой вступительной частью («Интрада »), за которой следует главная тема первого раздела. Развитие этой мелодии оживляется «реющими» вокруг главного мело­дического голоса (первые скрипки) пассажами флейт и кларнетов и осо­бенно промежуточными эпизодами, на время вводящими новые ритмы и краски. Средняя часть вальса содержит еще более выразительные мелодии. Особенно запоминается певучая, лирически задушевная тема центрального эпизода:

Эмоциональность этой темы получает яркое развитие в большом симфо­ническом нарастании, приводящем к заключительной части всей пьесы (ре­приза-кода). Здесь начальные темы вальса преображаются, звучат бравур­но и празднично.

4. . Вбегают слуги и сообщают о приходе матери-принцессы. Известие это на момент прерывает общее веселье. Зигфрид идет навстречу матери, почтительно приветствуя ее. Принцесса ласково беседует с сыном, напоминая ему, что дням его холостой жизни приходит конец, завтра он должен сделаться женихом. На вопрос, кто его невеста, принцесса отвечает, что это решит завтрашний бал, на который она пригласила всех девушек, достойных стать женой принца. Он сам выберет лучшую из них. Разрешив продолжать веселье, принцесса уходит. Пир и танцы возобновляются.

В начале сцены - музыка, иллюстрирующая беспокойство и суету за­стигнутой врасплох молодежи. Появление принцессы возвещают звуки фан­фар. Новая ласково-спокойная музыкальная тема сопровождает речь матери Зигфрида :

В конце сцены возвращаетсяэнергичнаяи задорнаямузыканачала действия.

5. . Дивертисментная сюита, состоя­щая из отдельных танцев-вариаций: Интрада (вступление). А11еgго moderato . Светлая, плавно скользя­щая мелодия на фоне звонкого аккомпанемента арфы. В среднем разделе выразительность мелодии усиливается, благодаря острым гармониям и томным хроматизмам в сопровождающих голосах.

6. . В основе этой пьесы - задушевный, немного гру­стный напев русского лирического склада. Мелодия изложена в форме дуэта-канона (второй голос, вступая с небольшим запозданием, точно вос­производит мелодию первого голоса); партии поручены гобою и фаготу, звучаниекоторыхнапоминаетконтрастженскогоимужскогоголосов.

7. . Легкий и блестящий танец в ритме польки. Соли­руют деревянные инструменты (кларнет, флейта, потом фагот) под про­зрачный аккомпанементструнных .

8. . Типично муж­ской танец энергичных и массивных движений, яркий контраст к предшествующему . Изложен тяжелыми, звон­кими аккордами всего оркестра.

9. . Быстрая и виртуозно-легкая пьеса с ме­лодией у флейт и скрипок.

10. (Allegro vivace ) замыкает сюиту более обширным и разви­тым танцем оживленно праздничного характера.

11. . Новая дивертисментная сюита, состоящая из четырех номеров. Tempo di valse - вальс, очень свет­лый по колориту, грациозный по ритмике. Несмотря на краткость, танец развивается с обычной для Чайковского ак­тивностью. После прозрачного начала очень свежо звучит более густая и ритмически усложненная тема среднего эпизода. Возвращение исходной мысли обогащено мелодическим узорому флейты.

12. – Allegro. Танец-песня, один из самых обаятельных лирических эпизодов «Лебединого озера», исполнен мягкой, чисто русской меланхо­личности. Песенность этого танца подчеркнута его инструментовкой: ме­лодию почти все время ведет солирующая скрипка. В конце ей вторит столь же певучий голос гобоя. Песня непосредственно переходит в быстрый галопирующий танец. Здесь снова главную роль играет солирующая скрипка, партия которой становится блестяще виртуозной.

13. .Вальс. В главной теме очень выразителен диалог бравурного «мужского» пения корнета (дублированного первыми скрипками)иигривоотвечающихемудвухкларнетов. В репризе к теме корнета прибавляется новый мелодический голос скрипок - обычный у Чайковскогоприемлирическогообогащенияобраза.

14. (А11еgго molto vivace ). Быстрый, блестяще инструментован­ный танецзаключительного характера.

15. . Танец-действие. Охмелевший от вина Вольф­ганг пытается танцевать и смешит всех своей неловкостью. Он беспомощ­но вертится и наконец падает. Музыка наглядно иллюстрирует эту сценку, а затем переходит в быстрый веселый танец.

16. . Пантомима. Начинает смеркаться. Один из гостей предлага­ет протанцевать последний танец с кубками в руках. Музыка этой сцены - краткий связующий эпизод между двумя номерами.

17. . Эффектный праздничный танец в ритме полонеза. Оживляющий контраст вносит прозрачная музыка средней ча­сти с ее изящной перекличкой струнных и деревянных инструментов и звуками колокольчиков, подражающих звону бокалов.

18. . В вечернем небе появляется стая лебедей. Вид летя­щих птиц наводит молодежь на мысль об охоте. Оставив опьяневшего Вольфганга, Зигфрид и его друзья уходят. В музыке этого эпизода впервые проходит тема лебедя, которая является главным музыкальным образом балета, - мелодия, исполненная нежной красоты и печали. Ее первое проведение поручено гобою, который звучит на фонеарпеджиоарфыитрепетновзволнованныхаккордов тремоло струнных.

Действиевторое

Скалистая дикая местность. В глубине сцены озеро, на берегу которогоразвалинычасовни.Луннаяночь.

1. . По озеру плывет стая белых лебедей. Впереди - ле­бедь, увенчанный короной. В музыке этой сцены развивается главная ли­рическая тема балета (тема девушки-лебедя). Ее первое проведение у со­лирующего гобоя звучит, как трогательная песня, но постепенно музыка становится более драматичной. Нарастание приводит к новому изложению главной части темы в мощном звучании всего оркестра.

2. . На берегу озера появляются друзья Зигфрида , а вскоре и сам принц. Они видят стаю лебедей и уже готовы начать охоту, но птицы быстро скрываются. В это время из развалины часовни, которая освещается волшебным светом, выходит Одетта. Она умоляет принца не стрелять в лебедей и рассказывает ему печальную повесть своей жизни. Волей злого гения она (принцесса Одетта) и ее подруги превращены в птиц. Лишь по ночам близ этих развалин они могут принимать человече­ский облик. Повелитель девушек - мрачный филин - неотступно следит за ними. Чары злого гения победит лишь тот, кто полюбит Одетту безза­ветной и вечной любовью, любовью, не знающей колебаний и готовой на жертвы. Зигфрид очарован красотой Одетты. Он с ужасом думает о том, что мог убить принцессу, когда она была в образе лебедя. Над часовней зловещей тенью пролетает филин. Скрываясь в развалинах, он подслуши­вает разговор Одетты и Зигфрида .

Музыка этой сцены состоит из нескольких эпизодов, тесно связанных с действием. В первом (Allegro moderato ) - беспечно-игривое настроение лишь ненадолго прерывается вспышкой тревоги: принцвидитлебедей и

хочетвыстрелить.Мотивжалобы,звучащийвэтотмомент(деревянные духовые под аккомпанемент тремоло струнных), близок к теме лебедя. Следующий эпизод-мольбы Одетты, обращенные к принцу, - на­чинается нежной мелодией гобоя на фоне легких аккордов у струнных pizzicato .

Лирическое соло превращается в дуэт, где гобою отвечают ласково уте­шающие фразы виолончели. Развитие дуэта приводит к эпизоду рассказа Одетты. Взволнованная музыка рассказа родственна мело­дии вальса(№ 2)из первого действия. Музыкурассказапрерываютаккордытрубитромбонов,иллюстри­рующие появление филина.

Последний эпизод - драматизированная реприза рассказа Одетты. Согласно ремаркам композитора, сюда относятся слова девушки-лебедя о том, что только замужество избавит ее от власти злых чар, и пылкие вос­клицания принца: «О прости , прости меня!»

3. . Является вереница лебедей, подруг Одетты. Музыка, рисующая их (Allegro), трепетно-беспокойна . Как ответ, звучит новая ли­рически-нежная мелодия Одетты (композитор сопровождает эту тему ре­маркой: «Одетта: Довольно, перестаньте, он добрый...»); снова, как и в ариозо мольбы, солирует гобой на фоне pizzicato струнных:

Затем следует исполненная пылкой признательности фраза Зигфрида (ремарка композитора: «Принц бросает ружье») и новое проведение темы Одетты (Moderato assai quasi andante ); изложенная прозрачно и светло в высоком регистре у деревянных духовых инструментов, она как нельзя лучше соответствует ав­торской ремарке: «Одетта: Успокойся, рыцарь...»

4. . Дивертисмент, состоящий из ряда сольных и групповых танцев. Музыкальная форма сочетает в себе черты сюиты и рондо.Рефреном служит вальс, открывающийсерию танцев.

5. - игривый, ритмически задорный та­нец, мелодия которого исполняется скрипками, затем флейтами (ремарка автора: «Одетта solo »).

6. - повторение вальса.

7. - один из самых популярных номеров «Лебединого озера». Музыка его трогательно проста, поэтична, исполнена наивной грации. Инструментовка прозрачна, с преобладанием тембра деревянных духовых (характерная для Чайковского контрастная подго­товка следующего, важного номера, лирического адажио, где господствует звучание струнных инструментов). Главную тему исполняют два гобоя, поддержанные легкимаккомпанементомфагота.

8. . Любовный дуэт Одетты и принца. Это один из значительнейших номеров балета. По воспоминаниям Н. Д. Кашкина Чайковский заимствовал музыку Адажио из своей уничтоженной оперы «Ундина». Музыка передает первые признания влюбленных, их нежную робость и одушевление. Дуэт открывается волшебно звучащей каденцией арфы. Главную мелодию поет солирующая скрипка, сопровождаемая прозрачными аккордами арфы.

Начало средней части А дажио с ее отрывистыми, словно трепещущими аккордами гобоев и кларнетов, ощущается как едва приметная зыбь на зеркальной поверхности воды. Такова музыка вступления и заключения этой части, а основу ее составляет новая мелодия солирующей скрипки, полная радостного оживления и блеска.

В репризе А дажио мы вновь слышим прекрасную лирическую мелодию первой части. Но теперь сольное пение превращается в дуэт: главную тему ведет виолончель, а в высоком регистре ей вторят певучие фразы скрипки.«Песня любви»расцветает все богаче и ярче.

9. -маленькая быстрая вариация (Аll еgго ) - служит переходом к седьмому, новому проведению вальса, на этот раз усиленному всвоейзвучности.

10. . Дивертисмент завершаетсяоживленнойкодой(Аll еgго vivace ).

11. . Финал. Любовь к Одетте все более и более овладевает серд­цем принца. Он клянется, что будет верен ей, и вызывается быть ее спа­сителем. Одетта напоминает Зигфриду о том, что завтра в его замке бал, где принц по желанию матери должен будет выбрать невесту. Злой гений сделает все, чтобы заставить принца нарушить клятву, и тогда Одетта и ее подруги навеки останутся во власти филина. Но Зигфрид уверен в силе своего чувства: никакие чары не отнимут у него Одетту. Занимается заря, и наступает час прощанья. Девушки, обернувшись лебедями, плывут по озеру, а над ними простирает крылья огромный черный филин. Музыка этой сцены, основанная на теме лебедя, полностью воспроиз­водит начальныйэпизодвторого действия.

Действиетретье

Залв замкевладетельнойпринцессы.

1. . А11еgго qiusto . Начинается бал, на котором принцу Зиг­фриду предстоит выбрать невесту. Церемониймейстер отдает нужные рас­поряжения. Следует выход гостей, принцессы и Зигфрида с их свитой. Сце­ну сопровождает праздничная музыка в характере быстрого марша.

2. . По знаку церемоний­мейстера начинаются танцы. Музыка этого номера содержит ярко конт­растное сопоставление: с одной стороны - полнозвучие и блеск общего танца, с другой - прозрачность, остроумная игра тем­бров, театральная характерность«танца карликов»(среднийэпизод).

3. . Трубные звуки возвещают о при­бытии новых гостей. Церемониймейстер встречает их, а герольд объявляет принцу их имена. Девушки танцуют с кавалерами. За небольшим фанфарным вступлением следует ярко мелодичный та­нец,известный под названием«Вальса невест». Музыку танца дважды прерывают трубные сигналы - знаки прибы­тия новых приглашенных. После первого перерыва вальс возобновляется в мелодическом варианте.

Последнее, третье проведение вальса - расширенное; согласно ремарке композитора, здесь танцует «кордебалет во всем составе». В этой большой репризе вальса дается новый средний эпизод с темой у медных духовых инструментов, который вносит элемент сумрачности и тревоги.

4. .Принцесса спрашивает у сына, какая из девушек понравилась ему. Но Зигфрид не скрывает своего равнодушия к происходя­щему: его душа полна воспоминаний об Одетте. В зале появляется злой гений в образе мрачного графа Ротбарда . С ним его дочь Одиллия. Зиг­фрид поражен сходством новой гостьи с его любимой Одеттой, он решает, что это - девушка-лебедь, неожиданно явившаяся на бал, и восторженно приветствует ее. В этот момент Одетта в виде лебедя появляется в окне, пытаясь предостеречь принца от коварства злого гения. Но увлеченный Зигфрид никого не видит и не слышит, кроме Одиллии.

Начало сцены - ласковые вопросы матери к сыну и его беспокойные ответные реплики-передано мелодией «Вальса невест», принявшей теперь новый облик. Звуки труб предшествуют появлению Ротбарда и Одиллии. Следует небольшой оркестровый речитатив с характерным для Чайковского мотивомрокового«удара судьбы». И далее, на фоне тремоло струнных, остро драматично звучит тема ле­бедя,выражая отчаяние обманутой Одетты.

5. . Танец шести. Сюжетный и драматургический замысел этого дивертисмента остался неизвестным. Можно предположить, что он связан со следующей фразой из первоначального варианта либрет­то: «Танцы продолжаются, во время них принц оказывает явное предпоч­тение Одиллии, которая кокетливо рисуется перед ним».

6. . В венгерском «Чардаше» типичен контраст первой ми­норно-патетической части и бойко-жизнерадостной, с острыми ритмами, второй части (подобие «запева» и «припева»).

7. состоит из всту­пительнойкаденцииибольшого виртуозногосолоскрипки.

8. выдержан в характерном ритме «болеро», подчеркнутом звонким щелканьем кастань­ет.

9. . В итальянском - первая часть построена на мелодии подлинной неа­политанской песенки (соло корнета), а «припев» написан в энергичном праздничном движении тарантеллы.

10. . Польский танец - мазурка, в крайних частях горделивая, с воинственными притоптываниями , в средней части лирически-грациозная, инструментованная тонко и прозрачно (два клар­нета на фоне р izzicato струнных).

11. . Принцесса рада тому, что Зигфрид увлечен дочерью Ротбарда , и сообщает об этом наставнику. Принц приглашает Одиллию на тур вальса. Он все еще уверен, что прекрасная гостья - Одетта. Увле­каясь все больше и больше, он целует ей руку. Принцесса, видя это, объ­являет, что Одиллия должна стать невестой Зигфрида ; Ротбард торжест­венно соединяет руки своей дочери и Зигфрида . В этот момент становится темно, и Зигфрид видит в окне Одетту (по первоначальному варианту либретто, «окно с шумом распахивается и на окне показывается белая ле­бедь с короной на голове»). Он с ужасом убеждается, что стал жертвой обмана, но уже поздно: клятва нарушена, девушка-лебедь навеки останется во власти филина. Ротбард и Одиллия исчезают. Зигфрид в отчаянии спе­шит к озеру лебедей.

Действиечетвертое

Пустынныйбереглебединогоозера.Вдалиразвалиныискалы.Ночь...

1. . Музыка рисует подруг Одетты, добрых и ласко­вых. Красивые, мягко напевные фразы, звучащие попеременно у разных групп оркестра, чередуются с воздушными арпеджио арфы.

2. . Девушки ждут возвращения своей любимой подруги Одетты, недоумевая, куда она могла исчезнуть. В музыке этой сцены раз­вивается главная тема Антракта, которая становится все более беспокой­ной. Развитие приводит к новой, трогательно-нежной мелодии заключи­тельного раздела. Музыку этого номера Чайковский заимствовал из своей оперы «Воевода», напи­санной в 1868 г. и впоследствии уничтоженной композитором (в настоящее время восстановлена по сохранившимся материалам и включена в Полное собр. соч. П. И. Чай­ковского, т. I)

3. . Томясь беспокойным ожида­нием Одетты, девушки пробуют развлечь себя танцем. Ремарка композитора, поясняющая данный номер: «Девушки-лебеди учат танцевать лебе­дят». Музыка проникнута широкой песенностью . Главная тема - русская задушевная лирическая мелодия в характере, типичном для раннего Чай­ковского.

4. . Вбегает Одетта. Она с глубоким волнением рассказыва­ет об измене Зигфрида . Подруги утешают ее, уговаривают не думать больше о принце.

«Но я люблю его, - печально говорит Одетта».« Бедная! Улетим скорее, вот он идет!». «Он?»-О детта испуганно бежит к развалинам, потом останавли­вается.

«Я хочу видеть его в последний раз!». Темнеет. Сильные порывы ветра возвещают появление злого гения.

5. . Появляется Зигфрид . В смятении и горе ищет он Одетту, чтобы вымолить у нее прощение. Ра­дость свидания влюбленных длится недолго - появление злого гения на­поминает о непоправимости происшедшего. Одетта прощается с Зигфри­дом ; она должна умереть прежде, чем наступающее утро превратит ее снова в лебедя. Но и принц предпочитает смерть разлуке с любимой. Это повергает злого гения в страх: готовность Зигфрида пожертвовать жизнью во имя любви означает для филина неминуемую смерть. Не спо­собный победить великое чувство любви, он пытается разлучить влюблен­ных яростной бурей: вихри ветра усиливаются, озеро выходит из берегов. Одетта и вслед за ней Зигфрид кидаются с вершины скалы в пучину бур­ного озера. Злой гений падает мертвый. Апофеоз изображает светлое под­водное царство. Нимфы и наяды радостно встречают Одетту и ее воз­любленного и уносят их в «храм вечного счастья».

Музыкафиналаначинаетсяширокойпатетическоймелодией,рисующей появление Зигфрида . Его мольба о прощении, скорбь и отчаяние воплощены в теме лебедя, которая проходит теперь в страстно возбуж­денном движении.

Смятение чувств в д уше Зигфрида сливается с яростным бушеванием природы. Снова - на этот раз с предельной силой и патетичностью - звучит тема лебедя. В последнем эпизоде финала главная музыкальная тема ба­лета преображается: она вырастает в светлый, торжественный гимн побе­дившей любви.

© Инна Астахова

По материалам кн.: Житомирский Д., «Балеты Чайковского», Москва, 1957

Юбилей и год Петра Ильича Чайковского, 240 лет со дня основания Большого театра, и самый известный балет великого композитора может похвастаться круглой датой…

Петр Ильич Чайковский был очарован видом замка Нойшвайнштайн. Его название с немецкого можно перевести как «новый лебединый камень (утёс)». В его окрестностях находится озеро Шванзее, которое называют «лебединым».

В старинной немецкой легенде рассказывается о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя.



По озеру плывут лебеди. На берег к развалинам часовни приходят охотники с Зигфридом и Бенно. Они видят лебедей, у одного из которых на голове золотая корона. Охотники стреляют, но лебеди уплывают невредимыми и в волшебном свете обращаются в прекрасных девушек. Зигфрид, плененный красотой королевы лебедей Одетты, слушает ее печальный рассказ о том, как злой гений заколдовал их. Лишь ночью они принимают свой настоящий облик, а с восходом солнца снова становятся птицами. Колдовство потеряет силу, если ее полюбит юноша, никому еще не клявшийся в любви, и сохранит ей верность. При первых лучах зари девушки исчезают в развалинах, и вот уже по озеру плывут лебеди, а за ними летит огромный филин — их злой гений.

В замке бал. Принц и принцесса приветствуют гостей. Зигфрид полон мыслями о королеве лебедей, никто из присутствующих девушек не трогает его сердца. Дважды звучат трубы, возвещающие прибытие новых гостей. Но вот трубы прозвучали в третий раз; это приехал рыцарь Ротбарт с дочерью Одиллией, удивительно похожей на Одетту. Принц, уверенный, что Одиллия и есть таинственная королева лебедей, радостно устремляется к ней. Принцесса, видя увлечение принца прекрасной гостьей, объявляет ее невестой Зигфрида и соединяет их руки. В одном из окон бальной залы появляется лебедь-Одетта. Увидев ее, принц понимает страшный обман, но непоправимое свершилось. Охваченный ужасом принц бежит к озеру.



Берег озера. Девушки-лебеди ожидают королеву. Одетта пытается броситься в воды озера, подруги стараются ее утешить. Появляется принц. Он клянется, что в Одиллии видел Одетту и только поэтому произнес роковые слова. Он готов умереть вместе с ней. Это слышит злой гений в облике филина. Смерть юноши во имя любви к Одетте принесет ему гибель! Одетта бежит к озеру. Злой гений пытается превратить ее в лебедя, чтобы не дать утонуть, но Зигфрид борется с ним, а затем бросается вслед за любимой в воду. Филин падает мертвым.
На премьере балета в 1877 партии Одетты и Одиллии танцевала Карпакова, Зигфрида - Гиллерт, Ротбарта - Соколов.



В 1894 балет «Лебединое озеро» был показан в постановке Лва Иванова (1834—1901), помощника Петипа, ставившего, в основном, небольшие балеты и дивертисменты на сценах Мариинского, Каменноостровского и Красносельского театров. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью. Он был настоящим самородком, некоторые исследователи называют его «душой русского балета». Ученик Петипа, Иванов придал творчеству своего учителя еще большую глубину и чисто русский характер. Однако создавать свои хореографические композиции он мог только на прекрасную музыку. К его лучшим достижениям относятся, кроме сцен «Лебединого озера», «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Венгерская рапсодия» на музыку Листа.

К 1895 для постановки в Мариинском театре было заново пересмотрено либретто, над ним работали маститый Мариус Петипа (1818—1910) , работавший в Петербурге с 1847 года (он дебютировал одновременно как танцовщик и балетмейстер и создал целую эпоху в русском балете) и брат композитора М. И. Чайковский.

Эта версия в дальнейшем и стала классической. Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах. Хореография его впитала вдеи Горского (1871—1924), Вагановой (1879—1951), Сергеева (1910—1992), Лопухова (1886—1973).

В 1953 поистине революционный переворот в понимании полотна Чайковского совершил Владимир Бурмейстер спектаклем Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко.

Это было поистине новое слово в прочтении старого шедевра классического наследия, о чем и написала в своей рецензии великая Галина Уланова:

«Лебединое озеро» в Театре имени Станиславского и ВНемировича -Данченко показало нам, как плодотворны, могут быть искания художников в области классического балета, где, казалось, всё раз и навсегда установлено» .



За длинную историю жизни балета его партии исполняли лучшие танцовщики мира, постановщиками были лучшие балетмейстеры мира, а дирижировали лучшие дирижёры. По мотивам балета сняты мультфильм, полнометражное аниме, кино- и телевизионные версии полного балета.

Русские балерины, выступая в роли королевы лебедей Одетты, остались в памяти людей, как прекрасные легенды - Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова



Балет Большого театра продолжит свои юбилейные гастроли в Лондоне "Лебединым озером"

Сегодняшний балет "Лебединое озеро" также предполагает интригу. Главные партии в этом спектакле исполнят ведущие солисты ГАБТ Ольга Смирнова и Денис Родькин. Они же открывали гастроли балета Большого театра, выступив в главных ролях в "Дон Кихоте", за что и удостоились высшей оценки британской критики. Теперь артистам предстоит держать новый экзамен перед английскими рецензентами.

К месту будет добавить, что "Лебединое озеро" входило в программу самых первых зарубежных гастролей балета Большого театра 60-летней давности. На сей раз этот хореографический шедевр на сцене Ковент-Гардена покажут восемь раз. В числе исполнителей главных партий, кроме Ольги Смирновой и Дениса Родькина, значатся Светлана Захарова, Анна Никулина, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Семен Чудин, Руслан Скворцов. Предстоит и очередной дебют: одна из исполнительниц партии Одетты-Одиллии Юлия Степанова впервые выступит в спектакле Большого театра, ее партнером в роли принца Зигфрида станет Артем Овчаренко.

В дальнейшей афише московской труппы - "Пламя Парижа", "Укрощение строптивой" и "Корсар". Выступления балета Большого театра на сцене Ковент-Гардена продлятся до 13 августа 2016.


Концерт в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского. Запись 2016.

Исполняет Симфонический оркестр Санкт-Петербурга. Дирижер и солист - Сергей Стадлер.

В программе: Фрагменты музыки балета "Лебединое озеро": Белое адажио; Па-де-де Одиллии и Зигфрида; Русский танец



"Лебединое озеро" балет Петра Ильича Чайковского в двух действиях и четырёх актах.
Либретто-Владимир Бегичев.

Пролог.

Лунная ночь,озеро,по берегу гуляет прекрасная принцесса Одетта.Вдруг тень огромной птицы закрывает лунный свет.Злой волшебник,Ротбарт,отвергнутый Одеттой, насылает злые чары на девушку,Одетта превращается в белого лебедя.Снять злые чары может только принц,полюбивший Одетту и сдержавший клятву вечной верности.

Действие первое
Картина первая

Вдали виднеется родовой замок Зигфридов,лужайка,речка,мост,на веранде придворная молодёжь празднует совершеннолетия принца,весёлые танцы и смех,пляски шута.Внезапно появляется владетельная принцеса,мать Зигфрида,вручает принцу в подарок арбалет и напоминает,что завтра,на балу,принц должен выбрать невесту.Веселье затихает,задумчивый принц видит стаю лебедей и вспоминает о подарке матери.

Картина вторая

Берег озера,принц следует за лебедями,прилетевшими на ночлег.Взяв в руки арбалет,Зигфрид прицеливается в лебедь и вдруг вспышка света,появляется Одетта.Умоляя о пощаде,она рассказывает историю колдовства Злого гения Ротбарта.Принц,очарованный необыкновенной красотой девушки,влюбляется в Одетту,обещает разрушить злые чары колдуна.Остальные лебеди,превратившись в красавиц,выходят на берег и танцуют для принца.В порыве любви,Зигфрид даёт клятву вечной верности Одетте, но Злой гений Ротбарт,притаившись в развалинах,подслушивает разговор.

Действие второе Картина третья

Замок,бал в честь принца,собираются невесты для принца,но Зигфрид сообщает матери,владетельной принцессе, что он не будет делать выбор.Все мысли принца о прекрасной Одетте.На балу появляется волшебник Ротбарт,с дочерью Одеттой.Поразительное сходство с Одеттой,принц очарован и приглашает Одилию на танец,в окне бьётся прекрасная лебедь,но принц ничего не видит.Мать Объявляет Одилию,невестой принца,злой волшебник заставляет Зигфида произнести клятву любви и верности.Гром,молнии,меркнет свет,принц видит в окне Одетту и понимает коварный обман Злого гения,но зло свершилось,Ротберт торжествует и исчезает с бала.В отчаянии, принц бежит на берег лебединого озера.

Картина четвертая

Берег озера,принц ищет Одетту,он в смятении,на рассвете девушка должна погибнуть от чар Ротберта. Зигфрид умоляет о прощении,он понял ошибку,давая клятву Одетте,он думал и видел Одилию.Девушка прощает его,но колдовство не проходит,Злой гений наслаждается страданиями влюблённых,он хочет погубить принца.Буря,молнии,чёрная свита лебедей налетает на белых,принц сражается в смертельной схватке с Ротбартом,он готов умереть ради любимой.На помощь принцу приходит Одетта,схватка добра со злом окончена,ничто не может победить настоящую любовь.Чары падают,волшебство разрушено,белая лебедь превращается в девушку.

Эпилог

Рассвет,Зигфрид и Одетта встречают восход солнца.Добро торжествует,любовь побеждает любое колдовство,Злой гений побеждён.

Сама история создания этого балета – уже повод для отдельного рассказа. Прежде всего, никто толком и не знает, откуда взялся сюжет, на который был поставлен балет. Кто-то отсылает к немецкому фольклору, кто-то – к произведениям Гете, кто-то вспоминает биографию Людвига Баварского. Есть версия, что либретто «выросло» из сказки про принцессу, которая превращалась в лебедя по собственной воле – пряталась таким образом от злого волшебника. Легкомысленного принца она в итоге отвергла, за что тот лишил ее возможности превращаться в птицу и прятаться от злых сил: так не доставайся же ты никому! Та еще сказочка, согласитесь. В балете такой отрицательный образ принца был невозможен (все-таки балет во все времена был искусством дворцовым), поэтому он в итоге стал жертвой обстоятельств.

Даже для балетов, где всегда нормой были абсолютно схематичные сюжеты, это был перебор. История же, к которой мы привыкли сейчас, с заколдованной принцессой и принцем, который не смог сдержать клятву, появилась гораздо позже.

Разные вариации были и у финала балета. Финальная музыка кажется светлой и торжественной, но, тем не менее, композитор не имел в виду счастливую развязку. Однако в разное время балет заканчивался по-разному, да и сейчас среди классических версий нет единого «мнения». Где-то добро или зло торжествует по полной программе, где-то герои действуют по принципу «смертью смерть поправ» и встречаются для нового счастья в каком- то другом мире, где-то, как, например, в версии, идущей сейчас в Большом театре, принц наказан за нарушенное слово: Лебедь погибает, а он остается перед разбитым корытом.

Полный «хэппи энд» впервые появился в версии Сергеева 1950-го года – советское руководство требовало, чтобы у главного балета был счастливый финал.

Если история с либретто покрыта мраком, то с авторством музыки все предельно ясно, однако не менее интересно. В конце девятнадцатого века, когда было создано «Лебединое», серьезные композиторы чурались балетной музыки, для авторов симфоний и концертов написание музыки для балета было сравнимо с тем, как сейчас для оперного певца взяться за попсу: критики и ценители покроют презрением. Чайковский, получивший такой странный заказ от Дирекции Императорских театров (где, к слову, были отличные штатные балетные композиторы), в 1875 году был уже очень известным композитором. Тем не менее, заказ на балет «Озеро лебедей» он принял и подошел к нему со всей ответственностью, разобрался в том, какие специфические требования предъявляет танец к музыке. За год он написал заказанные четыре акта – и сделал это хоть и по законам жанра, но совсем иначе, открыв совершенно новый этап в истории музыкального театра, такого, где музыка стала самодостаточным произведением искусства, а не прикладным инструментом.

Но, несмотря на великолепную музыку, высоко оцененную критикой, первая постановка «Лебединого озера», увидевшая свет в 1877 году, безнадежно провалилась.

В первой редакции балет прожил совсем недолго и тихо сошел со сцены. Провал надолго отвадил Чайковского от балета: его удалось уговорить на авантюру еще дважды, ради «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», но случилось это через много лет после «Лебединого».
Премьера того спектакля, который дал «Лебединому» бессмертие, состоялась в 1895 году, уже после смерти композитора, который, однако, успел начать совместную работу над спектаклем вместе с главным балетмейстером Мариинского театра Мариусом Петипа и хореографом Львом Ивановым – авторами «того самого» спектакля.

Итак, с 1895 года балет начал свое триумфальное шествие по миру. В идеале право танцевать «Лебединое озеро» — привилегия больших классических компаний, но поскольку никакого фонда Чайковского и никакого фонда Петипа, которые защищали бы права авторов, не существует, этот балет танцуют все, кому не лень, часто навсегда отбивая у зрителя желание вновь встречаться с классикой. Балет идет по миру в бесчисленных редакциях, отличающихся друг от друга мелочами на сцене и фамилией автора на афише.

Но двадцатый век подарил зрителям и совершенно новые версии «Лебединого озера». Среди множества попыток самого разного уровня можно отметить три, которые полностью меняют представление о том, что «Лебединое озеро» это скучная рафинированная классика, к тому же не всегда хотя бы прилично исполненная.

В 1976 году в Гамбурге хореограф Джон Ноймаер поставил балет «Иллюзии как Лебединое озеро». В его спектакле нет места сказкам и волшебным превращениям: главным героем спектакля является Король, в основе образа которого лежит история Баварского короля Людвига II, а также самого Чайковского. Кстати, нет никаких сомнений в том, что на Петра Ильича произвел неизгладимое впечатление замок Людвига Баварского Нойшваштайн (в первых декорациях, кстати, была явная отсылка к этому замку, а в первом либретто указывалось, что действие происходит в Баварии). Людвиг Баварский, между прочим, повторил судьбу принца из первой редакции балета, погибшего в пучине вод.

В балете Ноймаера признанный душевнобольным Король помещен под стражу, измученный и опустошенный, он уходит в мир фантазий.

В этих фантазиях он примеряет на себя образ принца Зигфрида, влюбленного в девушку Лебедя. Легко догадаться, что ни к чему хорошему уход в мир фантазий не приводит.

В 1987 году появилось на свет «Лебединое озеро» шведского хореографа Матса Эка. Он первым придумал показывать лебедей не хрупкими барышнями, чьи движения полны изящества, а сильными и не всегда грациозными, иногда просто нелепыми птицами.

Поиск возлюбленной по Эку это метания между воображаемым идеалом и реальной непростой женщиной. Эк – один из самых провокационных хореографов 20 века, но в его балетах всегда мечтали танцевать лучшие представители классического танца. Увы, не так давно шведский хореограф принял решение оставить профессию. Уходит он не один: все свои балеты забирает с собой, поскольку следить за качеством больше не может, а отдать на самотек не готов.
Впрочем, знамя Эка, придумавшего совсем других лебедей, было подхвачено, а идея доведена до абсолютного совершенства британским хореографом Мэтью Борном.

Еще в 19 веке именно в «Лебедином озере» на балетной сцене впервые появился герой мужчина, с полноценным танцевальным текстом, а не просто мимический персонаж или галантный кавалер, «вешалка» для балерины. Борн довел и эту идею до абсолюта, сделав свое «Лебединое озеро» практически полностью мужским.

Его история очень далека от сказочной, от заколдованной принцессы здесь не осталось и следа, и все же, по мнению многих критиков, именно британскому хореографу удалось лучше всех услышать и понять, о чем была написана музыка Чайковского. Совсем не сказочная, трагическая музыка, полная отчаяния, сомнений, поисков любви, страха презрения и множества других эмоций, которыми так полна была жизнь композитора, практически безупречно интерпретирована в несомненно эпатажном для консервативного зрителя ключе. Впрочем, увидеть в этой истории что-то выходящее за рамки можно, лишь стремясь найти провокацию.

У Борна получилась рвущая душу искренняя и трагическая история о том, как больно и страшно не иметь родной души, как внезапно и совсем не там где надо она может быть найдена и как мучительно трудно и опасно бороться за право быть самим собой. Лебедь ты или принц, тебя заклюют за то, что ты пошел против законов стаи. Любовь, даже самая сильная, не способна спасти и защитить, а лебеди бывают нежными и трогательными только в сказке, а в жизни они сильные и злые (да, отдельного упоминания заслуживает роскошный мужской кордебалет с голыми торсами и в мохнатых панталонах, который, как ни странно, совсем не кажется смешным). И клетка остается клеткой, даже если она золотая.

Балет Мэтью Борна замыкает круг и вновь делает «Лебединое озеро» живым и настоящим, таким, каким написал его когда-то великий композитор.

Увидеть «Лебединое озеро» Мэтью Борна можно в рамках проекта Theatre HD (в Ярославле единственный показ в киноклубе Нефть только 23 августа.